Исследование сформированности умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи
![Реферат: Исследование сформированности умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи](https://westud.ru/work/8684977/cover.png)
Взрослый говорит слова слитно, а дошкольникам предложено повторить слово по слогам,. Подробное описание диагностического материала, инструкций приведены в Приложении 1. Взрослый говорит слова, а дошкольникам предложено назвать ударный слог слова,. Определение позиционного места звука в слове (какой по счету звук в слове?). Сроки проведения исследования: с сентября 2015 года по декабрь 2015 года… Читать ещё >
Исследование сформированности умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация и методики исследования
Мониторинг развитости умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи был проведен на базе дошкольного отделения «Дошколенок» ГБОУ № 1207 (г. Москва, Ореховый бульвар, д. 6).
В эксперименте участвовало 16 дошкольников с недоразвитием речи. В экспериментальную группу вошло 8 детей в возрасте от 6 лет.4 мес. до 6 лет 11 мес. (5 мальчиков и 3 девочки). В контрольной группе приняли участие 8 детей в возрасте от 6 лет. 3 мес. до 6 лет 10 мес. (4 мальчика и 4 девочки). У всех детей по заключению логопеда общее недоразвитие речи III уровня.
Сроки проведения исследования: с сентября 2015 года по декабрь 2015 года.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Констатирующий этап.
Сроки проведения: сентябрь 2015 года.
На данном этапе были подобраны диагностические методики на исследование сформированности умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи, были сформированы экспериментальная и контрольная группы старших дошкольников с недоразвитием речи, проведена процедура диагностики сформированности умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи, проведен анализ результатов исследования.
2. Формирующий этап.
Сроки проведения: с октября по ноябрь 2015 года (в течение 2-х меся цев).
На данном этапе проводился подбор заданий, упражнений, дидактических игр на формирование языкового анализа (фонематического, слогового и на уровне предложения), проведение логопедической работы с применением подобранного материала с дошкольниками экспериментальной группы.
3. Контрольный этап.
Сроки проведения — декабрь 2015 года.
На данном этапе проводилось повторное исследование сформированности умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи двух групп, проводился сравнительный анализ результатов первоначальной и повторной диагностики.
Для исследования особенностей языкового анализа у детей старшего дошкольного возраста нами были использованы диагностические методики, рекомендованные Р. И. Лалаевой [25]. Это методики на исследование языкового анализа фонематического, слогового и на уровне предложения.
Методика 1.
Анализ предложений на слова.
Первая методик содержит одно задание. Материалом исследования служат предложения различной структуры (Приложение 1). Перед ребенком стоит задание назвать, сколько слов в предложении.
Методика 2. Слоговой анализ Вторая методика содержит четыре задания.
При обследовании сформированности слогового анализа материалом служат слова (Приложение 1). Слоговой анализ исследуется по четырем заданиям:
- 1) взрослый говорит слова слитно, а дошкольникам предложено повторить слово по слогам,
- 2) взрослый говорит слова, а дошкольникам предложено определить, сколько слогов в слове,
- 3) взрослый говорит слова, а дошкольникам предложено назвать ударный слог слова,
- 4) взрослый говорит слова, а дошкольникам предложено назвать, какой по счету ударный слог в слове.
Методика 3. Фонематический анализ.
Третья методика содержит семь заданий.
При исследовании сформированности фонематического анализа использовались наборы слов (Приложение 1). Фонематический анализ исследуется по семи заданиям:
- 1) выделение звука на фоне слова,
- 2) определение первого и последнего звука в словах,
- 3) определение места звука в слове (начало, середина, конец),
- 4) определение количества звуков в словах,
- 5) определение последовательности звуков,
- 6) определение «соседей» звука в слове,
- 7) определение позиционного места звука в слове (какой по счету звук в слове?).
Подробное описание диагностического материала, инструкций приведены в Приложении 1.
Каждое задание оценивается по 5-балльной системе (от 1 до 5 баллов).
Критерии оценки по каждой методике подробно описаны в Приложении 1.
По итогам диагностических заданий высчитывается средний балл, который является показателем уровня сформированности умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи:
Высокий уровень: 4,4 5 баллов Выше среднего: 3,5 — 4,3 балла.
Средний уровень: 2,4 — 3,4 балла.
Ниже среднего: 1,7 — 2,3 балла.
Низкий уровень: 1 — 1,6 балла.