Государственная система воспитания и институты ее реализации
Региональный, определяющийся национально-территориальными (республика, автономная область, автономный округ) и административно-территориальными (край, область, города Москва и Санкт-Петербург) образованиями субъектов РФ; Муниципальный, включающий органы управления, предприятия, учреждения, организации, объекты собственности и другие объекты, целевое назначение которых связано с осуществлением… Читать ещё >
Государственная система воспитания и институты ее реализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Всякое государство создает характерную для него систему воспитания и обеспечивает ее функционирование.
Государственная система воспитания в России представляет совокупность государственных организаций и учреждений, деятельность которых направлена на реализацию воспитательно-образовательной политики государства. Она подразделяется на три уровня:
- — федеральный — общегосударственный;
- — региональный, определяющийся национально-территориальными (республика, автономная область, автономный округ) и административно-территориальными (край, область, города Москва и Санкт-Петербург) образованиями субъектов РФ;
- — муниципальный, включающий органы управления, предприятия, учреждения, организации, объекты собственности и другие объекты, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления.
Функционирование государственной воспитательной системы осуществляется на основе воспитательнообразовательной политики, включающей:
- — ценности воспитания, адекватные социально-политической, экономической и идеологической системе общества;
- — нормативно-правовые основы: законодательные и иные акты, регламентирующие функционирование системы воспитания;
- — спектр различных воспитательных организаций: общие учебно-воспитательные учреждения различного типа (детсады, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы); учреждения для детей с ослабленным здоровьем, психосоматическими и (или) социальными отклонениями и (или) дефектами; учреждения для одаренных детей, а также имеющих устойчивые интересы или ярко выраженные способности; организации, занимающиеся социальнокультурным и другими видами оздоровления микросреды, индивидуальной и групповой опекой детей, подростков, юношей, а также перевоспитанием и реабилитацией;
- — органы управления воспитанием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, благодаря которым государственная система воспитания функционирует и развивается. В пределах своей компетенции они разрабатывают стратегию воспитания и создают необходимую для ее реализации инфраструктуру, обеспечивают систему воспитания необходимыми средствами и кадрами, изучают тенденции и выявляют проблемы ее развития;
- — определенные средства, выделяемые и привлекаемые государством для успешного функционирования системы воспитания. Эти средства подразделяются на материальные (инфраструктура, оборудование, учебные пособия), финансовые (бюджетные, внебюджетные, частные) и иные;
- — личностные (кадровые) ресурсы: организаторы воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях; воспитатели-профессионалы различной специализации (учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники); воспитатели-волонтеры (добровольцы, общественники); воспитуемые различного возраста, пола и социокультурной принадлежности;
- — совокупность требования (санкций) к организаторам, воспитателям и воспитуемым.
Для реализации функций государственной системы воспитания и достижения задач социального воспитания поддерживаются и, при необходимости, специально создаются социальные институты, а также обеспечивается их функционирование.
К социальным институтам, обеспечивающим реализацию преимущественно официального социального заказа общества и контроль над ней, относятся:
- — административные органы (прокуратура, суды, органы МВД, министерство образования и науки, администрация различных учреждений);
- — семья;
- — учреждения дошкольного, школьного и профессионального (начального, среднего и высшего) образования;
- — интернатные учреждения;
- — учреждения дополнительного образования;
- — учреждения социальной реабилитации;
- — исправительные учреждения;
- — учреждения культуры и спорта.
К социальным институтам, обеспечивающим реализацию преимущественно неофициального социального заказа общества и контроль над ней, относят:
- — политические партии и движения;
- — общественные организации;
- — попечительские организации и советы образовательных и интернатных учреждений;
- — коллективы, советы коллективов.
Функции контроля выполняет также общественное мнение среды жизнедеятельности человека, группы по вопросам воспитания и обучения.
Развитость и действенность функционирования воспитательно-образовательной системы государства зависит от ее признания различными слоями населения, а также от совершенства и успешности деятельности.