Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Своеобразие художественной деятельности дошкольников с ОВЗ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дошкольное детство ребенка с ОВЗ характеризуется как общими, так и специфическими особенностями, обусловленными структурой нарушений в психическом и физическом развитии, которые определяют и возможности погружения его в мир художественной культуры. К общим особенностям относятся несовершенство психических процессов, эмоционально-волевой, моторной сфер, отставание в развитии речи… Читать ещё >

Своеобразие художественной деятельности дошкольников с ОВЗ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дошкольное детство ребенка с ОВЗ характеризуется как общими, так и специфическими особенностями, обусловленными структурой нарушений в психическом и физическом развитии, которые определяют и возможности погружения его в мир художественной культуры. К общим особенностям относятся несовершенство психических процессов, эмоционально-волевой, моторной сфер, отставание в развитии речи, несформированность игровой деятельности. Однако каждый вариант нарушения (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, функций центральной нервной системы и др.) имеет такие особенности, которые позволяют ребенку уже в дошкольном возрасте активнее проявлять себя в определенном виде художественной деятельности, поскольку этот вид деятельности опирается на сохранные функции.

У ребенка с нарушением зрения с трудом формируется предметность восприятия; лишь к концу дошкольного возраста хаотичные осязательные обследования приобретают характер целенаправленных действий. В то же время слуховое восприятие такого ребенка уже в дошкольном возрасте становится более дифференцированным, отражает выделение отдельных звуковых характеристик (Л. И. Солнцева). Это обусловливает достаточно высокий уровень развития музыкального восприятия, что, в свою очередь, помогает формировать музыкально-ритмическую основу движений, успешно развивать вокально-хоровые навыки ребенка, его художественно-речевую деятельность.

Дошкольник с нарушением слуха имеет большие потенциальные возможности в развитии изобразительной и конструктивной деятельности и при условии коррекционной работы добивается успехов в рисовании, лепке, аппликации (А. А. Катаева, Л. А. Головчиц, Г. И. Обухова).

У детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью (при сохранном слухе и зрении) в условиях коррекционного воздействия отмечается положительная динамика в формировании разных видов художественной деятельности, особенно театрализованноигровой, в режиссерских и образно-ролевых играх (Е. А. Медведева).

Более высокие потенциальные возможности дошкольников с проблемами в каком-то определенном виде художественной деятельности не снимают необходимости их развития во всех видах искусства. Активизация даже слабо выраженных проявлений в тех видах искусства, в которых ребенок испытывает трудности (в силу имеющихся нарушений), необходима, поскольку обеспечивает гармоническое художественное развитие. В формировании художественно-творческих способностей детей существенное значение имеют и природные сохранные свойства анализаторов, и такие качества, как самостоятельность, инициатива. Однако даже благоприятные природные задатки и творческие способности ребенка развиваются в результате влияния общественной среды и деятельности.

Возможности дошкольников с ОВЗ в художественной деятельности не могут быть реализованы без специального коррекционно-развивающего обучения. Положения специальной педагогики и дошкольной дидактики, в которых подчеркивается ведущая роль воспитания и обучения в формировании художественно-творческих способностей ребенка, легли в основу теории художественного развития детей с учетом особенностей каждого вида искусства (Л. С. Выготский, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец). Целенаправленное развитие способности видеть прекрасное вокруг себя, участвовать в его создании в процессе художественной деятельности помогает приобщить ребенка с ОВЗ к художественной культуре, сформировать субкультуру личности.

Работа по развитию художественной культуры у ребенка с ОВЗ в дошкольном возрасте осуществляется в процессе его взаимодействия с взрослым и сверстниками. Перед педагогом в этот период стоит важная задача — создать атмосферу эмоциональной захваченное™ художественной деятельностью, которая вместе с тем насыщена и сознательными трудовыми устремлениями ребенка. Тогда, учитывая особенности его развития, педагог может обеспечить коррекцию вторичных отклонений средствами искусства и помочь творческому проявлению ребенка с ОВЗ.

Формирование основ художественной культуры у дошкольника с ОВЗ (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью) происходит с учетом имеющихся у него отклонений в развитии, которые проявляются в своеобразии овладения каждым видом художественной деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой