Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследование сформированности умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взрослый говорит слова слитно, а дошкольникам предложено повторить слово по слогам,. Подробное описание диагностического материала, инструкций приведены в Приложении 1. Взрослый говорит слова, а дошкольникам предложено назвать ударный слог слова,. Определение позиционного места звука в слове (какой по счету звук в слове?). Сроки проведения исследования: с сентября 2015 года по декабрь 2015 года… Читать ещё >

Исследование сформированности умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация и методики исследования

Мониторинг развитости умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи был проведен на базе дошкольного отделения «Дошколенок» ГБОУ № 1207 (г. Москва, Ореховый бульвар, д. 6).

В эксперименте участвовало 16 дошкольников с недоразвитием речи. В экспериментальную группу вошло 8 детей в возрасте от 6 лет.4 мес. до 6 лет 11 мес. (5 мальчиков и 3 девочки). В контрольной группе приняли участие 8 детей в возрасте от 6 лет. 3 мес. до 6 лет 10 мес. (4 мальчика и 4 девочки). У всех детей по заключению логопеда общее недоразвитие речи III уровня.

Сроки проведения исследования: с сентября 2015 года по декабрь 2015 года.

Исследование проводилось в три этапа:

1. Констатирующий этап.

Сроки проведения: сентябрь 2015 года.

На данном этапе были подобраны диагностические методики на исследование сформированности умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи, были сформированы экспериментальная и контрольная группы старших дошкольников с недоразвитием речи, проведена процедура диагностики сформированности умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи, проведен анализ результатов исследования.

2. Формирующий этап.

Сроки проведения: с октября по ноябрь 2015 года (в течение 2-х меся цев).

На данном этапе проводился подбор заданий, упражнений, дидактических игр на формирование языкового анализа (фонематического, слогового и на уровне предложения), проведение логопедической работы с применением подобранного материала с дошкольниками экспериментальной группы.

3. Контрольный этап.

Сроки проведения — декабрь 2015 года.

На данном этапе проводилось повторное исследование сформированности умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи двух групп, проводился сравнительный анализ результатов первоначальной и повторной диагностики.

Для исследования особенностей языкового анализа у детей старшего дошкольного возраста нами были использованы диагностические методики, рекомендованные Р. И. Лалаевой [25]. Это методики на исследование языкового анализа фонематического, слогового и на уровне предложения.

Методика 1.

Анализ предложений на слова.

Первая методик содержит одно задание. Материалом исследования служат предложения различной структуры (Приложение 1). Перед ребенком стоит задание назвать, сколько слов в предложении.

Методика 2. Слоговой анализ Вторая методика содержит четыре задания.

При обследовании сформированности слогового анализа материалом служат слова (Приложение 1). Слоговой анализ исследуется по четырем заданиям:

  • 1) взрослый говорит слова слитно, а дошкольникам предложено повторить слово по слогам,
  • 2) взрослый говорит слова, а дошкольникам предложено определить, сколько слогов в слове,
  • 3) взрослый говорит слова, а дошкольникам предложено назвать ударный слог слова,
  • 4) взрослый говорит слова, а дошкольникам предложено назвать, какой по счету ударный слог в слове.

Методика 3. Фонематический анализ.

Третья методика содержит семь заданий.

При исследовании сформированности фонематического анализа использовались наборы слов (Приложение 1). Фонематический анализ исследуется по семи заданиям:

  • 1) выделение звука на фоне слова,
  • 2) определение первого и последнего звука в словах,
  • 3) определение места звука в слове (начало, середина, конец),
  • 4) определение количества звуков в словах,
  • 5) определение последовательности звуков,
  • 6) определение «соседей» звука в слове,
  • 7) определение позиционного места звука в слове (какой по счету звук в слове?).

Подробное описание диагностического материала, инструкций приведены в Приложении 1.

Каждое задание оценивается по 5-балльной системе (от 1 до 5 баллов).

Критерии оценки по каждой методике подробно описаны в Приложении 1.

По итогам диагностических заданий высчитывается средний балл, который является показателем уровня сформированности умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи:

Высокий уровень: 4,4 5 баллов Выше среднего: 3,5 — 4,3 балла.

Средний уровень: 2,4 — 3,4 балла.

Ниже среднего: 1,7 — 2,3 балла.

Низкий уровень: 1 — 1,6 балла.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой