Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реализация проектного метода управления образовательным процессом в образовательном учреждении среднего профессионального образования: при подготовке водителей автотранспортных средств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс проектирования позволит создать систему управления образовательным процессом в ССУЗе, способствующую эффективной реализации социального заказа на результаты обучения и воспитания, если: процесс проектирования новой системы управления образовательным процессом представляет собой целенаправленную управленческую деятельность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СПО
    • 1. 1. Система управления образовательным процессом как объект проектирования
    • 1. 2. Проблемно-ориентированный анализ действующих систем управления образовательным процессом в колледжах (ССУЗах)
    • 1. 3. Основные подходы и идеи концептуальной модели новой системы управления образовательным процессом в ССУЗе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В КОЛЛЕДЖЕ, ЕЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
    • 2. 1. Технология проектирования новой системы управления образовательным процессом в учебном заведении СПО
    • 2. 2. Экспериментальная проверка предложенной технологии проектирования, ее реализация и анализ эффективности
  • Выводы по второй главе

Реализация проектного метода управления образовательным процессом в образовательном учреждении среднего профессионального образования: при подготовке водителей автотранспортных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обоснование актуальности темы исследования. Данное диссертационное исследование посвящено разработке и обоснованию теоретических основ и технологии проектирования систем управления образовательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования ССУЗах, колледжах. Актуальность такого исследования обусловлена необходимостью существенного повышения качества и эффективности систем управления образовательным процессом в этих образовательных учреждениях.

В условиях модернизации системы среднего профессионального образования колледжи решают как традиционные, так и новые задачи по обеспечению адаптации работников и обучающихся к постоянно изменяющейся социально-экономической ситуации, организации функционирования образовательного процесса для достижения результатов образования, соответствующих требованиям государственного стандарта среднего профессионального образования и необходимого для этого уровня мотивации обучающихся к учебной деятельности, освоению инноваций, способствующих развитию образовательного процесса. Решение этих задач предъявляет новые, повышенные требования к системам управления образовательным процессом в СГ10 профессиональной компетентности руководителей.

Однако проведенный нами обобщенный проблемный анализ состояния систем управления образовательным процессом в колледжах России позволяет констатировать, что эти системы оказываются сегодня не в состоянии обеспечить качественное выполнение предъявляемых им требований и их функционированию присущи некоторые типичные проблемы (проблема в рамках данной работы рассматривается как рассогласование между желаемым и действительным состоянием системы). Важнейшие практические проблемы систем управления, на наш взгляд, состоят в том, что эти системы:

— не обеспечивают опережающего реагирования на изменения ситуации в социально-экономической и социокультурной средене адаптируют процесс управления к потребностям образовательного процесса колледжа;

— не обеспечивают целевого характера управления образовательным процессом, его направленности на достижение требуемых результатов;

— не согласовывают ценности и цели колледжа как социального учреждения с ценностями и целями инженерно-педагогических работниковне ориентируют инженерно-педагогический коллектив на реализацию запросов регионального рынка труда;

— не мотивируют инженерно-педагогических работников к инновациям в образовательном процессе;

— не создают условия для реализации творческого потенциала инженерно-педагогических работников.

Следствием этих проблем является неспособность нынешних систем управления обеспечить выполнение требований социального заказа к результатам образовательного процесса в СПО.

Каковы объяснения сложившейся реальности? На наш взгляд, прежде всего существующие системы управления образовательным процессом в СПО не обеспечивают выполнения своей важной функции — функции саморазвития управляющих систем. Необходимость осуществления особых функций управления до сих пор недостаточно осознана в практике управления образовательным процессом в колледжах. Вследствие этого функции опережающего развития управляющих систем не выполняются или выполняются некачественно.

Реальная распространенность указанных проблем позволяет сделать принципиально важный для нашего исследования вывод о том, что сегодня нуждаются в замене не отдельные элементы практики управленческой деятельности в СУЗах, а именно системы управления как целое. Таким образом, исходные проблемы функционирования существующих систем управления трансформируются в проблему создания, построения новых систем управления, обладающих необходимыми возможностями, свойствами и характеристиками.

Современный этап развития российского общества, связанный с интенсивными изменениями в политико-экономической и социокультурной жизни, происходящими под воздействием рыночных реформ, существенно сказывается на выявлении акцентов и приоритетов в развитии системы образования. В настоящее время главные направления ее развития связаны со сменой педагогических парадигм, обновлением содержания образования, вхождением в мировое образовательное пространство. Среди тенденций развития последнего важнейшей — является интеграция образовательных систем, основывающаяся на формировании единых подходов к обязательной передаче опыта, общих ценностных ориентиров, в качестве которых, на первый план выходят ценности, связанные со становлением мировоззрения подрастающего поколения и инновационной деятельностью.

Инновационными, интегрирующими, объединяющими идеями на этом фоне становятся культурологические идеи, отражающие жизненные ценности и самоценность человеческой жизни сегодня: идея полноценной жизненной самореализацииидея безопасной личностиидея формирования толерантности у подрастающих поколений. Существенным в реализации названных идей и приоритетов является направленность на сохранение каждой личности через повышение уровня ее образованности, то есть на формирование личности, способной идти к высшим человеческим устремлениям, жизненным идеалам, способной принести максимально возможную пользу себе самой, своим близким, обществу, в котором живет, человечеству в целом.

Повышенные требования общества к качеству образования в целом, уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки школьников, будущих работников, процессу личностного становления человека XXI века предопределили необходимость рассмотрения вопросов формирования педагога-профессионала нового типа, реализующего свои, профессиональные возможности в условиях инноваций и интеграций современных образовательных систем.

Отечественный и зарубежный опыт развития системы образования в современных условиях подтверждает наличие потребности пересмотра процессов управления в образовательном пространстве, в том числе в системе среднего профессионального образования.

В качестве наиболее перспективного и эффективного способа создания новых систем управления образовательным процессом в ССУЗах в данном исследовании рассматривается системное проектирование, ориентированное на построение целостных систем управления и выполнение системной проектировочной деятельности. Вслед за A.M. Моисеевым, Н. Ф. Ткач мы исходим из того, что проектирование системы управления образовательным процессом в образовательном учреждении — специальная, концептуально обоснованная и технологически обеспеченная деятельность по созданию образа желаемой будущей системы — проекта системы управления образовательным процессом.

Системное проектирование наиболее радикальный способ создания новых систем управления с качественно иными свойствами, освоение которых создает условия для эффективной реализации предназначения управления и выполнения социального заказа на результаты обучения и воспитания обучающихся в ССУЗах.

Однако практическая реализация системного проектирования новых систем управления образовательным процессом в ССУЗах (то есть решение практической проблемы развития систем управления) возможна только на базе теоретических основ и действенных технологий проектирования, что требует соответствующих научных исследований. Действующие системы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях неэффективны именно потому, что основаны на концептуальных идеях, не обеспечивающих развитие систем управления и образовательного процесса в них. Концептуальные основания действующих систем управления образовательным процессом не позволяют научно обоснованно проектировать системы управления объектом. В методологическом обосновании действующих систем управления образовательным процессом нет актуальных современных управленческих идей, слабо представлено теоретическое представление о новых системах управления и подходах к их проектированию. Не разработаны и технологии проектирования таких систем.

Проблема отсутствия теоретических разработок по созданию новых систем управления образовательным: процессом в ССУЗах с качественно иными свойствами и соответствующих им технологий препятствует дальнейшему развитию систем управления образовательным процессом и является актуальной для развития педагогической и управленческой науки, особенно в условиях модернизации СПО.

Проведенный нами обзорный анализ научных исследований позволяет констатировать, что за последние годы созданы определенные благоприятные условия и предпосылки для осуществления научного подхода к проектированию новых систем управления в образовательных учреждениях всех уровней и типов.

Теоретико-методологические основы управления образовательным процессом исследуют, обосновывая необходимость и разрабатывая технологию реализации специальной деятельности субъектов управления по управлению развитием образовательного процесса, Ю. В. Васильев, Т. М. Давыденко, Ю. А. Конаржевский, М. И. Кондаков, Н. В. Киселев, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, B.C. Пикельная, М. М. Поташник, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, Т. Н. Шамова [28, 60, 103, 106, 136, 167, 203, 227, 235].

Основные управленческие действия руководителя ССУЗа при управлении образовательным процессом в режиме функционирования анализировали: С. Я. Батышев, Г. С. Белов, Г. А. Гонтарева, М. Ю. Грязнов, И. М. Жабинец, Н. В. Киселев, Б, С. Каневский, В. Н. Максимова, А. Г. Соколов, Н. Ф. Ткач, Р. Х. Шакуров [ 14, 50, 54, 74, 133, 213,257].

Управление образовательным процессом в условиях развития ССУЗа изучали: Б. З. Абазов, Е. А. Гнатышина, A.M. Данкман, А. Д. Демин, В. Г. Казаков, Г. С. Костыко, Т. Г. Навазова [1, 48, 61, 64, 89, 110, 153].

Проведенный анализ научной и педагогической литературы, диссертационных исследований позволяет сделать вывод о том, что в теоретических исследованиях по управлению образовательным процессом в образовательных учреждениях исследованы и решены многие актуальные проблемы управления образовательным процессом, рассмотрены технология управления образовательным процессом в условиях режимов функционирования и развития, основные управленческие действия субъектов по управлению образовательным процессом. Однако в этих работах отсутствуют теоретические основы и технологии создания новых систем управления образовательным процессом в ССУЗах.

В последние годы началось активное изучение проблем проектирования образовательных и педагогических систем. Понятие проектирование" начинает рассматриваться как особая инновационная деятельность в образовании, разрабатываются принципы, технологии образовательного проектирования, обосновываются подходы к разработке и реализации программ развития образовательных учреждений. Традиционно «проектирование» (от лат. projectus — брошенный вперед) является одним из аспектов творчества человека и предполагает возможность полностью разработать систему деятельностионо основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании.

Исходя из общей логики деятельности педагогического проектирования, можно выделить его этапы, которые позволяют говорить об алгоритмах проектирования на концептуальном и методическом уровнях, хотя термин «алгоритм» к этому процессу может быть применен очень условно. В рамках проектной парадигмы сами педагогическая и управленческая науки начинают рассматриваться как науки проектно-ориентированные (Н.Г. Алексеев, Ю. К. Бабанский, B.C. Безрукова, В. П. Беспалысо, Ю. В. Громыко, В. И. Загвязинский, Л. Де Калувэ, B.C. Лазарев, Э. Маркс, М. Петри, М. М. Поташник, В. Е. Радионов, В.И. Слободчиков) [5, 12, 15, 20, 53, 76, 63, 183, 186, 207, 235]. Однако в этих работах, как правило, не рассматриваются проблемы проектирования управляющих систем.

Вопросам управления образованием посвящены работы Т. П. Афанасьевой, В. И. Бочкарева, М. Н. Гулько, В. И. Ерошина, О. А. Кармаевой, В. И. Козыря, В. Ф. Кривошеева, Н. Д. Малахова, Т. И. Пуденко, С. В. Сигалова И.П. Смирнова, Е. В. Ткаченко и других.

Различные аспекты экономической деятельности в отрасли образования отражены в работах B.C. Антуфьева, B.C. Бабич, О. Г. Грохольской, В. И. Ерошина, Е. А. Жильцова, Н. В. Киселева и др. Проведены глубокие исследования проблем экономики общего и профессионального образования, в том числе, вопросов формирования нового отраслевого экономического механизма в образовании (И.В. Абанкина, В. А. Болотов, А. Т. Глазунов, В. В. Кадакин и др.).

Большинство исследователей подчеркивают роль дифференциации обучения в учебной деятельности как фактора формирования и развития познавательной активности школьников (М.Д. Виноградова, JI.H. Калашникова, В. А. Кольцова, Х. И. Лийметс, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, И. Б. Первин и др.).

Особенности отдельных возрастных этапов как основа для осуществления дифференциации обучения рассматриваются в работах Т. А. Калашниковой, А. Н. Конева, Н. В. Костюкович, И. Э. Краав, Н. В. Тупаревой и др.

В 90-е годы в ряде работ сотрудников Института управления образованием РАО начата разработка теоретических основ и технологии проектирования систем управления образованием на региональном, муниципальном и внутришкольном уровне. Так, основы теории и технологию проектирования систем внутришкольного управления на основе типовой концептуальной модели управления, обладающей свойствами опережающего управления, разработаны A.M. Моисеевым [140, 146, 158].

Можно утверждать, что сегодня созданы многие условия, позволяющие решить проблемы проектирования и создания новых систем управления в образовательных учреждениях разных типов. Однако применительно к образовательному процессу в ССУЗе интересующая нас исследовательская проблема разработки и обоснования теоретических основ и технологии проектирования систем управления до настоящего времени не решенапроблема проектирования новых систем управления образовательным процессом в ССУЗах является весьма актуальной как для управленческой практики, так и для педагогической и управленческой науки (в сипу ее недостаточной разработанности).

С учетом вышеизложенного и реально существующих противоречий в создании новых систем управления образовательным процессом в ССУЗах был осуществлен выбор темы исследования: «Реализация проектного метода управления образовательным процессом в образовательном учреждении среднего профессионального образования».

Объект исследования — система управления образовательным процессом в ССУЗе.

Предмет исследования — проектирование системы управления образовательным процессом в ССУЗе.

Цель исследования — разработать и обосновать теоретические основы и технологию проектирования системы управления образовательным процессом в ССУЗе.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс проектирования позволит создать систему управления образовательным процессом в ССУЗе, способствующую эффективной реализации социального заказа на результаты обучения и воспитания, если: процесс проектирования новой системы управления образовательным процессом представляет собой целенаправленную управленческую деятельность руководителей образовательного учреждения СПОпроектирование системы управления образовательным процессом в ССУЗе осуществляется на основе концептуальной модели новой системы управления, имеющей преимущества перед действующими системами управленияцель, содержание, формы и методы проектирования новой системы управления на каждом этапе проектирования направлены на реализацию заданных системных свойств, характеристик и преимуществ новой системы управления образовательным процессом в ССУЗе.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1) провести анализ системы управления образовательным процессом в ССУЗе как объекта проектирования, уточнить понятийный аппарат описания такой системы;

2) провести проблемно-ориентированный анализ действующих систем управления образовательным процессом в образовательных учреждениях СПО и выявить возможности для проектирования новых систем управления;

3) разработать типовую концептуальную модель новой системы управления образовательным процессом в ССУЗ, колледже;

4) теоретически обосновать логику процесса проектирования новой системы управления образовательным процессом в ССУЗе;

5) разработать технологию проектирования новой системы управления образовательным процессом в профессиональном училище на основе типовой концептуальной модели новой системы управления;

6) экспериментально проверить технологию проектирования новой системы управления образовательным процессом в ССУЗе и реализовать ее;

7) провести анализ эффективности экспериментальной технологии проектирования новой системы управления образовательным процессом.

Комплексное решение поставленных задач позволяет обеспечить полное достижение общей цели исследования.

Методологические основы исследования составляют общие теоретико-методологические основы социального управления (М. Альберт, И. Ансофф, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Д. М. Гвишиани, В. А. Дятлов, М. Мескон, А. И. Пригожин, В. В. Травин, Э. А. Уткин, Ф. Хедоури) [9, 10, 21,41, 138, 175, 226, 239], системный подход к управлению (Р. Акофф, Ч. Барнард, В. Кинг, Д. Клиланд, Г. Саймон) [2, 100, 138, 195], ситуационный подход к управлению (Т. Берне, Дж. Лорш, П. Лоуренс, Т. Питере, Г.

Сталкер, Р. Уотермен) [168, 193, 237], поведенческий подход к управлению (К. Арджирис, Р. Блейк, Ф. Герцберг, Д. Мак Грегор, Р. Лайкерт, Ф. Фидлер) [138, 193, 237], целевой подход к управлению (П.Ф. Друкер, А. Райа) [68, 138], идеи проектного менеджмента (В.И. Воропаев, Дж. ван Гиг, X. Решке, В. Д. Шапиро, X. Шелле) [33, 45, 143, 232], а также работы по методологии педагогического и управленческого исследования (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, A.M. Моисеев, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Ткач [13, 75, 1 12, 172, 204, 235, 237, 267].

Теоретические основы исследования образуют идеи и работы по управлению и проектированию в сфере образования: теория развития педагогического коллектива (B.C. Лазарев) [193], программно-целевой подход в управлении развитием образовательного учреждения (B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, М.М. Поташник) [235, 237], теоретические основы применения теории социального управления в образовании (П.И. Третьяков, Т.И. Шамова) [136, 227, 228, 259]- проектирование педагогических систем (Н.Г. Алексеев, Ю. К. Бабанский, B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, М. М. Поташник, В. Е. Радионов, В.И. Слободчиков) [5, 12, 15, 20, .140, 146, 186, 207, 235], теория проектирования систем внутришкольного управления (А.Е. Капто, B.C. Лазарев, А. В. Лоренсов, А. М. Моисеев, О. М. Моисеева, О.Г. Хомерики) [140, 146, 149, 158, 215, 252]. Исследование выполнено в русле и на основе подхода к проектированию систем управления в образовательных учреждениях, предложенного в работах A.M. Моисеева, Н. Ф. Ткач.

Данные методологические и теоретические основы, развиваемые в современном социокультурном контексте, послужили фундаментом для уточнения и разработки категориального аппарате исследования, построения концептуальной модели новой системы управления образовательным процессом в ССУЗе, определения целевых приоритетов и содержания управленческой деятельности руководителей по проектированию новой системы управления образовательным процессом, разработки технологии проектирования.

Выбор методов исследования был обусловлен возможностью наиболее адекватного и полного решения задач на каждом этапе научно-исследовательской работы. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов: теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирование), опросные методик (анкетирование, беседа, интервьюирование), диагностические методы (тестирование, рейтинговое оценивание), методы наблюдения и эксперимента (констатирующий, формирующий, диагностический), метод изучения и обобщения передового управленческого педагогического опыта, метод изучения научной литературы.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Воронежское пожарно-техническое училище (ВПТУ), Московский областной сельскохозяйственный колледж (MOC|tK).

Организация и этапы исследования.

Исследование было организовано в три этапа. На первом этапе (2002 -2003 гг.) изучались и анализировались состояние научной разработки проблемы проектирования систем управления образовательным процессом в ССУЗах и колледжах. В результате были созданы теоретическая и эмпирическая базы для последующей разработки проблемы: выявлены методологические предпосылки, определены цели, объект и предмет, гипотеза и задачи, разработана программа и методика исследования (создана гипотетическая концептуальная модель новой системы управления образовательным процессом в ССУЗе).

На втором этапе исследования (2003 — 2004 гг.) проводился констатирующий эксперимент по изучению проблем действующих систем управления образовательным процессом в колледжах и технологий создания новых систем управления образовательным процессом в них. Выявлены проблемы, трудности руководителей ССУЗов по выполнению проектирования новых систем управления образовательным процессом в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями и требованиями к результатам образовательного процесса. Проверялась и корректировалась гипотетическая концептуальная модель новой системы управления образовательным процессом. На основе обобщения результатов эксперимента уточнялся научный аппарат исследования, технология выполнения проектирования системы управления образовательным процессом в ССУЗе, определялись факторы и условия повышения ее эффективности.

На третьем этапе (2004 — 2006 гг.) проводился формирующий эксперимент, целью которого явилась апробация модели технологии проектирования системы управления образовательным процессом в ССУЗе. Результаты эксперимента анализировались и внедрялись в практику деятельности руководителей ССУЗов, формулировались выводы и обобщались результаты теоретического и экспериментального исследования.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Модель проектирования системы управления образовательным процессом в образовательном учреждении СПО обусловлена влиянием всей совокупности факторов модернизации системы среднего профессионального образования и условиями социально-экономической неопределенности, ведущей к изменению условий и результатов взаимодействия управляющей и управляемой подсистем.

2. Формирование эффективной технологии проектирования новой системы управления образовательным процессом обеспечивается применением специально организованного процесса проектирования системы управления, построенного с учетом доминирующих целей и свойств целостной новой системы управления образовательным процессом.

3. Проектный метод управления представляет собой целостную систему, ориентированную на выполнение цели создаваемой новой системы управления образовательным процессом в ССУЗе. Структура системы проектирования включает принципы, содержание, формы, методы, средства.

4. Эффективность проектирования новой системы управления образовательным процессом в ССУЗе обусловлена связью применяемых принципов, содержания, форм, методов, средств проектирования с особенностями проектируемой новой системы управления, условиями ее реализации и социальным заказом на результаты обучения и воспитания.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в нем результаты в совокупности содержат решение научной проблемы разработки теории и технологии проектирования новой системы управления, позволяющей управлять развитием образовательного процесса в условиях модернизации системы среднего профессионального образования, быстро изменяющейся социально-экономической ситуации, и вносят новые знания в теорию управления образовательным процессом.

Расширены знания о возможностях управленческих кадров по построению системы управления образовательным процессом в ССУЗе на основе технологии проектирования.

В диссертации выявлены теоретико-методологические предпосылки создания технологии проектирования новой системы управления образовательным процессомразработана концептуальная модель новой системы управления образовательным процессом, реализующая социальный заказ на результаты обучения и воспитания и представляющая целостную, последовательную и логически взаимосвязанную систему управленческих функцийразработана технология проектирования системы управления образовательным процессом на основе концептуальной моделивыделенная инвариантная логика проектирования дополнена определенным содержанием управленческой деятельности на каждом этапе проектирования.

Развиваемые в исследовании основные теоретические положения проектирования системы управления образовательным процессом в ССУЗе вносят определенный вклад в разработку теории управления образованием.

Практическая значимость наследования состоит в том, что его результаты направлены на практическое решение важных проблем повышения качества и эффективности действующих систем управления образовательным процессом в условиях модернизации системы среднего профессионального образования, доказывают возможность проектирования новой системы управления образовательным процессом с принципиально новыми характеристиками опережающего управления, учитывающими социальный заказ на результаты обучения и воспитания, выявляют резервы повышения эффективности действующих систем управления образовательным процессом за счет использования технологии системного проектирования.

Создана и экспериментально проверена технология проектирования системы управления образовательным процессом в ССУЗе: принципы, методы, средства, формы, содержание.

Разработаны рекомендации по реализации технологии проектирования новой системы управления образовательным процессом в колледже.

Обоснована возможность целенаправленного формирования у руководителей ССУЗов знаний и умений по технологии проектирования новой системы управления образовательным процессом.

Содержащиеся в диссертации выводы, методические рекомендации используются в системе повышения квалификации управленческих кадров образования, а также в практической деятельности руководителей образовательных учреждений, выполняющих проектирование системы управления образовательным процессом.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена исходными методологическими позициями исследования, комплексом методов, адекватных цели, задачам, логике и объему научной работы, репрентативностью и статистической значимостью опытных данных, а также контрольным сопоставлением полученных данных с массовым управленческим педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования опубликованы соискателем в методических рекомендациях, научных статьях, докладах, тезисах, изданных в городах Воронеже, Москве. Основные идеи, положение и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях, посвященных актуальным проблемам управления образовательными учреждениями, в г. Воронеже (2004, 2005, 2006 гг.), Москве (2005, 2006 гг.), на заседаниях кафедры педагогики и психологии Воронежского института новых технологий, на заседаниях ученого совета Института общего образования, Института проблем среднего профессионального образования Минобразования России, а также при проведении курсов повышения квалификации для руководителей учреждений среднего профессионального образования и общеобразовательных учреждений в вышеперечисленных институтах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе.

1. Для проектирования новой системы управления образовательным процессом избрана технология проектирования новой системы управления образовательным процессом на основе концептуальной модели новой системы управления образовательным процессом, которая используется при проектировании как нормативная модель.

Технология проектирования новой системы управления образовательным процессом рассматривается нами как деятельность субъектов проектирования, имеющая цель, методы, содержание, формы, средства, результат.

Для каждого этапа проектирования определены задачи и последовательность выполнения проектных действий.

На подготовительном этапе проектирования разрабатывается структура управления проектом, план выполнения проекта, составляется ресурсное обеспечение проекта. Основными используемыми методами являются методы проектного управления.

На этапе предпроектной диагностики методикой проблемно-ориентированного анализа определяются преимущества и недостатки действующей системы управления образовательным процессом.

Применяются методические средства: анализ, метод экспертных оценок, анкетирование, интервьюирование.

Генерация проектных идей осуществляется на заседаниях рабочих групп проектировщиков, организационно-деятельностных играх, дискуссиях, «мозговых штурмах», педсоветах.

Структуризация проекта выполняется на основе концептуальной модели новой системы управления образовательным процессом.

Наиболее оптимально создание проекта новой системы управления с привлечением Консультантов по управлению, так как наиболее сложная деятельность по определению дефектов действующей системы управления образовательным процессом и построению модели новой системы управления предполагает наличие современных знаний по проектированию систем управления в образовании.

На основании разработанных критериев эффективности новой системы управления образовательным процессом осуществляется самооценка проекта.

2. Основной метод апробации технологии проектированиявыполнение проекта новой системы управления образовательным процессом.

Экспериментальная проверка технологии проектирования новой системы управления образовательным процессом проводилась в ВПТУ г. Воронежа и МОАК Московской области.

Структура выполнения проекта новой системы управления образовательным процессом: цель, формы, содержание, средства проектирования, обоснованные в технологии проектирования, экспериментально апробированы и подтверждают их обоснованность. Экспериментально подтверждены необходимость учета модифицирующих факторов проектируемой новой системы управления образовательным процессом.

Итоги процесса проектирования новой системы управления образовательным процессом, кроме выполнения проекта, — развитие сплоченности участников проектной деятельности, повышение уровня их профессиональной компетентности, результаты апробации средств проектирования.

3. Как показали результаты предварительной апробации новой системы управления образовательным процессом, выполненной на основе рекомендованной нами технологии проектирования, применение новой модели системы управления позволяет достичь по сравнению с действующими системами управления более высоких результатов в управлении образовательным процессом, в управлении системой обеспечения образовательного процесса, в управлении сообществом ССУЗа, в развитии субъектов управления.

Проведение краткосрочного обучения руководителей ССУЗов по теме «Проектирование систем управления в сфере образования» позволило подготовить их к выполнению технологии проектирования новой системы управления.

Таким образом, подтвердилась рабочая гипотеза о возможности проектирования эффективной системы управления образовательным процессом в колледже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги проведенного исследования по проектированию системы управления образовательным процессом в ССУЗе, отметим, что поставленные в нем исследовательские задачи в основном решены: выявлена сущность системы управления образовательным процессом, что позволило сформировать представление о системе управления как объекте проектированияпроведен обобщенный проблемно-ориентированный анализ действующих систем управления образовательным процессом, по итогам которого обоснована актуальность создания новой системы управления на новых концептуальных основанияхсоздана концептуальная модель новой системы управления образовательным процессом в колледжах, реализующая нормативное представление о новой системе управления образовательным процессом в ССУЗе, ее свойствах и связяхопределены теоретические основы проектирования системы управления на основе концептуальной модели;

— разработана технология проектирования новой системы управления образовательным процессом на основе концептуальной модели новой системы управления образовательным процессом, которая определяет действия проектировщиков на всех этапах создания проекта новой системы управления образовательным процессом в колледже (как наиболее продвинутом ССУЗе) — проведена экспериментальная проверка технологии проектирования новой системы управления образовательным процессом, в ходе которой были опробованы разработанные нами методические рекомендации для руководителей ССУЗов, описывающие стратегию проектирования новой системы управления;

— на основе специально созданной учебной программы проведено краткосрочное обучение руководителей учебных заведений, «Проектирование систем управления в сфере образования», в результате которого у руководителей сформированы знания, умения, навыки по проектированию новых систем управления образовательным процессом.

Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о том, что освоение предложенной нами технологии проектирования новой системы управления образовательным процессом способствует повышению эффективности управления образовательным процессом в образовательном учреждении СПО.

Предложенная модель технологии проектирования новой системы управления образовательным процессом в колледже может быть применена в любом ССУЗе с учетом модифицирующих факторов: образовательного процесса и его сообщества.

Технология проектирования новой системы управления образовательным процессом применяется при системных изменениях в системе управления образовательным процессом.

Реализация деятельности по проектированию новой системы управления образовательным процессом предъявляет к субъектам проектной деятельности требования по владению знаниями, умениями, навыками организационного и образовательного проектирования, управления проектами.

Круг потенциальных пользователей нашей технологии проектирования новой системы управления не ограничивается только руководителями колледжей, ими являются также консультанты по управлению в образовании, преподаватели системы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, специалисты муниципальных органов управления образованием и муниципальных методических служб, реализующие деятельность по консультированию и обучению руководителей образовательных учреждений технологиям проектирования новых систем управления образовательным процессом.

Как было отмечено, руководители ССУЗов не прошедших обучение проектной деятельности, как правило, не могут успешно выполнить проектную деятельность.

Границы эффективности применения разработанной нами технологии проектирования новой системы управления образовательным процессом ограничены имеющимися проблемами и недостатками управленческой компетентности руководителей учебных заведений в области проектирования из-за отсутствия обучения их этой деятельности в системе повышения квалификации работников образования и из-за неразработанности в науке проблемы проектирования новых систем управления образовательным процессом. Для успешного проектирования и модернизации системы управления образовательным процессом в ССУЗе необходимо продолжение научных исследований по разработке понятийного аппарата проектирования системы управления образовательным процессом, по созданию и описанию различных вариантов типовых концептуальных моделей новых систем управления образовательным процессом, разработке технологий проектирования с учетом особенностей конкретных типовых концептуальных моделей новых систем управления образовательным процессомсозданию методических рекомендаций по применению различных типовых концептуальных моделей новых систем управления образовательным процессом. Необходимо разработать методику обучения проектировщиков технологии проектирования новых систем управления образовательным процессом в ССУЗах.

Устранение этих причин будет способствовать повышению инновационного потенциала разработанной технологии проектирования новой системы управления образовательным процессом в ССУЗе, повышению результативности системы управления.

Освоение разработанной нами технологии проектирования новой системы управления образовательным процессом будет актуальным, пока сохранится ориентация на развитие систем управления образовательным процессом в ССУЗах, пока возможности разработанной технологии проектирования не будут исчерпаны и не будет востребована новая технология проектирования систем управления нового поколения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .З. Управление процессом развития и функционирования профессионального образовательного учреждения в условиях рыночной экономики: Дис. канд. пед. наук. — М., 1997.- 206 с.
  2. P.JI. Общая теория систем и исследование систем как противоположные концепции науки о системах: Пер. с англ. // Общая теория систем. М.: Мир, 1.966. — С. 66−80.
  3. Акофф P. JL, Эмери Ф. И. О целеустремленных системах: Пер. с англ./ Под ред. И. А. Ушакова. М.: Сов. радио, 2004.- 271 с.
  4. Н.Г. Стратегия разработок по использованию ОДИ в системе педагогического образования // Кентавр. 2002 — № 2. — С. 28.
  5. Н.Г. Проектирование // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: РФФИ — ИЛИ, 2005. -С. 76−77.
  6. Н.Г. Философия образования и технология образования // Вопросы философии. 1995. — № 11. — С. 15−17.
  7. Н.А., Морозова Н. А., Смятских A.JI. Психодиагностика педагогических способностей. Претесты. Методическое пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 221 с.
  8. К. Учителя и инновации: Кн. для учителя: Пер. с макед. М.: Просвещение, 1993. — 159 с.
  9. И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.- 579 с.
  10. В.Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1973. — 392 с.
  11. В.Г. О структуре целостной системы // Философские науки.- 1980.-N3.-С. 84−95.
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  14. С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. М.: Российская Академия образования, 1995. — 245 с.
  15. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
  16. А.П. Региональная система профессионального образования // Педагогика. 1993. — N 4. — С. 71−72.
  17. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского. СПб: Лениздат, 1992.-400 с.
  18. В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Советская педагогика. 1990. — N 7. — С. 59−60.
  19. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Воронежский ун-т, 1977. — 304 с.
  20. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: ИПО МО РФ, 1995.-336 с.
  21. И.В., Мирский Э. М., Садовский В. Н. Системный подход и системный анализ // Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник. М.: Наука, 1982. — С.47−64.
  22. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х томах / Под ред. А. В. Петровского, -М.: Педагогика, 1979.
  23. И.А. Управление общеобразовательной подготовкой в среднем профтехучилище. М.:Высшая школа, 1990. -151 с.
  24. Буч О. В. Управление проектами. Мурманск: МГТУ, 1996. — 40 с.
  25. Л.И. Планирование работы средней общеобразовательной школы (для директоров и заместителей директоров школ). М.: ОЦ Педагогический поиск, 1996. — 79 с.
  26. А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия: Пособие для учителя / Под ред. М. И. Махмутова. М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  27. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика.- М.: Педагогика, 1990.- 139 с.
  28. Ю.В. Педагогическое управление в школе: теоретико-методологический аспект: Автореф. дис. д-ра пед. наук в форме науч. докл. М., 1992. — 40 с.
  29. Введение в философию: Учебник для вузов в 2 ч. /И.Т. Фролов, З.А. Араб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. М.: Политиздат, 1989.
  30. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для экон. и спец. вузов. М.: МГУ, 1994. — 416 с.
  31. Власова Н.М. .И проснешься боссом. Справочник по психологии управления: В 3-х ч. Ч. 2. М.: ИНФРА-М, 1994. — 200 с.
  32. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. -191 с.
  33. В.И. Управление проектами в России: Основные понятия. История. Достижения. Перспективы. (Метод, пособие для спец. в области менеджмента). М.: Алане, 1995. — 225 с.
  34. Воспитание и обучение школьников в условиях Кольского Заполярья. Сб. научных трудов / Отв. ред. А. Г. Хамов. Мурманск: МГПИ, 2001 — 82 с.
  35. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании.
  36. Материалы всероссийской конференции / Под ред. О. С. Газмана. М.: УВЦ Инноватор, 1996. — 76 с.
  37. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. М.: Дело, 1991. — 315 с.
  38. А.В. Управление школой как воспитательной системой. Учебное пособие. Владимир: ВОИУУ, 1994. — 88 с.
  39. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. Вып. № 3. М.: УВЦ Инноватор, 1995. — С. 58−64.
  40. О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. № 6. М.: УВЦ Инноватор, 1995.- 103 с.
  41. Д.М. Диалектика, системность, глобальное моделирование //Вопросы философии. 1983. — N 5. — С. 127−137.
  42. Д.М. Организация и управление. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1972.-536 с.
  43. Н.Ф. Индивидуализация профессионального воспитания учащихся профтехучилищ. СПб.: ИП РАО, 1994. — 119 с.
  44. .С. Педагогическая прогностика: Методы, теория, практика. Киев: Вища школа, 1986. — 197 с.
  45. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 447 с.
  46. Гиг Дж. ван. Прикладная общая теория систем: Пер. с англ. В 2-х кн. М.: Мир, 1981.
  47. В. И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие. СПб.: СПб ГУ, 1992. — 151 с.
  48. Д., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. / Общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. -495 с.
  49. Е.А. Управление развитием профессиональной компетентности руководителя учреждения начального профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995.-212 с.
  50. . Что такое психология: В 2-х т.: Пер. с франц. / Под ред. Г. Г. Аракелова. М-: Мир, 1992.
  51. Г. А. Структура и содержание организационно-педагогической деятельности руководителей учебных заведений профтехобразования- Автореф. Дис. канд. пед. наук. СПб, 1993. — 24 С.
  52. В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: Сувенир, 1993. — 487 с.
  53. Е.П. Управленческие нововведения. М.: Экономика, 1985. — 160 с.
  54. Ю.В., Дмитриев Д. Б., Крупов Д. В. Проекты из вчерашнего дня // Народное образование. 1990. — N 9. — С. 128−132.
  55. Ю.М. Планирование деятельности училища и отчетность : профпедагогика- М.: Высшая школа, 1984. — 80 с.
  56. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М.: УВЦ Инноватор, 1995. — 115 с.
  57. Гуманизация образования. Теория. Практика / Науч. ред. В. Г. Воронцова. СПб.: СПб ГУПМ, 1994. — 96 с.
  58. Гуманитаризация содержания образования в профтехучилищах. Методическое пособие. СПб.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1992. — 32 с.
  59. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. — 184 с.
  60. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности. Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. -136 с.
  61. Т.М. Рефлексивное управление школой: теория ипрактика. Москва-Белгород: БГПУ, 1995. — 251 с.
  62. A.M. Структура и содержание управленческой деятельности в профессиональном лицее: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. -238 с.
  63. Н.В. Педагогические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях нового типа -профессиональных лицеях: Автореф. дис. канд. пед. наук. Майкоп, 1997. -26 с.
  64. Де Калувз JL, Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения: Пер. с англ. Калуга: КИС, 1993. — 240 с.
  65. А.Д. Управление инновационными процессами в профессиональном лицее: Дис. канд. пед. наук. Тула, 1977. — 207 с.
  66. Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. 2-е изд., допол. М.: Мир, 1986.- 326 с.
  67. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. (Учебное пособие для пед. институтов) М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  68. Я. Проектирование и конструирование. Системный подход: Пер. с польского / Под ред. В. М. Бродянского. М.: Мир, 1981. — 454 с.
  69. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. -М.: Технол. шк. бизнеса, 1992. 191 с.
  70. B.C. Инновационные игры. Таллин: Валгус, 1999- 102 с.
  71. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. -М.: Дело, 1996.-272 с.
  72. А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород: НИМБ, 1997.-607 с.
  73. В.И. Организация экономической деятельности общеобразовательных школ. М.: ИУО РАО, 2004. — 34 с.
  74. И.М. Деловые качества руководителя: как их оценить? // Проф. -техн. образование. -1988. № 2. С. 10−12.
  75. И.М., Каневский Б. С. Деятельность руководителей средних профессионально-технических училищ. Киев: Вища школа, 1981. — 89 с.
  76. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  77. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
  78. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1995. — 35 с.
  79. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -418с.
  80. В.К., Каменский Р. Г., Краснов С. И. Организационно-деятельностные игры: Пермский цикл // Кентавр. № 2.2005 С. 2−8.
  81. Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки (информационный обзор). М.: НКЦ Университет, 2003 — 34 с.
  82. В.И. Диагностика педагогической деятельности учителя. (Фрагменты из будущей книги). М.: Новая школа, — 68 с.
  83. В.И. Образовательная программа школы. (Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений). Выпуск 1.-М.: Фламинго ЛТД, 1995. 83 с.
  84. В.И. Подготовка руководителей школ к работе с педагогическими кадрами на диагностической основе // Актуальные проблемы повышения квалификации руководителей школ. Методические рекомендации. М.: Прометей, 1993. — С. 50−61.
  85. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Новая школа, 1997. -320 с.
  86. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростовн/Д: Феникс, 1997. 480 с.
  87. Игровое моделирование- Методология и практика. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1987. — 228 с.
  88. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакиной, Н. Ф. Радионовой и др. М.: Педагогика, 1991.- 136 с.
  89. В.Р. Особенности моделирования в педагогическом проектировании (на материале становления инновационных школ в Пермской области): Дис. канд. пед. наук. М., -154 с.
  90. В.Г. Педагогические основы управления профессиональным лицеем в условиях многоканального финансирования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 28 с.
  91. В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам. Учебное пособие. Ростов н/Д.: РГПУ, 1994. — 168 с.
  92. Как добиться успеха: Практ. советы деловым людям / М. М. Иванов, А. Н. Исаенко, С. Р. Колупаева и др.- под общ. ред. В. Е. Хруцкого. М.: Политиздат, 2001. — 510 с.
  93. Как правильно подготовить и оформить приказ / Сост. В. В. Андреянова. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 64 с.
  94. Как работают японские предприятия / Под ред. Я. Мондена, Р. Сибаковы. М. Экономика, 1989. — 262 с.
  95. Р.Г. Динамика самоопределения педагогов в организационно-деятельностной игре (на материале проектирования инновационных образовательных систем): Дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 153 с.
  96. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса.- М.: Новая школа, 1993. — 80 с.
  97. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание?
  98. Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  99. Каспржак, А Г., Левит М. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС, 1994. — 144 с.
  100. В.Г. Доклад Министра общего и профессионального образования РФ «Об итогах работы Минобразования России в 1996 году и основных направлениях деятельности на 1997 год» // Вестник образования. 1997. — N 3. — С. 78−110.
  101. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: НПЦ Эксперимент, 1995. — 176 с.
  102. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление: Пер. с англ. / Под ред. И. М. Верещагина. М.: Сов. радио, 2004 — 279 с.
  103. С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. -143 с.
  104. К.Г. Социальный заказ на профобучение // Профессионал. 2004. — № 3−4. — С. 18−21.
  105. Ю.А. Педагогический анализ учебновоспитательного процесса и управление школой (для директоров и замест. директоров школ). Ч. I. М.: ОЦ Педагогический поиск, 1997. — 79 с.
  106. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1993.- 140 с.
  107. Ю.А. Формирование педагогического коллектива единомышленников. Псков: ПОИУУ, 1994. — 38 с.
  108. М.И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, 1982. — 191 с.
  109. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое моделирование: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. -№ 12. — С. 3−20.
  110. Концепция начального профессионального образования //Профессионал. 1997. — № 1−2. — С. 2−11.
  111. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. — № 9. — С. 103−115.
  112. Г. С. Управление развитием профессионального лицея: педагогический аспект: Дис. канд. пед. наук. Курган, 1997. — 196 с.
  113. В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога-исследователя. Самара: Сам. ГПИ, 1994. — 165 с.
  114. В.В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практики // Новые исследования в пед.науках. 1971. — № 4. — С. 5−68.
  115. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. — 165 с.
  116. С.И. Ценностное и организационное самоопределение педагогов в проектировании инновационных образовательных систем: Дис.. канд. пед. наук. м., 1996. — 150 с.
  117. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под общ. ред. А. П. Беляевой. СПб. — Бохум: ИП- РАО, 1994. — 122 с.
  118. В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб.: РГПУ, 1993. — 36 с.
  119. В.Ю. Управление школьным коллективом. М.: Знание, 1985.-32 с.
  120. Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1993. — 352 с.
  121. В.М. Формирование личности молодого рабочего в условиях непрерывного образования. М.: Магистр, 1994. — 170 с.
  122. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ееоценки // Методы системного педагогического исследования. М.: Высшая школа, 1980.-С. 5−18.
  123. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1990. — 117 с.
  124. Н.В. Профтехучилище как педагогическая система // Системный подход в пед. исслед. проблем ПТО: Сб. науч. тр. Л.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1987. — С. 28−42.
  125. B.C. Психология стратегический решений. М.: Голден-Ант, 1994.-81 с.
  126. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1995. -N 5. — С. 12−18.
  127. О.Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента. Учеб. пособ. /Под ред. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. СПб.: МиМ, 1992. — 189 с.
  128. В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой (для директоров и зам. директоров учеб. завед- разных типов). М.: ОЦ Педагогический поиск, 1996. — 77 с.
  129. В.М. Работа администрации школы с учителем (для директоров и заместителей директоров школ). М.: ОЦ Педагогический поиск, 1996.-79 с.
  130. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.- 528 с.
  131. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. (Отв. редактор А. Ф. Кудряшов). Петрозаводск: Петроком, 1992. — 318 с.
  132. А.Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А. В. Элементыпедагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. -СПб.: СПб ГУПМ, 1992. 79 с.
  133. А.С. Проектировать лучшее в человеке /Авт. коммент. JI. Ю. Гордин и др. Минск: Университетское,-415 с.
  134. В.Н., Белов Г. С. Управленческо-педагогическая деятельность руководителя профтехучилища: системно-структурный подход. Учебное пособие. Д.: ВИПКРРиСП, — 119 с.
  135. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  136. М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. М.: Финансы и статистика, 1990. — 133 с.
  137. Менеджмент в управлении школой. Учебное пособие для слушателей, системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования / Науч. ред. Т. И. Шамова. М.: ИЧП Магистр, 1995. — 223 с.
  138. Менеджмент организации. Учебное пособие / З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин, Р. З. Акбердин и др.- под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1996. — 432 с.
  139. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994. — 702 с.
  140. Методическая работа в школе: Организация и управление / Под ред. М. М. Поташника. М.: Дидактика, 1990. — 192 с.
  141. Методические рекомендации по проектированию систем внутришкольного управления / Под ред. A.M. Моисеева. (Рукопись). -М.: Институт управления образованием РАО, 1997. 176 с.
  142. Методы системного педагогического исследования. Учебн. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 198 0. -172 с.
  143. .З. Теория организаций. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998,-336 с.
  144. Мир управления проектами: Основы, методы, организация, применение (Сборник): Пер. с англ. / Под ред. X. Решке, X. Шелле. М.: Алане, 2004 — 303 с.
  145. Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-191 с.
  146. Модели и методы управления организационными системами /В.Н. Бурков, В. А. Шиков. М.: Наука, 1994. — 270 с.
  147. A.M. Давайте проектировать системы управления // Частная школа. 1997.-№ 5.-С. 88−101.
  148. A.M. Управленческая концепция директора школы. М.: Знание, 1991.- 124 с.
  149. A.M., Моисеева О. М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы. Концепция управления развитием школы. -Новокузнецк: НГИУУ, 1994. 63 с.
  150. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Сов. педагогика, 1990. № 7. — С. 17−22.
  151. Г. В. Региональная система профессионального образования // Специалист. 1994. — № 5−6. — С. 18−20.
  152. Т.Г. Моделирование продуктивной управленческой деятельности директора профессионального училища: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 22 с.
  153. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
  154. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш.пед. учеб. заведений: В 3-х кн.: Кн. 3.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 512 с.
  155. Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1987.- 40 с.
  156. А.Ф. Педагогика прав человека. Пособие для учителей. -М.: Новая школа, 1993.- 120 с.
  157. Нововведения во внутришкольном управлении /A.M. Моисеев, А. Е. Капто, А. В. Лоренсов, О.Г. Хомерики- под общ.ред. A.M. Моисеева. -М.:РПА, 1998.-232 с.
  158. О введении в действие документов государственного стандарта начального профессионального образования. Приказ Министерства образования РФ от 22 июня 1994 г. N 215 // Вестник образования. 1995. -N2А.-С. 21−23.
  159. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 2006- 64 с.
  160. Организационно-экономическое проектирование учебно-профессиональных комплексов и центров непрерывного образования. -СПб.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1992. 81 с.
  161. Организация методической работы в профтехучилище. Метод, рекоменд. / Сост. М. П. Сибирская. СПб.: ВИПКПТО, 2004 — 222 с.
  162. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. — N 3. — С. 9−15.
  163. А.А. Научные основы управления общеобразовательной школой. М.: МОПИ, 1982. — 102 с.
  164. Н.Н. Проектирование образовательной сферы в малом городе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 23 с.
  165. Т.В., Печникова А. В. Документационное обеспечение деятельности организации. М.: ЭКМОС, 1998. — 208 с.
  166. B.C. Теоретические основы управления: (Школоведч. аспект). М.: Высшая школа, 1990. — 173 с.
  167. Т., Уотермен Р. в поисках эффективного управления: Опыт лучших компаний: Пер. с англ. М.: Прогресс, 2006 — 423 с.
  168. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. М.: Профиздат, 2001 -192 с.
  169. JI.M. Программа развития гимназии № 1514 (52) Юго-западного округа г. Москвы. М.: Новая школа, 1995. — 160 с.
  170. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Новая школа, 1993.- 83 с.
  171. М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образованием. Состояние, проблемы, современные требования. Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования. М.: Новая школа, 1997. — 176 с.
  172. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (в вопросах и ответах). Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов управления образования. М.: Новая школа, 1997. -352 с.
  173. М.М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр. 1994. — № 5. — С. 2732.
  174. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989.- 271 с.
  175. О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. СПб.: ТВП ИНК, 1995. — 260 с.
  176. Приоритеты современной педагогики: Мир Экология -Сотрудничество: Материалы международного педагогического проекта
  177. Р.Е.А.С.Е. / Под ред. Э. С. Соколовой, сост. B.C. Митина. М.: Центр педагогики мира, 1993. — 160 с.
  178. Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИЛИ РАО за 1994 г. Сб. научн. тр. / Под ред. В. И. Слободчикова. М.: ИЛИ РАО, 1995.-257 с.
  179. Проблемы развития лицеев и колледжей России. Материалы Всероссийской конференции. 17−19 мая, 1993 г. Ставрополь / Под ред.
  180. A.П. Беляевой. В 2 ч. СПб. — Ставрополь: ИП РАО, 1995.
  181. Прогнозное социальное проектирование: Теорет. и методол. пробл. /Уч. пособие для вузов по спец. «Социол.», «Соц. Управление" — отв. ред. Т. М. Дридзе. 2 изд. М.: Наука, 1994. — 302 с.
  182. Программа «Образование Мурманской области. Основные направления деятельности на 1998−2001 годы» / Под ред. В. Ф. Костюкевича. Мурманск: МОИПКРО, 1998. — 80 с.
  183. Программа развития образования в Мурманской области / Под ред.
  184. B.C. Лазарева. Мурманск: МОНМЦСО, 1994. — 89 с.
  185. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. Материалы научно-практической конференции 25−27 мая 1994 г. Сб. научных трудов / Под ред. В. И. Слободчикова, М. А. Ушаковой. М.: ИЛИ РАО, 1994.- 103 с.
  186. Профориентационная работа среди молодежи с учетом социально-экономических факторов. Методическое пособие / Н. В. Алишев, Р. Д. Каверина, Н. А. Нечаева и др. Л.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1991.-33 с.
  187. В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1996. — 352 с.
  188. А.Г. Границы проектирования // Вопросы методологии. -1991.-№ 1.-С. 19−38.
  189. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.
  190. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Владос, 1995. — 529 с.
  191. Л.Д. Диагностика структур региональных органов управления образованием: Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1996. — 23 с.
  192. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. Е. И. Исениной. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  193. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. /Гл.ред. В. В. Давыдов М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. — Т. 1. — А-М -1993.-608 с.
  194. .В. Смена парадигмы и инновационно-образовательная практика // Кентавр. 1996. — № 1. — С. 49−51.
  195. Г. Науки об искусственном: Пер. с англ. М.: Мир, 1972. -148 с.
  196. С.И., Столяренко С. Д. Психология управления: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 512 с.
  197. Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу: Пер. с англ. Воронеж: ТИП-ТАЙМС ЭНВО, 1992. — 112 с.
  198. Секреты умелого руководителя / Сост. И. В. Липсиц. М.:1. Экономика, 1991.-320 с.
  199. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  200. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебно-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 192 с.
  201. Г. В. Теория и практика подготовки кадров в высших профессиональных училищах: Автореф. дис. д-ра пед.наук. Минск, 1994. -35 с.
  202. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
  203. В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и допол. М.: Роспедагентство, 1997. — 264 с.
  204. М. Н. Методология и методика педагогических исследований. (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986.- 150 с.
  205. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1990. — 302 с.
  206. В.И. Новое образование как путь к новому сообществу // Новые ценности образования: Образование и сообщество. Вып. № 5. -М.: УВЦ Инноватор, 1996. С. 24−28.
  207. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования): Автореф. дис. д-ра психолог, наук.-М, 1994.- 78 с.
  208. В.И. Такое небезопасное слово. // Учительская газета, 1994.-№ 3,-С. 10.
  209. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996. — 608 с.
  210. Н. Социология: Пер. с англ. Научн. ред. На русском языке В. А. Ядов. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  211. И.П. Рынок труда и реформа профессионального образования в России // Специалист. 1994. — № 9. — С. 5−10.
  212. Совершенствование производственного обучения в профтехучилище: Метод, пособие / Н. Д. Крюкова, В. Н. Ковырчев, Г. И. Логунова и др. Предисл. А. П. Беляевой М.: Высшая школа, 1989. — 104 с.
  213. А.Г. Управление деятельностью среднего профтехучилища. -М.: Высшая школа, 1983. 167 с.
  214. А.Г. Педагогические основы управления средним профтехучилищем: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., 1988. — 39 с.
  215. Состояние, тенденции изменений и проблемы управления образованием /B.C. Лазарев, А. П. Афанасьева, A.M. Моисеев, О.М. Моисеева- под ред. B.C. Лазарева. М.: Институт управления образованием РАО, 1996.-40 с.
  216. Социальное проектирование / Ж. Т. Тощенко, Н. А. Аитов, Н. И. Лапин. М.: Мысль, 1982. — 254 с.
  217. Союз педагогической науки и школьной практики. Тезисы материалов конференции, посвящ. 2 0-летию ФППК ОНО МПГУ / Отв. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. М.: МПГУ, 1994. — 67 с.
  218. Э.К. Как управлять персоналом. М.: АО Бизнес-школа Интел-Синтез, 1995. — 240 с.
  219. Стратегия профессионального образования молодежи и незанятого населения / Под науч. ред. И. П. Смирнова М.: ИРПО МОРФ, 1994.-94 с.
  220. Суд над системой образования: стратегия на будущее / Под ред. У. Д. Джонстона: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991. — 260 с.
  221. В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1979. — 393 с.
  222. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (1995 г.)//Вестник образования. 1995. -№ 11. — С. 37−90.
  223. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: Петроградский и Кс, 1995. — 352 с.
  224. Типовое положение об учреждении начального профессионального образования // Вестник образования. 1995. — № 3. — С. 2−19.
  225. .Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей, 1994. — 384 с.
  226. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1997.-336 с.
  227. П.И. Практика управления современной школой (Опыт педагогического менеджмента). М.: Юго-Восточное окружное управление Московского департамента образования, ИМЦ МГПУ им. В. И. Ленина, 1995.-204 с.
  228. П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
  229. М. В. Социология управления: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. — 144 с.
  230. Управление в образовании: проблемы и подходы. Практическое руководство / Под ред. П. Карстанье, К. Ушакова. М.: Сентябрь, 1995. -336 с.
  231. Управление по результатам: Пер. с фин. / Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Пореине и др.- общ. ред. Я. А. Леймана. М.: Прогресс Универс., 1993.- 319 с.
  232. Управление проектами. Учебник для студентов экономии, направлений и специальностей высших учебных заведений / Н. И. Ильин,
  233. И.Г. Лукманова, A.M. Немчин и др.- под ред. В. Д. Шапиро. М.: ДваТрИ, 1996.-610 с.
  234. Управление развитием инновационных процессов в школе / Научные редакторы Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. М.: Прометей, 1995. -217 с.
  235. Управление развитием образования в регионе: сравнительный анализ / Л. Д. Рогозина, B.C. Лазарев, Г. И. Оглоблина и др.- под ред. В. Ф. Костюкевича, Л. Д. Рогозиной. Мурманск: МОИРРОГШЖ, 1996. — 159 с.
  236. Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений /B.C. Лазарев, М. М. Поташник, A.M. Моисеев и др.- под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995.-464 с.
  237. Управление современной школой. Пособие для директора школы / Под ред. М. М. Поташника. М.: АПП ЦИТП, 1992. 168 с.
  238. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие / B.C. Лазарев, Ю. С. Алферов, Т. П. Афанасьева и Др.- под ред. B.C. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.-336 с.
  239. Управленческое консультирование. В 2-х ч. М.: Интерэксперт, 1992.
  240. Э.А. Управление фирмой. М.: АКАЛИС, 1996. — 516 с.
  241. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. Г. Вершловского. СПб.: СПб. ГУПМ, 1994. — 134 с.
  242. Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х / В. Ф. Курлов, В. В. Тумалев, З.В. Калиничева- под ред. Смирновой Е. Э. СПб.: СПОГУПМ, 1995.-224 с.
  243. К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. М.: Сентябрь, 1995. -128 с.
  244. Р. Энциклопедия современного управления в 5-ти т. М.: Випэнерго, 1992.
  245. Федеральная программа развития образования (проект) // Учительская газета, 1997. № 14−15. — 15−22 апреля 1997, № 14 — С. 11−14- № 15-С. 11, 14.
  246. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.
  247. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: П. Ф. Ильичев, ПЛ. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панков. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  248. Философско-методологические основания системных исследований: Сист. анализ и систем, моделирование. (Сб. ст.) / Отв. ред. Д. М. Гвишиани. М.: Наука, 1983. — 324 с.
  249. Формирование у учащихся ПТУ устойчивого интереса к избранной профессии. М.: Высшая школа, 1989. — 207 с.
  250. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  251. П.С. Организационно-методические условия создания регионального профессионального учебного заведения / Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: ВИПК, 1994. — 231 с.
  252. П. Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений- Пер. с англ. / Под ред. В. Ф. Венды М.: Мир, 1973.-263 с.
  253. О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996.-20 с.
  254. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника. М.: Новаяшкола, 1994. 64 с.
  255. В.Е., Корнеева И. В., Автухова Е. Э. Современный маркетинг / Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991. -256 с.
  256. Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века. М.: Сентябрь, 1997. — 112 с.
  257. А.В. Демократизация внутришкольного контроля. М.: Знание, 1991.-64 с.
  258. Р.Х. Социально-психологические проблемы совершенствования управления профтехучилищем. М.: Педагогика, 1984. -192 с.
  259. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. -М.: АППЦИТП, 1992.- 65 с.
  260. Т.И., Давыденко Т. М., Рогачева Н. А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы / Научный редактор Т. И. Шамова. Архангельск: Поморский международный педагогический университет, 1995. — 162 с.
  261. Н.А. Педагогические основы производственной практики учащихся ПТУ. М.: Высшая школа, 1989. — 80 с.
  262. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Сост. H.JI. Скаткин и др.- под ред. Н. П. Кузина и др.- М.: Педагогика, 1980.
  263. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1993.- 240 с.
  264. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Роспедагентство, 1998. — 354 с.
  265. Г. П. Избранные труды. М.: Школа. Культура. Политика, 1995. — 800 с.
  266. Г. П. Новшества и инновации: 5 смыслов иностр. слов // Учительская газета. 1995. — № 22−23. — 23 мая. — С. 8.
  267. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: ОЦ Педагогический поиск, 1997. — 78 с.
  268. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М. М. Поташника. М.: МГПУ, 1991. — 214 с.
  269. ЯмбургЕ.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
Заполнить форму текущей работой