Развитие социального интеллекта педагога специальной школы в профессиональной деятельности
Диссертация
Разработана психолого-педагогическая программа коррекции социального интеллекта, направленная на повышение успешности субъект-субъектных отношений в форме социально-психологического тренинга. В развитии социального интеллекта приоритетным направлением является формирование адекватного восприятия и понимания личности аномального ребенка через интерпретацию собственных вербальных и невербальных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
- 1. 1. Методологические и теоретические подходы в определении понятия «социальный интеллект» в современных отечественных и зарубежных исследованиях.'
- 1. 2. Проявления социального интеллекта в педагогической деятельности
- 1. 3. Методика оценки социального интеллекта
- ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
- 2. 1. Структура, направленность и содержание социального интеллекта
- 2. 2. Отражение эмпатийных отношений студентами и учителями специальных школ в процессе профессиональной деятельности как уровень проявления сензитивности
- 2. 3. Социально — перцептивные и личностные особенности студентов и учителей специальных школ в процессе отражения объекта восприятия
- ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 3. 1. Теоретическое обоснование программы психолого-педагогической коррекции социального интеллекта у студентов и педагогов специальных школ
- 3. 2. Пути и способы реализации программных требований по коррекции социального интеллекта и личностной сферы педагогов специальных школ
Список литературы
- Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990.-141с.
- Абульханова Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //Психология формирования и развития личности. -М., 1981. — С.19−44.
- Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991. — 303с.
- Авдеева Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1975. — С.35−37.
- Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск: Изд-во Татьяна Лурье, 1999. — 365с.
- Агавелян P.O. Психолого-педагогический практикум (Психология человека, педагогическая психология, основы специальной психологии). Часть 1. Новосибирск, 1998. — 144с.
- Агавелян P.O. Социально-перцептивные особенности в профессиональной деятельности учителя специальной школы. Новосибирск, 1998 367с.
- Агавелян P.O. Формирование эмпатии у студентов-психологов: Учебное пособие/ Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 1998. — 66с.
- Агавелян P.O., Агавелян B.C. Методы оценки уровней эмпатии, психических состояний и свойств личности студентов. -Челябинск, 1999. 131с.
- Ю.Айзенк Г. Ю. Понятие и определение интеллекта //Вопросы психологии. М., 1995. -№ 1. — С. 111−129.
- Аминов Н.А. Социальный интеллект и социальная компетенция в подготовке социальных работников (факторные модели Дж. Гилфорда и
- Г. Марлоу) //Социальная работа /Ред. И. А. Зимняя. Вып.5. М., 1992. -С.37−46.
- Аминов Н.А. Коммуникативная природа эмоций //Личность и деятельность: Тез. докл. -М., 1977. С.54−55.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Изд-во Педагогика, 1980. 2 т.
- М.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Изд-во Наука, 1977. — 380с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки: Труды Ин-та мозга им. В. М. Бехтерева. Л., 1935. — 215с.
- Ананьев В.А. Психологический «диагноз» в практике общения //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 1996. -№ 2. — С.31−44.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн 1. -М., 1982. 386с.
- Андреева Г. М. Методы исследования межличностного восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 141с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Аспект Пресс, 1996.-376с.
- Аникеева Н.Н. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
- Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения //Вопросы психологии. М., 1997. -№ 6. -С. 23−29.
- Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования //Психологический журнал. 1992. -№ 5. С.12−25.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Изд -во Мысль, 1976.-157с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. Н. Метод исследованияfсубъективного контроля //Психологический журнал. М., 1984. -№ 3. С.152−162.
- Басов М.Я. Личность и профессия. М., 1926. — 146с.
- Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. -М.: Гуман. Изд. Центр Владос, 1999. 176с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 424с.
- Бедерханова В.П. К вопросу о социальной перцепции в связи с использованием ролевых nip в процессе профессиональной педагогической подготовки //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С.232−233.
- Безносов С.П. Профессиональная деформация и воспитание личности //Психологическое обеспечение социального развития человека /Под ред. А. А. Крылова. Л., 1989. — С.69−74.
- Белицкая Г. Э. Социальная компетентность личности //Субъект и социальная компетентность личности /Под ред. А. В. Брушлинского. -М., 1995.
- Белкин А.С., Жукова Н. К. Витагенное образование. Голографический подход. Екатеринбург, 1999. — 136с.
- Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. -М., 1998. -С.27−43.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Изд-во Педагогика, 1983. — 271с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. -200с.
- Бодалев А.А. Об одаренности человека как субъекта общения //Мир психологии. 1998. -№ 4. — С.272−275.
- Бодалев А.А. О психологических основах воспитания личности // Воспросы психологии. М., 1986. -№ 1. — С.19−27.
- Бодалев А.А., Волков И. П. Некоторые проблемы межличностного познания в условиях современного производства //Вопросы психологии. -М., 1981. -№ 6. С.27−35.
- Бодалев А.А., Ковалев Г. А. О некоторых современных тенденциях в разработке проблем психологии познания людьми друг друга. -Краснодар, 1981. С.9−19.
- Бодалев А.А., Криволап Р. И. О воздействии стиля общения и воспитания //Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. — Ч. 1.
- Бондаревская Т.Н. Педагогический такт. М., 1961. — 79с.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности //Психология формирования и развития личности /отв. ред. Л. И. Анциферова. М.: Изд-во Наука. — С. 159−176.
- Василюк Ф.Е. Писхология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
- Ворошилова С.Б., Коломинский Я. Л. Социально-психологическая наблюдательность в системе педагогических способностей //Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. -Краснодар, 1975. С. 178−179.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Изд-во Просвещение, 1995. — 275с.
- Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии //Вопросы психологии. М., 1975. -№ 3. С.147−155.
- Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков //Психология межличностного познания. -М., 1981. С.122−139.
- Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком //Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С.17−19.
- Гинецинский В.А. Основы теоретической педагогики. СПБ, 1992. — 35с.
- ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2-х т. М. Д992. Т.1. — 496с.
- Гонеев А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. М.: Изд. Центр «Академия», 1999. — С.239−258.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1988. — 260с.
- Гоноболин Ф.Н. Черты педагогического мастерства //Народное образование, 1959. -№ 9. C.47−5L.
- Гублер Е.В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973. — С. 141.
- Деркач А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг, прикладные психотехнологии. -М.: Изд-во Луч, 1993, — 72с.
- Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 60с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Изд-во Просвещение, 1987. 207с.
- Дружинин В.Н. Психология интеллекта // Психологическая газета. -СПБ, 1999. -№ 1.С.11−13.
- Дьяконов Г. В. Психология первого впечатления о другом человеке: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1979. — 19с.
- Емельянов Ю.М. Активное социально-психологическое обучение. -Л., 1985. -165с.
- Емельянов Ю.Н. Учебно-тренировочная группа в практике профессиональной подготовки студентов-психологов //Вестник Ленингр. ун-та, 1992. 2№ 5. С.118−120.
- Жуков Ю.М. Проблема измерения точности межличностного восприятия. -Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психология, 1978, -№ 1. С.26−34.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. — 480с.
- Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 440с.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Изд-во Педагогика, 1982.
- Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога//Вопросы психологии. М., 1997. -№ 6. — С.48−57.
- Исаев Е.И., Слободчиков В. И. Психология. Программа экспериментального курса для педагогических институтов. Тула, 1992.
- Кабардов М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции //Вопросы психологии. М., 1996. -№ 1. -С.34−50.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. — 190с.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. М., 1982. — С.595−612.
- Карпова Е.А. Диагностика отношений «Учитель ученик» Екатеринбург, 1996.
- Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. М.: Изд-во ТЦ «Сфера», 2000. — 192с.
- Ковалев Г. А. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации у человека //Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар- 1979. — С. 15−23.
- Ковалев Г. А. Механизмы и эффекты процесса активного социального обучения //Вопросы психологии межличностного познания. -Краснодар, 1983. С.127−135.
- Кознев В.Н. Факторный анализ оценок и самооценок профессионально значимых качеств личности учителя //Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. Д., 1980.
- Коломинский Я.Л. Актуальные проблемы формирования у будущих учителей психологической готовности к педагогической деятельности // Психология подготовки к педагогической деятельности. Минск: Изд-во «Народная АСВЕТА», 1990. — С.3−7.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. дис. докт. психол. наук. -М., 1980. 30с.
- Кондратьева С.В. Учитель ученик. — М., 1984. — 80с.
- Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации. Екатеринбург, 1998. — 124с.
- Коротаева Е.В. Основы педагогических взаимодействий. -Екатеринбург, 1996.
- Кочетов А.И. Формирование творческих качеств будущего учителя //Вопросы формирования личности учителя /Отв. ред. А. И. Кочетов. -Рязань, 1978. С.30−49.
- Кришанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. JI., 1990.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. -Минск, 1999.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Изд-во Просвещение, 1972. — 255с.
- Кузьмина Н.В. Уровни педагогических способностей и проблемы социальной перцепции //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 197 5.
- Кукосян О.Г. Профессиональные особенности межличностного познания //Вопросы психологии межличностного познания и общения. -Краснодар, 1985. С. 100−113.
- Кулешова Л.Н. О влиянии опыта педагогической работы учителя на познание ученика //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1973.
- Куницина В.Н. Восприятие и оценка экспресии человеческого лица //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга /Под. ред. Бодалева А. А., Кукосян О. Г., Обозова Н. Н. -Краснодар, 1975. С.35−37.
- Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. М.: Изд-во Знание, 1989. -64с.
- Лабу некая В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Гос. Ун-таД986. — 135с.
- Лабу некая В. А. О семантике выразительных движений в общении //Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга -Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1981. С.129−138.
- Лабунская В.А. О структуре социально-перцептивной способности личности //Вопросы психологии межличностного познания и общения. -Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1983. С.65−66.
- Лабунская В.А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица //Психология межличностного познания. М., 1981. — С.54−66.
- Лабунская В.А., Нитченко А. К. Вербальный анализ экспресии как один из уровней ее распознавания // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1975. — С.84−86.
- Ласко М.В., Шафранская К. Д. К вопросу о диагностике состояний человека по экспрессии //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1975. — С.7−38.
- Леви В.Л. Искусство быть другим. М., 1980. — 89с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. — С.4−39.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Изд-во Смысл, 1997. — 365с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: 4-изд. М., 1981. — С.34−50.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во Политиздат, 1975. — 303с.
- Лепехин Н.Н. Коммуникация и общение в педагогическом процессе. //Психологическое обеспечение социального развития человека /Межвузовский сборник, под. ред. Крылова А. А. Л., 1989. — С.36−43.
- Липе Н.И. Развитие творческой личности будущего специалиста как условие эффективной профессиональной деятельности //Тезисы докладов и выступлений на межд. практич. конференции 25−28 марта 1997. Челябинск, 1997.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемыпсихологии. М.: Изд-во Наука, 1984. — 444с.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. -С.124−135.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии //Проблема общения в психологии. М., 1981. — С.3−23.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Изд-во Питер, 1997. -688с.
- Маркова А.К. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 198б.
- Миккин X., Хенно М. На пути к созданию системы подготовки к общению //Проблемы подготовки к общению. Таллин, 1979. — С. 18−20.
- Миккин X. Невербальные коммуникации в диадах по материалам экспериментальных исследований за рубежом //Труды по психологии, 1974, вып. 355.-№ 3. С.110−127.
- Михайлова Е.С. Методика исследования социального интелекта Д.Гилфорда и М. Салливена (Руководство по использованию), М., 1998.
- Михайлова Е.С., Клецина И. С. Повышение социально-психологической компетенции как фактор формирования педагогических способностей //Психология учителя: Тезисы докладов к VII съезду общества психологов СССР. М., 1980. — С.6.
- Миронова М.И. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя //Вопросы психологии. М., 1998. -№ 1.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьника. М.: Изд-во педагогика, 1984. — 112с.
- Мухин М.И. Развитие педагогических методов в трудах и опыте В.А. Сухомлинского //Советская педагогика, 1991. -№ 2. С. 15−18.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобской Г. С. М., 1990. — 104с.
- Мясищев В.Н. Проблемы отношений человека и его личности в психологии //Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — С.209−230.
- Мясищев В.Н. Основы общей и медицинской психологии. Л., 1975. — 80с.
- Мясищев В.Н. Личность и отношения человека //Проблема личности /материалы симпозиума т.1. — М., 1969.
- Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблема общей и социальной психологии //Тезисы симпозиума «Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми». Л., 1970.
- Мясищев В.Н. Психология отношений //Избранные психологические труды. М., Воронеж, 1995. — 356с.
- Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагогика: история, современные проблемы, перспективы. М., 1992.
- Орлов А.Б. Формирование педагогического мышления будущего учителя //Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя. Тула, 1989. — С.4−13.
- Основы социально-психологической теории /Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. М.: Изд-во Междун. Педагогическая академия, 1995. -421с.
- Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей //Вопросы психологии. М., 1974. -№ 2. — С.59−64.
- Панферов В.Н. К вопросу о восприятии человеческих лиц. //Сборник «Человек общество», вып. 2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.
- Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей //Вопросы психологии, 1982. -№ 5. С. 139−141.
- Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф. дис. докг. психол. наук. JT., 1984. — 42с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. Пидкасистого. М., 1995. — 683с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. М., 1990. -216с.
- Петровская JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. -168с.
- Петровский А.В. Личность: феномен субъективности. Ростов-на-Дону, 1999. — С.42.
- Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода//Вопросы психологии, 1981. -№ 1.
- Петровский А.В. К психологии активности личности //Вопросы психологии, 1975. -№ 3. С.26−38.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. -365с.
- Пиз А. Язык жестов. Минск, 1995. — 416с.
- Пиз А. Язык телодвижений (Как читать мысли других по их жестам).- Новгород: Изд-во Ай Кью, 1992. 262с.
- Психологическая помощь и консультирование в практической психологии /Под ред. Тутушкиной М. Х. СПб., 1999. — 352с.
- Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Изд-во Педагогика, 1987. 240с.
- Психология формирования и развития личности /Отв. ред. Анцыферова. М.: Изд-во «Наука», 1981. — 368с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.- СПБ: Изд-во Питер, 1999. 416с.
- Розен Г. Я. Взаимосвязь между самопознанием и познанием другого человека // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга /Тез. докл. М., 1979. — С.28−29.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-наI1. Дону, 1996.
- Рогов Е. И Учитель как объект психологического исследования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 496с.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону, 1994. — 240с.
- Рогов Е.И. Многоуровневость профессиональных деформаций личности в педагогической деятельности //Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993. -С.60−61.
- Рогов Е.И. Роль социальной активности в формировании личности учителя на этапе вузовской подготовки //Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Казань, 1990. — С.46−54.
- Рогов Е.И. Условия формирования индивидуальной активности учителя на этапе вузовской подготовки //Формирование социально-активной личности. Рязань, 1990. — С.175−185.
- Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск: Изд-во Беларусская наука, 1998. — 319с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. — 704с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. — 416с.
- Самарин Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста //Вестник высшей школы. 1969. -№ 8.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Изд-во Межд. педагогич. Академии, 1995.-192с.
- Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функции //Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1982.
- Сластенин В.А. Интегративная тенденция в системе психолого-педагогической подготовки учителя //Приобщение к педагогической профессии: практика, концепций, новые структуры. Воронеж 1992. -С.6−9.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. -М., 1946. 160с.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие /Под. ред. проф. Лабунской В. А. М.: Изд-во Гардарини, 1999. -397с.
- Спиркин А .Г., Юдин Э. Г. Методология: БСЭ, 3-е изд., 1974. Т. 16. -С.164.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1980. В 3-х т.
- Творогова Н.Д. Социопсихосоматические закономерности общения. -М., 1996. 112с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. — 536с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Изд-во Педагогика, 1990. — 192с.
- Учителю о педагогической технике /Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Изд-во Педагогика, 1987. — 160с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т.8. АПН, РСФСР, 1950.
- Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации //Вопросы психологии. М., 1996. -№ 8. — С.88−93.
- Фридман Л.М., Волков Н. В. Психологическая наука учителю. — М.: Изд-во Просвещение, 1985. — 224с.
- Хараш А. У. Восприятие человека как воздействие на его поведение //Психология межличностного познания /Под ред. А. А. Бодалева. -М., 1981. С.25−42.
- Хараш А.У. Восприятие человека человеком как воздействие на другого // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. М., 1979.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во «Барс», 1997. 392с.
- Чернышев А.С. Практикум по, решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Изд-во Пед-е общество России, 1999. — 186с.
- Цуканова Е.В. Понимание человека человеком и проблема социально-психологических барьеров в межличностном общении //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1979.-С.35−36.
- Цуканова Е .В. Психологические трудности межличностного общен ия. -Киев, 1985. 159с.
- Штейнмец А.Э. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя //Вопросы психологии. -. М., 1983. -№ 2. С.79−83.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967. — 286с.
- Щербаков А.И. О подготовке студентов будущих учителей и исследование педагогических явлений //Психология труда и личности учителя.-Л., 1977. -С.124−131.
- Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя //Вопросы психологии. -М., 1981.-№ 5.-С.13−21.
- Щетинина A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека //Вопросы психологии. М., 1984. -№ 3. — С, 61−66.
- Эмоциональные и познавательные характеристики общения /Отв. ред. В. А. Лабунская. Ростов-на-Дону, 1990. — С, 108−115.
- Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта //Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984. — С.63−67
- Юсупов И.М. Диагностический опросник склонности к сопереживанию. Казань, 1988. — С.23.
- Юсупов И.М. Развитие профессиональных черт личности у студентов педагогического вуза. Казань, 1987. — С.41.
- Якиманский И.С. Личностно-ориентированне обучение в современной школе. М.: Изд-во Сентябрь, 1986. — 96с.
- Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности //Проблемы общения в психологии. М., 1981. — С. 169−170.
- Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности //Вопросы психологии. -М., 1982. -№ 6. С.57−65.
- Яценко Т.С. К вопросу об активной социально-психологической подготовке студентов к педагогическому общению //Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1981. — С.176−186.
- Allport G. W. Personality: A. Psychological Interpretation. NY, 1937, p. 313−516.i
- Binet A., Simon Th. Methodes nouvelles pour le diagnostic du niveau intellectuel des anormaux I I Annee Psychologique, 1905, № 11, p. 191−244.
- Braga J.L. et Doyle R. P. Student activism and social intelligence //Youth and Society, 1971, p.425−439.
- Cattel J. Mental tests and measurements //Mind, 1890, № 15, p.373−380.
- Fields B. Et О’Sullivan M. Convergent validity of five personperception measures //Paper presented at the meeting of Western Psychological Association. Los Angeles, April 1976.
- Galton F. Hereditary Genius: an inquiry into its Laws and Consequences. -London, 1869.
- Guilford J. P. The nature of human intelligence. NY, 1967.
- Guilford G. Isolation and prescription of occupational stereotypes j. of Occup. Psychol., 1967, vol. 41, №l,'p.57−67.
- Guilford J. P. Three face of intellect //American Psychologist, 1959, n.14, p.469−478.
- Hebb D.O. Psychologie, sience moderne // Les Editions HRW Itee. -Montreal, 1970.
- Hendricks M., Guilford J.P. et Hoepfner R. Meusuring creative social intelligence // Report from the psychological laboratory. Los Angeles, University of Southern California, 1969, № 42.
- Mussen P.H. et Conger J.J. Child development and personality. 1985, № 4.
- Osipov S. H. Et Walsh W. B. Social intelligence and the selection of counselors //Journal of Counseling Psychology. 1973, № 20. P.366−369.
- O’Sullivan M. et Guilford J. P. Les tests d’intelligence sociale //Editions du Centre de psychologie appliquee. Paris, 1977.
- O’Sullivan M. et Guilford J. P. Six factors of behavioral cognition: Understanding other people. //Journal of Educational Measurement. -1975, № 12, p.255−271.
- O’Sullivan M. et Guilford J. P. Et de Mille R. The measurement of social psychological laboratory. Los Angeles, University of Southern California, 1965, № 34.
- Spearmen C. General intelligence objectively determined and measured ! //American Journal of Psychology, 1904, № 15, p.201 -293.
- Tenopyr M. Social intelligence and academic success //Educational and Psychological Measurement. 1967, № 27, p.961−965.
- Terman L.M. The Measurment of intelligence. Boston, Hawghton, Miffin, 1916.
- Thomson G.H. The factorial analysis of human ability. London, University of London Press, 1939.
- Thorndike E. L. Intelligence and its uses //Harper's Magazine. 1920, № 140, p.227−235.1
- Thorndike R. L. Factor analysis of social and abstract intelligence //Journal of Educational Psychology. 1936.
- Thurstone L.L. Primary mental abilities //Psychometric monographs, 1938, №l.