Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учебная песня как средство формирования познавательной активности младших школьников в период начального обучения русскому языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На необходимость развития познавательной активности указывали А. Дистервег, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо. Этой же проблеме посвящены многолетние исследования ученых РГПУ имени А. И. Герцена под руководством профессора Г. Н. Щукиной. Проведенные научные поиски в значительной мере активизировали исследование различных возможностей повышения эффективности учебного процесса. Отдельные учёные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. Структурные компоненты формирования познавательной активности младших школьников
    • 2. Учет возрастных особенностей младших школьников в формировании познавательной активности
    • 3. Пути формирования познавательной активности младших школьников
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ ПЕСНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
    • 1. Песня как источник информации и познавательной активности младших школьников
    • 2. Структурно-содержательные компоненты учебной песни
    • 3. Воздействие учебной песни на формирование познавательной активности младших школьников в период начального обучения русскому языку
    • 4. Результаты опытно-экснериментальной работы
  • Выводы

Учебная песня как средство формирования познавательной активности младших школьников в период начального обучения русскому языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе школьного образования проблема развития познавательной активности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке. Гуманизация образовательного процесса предполагает усиление культурологической составляющей образовательного процесса и усвоение учащимися духовно-ценностного опыта предшествующих поколений, установление гуманных отношений между участниками учебного процесса, восстановление личностно-развивающей и культурообразующей функций образования. Идеи гуманизации образовательного процесса, предполагающие развитие познавательной активности, нашли свое отражение в работах педагогов-исследователей (С. И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, М. Я. Вилен-ский, Н. В. Кузьмина, В. П. Кузовлев, А. Н. Малюков, А. Ж. Овчинникова, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др.). Исследования в данной области послужили основанием для расширения и наполнения содержания познавательного процесса и его результативности.

В формировании познавательной активности школьников большую роль играет эмоциональный фактор, поскольку ряд исследователей (П. К. Анохин, JT. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Г. М. Потанин, О. К. Тихомиров и др.) доказали связь эмоций с мышлением и другими психическими процессами, свойствами личности и обосновали влияние психической тонизации, выполняемой эмоционально-положительным состоянием, на эффективность обучения. В осуществлении эмоциональной сферы учащихся в процессе учебной деятельности большие возможности содержит музыкальное искусство. Можно утверждать, что музыка, которая является неотъемлемой частью жизни любого человеческого общества, регулирует духовно-нравственную и эмоциональную жизнь человека. Проблема воздействия музыки на личность, которая всесторонне рассматривалась многими учеными, позволяет сделать вывод о том, что музыка, при определенных условиях, оказывает благотворное влияние на психологическое состояние человека и способствует активизации познавательной деятельности (Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, Т. О. Гордеева, В. Н. Петрушин и др.).

На необходимость развития познавательной активности указывали А. Дистервег, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо. Этой же проблеме посвящены многолетние исследования ученых РГПУ имени А. И. Герцена под руководством профессора Г. Н. Щукиной. Проведенные научные поиски в значительной мере активизировали исследование различных возможностей повышения эффективности учебного процесса. Отдельные учёные, учителя-практики и школьные коллективы решали различные методические вопросы и проблемы развития познавательной активности: пути повышения познавательной активности учащихся в учебном процессе (В. Н. Орлов), воспитание интереса к знаниям (Е. Ф. Кошеле-ва), поощрение как важный фактор активизации учебно-познавательной деятельности школьников (Н. А. Мохначёва), программное обеспечение (Л. Д. Бокарева) и др. Вместе с тем для решения этой проблемы музыкальное искусство как одно из средств формирования познавательной активности используется фрагментарно и бессистемно. Не рассматривалась до настоящего времени функциональная музыка, в частности, песенный жанр как дидактическое средство в процессе обучения. Исключение составляет проблемное применение функционально-дидактической музыки в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов (Л. Н. Глазунова), использование современных английских песен (А. Беланов) и некоторые другие исследования.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что песенный жанр используется не как компонент развития познавательной активности младших школьников, а как средство, фрагментарно используемое при изучении языка, при формировании навыков чтения. Такое положение объясняется тем, что решение обозначенной проблемы требует комплексного подхода, связанного с психологическим, физиологическим, философским и музыковедческим аспектами. На наш взгляд, использование песенного жанра как средства формирования познавательной активности школьников в процессе обучения должно осуществляться на основе методической системы музыкальной поддержки с опорой на положительные эмоции.

В настоящее время педагогическая наука располагает определенным теоретическим и эмпирическим материалом, который при осуществлении интегративного подхода к процессу обучения позволяет исследовать проблемы формирования познавательной активности младших школьников средствами музыкального искусства. Таким образом, мы можем констатировать, что в теории и практике педагогического образования сложилось противоречие между потребностью в новых дидактических средствах формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ использования музыкального искусства (в нашем случае учебной песни) как средства формирования познавательной активности младших школьников.

С учетом изложенного нами была сформулирована проблема: определить, каковы основные психолого-педагогические условия формирования познавательной активности у младших школьников средствами учебной песни.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — познавательная активность младших школьников.

Предмет исследования — влияние учебной песни на формирование познавательной активности младших школьников в период начального обучения русскому языку.

Гипотеза исследования — формирование познавательной активности младших школьников в период начального обучения русскому языку будет эффективным в том случае, если реализовать следующие условия: эмоционально-ценностное отношение учителя и учащихся к использованию учебной песни в познавательном процессеовладение учителем методической системой «Музыкальная каллиграфия» и «Учебные песни и куплеты по русскому языку и чтению для первоклассников» в качестве музыкальной поддержки в процессе речемыслительного формирования графических действий и начального обучения русскому языкуформирование у учащихся системы умений и навыков по восприятию (слушанию) и исполнению каллиграфических статей и учебных песенразработка и применение соответствующего организационно-методического обеспечения использования учебных песен в учебном процессе.

В соответствии с гипотезой были определены задачи исследования:

1. Определить сущностные характеристики учебной песни.

2. Создать цикл учебных песен, ориентированных на первоначальный период обучения первоклассников письму, орфографии, морфемному составу слова, пунктуации, чтению.

3. Установить критерии эффективности использования учебной песни в работе с младшими школьниками.

4. Обосновать педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников в период начального обучения русскому языку.

5. Разработать методические рекомендации по использованию учебной песни в процессе познания.

Методологическую основу исследования составляют базовые положения современной философии, психологии, педагогики, музыковедения и других гуманитарных наук о целостности человека, о единстве рационального и эмоционального в развитии личности как многофункциональной развивающейся системы, а также положение отечественной духовной традиции о своеобразном синтезе науки — религии — искусства (в частности музыкального искусства).

Перспективы организации научного исследования по заявленной теме во многом определяются традициями гуманитарного научно-исследовательского направления, сложившегося в Елецком государственном педагогическом институте (Е. П. Белозерцев, Н. В. Борисова, А. А. Дякина, С. В. Краснова, Г. П. Климова, В. И. Коротких, В. П. Ку-зовлев и др.).

Для решения поставленных задач и проверки высказанной гипотезы осуществлялся анализ философской, физиологической, психологической, музыковедческой, педагогической и методической литературыиспользовалась совокупность следующих методов: анкетирование, интервьюирование, наблюдение, статистическая обработка полученных результатов, опытно-экспериментальная работа.

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования была из.

I брана средняя муниципальная общеобразовательная школа № 3 г. Ельца, одновременно наша методическая система была использована в процессе начального обучения русскому языку в общеобразовательной средней школе № 36 г. Липецка и «Русской школе» г. Ельца.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1995 — 1997 гг.) — изучалась и анализировалась философская, психологическая, педагогическая, музыковедческая отечественная и зарубежная литература по проблеме использования музыки в образовательном процессеразрабатывались исходные позиции исследованиясоздавались учебно-методические пособия «Музыкальная каллиграфия» и «Учебные песни и куплеты по русскому языку и чтению для 1-го класса» .

Второй этап (1997 — 1998 гг.) — проводился констатирующий эксперимент, осуществлялась опытная работа по изучению влияния учебной песни на активизацию познавательной деятельности младших школьников, разрабатывалась методика формирующего эксперимента .

Третий этап (1998 — 2000 гг.) — заключительный, включающий формирующий эксперимент, анализ опытно-экспериментальной работы, систематизацию полученных результатов, оформление текста диссертации, проверку выдвинутой гипотезы .

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1) теоретически обоснованы возможности повышения познавательной активности младших школьников средствами музыкального искусства, а также описана организация и последовательность внедрения учебной песни и сопутствующих ей ритмических движений в образовательный процесс;

2) сформирован новый музыкальный жанр — учебная песняразработана учебно-методическая система для начального обучения графическим действиям и русскому языку с музыкальной поддержкой: «Музыкальная каллиграфия», «Учебные песни и куплеты для начального обучения русскому языку для первоклассников» ;

3) выявлены критерии эффективности использования учебной песни как средства развития познавательной активности младших школьников в процессе обучения;

4) обоснована совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития познавательной активности младших школьников с использованием учебной песни в процессе познания;

5) разработаны методические рекомендации использования учебной песни в процессе формирования познавательной активности младших школьников.

Основные положения, выносимые на защиту: учебная песня — это психологически и логически организованное действо, направленное на активизацию познавательных процессов в условиях школьного образованияучебная песня как средство начального обучения графическим действиям и русскому языку, алгоритм её использования в учебно-методической системе;

• критерии эффективности использования учебной песни в образовательном процессе (отношение младших школьников к учебным занятиям, качество усвоения изучаемого материала, творческое развитие личности) — психолого-педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников средствами учебной песни (положительное, эмоционально-ценностное отношение учащихся к использованию музыкальной поддержки в процессе обученияфункциональная направленность учебной песниактивизация творческого потенциала учителя на занятияхорганизационно-методическое обеспечение учебного процесса).

Практическая значимость исследования заключается в том, что специально написанные поэтические и музыкальные тексты, направленные на лучшее усвоение учебного материала и закрепление новых художественно-образных представлений, могут быть использованы учителями начальных классов с целью активизации познавательной деятельности младших школьников. Разработана методика использования учебной песни в учебно-воспитательном процессе. Подготовлены методические рекомендации, позволяющие педагогу включить учебную песню в учебный процесс. Разработаны и апробированы учебные пособия «Музыкальная каллиграфия» и «Учебные песни и куплеты по русскому языку и чтению для первоклассников» .

Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса опытно-экспериментальных методов, адекватных цели, задачам и логике предлагаемой работы, подтверждается апробацией в базовых общеобразовательных школах.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования по решению ученого совета опубликованы в Елецком государственном педагогическом институте как учебное пособие для младших школьников (Елец, 1997). Результаты работы докладывались на 2-й Международной конференции из серии «Образование XXI век» (Воронеж, 1997), на областной конференции учителей (Липецк, 1998). Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры педагогики Елецкого государственного педагогического института. Учебно-методические пособия «Музыкальная каллиграфия» и «Учебные песни и куплеты по русскому языку и чтению для первоклассников» используются в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ г. Липецка и г. Ельца.

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Выводы к главе II.

В исследовании, посвященном формированию познавательной активности младших школьников с использованием в учебном процессе учебной песни, выделяются следующие основные моменты:

1. Эффективное взаимодействие интегрально-междисциплинарно-комплексной дидактики.

2. Для изучения азбуки, формирования графических действий, начального обучения русскому языку и чтению использована музыкальная поддержка с опорой на принцип направленного сознания, в частности — с опорой на положительные эмоции детей.

3. В качестве дидактического средства впервые использована в процессе обучения учебная песня как особый профессиональный жанр, которая выступает как минимальная комплексная программа учебных действий, содержащих цели и способы действий при решении учебно-воспитательных задач.

На развитие познавательной активности младших школьников средствами учебной песни оказали влияние следующие компоненты: восприятие и исполнение учебных песенвключение в учебный процесс музыкально-дидактических игр («Вспомни и спой», «Ладушки»), соревнований (по рядам) — использование музыкальных средств с ритмическими движениями, оказывающими влияние на эмоциональное и психотерапевтическое состояние организма ребенка.

В качестве средства активизации учебной деятельности выступают и звуки музыки, которые по закону иррадиации и концентрации (по И. П. Павлову) действуют на эмоции человека и побуждают его к активной деятельности. Показана функциональная значимость учебной песни, которая выражается в проявлении ценных качеств деятеля в познавательной активности: отношение школьника к познавательной деятельности: «Гигиеной письма овладею сполна постепенно. Научусь я писать и азы познавать непременно" — осознание долга и ответственности: „“ А» прописную правильно мы писать обязаны" — старание: «Я с наклоном пишу, а не как попало» и др.

Материалы формирующего и контрольного экспериментов доказывают, что наша методическая система, предусматривающая использование музыкальных средств выразительности в организации целенаправленной работы по формированию графических действий, изучению азбуки, орфографии, морфемного состава слова, пунктуации, обучению чтению и, построенная с учетом возрастных особенностей, стимулирует развитие творческого мышления, воздействует на чувства, волю и воображение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема гуманизации образования — одна из важнейших на сегодняшний день. Развитию в детях чувства прекрасного, побуждению философски осмысливать окружающую жизнь способствует музыкальное искусство. Привлечение в уроки математики или химии, русского и иностранного языка поэзии, живописи, музыки позволяет ребятам увидеть разные грани изучаемого предмета и понять его роль в окружающем нас мире. Демонстрация картин, в которых художники запечатлели разные мгновения жизни, прослушивание и исполнение музыкальных произведений на любых уроках помогут педагогам активизировать процесс познания и способствовать духовному формированию школьников.

Выбирая пути и приемы для освоения детьми любого учебного материала в начальной школе, необходимо, на наш взгляд, отдавать предпочтение впечатлению, чувству как непосредственному и реальному знанию, художественно-образному способу постижения Мира. Накопление впечатлений, переживаний и широкая, подлинная жизненная, художественно-эстетическая среда, питающая эти переживания, — и есть та технология педагогического процесса, которая реально обеспечит оттачивание средств выражения в овладении ребенком любым предметным содержанием.

Использование ассоциаций (музыкальных, моторно-двигательных, зрительных, словесных), постоянная связь эмоциональных и сознательных элементов в процессе восприятия и исполнения музыки является одним из важных средств всестороннего развития личности младших школьников и познавательных процессов в обучении.

В триаде музыка — учитель — ученик сама музыка, нравственно-эстетическое содержание музыкального искусства выступает в качестве ведущего фактора педагогического воздействия на школьников. На наш взгляд, существующие традиционные формы и методы начального обучения русскому языку недостаточно эффективны в плане подачи учебного материала и в развитии у школьников желаемой потребности в учебной деятельности. Проблема формирования познавательной активности учащихся должна быть выдвинута в настоящее время на передний план. Одним из средств творческого развития учащихся и активизации процесса познания, как нам представляется, является интегрально-междисциплинарная комплексная дидактика.

Предложенная нами учебно-методическая система с использованием музыкальной поддержки в процессе рече-мыслительного формирования графических действий и начального обучения русскому языку предполагает включение в познавательный процесс таких методов и приемов (не всегда присутствующих в традиционном процессе обучения), которые способствуют формированию познавательной активности и выработке у младших школьников потребности в учении: наглядно-слуховые, эмоционально-ситуативные, мимико-жестовой системы, ритмические движения и др.

Разрабатывая систему методов использования музыкальной поддержки как важного средства саморегуляции и активизации учебно-воспитательного процесса, мы исходим из того, что музыкальная поддержка, с одной стороны, это средство познания объективной реальности в эмоционально-звуковой форме, с другой — эффективный полисенсорный стимулятор, создающий условия мотивированного регулирования образования, воспитания и развития младших школьников.

Учитывая то, что музыкальная интонация взаимосвязана с речевой и сходна с ней по форме и содержанию, включение учебной песни в процесс овладения учащимися навыками чтения способствует лучшему усвоению грамматических правил, прочитанного учебного материала, получению и закреплению новых художественно-образных представлений. Особенности языкового сознания отражаются не только в грамматических формах, но и в звуковом оформлении языка: в артикуляции, произношении, звуко-высотном строе и в интонации.

В опытно-экспериментальной работе оправдала себя разработанная система педагогических воздействий (конкурсное исполнение учебной песни в качестве теоретического закрепления учебного материала, жес-товое оформление музыкально-ритмической сетки, движения под музыку во время пения, метроритмическая игра «Ладушки», музыкальная игра-конкурс «Вспомни и спой»), применяемая в процессе изучения учебных правил и способствующая взаимообучению детей и их взаимовлиянию друг на друга.

Установлено, что, если в классе предусмотрена работа по созданию творческой обстановки в процессе усвоения учебных заданий, то это способствует лучшей запоминаемости учебного материала, развитию мышления и в целом активизирует познавательный процесс. Если до недавнего времени главную задачу школа видела в сообщении учащимся определенных знаний, в формировании навыков и умений, то сейчас, по нашему мнению, при сохранении этих задач они уже не считаются достаточными. На первый план выдвигается требование, чтобы школа учила мыслить, чтобы учение вызывало у детей интерес и творческую потребность.

Результаты эксперимента показали также, что использование музыкального искусства в процессе обучения воздействует на развитие творческих способностей детей, умение решать совместные задачи. В экспериментальном классе дети часто выражали готовность научить чему-то других, откликнуться на просьбу, помочь. В целом, на наш взгляд, обучение учащихся с музыкальной поддержкой способствует совершенствованию процесса познания и развитию потребности младших школьников в учебной деятельности.

Наше исследование было направлено на решение определенного круга задач, их решение не исчерпывает полностью означенную проблему. Предлагаемые нами учебные пособия — «Музыкальная каллиграфия», «Учебные песни и куплеты по русскому языку и чтению для первоклассников» — могут быть использованы при изучении иностранных языков, если соответственно изменить стихотворные и музыкальные текстыдля воспитания культуры умственного труда школьников. Музыкальная поддержка может быть использована для более эффективного развития дифференцированного обучения младших школьников. Творчески работающий учитель сможет также найти и другие способы применения предлагаемого учебного пособия в различных формах и ситуациях учебного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абеяян J1. Хоровое исполнительство как путь духовного обогащения подростка //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1978. — Вып. 13. — С. 47 — 50.
  2. А. Авторская песня на уроках музыки //Искусство в школе. — 1997. — № 3. — С. 9−15.
  3. Альсира Легаспи де Арисменди. Дошкольное музыкальное воспитание. — М.: Прогресс, 1989. — 174 с.
  4. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М.: Знание сер. «Педагогика и психология». — 1980. — 96 с.
  5. Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе //Вопросы психологии. — 1984. — № 5.1. С. 36 — 41.
  6. . Г. Познавательные потребности и интересы //Учебные записки ЛГУ. — Л., 1959. — Вып. 16. № 265. — С. 14 — 26.
  7. . Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977, —380 с.
  8. О. А. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983. — 121 с.
  9. О. А. Восприятие музыки и ее разбор с детьми //В кн.: Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983. — С. 172 — 179. — 220 с.
  10. О. А. О праве учителя музыки на эксперимент //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1978. — Вып. № 13. —С. 66 — 76.
  11. . Ф. Из книги «Мысли и думы». — М.: Искусство, 1960. Т. 1 —2, 1959 — I960. —Т. 2. —631 с.
  12. . Ф. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1 — 2. — М., 1930 — 1947. —52 с.
  13. А. «Спой-ка мне неправильную форму глагола» //Учительская газета. — 1988. — № 13. — С. 6.
  14. В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. — Магнитогорск, 1995.351 с.
  15. В. Развитие музыкального восприятия младших школьников //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1978. — Вып. № 13. — С. 54 — 66.
  16. Е. П., Сороковых В. В. Смысл национального образования в теории культурно-исторических типов Н. Данилевского (на примере русской школы) //Вестник высшей школы. — 1999. — № 2. —С. 3 — 6.
  17. Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989. — 205 с.
  18. Г. И. О «новой реальности» языкознания //Филологические науки. — 1997. — № 4. — С. 49.
  19. Н. А. Воспитание у школьников интереса к учению. — Минск, 1987. — 74 с.
  20. В. М. Объективная психология. — М.: Наука, 1991. — 480 с.
  21. Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества //Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 35 — 41.
  22. Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. — 374 с.
  23. М. В. Индивидуально-дифференцированный подход к стимулированию радости познания у школьников в процессе учения //Теоретико-методологические вопросы педагогики. — 1990, —№ 3. —С. 152— 163.
  24. Л. Д. Приемы активизации познавательной деятельности //Начальная школа. — 1982. — № 5. — С. 36 — 40.
  25. В. Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к самообразованию. — М., 1985. — 143 с.
  26. В. О музыкальном языке и музыкальном образовании //Искусство в школе. — 1996. —№ 1. — С. 55 — 57.
  27. Дж. Процесс учения. — М.: Прогресс., 1989. — 23 с.
  28. Е. Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявления в мышлении //Вопросы психологии. — 1998. — № 3. —С. 91 —103.
  29. JI. Раскрыть музыку в ее целостности //Искусство в школе. — 1994. — № 2. — С. 20 — 26.
  30. К. Н. Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  31. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. — М., 1973. — 288 с.
  32. А. А., Вяткин Б. А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте //Вопросы психологии. — 1999. —№ 5.
  33. А. С. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. — Свердловск, 1971. — 13 с.
  34. JI. С. Мышление и речь //Собрание соч. в 6 томах. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982. — С. 139.
  35. П. Я. Управление процессом учения //Новые исследования в педагогических науках. — 1965. — № 4. — С. 15 — 24.
  36. В. А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека //Вести ЛГУ. — Вып. 1 (№ 6), сер. 6. — 1991. — С. 47 — 55.
  37. С. О формировании певческих навыков на уроках музыки начальных классов //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1979. — Вып. № 14. — С. 24 — 25.
  38. В. Н. Индивидуальный подход и воспитание. — Казань, 1972. —68 с.
  39. JI. И. Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя (на материале факультета педагогики начального образования): Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Белгород, 1999. — 32 с.
  40. Н. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. — М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
  41. Н. Н. Школьники слушают музыку. — М., 1969. — 77 с.
  42. К. М. Индивидуальные психические особенности школьников. — М.: Знание, 1988. — 79 с.
  43. В. Ф. Обучение грамоте. — Елец., 1997. — 87 с.
  44. В. Ф. Методика обучения грамоте. — Елец., 1996. — 35 с.
  45. М. А. «Музыкальные моменты» на уроках чтения //Начальная школа. — 1996. — № 7. — С. 37 — 42.
  46. Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. — М.: Изд. АН СССР, 1957. —261 с.
  47. В. 3. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода //Вопросы языкознания. — 1994. — № 4. —С. 19 — 30.
  48. О. Несколько слов о музыке и не только о ней. (Беседа с профессором К. Цаторяном) //Вестник высшей школы. — 1999. —№ 11. —С. 42 — 46.
  49. А. М. Формирование умений и навыков учебного труда как один из путей активизации познавательной деятельности учащихся: Сборник научных статей. — Владимир, 1983. — 120 с.
  50. Н. В. О единстве обучения и воспитания младшего школьника //Вопросы психологии. — 1978. — № 6. — С. 129 — 134.
  51. А. К. Формула интереса. — М.: Педагогика, 1989. — 48 с.
  52. Дьяченко Н, Котляревский Н., Полянский Ю. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. — Киев.: Музычна Украина, 1987. — 109 с.
  53. О. Е. Педагогические условия познавательной активизации младших учащихся в школах Якутии: Сб. научных трудов.1. Якутск, 1990. — 72 с.
  54. Т. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1978. — Вып. № 13. — С. 37 — 46.
  55. М. В., Кочеткова JI. Д. Привитие учащимся интереса к учебным занятиям //Начальная школа. — 1995. — № 3. — С. 8 — 11.
  56. В. А., Гутенёв В. Ф. Музыкальная каллиграфия: Уч.-метод. пособие для начального обучения графике с музыкальной поддержкой. — Елец: ЕГПИ, 1997. — 70 с.
  57. В. А., Гутенёв В. Ф. Учебные песни и куплеты по русскому языку и чтению для первоклассников: Уч-метод. пособие для начального обучения русскому языку и чтению. — Елец: ЕГПИ, 1988. —28 с.
  58. В. А. Песни для детей в сопровождении фортепиано.
  59. Киев: Музычна Украина, 1996. — 20 с.
  60. В. А. Музыкальная мозаика: Уч.-метод, пособие. — М.: Кифара, 1999.— 55 с.
  61. Н. Д., Ефимова С. П., Лосева О. А. Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе: опыт физиологического исследования. — М.: Педагогика, 1987. — 158 с.
  62. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач /Составитель Д. Н. Садовников. — М.: МГУ, 1959. — С. 15.
  63. С. Как рождается урок музыки //Искусство в школе.1997. —№ 1. —С. 21 —24.
  64. Д. Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. — М.: Педагогика, 1986. — 188 с. — С. 163 — 184.
  65. С. Я., Гальперин П. Я. Языковое сознание как основа формирования речи на иностранном языке. — М.: МГУ, 1972. — 262 с.
  66. JI. А. Развитие творческой активности учащихся //Сов. педагогика. — 1981. — № 7. — С. 64 — 67.
  67. JI. М., Тарасенко Н. Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе //Начальная школа.1996. —№ 7. —С. 17 — 22.
  68. Н. Пение и музыка в единой трудовой школе //В сб.: Музыка в единой трудовой школе. — СПб., 1919. — С. 5 — 8.
  69. Я. А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1939. —С. 22.
  70. А. Н. Индивидуально-психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. — М.: Просвещение, 1968. — 208 с. — С. 49.
  71. А. Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. — М.: Просвещение, 1968. — 165 с.
  72. Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. — М.: Просвещение, 1982. — 95 с.
  73. Е. Ф. Активизация учащихся на уроке: Сб. статей. — Иваново, 1970. — 146 с.
  74. Е. Связь музыки и живописи в развитии художественно-образного мышления //Искусство в школе. — 1996. — № 1. — С. 35 — 38.
  75. Т. Ф. Активизация речевой деятельности учащихся на межпредметном уровне: В кн.: Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. — Л., 1985. — 173 с.
  76. А. А., Чекавова С. В., Кузнецов В. Н. Познавательный процесс. Условия его развития //Биология в школе. — М., 1996. — № 2. —С. 29 — 31.
  77. В. П. Преподавание в вузе: наука и искусство //Педагогика. — 2000. — № 1. — С. 52.
  78. В. П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: Монография. — М.: МГТУ, ЕГПИ, 1999. — 131 с.
  79. В. П. Проявление культуры умственного труда в работе младших школьников //В кн.: Культура. — М., 1997. — С. 10−26.
  80. В. П. Пути воспитания культуры умственного труда младших школьников в работе с устным словом //В сборнике: Современные подходы к учебно-воспитательному процессу. — М., 1995. —С. 3 — 13.
  81. В. П. Формирование чувственного образа как основа методики преподавания в высшей школе //Чувственный образ в развитии интеллекта школьника: Межвузовский сборник. — М.: Прометей, 1999. — С. 95 — 112.
  82. Н. В. Развитие познавательных интересов //Начальная школа. — 1995. — № 7. — С. 41 — 43.
  83. Ю. Н. Личностные факторы развития в процессе обучения //Вопросы психологии. — 1984. — № 5. — С. 41 — 44.
  84. Г. Н. Теоретические основы к проблеме познавательной активности личности учащихся //В сб.: Формирование социально-активной личности. — Рязань, 1990. — 193 с.
  85. Л. Н. Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Белгород, 1999. — 20 с.
  86. Л. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 1975. —340 с.
  87. Л. А., Васильева О. Н. Развитие двигательной функции //Физиология развития ребенка. — М., 1983. — С. 62 — 69. — 157 с.
  88. М. Музыкальный стиль и жанр //Философия. — 1992. — № 2. — С. 69 — 75.
  89. Н. Уроки психологического развития //Начальная школа. — 1988. — № 36. — С. 5 — 12.
  90. А. Ф. Методическое введение //Вопросы философии. — 1999.—№ 9, —С. 81—82.
  91. В. Н. Познавательный процесс и проблемное обучение //Вопросы психологии. — 1973. — № 4. — С. 84 — 90.
  92. А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности. — Дубна, 1999. — 256 с.
  93. А. Н. Познавательная активность младших школьников на уроках музыки //Взаимосвязь познавательной и социальной активности младшего школьника: Межвуз. сб. науч. трудов. — М., 1987. —С. 161 — 165.
  94. В. В. Интонация и интонационная гармония. — М.: Просвещение, 1993. — 236 с. — С. 68 — 74.
  95. В. В. Музыкальное образование. — М.: Просвещение, 1993. — 236 с. — С. 21 — 24.
  96. А. Вокальные упражнения в работе с детьми //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1978. — Вып. № 13, —С. 28 — 37.
  97. Т. В. Формирование познавательной активности младшего школьника в учебной деятельности //В кн.: Приемы формирования познавательной активности. — М.: Прометей, 1991. — 155 с.
  98. Т. Е. Развитие познавательного интереса младших подростков в процессе обучения с помощью индивидуальных творческих заданий. — М.: Педагогика, 1996. — 169 с.
  99. Н. Поощрение как важный фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников //Начальная школа. — 1990. —№ 2. —С. 13 — 15.
  100. Т. В. Развитие восприятия музыки на хоровых занятиях //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1985. — Вып. № 16, —С. 26 — 31.
  101. Е. Музыкальные и музыкально-педагогические воззрения в русских народных пословицах и загадках//Искусство в школе, — 1999.—№ 3, —С. 16 — 21.
  102. И. В. Учитесь слушать музыку. — М.: Музыка, 1987. — 60 с.
  103. В. Н. Активность и самостоятельность учащихся //Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 44 — 48.
  104. А. Ж. Формирование эстетического познания окружающего мира у младших школьников. — Липецк, 1990. — 88 с.
  105. А. Ж., Мясцова В. Н., Пашкова А. М. Как прекрасен этот мир, посмотри! — М.: Прометей, 1997. — 125 с.
  106. Л. В. Что такое интеллектуальная пассивность? //Начальная школа. — 1996. — № 7. — С. 26 — 29.
  107. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Под ред. Н. А. Кушаева. — М.: Музыка, 1979. — Вып. № 14. — С. 89 — 94.
  108. Ю. В. Управление познавательной деятельностью //В кн. «Взаимосвязь чувственного опыта и понятия»: Сб. научных трудов.1. МГПИ, 1983. — 186 с.
  109. И. П. Избранные произведения /Под общей редакцией X. С. Хоштоянца. — М.: Госполитиздат, 1949. — 568 с.
  110. Н. Музыка на уроках физики //Искусство в школе. — 1989. —№ 1. —С. 23 — 25.
  111. Г. Н. Искусство музыки. — М.: Знание, 1987. — 111 с.
  112. В. Н. Музыкальная психология. — М.: «ГНЦ Владос», 1997. —383 е. —С. 8— 10, 150— 152, 198— 199.
  113. ИЗ. Петрушин В. Н. Музыкальная психотерапия. — М.: ГНЦ «Владос», 1999. — 175 с. — С. 19.
  114. В. Ф. Школа учит мыслить: Пособие для учителей.1. М., 1979.—208 с.
  115. В. С. О развитии певческого голоса младших школьников //Музыкальное воспитание в школе. — М: Музыка, 1985. — Вып. 16, —С. 32 —33.
  116. А. П., Пестерева Е. В. Некоторые приемы в обучении младших школьников иностранному языку //Начальная школа. — 1996. — № 7. — С. 42 — 44.
  117. Т. В. Русское народное музыкальное творчество. Вып. 1. Изд. 2-е. —М., 1962. —С. 170, 173.
  118. А. О., Генинг Г. Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности //Вопросы психологии. — 1998. —№ 4. — С. 42 — 53.
  119. Л. О., Генинг Г. Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности //Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С. 42 — 45.
  120. А. Ю. Саморегуляция психологических состояний в учебно-педагогической деятельности //Вопросы психологии. — 1991. —№ 5. —С. 156— 162.
  121. В. П., Корнев А. В. Развитие интонационных навыков музыкантов при комплексном воздействии звуковых и визуальных сигналов //Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 98 — 100.
  122. А. Я. Развивать познавательную активность первоклассников //Начальная школа. — 1977. — № 11. — С. 81 — 84.
  123. С. «Детство невозможно без музыки.» В. А. Сухомлин-ский о музыке //Музыка в школе. — 1983. —№ 2. — С. 54 — 58.
  124. Славина JL С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам //Начальная школа. — 1998. — № 9. —С. 10.
  125. Н. П. Формирование культуры чтения как фактора развития познавательной активности младшего школьника //В кн.: Приемы формирования познавательной активности. — М.: Прометей, 1991. — 145 с.
  126. Приемы формирования познавательной активности. — М.: Прометей, 1991. — 145 с.
  127. А. Н. Музыка как вид искусства. — М., 1961. — 42 с.
  128. В. А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1977.— 380 с.
  129. Г. С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников //Музыка в школе. — 1983. — №. — С. 14—18.
  130. Г. С. Музыкальная психология: Спутник учителя музыки. — М.: Просвещение, 1993. — С. 27 — 55.
  131. Г. С. О психологии музыки //Вопросы психологии. — 1994. —№ 5. —С. 96.
  132. Г. С. Психологические основы музыкального воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1993. — 236 с. — С. 27 — 34.
  133. . М. Музыкальные слуховые представления. — М.: Педагогика, 1985. — 328 с. — С. 157 — 186.
  134. . М. Основные музыкальные способности. — М.: Педагогика, 1985. — 328 с. — С. 209 — 222.
  135. Н. А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. — СПб., 1997.165 с.
  136. Н. А., Асафьев Б., Яворский Б. О задачах музыкального образования //В кн.: Музыкальная педагогика и образование.
  137. СПб., 1997. — 165 е. —С. 151 — 153.
  138. Н. П. Пробуждать у учащихся положительные эмоции на уроке //Начальная школа. — 1987. — № 6. — С. 13 — 14.
  139. JI. Ф. Мысль и жизнь: К столетию со дня рождения А. Ф. Лосева: Сборник статей. — Уфа, 1993. — 254 с. — С. 92 — 93.
  140. В. А. Способы эстетического освоения учебного содержания в активизации деятельности учащихся //В кн.: Активизация познавательной деятельности учащихся. — Л., 1985. — 172 с.
  141. Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А. К. Марковой. — М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  142. Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. — М.: Советский композитор, 1989. — 104 с.
  143. Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности //Вопросы психологии.1999. — № 6. — С. 3 — 18.
  144. Т. В. «Благо даруемое нам искусством». — М.: Просвещение, 1993. — 236. — С. 8 — 13.
  145. Т. В. Карл Дальхауз: философско-методологичес-кая рефлексия истории музыки //Вопросы философии. — 1999. — № 9. —С. 121 — 138.
  146. Н. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1979. — Вып. № 14. — С. 57 — 65.
  147. Н. А. Фольклорно-этнографический материал Орловской губернии конца XIX — начала XX века в произведениях И. А. Бунина //В кн.: История и культура Ельца и Елецкого уезда. — Елец, 1992, —С. 42 — 45.
  148. Ю. В. Проблемы формирования духовных потребностей.
  149. М., 1970. — 59 с. — С. 30.
  150. В. П. От этоса к аффекту. — М., 1975. — 48 с. — С. 195.
  151. Г. Н. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика. 1988. — 208 с.
  152. Г. Н. Исследования проблемы активизации учебно-познавательной деятельности //Советская педагогика. — 1983. — № 11. —С. 46 — 51.
  153. Г. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М., 1979. — С. 27.
  154. Эстетика: Словарь. — М. — С. 49. N
  155. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Елецкий государственный педагогический институт1. В. Ф. Гутенев В.А.Завальный1. МУЗЫКАЛЬНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ
  156. Учебно-методическое пособие для начального обучения графике с музыкальной поддержкой
  157. Печатается по решению Ученого совета ЕГПИ
  158. В.Ф., Завальный В. А. Музыкальная каллиграфия. Учебно- методическое пособие для начального обучения графике с музыкальной поддержкой. Елец, ЕГПИ, 1997. — 72 с.
  159. В научное обоснование методических приемов введены некоторые положения когнитивной науки и современной сенсорной теории обучения, то есть предлагается интегрально-междисциплинарная -комплексная дидактика.
  160. Музыкальная каллиграфия" является дополняющей частью к разработанным В. Ф. Гутеневым прописям с разлиновкой в клетку.
  161. Пособие может быть использовано при обучении русскому языку как иностранному.1. Авторы разделов:
  162. В.Ф. Введение. Методические указания по графике. Эволюция русской графики.
  163. В.А. Методические рекомендации для музыкального исполнения каллиграфических статей.1. Рецензенты:
  164. В.А., доцент, зам.декана музфакультета МПГУ, член научно-методического Совета Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
  165. В.П., Заслуженный учитель Российской Федерации.
  166. Научный редактор: Горбенко В. Ф., к.п.н., доцент, зав.каф. музыки ЕГПИ
  167. ЕГПИ-1997 © Гутенев В. Ф., 1997 ©-Завальный В.А., 19 971. ВВЕДЕНИЕ
  168. В «Музыкальной каллиграфии» как части методической системы, основанной на интонологии, оригинальная концепция которой разработана автором этой системы, одна из важнейших ролей в обучении отводится интонационным средствам, прежде всего ритму и темпу.
  169. Легко и симпатично Всегда писать ритмично. В темпе лишь комфортном Пишется охотно. Хорошо писать под счёт: Раз, и, два, и вот и всё!
  170. Ритм и темп воспитывают эстетическое чувств©-, способствуют стремлению детей творить, «создавать красоту» /седьмое правило письма/:
  171. Люблю в букве простоту: Творить легче красоту. Я не только говорю -Я действительно творю.
  172. Содержание, структура и функциональная направленность «Музыкальной. каллиграфии» позволяют эффективно осуществлять основные виды деятельности: интеллектуальные, сенсорные /по восприятию/ и двигательные действия.
  173. Чувственное познание осуществляется посредством наглядного /в широком смысле: зрительного, слухового, двигательного и др./ обучения, опираясь на «золотое правило» Я. А. Коменского: втйочать в процессе познания все органы чувств.
  174. С точки зрения когнитивной теории в структуре деятельности «принято выделять шесть компонентов: субъект и объект, сам процесс, цель, средство и результат7 а также временную и пространственную характеристики и качественные признаки деятельности. ^
  175. В нашей дидактической -системе структура деятельности обозначена дидактическим треугольником: ^^, в котором Сб субъект /обучаемый/, Об — объект /предмет изучения/, Пс — дидактические средства, Сб — Пс — Об — процесс. Процесс
  176. В.З. Когнитивная лингвистика как разновидностьинтерпретирующего подхода.// Вопросы языкознания. 1994. № 4.
  177. Выделяя субъект как отправной компонент в структуре деятельности, организуем учебный процесс, следуя одной из аксиом когнитивизма: «Культура формирует человека: индивид всегда находится под влиянием своей культуры"^.
  178. Говорю себе: ты знай, Как работать. Наблюдай. Труд свой речью оформляй: Думай, действуй, проверяй. При таком труде всегда Будет радость от труда.
  179. К сути этого правила можно добавить слова Ф. М. Достоевского: «. Вникаю во все, отчетливо понимаю, и сам извлекаю умение со
  180. В.Ф. Методика обучения грамоте. Елец. 1996. С. 4, 5.2 Там же. С. 6 ТТ.
  181. В.З. Когнитивная.лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 195
  182. Авторитетную поддержку о корректности дидактических принципов нашей системы обучения грамоте /и каллиграфии в том числе/ находим у всемирно извеотных деятелей науки и культуры, занимавшихся педагогическими проблемами.
  183. Ф.М. Письма. 1832 1881. ТЛ. С. 76. M.-JI. 1928 — 1959.
  184. И. О педагогике. М. 1907. С. 15.
  185. Pycco Ж.-Ж. Эмиль, или 0 воспитании. М. I9II. С. 91.
  186. О благотворном влиянии музыки на деятельность человека высказывались И. Гене: «Мне всегда лучше работается после того, как я послушаю музыку» ^ и о. Делакруа: «Музыка часто внушает мне глубокие мысли. Слушая ее, я испытываю, огромное желание творить» 4
  187. .В. Статьи и мысли об искусстве. М.-Л. 1936.С.102.
  188. К.Д. Собр. соч. М.-Л. 1948-ГЭ52. Т. 2. С. 158 -159.
  189. И.В. // Эккерман И.П. Разговоры с Гете. СПБ. 1891. С. 84.
  190. Э. Дневник. М. 1950. С. 21−22.
  191. Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. Автобиография. М. 1957. С. 148.
  192. КаЛИнка, каЛИнка, каЛИнка моя. В саду ягода маЛИнка, маЛИнка моя.
  193. Другой пример. Сначала поем песню или ее отдельный куплет. Затем один исполнитель поет, а все напряженно произносят только ударные слоги:
  194. С голуБОго ручейКА начиНАется реКА, Ну, а ДРУжба начиНАется с уЛЫбки.
  195. Добрая половина текстов Букваря и Спутника может быть положена на музыку и исполняться в песенном варианте. Примеры текстов.1. Башки.
  196. Баю-баюшки-баю, слушай песенку мою.
  197. Баю-бай, баю-бай. Слушай песню, засыпай.
  198. Мама баюшки поет, ждет, когда сынок заснет.
  199. Баю-бай, баю-бай. Дочка, маме помогай.
  200. Дочка маме помогает, дочка маме подпевает:
  201. Баю-бай, баю-бай, закрой глазки, засыпай.
  202. Баю-бай, баю-бай, милый братик, засыпай.
  203. Небылица Между небом и землей Поросенок рылся И нечаянно xboctdm К небу прицепился.
  204. Скороговорка Скоро говорю, скоро говорю, скоро выскороговорю.
  205. М.П. Письма и документы. М. 1932.С. 146.
  206. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ГРАФИКЕ
  207. В той же последовательности, как обозначали стороны и средины клетки, обозначим точками углы клетки: Q левый в^хний угол- О — левый нижний угол-? — правый верхний угол- правый нижний угол ?
  208. Для большей информативности обозначаем основные ориентиры прописными буквами: угол У, средина — С, центр — Ц- дополняющие ориентиры — строчными буквами: угол — у, средина— с, центр — ц. Например, буквенная формула написания
  209. В клетках по ориентирам будем писать элементы строчных
  210. Каллиграфические ориентиры письмабольшого наклона выглядит так: С у — С. 1. У -С -У или так: букв и ритмические схемы строк.9схемы строк
  211. В ритмических схешх используем два знака: знак словесного ударения /акут/ из центра клетки в левый нижний угол1. t вот так: / - нижнюю черточку для обозначения безударного слога из левого нижнего угла до нижней средины
  212. Q, вот так:. Например ритмические схемы нижеследующих строк выглядят так:
  213. Люблю в букве простоту: -Творить легче красоту./ /// / /
  214. Я не только говорю --Я действительно творю./// ---/1. Элементы букв
  215. Систему-элементов букв составляют: наклоны, крючки, овалы -и полуовалы, петли, чёрточки, дужка, две точки» /буква е/ и зигзаг. «.. .. Наклона.
  216. Первые базовые элементы букв наклонные линии — наклоны. Малые наклоны пишем сверху.вни. з .в клетке строго по-правилу:-если наклон начинаем-писать от- средины /верхней/, то. заканчиваем его в углу /левом нижнем/, вот та!?:
  217. Для больших наклонов клетки мало. Используем прямоугольникпо вертикали клетка на клетке/ — и пишем в нем большие наклоны тоже- сверху вниз, но по другому правилу: из правогогаверхнего углала. в угол10 В левый нижний уголто есть «из уг
  218. А если начинать от верхней средины? То тоже пишем сверху вниз, но от средины, на средину. Посмотрим, на два рядом расположенных прямоугольника и напишем в них большие наклоныпо правилу «от средины на средину»:т ////
  219. Из двух, рядололожных прямоугольников получается квадрат -«Большая клетка»: Н— ¦. Пишем в квадрате большие наклонытМ/по правилу угол угол, средина — средина»: Малые же наклоны вседа пишем по правилу «угол — средина, средина угол: у/////////
  220. Косые линии /упрощённа косые/ пишем снизу -в в ё"р х из угла в угол. Малые косые пишем из- угла в уголв клетке: квадрате:большие косые из угла в угол вИ
  221. Косые можно писать и ат средины /нижней/ .да средины /верхней/, на верхняя, средина для больших, косых уже будет срединой другого слеД&лцего квадрата, для малых косых: — верхней срединой другой, следущейклетки:1. W. l S'/ / /
  222. Рабочая строка в одну клетку I t совпадает по высотес рабочей строкой в прописях других каллиграфических систем:
  223. Надстрочная линия верхняя граница прописныхчных букв1. Под строку, и двух стро1. Додстрочная. линия нижняя.гранща пяти строчных букв:
  224. Угол наших наклонов /не косых!/-как-элементов букв полностью-совпадает с углом наклонных линий /через всю страницу/, обозначенных, в других прописях, то есть наши наклоны стандартны, — какИ -стандартна высота .букв.-—. .
Заполнить форму текущей работой