Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты опроса детей о впечатлениях от мультфильма на констатирующем этапе нашей экспериментальной работы показали, что вербально дошкольники не могут выразить своё отношение к воспринятому фильмув их пересказах не обнаруживается выражение восприятия изобразительной специфики фильма, т. е. дети не проявляли активность. Однако, это происходило вовсе не от того, что дети не сумели воспринять… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПОД ВЛИЯНИЕМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО КИНО У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Актуальные вопросы развития детского изобразительного творчества в педагогических исследованиях
    • 1. 2. Изобразительно-выразительные средства кино как вида искусства
    • 1. 3. Проблемы использования кино в эстетическом воспитании детей
    • 1. 4. Психологические основы восприятия киноискусства детьми старшего дошкольного возраста
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В РИСОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТФИЛЬМОВ
    • 2. 1. Особенности восприятия и отражения в рисунках образов мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
    • 2. 2. Разработка и реализация экспериментальной программы по развитию изобразительного творчества в процессе ознакомления с мультипликационными фильмами у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
    • 2. 3. Развитие детского изобразительного творчества в рисовании под влиянием изобразительно-выразительных средств мультфильмов (контрольный эксперимент)
  • ВЫВОДЫ

Развитие изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Отечественные психологи и педагоги рассматривают детское творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность, естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (JI.A. Венгер, H.A. Ветлугина, J1.C. Выготский, A.B. Запорожец, В. С. Кузин, B.C. Мухина, H.H. Поддьяков, Б. М. Теплов и др.). В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности, в том числе: в изобразительной (Т.А. Буянова, Т. Н. Доронова, О. Ю. Зырянова, Е. И. Игнатьев, Р. Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, О. В. Мельникова, С. В. Погодина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина, Н. Б. Халезова и др.), в художественно-речевой (Н.С. Карпинская, J1.A. Пеньевская, О. С. Ушакова,.

B.И. Яшина и др.), в музыкальной (H.A. Ветлугина, М. Б. Зацепина, J1.H. Комиссарова, H.A. Метлов, О. П. Радынова, А. И. Ходькова и.

ДР-).

Развитие детского художественного творчества — сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства (Н.Э. Басина, В. В. Богданова,.

C.П. Козырева, С. И. Мерзлякова, Г. П. Новикова, Г. А. Савостина, O.A. Суслова). Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы развития художественного творчества детей дошкольного возраста, многие её аспекты остаются недостаточно изученными. Так, влияние на развитие детского рисования такого синтезированного искусства как кино, объединяющего характерные черты практически всех традиционных искусств, специально не изучалось. Не раскрыты возможности развития изобразительного творчества дошкольников средствами мультипликационного кино в условиях современного оснащения педагогического процесса детского сада мультимедиа техникой.

Проблема исследования и её актуальность выявлена нами и в результате многолетнего изучения и анализа практики. Внедрение мультимедиа техники позволило детям смотреть мультипликационное кино как дома, так и в детском саду. Однако, анализ практики показал, что детское рисование обогащено новыми образами из мультфильмов только у детей, которые смотрят их вместе с родителями, дома. В детском саду просмотр кино используется как заполнение досуга, не обсуждается, не сопровождается последующим выражением отношения к образам кино и зрительно-наглядному ряду художественных средств, использованных художниками-мультипликаторами с учётом детского восприятия.

В практике настоятельно ставится проблемаизучения ' использования кино в процессе дошкольного образования, в частности, объединения двух любимых детьми видов деятельности — киновосприятия и рисования.

Проблема кинообразования и киновоспитания школьников исследовалась педагогами JT.M. Баженовой, O.A. Барановым, И. В. Вайсфельдом, Н. В. Гутовой, И. С. Левшиной, С. А. Пензиным, Л. Л. Сикорук, B.C. Собкиным, В. А. Толоконниковым, Ю. Н. Усовым, A.B. Шариковым, A.B. Фёдоровым и др. В дошкольном образовании эта проблема изучалась только в трёх исследованиях: М. Л. Варшавской (1953 г.), З. А. Тидикиене (1972 г.), В. Д. Сыч (1979 г.). Однако влияние киноискусства на развитие художественного творчества в этих исследованиях не рассматривается.

В результате нами выявлены противоречия между признанным развивающим потенциалом киноискусства и недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития изобразительного творчества детей под влиянием мультипликационного киномежду проблемой восприятия широкого круга образов, изображённых в мультипликационном кино, и недооценкой их влияния на обогащение образного содержания и тематики детского рисования.

На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования — каковы педагогические условия и методика развития детского изобразительного творчества в рисовании под влиянием мультипликационного кино? Решение проблемы является целью исследования. Объект исследования — процесс развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино.

Предмет исследования — педагогические условия развития изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино.

Гипотеза исследования. Предполагается, что использование мультипликационного кино будет способствовать развитию изобразительного творчества у старших дошкольников при следующих педагогических условиях:

— отбора мультфильмов с гуманно-эстетическим содержанием и художественными изобразительно-выразительными средствами, стимулирующими возникновение замысла и реализацию его в детском рисовании;

— разработки методики развития изобразительного творчества в рисовании, направленной на поэтапное усвоение изобразительно-выразительных экранных средств и интерпретацию их в рисунках.

Для подтверждения выдвинутого предположения поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы развития детского изобразительного творчества и уточнить содержание понятия «изобразительное творчество в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино»;

2. Определить критерии оценки развития изобразительного творчества в рисовании у старших дошкольников под влиянием просмотра мультфильмов;

3. Исследовать уровни развития детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино;

4. Определить педагогические условия развития изобразительного творчества в рисовании под влиянием просмотра мультфильмов;

5. Разработать методику поэтапного развития детского изобразительного творчества на основе ознакомления детей с искусством мультипликационного кино;

6. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития детского изобразительного творчества.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения эстетики о роли искусства в эстетическом развитии (Р. Арнхейм, А. Базен, 3. Кракауэр, Г. Э. Лессинг, Ю. Лотман) — положения психологии об особенностях детского изобразительного творчества (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А.

В. Запорожец, Е. М. Игнатьев, В. С. Мухина, Б. М. Теплов и др.) — теоретические положения в педагогических исследованиях по развитию детского изобразительного творчества (Н.С. Александрова, Р. Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина, P.M. Чумичёва и др.) — научные исследования в области киноведения и психологии восприятия кино (С.М. Иванова, А. И. Космодемьянская, JI.B. Крапивская, И. С. Левшина,.

A.A. Леонтьев, И. С. Немченок, A.A. Степанов) — исследования по проблемам кинообразования и киновоспитания (Л.М. Баженова, O.A. Баранов, И. В. Вайсфельд, Н. В. Гутова, С. А. Пензина, Л. Л. Сикорук,.

B.C. Собкин, В. А. Толоконников, Ю. Н. Усов, A.B. Шариков, A.B. Фёдоров и др.) — теоретические положения в педагогических исследованиях по использованию кино в системе дошкольного образования (М.Л. Варшавская, З. А. Тидикиене, В.Д. Сыч).

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ философской, искусствоведческой, психологической, педагогической литературы по проблеме исследованиянаблюдение за детьми во время бесед, просмотров фильмов, занятий;

— анализ детских рисунков, выполненных под влиянием образов кино;

— педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

— анкетирование педагогов и родителей;

— математический метод обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе экспериментальных площадок ГОУ детский сад № 1406 ЮЗОУО г. Москвы и ГОУ детский сад № 1276ЮЗОУО г. Москвы, ГОУ Центра развития ребёнка № 1462 ЮЗОУО г. Москвы.

Исследование выполнялось в 2004;2009 учебные годы в три этапа.

Первый этап (2004;2005 гг.) — поисково-теоретический, включающий изучение и анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, философской литературыопределение цели, задач, предмета, объекта и гипотезы исследованияразработку и проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей влияния просмотров мультипликационных фильмов на детское рисование.

Второй этап (2005;2007 гг.) — опытно-экспериментальный, включающий разработку и реализацию программы формирующего эксперимента, отбор фильмов для просмотра, организацию и проведение в старших группах детского сада формирующего эксперимента, направленного на выявление педагогических условий и наиболее эффективных методов развития детского изобразительного творчества, под влиянием ознакомления с мультипликационными фильмами.

Третий этап (2007;2009 гг.) — заключительно-обобщающий, включающий контроль, обобщение, систематизацию и анализ результатов экспериментаапробацию и внедрение основных результатов исследованияоформление текста диссертационного исследования.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, состоят в том, что:

— проведён целостный анализ проблемы развития детского изобразительного творчества под влиянием образов мультипликационного кино в условиях бурного развития медиатехнологий и широкого внедрения их в педагогический процесс детского сада;

— обоснованы требования к отбору мультфильмов для просмотра с детьми с целью развития изобразительного творчества;

— выявлены педагогические условия поэтапного развития детского изобразительного творчества под влиянием ознакомления с мультипликационным кино как видом изобразительного искусства;

— разработаны критерии оценки развития изобразительного творчества под влиянием мультипликационных фильмов;

— экспериментально проверена эффективность разработанной методики развития детского изобразительного творчества.

Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования обеспечивается методологической основой изучения проблемы, обоснованностью исходных параметров работы, основывающихся на культурологическом, личностном, системном, деятельностном подходахприменением методов, адекватных цели, задачам исследованияположительными результатами опытно-экспериментальной работы и их воспроизводимостью в других образовательных учреждениях, одобрением и награждением Дипломами «Ярмарки педагогических инновационных идей на Юго-Западе» г. Москвы в 2006 и 2007 годах.

Научная новизна исследования.

1. Отобраны мультфильмы на основе их искусствоведческой характеристики для просмотра с детьми;

2. Разработана поэтапная методика развития изобразительного творчества в рисовании, направленная на усвоение изобразительно-выразительных экранных средств и интерпретацию их в рисунках;

3. Определены требования для отбора мультфильмов с целью развития детского изобразительного творчества.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено содержание понятия «изобразительное творчество в рисовании у старших дошкольников" — разработаны критерии оценки развития детского изобразительного творчества под влиянием мультфильмов.

Практическое значение исследования. На основе результатов исследования разработаны содержание и методика развития детского изобразительного творчества под влиянием мультипликационных фильмов. Результаты исследования внедрены в практику работы детских студий изобразительного искусства, рекомендованы для включения в спецкурс по специализации «Развитие детского изобразительного творчества» на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Разработаны и опубликованы методические рекомендации по развитию детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изобразительное творчество в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино является процессом эстетического усвоения мультипликационных художественно-выразительных средств, стимулирующих возникновение замысла и интерпретацию их в детском оригинальном рисунке.

2. Основанием к отбору фильмов являются гуманно-эстетическое содержание, ясность изображения замысла и композиции, красочность, простота и доступность речи героев. Следующие средства художественной выразительности кино соответствуют возрастным возможностям восприятия детей старшего дошкольного возраста и отражения их в рисунках: многообразие героев, динамика форм, сложная композиция кадра, выразительный колорит, богатство изобразительных техник.

3. Методика развития изобразительного творчества в рисовании, направленная на усвоение изобразительно-выразительных экранных средств и интерпретацию их в рисунках, реализуется поэтапно. Первый этап — ознакомление с многообразием героев в кукольных, рисованных, компьютерных мультфильмах методом экспериментирования с новыми образами" — второй этап — обучение восприятию и изображению движения героев методом «диагностики динамики образов" — третий этап — формирование умений воспринимать композиции кинокадров и строить композиционное пространство рисунка, как кадр фильма, методом «моделирования игровой ситуации" — четвёртый этап — развитие восприятия колористических решений мультфильмов, чувства цвета и умений подбирать сложные цветосочетания методом «сравнительного анализа" — пятый этап — активизация желания и умения выбирать и обучаться разнообразным техникам изображения, используемых художниками-мультипликаторами, методом «экспериментирования с новыми художественными техниками».

Апробация исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-практической конференции «Проблемы и перспективы дошкольного образования» 16 марта 2006 года, на студенческой научно-практической конференции «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» 20 апреля 2006 г. на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ, на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ, в спецкурсе «Актуальные проблемы развития детского изобразительного творчества» в специализации на факультете дошкольной педагогики и психологии, на семинаре в экспериментальной площадке ГОУ д/с № 1276, 1406ЮЗОУО, на педсовете ГОУ д/с № 1462 ЮЗОУО г. Москвы, на «Ярмарке педагогических инноваций на Юго-Западе» в 2006 г., 2007 г.

Выводы исследователей о том, что мультфильмы обладают огромным воспитательным воздействием на зрителей, что они «формируют их мысли, чувства и взгляды», являются для нас особенно важными и существенными. Это свидетельствуют о том, что мультфильмы могут стать одним из наиболее эффективных средств воспитания и обучения дошкольников и найти применение в детских учреждениях. Мультипликация (от лат. multiplicatioумножение) — вид киноискусства, произведения которого создаются путём покадровой съёмки отдельных рисунков (в том числе составных) — для рисованных фильмов или отдельных театральных сцен — для кукольных фильмов, в результате чего при показе на экране у зрителей возникает эффект одушевления персонажей, иллюзия их движения (108, 176).

В графической мультипликации кадры — это последовательные фазы движения рисованных объектов (графических, теневых), основанные на плоских марионетках и «перекладках», включая и фотовырезки. В объёмной мультипликации кадры являются фотографиями объёмных объектов — кукольных, барельефных, пластилиновых. В компьютерной мультипликации кадры синтезируются специальными компьютерными программами. Современные виды: 3D, Flash.

Исходя из психофизиологических особенностей человеческого визуального восприятия, для создания эффекта плавного движения скорость смены кадров должна быть не менее 18 кадров в секунду. В современном кинематографе используется стандарт в 24 кадра в секунду.

Мы предположили, что использование мультфильмов в учебно-воспитательном процессе детского сада, окажет положительное влияние на развитие детского изобразительного творчества. Киноискусство, обладающее огромной эмоциональной силой влияния, будет способствовать развитию эстетических чувств у детей, формировать художественный вкус, побуждать к активной творческой деятельности. Игры-просмотры мультфильмов могут стать дополнением к основным занятиям по изобразительному творчеству и будут способствовать модернизации всего педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Как правило, просмотр мультипликационных фильмов по телевидению пользуется большой популярностью у дошкольников, занимая определенное место в их досуге и оказывая значительное влияние на их воспитание и развитие. Телевидение выполняет ряд важнейших функций по отношению к детям дошкольного возраста. Прежде всего, социально-компенсаторную: мультфильмы компенсируют и восполняют то, что по каким-то причинам недостает ребенку для удовлетворения его потребностей (в общении, познании, эмоциональных проявлениях и т. д.).

Вторую функцию — гедонистическую. Особенности телевизионного изображения, единство содержания и формы фильмов, выполненных на высоком профессиональном уровне, получают определенный отклик у детей и помогают им увидеть и почувствовать красоту окружающей жизни. Характерным для восприятия мультфильмов детьми является радость и удовольствие.

Третью функцию можно определить как воспитательную. Воспринимая мультипликационные фильмы, ребенок учится анализировать, сравнивать, оценивать многие явления и факты: даже сам того не замечая, он попадает под воздействие искусства кино, то есть происходит воспитание ребенка, его чувств, характера.

И наконец, четвертая — побуждающая к деятельности (эвристическая). Многие мультфильмы стимулируют творческие способности ребенка, развивают его воображение, фантазию и, таким образом, являются как бы толчком к возникновению определенной деятельности ребенка.

Единство этих функций и составляет сущность эстетического влияния искусства кино на детей и рассматривается нами как основа для изучения проблемы развития детского изобразительного творчества в рисунках под влиянием мультипликационных кинофильмов.

В результате теоретического анализа психологических исследований по вопросам развития восприятия средств кино выявлены некоторые особенности их психологического воздействия: эмоциональное внушение темы, манипулирование восприятием зрителей, чувственное удовольствие, вовлечение зрителя в общение с фильмом, преодоление зрителем эгоцентрической сосредоточенности на себе, аккумулирование эстетического элемента любого сообщения, формирование эстетического отношения к действительности, стимулирование познавательной деятельности, творческой активности человека и др. Однако, нами не выявлены психологические исследования вопросов отражения впечатлений от восприятия образов кино и влиянии на детское изобразительное творчество, что, на наш взгляд, является актуальным, т. к. данные искусствоведческих работ показали, что изобразительно-выразительные средства экранных искусств являются наиболее сильным фактором воздействия на детское изобразительное творчество.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В РИСОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТФИЛЬМОВ.

2.1. Особенности восприятия и отражения в рисунках образов мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).

Педагогический эксперимент проводился в 2005;2006, 20 062 007, 2007;2008 учебные годы в условиях изостудии ГОУ д/с№ 1276, 1406, 1462, 2156 ЮЗОУО ДО г. Москвы.

В проводимом эксперименте участвовало более 150 детей старших групп в возрасте 5−6 лет.

В контрольных группах, где осуществлялась работа по типовой программе, было 135 детей.

Экспериментальное изучение проблемы осуществлялось нами в процессе педагогического эксперимента, который включал в себя констатирующий, формирующий и контрольные этапы.

При проведении констатирующего эксперимента были поставлены задачи: изучение поставленной проблемы в практике работы дошкольных учрежденийотбор педагогических условий, способствующих развитию изобразительного творчества в рисунках старших дошкольников под влиянием мультипликационных фильмоввыявление уровней развития детского изобразительного творчества в рисовании.

На констатирующем этапе эксперимента использовались такие методы, как анкетирование, беседа, наблюдение, анализ детских рисунков, диагностика.

Критерии оценки развития изобразительного творчества под влиянием мультфильмов выявлены в теоретическом анализе литературы и мультфильмов:

Наличие замысла — выражение ребёнком своего эмоционально-оценочного отношения к просмотренному фильму, к положительным и отрицательным героям и их поступкам;

Выразительность изображаемых образов — использование ребёнком изобразительно-выразительных средств (динамические формы, пространственная композиция, выразительный колорит), способствующих реализации замысла;

Динамические формы — изображение образов в физическом движении, взаимодействии с другими героями, в различных ракурсах в зависимости от действия;

Пространственная композиция — изображение предметов с их пространственными отношениями, с передачей «заслоняемости» и «непрозрачности» изображений, т. е. «глубины» пространства с элементами перспективы;

Выразительный колорит — цветосочетания, выражающие чувства, и определение их как радостные, грустные, лёгкие, тяжёлые, сухие, мокрые, влажные, горячие, холодные, спокойные, тревожные, злые, добрые, тихие, громкие и т. д.;

Оригинальность изображаемых образов — воплощение замысла в индивидуальной манере, творческое использование изобразительных материалов и художественных техник, подчёркивающих выразительность образов и замысла.

По каждому выделенному критерию определена шкала оценок.

Критерий «Наличие замысла»:

Оценка 3, если ребёнок выражает своё эмоционально-оценочное отношение к просмотренному фильму, проявляет желание выразить собственное понимание эмоционально-образного содержания мультфильма в рисунке;

Оценка 2, если ребёнок понимает содержание просмотренного фильма, выражает собственное отношение к героям и их поступкам, но замысел рисунка не определён;

Оценка 1, если ребёнок не понимает содержание мультфильма, замысел рисунка отсутствует.

Критерий «Выразительность изображаемых образов»:

Оценка 3, если выбранные изобразительно-выразительные средства используются ребёнком полно и адекватно создаваемому замыслу;

Оценка 2, если в рисунке передаются отдельные средства выразительности, способствующие реализации замысла;

Оценка 1, если выбор изобразительно-выразительных средств в рисунке случаен.

Критерий «Оригинальность изображаемых образов»:

Оценка 3, если в рисунке изображён выразительный образ в оригинальной творческой манере с использованием разнообразных художественных техник и материалов;

Оценка 2, если образ не достаточно оригинален, создан по подражанию;

Оценка 1, если в рисунке отмечены традиционные шаблонные изображения, используются изобразительные материалы и техники, не соответствующие изображаемым образам.

В результате выполнения диагностического задания, рисунки детей были отнесены к высокому, среднему, низкому уровням. По сумме набранных баллов к высокому уровню были отнесены дети с суммой баллов от 12 до 15, к среднему уровню — 811 баллов, к низкому — 5−7 баллов.

В серии констатирующих занятий «Мои любимые мультфильмы» детям предлагалось побывать в роли художников и рассказать о своём любимом мультфильме в рисунке. Дошкольники могли самостоятельно выбирать различные художественные материалы, определять формат листа бумаги для рисунка.

Анализ образного содержания детских рисунков показал, что дети рисуют под влиянием современных компьютерных американских фильмов: «Черепашки-Ниндзя», «Человек-Паук», «Бэтмен», «Тачки», «Шрек», «Том и Джерри» и др. Дети отдавали предпочтение изображению только положительных героев. Динамику действия героев в пространстве листа бумаги не изображали, а выражали в рассказах о рисунках.

Наблюдая за детьми во время занятий, мы пришли к выводу, что дети, в основном, подражали друг другу. Поэтому рисунки получались однотипными. Например, Дима К. и Ибрагим Д. сидели рядом и изобразили черепашек Ниндзя. Ибрагим заметил: «У тебя нарисовано как у меня». Лиза А. и Ксюша К. нарисовали героев мультфильма «Смешарики». При этом Ксюша комментировала собственный процесс рисования и руководила рисованием Лизы: «Сейчас будем рисовать огонь. Где оранжевый? Нет его, возьмём красный. Я рисую ротик, а теперь ты рисуй, Лиза». Дети, которые рисовали, но не по мотивам кино, а по своему желанию (дачу, море, деревья, железную дорогу), объясняли это тем, что не помнят кино. Полина Я.: «А у меня просто человечки, не из какого мультфильма»,.

Катя П.: «У меня просто зима». Трое детей совсем отказались рисовать, мотивируя свой ответ неумением вообще рисовать.

Во время рисования, мы обратили внимание на то, что многие дети неаккуратно пользовались кисточкой и краской в создании своего рисунка. Например, Ибрагим Д. очень быстро нарисовал Человека-Паука, не дождавшись пока высохнет рисунок, стал рисовать ему глаза, рот, паутину. Поэтому, рисунок получился смазанным (Рис.1).

Дети использовали горизонтальное расположение листа при создании своей композиции. При выборе формата бумаги большинство детей выбирали знакомый лист А4, а не большой незнакомый размер АЗ, так как ранее детям предлагались для рисования только обычные альбомные листы. Пять детей остановили свой выбор на бумаге АЗ, но композиционно использовать пространство листа не смогли. Изображения были мелкие, разбросаны по всему листу бумаги, не связаны единым сюжетом (Рис.2).

Колорит, т. е. цветовые решения в рисунках соответствовали предметному цвету. Экспериментирования с цветом не наблюдалось. Миша А. при рисовании использовал только один цвет — красный, а Семён Д.- синий (Рис. 3).

На этапе констатирующего эксперимента дошкольники выбирали знакомые изобразительные материалы: фломастеры, гуашь и кисти.

Результаты опроса детей о впечатлениях от мультфильма на констатирующем этапе нашей экспериментальной работы показали, что вербально дошкольники не могут выразить своё отношение к воспринятому фильмув их пересказах не обнаруживается выражение восприятия изобразительной специфики фильма, т. е. дети не проявляли активность. Однако, это происходило вовсе не от того, что дети не сумели воспринять мультфильм, а от неумения выразить в речи результат своего восприятия. Именно этот факт и вызвал необходимость предложить детям выразить впечатление от кино в рисунке на тему просмотренного фильма. Мы предлагали детям два вида заданий: 1) нарисовать то, что больше понравилось в фильме и 2) экспериментатор сам выбирал ту или иную тему из фильма и предлагал её для рисунка детям.

Первое задание — нарисовать то, что понравилось больше всего в фильме, дети выполняли легко. Зато второе задание — нарисовать по теме, заданной экспериментатором, вызывало большие затруднения. Однако, в то же время, мы обнаружили, что, если педагог настаивал на той теме, которую он задавал, рисунок служил хорошим организующим началом для его воображения. Активизировалась творческая деятельность детей. В беседе, проводимой после рисунка и на его основе, дети становились более активными и более организованными. Беседа по рисунку была направлена на выяснение желания ребёнка, что он хотел, но не смог технически нарисовать. Таким образом, устанавливалась взаимосвязь рисунка и кино. В рисунке дети отражали больше, чем могли рассказать, но при этом в беседе по рисунку рассказывали больше, чем удалось изобразить.

Результаты констатирующей части нашей экспериментальной работы показали, что восприятие мультфильма детьми старшего дошкольного возраста имело сиюминутный, развлекательный характер. Дети не могли вспомнить свои впечатления после просмотра фильма. Их увлекала сюжетная, событийная сторона произведения и — больше того — самые яркие или одно самое яркое событие фильма. Всё остальное не включалось в поле их внимания.

Анализ рисунков детей показал, что они не ориентировались на изобразительную основу воспринимаемых фильмов, не выделяли тех художественных средств, которые являются специфичными для кинематографа, но при этом являлись ярко выраженными средствами изобразительного искусства.

В результате в экспериментальной группе в 47% рисунков детей показан низкий уровень, 53% - средний. Из контрольной группы результаты почти совпали: 45% - низкий, 55% - средний.

Констатирующий эксперимент показал, что дети старшего дошкольного возраста воспринимали фильм, как зеркальное отражение действительности, т. е. воспринимали как реальность и сопереживали героям, как настоящим, а не вымышленным. Мы сделали вывод о том, что восприятие дошкольников можно назвать инфантильным. Далее мы определили, что у дошкольников недостаточно знаний о кино как об искусстве. Беседы после просмотра фильма показали, что дошкольники не замечали музыку в фильме, не обращали внимания на другие выразительные средства: пейзаж, актёрскую игру, колорит фильма, композиционное решение, технику изображения. Дети не могли выразить в словах то, что чувствовали и переживали. Ответы дошкольников на вопросы подтвердили наши предположения о необходимости формирования у них элементарных знаний о киноискусстве.

Значительная часть материала констатирующего этапа исследования была получена в результате разработки и проведения анкетирования педагогов дошкольных учреждений и родителей г. Москвы. Всего было направлено 300 анкет (100 для педагогов и 200 для родителей).

Анкеты состояли из вопросов социально-педагогического характера, одинаковых для педагогов и родителей, что позволило получить сопоставимые данные и сравнить их точки зрения. Ответы на вопросы предполагались как закрытые (да, нет), так и открытые, например, указать конкретно как долго ребенок помнит понравившуюся передачу или мультфильм.

Если говорить о содержании и характере ответов на вопросы, то одни их них были более общими, другие — более конкретными полными, а в целом позволяли выяснить дозировку и периодичность просмотров фильмов, каким видам и жанрам дети отдают предпочтения, особенности восприятия детьми фильмов, ответы, реакции детей. Ряд ответов на вопросы показали, что и родители, и педагоги замечали эстетическое воздействие мультфильмов на детей, их эмоциональный отклик, оценки, перенос эстетических впечатлений от фильмов в другую деятельность. Заключительные ответы вопросы анкеты — это мнение взрослых об использовании телевидения в воспитании дошкольников и их предложения.

Всего нами получено и обработано около 270 анкет (80 для педагогов и 190 — для родителей). Результаты количественных подсчетов выведены в процентах по отношению к обработанным анкетам (цифры округлены до единицы), что дает возможность объективно рассматривать и сравнивать эти показатели.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.З. Проблема диалога в общении с экраном: миллион картинок экрана одна «картина мира» телезрителя (семиосоциопсихологический анализ). //Мир психологии. — 2000. — № 2. — С.39−52.
  2. Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармонического развития. -М.: Политиздат, 1989.-335 с.
  3. Е.А. Театр для детей и его зритель. М., 1934. -36 с.
  4. .А. Педагогические и эстетические требования к учебному фильму. — / Вопросы учебного кино. — М., 1974, с.3−17.
  5. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  6. Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994. 352с.
  7. C.B. Мир мультфильма.-М.: Искусство, 1986. -71с.
  8. H.A. Формирование навыка эстетической оценки произведений искусства в профессиональной подготовке учителя начальных классов: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1986. 183 с.
  9. Л.М., Бондаренко Е. А., Усов Ю. И. Основы аудиовизуальной культуры. Программа учебных занятий для 1−11 классов общеобразовательной школы. М.: Изд-во НИИ ХВ АПН СССР, АДК СССР, 1991. -62 с.
  10. JI.M. В мире экранных искусств. М.:Госкино, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. — 74 с.
  11. Л.М. Наш друг экран. М.: Пассим, 1995. -80 е., вып.1
  12. Л.М., Собкин B.C., Франко Г. Ю., Шариков A.B. Использование телевидения в учебно-воспитательном процессе. — М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1987.-52 с.
  13. А. Что такое кино? — М.: Искусство, 1972. — 383 с.
  14. A.B. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследований на материале пространственных искусств /Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. — М.: Советский художник, 1981.-351с.
  15. Я.А. Ребёнок художник. — М.: АХР, 1930.-40с.
  16. А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память / Собрание сочинений, том 1. М.: Московский клуб, 1992. — 328 с.
  17. H.A. Кризис искусства. М.: СП Интерпринт, 1990.-48 с.
  18. В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении //Проблемы развития и воспитания человека./Под ред. A.B. Брушлинского, В. А. Кольцовой.-М. Ин-т практ. психологии Воронеж НПО «МОДЭК», 1997. 416 с.
  19. В.В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста: Монография. — М., 2004.- 136 с.
  20. Ю.И. Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1983.
  21. А.И., Сергеев С. А. Детская йога. Киев: Ника-центр, 2006.-352с.
  22. Е.А. Диалог с экраном. — М.: БУЛ — Аргус, 1994. 96 с.
  23. Е.А. Путешествие в мир кино. М.: Олма-Прес Гранд, 2003. — 256с.
  24. Е.А. Экскурсия в мир экрана. — М.: ЭУЛ -Аргус, 1994.- 64 с.
  25. В.Ю. Видео: Техника. Досуг. Культура. М.: Профиздат, 1990.- 208 с.
  26. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.- 490 с.
  27. А. С. Основы киноискусства. — Хабаровск: ДВГУПС, 1999.- 119 с.
  28. Брыкина Е К. Формирование творчества у детей 5−7 лет в работе с разными материалами: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2004.
  29. В.И. Экранные средства обучения на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1982.
  30. Н.Ф. Художественное восприятие. — М.: Знание, 1989.-64 с.
  31. Т.А. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста: Дис. .канд. пед. наук. М., 2004. — 195с.
  32. И.В. Искусство в движении: современный кинопроцесс: исследования, размышления. -М.: Искусство, 1981. 240 с.
  33. И.В. Кино в педагогическом процессе // Советская педагогика. 1982. — № 7. — С. 35−38.
  34. И. В. Кино как вид искусства. М.: Знание, 1983.-142 с.
  35. В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1963.- 111с.
  36. M.JI. Диапозитивные фильмы и их применение в работе по родному языку с детьми дошкольного возраста: Дис. .канд. пед. наук. М., 1953.-252с.
  37. Г. Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации, их аудитория, техника, бизнес, политика. Тбилиси: Ганатлеба. — 1989. — 572 с.
  38. O.A. Взаимосвязь слова и изображения как средство художественного развития детей 5−7 лет: Дис.. канд. пед. наук.- М., 2001.
  39. H.A. Художественное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1977.
  40. H.A. Художественное творчество и ребёнок. -М.: Педагогика, 1972. 287 с.
  41. Е.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1997.
  42. Г. Я. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами телевидения и радио: Дис. канд. пед. наук. — М., 1985.
  43. JT.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991.-93с.
  44. JT.C. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987. 344 с.
  45. А.Н. Создание и использование учебной видеозаписи для повышения квалификации учителей: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1997.
  46. Е.А. Тайны рисованного мира. М.: Советский художник, 1966. — 120с.
  47. A.M. Кино на уроке. Кино как наглядное пособие и общая методика его применения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 102 с.
  48. A.M. О педагогических требованиях к учебным фильмам для школ. Известия АПН РСФСР. М., 1963, вып. 128, с.50−61.
  49. П.Д. Развитие интереса к самодеятельному кино в процессе воспитательной деятельности любительской киностудии: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1985.
  50. Гигиенические рекомендации по использованию технических средств обучения (экранно-звуковых, экранных, звуковых) в учебном процессе. М., 1975. -11 с.
  51. Е.К. Дети у телевизора. //Дошкольное воспитание. 1970. — № 11. — С.76.
  52. Е.К. О просмотре телевизионных передач детьми. //Дошкольное воспитание. — 1960. № 10. — С.87.
  53. Е.В. Основы киноискусства. Факультативный курс // Программы педагогических институтов. — М., 1976.
  54. Е.Б. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративной деятельности и ручного художественного труда: Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1986.
  55. И.Н. Кино как средство эстетического воспитания. М.: Высшая школа, 1986. — 224 с.
  56. Г. Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1995. — 64 с.
  57. Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский дом «Академия», 1998.-272с.
  58. Н.В. Использование кино как комплексного средства воспитания младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1987.
  59. А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования: Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Барнаул, 2000.
  60. Дидактические проблемы применения экранных и звуковых пособий в учебном процессе. Сб. статей. /Под ред. Шахмаевой Н. М., 1969. 109 с.
  61. Ю.А. Спецкурс «Диагностика готовности детей к обучению в школе: Методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов. М.: Российская академия образования, 1994. — 71 с.
  62. Е. Поэтика киноискусства. — М.: Искусство, 1961.228 с.
  63. Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. — СПб.: Детство — Пресс, 2002. 86 с.
  64. О.О. Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунков детей дошкольного возраста: Автореферат дис. .канд. пед. наук. -М., 1987. 18с.
  65. О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Дис.. канд. пед. наук.- М., 2002.
  66. Г. М. Кинообразование в школе в современных условиях как киноведческая проблема: Дис. канд. искусств. -М., 1991.
  67. В.А. Содержание и методика обучения изобразительной деятельности детей 4−7 лет.
  68. Эстетическое воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1985. 207с. — С.95−112.
  69. Э.М. Учебное телевидение: проблемы и перспективы. — М.: Искусство, 1977. — 173 с.
  70. М.И. Кино и массы (проблемы социокультурного воздействия). -М.: Знание, 1987. -64 с.
  71. В.Н. Эстетика фильма. М.: Искусство, 1982. -375с.
  72. В.Н. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. — М.: Искусство, 1986.
  73. Е.А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. — М., 1995.
  74. JI.A., Куликов H.H. Методологические проблемы эстетики. — М.: Высшая школа, 1982. 175 с.
  75. Н.М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой Информации и репродуцированное искусство. М.: Искусство, 1981.-167 с.
  76. Н.М. Эстетическое восприятие детьми 6−7 лет пейзажной картины // Дошкольная педагогика: Ученые записки. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1966. — Т. 270. -С.163−178.
  77. О.Ю., Комарова Т. С. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160с.
  78. С.М. Воспитание полноценного восприятия киноискусства младшими подростками: Дис.. канд. пед. наук. М., 1978.
  79. Е.И. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа. — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1954. -224с.
  80. Р.Н. Изобразительные ресурсы экрана. М.: Искусство, 1973. — 176 с.
  81. В.А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1987.- 18с.
  82. Искусство голубого экрана. Сб. статей. М.: Искусство, 1968.
  83. Кабо JL Кино в эстетическом и нравственном воспитании детей. — М.: Просвещение, 1978. 172 с.
  84. Р. Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одарённости: Монография. М.: МПГУ, 2004. — 170 с.
  85. Р. Г., Белякова JI. Г. Детская одарённость. Учебное пособие для студентов педвузов. М.: МПГУ, 2004. — 93 с.
  86. Т.Г. Детское изобразительное творчество: методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. — М.: Карапуз-Дидактика, 2006.- 190 с.
  87. Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983.- 112с.
  88. А.JI. О специфике киноискусства. — JL: Знание, 1978.
  89. A.C. Художественно-педагогический анализ кинофильмов с учащимися 5−6 классов: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1965.
  90. Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5−7 лет. — М.: Владос, 2001. 159с.
  91. Кино и дети. Сб. статей. М., Искусство, 1971. — 287 с.
  92. Кино: Энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1986. — 640 с.
  93. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учащихся 1−3 классов // Метод, разработки по анализу фильма для учителя начальных классов ч.1/Сост. Захарова Е. А. М., 1984. — 68 с.
  94. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.-304с.
  95. Н.И. Эстетика философская наука. — М.: Диалектика, 2005. — 592с.
  96. С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. — М.: ТЦ Сфера, 2002. 192с.
  97. С.П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1985.
  98. Т.С. Дети в мире искусства. М.: Мнемозина, 1995.- 157с.
  99. Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. -М.: Мозаика-Синтез, 2005. 120 с.
  100. Т.С., Размыслова A.B. Цвет в детском изобразительном творчестве. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 144с.
  101. Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.- М.:Просвещение, 1985 г. 96 с.
  102. А.И. Проблема учебных речевых ситуаций в дидактике телевидения (на материале обучения дошкольников иностранному языку): Дис.. канд. пед. наук. М., 1971.
  103. Т.А. Формирование выразительного образа под воздействием малых фольклорных жанров в рисовании старших дошкольников: Дис. .канд. пед. наук. Ульяновск., 2001. — 191с.
  104. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974. — 424 с.
  105. Л.В. Эстетическое восприятие и проблема формирования художественного образа (на материале телевидения): Дис.. канд. фил. наук. -М., 1972. 187 с.
  106. Краткий словарь иностранных слов. — М., 1997. 352с.
  107. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  108. B.C. Психология. М.: Агар, 1997. — 186 с.
  109. Т. В некотором царстве. Сказка на экране. -М., 1984.
  110. Л.В. Основы кинорежиссуры. М.: ВГИК, 1995.-646 с.
  111. JI.В., Мерзлякова С. И. Росинка — В мире прекрасного: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 368с.
  112. Г. С. Формирование нравственного идеала у старшеклассников средствами киноискусства: Дис.. канд. пед. наук. М., 1976.
  113. Л, а Б орд ери Р. Образование в области средств массовой коммуникации во Франции // Перспективы. Вопросы образования. 1988. — № 1.
  114. Г. В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965.-207с.
  115. И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1974.
  116. И.С. Как воспринимаются произведения искусства. М.: Знание, 1986. — 96 с.
  117. И.С. Любите ли вы кино? — М.: Искусство, 1978.-253 с.
  118. И.С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1989.- 176 с.
  119. A.A. Психология киновосприятия. В сб. Аудиовизуальные и технические средства в обучении. /Под ред. Г. Г. Городиловой, Л. П. Мухиной. — М., 1975, с. 75.
  120. Леонтьева 3. Учебное кино. //Дошкольное воспитание. -1970.- № 1. С. 18.
  121. B.C. Россия. Революция. Кинематограф. М.: Материк, 1995. — 175 с.
  122. А. Обучение восприятию цвета. // Дошкольное воспитание. 1991. — № 5. -С.9.
  123. Н. Ребёнок и телевидение. // Дошкольное воспитание. 1970. — № 6. -С.108.
  124. .Г. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  125. A.A. Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1998. 179с.
  126. Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллинн: Эсти Раамат, 1973. — 140 с.
  127. Г. М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего — М.: Академ. проект, 2005 — 496 с.
  128. З.С. Киноискусство как средство нравственно эстетического воспитания учащихся старших классов: Дис. канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1979.
  129. Е., Шмыров В. Изъятое кино. М.: Дубль-Д, 1995.- 132 с.
  130. Л. Обучение языку средств массовой информации: теория и практика // Перспективы. Вопросы образования. 1984. — № 2. — с.37−48.
  131. B.C. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. — 318 с.
  132. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. -М.: Педагогика, 1987. — 126с.
  133. O.B. Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 2002.- 19с.
  134. P.A. Формирование выразительности рисунка старших дошкольников на основе восприятия иллюстраций детских книг: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1979.- 16с.
  135. JI.M. Эстетическое развитие личности и её творческий потенциал. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  136. B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981.-239с.
  137. И.В. Особенности восприятия подростками кинопроизведений. //Психология и школа. — 2004. № 1.
  138. А.Г. Обучение театральному и киноискусству в средних классах общеобразовательной школы как фактор эстетического воспитания: Дис.. канд. пед. наук. -Тарту, 1984.
  139. .М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1981, — 192с.
  140. О.Ф. Основы киноискусства. — М.: Просвещение, 1989.-288 с.
  141. О.Ф., Ратников Г. В. Основы киноискусства. -Минск, Вышейшая школа, 1985. — 368 с.
  142. О.Ф. Формы и методы работы с фильмом. // Основы киноискусства. — М.: Просвещение, 1989. 286 с.
  143. Н.В. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в художественной студии дошкольного учреждения: Дис.. канд. пед. наук. Р-н-Д, 2001.
  144. К.К. В зрительном зале — дети. М.: Искусство, 1967. — 192 с.
  145. С.Н. Программа спецкурса «Кино как средство обучения и воспитания». — Воронеж, 1974.
  146. С.Н. Кино и эстетическое воспитание: Методологические проблемы. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1987. — 176 с.
  147. С.Н. Уроки кино. М.: Изд-во ВБПК, 1986. — 66с.
  148. С.Н. Учитель кино: самодеятельность или профессия? // Искусство кино. 1984.- № 6. — С.81−90.
  149. Печать, радио, телевидение в пропаганде дошкольного воспитания. //Дошкольное воспитание. — 1961.- № 5.-С.64.
  150. C.B. Развитие творчества в рисовании детей 3 и 7 лет под влиянием художественных эталонов: Дис. канд. пед. наук. -М., 2001.
  151. Под знаком вестернизации: кино — публика — воздействие. М.: НИИК, 1995.- 128 с.
  152. Г. А. Программа курса «Введение в кинопедагогику: Основы кинематографической грамотности». — М.: Ассоциация деятелей кинообразования, 1990.
  153. Д.И. Голубой экран в классе. М., Знание, 1963.-32 с.
  154. Д.И. Исследования в области телевидения. //Народное образование. 1969. — № 8. -С. 18.
  155. Л.П. Методика применения технических средств обучения: экранно-звуковые средства. М., Просвещение, 1988.- 191с.
  156. Л.П. Педагогические основы создания и использования экранно-звуковых средств в средней образовательной школе: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1981.
  157. Л.П. Учебная телепередача и требования к ней: материалы для участников семинара по учебному телевидению. М.: НИИ Шотсо АПН СССР, 1966.- 67 с.
  158. Психология одарённости детей и подростков /Под ред. Лейтеса Н. С. М.: Академия, 1996. — 416с. — С.237.
  159. Психолого-педагогическое воздействие учебного кино и телевидения: материалы конференции. — М.: ЦСПО РСФСР, 1979.- 164 с.
  160. В.И. Собрание сочинений в 3 томах. -М.: Искусство, 1974−1976. 3 т.
  161. Р. Г. Киноискусство в художественном воспитании старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1966.
  162. Роу А. Сказка на экране. С кем и как я создавал киносказки. М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1974. — 78 с.
  163. A.M., Шастин В. В. Телевидение как искусство. М.: Искусство, 1962, 80 с.
  164. В.М., Усов Ю. Н. Методика использования искусства кино в учебно-воспитательном процессе. М.: Б. и., 1983.-43 с.
  165. H.A. Детские рисунки и их изучение. М.: Наука, 1962.- 400 с.
  166. Г. В. Этот простой и сложный язык кино: беседы о выразительных средствах экранного искусства.-М.: Просвещение, 1981. 174 с.
  167. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.-214с.
  168. Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1973. — 208с.
  169. В. Телевидение и мы: четыре беседы. М.: Искусство, 1988. — 167 с.
  170. Сенсорное воспитание дошкольников /Под ред. Поддьякова H.H., Аванесовой В. Н. — М.: Просвещение, 1981.- 192с.-С.57
  171. Т. Что делают родители в то время, когда их ребёнок смотрит телевизор, учат ли его смотреть телевизионные программы? // Московская правда. -1978, 1 октября. — С.З.
  172. Современные концепции эстетического воспитания (Теория и практика). РАН. Институт философии. М., 1998.-303 с.
  173. C.B. О формировании элементов эстетического восприятия (на материале киноискусства): Дис.. канд. пед. наук.-М., 1971.
  174. Е.Е. Некоторые психологические особенности восприятия учебного кино. — М., 1968. — 22 с.
  175. Н.В. Влияние СМИ на духовное и физическое развитие детей //Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность.- Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2005.
  176. A.A. Психологические основы применения телевидения в обучении: Дис.. канд. псих. наук. Л., 1973.
  177. Сыч В. Д. Воспитание эстетического отношения к природе у старших дошкольников средствами телевидения: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1979 г.
  178. Сыч В. Д. Технические средства обучения в детском саду. -М.: Просвещение, 1989. -94 с.
  179. A.A. Уроки режиссуры. -М.: ВИППК, 1993.90 с.
  180. Технические средства обучения в школе /Под ред. Л. П. Прессмана. М.: Педагогика, 1972. — 294 с.
  181. З.А. Особенности восприятия учебного фильма и его роль в развитии представлений у детей 57 лет (на материале ознакомления с общественной жизнью): Дис.. канд. пед. наук. Ленинград, 1972. -210 с.
  182. В.А. Визуально-информационные дидактические системы. М.: Факел, 1999. — 16 с.
  183. В.А. Влияние формы аудиовизуальной информации на усвоение учебного материала: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992 г.
  184. E.JI. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1986.
  185. В.Н. Художественно-выразительные средства современного кино. — М.: Знание, 1981.
  186. Т.В. Телевидение в системе искусства и массовой коммуникации: Дис.. канд. фил. наук. М., 1975, 180 с.
  187. Ю.Н. В мире экранных искусств. M.: SVR-Apryc, 1995.-223 с.
  188. Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1988. — 362 с.
  189. Ю.Н. Программы. Основы экранной культуры (для учащихся 1−11 классов). — М.: Просвещение, 1994.
  190. Фёдоров A.B., Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. — Таганрог: Изд-во Таганрог, пед. института, 1999. 68 с.
  191. A.B. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). — Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 1994. 384 с.
  192. Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. — 160с.
  193. Формирование восприятия у дошкольников / Под ред. A.B. Запорожца, JI.A. Венгера. М.: Просвещение, 1968, с.3−33.
  194. С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М.: Академ, проект, 2002. — 508 с.
  195. . Практика применения экранно-звуковых средств в начальных классах и пути её совершенствования: Дис.. канд. пед. наук. — Душанбе, 1982.
  196. Художественное восприятие /Под ред. Б. С. Мейлаха. -Л.: Наука, 1971, с. 15−56.
  197. Художественное творчество и ребёнок. Монография. /Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. -287с.
  198. P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника: Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1995.
  199. В.В., Рохлин A.M. Телевидение как искусство. -М., 1962.
  200. Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1973. -268 с.
  201. М.К. Художественное кино в воспитательной работе школы. -М.: Академия пед. наук, 1950. 31 с.
  202. С.М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956.-456 с.
  203. Эстетика: Словарь. -М.: Политиздат, 1989.-447 с.
  204. П.М. Психология художественного восприятия.1. М.: Искусство, 1964. 84с.
  205. П.М. Психология художественного творчества.- М.: Знание, 1971. 48с.
Заполнить форму текущей работой