Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессионального самосознания специалистов сферы туризма в процессе педагогической подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ориентационно-типологическим критерием формирования профессионального самосознания студентов (ПСС) выступает профессиональное самоопределение субъекта, в рамках которого складывается профессионально-психологическая картина будущей деятельности, осуществляется первоначальное знакомство и проецирование профессиональных требований на себя. Идентификационно-поведенческий этап ПСС представляет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки изучения профессионального самосознания специалистов сферы туризма
    • 1. 1. Туризм как сфера образовательной деятельности
    • 1. 2. Профессиональные требования к специалистам сферы туризма
    • 1. 3. Зарубежный и отечественный опыт подготовки специалистов сферы туризма на современном этапе
  • Глава 2. Пути формирования профессионального самосознания специалистов сферы туризма в процессе педагогической подготовки
    • 2. 1. Психолого-педагогические условия формирования профессионального самосознания специалистов сферы туризма
    • 2. 2. Диагностика профессионального самосознания будущих специалистов сферы туризма
    • 2. 3. Педагогические средства и методы формирования профессионального самосознания студентов

Формирование профессионального самосознания специалистов сферы туризма в процессе педагогической подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном обществе с высокой долей досуга в структуре бюджета времени туризм становится важным социально-политическим явлением. Туризм как одна из важнейших сфер социально-культурной инфраструктуры общества обеспечивает удовлетворение прав личности на свободу передвижения, культуру, отдых, создает предпосылки для развития взаимопонимания и сближения народов. В XXI в. отечественный туризм призван стать важнейшей отраслью экономики и выйти на мировой туристский рынок. Но неразвитость туристского сервиса, несоответствие его западным стандартам, малоквалифицированный персонал, отсутствие качественного менеджмента — все это приводит к недополучению прибыли, которая могла бы пополнить российский бюджет. Эффективность работы туристских организаций зависит от многих факторов, в том числе и от квалификации кадров, их отношения их к труду, от той совокупности мотивационных и поведенческих качеств работников, которые составляют основу человеческого фактора и могут быть сформированы в процессе педагогической подготовки. Деятельность специалиста сферы туризма (ССТ) в настоящее время становится универсальной, требуя высокого интеллектуального уровня, творческого отношения, сформированных гражданских и духовно-нравственных качеств, высокой степени личной ответственности, развитого профессионального самосознания.

Проведенный анализ литературы показал, что вопросы диагностики профессионального самосознания ССТ не были предметом специального исследования. Отсутствует и четкое обоснование теоретико-методологических и организационных основ формирования педагогическими средствами профессионального самосознания специалистов по туризму. В этой связи приобретает актуальность имеет комплексное исследование проблем формирования профессионального самосознания специалистов сферы туризма, обусловленное объективным противоречием между требованиями, предъявляемыми отраслью к специалистам в плане профессиональных знаний, умений, навыков, и их реализацией в процессе педагогической подготовки.

Состояние изученности темы. Содержательный анализ специальной литературы показал, что обобщающего исследования проблемы формирования профессионального самосознания специалистов сферы туризма в процессе педагогической подготовки не проводилось. Проблема самосознания как основы формирования профессионального самосознания — прежде всего философская, социологическая и психологическая проблема, особый вклад в исследование которой внесли Б. Г. Ананьев [8], А. Г. Асмолов [13], М. М. Бахтин [21], H.A. Бердяев [22], Р. Берне [23], B.C. Библер [27, 28], A.A. Бодалев [33, 34], Л. С. Выготский [49], М. С. Каган [95], И. С. Кон [107], А. Н. Леонтьев [130],.

A.Маслоу [139] и другие.

Рассмотрением вопросов профессионального самосознания занимались.

B.В. Бахарев [20], А. Н. Донцов [72], Т. М. Белокрылова [72], А. Ф. Воскресенская [44], Б. Г. Каташев [96], H.A. Масюков [140], Н. С. Пряжников [167], А. И. Шутенко [231], изучавшие структуру, этапы, способы формирования и специфику разных возрастных и профессиональных групп (старшеклассников, учащихся профессиональных лицеев, студентов педагогических специальностей).

В современной профессиональной подготовке (P.C. Битянова [30], А. И. Кочетов [113], В. Д. Шадриков [219, 220], А. И. Шутенко [231] и др.) профессиональное самосознание изучается контекстно, в связи с профессиональной направленностью и компетентностью, личностной ориентацией, и самоопределением субъектов обучения.

В рамках этого направления исследований особую значимость представляет разработка методов диагностики, профессионального самосознания, представленная в работах Е. А. Вагнера [40], Л. Ф Воскресенской, [44], А. Н. Кочетова [114], В. П. Симонова [175], Н. Собчик [180] и др.

Формирование профессионального самосознания студентов, будущих специалистов сферы туризма имеет свою специфику, обусловленную особенностями туристской деятельности. Как сфера досуговой деятельности, как совокупность организационных форм, выполняющих собственные функции в социально-культурной инфраструктуре общества, как аксиологический приоритет в системе жизненных ценностей студентов туризм пока не стал объектом многоаспектного исследования отечественной науки. Наиболее полно на сегодняшний день он рассмотрен в работах И. В. Зорина [82, 84, 85, 86], и.

B. А. Квартальнова [97, 98, 99, 100]. Отдельные аспекты туристской деятельности изучались H.A. Волошиной [47], Н. И. Гаранина [51], Н. Измайловой [92], И. В. Кулипина. [125], А. И. Сеселкиным [51], П. Г. Олдак [150],.

C.П. Шпилько [230].

Современное состояние профессионального образования специалистов сферы туризма изучали Т. Н. Власова [46], Д. Джафари [69], В. Д. Чепик [212], И. В. Зорин [91], В. А. Квартальное [100], Л. П. Овчинникова [149], С. Е. Чижова [215], А Чудновский [217], Н. Шенгелия [225].

Объект исследования — педагогическая подготовка специалистов в сфере туризма.

Предмет исследования — процесс формирования профессионального самосознания специалиста сферы туризма в ходе педагогической подготовки.

Цель исследования — разработка теоретических основ, методов диагностики и путей формирования профессионального самосознания специалистов сферы туризма.

Задачи диссертационного исследования:

1. Раскрыть содержание, структуру, функции сферы туризма и профессиональные требования, предъявляемые к специалистам данной отрасли;

2. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия и факторы обеспечивающие процесс формирования профессионального самосознания в ходе педагогической подготовки;

3. Опираясь на результаты исследования разработать научно-практические рекомендации по формированию профессионального самосознания студентов — будущих специалистов сферы туризма.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что работа по формированию профессионального самосознания ССТ в процессе педагогической подготовки станет более эффективной, если будут созданы следующие условия: координация всей учебно-методической работы на основе индивидуализации обученияадаптация студентов к средствам туристской деятельностиприспособление средств туристской деятельности к потребностям развития человека, его физиологическим, психологическим и интеллектуальным способностямтрансформация технологических возможностей эргатической (сложной, целеустремленной, функциональной) педагогической системы как средства, включенного в профессиональную деятельность специалиста сферы туризмавзаимообмен результатов работы кафедр по новым вузовским технологиям в сфере туристской деятельностисоздание скоординированных планов научной работы вуза по единой теме «Формирование профессионального самосознания будущих специалистов сферы туризма».

Научная новизна исследования. Выявлены условия формирования профессионального самосознания специалистов по туризму. В частности, охарактеризована сфера, туризма, ее структура, функции, направления деятельности, педагогический, культурологический, мировоззренческий потенциал. Показано, данная отрасль в последнее десятилетие значительно усложнилась, требуя от специалистов высоких интеллектуальных, творческих, гражданских и духовно-нравственных качеств, сформированного правосознания, инновационного мышления. Особенности современного состояния туризма определяют и объем профессиональных требований к работающим в отрасли специалистам.

Охарактеризованы особенности зарубежной и отечественной подготовки специалистов по туризму, проведена сравнительная характеристика швейцарской, французской, британской и американской школ, выявлен положительный опыт, который может быть внедрен в практику отечественной подготовки ССТ. На материалах проведенного исследования доказано, что эффективность педагогической подготовки ССТ зависит от сформированности профессионального самосознания, от установок, мотиваций, ожиданий студентов относительно будущей профессии, от степени совпадения личностных и профессиональных аксиологических приоритетов. Обосновано, что проводимая на начальном этапе диагностика профессионального самосознания студентов позволяет своевременно выявить несоответствие требований профессиональной деятельности установкам, мотивациям, ожиданиям, аксиологическим приоритетам студентов. Осуществлена корректировка профессиональной подготовки студентов педагогическими средствами, базирующиеся на фундаментализации образования, с одной стороны, и индивидуализации обучения — с другой, направленные на развитие мотивации обучения, акцентирующие внимание на ценностях профессии, перспективах самореализации в ней, формирующие готовность к профессиональному самосовершенствованию.

Разработаны критерии диагностики профессионального самосознания студентов — будущих ССТ, состоящие из пилотажного опроса, оценки качества учебной деятельности с помощью корреляционно-регрессионного метода, характеристики самооценки личности, а также развивающего эксперимента в виде регулярно проводимых срезов самообследования студентов.

Теоретическая значимость исследования. На основе анализа современного состояния сферы туризма, его структуры, функций и объема профессиональных требований глубоко раскрыта специфика профессионального самосознания специалиста. Определены содержательные возможности гуманитарных и специальных дисциплин для подготовки будущих специалистов сферы туризма. Теоретически обоснована методика диагностики профессионального самосознания студентов. Установлена диалектическая связь условий и факторов его формирования. Выявлены критерии сформированности профессионального самосознания.

Практическая значимость исследования. Экспериментально апробирована методика диагностики профессионального самосознания студентов. Доказано, что диагностика как совокупность методов содержит в себе развивающий потенциал, существенно влияющий на формирование профессионального самосознания, на рост успеваемости, развитие личностной мотивации, рефлексивных и коммуникативных способностей.

Организационно-методические положения по формированию профессионального самосознания специалистов сферы туризма, полученные в результате диссертационного исследования по специальности 13.00.08 — теория и методика профессионального образования, могут быть использованы при чтении курсов и спецкурсов: «Организационное поведение», «Организация туристской деятельности», «Введение в туризм», «Индустрия развлечений».

Выводы и рекомендации автора внедрены в учебный процесс Кубанской государственной академии физической культуры, Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Южного института менеджмента (г. Краснодар).

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Кубанской государственной академии физической культуры и Южного института менеджмента.

В исследовании принимали участие 200 студентов — будущих специалистов сферы туризма.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2002 гг. и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1998;1999гг.) была изучена литература по теме исследования, определена степень научной разработанности проблемы в трудах по педагогике, психологии, философии, экономике. Проведен анализ учебного плана и государственного образовательного стандарта по специальности «Менеджмент организации». Велось наблюдение за процессом профессионального самосознания студентов — будущих специалистов сферы туризма. Начался сбор самохарактеристик, анкетных и опросных данных у студентов первого и второго курсов.

На втором этапе работы (1999;2001 гг.) была сформулирована гипотеза исследования и осуществлена ее эмпирическая проверка. Проводилось наблюдение за формированием профессионального самосознания будущих специалистов сферы туризма в процессе педагогической подготовки. Применено эмпирическое исследование (200 студентов), которое включало изучение личностных характеристик, влияющих на профессиональное самосознание. Использовались такие методы, как тестирование, анкетирование, индивидуальная беседа, методы статистической обработки данных.

На третьем этапе (2001;2002 гг.) проведена обработка и интерпретация полученных данныхосуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментального исследованияпроведена корректировка теоретико — методологических положений и выводов, полученных на первом и втором этапах работы. Сформирована диссертация.

Методологичеся основы исследования. Исследование опирается на труды философов, психологов, социологов A.C. Выготского [49], Б. Л. Выдкина [45], В. П. Зинченко [81], О. Т. Зевина [36] А. Н. Леонтьева [130], И. С. Кона [106, 108,], Н. И. Лапина [127], А. Фрейда [201], Э. Л. Цветкова [210], Л. Т. Юнга [238], и других, в которых обоснованы возрастные, физиологические, психологические и другие особенности личностного развития.

В диссертации использованы философские работы о единстве личности и среды ее деятельности — Л. С. Выготского [49], А. Н. Леонтьева [130], Э. Г. Юдина [235] и других методологовфундаментальные труды по анализу профессиональной дееспособности специалистов — Н. П. Аникеева [10], Л. В. Байбородова [17], А. Г. Солонина [182]- психологические концепции личностного и профессионального самосознания и их взаимосвязиВ.П. Зинченко [81], Е. А. Климова, В. Д. Шадрикова [220] и других.

Осмыслению разрабатываемой в диссертации теоретической проблематики способствовало изучение идей передачи научного знания, креативной педагогики, развивающего обучения, гуманизации образования, изложенных в трудах Ш. А. Амонашвили [6], В. А. Андреева [9], А. Г. Асмолова [13], Л. В. Занкова [78], В. П. Зинченко [81], В. А. Сластенина [176] и др.

Методологической основой исследования. явились также педагогические императивы о целостном характере педагогического процесса и аксиологической ориентированности современной педагогики научной школы В. А. Сластенина [176]- теоретические принципы формирования содержания профессионального образования научной школы A.M. Новикова [145]- теоретические положения о рекреационных системах и рекреационной функции туристской деятельности научной школы B.C. Преображенского [165]- результаты многолетнего эксперимента по созданию межотраслевой системы профессионального туристского образования, реализованные в рамках институциональной школы В. А. Квартальнова [99].

В диссертации была использована совокупность теоретических и эмпирических методов научного исследования, таких как системный анализ, социологические методы [опрос, наблюдение, самонаблюдение], эксперимент, корреляционно-регрессионный анализ и другие.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сфера туризма как одна из важнейших сфер социально-культурной инфраструктуры общества представляет собой внутренне сложное и динамично развивающееся направление профессиональной деятельности, выполняющее познавательную, коммуникативную, рекреационную, аксиологическую, воспитательную функции. В силу сложности и многогранности выполняемых функций сфера туризма предъявляет особые требования к отбору и профессиональной подготовке кадров.

2. Поэтапно проводимая диагностика профессионального самосознания в процессе педагогической подготовки не только констатирует степень совпадения требований профессиональной деятельности установкам, мотивациям, ожиданиям, аксиологическим приоритетам студентов — будущих специалистов сферы туризма, но и позволяет устранить выявленное рассогласование путем развития рефлексивных способностей, формирование навыков самопознания, саморегуляции, самоактивизации, т. е. осуществить коррекцию в процессе развития профессионального самосознания.

3. Осуществление предлагаемой в исследовании диагностики профессионального самосознания, предусматривает логические шаги заключающиеся: в адаптации студентов к специфике профессии, к ее аксиологическим приоритетам, формирования у студентов профессиональной направленности, развитие интереса к профессии, побуждение к самостоятельному проектированию профессиональной карьеры Воспитывает у студентов готовность к постоянному профессиональному совершенствованию путем раскрытия перспектив профессии в социально-экономических условиях современного общества.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждалась на заседаниях кафедры: «Организация туристской деятельности», Южного института менеджмента и совместном заседании кафедр педагогики и психологии, рекламы и маркетинга Краснодарского государственного университета культуры и искусств Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств. По теме диссертационного исследования были сделаны доклады на следующих научных форумах: Научная конференция «Проблемы экономики, предпринимательства и права. История и современность» (Краснодар, сентябрь 2001 г) — Межвузовская конференция «Философия образования» (Санкт-Петербург, ноябрь 2002г).

Предложенная автором диссертационного исследования методика обучения студентов по специальности «Менеджмент организации» и «Социально-культурный сервис и туризм» использовалась при проведении занятий по курсам «Организация туристской деятельности», «Индустрия развлечений», «Организация гостиничного хозяйства», «Международный туризм» в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов сферы туризма в Краснодарской государственной академии физической культуры и Южном институте менеджмента.

Решение поставленных задач потребовало следующей структуры диссертации: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2.

Таким образом, профессиональное самосознание специалиста — сложное, многоплановое, развивающееся явление, складывающееся в процессе осознания им окружающей реальности и самопознания путем осуществления самовоспитания личности и профессионального становления. Первоначальной, базовой позицией выступает стремление студента осознать смысл своего бытия, сформировать «Я-концепцию», выстроить иерархию жизненных ценностей, которые посредством накопления и осознания жизненного опыта, формирования личностной самооценки приводят к пониманию цели «Я-бытия». Этот процесс корректируется требованиями к профессии, которые определяют отношение обучающегося к себе с учетом нового «Я»: «Я — в профессии».

Выделяется три критерия сформированности профессионального самосознания: ориентационно-типологический, идентификационноповеденческий и профессионально-результативный.

Ориентационно-типологическим критерием формирования профессионального самосознания студентов (ПСС) выступает профессиональное самоопределение субъекта, в рамках которого складывается профессионально-психологическая картина будущей деятельности, осуществляется первоначальное знакомство и проецирование профессиональных требований на себя. Идентификационно-поведенческий этап ПСС представляет профессиональная адаптация, направленная на приспособление специалиста к условиям и требованиям профессиональной среды, принятие норм и ценностей, сложившихся форм социального взаимодействия, форм предметной деятельности, освоение способов профессионального выполнения работ. Профессионально-результативный этап ПСС предполагает обретение профессионализма и овладение элементами профессиональной культуры.

ПСС начинает формироваться до начала профессиональной подготовки, с момента осознанного выбора профессии и продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности, проходя путь от начальных к высшим ступеням своего развития, осознания себя профессионалом высшего класса.

Диагностика ПСС позволяет на начальном этапе профессиональной подготовки выявить несоответствие требований профессиональной деятельности установкам, мотивации, ожиданиям студентов относительно будущей профессии и скорректировать их педагогическими средствами. Таким образом, диагностика, самодиагностика профессионально ПСС выступают средствами оптимизации профессиональной подготовки.

Методика диагностики ПСС представляет собой комплекс способов (методов) сбора данных — систему операций, процедур, приемов установления фактов, их систематизации и средств их анализа.

Осуществленная нами исследование уровня ПССбудущих специалистов сферы туризма было выполнено в несколько этапов с использованием методов пилотажного опроса (анкет), проведения оценки качества учебной деятельности с помощью корреляционного метода, самооценки личности (по A.C. Пуни), а также развивающего эксперимента в виде регулярно проводимых срезов самообследования. Проделанная работа существенно повлияла на уровень формирования ПСС, были зафиксированы положительные изменения: рост успеваемости, развитие личностной мотивации, рефлексивных, коммуникативных способностей, рост профессионально-личностной самооценки, степени осознания ценностей профессии и т. д.

Проведенное исследование ПСС будущих специалистов сферы туризма позволяет определить педагогические методы и средства его развития, выстроить модель его оптимального формирования. Модель строится, с одной стороны, на основе развитой ценностной «Я-позиции» студента, включающей его адекватное самосознание, самоотношение, самооценкус другой — опирается на деятельностную позицию обучающегося, активные проявления его личности во внешней среде, в социуме, позволяющие осуществлять самоактуализацию, саморегуляцию, самореализацию.

Эти два блока модели корректируются в педагогическом процессе путем развития мотивации обучения, акцентирования внимания на ценностях профессии, насыщения профессионально-содержательной познавательной деятельности студента знаниями, развитием умений и навыков.

Проведенное нами исследование показало, что требуется следующая коррекция отношения студента к избранной профессии и к себе:

— соотнесение реальных и потенциальных жизненных ценностей профессии на основе диагностики и самодиагностики;

— переориентация на приоритет ценности личности в профессиональной подготовке;

— побуждение студента к самостоятельному проектированию профессиональной карьеры на основе знания особенностей профессии и своих возможностей;

— раскрытие перспектив социального и личностного развития специалиста после окончания вуза, способов приложения профессии к социально — экономическим условиям современного общества.

В решении этих проблем значительная роль принадлежит фактору организации и передачи учебной информации в процессе преподавания, которая бы обеспечивала адекватное восприятие студента.

Это требует подхода к учебному процессу как рычагу развития студента, выявлению его творческого потенциала, способностей и отражается на содержании учебного плана специальности, который должен ориентироваться не на раз и навсегда собранный арсенал средств его формирования, а на постоянное обращение к взаимодействию двух субъектов — преподавателя и студента. Учебный план должен быть открыт для инноваций. Его конечным продуктом должна стать новая модель туристского образования, основанная на развитии личности будущего специалиста, способного к творческому самоопределению и самореализации в условиях социально-экономических перемен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертация решила поставленные цели и задачи: создана концепция формирования профессионального самосознания будущего специалиста сферы туризма, ориентированна на связь педагогических условий вузовского образования и факторов личностного роста студентов. Основная идея концепции заключается в том, что ведущие факторы формирования профессионального самосознания и основные условия, созданные для их развития, связаны между собой в следующих трех направлениях современной вузовской подготовки: оптимизация вузовского обучения на личностно ориентированной работе со студентами, включение исследовательской деятельности во все формы учебной и внеаудиторной работы вуза и постоянное диагностическое обеспечение личностного роста студентов, где диагностика и самопознание представляют взаимодействующие процессы.

Исследование выделило приоритет и иерархию личностных факторов в формировании профессионального самосознания студентов, сформированность профессиональной направленности, личностной «Я-концепции» студента как основания для развития «Я-концепции» специалиста. При наличии этих главных факторов формирования профессионального самосознания разрабатываются: адекватная самооценка своих сил и возможностей, самореализация в учебной и профессиональной деятельности своих намерений, учет навыков и ценностей, требовательность к себе как будущему специалисту, наличие перспектив жизненного самоопределения, деловая карьера.

Ведущие факторы формирования профессионального самосознания определяются в целостной педагогической системе вуза, а корректирующие преимущественно в отдельных направлениях:

— адекватная самооценка воспитывается четкими критериями деятельности студента (диагностический подход) и ориентацией на самопознание, самоисследование в любой студенческой деятельности;

— самореализация своего потенциала стимулируется через индивидуализацию и дифференциацию обучения и активное участие в студенческой жизни;

— требовательность к себе зависит от единых педагогических позиций и требований преподавательского состава и ориентаций студентов на самоконтроль, самоанализ, самооценку своей деятельности.

Ведущим условием, необходимым для проявления, функционирования и саморазвития всех факторов профессионального самосознания, является профессионализация вузовского образования.

В высших учебных заведениях, имеющих туристскую направленность, должна осуществляться:

— адаптация человека к средствам туристской деятельности;

— приспособление средств туристской деятельности к потребностям развития человека, его физиологическим, психологическим и интеллектуальным способностям;

— трансформация технологических возможностей эргатической (сложной целеустремленной, функциональной) педагогической системы как средства, включенного в профессиональную деятельность специалиста сферы туризма;

— акцентация работы кафедр на повседневном освоении и внедрении в практику работы преподавателей новых вузовских технологийу.

— координация всей учебно-методической работы на основе индивидуализации обучения;

— создание скоординированных планов научной работы вуза по единой теме «Формирование профессионального самосознания будущих специалистов».

Исследование процесса формирования профессионального самосознания будущего ССТ позволило определить единые педагогические позиции преподавательского состава.

Эксперимент показал, что целесообразно вначале сосредоточить внимание ректората и кафедр на диагностике качества образования по предмету, затем — на диагностике профессионального мастерства преподавателей и далее — на диагностике личностного и профессионального роста студентов на каждом курсе. На эту работу уходит около 1'/2 — 2 лет. Диагностическое обеспечение вузовского обучения и воспитания выступает фундаментом всей деятельности преподавательского состава.

В дальнейшем необходимо формировать новое педагогическое мышление у преподавателей, которые обеспечивают переход от «знаньевой» модели образования к личностно ориентированной. К сожалению, такой переход весьма сложен, требует много времени и сил. Лучший выход, по нашему мнению, это включение преподавательского состава в исследовательскую работу непосредственно в аспекте личностного и диагностического подхода.

Перед профессиональным туристским образованием, как никогда ранее, стоит проблема обучения на рабочем месте, соединения теории и практики, обучения на передовом опыте, применения учебных методик на практике, приобретения социальных качеств, которым нельзя обучить лишь в учебных аудиториях. К этому можно добавить педагогические задачи приобретения многофункциональных навыков работы в коллективе и корпорации, принятия ответственности за результаты собственной деятельности и других сотрудников. Особую роль приобретают партнерские отношения современного профессионального образованияобеспечение качества туристского продуктасвязь с фундаментальными и прикладными научными исследованиями, системами менеджмента и раннего оповещения об изменениях в экономике и на рынках трударегиональное сотрудничество и развитиепривлечение международных финансовых организаций, развитие с целью повышения качества профессионального туристского образования.

Необходимо приложить все усилия для поднятия до мировых уровней престижа специалистов и сотрудников туристских предприятий. Усилить внимание в области развития въездного, внутреннего туризма и подготовке для этого высокопрофессиональных кадров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская, — М.: Наука, 1991.- 286 с.
  2. Ю.П. Искусство воспитания / Ю. П. Азаров. М., 1986. — 170 с.
  3. П. В. Философия: Учебник / П. В. Алексеев, А. В. Пании. М.: Проект, — 1996.-504 с.
  4. Аль-Масри М. Основной доклад / М. Аль-Масри // Второй международный конгр. по техн. и проф. образованию. Сеул, 26−30 апр. 1999 г. М.: Нац. обсерватория проф. образования, 1999. — С. 52−70.
  5. Амбиль Б. Телефонный маркетинг Лучше вести телефонный разговор -больше продавать. / Б. Амбиль, Х. Швальбе- Пер. с нем. М. М. Федина. -Обнинск: Титул б, 1995. 64 с.
  6. Ш. А. Единство цели / Ш. А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1987. — 182 с.
  7. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш. А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1984. -303 с.
  8. . Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 1980. Т. I.- 520 с.
  9. В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. — 238 с.
  10. Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева.- М.: Просвещение, 1989. 224 с.
  11. Е. А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект социальных отношений / Е. А. Ануфриев. М., 1984.-324 с.12
Заполнить форму текущей работой