Развитие изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино
Диссертация
Результаты опроса детей о впечатлениях от мультфильма на констатирующем этапе нашей экспериментальной работы показали, что вербально дошкольники не могут выразить своё отношение к воспринятому фильмув их пересказах не обнаруживается выражение восприятия изобразительной специфики фильма, т. е. дети не проявляли активность. Однако, это происходило вовсе не от того, что дети не сумели воспринять… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПОД ВЛИЯНИЕМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО КИНО У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 1. 1. Актуальные вопросы развития детского изобразительного творчества в педагогических исследованиях
- 1. 2. Изобразительно-выразительные средства кино как вида искусства
- 1. 3. Проблемы использования кино в эстетическом воспитании детей
- 1. 4. Психологические основы восприятия киноискусства детьми старшего дошкольного возраста
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В РИСОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТФИЛЬМОВ
- 2. 1. Особенности восприятия и отражения в рисунках образов мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
- 2. 2. Разработка и реализация экспериментальной программы по развитию изобразительного творчества в процессе ознакомления с мультипликационными фильмами у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
- 2. 3. Развитие детского изобразительного творчества в рисовании под влиянием изобразительно-выразительных средств мультфильмов (контрольный эксперимент)
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Адамьянц Т.З. Проблема диалога в общении с экраном: миллион картинок экрана одна «картина мира» телезрителя (семиосоциопсихологический анализ). //Мир психологии. — 2000. — № 2. — С.39−52.
- Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармонического развития. -М.: Политиздат, 1989.-335 с.
- Аркин Е.А. Театр для детей и его зритель. М., 1934. -36 с.
- Альтшуллер Б.А. Педагогические и эстетические требования к учебному фильму. — / Вопросы учебного кино. — М., 1974, с.3−17.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994. 352с.
- Асенин C.B. Мир мультфильма.-М.: Искусство, 1986. -71с.
- Афонина H.A. Формирование навыка эстетической оценки произведений искусства в профессиональной подготовке учителя начальных классов: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1986. 183 с.
- Баженова Л.М., Бондаренко Е. А., Усов Ю. И. Основы аудиовизуальной культуры. Программа учебных занятий для 1−11 классов общеобразовательной школы. М.: Изд-во НИИ ХВ АПН СССР, АДК СССР, 1991. -62 с.
- Баженова JI.M. В мире экранных искусств. М.:Госкино, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. — 74 с.
- Баженова Л.М. Наш друг экран. М.: Пассим, 1995. -80 е., вып.1
- Баженова Л.М., Собкин B.C., Франко Г. Ю., Шариков A.B. Использование телевидения в учебно-воспитательном процессе. — М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1987.-52 с.
- Базен А. Что такое кино? — М.: Искусство, 1972. — 383 с.
- Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследований на материале пространственных искусств /Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. — М.: Советский художник, 1981.-351с.
- Башилов Я.А. Ребёнок художник. — М.: АХР, 1930.-40с.
- Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память / Собрание сочинений, том 1. М.: Московский клуб, 1992. — 328 с.
- Бердяев H.A. Кризис искусства. М.: СП Интерпринт, 1990.-48 с.
- Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении //Проблемы развития и воспитания человека./Под ред. A.B. Брушлинского, В. А. Кольцовой.-М. Ин-т практ. психологии Воронеж НПО «МОДЭК», 1997. 416 с.
- Богданова В.В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста: Монография. — М., 2004.- 136 с.
- Божков Ю.И. Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1983.
- Бокатов А.И., Сергеев С. А. Детская йога. Киев: Ника-центр, 2006.-352с.
- Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. — М.: БУЛ — Аргус, 1994. 96 с.
- Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино. М.: Олма-Прес Гранд, 2003. — 256с.
- Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. — М.: ЭУЛ -Аргус, 1994.- 64 с.
- Борев В.Ю. Видео: Техника. Досуг. Культура. М.: Профиздат, 1990.- 208 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.- 490 с.
- Брейтман А. С. Основы киноискусства. — Хабаровск: ДВГУПС, 1999.- 119 с.
- Брыкина Е К. Формирование творчества у детей 5−7 лет в работе с разными материалами: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2004.
- Булавко В.И. Экранные средства обучения на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1982.
- Бучило Н.Ф. Художественное восприятие. — М.: Знание, 1989.-64 с.
- Буянова Т.А. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста: Дис. .канд. пед. наук. М., 2004. — 195с.
- Вайсфельд И.В. Искусство в движении: современный кинопроцесс: исследования, размышления. -М.: Искусство, 1981. 240 с.
- Вайсфельд И.В. Кино в педагогическом процессе // Советская педагогика. 1982. — № 7. — С. 35−38.
- Вайсфельд И. В. Кино как вид искусства. М.: Знание, 1983.-142 с.
- Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1963.- 111с.
- Варшавская M.JI. Диапозитивные фильмы и их применение в работе по родному языку с детьми дошкольного возраста: Дис. .канд. пед. наук. М., 1953.-252с.
- Вачнадзе Г. Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации, их аудитория, техника, бизнес, политика. Тбилиси: Ганатлеба. — 1989. — 572 с.
- Вепрева O.A. Взаимосвязь слова и изображения как средство художественного развития детей 5−7 лет: Дис.. канд. пед. наук.- М., 2001.
- Ветлугина H.A. Художественное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1977.
- Ветлугина H.A. Художественное творчество и ребёнок. -М.: Педагогика, 1972. 287 с.
- Виноградова Е.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1997.
- Власкина Г. Я. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами телевидения и радио: Дис. канд. пед. наук. — М., 1985.
- Выготский JT.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991.-93с.
- Выготский JT.C. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987. 344 с.
- Гавриченков А.Н. Создание и использование учебной видеозаписи для повышения квалификации учителей: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1997.
- Гамбург Е.А. Тайны рисованного мира. М.: Советский художник, 1966. — 120с.
- Гельмонт A.M. Кино на уроке. Кино как наглядное пособие и общая методика его применения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 102 с.
- Гельмонт A.M. О педагогических требованиях к учебным фильмам для школ. Известия АПН РСФСР. М., 1963, вып. 128, с.50−61.
- Генкин П.Д. Развитие интереса к самодеятельному кино в процессе воспитательной деятельности любительской киностудии: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1985.
- Гигиенические рекомендации по использованию технических средств обучения (экранно-звуковых, экранных, звуковых) в учебном процессе. М., 1975. -11 с.
- Глушкова Е.К. Дети у телевизора. //Дошкольное воспитание. 1970. — № 11. — С.76.
- Глушкова Е.К. О просмотре телевизионных передач детьми. //Дошкольное воспитание. — 1960. № 10. — С.87.
- Горбулина Е.В. Основы киноискусства. Факультативный курс // Программы педагогических институтов. — М., 1976.
- Горунович Е.Б. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративной деятельности и ручного художественного труда: Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1986.
- Гращенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания. М.: Высшая школа, 1986. — 224 с.
- Григорьева Г. Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1995. — 64 с.
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский дом «Академия», 1998.-272с.
- Гутова Н.В. Использование кино как комплексного средства воспитания младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1987.
- Дейкина А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования: Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Барнаул, 2000.
- Дидактические проблемы применения экранных и звуковых пособий в учебном процессе. Сб. статей. /Под ред. Шахмаевой Н. М., 1969. 109 с.
- Дмитриев Ю.А. Спецкурс «Диагностика готовности детей к обучению в школе: Методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов. М.: Российская академия образования, 1994. — 71 с.
- Добин Е. Поэтика киноискусства. — М.: Искусство, 1961.228 с.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. — СПб.: Детство — Пресс, 2002. 86 с.
- Дронова О.О. Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунков детей дошкольного возраста: Автореферат дис. .канд. пед. наук. -М., 1987. 18с.
- Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Дис.. канд. пед. наук.- М., 2002.
- Евтушенко Г. М. Кинообразование в школе в современных условиях как киноведческая проблема: Дис. канд. искусств. -М., 1991.
- Езикеева В.А. Содержание и методика обучения изобразительной деятельности детей 4−7 лет.
- Эстетическое воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1985. 207с. — С.95−112.
- Ефимов Э.М. Учебное телевидение: проблемы и перспективы. — М.: Искусство, 1977. — 173 с.
- Жабский М.И. Кино и массы (проблемы социокультурного воздействия). -М.: Знание, 1987. -64 с.
- Ждан В.Н. Эстетика фильма. М.: Искусство, 1982. -375с.
- Ждан В.Н. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. — М.: Искусство, 1986.
- Захарова Е.А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. — М., 1995.
- Зеленов JI.A., Куликов H.H. Методологические проблемы эстетики. — М.: Высшая школа, 1982. 175 с.
- Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой Информации и репродуцированное искусство. М.: Искусство, 1981.-167 с.
- Зубарева Н.М. Эстетическое восприятие детьми 6−7 лет пейзажной картины // Дошкольная педагогика: Ученые записки. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1966. — Т. 270. -С.163−178.
- Зырянова О.Ю., Комарова Т. С. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160с.
- Иванова С.М. Воспитание полноценного восприятия киноискусства младшими подростками: Дис.. канд. пед. наук. М., 1978.
- Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа. — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1954. -224с.
- Ильин Р.Н. Изобразительные ресурсы экрана. М.: Искусство, 1973. — 176 с.
- Инжестойкова В.А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1987.- 18с.
- Искусство голубого экрана. Сб. статей. М.: Искусство, 1968.
- Кабо JL Кино в эстетическом и нравственном воспитании детей. — М.: Просвещение, 1978. 172 с.
- Казакова Р. Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одарённости: Монография. М.: МПГУ, 2004. — 170 с.
- Казакова Р. Г., Белякова JI. Г. Детская одарённость. Учебное пособие для студентов педвузов. М.: МПГУ, 2004. — 93 с.
- Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество: методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. — М.: Карапуз-Дидактика, 2006.- 190 с.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983.- 112с.
- Казин А.JI. О специфике киноискусства. — JL: Знание, 1978.
- Карасик A.C. Художественно-педагогический анализ кинофильмов с учащимися 5−6 классов: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1965.
- Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5−7 лет. — М.: Владос, 2001. 159с.
- Кино и дети. Сб. статей. М., Искусство, 1971. — 287 с.
- Кино: Энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1986. — 640 с.
- Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учащихся 1−3 классов // Метод, разработки по анализу фильма для учителя начальных классов ч.1/Сост. Захарова Е. А. М., 1984. — 68 с.
- Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.-304с.
- Киященко Н.И. Эстетика философская наука. — М.: Диалектика, 2005. — 592с.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. — М.: ТЦ Сфера, 2002. 192с.
- Козырева С.П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1985.
- Комарова Т.С. Дети в мире искусства. М.: Мнемозина, 1995.- 157с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. -М.: Мозаика-Синтез, 2005. 120 с.
- Комарова Т.С., Размыслова A.B. Цвет в детском изобразительном творчестве. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 144с.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.- М.:Просвещение, 1985 г. 96 с.
- Космодемьянская А.И. Проблема учебных речевых ситуаций в дидактике телевидения (на материале обучения дошкольников иностранному языку): Дис.. канд. пед. наук. М., 1971.
- Котлякова Т.А. Формирование выразительного образа под воздействием малых фольклорных жанров в рисовании старших дошкольников: Дис. .канд. пед. наук. Ульяновск., 2001. — 191с.
- Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974. — 424 с.
- Крапивская Л.В. Эстетическое восприятие и проблема формирования художественного образа (на материале телевидения): Дис.. канд. фил. наук. -М., 1972. 187 с.
- Краткий словарь иностранных слов. — М., 1997. 352с.
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 80 с.
- Кузин B.C. Психология. М.: Агар, 1997. — 186 с.
- Кукаркина Т. В некотором царстве. Сказка на экране. -М., 1984.
- Кулешов Л.В. Основы кинорежиссуры. М.: ВГИК, 1995.-646 с.
- Куцакова JI.В., Мерзлякова С. И. Росинка — В мире прекрасного: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 368с.
- Лабковская Г. С. Формирование нравственного идеала у старшеклассников средствами киноискусства: Дис.. канд. пед. наук. М., 1976.
- Л, а Б орд ери Р. Образование в области средств массовой коммуникации во Франции // Перспективы. Вопросы образования. 1988. — № 1.
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965.-207с.
- Левшина И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1974.
- Левшина И.С. Как воспринимаются произведения искусства. М.: Знание, 1986. — 96 с.
- Левшина И.С. Любите ли вы кино? — М.: Искусство, 1978.-253 с.
- Левшина И.С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1989.- 176 с.
- Леонтьев A.A. Психология киновосприятия. В сб. Аудиовизуальные и технические средства в обучении. /Под ред. Г. Г. Городиловой, Л. П. Мухиной. — М., 1975, с. 75.
- Леонтьева 3. Учебное кино. //Дошкольное воспитание. -1970.- № 1. С. 18.
- Листов B.C. Россия. Революция. Кинематограф. М.: Материк, 1995. — 175 с.
- Листопад А. Обучение восприятию цвета. // Дошкольное воспитание. 1991. — № 5. -С.9.
- Литшауэрова Н. Ребёнок и телевидение. // Дошкольное воспитание. 1970. — № 6. -С.108.
- Лихачёв Б.Г. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Лукашова A.A. Формирование выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1998. 179с.
- Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллинн: Эсти Раамат, 1973. — 140 с.
- Маклюэн Г. М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего — М.: Академ. проект, 2005 — 496 с.
- Малобицкая З.С. Киноискусство как средство нравственно эстетического воспитания учащихся старших классов: Дис. канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1979.
- Марголит Е., Шмыров В. Изъятое кино. М.: Дубль-Д, 1995.- 132 с.
- Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации: теория и практика // Перспективы. Вопросы образования. 1984. — № 2. — с.37−48.
- Мейлах B.C. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. — 318 с.
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. -М.: Педагогика, 1987. — 126с.
- Мельникова O.B. Формирование индивидуальной выразительности образа в рисунках старшего дошкольника средствами графических способов изображения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 2002.- 19с.
- Мирошкина P.A. Формирование выразительности рисунка старших дошкольников на основе восприятия иллюстраций детских книг: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1979.- 16с.
- Москвичёва JI.M. Эстетическое развитие личности и её творческий потенциал. М.: Знание, 1985. — 64 с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981.-239с.
- Науменко И.В. Особенности восприятия подростками кинопроизведений. //Психология и школа. — 2004. № 1.
- Нахкур А.Г. Обучение театральному и киноискусству в средних классах общеобразовательной школы как фактор эстетического воспитания: Дис.. канд. пед. наук. -Тарту, 1984.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1981, — 192с.
- Нечай О.Ф. Основы киноискусства. — М.: Просвещение, 1989.-288 с.
- Нечай О.Ф., Ратников Г. В. Основы киноискусства. -Минск, Вышейшая школа, 1985. — 368 с.
- Нечай О.Ф. Формы и методы работы с фильмом. // Основы киноискусства. — М.: Просвещение, 1989. 286 с.
- Падашуль Н.В. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в художественной студии дошкольного учреждения: Дис.. канд. пед. наук. Р-н-Д, 2001.
- Парамонова К.К. В зрительном зале — дети. М.: Искусство, 1967. — 192 с.
- Пензин С.Н. Программа спецкурса «Кино как средство обучения и воспитания». — Воронеж, 1974.
- Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: Методологические проблемы. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1987. — 176 с.
- Пензин С.Н. Уроки кино. М.: Изд-во ВБПК, 1986. — 66с.
- Пензин С.Н. Учитель кино: самодеятельность или профессия? // Искусство кино. 1984.- № 6. — С.81−90.
- Печать, радио, телевидение в пропаганде дошкольного воспитания. //Дошкольное воспитание. — 1961.- № 5.-С.64.
- Погодина C.B. Развитие творчества в рисовании детей 3 и 7 лет под влиянием художественных эталонов: Дис. канд. пед. наук. -М., 2001.
- Под знаком вестернизации: кино — публика — воздействие. М.: НИИК, 1995.- 128 с.
- Поличко Г. А. Программа курса «Введение в кинопедагогику: Основы кинематографической грамотности». — М.: Ассоциация деятелей кинообразования, 1990.
- Полторак Д.И. Голубой экран в классе. М., Знание, 1963.-32 с.
- Полторак Д.И. Исследования в области телевидения. //Народное образование. 1969. — № 8. -С. 18.
- Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: экранно-звуковые средства. М., Просвещение, 1988.- 191с.
- Прессман Л.П. Педагогические основы создания и использования экранно-звуковых средств в средней образовательной школе: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1981.
- Прессман Л.П. Учебная телепередача и требования к ней: материалы для участников семинара по учебному телевидению. М.: НИИ Шотсо АПН СССР, 1966.- 67 с.
- Психология одарённости детей и подростков /Под ред. Лейтеса Н. С. М.: Академия, 1996. — 416с. — С.237.
- Психолого-педагогическое воздействие учебного кино и телевидения: материалы конференции. — М.: ЦСПО РСФСР, 1979.- 164 с.
- Пудовкин В.И. Собрание сочинений в 3 томах. -М.: Искусство, 1974−1976. 3 т.
- Рабинович Р. Г. Киноискусство в художественном воспитании старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1966.
- Роу А. Сказка на экране. С кем и как я создавал киносказки. М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1974. — 78 с.
- Рохлин A.M., Шастин В. В. Телевидение как искусство. М.: Искусство, 1962, 80 с.
- Рудалёв В.М., Усов Ю. Н. Методика использования искусства кино в учебно-воспитательном процессе. М.: Б. и., 1983.-43 с.
- Рыбников H.A. Детские рисунки и их изучение. М.: Наука, 1962.- 400 с.
- Савицкий Г. В. Этот простой и сложный язык кино: беседы о выразительных средствах экранного искусства.-М.: Просвещение, 1981. 174 с.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.-214с.
- Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1973. — 208с.
- Саппак В. Телевидение и мы: четыре беседы. М.: Искусство, 1988. — 167 с.
- Сенсорное воспитание дошкольников /Под ред. Поддьякова H.H., Аванесовой В. Н. — М.: Просвещение, 1981.- 192с.-С.57
- Сергеева Т. Что делают родители в то время, когда их ребёнок смотрит телевизор, учат ли его смотреть телевизионные программы? // Московская правда. -1978, 1 октября. — С.З.
- Современные концепции эстетического воспитания (Теория и практика). РАН. Институт философии. М., 1998.-303 с.
- Соколова C.B. О формировании элементов эстетического восприятия (на материале киноискусства): Дис.. канд. пед. наук.-М., 1971.
- Соловьёва Е.Е. Некоторые психологические особенности восприятия учебного кино. — М., 1968. — 22 с.
- Станкевич Н.В. Влияние СМИ на духовное и физическое развитие детей //Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность.- Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2005.
- Степанов A.A. Психологические основы применения телевидения в обучении: Дис.. канд. псих. наук. Л., 1973.
- Сыч В. Д. Воспитание эстетического отношения к природе у старших дошкольников средствами телевидения: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1979 г.
- Сыч В. Д. Технические средства обучения в детском саду. -М.: Просвещение, 1989. -94 с.
- Тарковский A.A. Уроки режиссуры. -М.: ВИППК, 1993.90 с.
- Технические средства обучения в школе /Под ред. Л. П. Прессмана. М.: Педагогика, 1972. — 294 с.
- Тидикиене З.А. Особенности восприятия учебного фильма и его роль в развитии представлений у детей 57 лет (на материале ознакомления с общественной жизнью): Дис.. канд. пед. наук. Ленинград, 1972. -210 с.
- Толоконников В.А. Визуально-информационные дидактические системы. М.: Факел, 1999. — 16 с.
- Толоконников В.А. Влияние формы аудиовизуальной информации на усвоение учебного материала: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992 г.
- Трусова E.JI. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1986.
- Турицын В.Н. Художественно-выразительные средства современного кино. — М.: Знание, 1981.
- Тюкалова Т.В. Телевидение в системе искусства и массовой коммуникации: Дис.. канд. фил. наук. М., 1975, 180 с.
- Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. M.: SVR-Apryc, 1995.-223 с.
- Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1988. — 362 с.
- Усов Ю.Н. Программы. Основы экранной культуры (для учащихся 1−11 классов). — М.: Просвещение, 1994.
- Фёдоров A.B., Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. — Таганрог: Изд-во Таганрог, пед. института, 1999. 68 с.
- Фёдоров A.B. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). — Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 1994. 384 с.
- Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. — 160с.
- Формирование восприятия у дошкольников / Под ред. A.B. Запорожца, JI.A. Венгера. М.: Просвещение, 1968, с.3−33.
- Фрейлих С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М.: Академ, проект, 2002. — 508 с.
- Хидирова Б. Практика применения экранно-звуковых средств в начальных классах и пути её совершенствования: Дис.. канд. пед. наук. — Душанбе, 1982.
- Художественное восприятие /Под ред. Б. С. Мейлаха. -Л.: Наука, 1971, с. 15−56.
- Художественное творчество и ребёнок. Монография. /Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. -287с.
- Чумичёва P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника: Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1995.
- Шастин В.В., Рохлин A.M. Телевидение как искусство. -М., 1962.
- Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1973. -268 с.
- Шнейдер М.К. Художественное кино в воспитательной работе школы. -М.: Академия пед. наук, 1950. 31 с.
- Эйзенштейн С.М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956.-456 с.
- Эстетика: Словарь. -М.: Политиздат, 1989.-447 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.1. М.: Искусство, 1964. 84с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества.- М.: Знание, 1971. 48с.