Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социализация как фактор интенсификации обучения иностранному языку младших школьников: Для школ с углубленным изучением английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для проведения опытного обучения произвольно была выбрана группа младших школьников, а также контрольная группа. Дети в обеих группах являлись учащимися первых классов классической гимназии г. Тамбова, их возраст составил 7−8 лет. Обучение иностранному языку в младших классах гимназии осуществляется с использованием в качестве основного учебно-методического комплекса (УМК) учебник И. Н… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Проблема интенсивного обучения в теории и методике преподавания з иностранного языка
    • 1. 1.2 Особенности интенсификации обучения младших школьников и его основные положения
      • 1. 3. Социализация и интенсификация обучения иностранному языку j младших школьников. ^
  • Глава 2. ОПЫТ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИХ, СОЦИАЛИЗАЦИИ. Г
    • 2. 1. Педагогические условия социализации младших школьников как средство интенсификации процесса обучения иностранному языку
    • 2. 2. Сферы социализации и типы уроков, направленные на интенсификацию обучения иностранному языку младших i школьников
    • 2. 3. Использование приемов социализации младших школьников в j условиях опытного обучения иностранному языку,
  • — j§ ft направленного на его интенсификацию

Социализация как фактор интенсификации обучения иностранному языку младших школьников: Для школ с углубленным изучением английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все выше сказанное определило выбор темы исследования.

Актуальность темы

определяется следующими факторами: © неразработанностью способов и приемов организации интенсификации обучения иностранному языку младших школьников на основе социализации- © ростом требований, предъявляемых к качеству обучения иностранному языку младших школьников и к формированию социальных умений и навыков- © недостаточным учетом возрастных особенностей развития младших школьников как фактора социализации учащихся на уроках иностранного языка. В качестве объекта исследования выступает процесс социализации младших школьников как фактор интенсификации раннего обучения иностранному языку в сфере общения, самосознания и деятельности.

Предметом исследования являются формы социализации учащихся в процессе обучения иностранному языку, направленные на его интенсификацию.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что интенсифицировать процесс обучения иностранному языку младших школьников возможно, если в учебном процессе создавать условия для социализации ребенка, т. е. условия для развития иноязычного общения, формирования самосознания и овладения доступными ребенку видами деятельности (игровой, учебной, продуктивной).

Исходя из гипотезы, были определены цель и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в изучении возможностей интенсификации обучения иностранному языку младших школьников через их социализацию и разработке для этого специальных типов уроков, способов и приемов.

В связи с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи: осуществить теоретический анализ и изучить практический опыт интенсивного обучения иностранному языку- © определить сферы процесса социализации в виде общения, самосознания и деятельности учащихся на уроке иностранного языка и разработать педагогические условия социализации как фактора интенсификации обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте- © разработать типы уроков в зависимости от сфер социализации, направленные на интенсификацию обучения иностранному языку младших школьников- © сформулировать методические рекомендации и проверить их эффективность в ходе опытного обучения. Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования: анализ теоретической концепции социализации как фактора интенсификации обучения иностранному языку младших школьниковнаблюдения за процессом обучения младших школьников английскому языку с целью выявления форм социализациианкетирование и проведение бесед с учителями английского языка, работающими с младшими школьниками- © проведение бесед, анкетирование и тестирование учащихся- © проведение опытного обучения и анализ его результатов. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые социализация младших школьников рассматривается как фактор интенсификации процесса обучения иностранному языку. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: ® определяются осщхвные сферы социализации младших школьников на уроке иностранного языка с учетом их возрастных социально-психологических особенностей (иноязычное общение в межличностном взаимодействиисамосознание, формирующееся через личностное развитие и становлениедоступная младшим школьникам деятельность (игровая, учебная, продуктивная)) — ® теоретически обосновывается использование процесса социализации с целью интенсификации обучения иностранному языку младших школьниковПрактическая ценность данного исследования заключается в том, что в нем: предложен один из возможных путей интенсификации обучения младших школьников английскому языку, направленный на социадизацию младших школьников- © разработаны типы уроков, построенные на приемах социализации и направленные на интенсификацию обучения младших школьников. © дано описание способов и приемов обучения общению, деятельности, развитию самосознания с целью интенсифика1§|й обучения иностранному языку младших школьников.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Преподавание иностранного языка в младших классах средней школы может строиться на основе процесса социализации учащихся.

2. Основными сферами социализации младших школьников, направленной на интенсификацию обучения иностранному языку, являются иноязычное общение в межличностном взаимодействиисамосознание, формирующееся через личностное развитие и становление ребенкадоступная младшим школьникам деятельность (игровая, учебная, продуктивная).

3. Обучение на основе данного подхода способствует интенсификации учебного процесса, суть которой заключается в максимально возможном сближении количественных и качественных показателей input (вводимого учебного материала) и output (усвоенного учебного материала), включающего формулы общения, учебный материал, способствующий развитию самосознания, умений и навыков учебной, игровой, продуктивной деятельности младших школьников.

Апробация результатов данного диссертационного исследования по интенсификации обучения младших школьников была произведена на научно-практических конференциях в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина в 1997 — 1999 годах, на городском семинаре учителей иностранных языков при Тамбовском ИПКРО (1998 г.) и в опубликованных статьях и тезисах.

Поставленные цели и задачи определили структуру и объем диссертации, которая состоит из введения, двух глав, выводов по каждой из них, заключения, библиографии и приложения. Объем работы — 170.

Результаты исследования вопросов социализации младших школьников и ее влияния на интенсификацию обучения иностранному языку младших школьников послужили основанием для проведения опытного обучения.

Опытное обучение ставило своей целью проверку выдвинутой гипотезы исследования, о том, что интенсифицировать процесс обучения иностранному языку младших школьников возможно, если в учебном процессе создавать условия для социализации ребенка, т. е. условия для развития общения, формирования самосознания и овладения доступными ребенку видами деятельности (игровой, учебной, продуктивной).

Для проведения опытного обучения произвольно была выбрана группа младших школьников, а также контрольная группа. Дети в обеих группах являлись учащимися первых классов классической гимназии г. Тамбова, их возраст составил 7−8 лет. Обучение иностранному языку в младших классах гимназии осуществляется с использованием в качестве основного учебно-методического комплекса (УМК) учебник И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной (12). Поэтому перед проведением опытного обучения нами была проанализирована эффективность используемого в гимназии УМК И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной для первого года обучения с точки зрения его направленности на социализацию младших школьников, а также эффективности его использования в плане обучения иностранному языку.

Важным этапом стала беседа с учащимися в экспериментальной и контрольной группах с целью выявления уровня развития их социальных умений и навыков в сфере общения самосознания и деятельности, с той же целью были проанализированы несколько уроков английского языка после первого месяца обучения младших школьников по обычной программе и с применением сложившейся в гимназии методики преподавания. Два из этих уроков представлены в приложении 1.

Затем нами было начато опытное обучение, которое осуществлялось на основе предлагаемых нами способов и методов организации процесса обучения иностранному языку, направленных на социализацию детей и интенсификацию обучения.

В процессе реализации опытного обучения нами анализировались проводимые уроки с целью определения их влияния на социализацию младших школьников, а также на интенсивность процесса обучения иностранному языку. Фрагменты некоторых из этих уроков помещены в приложении 2.

В конце учебного года было проведено тестирование учащихся в экспериментальной и контрольной группах с целью определения уровня социального развития младших школьников в сфере деятельности, общения и самосознания, а также уровня интенсивности обучения. Материалы тестов помещены в приложение 3.

Анализ учебно-методического комплекса для младших школьников.

И. Н. Верещагиной, Г. А. Притыкиной с целью определения степени его направленности на социализацию учащихся.

Учителя лишь в последние 3−4 года имеют возможность выбора учебно-методического комплекса (УМК). До этого отсутствие альтернативных учебников, применение достаточно однообразных методов обучения делало учителя лишь исполнителем программных требований, лишало его возможности развивать свой творческий потенциал.

В настоящее время учебных пособий для младших школьников стало гораздо больше, но сейчас мы сталкиваемся с другой проблемой. Зачастую качество и практическое применение таких пособий оставляет желать лучшего. Материал, предлагаемый в них учащимся, на первый взгляд кажется вполне современным, но он не поможет ребенку, который еще только осваивает грамматические структуры родного языка, найти соответствующие его уровню английские эквиваленты (4, 103, 122, 130). Некоторые упражнения и задания могут казаться привлекательными и интересными, но на практике оказываются малоэффективными. Например, хороший по содержанию диалог — разговор о фотографии, оказывается в разделе «Давайте поиграем» (12, с. 72−73). Дети могут просто не обратить на него внимание, т. к. на данном этапе их интересует все то, что связано с их игрушками. Поэтому, какое бы учебное пособие ни использовал учитель, ему всегда рекомендуется приспосабливать его к своей, конкретной, группе учащихся. Модификация учебника осуществлялась в следующих направлениях: введение разговорных формул, способствующих социализации младших школьников в сфере общенияувеличение числа заданий, способствующих формированию умений и навыков игровой, продуктивной и учебной деятельностисоставление ситуаций общения, направленных на развитие самосознания детей.

Обучение младших школьников проходит на основе УМК И. Н. Верещагиной и Т. А. Притыкиной (12). Данный УМК вышел в 1991 г., он рассчитан на преподавание английского языка во втором классе школ с углубленным изучением иностранного языка. Этот учебный комплекс стал альтернативой ранее действовавшему (И. Н. Верещагина, М. П. Дубровин, Т. А. Притыкина Учебник английского языка для 2 класса школ с углубленным изучением английского языка — 4-е издание, М., 1990). Данный УМК включает следующие компоненты: учебник — книга для учащихся, книгу для учителя, звуковое пособие и раздаточный материал. Учебник состоит из нескольких уроков, каждый из них рассчитан на один учебный час, т. е. на 40 — 45 минут при количестве занятий — 2 урока в неделю.

Урок учебника включает следующие разделы: «учимся говорить», «учимся писать», «учимся читать», «учим наизусть», в которых содержится материал для обучения всем видам речевой деятельности. Каждая четверть заканчивается разделом «Проверь себя!». Его цельподготовить учащихся к самоконтролю. Новым также является наличие тетради для самостоятельной работы. В этой тетради даны упражнения к каждому уроку учебника. Они помогают организовать ежедневную работу учащихся над языком дома. Большое значение придается работе со звуковым пособием. Оно используется для постановки произношения, отработки лексического и грамматического материала, обучения аудированию и чтению, а также для разучивания диалогов, стихов, песен (13). Такова общая характеристика данного УМК для второго класса.

Нам было необходимо выяснить, можно ли использовать данный УМК в качестве основы для интенсификации обучения младших школьников, насколько учебник способствует развитию у детей социальных умений и навыков.

Интересно обратиться к опыту работы учителей Тамбовской гимназии по УМК И. Н. Верещагиной и Т. А. Притыкиной. Начиная с 1997 г., в гимназии была полностью произведена замена ранее действовавшего учебника И. Н. Верещагиной, М. П. Дубровина, Т. А.

Притыкиной. Необходимо заметить, что обучение по «новому» учебнику начинается уже в первом классе, что дает возможность во втором классе приступить к работе с УМК для третьего класса, так как в нем, в соответствии с принципом избыточности, предлагается достаточно большой объем учебного материала.

С учителями, работающими по этим УМК, было проведено анкетирование. В нем принимали участие 13 преподавателей Тамбовской классической гимназии. Им был предложен ряд вопросов. Ответы на вопросы давались по пятибалльной системе. Результаты анкетирования были сведены в таблицу (табл. 4.2). Анкетирование позволило увидеть слабые и сильные стороны учебника, оценку эффективности учителями имеющегося УМК.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ УЧЕБНИК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА?

1. Способствует ли учебник развитию у младших школьников социальных умений и навыков в сфере общения?

2. Способствуют ли задания данного УМК развитию социальных умений и навыков учащихся в игровой деятельности?

3. Способствуют ли задания данного УМК развитию социальных умений и навыков учащихся в учебно-познавательной деятельности?

4. Достаточно ли в нем упражнений, способствующих развитию самосознания ребенка?

5. Обеспечивает ли учебник задания для организации парных, групповых, коллективных форм работы? б. Насколько в заданиях учебника младшим школьникам необходимо применить уже имеющиеся социальные знания и умения?

1. Вызывает ли работа с учебником интерес у учащихся?

8. Представлен ли в учебнике материал, соответствующий интересам учащихся?

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Г. Играя, учись. (Английский язык в картинках для детей дошкольного возраста) — 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986.-224 с.
  2. Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996.-
  3. М.М. Активные формы и методы обучения. — Тула, 1993. -184 с.
  4. В. П. Разработка дидактико-методической модели школьного учебника в ГДР. В кн.: Совремнный школьный учебник: совершенствование и применение. — М., 1988. — 205 с.
  5. СИ. Музыка и движение. — М.: Просвещение, 1984. — 288 с.
  6. В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Автореф. дис. докт. пед. наук. -Челябинск, 1995. — 49 с.
  7. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. — 399 с.
  8. Л.П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978 — с. 125
  9. Бухбиндер В. А, Мившюбов А. А. Основы перестройки школьного курса иностранного йзыка. — Сов. педагогика, 1984, № 16. — с.71−76.
  10. Г. Е. Соотнесенность действий внешнего и внутреннего плана при овладении иноязычной речью. — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1996. — 96 с.
  11. И.Н., Притыкина Т. А. Английский язык. Учебник для II класса школ с углубленным изучением английского языка. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
  12. И.Н., Притыкина Т. А. Обучение английскому языку по новому УМК для II класса школ с углубленным изучением английского языка. — Иностр. языки в школе, 1995, № 2. — с. 26−38.
  13. Вопросы перестройки и интенсификации преподавания иностранных языков: Сб. научных трудов / Московский государственный институт международных отношений. — М.: МГИМО, 1988.-163 с.
  14. .З. Семь парадоксов воспитания. — М.: Новая школа, 1994.-78 с.
  15. .З. Школа и социальная среда: взаимодействие. — М.: Знание, 1981.-95 с.
  16. Л. Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  17. Л. История развития высших психических функций / Собр. соч.: В 6 т. -М.: Педагогика, 1983. -т.З — с. 6−328.
  18. Н. Д., Соловцева Э. И. К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы. -Иностр. языки в школе, 1991, № 3 — с.31−35.
  19. Н.Д., Никитенко З. Н. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе. — Иностр. языки в школе, 1994,№ 1.-с.8−16
  20. И.С. Интенсивная методика обучения иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста: Дис.канд. пед. наук. — М., 1998. — 115 с.
  21. Л.Ш. Основы методики интенсивного обучения взрослых устной речи на иностранном языке. — М., 1978. — 167 с.
  22. Л.Ш., Чавчавадзе З. М. Экспериментальный интенсивный курс учебной речи для учителей иностранных языков средних школ Тбилиси. — Иностр. языки в школе, 1976, № 5. — с. 30−35.
  23. Е.А. Иностранный язык в детском саду (в помощь воспитателю). — Иностр. языки в школе, 1991, № 5. — с. 24−30.
  24. В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  25. М.В., Чуйкова Л. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступенях обучения. — Иностр. языки в школе, 1990, № 6. -с. 48−53.
  26. Л.Г. Драматические игры во внеклассной работе. — Иностр. языки в школе, 1988, № 8. — с. 32−40.
  27. Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. — Иностр. языки в школе, 1989, № 2. — с. 54−66.
  28. Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. — Иностр. языки в школе, 1989, № 3. — с. 69−76.
  29. Л.Г., Мезенин СМ. К проблеме концепции интенсивного курса в условиях средней школы. — Иностр. языки в школе, 1991, № 6. — с. 13−23.
  30. Л.Г., Чалкова Е. Г. Прием драматизации как средство воспитания. — Иностр. языки в школе, 1976, № 1 — с. 45−49.
  31. Л.Г., Соловцова Э. И., Чепцова Л. Б. Иностранный язык и новая модель новая модель начальной школы. — Иностр. языки в школе, 1994, № 1.- с. 24−32.
  32. Европейский языковой портфель. Ред. В. В. Сафонова — М.: Еврошкола, 1999. — 155 с.
  33. Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. — Иностр. языки в школе, 1995, № 2. — с. 4−7.
  34. Н.В. О включении элементов интенсивного обучения в преподавание иностранных языков в средней школе. — Иностр. языки в школе, 1890, № 6. — с. 7−13.
  35. Е.И. О проблемах воспитывающих и развивающих методов обучения иностранному языку — Иностр. языки в школе, 1990, № 1. -с. 32−38.
  36. Задачи и перспективы интенсификации обучения иностранному языку в школе и ВУЗе: Сб. научн. трудов / Киев. гос. пед. ин-т иностр. яз. -Киев: КГПИИЯ, 1988. — 118 с.
  37. А.В. Психология личности и деятельность дошкольника. — М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
  38. А.В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко -М.: Педагогика, 1986 — 296 с.
  39. В.В. Психология детства. — М.: ИЦ «Академия», 1995. -348 с.
  40. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей средней школы. — М.: Просвешщие, 1978. — 159 с.
  41. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991.- 220 с.
  42. В.Н. Эксперимент продолжается. — Иностр. языки в школе, 1990, № 5.-с. 9−16.
  43. М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. — М.: Просвещение, 1996. — 184 с.
  44. Интенсивное обучение иностранным языкам. — М.: Изд-ю МГУ, 1990.-132 с.
  45. Интенсивные формы обучения иностранным языкам / Научн. ред. Д. Х. Бакеева. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. — 93 с.
  46. Е.И. О проблемах воспитывающих и развивающих методов обучения иностранному языку. — Иностр. языки в школе, 1990, № 1.-с. 32−38.
  47. Щ|||р||>нова Т.И., Щукин А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. — М.: Русский язык, 1987. — 230 с.
  48. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка.- М., Российское педагогическое агентство, 1997. -192 с.
  49. Е.И. Роль музыки и песен в изучении английского языка. — Иностр. языки в школе, 1990, № 5. — с. 45−48.
  50. О.В. Методика использования компьютерных игр в обучении английской орфографии на начальном этапе в школе с углубленным изучением иностранного языка: Автореф. дис. канд. пед. наук. — -Петербург, 1995. — 19 с.
  51. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. Из-во МГУ, 1986. — 176 с.
  52. Г. А. Новые подходы к обучению иностранным языкам / Интенсивное обучение иностранным языкам. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-с. 4−12.
  53. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. — М.: Высш. школа, 1982. — 141 с.
  54. ЬСлиментенко А. Д. Экспериментальное обучение английскому языку детей с шести лет в школе. — Иностр. языки в шкфте, 1978, № 2.-с. 37−47.
  55. О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. — Иностр. языки в шкше, 1989, № 4. — стр. 14−16.
  56. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  57. Кон И. С. Открытие «я». — М.: Политиздат, 1978. — 366 с.
  58. Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры / Социальная психология личности. — М.: Наука, 1979. — с. 85−113.
  59. Е.В. Раннее обучение иностранному языку средствами исскуства: воспитание человеческой природы. — Иностр. языки в школе, 1996, № 2. — с. 41−50.
  60. А.А. Психологические аспекты личности и деятельности. — Иностр. языки в школе, 1974, № 5. — с. 80−85.
  61. А.А. Психологические особенности обучения иностранным языкам в школе. М., 1976. — 217 с.
  62. А.А. Психология общения. — Тарту: Из-во Тарт. ун-та, 1974.-220 с.
  63. А.А. Социальная психология в обучении иностранным языкам. — Иностр. языки в школе, 1976, № 2. — с. 70−74.
  64. А.Н. Общее понятие деятельности / Основы теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1974. — с. 5−20.
  65. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 302 с.
  66. А.А. Язык, речь и речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  67. М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1996. — 144 с.
  68. Личность школьника в системе коллективных отношений. Сб. статей / Под ред. Н. Я. Скоморохова. — Ростов н /Д, 1971. — 111 с.
  69. Г. Суггестология (главы из книги). В сб.: Методика преподавания зарубежем (вып. II): — М.: «Прогресс», 1976. — с. 195−226.
  70. В.М. О некоторых базисных категориях методики а||й1ения иностранным языкам. — Иностр. языки в школе, 1973, № 1. — с. 27−32.
  71. М.В., Кошман И. М. Технические средства в обучении иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1981. — 164 с.
  72. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. -Л.: Наука, 1983. — 176 с.
  73. Е.А. Интенсивный курс обучения английскому языку. — Минск: Вышейш. шк., 1989. — 238 с.
  74. Е.А. Учебное общение на уроке английского языка. — Минск: Вышейш. шк., 1990. — 316 с.
  75. Г. Цели и содержание суггестопедического обучения иностранному языку в болгарской школе. — Иностр. языки в школе, 1991, № 2.-с. 87−93.
  76. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Под ред. В. А. Бухбиндера, Г. А, Китайгородской. — Киев: Высш. шк., 1988 -342 с.
  77. Методика обучендя иностранному языку / Под редакцией Н. И. Гез, М. В. Ляховицкого, А. А. Миролюбова и др. — М.: Просвещение, 1982.-373 с.
  78. Методические рекомендации по интенсивному обучению английскому языку в средней общеобразовательной школе / Сост. Н. К. Скляренко, В. М. Харенко, Е. И. Рудешко, И. Потребил. -Киев: РУМК, 1987.- 48 с.
  79. Р.П. Проблемы развития школьников средствами иностранного языка. — Иностр. языки в школе, 1989, № 3. — с. 20−25.
  80. Р.П. Формы педагогического воздействия учителя на познавательную деятельность учащихся. — Иностр. языки в школе, 1991, № 2.-с. 13−17.
  81. Миньяр-Белоручев Р.К. О принципах обучения иностранным языкам. — Иностр. языки в школе, 1982, № 1. — с. 42−46.
  82. А.В. Общение школьников. — М.: Знание, 1987. — 76 с.
  83. А.В. Социализация и «смутное время». — М.: Просвещение, 1986.-175 с.
  84. А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. — М.: О-во «Знание» РСФСР, 1990. — 39 с.
  85. B.C. Шестилетний ребенок в школе. — М.: Просвещение, 1986.-175 с.
  86. B.C. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1985 — 272 с.
  87. Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. — Иностр. языки в школе, 1987, № 6. — с. 20−26.
  88. Е.И. Психологические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1986.-23с.
  89. Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. — М.: Наука, 1981.-111с.
  90. З.Н. Обучение произношению детей 8 лет в курсе английского языка для I класса. — Иностр. языки в школе, 1992? № 1. — с. 25−32
  91. Проблемы школьного учебника: Сб. статей / Ред. коллегия: Ю. К. Бабанский и др. — М.: Просвещение, 1974. — 222 с.
  92. Л.Э. Влияние основных субъектов социализации на формирование ценностных ориентации детей: (Социологический аспект): Дис. … канд. социол. наук. — Екатиренбург, 1997. — 152 с.
  93. В.Л. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению. — Иностр. языки в школе, 1990, № 5. — с. 41−45.
  94. Психология и методика интенсивного обучения иностранным языкам: Сб. научных трудов / Научн. ред. А. А. Леонтьев. — М., 1978.-79 с.
  95. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  96. Пути оптимизации обучения иностранному языку в школе. Методическая разработка МГПИ. М., 1983. — 210 с. ПО. Рабинович Ф. М., Сахарова Т. В. Интенсивные методы обучения и средняя школа. — Иностр. языки в школе, 1991, № 1. — с. 9−17.
  97. Раннее обучение иностранному языку: проблемы и перспективы (Материал второго года экспериментального обучения иностранным языкам с садах и начальной школе.). М-во нар. образ. РСФСР — М.: Б. и., 1989. — 75 с.
  98. Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. — М.: Просвещение, 1988.-224 с.
  99. Е.В. Социальная психология: курс лекций. — М.: ИЕФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — 224 с.
  100. Г. Ф. О некоторых приемах создания психологического климата при обучении иностранному языку в средней школе. -Иностр. языки в школе, 1992, № 1 — с. 26−30.
  101. И.С. Обучение английскому языку детей младшего возраста. — Иностр. языки в школе, 1982, № 1. — с. 62−65.
  102. Л.В. К проблеме творчества учителя иностранного языка. — Иностр. языки в школе, 1989, № 6. — с. 13−19.
  103. И.А. Дидактическая игра в процессе формирования у младших школьников учебных умений и навыков: Дис. … канд. пед. наук.-М" 1998.-234 с.
  104. П.И. Интенсивное обучение иностранным языкам на основе комплексного применения технических средств. В сб. научн. тр. Задачи и перспективы интенсификации обучения иностранным языкам в школе и ВУЗе. — Киев: КГПИИЯ, 1988. — с. 17−26.
  105. Л.В. Раннее обучение иностранным языкам. — Чебоксары: Б. и., 1992. — 7 8 с.
  106. Н. Пути интенсификации урока иностранного языка: Методическая разработка. — Л.: ЛГИУУ, 1988. — 18 с.
  107. Филатов BJV ,^ УМК для раннего этапа обучения иностранным языкам. Созданный учителями и методистами г. Ростова-на-Дону и Ростовской области. — Иностр. языки в школе, 1993, № 1. — с. 43−52.
  108. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — с. 447
  109. Л.В. Прием инсценировки на уроках английского языка в младших классах. — Иностр. языки в школе, 1990, № 5. — с. 58−60.
  110. Формирование первичных основ социальной активности у детей дошкольного возраста. Межвузовский сборник научных трудов. -М.: МГПИ, 1984. — 192 с.
  111. СП. Интенсификация процесса обучения иностранному языку в свете новой типовой программы. В сб. научн. тр. Интенсификация процесса обучения иностранным языкам в неязыковых ВУЗах. — Саратов: Саратовская гос. академия права, 1995.-с. 3−10.
  112. Г. Б. Принцип активности в обучении иностранным языкам. — Иностр. языки в школе, 1994, № 5. — с. 16−19.
  113. В.Д. Мнемонические способности: развитие, диагностика -М.: Педагогика, 1990- 175 с.
  114. Т.И., Чекмарева Т. К. Урок в современной школе и его педагогический анализ. М., 1987. — 203 с.
  115. Е.В. О совершенствовании учебника по. иностранному языку. В кн.: Проблемы школьного учебника. — М., 1991. — с. 75−88.
  116. А.Н. Особенности построения урока английского языка на начальной ступени обучения. В сб.: Проблемы раннего и углубленного обучения иностранным языкам. Барнаул: — Б. и., 1990. — с. 23−26.
  117. И.Ю. Подход к обучению иностранному языку. — В кн.: Актуальные проблемы учебного процесса. — М.: Информцентр высшей школы, 1973. — с. 48−63.
  118. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-240 с.
  119. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. -160 с.
  120. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986. — 142 с.
  121. Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  122. Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
  123. Д. Б. Психология обучения младших школьников. — М.: Знание, 1974. — 64 с.
  124. Г. П. О некоторых особенностях работы с детьми шестилетнего возраста. — Иностр. языки в школе, 1983, № 3. — с. 38−42.
  125. Allwright D. Social and pedagogic pressures in the language classroom: The role of socialization in society and the language classroom / Ed. by Hywel Coleman. — Cambridge, 1996. — p. 209−226.
  126. Ausubel D.P. Adult versus children in second language learning: Physiological considerations. In Foreign languages and the schools. -Dubuque, Iowa, Brown Co, 1967. — p. 100−106.
  127. Ausubel D.P. et. al. Educational psychology: A cognitive view. — New- York, cop. Holt, Pinehart and Winston, 1978. — XVII, 733 p.
  128. Boase P. I can play games: fun-to-play games for younger children. — New-York, Lorerz book, 1997. — 41 p.
  129. Bruner J. S. Child’s talk: Learning to use language. New-York, London, Norton, 1983. — 144 p.
  130. Byrne D. Teclmiques for classroom interactions. Series Longman keys to language teaching. — London, Longman, 1987. — 108 p.
  131. Children and language. Readings in early language and socialization / Ed. by S. Rogers. — London, Oxford, 1975. — IX, 348 p.
  132. Cohen L. et. al. A guide to teaching practice. — London: Routledge, 1996.-XVI, 149 p.
  133. Conversation: Cognitive, commimicative and social perspectives / Ed. by Givon T. — Benjamins publishing company: Amsterdam, 1997. — VIII, 302 p.
  134. Crystal D. Language play. — London: Penguin Group, 1998. — X, 248 p.
  135. Dirven R. Is it really so hard to get young children interacting in a foreign language? — English language teaching journal, London, 1981, vol. 35, N3. -p. 287−293.
  136. Dunn O. Beginning English with young children. — London: MacmiUan Publishers Ltd., 1993. — VI, 189 p.
  137. Dunn O. Developing English with young learners. — London, MacmiUan Publishers Ltd., 1994. — IV, 104 p.
  138. Fried — Booth D.L. Projecy work. — Oxford: Oxford University Press, 1997.- 89 p.
  139. Garrison K.C. The psychology of childhood: A survey of development and socialization. — New-York, Scribrer, 1967. — XVII, 457 p.
  140. Griffee D.T. Songs in action: Classroom techniques and resources. — New-York, Prentice Hall international, 1992. — XI, 173 p.
  141. Grundy P. Beginners. — Oxford: Oxford University Press, 1995. — X, 149 p.
  142. Grimeberg M.M., Sykes R.N. Students attitudes to the keyword method of language learning. — Language Learning Journal, 1991, № 4. — p. 60−62.
  143. Halliwell S. Teaching English in the primary classroom. — Longman Handbooks for Language Teachers Series. — London, Longman, 1992. -169 p.
  144. Harmer J. The practice of English language teaching. Handbooks for 1. anguage Teachers Series. — London, Longman, 1991. — 296 p.
  145. Haines S. Projects for the EFL classroom. — Edinburgh, Yorkplace, Nelson and Sons Ltd., 1999. — 108 p.
  146. Holden S. Introduction: Lessons learnt. In Very young learners / Ed. V. Reilly and Sh. M. Ward. — Oxford University Press, 1997. — p. 6−9.
  147. Holliday A. Appropriate methodology and social context. — Cambridge, CUP, 1994.-237 p.
  148. Hunt Ch. Non-competitive games in the classroom! — knowhodv (filddt. or. ip
  149. Jones K. Simulations in language learning. — Cambridge: Cambridge University Press, 1982. — VI, 122 p.
  150. Kennedy Ch., Jarvis J. Ideas and issues in primary ELT.- Walton on Thams: Nelson in association with the CFBT, 1991. — 193 p.
  151. N. «Please Miss Alexander: will you be the robber?» Fantasy play: a case for adult intervention. In J. R. Moyles The excellence of play. Buckingham. Philadelphia: Open University Press, 1994. -p. 88−99.
  152. Ladousse G.P. Pole play. — Oxford: Oxford University Press, 1987. — 181 p.
  153. Language and Communication / Ed. by J. С Richards, R.W. Schmidt. — 1. ondon, New York: Longman, 1983. — XII, 276 p.
  154. Language, children and society: The effect of social factors on children learning to communicate / Ed. by O.C. Garnica, M.L. King — Oxford: Pargamon Press, 1981. — XVII, 301 p.
  155. Learning to teach in the primary classroom / Ed. by A. Proctor. — 1. ondon, Poutledge, 1995. — 172 p.
  156. Learning to think: a reader / Ed. by P. Light. -New-York, London: The Open University, 1991. — XI, 354 p.
  157. Lee W. R. Some points about aims and means in the foreign-language course. — English language teaching journal, London, 1989, vol. 23, N2.-p.l00−107.
  158. Littlewood W.T. Communicative language teaching: an introduction. — Cambridge: Cambridge University Press, 1981. — 108 p.
  159. Livingstone C. Role play in language learning. — London: Longman, 1983. -186 p.
  160. Malamah-Thomas A. classroom interaction. — Oxford: Oxford University Press, 1987.- X, 153 p.
  161. Maley A., Doff A. Drama techniques in language learning: A resource book of communication activities for language teachers. — Cambridge, CUP, 1982.-VI, 234 p.
  162. Marsden B. Using video in the primary classroom. In Teaching: Influences and ideas. — London: Longman, 1993 — p. 51−55.
  163. Murphey T. Teaching one to one. — Harlow: Longman, 1991 — 144 p.
  164. Owens R.E. Language development: An introduction. — Merrill, Columbus, Ohio, 1984. — 394 p.
  165. Peirce B.N. Social identity, investment, and language learning. — TeSoL, 1995.-208 p.
  166. Perspectives on foreign and second language pedagogy: Essays presented to K. Hastryp on occasion of her sixtieth birthday / Ed. by D. Albrechtsen. — Oderce University Press, 1998. — 304 p.
  167. Phillips S. Young learners. — Oxford, 1995. — 182 p.
  168. Pincas A. Memory and foreign language learning. — Modern English Teacher, 1996, vol. 5, № 4 — p. 9−19
  169. Play: its role in development and evolution / Ed. by J.S. Bruner. — Harmondsworth, Penguin education, 1978. — 716 p.
  170. Psychology for language teachers: a social constractivist approach / Ed. by M. Williams and R. Burden. — Cambridge: Cambridge University Press, 1997.-224 p.
  171. Recent trends in social learning theory / Ed. by R.D. Parke. — New-York, 1. ondon, 1972.-X, 144 p.
  172. Richards J., Rodgers Th. S. Approaches and methods in language teaching. — Cambridge: Cambridge University Press, 1986. — VIII, 171 p.
  173. Rinrolucri M. Grammar games: Cognitive affective and drama activities for EFL students. — Cambridge: Cambridge University Press, 1984. — VI, 138 p.
  174. Rixon Sh. How to use games in language teaching. — The Macmillan press, 1981.-VI, 137 p.
  175. Roth G. Teaching very young children. Pre-school and early primary. — 1. ondon: Richmond Publishing, 1998. — 93 p.
  176. Santrock J.W. Life-span development. — Dubuque, Iowa: WCB Brown & Benchmark, 1995. — 574 p.
  177. Savignon S. J. Communicative competence: Theory and classroom practice. — The Pennsylvania State University, 1997. — 288p.
  178. Scott W.A. Teaching English to children. (Longman keys to language teaching). — Harlow: Longman, 1990. — 115 p.
  179. Seymour B.J. Child’s talk: learning to use language. — New-York, 1. ondon, 1983.-187 p.
  180. Sociolinguistics / Ed. by Anderson M. — Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — XV, 247 p.
  181. Society and the language classroom / Ed. by Coleman H. — Cambridge University Press, 1998. — VIII, 310 p.
  182. Stempleski S., Tomalin B. Video in action: recipes for using video in language teaching. — New-York, Prentice Hall Intern., 1990. — VIII, 173 p.
  183. Teaching and Learning in the primary school / Ed. by Pollard A. and Bourne J. — London Routledge in assoc. with the Open University Education. — VII, 326 p.
  184. Teaching English to children. From practice to principle / Ed. by C. Brumfit, J. Moon, R. Tongue. — London: Collins ELT, 1991. — 309 p.
  185. The social foundations of language and thought: Essays in honour of J.S. Bruner / Ed. by D.R. Olson — New-York, London, Norton, 1980. — XII, 386 p.
  186. Tompkins P.K. Role playing/Simulation. — The Internet TESL Journal, [email protected]
  187. Ur P. A course in language teaching: practice and theory. — Cambridge University Press, 1996. — 375 p.
  188. Vale P., Feunteun A. Teaching children English. — Cambridge University Press, 1995. — VI, 280 p.
  189. Wright A., Betteridge D., Buckby M. Games for language learning.- Cambridge, 1981.-106 p.
  190. Write A. Pictures for language learning. — Cambridge University Press, 1989.-IX, 218 p.
  191. Writing A. Games for English learning. — Cambridge University Press, 1984.-VII, 212 p.
  192. Young R. The negotiation of meaning in children’s foreign language acquisition. — English language teaching, London, 1983, vol. 37. -p.197−206.
Заполнить форму текущей работой