Психолого-педагогическая поддержка — это сопутствующее процессу развития ребенка внимание к его способности разрешать личные проблемы и содействие активному напряжению физических и духовных сил в момент разрешения возникшей проблемы.
Главным объектом ППП является не проблема, не действия, не поступок, а соответствующее состояние. Именно состояние фундамент, который в итоге формирует направленность личности, ее поведение, поступки. Осложненное неблагоприятное состояние личности способствует развитию соответствующей системы отношений и поведения, а следовательно, и осложненному положению в обществе.
Физиологические процессы в организме человека, физические характеристики тела, психические реакции на изменения в материальном мире, проживание реактивного отношения на события извне, на собственные психологические движения все это агенты единого общего состояния человека, которое в свою очередь начинает влиять на взаимодействия с окружающим миром.
Задача педагога и психолога — поддержать положительное состояние ребенка (уверенность, воодушевление, радость познания, творческое вдохновение и др.) и способствовать его постоянному закреплению.
ППП обеспечивает адекватное ситуации деятельности состояние ребенка. ППП выглядит как этическая или физическая защита от нанесения ребенку физического или морального урона. ППП выступает в форме психологического акта сопереживания: достаточно порой проявить свою причастность к проблеме ребенка.
Было бы неверным считать, что ППП вызывается только трудными обстоятельствами, в которые попадают дети. Психолого-педагогическая поддержка — сопроводительное внимание педагога к процессу развития детей.
Педагог-профессионал и психолог знают о возрастных, половых, интеллектуальных, коммуникативных затруднениях роста детей. Профессиональный спектр поддержки легко развернуть, если исходить из аспекта состояния детей. Определенное состояние ребенка может иметь разные причины, связанные с обстоятельствами (пугают, препятствуют, лишают); деятельностью (отсутствие умений, смысла, средств, опыта); оценочным отношением окружающих (недоверие, недоброжелательность, насмешки, низкая оценка); жизненными коллизиями (ссора, разрыв отношений, страшный случай, тайный поступок, дурные мысли); самооценкой (оценка внешности, способностей, характера, умений).
Средства ППП. К ним относятся речевые, пантомимические, действенные, предметные. Используя эти средства, педагог обладает богатой палитрой форм поддержки.