Особые условия неучастия учащихся в аттестации
Во-первых, особые средства подведения итогов должны применяться на начальных этапах обучения. В первый класс приходят дети с разной дошкольной подготовкой, выравнивание знаний на основе личных способностей занимает много времени. Первоклассники только включаются в обучение, поэтому соблюдение ценностных отношений к ним является первостепенной задачей учителя. Научиться создавать ситуацию… Читать ещё >
Особые условия неучастия учащихся в аттестации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Существуют условия, когда участие в аттестации не оправданно.
Во-первых, особые средства подведения итогов должны применяться на начальных этапах обучения. В первый класс приходят дети с разной дошкольной подготовкой, выравнивание знаний на основе личных способностей занимает много времени. Первоклассники только включаются в обучение, поэтому соблюдение ценностных отношений к ним является первостепенной задачей учителя.
Во-вторых, аттестация может быть отложена, если учащийся отстал в учебе в силу разных причин, но старается догнать класс. Например, ученик при написании диктанта допускал до 20 орфографических ошибок. После определенного периода напряженной работы их количество сократилось наполовину, что свидетельствует о его серьезных успехах. В этом случае целесообразно на определенное время отложить аттестацию и использовать только индивидуальные эталоны, стимулирующие учебные усилия учащихся на достижение более высоких личных показателей.
В целом же оптимальным считается следующий вариант:
1) в случае встретившихся затруднений в учебном процессе активно используется рефлексия проявленных действий и отношений;
- 2) ежеурочно после решения учебной задачи применяется объективная развивающая оценка учебных действий учащихся, которая призвана вызвать радость индивидуального успеха, удовольствие от учения, активизацию стремления к учению для достижения возрастающих результатов в саморазвитии;
- 3) по окончании значимых учебных периодов проводится объективная развивающая аттестация образовательных и учебных достижений учащихся, стимулирующая рост их индивидуальных результатов.
Чтобы использовать перспективные диагностические средства, учителю необходимо:
- • освоить процедуру рефлексии, обучить учащихся рефлексивным умениям, стимулирующим самообразование и саморазвитие;
- • овладеть техниками безотметочного оценивания учащихся разных возрастных групп;
- • научиться создавать ситуацию индивидуальной успешности каждому учащемуся, применяя индивидуальные эталоны, которые закрепляют даже незначительные, но повышающиеся учебные результаты, корректно подкреплять их знаками признательности, поддержки, восхищения и восторга учителя и родителей;
- • обеспечить единые развивающие диагностические средства на всем пространстве образовательной организации и их взаимопринятие членами педагогического коллектива, учащимися, родителями и широкой общественностью.
Соблюдение при диагностике специальных условий
Чтобы оценочные и аттестационные средства учителя активизировали учебные действия учащихся, важно соблюдать специальные условия их применения.
- 1. Последовательно активизировать три фазы диагностики: констатирующую, развивающую и проектировочную.
- • Это поможет самовыявлению успехов, недочетов в обучении, активизации собственных волевых учебных действий для их устранения.
- 2. Достигать объективности безотметочного оценивания индивидуальными эталонами, сравнением настоящих результатов учащегося с его же прошлыми достижениями, ученика «с самим собой вчерашним», что доказательно продемонстрирует его возрастающие возможности.
- • Возрастающие результаты станут мощным активатором заинтересованного отношения учащихся к учению.
- 3. Вызывать переживание каждым учащимся индивидуальной успешности в учении последовательно возрастающими индивидуальными результатами.
- • Стабильно переживаемая индивидуальная успешность в учении вызовет проявление учащимися волевых учебных действий, которые обеспечат их стабильно повышающиеся учебные результаты.
- 4. Развивать целеустремленное и ответственное отношение к учебным действиям, апеллируя к внутренним изменчивым факторам-усилиям, которыми ученик управляет сам.
- • Обращение к внутренним изменчивым факторам-усилиям активизирует волевые учебные действия учащихся, их саморазвитие.
- 5. Профессионально обеспечивать процедуру аттестации учащихся на всех этапах обучения, формируя их целеустремленность сопоставлением поставленной цели и достигнутого результата.
- • Аттестация — главное средство формирования целеустремленности учащихся в достижении возрастающих индивидуальных показателей.
- 6. Активно использовать технологии рефлексивного самовоспитания и психологической поддержки учащихся, стабилизирующие нравственные условия в самостроительстве личности, что и обеспечит их продуктивное учение, самообразование и саморазвитие.