Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое взаимодействие семьи и школы как фактор социализации младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сфере общения выявлена положительная динамика социометрических статусов младших школьников, положительная динамика индивидуальных индексов эмоциональной экспансивности, а также отмечен возросший индекс групповой взаимности (удовлетворенности общением). В результате корреляционного анализа показателей в различных сферах социализации было выявлено ядро структуры сформированности социальной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
    • 1. 1. Социализация личности как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Проблема социализации личности в отечественной педагогике
    • 1. 3. Учет особенностей социального развития младших школьников
    • 1. 4. Диагностика уровня социализации младших школьников
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
    • 2. 1. Педагогическое взаимодействие как условие социализации личности младшего школьника
    • 2. 2. Система педагогического взаимодействия семьи и школы по социализации младших школьников
    • 2. 3. Эффективность педагогического взаимодействия семьи и школы в социализации младших школьников
  • Выводы по второй главе

Педагогическое взаимодействие семьи и школы как фактор социализации младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические изменения в обществе, появление новых взглядов на духовно-нравственное становление личности, смена социального заказа требуют коррекции характера человеческих отношений, формирования умений жить вместе, правил поведения и готовности к компромиссу в решении конфликтных ситуаций. С этих позиций, актуальной представляется проблема социализации как процессуальная характеристика (И.С. Кон, A.B. Мудрик, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.), с точки зрения достигаемых результатов, когда в центре внимания оказываются социально-психологические и личностные особенности субъекта, способствующие полноценной социализации (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Л. И. Божович, C.JI. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

В педагогике проблема становления социально зрелой личности на различных возрастных этапах исследована К.А. Абульхановой-Славской, B.C. Мухиной, В. А. Петровским, Д. И. Фельдштейном и др., где отмечается, что младший школьный возраст является сензитивным для возникновения и становления таких новообразований как: «Образ Я" — «Я-концепции" — картина мира (Т. Шибутани и др.) — «универсальной ценности» (Н.И. Непомнящая и др.) — рефлексивного мышления (В.В. Давыдов, Г. А. Цукерман и др.), целей и перспектив жизни (Э. Эриксон и др.) — социальным опытом (Н.Ф. Голованова и др.) — общественных мотивов (Я.Л. Коломинский и др.).

В теории и практике образования акцентируется внимание на возможностях образовательных технологий, в частности педагогического взаимодействия (Е.А. Александрова, М. В. Алешина, Т. В. Анохина, О. С. Газман, О. М. Кодатенко, И. Б. Котова, Г. И. Рогалева, Г. Ю. Ульянова, E.H. Шиянов, И. С. Якиманская и др.) понимаемой как деятельность, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала, преодоление социально-психологических и личностных трудностей и т. д.

Проблема социализации в теории и практике рассматривается с позиций выявления сущности социального развития (К.А. Абульханова-Славская, C.JI. Рубинштейн, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.), включения индивида в систему отношений наделения его общественными свойствами (А.И. Гилинский, И. С. Кон, В. П. Коломиец, А. Г. Харчев, Н. Смелзер, Т. Ши-бутани и др.), изучения историко-этнографического социализации детей (Б.Ш. Алиева, Ф. Ариес, И. С. Кон, B.C. Кукушкин, A.M. Магомедов, Д. М. Маллаев, М. Мид, Ш. А. Мирзоев, А. Н. Нюдюрмагомедов, Л. Д. Столяренко, Э. Эриксон, и др.) — исследования детской и юношеской субкультуры (Л. Вир-танен, И. С. Кон, А. Опи, П. Опи, М. В. Осорина и др.).

Механизмы социального взаимодействия, определения содержания процесса социализации раскрываются в работах Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, Е. С. Кузьмина, Б. Д. Парыгина и др.);

Вопросы возрастной специфики процесса социализации исследуется в работах Л. И. Божовича, Л. С. Выготского, Е. Ф. Рыбалко, Л. Р. Обуховой, Д. Б. Эльконина и др.

Вопросам повышения эффективности механизмов социализации через воспитательно-образовательный процесс посвящены исследования A.B. Мудрика, Д. И. Фельдштейна, A.A. Реана, Р. Берне, У. Бронфенбреннера и др.

Анализ практики социализации в системе образования указывает на недостаточную разработанность проблемы педагогического взаимодействия семьи и школы в аспекте социализации младших школьников, чему подтверждением противоречия между:

• рассмотрением социализации не как внешнего соответствия требованиям и взаимодействием семьи и школы для развития социально и индивидуально значимых качеств личности, обеспечивающих успешное функционирование субъекта в обществе;

• возросшей значимостью социальных и личностных предпосылок развития младшего школьного возраста и действующей системой педагогического взаимодействия семьи и школы;

• системой воспитания в школе и семье, и требованиями социализации личности младшего школьника.

Исходя из выявленных противоречий, нами сформулирована проблема исследования, суть которой в выявлении условий педагогического взаимодействия семьи и школы, способствующих социализации личности младшего школьника.

Тема исследования: «Педагогическое взаимодействие семьи и школы как фактор социализации младших школьников».

Цель исследования — обоснование условий педагогического взаимодействия школы и семьи в социализации младших школьников.

Объект исследования — процесс социализации младших школьников.

Предмет исследования — условия педагогического взаимодействия семьи и школы.

Гипотеза исследования. Педагогическое взаимодействие по социализации личности младшего школьника будет эффективным, если:

• сотрудничество семьи и школы основано на принципах личностно-ориентированного и развивающего взаимодействия;

• обеспечивается формирование социальной позиции младшего школьника;

• воздействие администрации, учителей, родителей, учеников, т. е. всех участников педагогического процесса носит комплексный характер;

• обеспечить гибкость и адаптированность педагогических взаимодействий, учет потребностей конкретных учащихся.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности социального развития детей младшего школьного возраста.

2. Определить сущность социализации и место в ней социальной позиции младшего школьника.

3. Обосновать условия формирования социальной позиции младшего школьника.

4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования социальной позиции младших школьников.

Методологическую основу исследования составляют гуманистический, аксиологический и культурологический подходы, способствующие эффективности социализации личностисистемный подход, позволяющей исследовать проблему в условиях целостного педагогического процессаантропологический подход, означающий использование данных всех наук о человеке как предмете воспитанияконцепции познаваемости окружающего мира, взаимосвязях и взаимообусловленности процессов и явлений развития природы и человеческого познаниясоциализации и взаимодействия семьи и школы в процессе обучения и воспитания.

Теоретическую основу исследования составляют идеи личностно-ориентированного образовании (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, З. И. Калмыкова, И. С. Якиманская и др.) — развития личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C. JL Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — социализации личности (Г.М. Андреева, И. С. Кон, И. Б. Котова, A.B. Мудрик, К. Роджерс, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, И. Н. Шиянов, Э. Эриксон и др.) — гуманистического воспитания и педагогической поддержки в образовании (Т.В. Анохина, Е. А. Александрова, О. С. Газман, О. М. Кодатенко и др.).

Методы исследования: В соответствии с целями и задачами исследования использован комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы, учебных программ, наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МОУ «Аксаевская СОШ № 1», МОУ «Аксаевская СОШ № 2», МОУ «Эндиреевская СОШ», МОУ «Теречная СОШ», а также Аксаевской специальной (коррекционной) школы — интернат Хасавюртовского района Республики Дагестан. В исследовании приняли участие 196 человек учащихся начальной школы, их родители и педагоги.

Этапы исследования. Исследование проходило в три этапа.

• на первом этапе (2009;2010гг.) проведен анализ состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, определены цель, гипотеза, объект, предмет исследования, проведен анализ, сравнение и обобщение теоретического материала, разработку и апробирование программы экспериментальной работы.

• на вторам этапе (2010;2011гг.) осуществлена проверка гипотезы исследования, разработка и апробация условий педагогического взаимодействия семьи и школы в плане социализации личности младших школьников.

• на третьем этапе (2011;2012гг.) проведена систематизация и обработка результатов исследования, уточнены теоретические и экспериментальные выводы, систематизированы и оформлены результаты научного поиска, разработаны методические рекомендации.

Научная новизна исследования заключается в:

• выделении основных показателей социальной позиции младшего школьника;

• обосновании условий педагогического взаимодействия семьи и школы в социализации младших школьников (педагогическое взаимодействие, учет особенностей поликультурной среды, индивидуализация и т. д.);

• разработке и апробации технологий взаимодействия семьи и школы, способствующей социализации личности младшего школьника.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

• обосновании и апробации условий взаимодействия семьи и школы (ориентированность на личность ребенка, среда саморазвития и самореализацииблагоприятный психологический климат, содружество педагогов, учащихся и родителей) в социализации личности младшего школьника;

• углублении представления о сущности социализации с точки зрения различных подходов к его исследованию (этнокультурные, социокультурные, социально-педагогические);

• разработке технологии социализации личности младшего школьника.

Практическая значимость исследования состоит в:

• обосновании и апробации модели взаимодействия семьи и школы по социализации личности младших школьников;

• внедрении технологии социализации младших школьников, включающей поддержку и развитие социально значимых личностных характеристик;

• обосновании уровней сформированности социальной позиции младшего школьника;

• реализации программы поддержки, способствующей социализации младших школьников.

Достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечивалась теоретической и методологической обоснованностью, реализацией системного и личностно-ориентированного подходов в исследованиисовокупностью методов исследования, адекватных его цели и задачамличным участием автора в экспериментальной работекачественным и количественным анализом полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Условия педагогического взаимодействия семьи и школы, способствующие социализации личности младшего школьника (сотрудничество участников образовательного процессаустановление партнерских и субъект-субъектных отношений в педагогическом взаимодействииполовая идентификация, через усвоение субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного поласоциальная оценка поведения, где подкрепляющими и формирующим фактором выступает реакция окружающих людей, а образ взаимного восприятия является регулятором поведенияследование стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии, что выступает условием оптимальной социализации направленностьпедагогической деятельности на повышение научнометодической грамотности педагогов и родителей и др.).

2. Технология педагогического взаимодействия семьи и школы по социализации личности младшего школьника, предполагающая сотрудничество педагога и учащихся, направленная на развитие и поддержку социальной позиции младшего школьника.

3. Программа коррекционно-развивающего взаимодействия, обладающая гуманистическим характером, ориентированная на личность ребенка, создание благоприятного психологического климата для саморазвития и самореализации.

Апробация и внедрение полученных результатов исследования проводилась в образовательно-воспитательном процессе школ МОУ «Аксайская СОШ № 1», МОУ «Аксайская СОШ № 2», МОУ «Эндирейкая СОШ», МОУ «Теречная СОШ», а также в Аксайской специальной (коррекционной) школы — интернат Хасавюртовского района Республики Дагестан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Выводы по второй главе.

На основе системного подхода к исследованию разработана авторская система и подсистема педагогического взаимодействия в социализации личности младших школьников.

Изучение стиля педагогической деятельности преподавателей начальной школы № 2, а также анализ выявленных стрессогенных семейных факторов является объективным критерием оказания изучаемому контингенту детей педагогического взаимодействия, а также подтверждает необходимость применения данной технологии в традиционном образовании.

Подобран пакет диагностических методик для изучения уровней сформированное&tradeсоциальной позиции школьника у учащихся начальной школы:

1. Доказана эффективность и результативность системы педагогической поддержки социализации младших школьников.

2. На основе анализа тестовых данных характеристик сформированно-сти социальной позиции школьника изучены особенности их проявления в процессе функционирования системы педагогической поддержки социализа.

Гл1'< '-'^Л^Й ^ 1 * * I г ции младшего школьника. В процессе функционирования системы педагогической поддержки социализации младшего школьника в сфере учебной деятельности произошло уменьшение количества учащихся с низким уровнем мотивации, за счет увеличения количества учащихся с высоким и средним уровнем мотивации. Вследствие положительной динамики учебной мотивации можно констатировать наличие направленности на учебную и познавательную активность у большинства испытуемых и как результат повышение общего уровня обучаемости и развития у школьников в ЭГ.

В сфере самосознания нами отмечено следующее проявление показателей сформированности социальной позиции школьника: самооценка младших школьников в основном характеризуется высоким и средним уровнем, в зависимости от уровня самооценки отмечена различная тенденция самоописания своего образабольшинство учащихся начальных классов характеризуются адекватной самооценкой, однако отмечена тенденция проявления частичного несоответствия самооценки школьников ожиданиям социуманами отмечено стремление младших школьников к проживанию событий своей жизни (навыки рефлексирования) — планированию своей деятельностивыбору жизненных идеалов и ценностей.

В сфере общения выявлена положительная динамика социометрических статусов младших школьников, положительная динамика индивидуальных индексов эмоциональной экспансивности, а также отмечен возросший индекс групповой взаимности (удовлетворенности общением). В результате корреляционного анализа показателей в различных сферах социализации было выявлено ядро структуры сформированности социальной позиции младших школьников — уровень мотивации учебной деятельности. Составлено типологическое описание учащихся разных уровней сформированности социальной позиции школьников (высокий, достаточный, недостаточный), с учетом которого, возможна дифференцированная помощь и поддержка социализации младших школьников. ик^н/, Л Й.

Л '.

Ио)И Л ч'.у.

Л ,'1.

4, и V !•>'.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящем исследовании на теоретико-методологическом и практическом уровнях была поставлена проблема педагогического взаимодействия с целью социализации младших школьников и намечены пути ее решения. Основные полученные результаты подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать следующие теоретические выводы.

1. Анализ концепций социализации личности позволил выделить процессуальные (стадии, механизмы, факторы и др.) и содержательную (социально-психологические и личностные особенности субъекта социализации) составляющие социализации.

2. Личностно-деятельностный подход к исследованию проблемы социализации младшего школьника позволил выделить особенности ее протекания, описать показатели социализированное&trade-: уровень мотивации к учебной деятельности, позиция ученика в системе личных взаимоотношений (в группе сверстников) и характер самооценки и предпосылки субъектности.

3. На основе изучения и обобщения теоретических позиций выявлены концептуальные положения (цели, принципы, направления и др.) педагогического взаимодействия (оказание реальной помощи ученикам, учителям и родителям), принцип жизни образовательного учреждения, как создание условий для развития и саморазвития каждого участника образовательного пространства.

4. Педагогическое взаимодействие школы и семьи по социализации личности младшего школьника представляет собой взаимосвязанные действия, направленные на социализацию в педагогической деятельности общеобразовательной школыповышение научно-методической грамотности родителей по социализации младших школьниковустановление партнерских и субъект-субъектных отношений в коллективе, что обеспечит активизацию участников образовательного процесса.

V > I* < и', А им.

I 1 !

VI)> С.

I «} Л.

I I ¡-и.

Л" Л г.

Ч' ''/.Г") ^Ч" «.

I ' V, ('.

5. Педагогическое взаимодействие по социализации младшего школьника (непосредственное взаимодействие педагога и учащихся) направленно на поддержку социальной позиции школьника по этапам: ориентировочно-диагностический, реконструктивно-рефлексивный, конструктивно-развивающий, обобщающий, рефлексивноаналитический.

6. Изучение микросоциума учащихся показало значимость оказания педагогического взаимодействия в традиционном обучении.

7. Функционирование системы педагогической поддержки социализации младшего школьника в сфере учебной деятельности привело к уменьшению количества учащихся с низким уровнем мотивации и увеличения их представленности на высоком и среднем уровням. Положительная динамика позволяет констатировать наличие направленности на учебную и познавательную активность у большинства испытуемых, повышение общего уровня обучаемости и развития у респондентов экспериментальной группы.

8. Положительная динамика социометрических статусов младших школьников выявлена также в сфере общения, где преобладает повышение индивидуальных индексов эмоциональной экспансивности, групповой взаимности (удовлетворенности общением), позволило составить типологическое описание учащихся разных уровней сформированности социальной позиции школьников (высокий, достаточный, недостаточный), с учетом которого, дифференцировалась помощь и поддержка.

9. В сфере самосознания отмечается высокий и средний уровень сформированности социальной позиции школьника, поскольку у младших школьников отмечена различная тенденция самоописания своего образа, где у большинства наблюдается частичное несоответствие самооценки и ожиданий социумастремление к проживанию событий своей жизни (навыки рефлексирования) — планирование своей деятельностивыбор жизненных идеалов и ценностей.

10. Экспериментальное апробирование педагогических условий в социализации личности младшего школьника подтвердило эффективность и.

IV и.

Я * '.

• «.

I • А.

Л1 результативность предлагаемой системы, поскольку наблюдается достаточное проявление показателей сформированности социальной позиции в экспериментальном классе. При этом прослеживается корреляционная связь показателей становления социальной позиции школьника, ядром которой является мотивация учебной деятельности.

11. Деятельность учителя начальных классов необходимо направить на реализацию учебных и воспитательных задач, восприятие ученика как саморазвивающейся личности, имеющей право на ошибки, незнание, заблуждение, а также полноценное проживание событий собственной жизни. При этом взаимодействие с родителями необходимо рассматривать как консультирующие, партнерские отношения, проявляющиеся в заинтересованности обеих сторон в позитивных изменениях в личности младшего школьника.

12. Поддерживающая технология направлена не только на оказание оперативной помощи и поддержки, но и на формирование всего положительного, что существует в младшем школьнике через индивидуальную, групповую, коллективную поддержку и взаимодействие.

13. Условиями эффективного взаимодействия по социализации младших школьников выступают: активизация познавательного интереса, поддержка положительного отношения к учебной деятельностиразвитие способов овладения учебным материаломнавыков самостоятельного добывания знанийдифференцированный подход к процессу обученияразвитие навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями) с ориентацией на ненасильственную модель поведенияподдержка положительного статуса ученика в группе сверстниковв процессе педагогической деятельности акцентировать особенности системы общения, связанной с личными качествами учащихся, а не только системы отношений, складывающихся в процессе учебной деятельности и непосредственной внеурочной деятельностиполноправное включение ученика в проживание, оценивание и рефлексирование своей жизнедеятельностипредоставление ученику возможности выстраивания своей индивидуальной перспективы.

О1? v", ь') ч I> «, <

Ык ' i «1 Л1*1 ч w и жизненного планированияоценивание учащихся учителем посредством развернутой характеристики его личности, тех или иных качеств и способностей. Родителям учащихся необходимо осознать, что они являются полноценными участниками образовательного процесса в школев общении с учителями необходимо рассматривать их как консультантов и партнеров по общему делу воспитания ребенкародители, как первичные и ближайшие люди в социализации должны постоянно контролировать уровень своего культурного, образовательного, морально-нравственного развития, а также уровень своей семьи как первичной социализирующей группы ребенка на данном этапе его развитияв общении с ребенком необходимо выстраивание доверительных, партнерских, эмпатийных взаимоотношений для полноценного психологического, морально-нравственного и социального развития личности ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296 с.
  2. Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре. Дисс. канд. пед. н., Саратов, 1997. 192 с.
  3. М.В. Педагогическая поддержка индивидуального стиля учения школьников. Дисс. канд. пед. н., Саратов, 1999. 200 с.
  4. Ш. А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно личностной педагогики. -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 80 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды / в 2 т. / М.: Педагогика, 1980,-т. 1−232 е., т. 2−288 с.
  6. .Г. Психология и проблемы человекознания / под ред.
  7. A.A. Бодалева М.: «Институт практической психологии», 1996. — 384 с.
  8. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
  9. Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие / под ред.
  10. B.А. Сластенина. М.: Академия, 2000. — 264 с.
  11. Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. / в сб. статей // Новые ценности образования: забота -поддержка консультирование. Вып 6. М.: Инноватор, 1996.- 72 с.
  12. E.H. Эмоциональная напряженность младшего школьника. Дисс. канд. пс. н.- СПб., СПбГУ, 1999. 211 с. 111 I V11 i .11 I<�"I
  13. А.Б. Карачаевская этика и первичная социализация в системе семейного воспитания. Диссерт. канд. пед. наук. Карачаевск, 2004. — 162с.
  14. А.Г. Содействие ребенку развитие личности / в сб. статей // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. Вып 6. М.: Инноватор, 1996. — 39 с.
  15. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
  16. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Издательство Магистр, 1999. 96 с.
  17. Т.Д. Педагогические условия самоутверждения личности подростка в учебной деятельности. Автореф. канд. пед. н. Карачаевск, 2004. — 23с.
  18. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: МПСИ, 2000. — 208 с.
  19. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики (курс лекций). М.: «Институт практической психологии», 1996. — 317с.
  20. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  21. Р. Развитие Я концепции и воспитание / пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  22. .П. Введение в философию воспитания. М.: Фонд духовного и нравственного образования. 1996. — 141 с.
  23. .П. Структура процесса воспитания / методологический аспект. Каунас: Швиеса, 1984. 189 с.
  24. П.П. Психология младшего школьника. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. 307 с.
  25. A.A. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. 188 с.
  26. A.A., Столин B.B. Общая психодиагностика. СПб.: «Речь», 2000. — 440с.
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -170 с.
  28. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов н/Д.: РГПУ, 1995. — 32 с.
  29. Л.Х. О новых подходах к преподаванию истории России в вузе. Черкесск: 2003. — 258 с.
  30. Ю.В. Общеобразовательная школа современной Японии. -М.: Прометей, 1995.-144с.
  31. У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М., Прогресс, 1976.-165 с.
  32. Г. И., Матвеева Л. А., Раев А. И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.-159 с.
  33. Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе. Дисс. докт. пс. н., Москва, 1998.-371с.
  34. Г. А., Елманова В. К., Скопылатов И. А. Психологические основы управления педагогическими коллективами. Тамбов, 2000.- 142 с.
  35. К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя / под ред. A.A. Бодалева.- М.: Просвещение, 1981. 128 с.
  36. А.И. Психологическая поддержка развития личности ребенка как стратегия личностно развивающего взаимодействия. Дисс. канд. пс. н., Ростов н/Д, 1998. — 168 с.
  37. Вопросы воспитания: системный подход / под ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981.-135 с.- -. • ' ¦ •""' ' ' * '1 f" '
  38. И.В. Системный подход к организации педагогической поддержки в условиях гимназического обучения // материалы всероссийской конференции: Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. -М., 1996. -50 -52 с.
  39. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
  40. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / материалы всероссийской конференции. Москва, 1996. 75 с.
  41. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981.-96 с.
  42. Л.С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  43. О.С. Гуманизм и свобода / в сб. статей // Гуманизация воспитания в современных условиях. Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. Институт педагогических инноваций РАО.- М., 1995.- С.1−12.
  44. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманную цивилизацию 21 века //Новые ценности образования: забота поддержка — консультирование. Вып 6. Москва: Инноватор, 1996. — С. 6 — 8.
  45. Гальперин П. Я Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., Просвещение, 1965.145 с.
  46. А.Г. Сохранение и укрепление здоровья учащихся как педагогическая проблема. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. — 58с.
  47. Гуманизация воспитания в современных условиях / сб. статей // под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. Институт педагогических инноваций РАО, М., 1995.-115 с.
  48. А.П. Деятельность классного руководителя начальных классов во взаимодействии с микросредой учащихся: Уч. пособие. Усть -Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 1993. — 30 с. ч!, к 1
  49. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2001.
  50. М.В. Исследование социально личностной рефлексии как средства социализации старших школьников. Автореф. дисс.канд. пс. н. — Самара, 2000. — 24 с.
  51. У. Беседы с учителями о психологии. М.: «Совершенство», 1998. -160с.
  52. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я. Л. Коломинского, Минск. 1997.-120 с.
  53. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  54. Т.И. Социализация личности сельского подростка в условиях этнорегионального подхода. Автореф. дисс.канд. пед.н. Карача-евск, 2004. — 23с.
  55. Ф. На стороне ребенка / пер. с франц. СПб.: «Петербург -21 век», 1997.-515 с.
  56. Н.П. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения / Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев. М: Политиздат, 1989. 351 с.
  57. И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
  58. Т.В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями. Автореф. дисс.канд. пед. н. Саратов, 2000. -19с.
  59. М.В., Миланович Л. Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М.: Институт практической психологии, 1996. -104 с.
  60. Г | (' <. к О ' ' |, 1 ^ ' ' ' ' ' ' .1 '* ' '' ' 111
  61. H.H. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем. Дисс. канд. пс. н., Ростов н/Д, 1999.-196С.
  62. А.Г. Педагогические условия развития лидерской устремленности как самоценной формы активности ребенка дошкольника. Дис. канд. пед. н., Ставрополь, 1999. — 144 с.
  63. В.К. Проблемы поддержки детей с особенностями развития / в сб. статей // Новые ценности образования: забота поддержка — консультирование. Вып 6. М.: Инноватор, 1996. — с. 60
  64. В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. — 345с.
  65. И.А. Педагогическая психология: Уч. пос. — Ростов н/Д.: «Фениес», 1997.-480 с.
  66. A.B. Защита ребенка как педагогическое понятие / в сб. статей // Гуманизация воспитания в современных условиях. Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. Институт педагогических инноваций РАО, М, 1995.-С. 53.
  67. Т.И. Педагогические аспекты социальной адаптации детей и подростков в школе. Дисс. канд. пед. н., Москва, 1999. 182 с.
  68. З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  69. P.M. О социально политической концепции воспитания. -Черкесск: 2003. — 258 с.
  70. Р.Б. Национально региональный компонент как средство активизации учебного процесса. Автореф. дисс. Канд. пед. наук. -Карачаевск, 2002. — 21 с.
  71. О.М. Педагогическая поддержка социализации личности подрост ка. Дисс. канд. пед. н., Саратов, 1998. 224 с.
  72. С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Уч. пособие. М.: «Академия», 1998. — 160 с. 1. V,
Заполнить форму текущей работой