Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научно-методическое обеспечение подготовки студентов вузов в области Web-дизайна

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты работы представлены на Международной научно-технической конференции «Информационно-вычислительные технологии и их приложения» (Пенза, 2009) — международных конференциях «Новые образовательные технологии в вузе» (Екатеринбург, 2009), «Новые информационные технологии в образовании» (Екатеринбург, 2009), «Интернет в образовании» (Москва, 2009), «Молодежь Сибири — науке России… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ WEB-ДИЗАЙНА
    • 1. 1. Сущность понятий «дизайн», «проектная культура» и «web-дизайн»
    • 1. 2. Предпосылки формирования web-компетенции у студентов вузов в области web-дизайна
    • 1. 3. Проблемы создания научно-методического обеспечения дисциплины «Web-дизайн» в педагогической теории и практике
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • 2. МОДЕЛЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ WEB-ДИЗАЙНА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
    • 2. 1. Модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна
    • 2. 2. Научно-теоретические подходы и принципы к проектированию содержания дисциплины «Web-дизайн»
    • 2. 3. Педагогические условия реализации модели подготовки студентов вузов в области web-дизайна
    • 2. 4. Анализ и оценка результатов опытно-поисковой работы
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Научно-методическое обеспечение подготовки студентов вузов в области Web-дизайна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследованиям Основными целями' федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002;2010 годы)» является «повышение уровня использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в традиционном обучении, дистанционном обучении, программах повышения квалификации, аттестации и признании квалификации» и «расширение подготовки профессионалов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей». В связи с этим основными ориентирами модернизации системы образования в России становятся возрастающие требования общества к уровню готовности выпускников учебных заведений творчески решать средствами ИКТ задачи, возникающие в процессе профессиональной деятельности, в том числе задачи по созданию web-сайтов, связанных между собой в единую глобальную сеть.

Вследствие стремительного роста сети WWW (World Wide Web — Всемирная паутина) появилась новая область информационных технологий — web-дизайн, один из перспективных видов деятельности, дающий новые возможности для воплощения творческих идей художников, дизайнеров и специалистов в области информационных технологий. В результате обучение web-дизайну является в настоящее время важнейшим компонентом образования.

Исходя из вышесказанного, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена наличием социального заказа общества на выпускников вуза, компетентных в области web-дизайна. Необходимым атрибутом современного конкурентоспособного предприятия является наличие web-сайта, поддержку которого должен осуществлять профессионал, обладающий широким спектром знаний в. области IT-технологий, дизайна, методов продвижения интернет-ресурса. На рынке труда, возникают’новые специальности: web-мастер, HTML-верстальщик, администратор сайта, SEO-специалист, информационный архитектор и другие, соответственно, необходимы новые педагогические и методические идеи по реализации подготовки студентов вуза в области web-дизайна.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования' обусловлена недостаточностью разработки научно-методологических подходов к подготовке студентов вуза в области web-дизайна. Особое значение эта проблема приобретает в связи с формированием информационного общества в России и широким распространением web-технологий в образовании и экономике страны.

На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью выявления комплекса педагогических условий, которые способствуют эффективному формированию web-компетенции студентов вузов и разработки научно-методического обеспечения дисциплины «Web-дизайн», которое включает в себя учебно-методический комплекс (УМК) данной дисциплины для студентов всех форм обучения по профильным и непрофильным специальностям.

Ключевые понятия исследования:

Научно-методическое обеспечение — обеспечение, включающее структуру и содержание дисциплины, планирование и создание комплекса учебно-методической документации, дидактических методов и средств обучения, необходимых для качественного обучения студентов в рамках содержания, определяемого ФГОСами, соответствующей образовательной программой, а также современными достижениями в данной области.

Дизайн — проектная деятельность, основанная на объединении в проектном образе научных принципов с художественными, создающая эффект, недостижимый в обычном проектировании (Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская).

Web-дизайн — проектная деятельность по созданию средствами web-технологий информационной архитектуры web-сайта с одновременным его художественным оформлением и оптимизацией программного кода в целях наиболее эффективного использования и продвижения в Интернет.

Web-сайт (сокращенно сайт) — совокупность электронных документов частного лица или организации, расположенная в сети Интернет и объединенная под одним доменным именем или IP-адресом. Все web-сайты в совокупности составляют сеть WWW.

Web-компетенция — компетенция, характеризующая способность и> готовность к самостоятельному проектированию и реализации основных компонентов web-дизайна.

Предпосылки разработанности проблемы исследования. Интерес для общества и работодателя на рынке труда в настоящее время представляет специалист, владеющий универсальными и профессиональными компетенциями, которые соответствуют уровню развития современных технологий в области web-дизайна. В отечественной педагогике и психологии определение и состав понятий «компетентность» и «компетенции» содержатся в работах В.И. Бай-денко, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, В. А. Кальней, А. М. Новикова, А. В. Хуторского, С. Е. Шишова и др. Развитию профессиональной компетенции посвящены работы зарубежных авторов (D. Bartram, R. Boyatzis, J.P. Campbell, D. McClelland, D. Raven и др.).

Одним из инновационных направлений современного профессионального образования является дизайн-образование. Основные положения концепции дизайн-образования изложены в трудах В. П. Климова, С. М. Кожуховской, Е. В. Ткаченко и др.

В ряде исследований подготовка специалиста в области web-дизайна рассматривается с позиций формирования соответствующих дизайнерских и технологических компетенций (Т.П. Блуднов, В. А. Филиппов и др.).

Особое влияние на логику исследования оказали работы по педагогике и дидактике высшей школы (В.А. Сластенин, С. Д. Смирнов, Д. В. Чернилевский и др.) — по обоснованию и выбору педагогических технологий обучения (В.П. Беспалько, В. В. Давыдов, М. В. Кларин, М. И. Махмутов, Д. В. Чернилевский, Н. Е. Щуркова и др.) — технологии профессионального образования (К.Я. Вазина, М. М. Левина, С. Г. Селевко и др.) — исследования, рассматривающие дидактические и методические подходы к использованию ИКТ в процессе обучения (Л.И. Долинер, А. А. Кузнецов, Д. Ш. Матрос, И. В. Роберт, Б. Е. Стариченко и др.) — теорию дизайна (В.Л. Глазычев, Г. Б. Минервин, С. М. Михайлов, В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский и др.).

Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории-и практике* обучения показал, что недостаточно полно разработаны вопросы научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов при обучении veb-дизайну. Отсюда возникает ряд противоречий:

• на социально-педагогическом уровне — между объективной потребностью общества и государства в выпускниках вузов, обладающих луеЬ-компетенцией, и недостаточной разработанностью данного вопроса при подготовке студентов в области луеЬ-дизайна;

• на научно-теоретическом уровне — между существующими подходами к организации процесса обучения студентов уеЬ-дизайну и необходимостью уточнения научно-методологических подходов, направленных на формирование veb-компетенции;

• на научно-методическом уровне — между необходимостью создания научно-методического обеспечения, позволяющего организовать процесс обучения уеЬ-дизайну, и недостаточной разработанностью учебных пособий и методических рекомендаций для студентов в этой области.

На основе анализа актуальности, выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в обосновании модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области луеЬ-дизайна, реализация которой направлена на формирование у студентов уеЬ-компетенции.

Актуальность и социальная значимость заявленной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Научно-методическое обеспечение подготовки студентов вузов в области чуеЬ-дизайна».

Цель исследования — научно обосновать, разработать и в ходе опытно-поисковой работы апробировать модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов-в области уеЬ-дизайна с целью формирования у них veb-компетенции.

Объект исследования- - профессиональная подготовка студентов вузов в области уеЬ-дизайна.

Предмет исследования — комплекс педагогических условий внедрения модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области veb-дизайна, направленной на формирование у студентов луеЬ-компетенции.

Гипотеза исследования т включает в себя совокупность следующих предположений:

1. Модель научно-методического обеспечения подготовки студентов-вузов в области? еЬ-дизайна включает в себя взаимосвязанные между собой социально-педагогический, научно-теоретический и учебно-методический уровни.

2. Эффективность внедрения модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области? еЬ-дизайна, реализация которой направлена на формирование у студентов луеЬ-компетенции, обусловливается выполнением комплекса следующих педагогических условий:

• направленность содержания дисциплины <^еЬ-дизайн" на формирование луеЬ-компетенции;

• ориентация на моделирование будущей профессиональной деятельности;

• организация обучения в условиях информационной профессионально-образовательной среды;

• внедрение электронного учебного пособия, включающего структурно-функциональный, художественный, технологический компоненты.

3. Профессиональная подготовка студентов вузов в области луеЬ-дизайна обеспечивается внедрением разработанного УМК дисциплины <^еЬ-дизайн", в которое включается электронное учебное пособие.

В соответствии с целью исследования и его гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние исследуемой^ проблемы в психолого-педагогической и научно-методической'литературе.

2. Уточнить содержание понятий «уеЬ-дизайн» и «уеЬ-компетенция».

3. Создать модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов-в области дуеЬ-дизайна с целью формирования у них? еЬ-компетенции.

4. Выявить комплекс педагогических условий внедрения модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна.

5. В" ходе опытно-поисковой работы апробировать эффективность комплекса педагогических условий внедрения модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции профессионально-педагогического образования (С.Я. Батышев, П. Ф. Кубрушко, B.C. Леднев, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров и др) — общедидактическая и профессиональная концепция интеграции (B.C. Безрукова, Н. К. Чапаев и др.) — основные положения компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. А. Кальней, A.B. Хуторской, С. Е. Шишов и др.) — теория личностно ориентированного подхода в образовании (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — теория системного подхода (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. М. Мирский, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.) — теория деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.) — фундаментальные разработки по дидактике (Ю:К. Бабанский, Г. Д. Бухарова, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, И. С. Марев, П. И. Пидкасистый, H.H. Тулькибаева,.

A.В.Усова и др.) — педагогические технологии (В.П. Беспалько, К. Я. Вазина, И. Г. Захарова, И. А. Колесникова, Г. К. Селевко, Н. Е. Щуркова и др.) — различные аспекты профессиональной подготовки студентов (В.Л. Бенин, Б. Н. Гузанов,.

B.И. Загвязинский и др.) — методология педагогического исследования (В.В. Краевский, А. Я. Найн, A.M. Новиков и др.) — теория творческой деятельности (Г.С. Альтшуллер, С. А. Новоселов, В. Л. Худяков и др.) — исследования в области истории, методологии и теории дизайна (В.Л. Глазычев, K.M. Кантор, Г. Б. Минервин, С. М. Михайлов, В. Ф1 Рунге, В. В*. Сеньковский и др.) — теория и методика обучения информатике (Л.И. Долинер, A.A. Кузнецов, М: П. Лапчик, Т. А. Матвеева, A.B. Могилев, E.G. Полат, И. В. Роберт, И. Г. Семакин, Б.Е. Ста-риченко, Е. К. Хеннер и др.).

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретические — изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы по проблеме исследованияобобщение и систематизация научных положений по теме исследованияпедагогическое проектированиемоделирование процесса обучения дуеЬ-дизайнуэмпирические — педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта, беседа, анкетирование, сравнительный анализ результатов выполнения контрольных заданий студентами, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы с применением методов математической статистики.

База исследования. Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург), филиала ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Омск), «Уральского технологического колледжа — филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет» «(Заречный Свердловской области), учебного центра «Гений» (Екатеринбург). Основу опытно-поисковой работы составила педагогическая деятельность автора в качестве преподавателя дисциплины «?еЬ-дизайн» в выше перечисленных учебных заведениях.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2004 по 2010 гг.

Первый этап — теоретико-поисковый (2004;2005). На данном этапе выявлялась структура уеЬ-дизайна, изучались и анализировались основные тенденции ¦уеЬ-дизайна, определялись требования работодателей к специалисту, осуществляющему дуеЬ-проектирование, проводился анализ учебных планов и программ аналогичных дисциплин, изучались научно-теоретические и методические источники, диссертационные исследования, учебные и справочные материалы, уточнялись основные направления исследования.

В результате анализа были выявлены структура современного чуеЬ-дизайна, определена уеЬ-компетенцияи ее компоненты, сформулированы противоречия, определены цель, объект и предмет исследования.

Основными методами исследования на этом этапе стали наблюдение, анкетирование, опрос, теоретический анализ педагогической, психологической и специалыюй литературы, материалов научных исследований и педагогических публикаций по данной проблеме, обобщение педагогического опыта. В' этот период был разработан понятийный аппарат, определены рабочая гипотеза, цель и задачи исследования".

Второй этап — проектировочный (2006;2007). На этом этапе уточнялись условия формирования луеЬ-компетенции у студентов вузов, разрабатывалась модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области луеЬ-дизайна, направленной на формирование у студентов вузов veb-компетенции. Выявлялись структура и содержание научно-методического обеспечения подготовки студентов в области уеЬ-дизайна, формировались структура и содержание дисциплины <^еЬ-дизайн" и определялись требования к уровню усвоения содержания данной дисциплины. Основными нормативными документами при разработке содержания дисциплины «?еЬ-дизайн» явились проект ФГОС ВПО по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» и ГОС ВПО по специальности 30 500.06 Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии), учебный план по данной специальности и рабочая программа по дисциплине «УеЬ-дизайн».

На этом этапе использовались такие методы, как педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, моделирование, педагогическое проектирование, на основании которых вырабатывались научно-методологические подходы к решению выявленных в ходе анализа проблем.

Третий этап — формирующий (2008;2010). Проводилась экспериментальная апробация разработанной модели при обучении студентов в ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург), в филиале ГОУ ВПО «Российский государственный, профессионально-педагогический университет» (Омск), в «Уральском технологическом колледже — филиале ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет» «(Заречный Свердловской области) и слушателей учебного центра «Гений» (Екатеринбург). Материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях различного уровня. Были опубликованы две статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов докторских и кандидатских исследований.

Проводились анализ, обобщение, систематизация и окончательная обработка результатов опытно-поисковой работы, уточнялись выводы и рекомендации, оформлялся текст диссертации.

На третьем этапе использовались следующие методы: сравнительный анализ результатов выполнения контрольных заданий в учебных группах, анализ и обработка результатов опытно-поискового исследования с применением методов математической статистики, методы представления результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются анализом теоретических и научно-методических работ по данной проблеме, выбором и реализацией комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, воспроизводимостью результатов исследования и их внедрением в практику, систематической проверкой результатов исследования на различных этапах опытно-поисковой работы, использованием методов математической и статистической обработки экспериментальных данных, подтверждением гипотезы исследования результатами опытно-поисковой работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработана и обоснована модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области луеЬ-дизайна, реализация которой направлена на формирование у студентов уеЬ-компетенции.

2. Доказано, что разработанная модель эффективно функционирует при 1 выполнении комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование у студентов-вузов уеЬ-компетенции в области луеЬ-дизайна.

3. Выявлена структура луеЬ-компетенции, включающая структурно-функциональный, художественный и технологический компоненты, которые определяют содержание подготовки студентов вузов в области? еЬ-дизайна с целью формирования данной компетенции.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Уточнено содержание понятия «?еЬ-дизайн», в его структуре выделены следующие блоки: 1) информационная архитектура луеЬ-сайта- 2) художественное оформление web-сайта- 3) технологии создания web-сайта- 4) юзабилити web-сайта (от англ. usability — удобство и простота использования) — 5) SEO-оптимизация web-сайта. (SEO — search engine optimization — поисковая оптимизация). Традиционно в педагогической теории и практике под web-дизайном понимается создание логическойструктуры web-сайта и его реализация средствами web-технологий.

2. Раскрыто содержание понятия «web-компетенция», выделены ее компоненты: структурно-функциональный — способность и готовность к проектированию информационной архитектуры web-сайта (статической и динамической моделей, логической и физической структуры) — художественный — способность и готовность к проектированию дизайна web-сайта средствами компьютерной графики с использованием приемов композиции и колористикитехнологическийспособность и готовность к реализации web-сайта с использованием статических и динамических технологий, разработки юзабилити web-сайта, реализации SEO-оптимизации web-сайта.

3. Обоснован комплекс педагогических условий внедрения модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации направлены на совершенствование процесса обучения web-дизайну студентов вузов. Работа выполнена в рамках Комплексной программы научно-исследовательских работ Уральского отделения Российской академии образования «Образование-в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» на 2006;2008, 2009;2012 гг. в соответствии с планом работы Учебно-методического объединения по профессионально-педагоги-ческому образованию (УМОпоППО).

Разработано научно-методическое обеспечение подготовки студентов в области web-дизайна, содержащее учебно-методическое обеспечение дисциплины. «Web-дизайн»: рабочую программу, электронное учебное пособие, ориентированное на реализацию разработанной модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна, методические указания для выполнения курсового проектирования, методические указания для выполнения контрольных работ для студентов заочной формы обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий, рейтинговую систему оценки деятельности студента.

В ходе исследования в рамках гранта РГНФ (№ 06−06−475а) «Психолого-педагогические и технологические условия применения адаптивных методических систем в дистанционных образовательных технологиях» были разработаны практикумы «Графический редактор Photoshop. Основы Photoshop» (Екатеринбург, 2009; 7,5 п.л.) и «Графический редактор CorelDRAW. Основы CorelDRAW» (Екатеринбург, 2008; 11,0 п.л.) с целью базовой подготовки студентов в области компьютерной графики, предшествующей изучению web-дизайна. Оба практикума получили гриф УМО по ППО и используются в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования, а также в системе дополнительного профессионального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в 17 публикациях в журналах и сборниках научных трудов, включая две статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов докторских и кандидатских исследований.

Результаты работы представлены на Международной научно-технической конференции «Информационно-вычислительные технологии и их приложения» (Пенза, 2009) — международных конференциях «Новые образовательные технологии в вузе» (Екатеринбург, 2009), «Новые информационные технологии в образовании» (Екатеринбург, 2009), «Интернет в образовании» (Москва, 2009), «Молодежь Сибири — науке России» (Красноярск, 2010), «Новые информационные технологии в образовании (НИТО-Байкал)» (Улан-Удэ, 2010) — всероссийских научно-практических конференциях «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2006, 2010), «Молодежь — будущее России» (Омск, 2010) — региональной научно-практи-ческой конференции «Образование в Уральском регионе: научные основы развития» (Екатеринбург, 2006).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс ГОУ ВИО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург), в филиале ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Омск), в «Уральском технологическом колледжефилиале ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский ядерный университет» «(Заречный Свердловской области), в учебном центре «Гений» (Екатеринбург).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области «?еЬ-дизайна включает социально-педагогический, научно-теоретический и учебно-методический уровни и способствует формированию у студентов уеЬ-компетенции.

2.еЬ-компетенция является совокупностью интегративных знаний, умений, владений, качеств, свойств и состояний личности, обусловливающих способность и готовность к самостоятельному проектированию и реализации основных компонентов дизайна уеЬ-сайтов.

3. Эффективность использования модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области уеЬ-дизайна обеспечивается выполнением комплекса педагогических условий: направленность содержания дисциплины «?еЬ-дизайн» на формирование уеЬ-компетенцииориентация на моделирование будущей профессиональной деятельностиорганизация обучения в условиях информационной профессионально-образовательной средывнедрение электронного учебного пособия, включающего структурно-функциональный, художественный, технологический компоненты.

Вклад" автора состоит в разработке ведущих положений исследованиямодели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области уеЬ-дизайна, проведении опытно-поисковой работы по настоящей проблеме, получении, теоретическом обобщении и интерпретации экспериментальных данных.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

С целью эффективного формирования web-компетенции при изучении дисциплины «Web-дизайн» нами разработана трехуровневая модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна. Модель включает социально-педагогический, научно-теоретический и учебно-методический уровни, каждый уровень включает определенные компоненты.

Особенность разработанной модели научно-методического обеспечения, направленной на формирование web-компетенции студентов вузов в области web-дизайна при изучении дисциплины «Web-дизайн», состоит в прогностичности модели, системности и интеграции рассмотренных компонентов, что обусловливает комплексную направленность образовательного процесса на формирование конкурентоспособного и профессионально мобильного специалиста в области web-дизайна.

Эффективность внедрения модели обусловлена следующими факторами:

• актуальность исследования обусловлена социальным заказом общества на специалистов в области web-дизайна;

• в качестве основания для формирования web-компетенции нами выбраны требования ФГОС ВПО и ГОС ВПО, тенденции развития web-дизайна, требования работодателей к специалистам в области web-дизайна и совокупность теоретических подходов: системного, личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного;

• основными особенностями реализации процесса обучения по дисциплине «Web-дизайн» являются использование модульного подхода и проектного метода обучения с учетом выявленных компонентов web-компетенции;

• содержание дисциплины «Web-дизайн» базируется на нескольких основных дидактических принципах отбора содержания. При этом нами были учтены основные компоненты web-компетенции, выявленные при анализе требований, предъявляемых к будущим специалистам в области web-дизайна современным рынком труда. Нами предложена обобщенная методика формирования содержания дисциплины «^еЬ-дизайн», которая была использована в данном исследовании. Предложенный нами алгоритм формирования методики содержания дисциплины <^еЬ-дизайн" с учетом условий рынка труда, на наш взгляд, может быть применим, к различным специальностям и к различным дисциплинам;

• исходя из выявленной специфики деятельности л^еЬ-дизайнера, процесс реализации модели научно-методического обеспечения для формирования veb-компетенции требует следующих педагогических условий:

1. Направленность содержания дисциплины «Д?еЬ-дизайн» на формирование луеЬ-компетенции.

2. Ориентация на моделирование будущей профессиональной деятельности.

3. Организация обучения в условиях информационной профессионально-образовательной среды.

4. Внедрение электронного учебного пособия, включающего структурно-функциональный, художественный, технологический компоненты.

Результаты опытно-поисковой работы подтвердили гипотезу о том, что внедрение модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области дуеЬ-дизайна способствует повышению уровня сформированности знаний и умений как по отдельным составляющим дисциплины «ЛУеЬ-дизайн», так и по результатам итоговых измерений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С появлением глобальных компьютерных систем перед мировым сообществом встала задача создания единого информационного пространства. Таким глобальным информационным пространством стала сеть WWW (World Wide Web), бесконечная по протяженности «паутина», в которой средствами гиперссылок связываются информационные массивы, создаваемые людьми в разных уголках планеты. Появилась новая область информационных технологий — web-дизайн, которая стала очень перспективным видом проектной деятельности. Это обусловило новый социальный заказ к системе высшего образования на подготовку выпускников, владеющих технологиями web-пространства, и в результате обучение web-дизайну стало одним из важнейших компонентов образования.

Наличие социального заказа способствовало проведению анализа состояния исследуемого вопроса в педагогической теории и практике обучения, в результате было выявлено, что недостаточно полно изучены вопросы научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов при обучении web-дизайну и была сформулирована проблема исследования, заключающаяся В обосновании модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна.

В ходе исследования нами определена структура современного web-дизайна, состоящего из пяти основных блоков: 1) информационная архитектура web-сайта- 2) художественное оформление web-сайта- 3) технологии создания web-сайта- 4) юзабилити web-сайта- 5) SEO-оптимизация web-сайта.

Нами сформулировано определение web-дизайна — это проектная деятельность по созданию средствами web-технологий информационной архитектуры web-сайта с одновременным его художественным оформлением и оптимизацией программного кода в целях наиболее эффективного использования и продвижения в Интернет.

Сформулировано понятие web-компетенции — это компетенция, характеризующая способность и готовность к самостоятельному проектированию и реализации основных компонентов web-дизайна. Выделены основные компоненты webкомпетенции:.структурно-функциональный — способность и готовность к проектированию информационной архитектуры web-сайта: статической и динамиче- ¦ ской моделей, логической и физической структурыхудожественный — способ- ' ность и готовность к проектированию дизайна web-сайта средствами компьютерной графики с использованием приемов’композиции и колористикитехнологический — способность и готовность к реализации web-сайта с использованием статических и динамических технологий, разработки юзабилити web-сайта, к реализации SEO-оптимизации web-сайта.

В ходе исследования нами выявлены следующие основные проблемы, возникающие при создании научно-методического обеспечения дисциплины «Web-дизайн», которые не позволяют, на наш взгляд, подготовить выпускника вуза, компетентного в области web-дизайна: 1) в содержании известных нам УМК дисциплины «Web-дизайн» не учитываются основные компоненты выявленной нами web-компетенции, что, возможно, снижает качество подготовки студентов вузов в области web-дизайна- 2) существующие книги и интернет-источники, посвященные изучению web-дизайна, чаще всего неприемлемы для ведения процесса обучения, так как не в достаточной степенивключают дидактический аспект- 3) преподаватель, ведущий обучение по дисциплине «Web-дизайн», должен как владеть знаниями в области web-технологий, так и иметь широкий спектр знаний по различным видам дизайна, владеть методикой преподавания основ дизайна и организации выполнения обучающимися учебных дизайн-проектов.

Выявлена структура учебно-методического комплекса дисциплины «Web-дизайн», включающая три компонента: 1) нормативный- 2) учебно-методический- 3) контролирующий, структура каждого из компонентов должна отражать три основных аспекта web-дизайна (структурно-функциональный, художественный, технологический).

С целью эффективного формирования web-компетенции при изучении дисциплины «Web-дизайн» нами разработана трехуровневая модель научно-. методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна.. Особенность разработанной модели научно-методического обеспечения, направленной на формирование web-компетенции студентов вузов в области web- • дизайна при изучении дисциплины «УеЬ-дизайн», состоит в прогностичности модели, системности и интеграции рассмотренных компонентов, что обусловливает комплексную направленность образовательного процесса на формирование конкурентоспособного и профессионально мобильного специалиста в области уеЬ-дизайна. Основными особенностями реализации процесса обучения по дисциплине «?еЬ-дизайн» являются использование модульного подхода и проектного метода обучения с учетом выявленных компонентов web-кoмпeтeнции.

Нами предложена обобщенная методика формирования содержания дисциплины <^еЬ-дизайн>>, которая была использована в данном исследовании.

В ходе диссертационного исследования выявлены и экспериментально проверены педагогические условия реализации модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области луеЬ-дизайна: 1) направленность содержания дисциплины «УеЬ-дизайн» на формирование уеЬ-компетенции- 2) ориентация на моделирование будущей профессиональной деятельности- 3) организация обучения в условиях информационной профессионально-образовательной среды- 4) внедрение электронного учебного пособия, включающего структурно-функциональный, художественный, технологический компоненты.

Опытно-поисковой работа позволила апробировать реализацию модели и результаты подтвердили гипотезу о том, что внедрение модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области уеЬ-дизайна способствует повышению уровня сформированности знаний и умений как по отдельным составляющим дисциплины «?еЬ-дизайн», так и по результатам итоговых измерений.

Проведенное исследование по проблеме научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области уеЬ-дизайна не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. Ее изучение может быть продолжено в следующем направлении: постоянное отслеживание изменений в области «?еЬ-технологий с целью уточнения структуры уеЬ-компетенции и уточнение содержания дисциплины к^еЬ-дизайн» для студентов художественных и нехудожественных специ-альностеи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.П. Развитие системного мышления при обучении и тестировании Текст. / Н. П. Абовский, В. И. Палагушкин // Aima mater. — 2009. — № 9. — С. 32−40.
  2. , В.А. Новейшая энциклопедия Интернет 2007 Текст.: всеобъемлющее руководство по эффективному использованию Сети / В.А. Аксак- ред. В. В. Александров. -М.: ЭКСМО, 2007. 912 с.
  3. , А.П. Введение в WEB-дизайн Текст.: учеб. пособие для вузов / А. П. Алексеев. М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2008. — 184 с.
  4. , Г. С. Творчество как точная наука Текст. / Г. С. Альтшул-лер. -М.: Сов. радио, 1979. 184 с.
  5. , О.Н. Открытая система профессионального образования: цели, принципы, технологии Текст.: учеб. пособие для вузов / О. Н. Арефьев, Н.С. Кро-потина- ред. Г. Д. Бухарова. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. — 285 с.
  6. , О.Н. Психолого-педагогический практикум Текст.: учеб. пособие для вузов / О. Н. Арефьев, Л. Д. Старикова. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008.-166 с.
  7. , В.Г. Общество: системность, познание и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  8. , Ю.К. Педагогика Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1984.-368 с.
  9. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (Дидактический аспект) Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.-192 с.
  10. Байденко, B. K Болонский процесс: проблемы, опыт, решения Текст.1/
  11. B.И. Байденко. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Исслед. центр проблем качества подг. спец., 2006.-111 с.
  12. , В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения Текст.: метод, пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подг. спец., 2006. — 72 с.
  13. С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах Текст. / С. Я. Батышев. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  14. , С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике Текст.: науч. издание /
  15. C.Я. Батышев. М.: Высшая школа, 1991. — 205 с.
  16. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике Текст. / B.C. Безрукова. Свердловск: Б.и., 1994. — 152 с.
  17. , В.Т. Информатика Текст.: курс лекций: учеб. пособие для вузов / В. Т. Безручко. М.: ФОРУМ- М.: ИНФРА-М, 2006. — 431 с.
  18. Ы. Белкин, A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. Книга для учителя Текст. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  19. , В.Л. Понятие художественно-эстетического в педагогической деятельности Текст. / В. JI. Бенин // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Вып. 4: сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006. — С. 56−69.
  20. , В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Владислав Львович Бенин. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1996. — 274 с.'
  21. , В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) Текст. / В. П. Беспалько. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2002. — 352 с.
  22. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов Текст.: учеб.-метод. пособие /В.П. Беспалько, Ю. Г. Татур. -М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  23. Беспалъко- В. П. Слагаемые педагогической технологии Тест. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  24. Бшдер, Кейт: Adobe Photoshop CS4 за 24 часа Текст. / Кейт Биндер- Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2010. — 528 с.
  25. , КВ. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. -М.: «Наука», 1973.-271 с.
  26. Большая советская энциклопедия. Т. 8 Текст. / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: «Советская энциклопедия», 1978. — 1831 с.
  27. , Д. В., Веб-сайт как объект графического дизайна Текст.: дис.. канд. искусствоведения: 05.01.03 / Денис Владиславович Бородаев. X., 2004. -228 с.
  28. , Т.А. Колористика: цвет ключ к красоте и гармонии Текст. / Т. А. Бурмистру. — М.: Изд-во «Ниола-Пресс», 2010. — 236 с.
  29. , Г. Д. Общая и профессиональная педагогика Текст.: учеб. пособие / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. М.: Образ.-изд. центр «Академия», 2009. — 336 с.
  30. , Г. Д. Подготовка и оформление кандидатской диссертации по педагогике: книга для аспирантов, соискателей, преподавателей и научных работников Текст. / Г. Д. Бухарова, М. Л. Вайнштейн. Челябинск- Екатеринбург: ЧИРПО, ИРРО, 2008. — 160 с.
  31. , Г. Д. Системы образования Текст.: учеб. пособие для слушателей ин-тов и фак. повышения квал., преподавателей, аспирантов и др. проф.пед. работников./ Г. Д. Бухарова, О.Н. Арефьев- Л! Д. Старикова. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. — 3 И с.
  32. , КЯ. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен Текст.: моногр. / К. Я. Вазина. М.: ВЛАДОС, 2006. — 295 с.
  33. , JI. Разработка Web-приложений с помощью PHP и MySQL. Текст. / Л. Веллинг, Л. Томсон- 3-е изд.: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2008.-880 с.
  34. , A.A. Создание сайтов. Новейшая энциклопедия Текст. / «A.A. Венедюхин, A.A. Воробьев. М.: Эксмо, 2009. — 416 с.
  35. , Н.О. Компетентность ориентации и адаптации на рынке труда: аксиологические основы исследования Текст. / Н. О. Вербицкая, М.Э. Мата-фонов, В. А. Федоров // Образование и наука: Известия УРО РАО. 2005. — № 5 -С. 52−59.
  36. , U.C. Педагогическая психология Текст.: науч. издание / Л.С. Выготский- под. ред. В. В. Давыдова. М.: ACT, 2005. — 671 с.
  37. , B.JI. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе Текст.: научное издание /В.Л. Глазычев: — М.: Искусство, Л970. — 192 с.
  38. Глушаков, C.B. CorelDRAW Х4 Текст. / C.B. Глушаков, Е. В. Гончарова. 3-е изд. доп. и перераб. — М.: ACT, 2008. — 476 с.
  39. , М.И., Краснянская, К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  40. , В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности Текст.: учебник для сред. проф. образования / В. Н. Гришин, Е. Е, Панфилова. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — 416 с.
  41. , Б.Н. Дипломное проектирование в профессионально-педагогическом вузе Текст.: учеб.-метод. пособие для вузов / Б. Н. Гузанов [и др.]. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. — 182 с
  42. Дизайн Текст.: иллюстрированный словарь-справочник: учеб. пособие для вузов / Г. Б. Минервин [и др.]- под. общ. ред. Г. Б. Минервина, В. Т. Шимко. -М.: Архитектура-С, 2004. 285 с.
  43. Дизайн: очерки теории системного проектирования Текст.: моногр. / Н. П. Валькова [и др.]. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 188 с.
  44. , Л.И. Адаптивные методические системы в подготовке студентов вуза в условиях информатизации образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Леонид Исаевич Долинер. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. -408 с.
  45. , Л.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические аспекты Текст. / Л. И. Долинер. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003. — 343 с.
  46. , В.В. Самоучитель JavaScript Текст.: учеб. пособие /В.В. Дунаев. 3-е изд. — Спб.: Питер, 2008. — 400 с.
  47. , Д. А. Web-дизайн в примерах и задачах Текст.: учеб. пособие / Д.А. Евсеев, В.Р. Трофимов- Под. ред. В. В. Трофимова. М.: КНОРУС, 2010. -272 с.
  48. , А.Г. Самоучитель HTML 4 Текст. / Под ред. Ю. С. Ковтанюка — К.: Юниор, 2003.-296 с.
  49. Жадаев, Б.Г. Macromedia Flash 8 Текст.: визуальный самоучитель / Б. Г. Жадаев. М.: 100 книг: Триумф, 2007. — 368 с.
  50. , В.И. Общая педагогика Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. М.: Высшая школа, 2008. — 391 с.
  51. , В.И. Теория обучения: современная интерпретация Текст.: учеб. пособие / В. И. Загвязинский. 3-е изд. — М.: Академия, 2006. — 188 с.
  52. , Л.Ф. Психология художественного творчества Текст.: учеб. пособие / Л. Ф. Замятина. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006. — 73 с.
  53. , И.Г. Информационные технологии в образовании Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. 2-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 192 с.
  54. , Э.Ф. Инновации в профессиональном образовании Текст.: науч.-метод. пособие / Э. Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков- Урал, отд-нце Рос. акад. образования, Рос. гос. проф.-пед ун-т. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. — 214 с.
  55. , Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование Текст. / Э.Ф. Зеер- Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Издательство1. РГППУ, 2006.- 170 с.
  56. , Э.Ф. Психология профессионального образования Текст.: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. М.: Изд. центр «Академия», 2009.-384 с.
  57. , Э.Ф., Заводчиков, Д.П., Лопес, Е. Г. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании Текст. / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. Г. Лопес. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. — 129 с.
  58. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И: А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2003.- № 5.
  59. , И.А. Компетентностныйподход'. Каково его место: в, системе подходов к проблемам образования Текст. / И: А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2006. — № 8. — С. 20−26.
  60. Зимняя, И: А. Педагогическая психология Текст.: учеб. .для вузов / И. А. Зимняя. 2-е изд., испр., доп. и перераб. — М.: Логос, 2005. — 383 с.
  61. , Е.А. Стилевые тенденции в современном дизайне л^еЬ-среды Электронный ресурс. / Е. А. Зудина // Архитектон: известия вузов. 2008. -№ 2(22). — Режим доступа: http://aldebaran.usaaa.ru:8084/АгсЬкес1оп/питЬег5/ 20 082Мез2)
  62. КМ. Красота и польза: Социологические вопросы материально-художественной культуры Текст.: науч. издание / К. М. Кантор. М.: Искусство, 1967.-280 с.
  63. , А. Что же такое уеЬ-дизайн? Электронный ресурс. / А. Кача-нов. Режим доступа: http://www.webmascon.com/topics/mгho/2a.asp
  64. , Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова Текст. / Д. Кирсанов. СПб.: Символ-Плюс, 1999. — 376 с.
  65. , М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта Текст. / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  66. , В.П. Развитие идей дизайн-образования в профессионально-педагогической парадигме Текст.: моногр. / В. П. Климов, Г. П- Климова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.гпед. ун-та, 2009. — 110 с.
  67. Климова, Г. П, Климов, Я77 Эстетический вкус как проектная культура и творчество личности Текст.: моногр. / под ред. Г. П. Климовой- В. П. Климова. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. 110 с.
  68. , И.А. Педагогическое проектирование Текст.: учеб. пособие для вузов / И. А. Колесникова. 3-е изд. — М.: Академия, 2008: — 285 с.
  69. Компьютерная графика Текст.: учеб. для вузов / М. Н. Петров, В.П. Мо-лочков. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 816 с.
  70. Котеров, Д.В. PHP 5 Текст. / Д. В. Котеров, А. Ф. Костарев. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: БХВ Петербург, 2008. — 1104 с.
  71. , Ю.Р. Системный подход к современному обучению и методология применения информационных технологий в обучении Текст. / Ю. Р. Кофтан // Дистанционное и виртуальное обучение. 2008. — № 9. — С. 7−10.
  72. , В.В. Методология педагогики: новый этап Текст.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям (ОПД.Ф.02 Педагогика) /В.В. Краевский, Е. В. Бережнова. — М.: Академия, 2006. — 393 с.
  73. , В.В. Основы обучения: дидактика и методика Текст.: учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский, A.B. Хуторской. М.: Академия, 2007. -352 с.
  74. , С. Веб-дизайн: книга Стива Круга или «не заставляйте меня думать!» Текст. / С. Круг- пер. с англ. СПб: Символ-Плюс, 2001. — 200 с.
  75. Н.Л. «Использование методов педагогического дизайна при со- . здании электронно-методического комплекса «Сетевые технологии и Web-дизайнв школе» Электронный ресурс. / Н. Л. Крюкова. Режим доступа: http://festival. 1 september.ru/articles/516 158/
  76. , П. Ф. Профессионально-педагогическое образование: вопросы теории Текст. / П. Ф. Кубрушко // Профессиональное образование: вопросы теории, 2006. № 2. — С. 96−98.
  77. , A.A. Информационные и коммуникационные технологии в образовании Текст.: учеб.-метод. пособие / A.A. Кузнецов, С. В. Панюкова, И.В. Роберт- под ред. И. В. Роберт. М.: Изд-во «Дрофа», 2008. — 320 с.
  78. , Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Знание, 1985. — 32 с.
  79. , В.Д. Графический дизайн и реклама Текст. / В. Д. Курушин. — М.: ДМК Пресс, 2001. 272 с.
  80. , М.П. Методика преподавания информатики Текст.: учеб. пособие для вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер- ред. М. П. Лапчик. -3-е изд. М.: Академия, 2006. — 622 с.
  81. , М.М. Ценностно-целевые функции личностно-ориентированного профессионального педагогического образования Текст. / М. М. Левина // Педагогическое образование и наука, 2005. — № 1. С. 35−38.
  82. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. 2-е изд., перераб. — М.: Высшая школа, 1991 — 223 с.
  83. , А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  84. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  85. , Г. М. Декоративная композиция Текст.: учеб. пособие для вузов / Г. М, Логвиненко. М.: Владос, 2008. — 144 с.
  86. , И.С. Методологические основы дидактики Текст. / И. С. Марев. М.: Педагогика, 1987. — 224 с.
  87. , A.C. Базы данных. Введение в теорию и методологию Текст.: учеб. для вузов / A.C. Марков, К. Ю. Лисовский. М.: Финансы и статистика, 2006. — 509 с.
  88. , Т.А. Методическая система использования информационных и коммуникационных технологий в становлении профессиональной компетентности студентов технического вуза Текст. / Т. А. Матвеева // Вестн. Оренб. гос. унта. 2007. — № 2. — С. 19−25.
  89. , Т.К. Формирование профессиональной компетентности студентов вуза в условиях информатизации образования: методология, теория, практика Текст. / Т. А. Матвеева. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 344 с.
  90. , Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения Текст. / Д. Ш. Матрос // Педагогика. 2007. — № 6. — С. 11−18.
  91. , Д.Ш. Управление качеством образования Текст.: практико-ориентированная монография и метод, пособие / Д. Ш. Матрос, М. М. Поташник, Е.А. Ямбург- под. ред. М. М. Поташника. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Пед. об-во России, 2006. — 448 с.
  92. , М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1972. — 368 с.
  93. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения Текст. / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  94. , Э.М. Высшее гуманитарное образование в России в поисках ответов на вызовы XXI века Текст. / Э. М. Мирский // Высшее образование сегодня.-2002.-№ 1.-С. 18−26.
  95. , С.М. История дизайна. Т. 1. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности Текст.: учеб. пособие для вузов / С. М. Михайлов. М.: Союз дизайнеров России, 2004. — 278 с.
  96. , С.М. История дизайна. Т. 2. Дизайн постиндустриального общества Текст.: учеб. пособие для вузов / С. М. Михайлов. — М.: Союз дизайнеров России, 2004. 392 с.
  97. , С.М. История дизайна: краткий курс Текст.: учеб. пособие для вузов / С. М. Михайлов, A.C. Михайлова. М.: Союз дизайнеров России, 2004.-288 с.
  98. , Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности Текст.: учеб. пособие для сред. проф. образования / Е. В. Михеева. — 8-е изд., стер. М.: Академия, 2010. — 379 с.
  99. , A.B. Информатика Текст.: учеб. пособие для вузов / A.B. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер- ред. Е. К, Хеннер. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 841 с.
  100. , A.B. Практикум по информатике Текст.: учеб. пособие для вузов / A.B. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер- под. общ. ред. Е. К. Хеннера. 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 608 с.
  101. Моисеенко, С.И. SQL. Задачи и решения Текст.: практ. пособие / С. И. Моисеенко. СПб. [и др.]: Питер, 2006. — 255 с.
  102. , А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике Текст. / А. Я. Найн. Челябинск: Изд-во УралГАФК, 1996. — 144 с.
  103. , И.В. Информационно-коммуникационные технологии в образовании Текст.: метод, рекомендации по использованию компьютерной графики / И. В. Никитина, Н. В. Степанова. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008. -119 с.
  104. , A.M. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя Текст. /A.M. Новиков. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Эгвес, 2003.- 103 с.
  105. , A.M. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) Текст.: пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности / A.M. Новиков, Д. А. Новиков. М.: Эгвес, 2004. -119 с.
  106. , С.А. Синтез творческой и репродуктивной деятельности учащихся в процессе обучения анализу изобретений Текст.: моногр. / С. А. Новоселов, И. А. Торопов. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. — 129 с.
  107. , С.А. Творческий компонент подготовки педагога профессионального обучения Текст. / С. А. Новоселов, JI.A. Шкутина, В. В. Егоров. -Киров: Б. и., 2001.-302 с.
  108. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: учеб. пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.]- ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2008. — 269 с.
  109. Основы Web-технологий Текст.: учеб. пособие для вузов / П. Б. Храмцов [и др.]. 2-е изд., испр. — М.: Бином, 2007. — 374 с.
  110. Основы профессиональной педагогики Текст. / Под. ред. С. Я Баты-шева, С. А. Шапоринского. М.: Высшая школа, 1977. — 504 с.
  111. , Р.В. Цветоведение для художников и колористика Текст.: учеб. пособие для вузов / Р. В. Паранюшкин, Г. Н. Хандова. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 93 с.
  112. Педагогика Текст.: учеб. / Л. П. Крившенко и др- под ред. Л.П. Крив-шенко. М.: ТК, Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 432 с.
  113. Педагогика Текст.: учеб. пособие для вузов / Под. ред. П.И. Пидкаси-стого. М.: Высшее образование, 2008. — 430 с.
  114. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под. ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  115. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. 4-е изд. — М.: Школьная Прёсса, 2004. — 512 с.
  116. Педагогика профессионального образования Текст.: учеб. пособие / Е. П. Белозеров, А. Д. Гонеев, А.Г. Пашков- ред.: В. А. Сластенин. 2-е изд. — М: Академия, 2006. — 368 с.
  117. Педагогические технологии Текст.: учеб. пособие для вузов / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]- ред. B.C. Кукушкин. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Ростов н/Д: МарТ, 2006. — 333 с.
  118. , В.А. Учебные проекты на Macromedia Flash Текст.: метод, указания / В. А. Попов, А. И. Сенокосов. М.: Чистые пруды, 2006. — 31 с.
  119. Профессионально-педагогические понятия Текст.: словарь: учеб. пособие для вузов / сост. Г. М. Романцев [и др.]- ред. Г. М. Романцев. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. — 455 с.
  120. Разработка и технология производства рекламного продукта Текст.: учеб. для вузов / Л. М. Дмитриева [и др.]- ред. Л. А. Дмитриева. М.: Экономистъ, 2006.-639 с.
  121. Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация Текст. / Д. Равен- пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2002. -396 с.
  122. Рейсинг, Джон. JavaScript. Профессиональные приемы программирования Текст.: учеб. пособие / Джон Рейсинг. СПб.: Питер, 2008. — 351 с.
  123. , И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) Текст.: науч. издание / И. В. Роберт. 2-е изд. — М.: НИО РАО, 2008. — 274 с.
  124. , И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования Текст. / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2004. — № 5. — С. 22−29.
  125. , И.А. Основы теории дизайна Текст.: учеб. для вузов / И. А. Розенсон. СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 218 с.
  126. Г. М. Проблемы профессионального образования в современной педагогической науке Текст.: рецензия на монографию Смирнова И. П,"Теория профессионального образования» / Г. М. Романцев // Педагогика. —2006.-№ 3.-С 113−116.
  127. , Г. М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования в России и пути их решения Текст.: 20 лет УМО по 111Ю / Г. М. Романцев. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007.-21 с.
  128. , Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования Текст. / Г. М. Романцев. — Екатеринбург: Изд-во УрГППУ, 1997. 504 с.
  129. , В.Ф. История дизайна, науки, техники Текст.: учеб. пособие для вузов. В 2 кн. Кн. 2 / В. Ф. Рунге. М.: Архитектура-С, 2007. — 451 с.
  130. , В.Ф. Основы теории и методологии дизайна Текст.: учеб. пособие для вузов / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: МЗ-Пресс, 2005.-366 с.
  131. , В.Н. Основания общей теории систем Текст. / В. Н. Садовский М.: Наука, 1974. — 243 с.
  132. , Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП Текст.: науч. издание / Г. К. Селевко. -М.: НИИ школьных технологий, 2005. 284 с.
  133. , Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств Текст.: науч. издание / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 204 с.
  134. , И.Г. Основы программирования Текст.: учеб. для сред, проф. образования / И. Г. Семакин, А. П. Шестаков. 6-е изд., стер. — М.: Академия, 2007.-428 с.
  135. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст.: науч. издание / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.-272 с.
  136. , В.В. Обучение как вид педагогической деятельности Текст.: учеб. пособие / В. В. Сериков. М.: Академия, 2008. — 254 с.
  137. Словарь-справочник по педагогике Текст. / Авт.-сост. В.А. Мижери-ков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.
  138. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: учеб. пособие для вузов / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2005. — 394 с.
  139. , Б.Е. Настало ли время новой дидактики? Текст. / Б. Е. Стариченко // Образование и наука. 2008. — № 4. — С. 117−126.
  140. , Б.Е. Совершенствование информационно-технологической подготовки студентов на основе системно-объективного подхода Текст. / Б. Е. Стариченко // Образование и наука. 2009. — № 4. — С. 78−91.
  141. , Б.Е. Теоретические основы информатики Текст.: учеб. пособие для вузов / Б. Е. Стариченко. 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2003. — 337 с.
  142. , A.M. Информатика. Базовый курс Текст.: учеб. пособие для вузов / А. Н. Степанов. 6-е изд. — СПб: Питер, 2010. — 719 с.
  143. , Т.М. Структура и содержание подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Татьяна Михайловна Степанова. Екатеринбург: 2007. — 144 с.
  144. , С. В. Разработка Web-приложений. В 2 ч. Ч. 2. Серверные технологии Текст.: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО]. 4.2. Серверные технологии / С. В. Супрун, В. В. Вьюхин- Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2005. -36 с.
  145. , С. В. Разработка Web-приложений. Ч. 1. Базовые технологии Текст.: учеб. пособие для вузов / С. В. Супрун, Л. И. Долинер. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2004. — 66 с
  146. , Ю.А. Современный веб-дизайн. Рисуем сайт, который продает Текст. / Ю. А. Сырых. М.: — ООО «И.Д. Вильяме», 2008. — 304 с.
  147. , Н. Ф. Развитие П.Я. Гальпериным деятельности ого подхода в психологии Текст.: о теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальпериным / Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. 2002. — № 5. -С. 42−49
  148. Теория и практика профессионально-педагогического образования. Т. 1 Текст.: кол. моногр. / Г. М. Романцев [и др.]- под. ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. — 304 с.
  149. Техническое творчество: теория, методология, практика: энциклопедический словарь-справочник Текст. / Ред. А. И. Половинкин, ред. В. В. Попов. -М.: НПО «Информ-Система», 1995. 408 с.
  150. , Г. С. Графический дизайн Текст.: науч. издание / Г. С. Тимофеев, Е. В. Тимофеева. 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 173 с.
  151. , Е.В. Концепции непрерывного дизайн-образования Текст. / Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская. М.: ИСОМ, 2006. — 43 с.
  152. , Е.В., Кожуховская, С.М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития Текст. / Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская. Екатеринбург: Аква-Пресс, 2004. — 240 с.
  153. , Т.М. Практикум Web-дизайна Текст.: практикум / Т. М. Третьяк, М. В. Кубарева. -М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2007. 173 с.
  154. , H.H. Педагогика Текст.: учеб. пособие / H.H. Тулысиба-ева, З. М. Большакова, Г. Я. Гревцева. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007.- 162 с.
  155. , H.H. Сравнительная!дидактика Текст.: учеб. пособие /, H.H. Тулькибаева, В. Н. Янцен. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. -63 с.
  156. Устин- В. Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве Текст.: учеб. пособие для вузов / В. Б. Устин. 2-е изд., уточ. и доп. — М.: ACT: Астрель, 2007.-239 с.
  157. В.А. Методические рекомендации по разработке рейтинговой системы контроля по дисциплине Текст. / В. А. Федоров, Е. Д. Колегова, A.B. Щетинина, A.C. Кривоногова, В. В. Самохина. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008.-58 с.
  158. , В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования Текст.: учеб. пособие для вузов / В. А. Федоров, Е.Д. Колегова- ред. Г. М. Романцев. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007. — 225 с.
  159. , В.А. Теория развития профессионально-педагогического образования в современных условиях : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Владимир-Анатольевич Федоров. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Калуга, 2002. — 43 с.
  160. М.А. Формирование специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02- 13.00.08 / Марина Александровна Федулова. Екатеринбург, 2008. — 207 с.
  161. Формирование системного мышления в обучении Текст.: учеб. пособие для вузов / Под. ред. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 344 с.
  162. И.К. Разработка, дизайн, программирование и раскрутка Web-сайта Текст.: И. К. Фролов, В. А. Перелыгин, Е. Э. Самойлов. М.: Триумф, 2009.-304 с.
  163. , E.K. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования Текст.: науч. издание / Е. К. Хеннер. М.: БИНОМ лаборатория знаний, 2008. — 188 с.
  164. , В.Л. Техническое творчество как основа профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ Текст. / B.JI. Худяков, В. В. Шапкин. М.: Высшая школа, 1989. — 133 с.
  165. , A.B. Место учебника в дидактической системе Текст. / A.B. Хуторской // Педагогика. 2005. — № 4. — С. 10−18.
  166. , A.B. Современная дидактика Текст.: учебник для вузов / A.B. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  167. Цифровые образовательные ресурсы в школе: вопросы педагогического проектирования Текст.: сб. уч.-метод. материалов для вузов / Отв. исполн. Д. Ш. Матрос [и др.]. -М.: Университетская книга, 2008. 557 с.
  168. , Н.К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт Текст.: моногр. / Н. К. Чапаев, M.JI. Вайнштейн. Челябинск: Изд-во ЧИРПО, 2007. — 403 с.
  169. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе Текст.: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-437 с.
  170. , Т.В. Методика обучения компьютерной графике студентов вуза Текст. / автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. В. Чернякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. — 27 с.
  171. Чиртик, A.A. HTML Текст.: A.A. Чиртик. Спб. [и др.]: Питер, 2006.-219 с.
  172. , Е.В. Электронный дизайн образовательного контента. Анимация Текст.: учеб. пособие / Е. В. Ширшов, В. А. Ильинский. Архангельск: Изд-во АГТУ.-215 с.
  173. , С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования Текст.: моногр. / С. Е. Шишов. М.: Изд-во НЦСиМО, 2008. -404 с.
  174. , С.Е. Школа: мониторинг качества образования Текст.: монгр. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней, 2000. — 311 с.
  175. , U.E. Комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе Текст.: дис.. канд пед. наук: 13.00.08 / Лариса Евгеньевна Шмакова. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2009. — 190 с.
  176. , Н.Е. Педагогические технологии Текст.: учеб. пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд., доп. — М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
  177. , Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений Текст. / Н. Е. Эрганова. — 2-е изд., стер. -М.: Издат. центр «Академия», 2008. 160 с.
  178. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки Текст. / Э. Г. Юдин, А. П. Огурцов. М.: Наука, 1978.-391 с.
  179. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  180. Якоб Нильсен и переводы его статей Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.webmascon.com/personas/nielsen.asp
  181. , О.Г. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама Текст. / О. Г. Яцюк, Э. Т. Романычева. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. -432 с.
  182. Action Script 3.0 для Adobe Flash CS4 Professional Текст.: официальный учебный курс. М.: Эксмо, 2009. — 400 с.198/ Adobe Dreamweaver CS4 Текст.: официальный учебный курс. М.: Эксмо, 2009. — 304 с.
  183. Adobe® GoLive® CS2. Создание Web-сайтов: дизайн, анимация, графика, баннеры Текст.: офиц. учеб. курс: Пер. с англ. М.: Изд-во ТРИУМФ, 2006.-384 с.
  184. Bartram, D. The Great Eight Competencies: A Criterion-Centric Approach to Validation Text. / D. Bartram // Journal of Applied Psychology. Washington: American Psychological Association. — 2005. — Nov. Vol 90(6). — P. 1185−1203.
  185. Boyatzis R. E. The Competent Manager: A Model for Effective Performance Text. / R. E. Boyatzis. NJ: John Wiley & Sons, 1982. — 308 p.
  186. Hoffmann T. The meanings of competency Text. / T. Hoffmann // Journal of European Industrial, 1999. Vol.23. 6. -P.275−285.
  187. McClelland D. C. Testing for Competence Rather Than for Intelligence Text. / D. C. McClelland // American Psychologist, 1973. Vol.28 1. — P. 1−14.
Заполнить форму текущей работой