Учебная песня как средство формирования познавательной активности младших школьников в период начального обучения русскому языку
Диссертация
На необходимость развития познавательной активности указывали А. Дистервег, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо. Этой же проблеме посвящены многолетние исследования ученых РГПУ имени А. И. Герцена под руководством профессора Г. Н. Щукиной. Проведенные научные поиски в значительной мере активизировали исследование различных возможностей повышения эффективности учебного процесса. Отдельные учёные… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. Структурные компоненты формирования познавательной активности младших школьников
- 2. Учет возрастных особенностей младших школьников в формировании познавательной активности
- 3. Пути формирования познавательной активности младших школьников
- Выводы
- ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ ПЕСНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
- 1. Песня как источник информации и познавательной активности младших школьников
- 2. Структурно-содержательные компоненты учебной песни
- 3. Воздействие учебной песни на формирование познавательной активности младших школьников в период начального обучения русскому языку
- 4. Результаты опытно-экснериментальной работы
- Выводы
Список литературы
- Абеяян J1. Хоровое исполнительство как путь духовного обогащения подростка //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1978. — Вып. 13. — С. 47 — 50.
- Авдеева А. Авторская песня на уроках музыки //Искусство в школе. — 1997. — № 3. — С. 9−15.
- Альсира Легаспи де Арисменди. Дошкольное музыкальное воспитание. — М.: Прогресс, 1989. — 174 с.
- Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М.: Знание сер. «Педагогика и психология». — 1980. — 96 с.
- Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе //Вопросы психологии. — 1984. — № 5.1. С. 36 — 41.
- Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы //Учебные записки ЛГУ. — Л., 1959. — Вып. 16. № 265. — С. 14 — 26.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977, —380 с.
- Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983. — 121 с.
- Апраксина О. А. Восприятие музыки и ее разбор с детьми //В кн.: Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983. — С. 172 — 179. — 220 с.
- Апраксина О. А. О праве учителя музыки на эксперимент //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1978. — Вып. № 13. —С. 66 — 76.
- Асафьев Б. Ф. Из книги «Мысли и думы». — М.: Искусство, 1960. Т. 1 —2, 1959 — I960. —Т. 2. —631 с.
- Асафьев Б. Ф. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1 — 2. — М., 1930 — 1947. —52 с.
- Беланов А. «Спой-ка мне неправильную форму глагола» //Учительская газета. — 1988. — № 13. — С. 6.
- Беликов В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. — Магнитогорск, 1995.351 с.
- Белобородова В. Развитие музыкального восприятия младших школьников //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1978. — Вып. № 13. — С. 54 — 66.
- Белозерцев Е. П., Сороковых В. В. Смысл национального образования в теории культурно-исторических типов Н. Данилевского (на примере русской школы) //Вестник высшей школы. — 1999. — № 2. —С. 3 — 6.
- Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989. — 205 с.
- Берестнев Г. И. О «новой реальности» языкознания //Филологические науки. — 1997. — № 4. — С. 49.
- Березовин Н. А. Воспитание у школьников интереса к учению. — Минск, 1987. — 74 с.
- Бехтерев В. М. Объективная психология. — М.: Наука, 1991. — 480 с.
- Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества //Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 35 — 41.
- Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. — 374 с.
- Богуславский М. В. Индивидуально-дифференцированный подход к стимулированию радости познания у школьников в процессе учения //Теоретико-методологические вопросы педагогики. — 1990, —№ 3. —С. 152— 163.
- Бокарева Л. Д. Приемы активизации познавательной деятельности //Начальная школа. — 1982. — № 5. — С. 36 — 40.
- Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию. — М., 1985. — 143 с.
- Брайн В. О музыкальном языке и музыкальном образовании //Искусство в школе. — 1996. —№ 1. — С. 55 — 57.
- Брунер Дж. Процесс учения. — М.: Прогресс., 1989. — 23 с.
- Васюкова Е. Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявления в мышлении //Вопросы психологии. — 1998. — № 3. —С. 91 —103.
- Виноградов JI. Раскрыть музыку в ее целостности //Искусство в школе. — 1994. — № 2. — С. 20 — 26.
- Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
- Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. — М., 1973. — 288 с.
- Волчков А. А., Вяткин Б. А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте //Вопросы психологии. — 1999. —№ 5.
- Волостникова А. С. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. — Свердловск, 1971. — 13 с.
- Выготский JI. С. Мышление и речь //Собрание соч. в 6 томах. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982. — С. 139.
- Гальперин П. Я. Управление процессом учения //Новые исследования в педагогических науках. — 1965. — № 4. — С. 15 — 24.
- Гезин В. А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека //Вести ЛГУ. — Вып. 1 (№ 6), сер. 6. — 1991. — С. 47 — 55.
- Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки начальных классов //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1979. — Вып. № 14. — С. 24 — 25.
- Гладких В. Н. Индивидуальный подход и воспитание. — Казань, 1972. —68 с.
- Глазунова JI. И. Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя (на материале факультета педагогики начального образования): Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Белгород, 1999. — 32 с.
- Гончаров Н. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. — М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
- Гродзенская Н. Н. Школьники слушают музыку. — М., 1969. — 77 с.
- Гуревич К. М. Индивидуальные психические особенности школьников. — М.: Знание, 1988. — 79 с.
- Гутенев В. Ф. Обучение грамоте. — Елец., 1997. — 87 с.
- Гутенев В. Ф. Методика обучения грамоте. — Елец., 1996. — 35 с.
- Давыдова М. А. «Музыкальные моменты» на уроках чтения //Начальная школа. — 1996. — № 7. — С. 37 — 42.
- Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. — М.: Изд. АН СССР, 1957. —261 с.
- Демьянков В. 3. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода //Вопросы языкознания. — 1994. — № 4. —С. 19 — 30.
- Долженко О. Несколько слов о музыке и не только о ней. (Беседа с профессором К. Цаторяном) //Вестник высшей школы. — 1999. —№ 11. —С. 42 — 46.
- Доценко А. М. Формирование умений и навыков учебного труда как один из путей активизации познавательной деятельности учащихся: Сборник научных статей. — Владимир, 1983. — 120 с.
- Дубровина Н. В. О единстве обучения и воспитания младшего школьника //Вопросы психологии. — 1978. — № 6. — С. 129 — 134.
- Дусовицкий А. К. Формула интереса. — М.: Педагогика, 1989. — 48 с.
- Дьяченко Н, Котляревский Н., Полянский Ю. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. — Киев.: Музычна Украина, 1987. — 109 с.
- Ефремова О. Е. Педагогические условия познавательной активизации младших учащихся в школах Якутии: Сб. научных трудов.1. Якутск, 1990. — 72 с.
- Жданова Т. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1978. — Вып. № 13. — С. 37 — 46.
- Жердева М. В., Кочеткова JI. Д. Привитие учащимся интереса к учебным занятиям //Начальная школа. — 1995. — № 3. — С. 8 — 11.
- Завальный В. А., Гутенёв В. Ф. Музыкальная каллиграфия: Уч.-метод. пособие для начального обучения графике с музыкальной поддержкой. — Елец: ЕГПИ, 1997. — 70 с.
- Завальный В. А., Гутенёв В. Ф. Учебные песни и куплеты по русскому языку и чтению для первоклассников: Уч-метод. пособие для начального обучения русскому языку и чтению. — Елец: ЕГПИ, 1988. —28 с.
- Завальный В. А. Песни для детей в сопровождении фортепиано.
- Киев: Музычна Украина, 1996. — 20 с.
- Завальный В. А. Музыкальная мозаика: Уч.-метод, пособие. — М.: Кифара, 1999.— 55 с.
- Зверев Н. Д., Ефимова С. П., Лосева О. А. Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе: опыт физиологического исследования. — М.: Педагогика, 1987. — 158 с.
- Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач /Составитель Д. Н. Садовников. — М.: МГУ, 1959. — С. 15.
- Ивановская С. Как рождается урок музыки //Искусство в школе.1997. —№ 1. —С. 21 —24.
- Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. — М.: Педагогика, 1986. — 188 с. — С. 163 — 184.
- Кабанова С. Я., Гальперин П. Я. Языковое сознание как основа формирования речи на иностранном языке. — М.: МГУ, 1972. — 262 с.
- Кирсанова JI. А. Развитие творческой активности учащихся //Сов. педагогика. — 1981. — № 7. — С. 64 — 67.
- Ковалева JI. М., Тарасенко Н. Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе //Начальная школа.1996. —№ 7. —С. 17 — 22.
- Ковин Н. Пение и музыка в единой трудовой школе //В сб.: Музыка в единой трудовой школе. — СПб., 1919. — С. 5 — 8.
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1939. —С. 22.
- Конев А. Н. Индивидуально-психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. — М.: Просвещение, 1968. — 208 с. — С. 49.
- Конев А. Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. — М.: Просвещение, 1968. — 165 с.
- Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. — М.: Просвещение, 1982. — 95 с.
- Кошелева Е. Ф. Активизация учащихся на уроке: Сб. статей. — Иваново, 1970. — 146 с.
- Коротеева Е. Связь музыки и живописи в развитии художественно-образного мышления //Искусство в школе. — 1996. — № 1. — С. 35 — 38.
- Крылова Т. Ф. Активизация речевой деятельности учащихся на межпредметном уровне: В кн.: Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. — Л., 1985. — 173 с.
- Кузнецова А. А., Чекавова С. В., Кузнецов В. Н. Познавательный процесс. Условия его развития //Биология в школе. — М., 1996. — № 2. —С. 29 — 31.
- Кузовлев В. П. Преподавание в вузе: наука и искусство //Педагогика. — 2000. — № 1. — С. 52.
- Кузовлев В. П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: Монография. — М.: МГТУ, ЕГПИ, 1999. — 131 с.
- Кузовлев В. П. Проявление культуры умственного труда в работе младших школьников //В кн.: Культура. — М., 1997. — С. 10−26.
- Кузовлев В. П. Пути воспитания культуры умственного труда младших школьников в работе с устным словом //В сборнике: Современные подходы к учебно-воспитательному процессу. — М., 1995. —С. 3 — 13.
- Кузовлев В. П. Формирование чувственного образа как основа методики преподавания в высшей школе //Чувственный образ в развитии интеллекта школьника: Межвузовский сборник. — М.: Прометей, 1999. — С. 95 — 112.
- Кузьмина Н. В. Развитие познавательных интересов //Начальная школа. — 1995. — № 7. — С. 41 — 43.
- Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития в процессе обучения //Вопросы психологии. — 1984. — № 5. — С. 41 — 44.
- Купцова Г. Н. Теоретические основы к проблеме познавательной активности личности учащихся //В сб.: Формирование социально-активной личности. — Рязань, 1990. — 193 с.
- Лазунова Л. Н. Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Белгород, 1999. — 20 с.
- Леонтьев Л. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975. —340 с.
- Леонова Л. А., Васильева О. Н. Развитие двигательной функции //Физиология развития ребенка. — М., 1983. — С. 62 — 69. — 157 с.
- Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр //Философия. — 1992. — № 2. — С. 69 — 75.
- Локалева Н. Уроки психологического развития //Начальная школа. — 1988. — № 36. — С. 5 — 12.
- Лосев А. Ф. Методическое введение //Вопросы философии. — 1999.—№ 9, —С. 81—82.
- Максимова В. Н. Познавательный процесс и проблемное обучение //Вопросы психологии. — 1973. — № 4. — С. 84 — 90.
- Малюков А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности. — Дубна, 1999. — 256 с.
- Малюков А. Н. Познавательная активность младших школьников на уроках музыки //Взаимосвязь познавательной и социальной активности младшего школьника: Межвуз. сб. науч. трудов. — М., 1987. —С. 161 — 165.
- Медушевский В. В. Интонация и интонационная гармония. — М.: Просвещение, 1993. — 236 с. — С. 68 — 74.
- Медушевский В. В. Музыкальное образование. — М.: Просвещение, 1993. — 236 с. — С. 21 — 24.
- Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1978. — Вып. № 13, —С. 28 — 37.
- Меркулова Т. В. Формирование познавательной активности младшего школьника в учебной деятельности //В кн.: Приемы формирования познавательной активности. — М.: Прометей, 1991. — 155 с.
- Милехина Т. Е. Развитие познавательного интереса младших подростков в процессе обучения с помощью индивидуальных творческих заданий. — М.: Педагогика, 1996. — 169 с.
- Мохначева Н. Поощрение как важный фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников //Начальная школа. — 1990. —№ 2. —С. 13 — 15.
- Нагорная Т. В. Развитие восприятия музыки на хоровых занятиях //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1985. — Вып. № 16, —С. 26 — 31.
- Николаева Е. Музыкальные и музыкально-педагогические воззрения в русских народных пословицах и загадках//Искусство в школе, — 1999.—№ 3, —С. 16 — 21.
- Нестьев И. В. Учитесь слушать музыку. — М.: Музыка, 1987. — 60 с.
- Орлов В. Н. Активность и самостоятельность учащихся //Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 44 — 48.
- Овчинникова А. Ж. Формирование эстетического познания окружающего мира у младших школьников. — Липецк, 1990. — 88 с.
- Овчинникова А. Ж., Мясцова В. Н., Пашкова А. М. Как прекрасен этот мир, посмотри! — М.: Прометей, 1997. — 125 с.
- Орлова Л. В. Что такое интеллектуальная пассивность? //Начальная школа. — 1996. — № 7. — С. 26 — 29.
- Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Под ред. Н. А. Кушаева. — М.: Музыка, 1979. — Вып. № 14. — С. 89 — 94.
- Павлов Ю. В. Управление познавательной деятельностью //В кн. «Взаимосвязь чувственного опыта и понятия»: Сб. научных трудов.1. МГПИ, 1983. — 186 с.
- Павлов И. П. Избранные произведения /Под общей редакцией X. С. Хоштоянца. — М.: Госполитиздат, 1949. — 568 с.
- Палтышев Н. Музыка на уроках физики //Искусство в школе. — 1989. —№ 1. —С. 23 — 25.
- Панкевич Г. Н. Искусство музыки. — М.: Знание, 1987. — 111 с.
- Петрушин В. Н. Музыкальная психология. — М.: «ГНЦ Владос», 1997. —383 е. —С. 8— 10, 150— 152, 198— 199.
- ИЗ. Петрушин В. Н. Музыкальная психотерапия. — М.: ГНЦ «Владос», 1999. — 175 с. — С. 19.
- Поламарчук В. Ф. Школа учит мыслить: Пособие для учителей.1. М., 1979.—208 с.
- Попов В. С. О развитии певческого голоса младших школьников //Музыкальное воспитание в школе. — М: Музыка, 1985. — Вып. 16, —С. 32 —33.
- Потапова А. П., Пестерева Е. В. Некоторые приемы в обучении младших школьников иностранному языку //Начальная школа. — 1996. — № 7. — С. 42 — 44.
- Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество. Вып. 1. Изд. 2-е. —М., 1962. —С. 170, 173.
- Прохоров А. О., Генинг Г. Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности //Вопросы психологии. — 1998. —№ 4. — С. 42 — 53.
- Прохоров Л. О., Генинг Г. Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности //Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С. 42 — 45.
- Прохорова А. Ю. Саморегуляция психологических состояний в учебно-педагогической деятельности //Вопросы психологии. — 1991. —№ 5. —С. 156— 162.
- Рязанский В. П., Корнев А. В. Развитие интонационных навыков музыкантов при комплексном воздействии звуковых и визуальных сигналов //Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 98 — 100.
- Савченко А. Я. Развивать познавательную активность первоклассников //Начальная школа. — 1977. — № 11. — С. 81 — 84.
- Скрылева С. «Детство невозможно без музыки.» В. А. Сухомлин-ский о музыке //Музыка в школе. — 1983. —№ 2. — С. 54 — 58.
- Славина JL С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам //Начальная школа. — 1998. — № 9. —С. 10.
- Сметанкина Н. П. Формирование культуры чтения как фактора развития познавательной активности младшего школьника //В кн.: Приемы формирования познавательной активности. — М.: Прометей, 1991. — 145 с.
- Приемы формирования познавательной активности. — М.: Прометей, 1991. — 145 с.
- Сохор А. Н. Музыка как вид искусства. — М., 1961. — 42 с.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1977.— 380 с.
- Тарасов Г. С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников //Музыка в школе. — 1983. — №. — С. 14—18.
- Тарасов Г. С. Музыкальная психология: Спутник учителя музыки. — М.: Просвещение, 1993. — С. 27 — 55.
- Тарасов Г. С. О психологии музыки //Вопросы психологии. — 1994. —№ 5. —С. 96.
- Тарасов Г. С. Психологические основы музыкального воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1993. — 236 с. — С. 27 — 34.
- Теплов Б. М. Музыкальные слуховые представления. — М.: Педагогика, 1985. — 328 с. — С. 157 — 186.
- Теплов Б. М. Основные музыкальные способности. — М.: Педагогика, 1985. — 328 с. — С. 209 — 222.
- Терентьева Н. А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. — СПб., 1997.165 с.
- Терентьева Н. А., Асафьев Б., Яворский Б. О задачах музыкального образования //В кн.: Музыкальная педагогика и образование.
- СПб., 1997. — 165 е. —С. 151 — 153.
- Товпинец Н. П. Пробуждать у учащихся положительные эмоции на уроке //Начальная школа. — 1987. — № 6. — С. 13 — 14.
- Федорова JI. Ф. Мысль и жизнь: К столетию со дня рождения А. Ф. Лосева: Сборник статей. — Уфа, 1993. — 254 с. — С. 92 — 93.
- Филиппова В. А. Способы эстетического освоения учебного содержания в активизации деятельности учащихся //В кн.: Активизация познавательной деятельности учащихся. — Л., 1985. — 172 с.
- Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А. К. Марковой. — М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
- Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. — М.: Советский композитор, 1989. — 104 с.
- Цукерман Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности //Вопросы психологии.1999. — № 6. — С. 3 — 18.
- Челышева Т. В. «Благо даруемое нам искусством». — М.: Просвещение, 1993. — 236. — С. 8 — 13.
- Чередниченко Т. В. Карл Дальхауз: философско-методологичес-кая рефлексия истории музыки //Вопросы философии. — 1999. — № 9. —С. 121 — 138.
- Черноиваненко Н. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1979. — Вып. № 14. — С. 57 — 65.
- Чистякова Н. А. Фольклорно-этнографический материал Орловской губернии конца XIX — начала XX века в произведениях И. А. Бунина //В кн.: История и культура Ельца и Елецкого уезда. — Елец, 1992, —С. 42 — 45.
- Шаров Ю. В. Проблемы формирования духовных потребностей.
- М., 1970. — 59 с. — С. 30.
- Шестаков В. П. От этоса к аффекту. — М., 1975. — 48 с. — С. 195.
- Щукина Г. Н. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика. 1988. — 208 с.
- Щукина Г. Н. Исследования проблемы активизации учебно-познавательной деятельности //Советская педагогика. — 1983. — № 11. —С. 46 — 51.
- Щукина Г. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1979. — С. 27.
- Эстетика: Словарь. — М. — С. 49. N
- Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Елецкий государственный педагогический институт1. В. Ф. Гутенев В.А.Завальный1. МУЗЫКАЛЬНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ
- Учебно-методическое пособие для начального обучения графике с музыкальной поддержкой
- Печатается по решению Ученого совета ЕГПИ
- Гутенев В.Ф., Завальный В. А. Музыкальная каллиграфия. Учебно- методическое пособие для начального обучения графике с музыкальной поддержкой. Елец, ЕГПИ, 1997. — 72 с.
- В научное обоснование методических приемов введены некоторые положения когнитивной науки и современной сенсорной теории обучения, то есть предлагается интегрально-междисциплинарная -комплексная дидактика.
- Музыкальная каллиграфия" является дополняющей частью к разработанным В. Ф. Гутеневым прописям с разлиновкой в клетку.
- Пособие может быть использовано при обучении русскому языку как иностранному.1. Авторы разделов:
- Гутенев В.Ф. Введение. Методические указания по графике. Эволюция русской графики.
- Завальный В.А. Методические рекомендации для музыкального исполнения каллиграфических статей.1. Рецензенты:
- Родин В.А., доцент, зам.декана музфакультета МПГУ, член научно-методического Совета Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
- Солодова В.П., Заслуженный учитель Российской Федерации.
- Научный редактор: Горбенко В. Ф., к.п.н., доцент, зав.каф. музыки ЕГПИ
- ЕГПИ-1997 © Гутенев В. Ф., 1997 ©-Завальный В.А., 19 971. ВВЕДЕНИЕ
- В «Музыкальной каллиграфии» как части методической системы, основанной на интонологии, оригинальная концепция которой разработана автором этой системы, одна из важнейших ролей в обучении отводится интонационным средствам, прежде всего ритму и темпу.
- Легко и симпатично Всегда писать ритмично. В темпе лишь комфортном Пишется охотно. Хорошо писать под счёт: Раз, и, два, и вот и всё!
- Ритм и темп воспитывают эстетическое чувств©-, способствуют стремлению детей творить, «создавать красоту» /седьмое правило письма/:
- Люблю в букве простоту: Творить легче красоту. Я не только говорю -Я действительно творю.
- Содержание, структура и функциональная направленность «Музыкальной. каллиграфии» позволяют эффективно осуществлять основные виды деятельности: интеллектуальные, сенсорные /по восприятию/ и двигательные действия.
- Чувственное познание осуществляется посредством наглядного /в широком смысле: зрительного, слухового, двигательного и др./ обучения, опираясь на «золотое правило» Я. А. Коменского: втйочать в процессе познания все органы чувств.
- С точки зрения когнитивной теории в структуре деятельности «принято выделять шесть компонентов: субъект и объект, сам процесс, цель, средство и результат7 а также временную и пространственную характеристики и качественные признаки деятельности. ^
- В нашей дидактической -системе структура деятельности обозначена дидактическим треугольником: ^^, в котором Сб субъект /обучаемый/, Об — объект /предмет изучения/, Пс — дидактические средства, Сб — Пс — Об — процесс. Процесс
- Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидностьинтерпретирующего подхода.// Вопросы языкознания. 1994. № 4.
- Выделяя субъект как отправной компонент в структуре деятельности, организуем учебный процесс, следуя одной из аксиом когнитивизма: «Культура формирует человека: индивид всегда находится под влиянием своей культуры"^.
- Говорю себе: ты знай, Как работать. Наблюдай. Труд свой речью оформляй: Думай, действуй, проверяй. При таком труде всегда Будет радость от труда.
- К сути этого правила можно добавить слова Ф. М. Достоевского: «. Вникаю во все, отчетливо понимаю, и сам извлекаю умение со
- Гутенев В.Ф. Методика обучения грамоте. Елец. 1996. С. 4, 5.2 Там же. С. 6 ТТ.
- Демьянков В.З. Когнитивная.лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 195
- Авторитетную поддержку о корректности дидактических принципов нашей системы обучения грамоте /и каллиграфии в том числе/ находим у всемирно извеотных деятелей науки и культуры, занимавшихся педагогическими проблемами.
- Достоевский Ф.М. Письма. 1832 1881. ТЛ. С. 76. M.-JI. 1928 — 1959.
- Кант И. О педагогике. М. 1907. С. 15.
- Pycco Ж.-Ж. Эмиль, или 0 воспитании. М. I9II. С. 91.
- О благотворном влиянии музыки на деятельность человека высказывались И. Гене: «Мне всегда лучше работается после того, как я послушаю музыку» ^ и о. Делакруа: «Музыка часто внушает мне глубокие мысли. Слушая ее, я испытываю, огромное желание творить» 4
- Гете Ж.В. Статьи и мысли об искусстве. М.-Л. 1936.С.102.
- Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л. 1948-ГЭ52. Т. 2. С. 158 -159.
- Гете И.В. // Эккерман И.П. Разговоры с Гете. СПБ. 1891. С. 84.
- Делакруа Э. Дневник. М. 1950. С. 21−22.
- Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. Автобиография. М. 1957. С. 148.
- КаЛИнка, каЛИнка, каЛИнка моя. В саду ягода маЛИнка, маЛИнка моя.
- Другой пример. Сначала поем песню или ее отдельный куплет. Затем один исполнитель поет, а все напряженно произносят только ударные слоги:
- С голуБОго ручейКА начиНАется реКА, Ну, а ДРУжба начиНАется с уЛЫбки.
- Добрая половина текстов Букваря и Спутника может быть положена на музыку и исполняться в песенном варианте. Примеры текстов.1. Башки.
- Баю-баюшки-баю, слушай песенку мою.
- Баю-бай, баю-бай. Слушай песню, засыпай.
- Мама баюшки поет, ждет, когда сынок заснет.
- Баю-бай, баю-бай. Дочка, маме помогай.
- Дочка маме помогает, дочка маме подпевает:
- Баю-бай, баю-бай, закрой глазки, засыпай.
- Баю-бай, баю-бай, милый братик, засыпай.
- Небылица Между небом и землей Поросенок рылся И нечаянно xboctdm К небу прицепился.
- Скороговорка Скоро говорю, скоро говорю, скоро выскороговорю.
- Мусоргский М.П. Письма и документы. М. 1932.С. 146.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ГРАФИКЕ
- В той же последовательности, как обозначали стороны и средины клетки, обозначим точками углы клетки: Q левый в^хний угол- О — левый нижний угол-? — правый верхний угол- правый нижний угол ?
- Для большей информативности обозначаем основные ориентиры прописными буквами: угол У, средина — С, центр — Ц- дополняющие ориентиры — строчными буквами: угол — у, средина— с, центр — ц. Например, буквенная формула написания
- В клетках по ориентирам будем писать элементы строчных
- Каллиграфические ориентиры письмабольшого наклона выглядит так: С у — С. 1. У -С -У или так: букв и ритмические схемы строк.9схемы строк
- В ритмических схешх используем два знака: знак словесного ударения /акут/ из центра клетки в левый нижний угол1. t вот так: / - нижнюю черточку для обозначения безударного слога из левого нижнего угла до нижней средины
- Q, вот так:. Например ритмические схемы нижеследующих строк выглядят так:
- Люблю в букве простоту: -Творить легче красоту./ /// / /
- Я не только говорю --Я действительно творю./// ---/1. Элементы букв
- Систему-элементов букв составляют: наклоны, крючки, овалы -и полуовалы, петли, чёрточки, дужка, две точки» /буква е/ и зигзаг. «.. .. Наклона.
- Первые базовые элементы букв наклонные линии — наклоны. Малые наклоны пишем сверху.вни. з .в клетке строго по-правилу:-если наклон начинаем-писать от- средины /верхней/, то. заканчиваем его в углу /левом нижнем/, вот та!?:
- Для больших наклонов клетки мало. Используем прямоугольникпо вертикали клетка на клетке/ — и пишем в нем большие наклоны тоже- сверху вниз, но по другому правилу: из правогогаверхнего углала. в угол10 В левый нижний уголто есть «из уг
- А если начинать от верхней средины? То тоже пишем сверху вниз, но от средины, на средину. Посмотрим, на два рядом расположенных прямоугольника и напишем в них большие наклоныпо правилу «от средины на средину»:т ////
- Из двух, рядололожных прямоугольников получается квадрат -«Большая клетка»: Н— ¦. Пишем в квадрате большие наклонытМ/по правилу угол угол, средина — средина»: Малые же наклоны вседа пишем по правилу «угол — средина, средина угол: у/////////
- Косые линии /упрощённа косые/ пишем снизу -в в ё"р х из угла в угол. Малые косые пишем из- угла в уголв клетке: квадрате:большие косые из угла в угол вИ
- Косые можно писать и ат средины /нижней/ .да средины /верхней/, на верхняя, средина для больших, косых уже будет срединой другого слеД&лцего квадрата, для малых косых: — верхней срединой другой, следущейклетки:1. W. l S'/ / /
- Рабочая строка в одну клетку I t совпадает по высотес рабочей строкой в прописях других каллиграфических систем:
- Надстрочная линия верхняя граница прописныхчных букв1. Под строку, и двух стро1. Додстрочная. линия нижняя.гранща пяти строчных букв:
- Угол наших наклонов /не косых!/-как-элементов букв полностью-совпадает с углом наклонных линий /через всю страницу/, обозначенных, в других прописях, то есть наши наклоны стандартны, — какИ -стандартна высота .букв.-—. .