Совершенствование компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения
Диссертация
Вопросы подготовки педагогических кадров в области ИКТ представленыв трудах Т. В. Добудько, С. А. Жданова, А. Ю. Кравцовой, А. А. Кузнецова, О. А. Козлова, Т. А. Лавиной, М. П. Лапчика, С. В. Панюковой, И. В. Роберт, Е. К. Хеннера и др. В работах В. Л. Акуленко, С. С. Кравцова, В. И. Лятецкой, Л. П. Мартиросян и других исследователей рассмотрены проблемы подготовки учителей к использованию ИКТ… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
- 1. 1. Сущность, структура и содержание понятия «компетентность учителя в области информационных и коммуникационных технологий»
- 1. 2. Возможности дистанционного обучения в совершенствовании ИКТ-компетентности учителя в системе дополнительного профессионального образования
- 1. 3. Педагогические условия совершенствования ИКТ-компетентности учителя в условиях дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования
- Выводы по первой главе
- Глава 2. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Программа опытно-экспериментальной работы по совершенствованию ИКТ-компетентности учителя в дистанционной форме
- 2. 2. Содержание и ход опытно-экспериментальной работы по совершенствованию ИКТ-компетентности учителя в дистанционной форме обучения
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по совершенствованию ИКТ-компетентности учителя в дистанционной форме
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абросимов, А.Г. Технологии дистанционного обучения в дополнительном образовании / А. Г. Абросимов //Информатика и образование. — 2004. — № 7. — С.77−82.
- Адольф, В.А., Степанова И. Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога / В. А. Адольф // Информатика и образование. 2006. — № 1. — С. 2−8.
- Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя / В. А. Адольф. Красноярск: Изд-во КГУ, 1998. — 310с.
- Акулова, О.В. Проблемы формирования нового поколения учебных изданий / О. В. Акулова, А. Н. Бакушина, Н. Ю. Конасова, О. В. Лебедев, Н. И. Неупокоева, С.А. Писарева- под общ. ред. О. В. Лебедева. М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2004. -216с.
- Андреев, А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» / А. А. Андреев // Дистанционное образование 1997. — № 4 — С. 16−19.
- Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технологии, организация / А. А. Андреев, В. В. Солдаткин. М: Издательство МЭСИ, 1999. — 196 с.
- Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в системе высшего профессионального образования: дисс. .др. пед. наук / А. А. Андреев. — Москва, 2001.-564 с.
- Архангельский, С.И. Лекции по организации учебного процесса в высшей школе. /С.И. Архангельский М.: Высшая школа, 1976. — 199 с.
- Ахаян, А.А. Теория и практика становления дистанционного педагогического образования: дисс.. .др. пед. наук / А. А. Ахаян. Москва. 2004. — 489 с.
- Ахметова, Д.Б. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д.Б. Ахме-това, Л. И. Гурье // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 138−144.
- Баранников, А. В. Самообразование учащихся в системе общего образования. Теория и практика / А. В. Баранников. М.: ВЛАДОС, 2001. — 360 с.
- Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании /А.Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 10 сентября. — URL.:http://www.eidos.ru/journal/2005/0910−12.htm.
- Бершадский, А.И. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий. / А. И. Бершадский, И. Г. Кревский Пенза, 1997. — 55 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогические технологии. / В. П. Беспалько -М.: Педагогика, 1989. 191 с.
- Бобиенко, О.М. Компетентностно-ориентированный подход в образовании взрослых: Учебное пособие для преподавателей. / О. М. Бобиенко, З. Н. Сафина -Казань: Издательский центр Академии управления «ТИСБИ», 2004. 104 с.
- Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика: 2003. — № 10. — С. 8−14.
- Борисова, Н.В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения / Н. В. Борисова // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып.1. — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. — С.101−113.
- Бондарь, В.В. Информационная компетентность личности учителя как социально-педагогическая проблема. // В. В. Бондарь, А. А. Темербекова. — М.: — МГУ -2008.-191 с.
- Брыксина, О.Ф. Интернет и профессиональная компетентность педагога / О. Ф. Брыксина. URL.: http://www.samara.rio.ru/pedsovet2005/ITKom petent-nost.htm.
- Бурмакина, В.Ф. ИКТ-компетентность учащихся. / В. Ф. Бурмакина, И. Н. Фалина URL: http://www.sitos.mesi.ru/Default.aspx?id=6.
- Ваграменко, Я.А. Основные направления информатизации педагогического образования / Я. А. Ваграменко, С. В. Богданова, В. А. Рыжов, С. А. Жданов, С. Д. Каракозов // Педагогическая информатика. 2004. — № 1. — С. 19−30.
- Вдовюк, В.И. Педагогика высшей школы: современные проблемы. / В. И. Вдовюк, Г. А. Шабанов М: ВУ, 1996. — 68 с.138
- Вербицкий, А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы: Научные труды / А. А. Вербицкий МИМ ЛИНК. Вып.2. -Жуковский, 2000. — 456 с.
- Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. / С. М. Вишнякова М: НМЦСПО, 1998. -538 с.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практи-ко-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Герщунский — М., Изд-во «Совершенство», 1998. 697 с.
- Горбунова, JI.H. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система / JI.H. Горбунова, A.M. Семибратов. // Педагогическая информатика. 2004. — № 3. — С. 3−10.
- Грабарь, М. И Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская -М.: Педагогика, 1977. 273 с.
- Гужеля, Д.Ю. Районный ресурсный центр как фактор эффективности дистанционного повышения квалификации. / Д. Ю. Гужеля, Е. А. Федорова. М.: Федерация Интернет Образования- Великий Новгород: НРЦРО, 2004. — 120 с.
- Даванов, В.И. Проектирование и моделирование педагогических систем. Технологии обучения: Учебное пособие по дистанционному обучению/ В. И. Даванов, Ю. А. Лобейко, Л. Ф. Савинова Ставрополь: СКИПРО, 2000. -38 с.
- Дашниц, Н.Л. Методические подходы к подготовке педагогических кадров в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в школе: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Н. Л. Дашниц. М., 2003. -23 с.
- Демин, В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В. А. Демин. // Мониторинг образовательного процесса. 2000. — № 4. — С. 34— 42.
- Демкин, В.П. Нормативная база дистанционного обучения / В. П. Демин // Высшее образование в России. 2004. — № 5. — С.99−102.
- Демкин, В.П. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения Учебно-методическое пособие. / В. П. Демкин, Г. В. Мо-жаева. Томск, 2003. — 146 с.
- Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под редакцией Е. С. Полат. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. 192 с.
- Домрачеев, В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы / В. Г. Доирачеев // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 10−11.
- Егоршин, А.П. Дистанционное обучение в учебном заведении высшего образования / А. П. Егоршин // Дистанционное образование. 1998. — № 1. — С. 2023.
- Елизаров, А.А. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя / А. А. Елизаров. URL.: http://wwvv.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c =getForm&r=thesisDesc&d=light&idsec=163&idthesis=6707.
- Ершов, А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре / А. П. Ершов // Информатика и образование. 1987. — № 6. — С.3−11.
- Загвязинский, В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования. / В. И Загвязинский, А. Ф. Закирова // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 9−14.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. / В. И Загвязинский, Р. Атаханов. — 3-е издание М: Academia-2006 -с. 208.
- Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования. / Е.С. Заир-Бек -СПб., 1995.-276 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. Изд. 2-е, доп., испр. и пер. — М.: Логос, 2007. — 382 с.
- Змеев, С.И. Андрагогика: становление и пути развития / С. И. Змеев // Педа→ -гогика. — 1995. — № 2 — С. 64−67.
- Змеев, С.И. Наука XXI века / С. И. Змеев // Высшее образование в России. -1998. № 2. — С.76−79.
- Змеев, С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. / С. И. Змеев -М.: Флинта: Наука, 1999 152 с.
- Ионова, О.Н. Формирование информационной компетентности взрослых в процессе дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Великий Новгород, 2007 173с.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В. А Козырева, Н. Ф. Родионовой изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.-392с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года М.: АПКиПРО, — 2002 — 24 с.
- Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Дистанционное обучение. 1997. — № 2 — URL.: http://www.e-joe.ru/sod/97/297/st064.html.
- Концепции информатизации образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. — Вып.З. 1991. — 15 с.
- Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). / В. В. Краевкий М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Крюкова, Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование: Учебное пособие к спецкурсу. / Е. А. Крюкова Волгоград: Перемена, 1998. — 106с. — <
- Кузнецов, А.А. О проекте концепции образовательной области «Информатика и Информационные технологии» / А. А. Кузнецов, A.JI. Семенов, А. Ю. Уваров. // Информатика. 2001. — № 17. — С.21−25.
- Кузнецов, Э.И. Общеобразовательные и профессиональные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом вузе: Дис. д-ра пед. наук. / Э. И. Кузнецов М., 1990. — 277 с.
- Лавина, Т.А. Структура и содержание инвариантной подготовки студентов в области использования информационных технологий /Т.А. Лавина. // Ученые записки ИИО РАО. 2004. — Вып. 12. — С. 60−68.
- Лавина, Т.А. Основные этапы формирования ИКТ-компетентности учителей в системе непрерывного педагогического образования /Т.А. Лавина. // Мир психологии. 2005. -№ 1. — С. 129−136.
- Лебедева, М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? / М. Б Лебедева, О. Н. Шилова. // Информатика и образование. 2004. — № 3. — С. 95−100.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И. Я. Лернер М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Маркова, JI.K. Психологические проблемы повышения квалификации / JI.K. Маркова // Сов. педагогика 1992. — № 9−10. — С.65−67.
- Маркова, JI.K. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. / JI.K. Маркова, Т. А. Матис, А. В. Орлов. М.: Просвещение — 1990. — 112 с.
- Минжериков, В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В.А. Минжериков- под. ред. П. И. Пидкасистого. Ростов Н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, 544с.
- Мозгарев, JI.B. Структура качества повышения квалификации работников образования / JI.B. Мозрев // Педагогика. 2004. — № 10 — с. 48−53.
- Моисеева, М.В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения / М. В. Моисеева // Дистанционное образование. — 2000. № 1. — С.25−29.
- Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации / С. Г. Мочалов. // Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров. — Челябинск, 2003. — 54 с.
- Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751). URL.: http://www.rg.ru/oficial/doc/postanrf/751 .shtm.
- Нестеров, В. В. Педагогическая компетентность: учеб. пособие / В. В. Нестеров, А. С. Белкин. Екатеринбург, 2003 — 154 с.
- Нефедова, В.И. «Дистанционное обучение в системе повышения квалификации работников образования: теоретическое осмысление проблемы и пути их решения» / В. И. Нефедова URL.: http://bank.orenipk.ru/Text/uch-201 103.htm
- Никитин, Э. М Дополнительное педагогическое образование в 21 веке. / Э. М. Никитин. // Методист. 2001. — № 2. — С. 5−12.
- Никитин, Э.М. О перспективах развития совместной работы в решении задач модернизации образования / Э. М. Никитин. // Методист. 2005. — № 1 — С. 5— 11.
- Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. М., 2001. — 319 с.
- Овсянников, В.И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации./ В. И. Овсянников, П.В., Кашицин. М.:2001— 794 с.
- Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс М: Изд. Дом «Обучение-Сервис», 2004 — 608 с.
- Панюкова, С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных-и-коммуникационных технологий. /С.В. Панюкова М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998.
- Педагогический словарь. М: Владос, 2003. -508 с.
- Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения. Методическое пособие М.: АПКи ПРО, 2003. — 110 с.
- Подласый, И. П. Педагогика / И. А. Подласый. М: Владос, 2003. -508 с.
- Полат, Е.С. Дистанционное обучение: каким ему быть / Е. С. Полат, А. Е. Петров. // Педагогика 1999. — № 7. — С. 12−18.
- Полат, Е.С. Интеграция очных и дистанционных форм обучения в старших классах общеобразовательной школы. / Е. С. Полат. // Иностранные языки в школе. 2005 — № 2. — С.26 — 33.
- Полат, Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации / Е. С. Полат. // Информатика и образование. — 2005 — № 5 С. 18−22.
- Программа модернизации педагогического образования, Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.04.2003 г. № 1313. URL.: http://www.school.edu.ru/news.asp?obno= 11 230.
- Программа развития педагогического образования в России на 2001−2010 годы (проект) // Преподаватель. — 2000. № 3. — С. 10−22.144
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. — М.: Когнито-центр, 1999.
- Радионов, В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: автореф. дисс. .д.п.н. / В. Е. Радионов — СПб, 1996. 40 с.
- Ракитина, Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе: дисс. д-ра пед. наук. / Е. А. Ракитина Москва, 2002. — 485 с.
- Растянников, А. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 320 с.
- Рафф, С.Е. Реализация компетентностной составляющей используемого в регионе программного комплекса / С. Е. Рафф. // Концептуальные подходы к ком-петентностно-ориентированному образованию. — Самара, 2001. — С.40−45.
- Республиканская целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2006−2010 годы». URL.: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./l 6/29 003/408264/417 390/421818/
- Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2006−2010 годы URL.: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp? page=./l 6/29 003/408264/417 390/422862/
- Роберт, И.В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования./ И. В. Роберт, О. А. Козлов — М.: ИИО РАО, 2005. 50 с.
- Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании:145
- Дидактические проблемы- перспективы использования. / И. В. Роберт М.: Школа-Пресс, 1994.-254 с.
- Роберт, И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. /И.В. Роберт. //Информатика и образование. 2004. -№ 6. — С. 63−70.
- Романов, А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. / А. Н. Романов, B.C. Торопцов, Д. Д. Григорович. — М: Юнити Дана, 2000. — 303 с.
- Российская Федерация. Законы. Об образовании (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ от 10 июля 1992 г. N 3266−1). URL.: http://www.garant.ru/law/10 064 235−000.htm/
- Рыжаков, М. В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика) / М. В. Рыжыков. М.: Педагогическое общество России, 1999.—328 с. • • .
- Семенов, A.JI. Информатика в российской средней школе: Доклад на пленарном заседании II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» / A.JI. Семенов. // Информатика и образование. 1996. — № 3. — С. 2932.
- Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. / Г. Н. Сериков Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность. / В.А. Сласте-нин, JI.C. Подымова- М.: Магистр. 1997. — 223 с.
- Солдаткин, В.И., Открытое образование. / В. И. Солдаткин, А. А. Андреев. -М: МЭСИ, 2003 569 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
- Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года — URL: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=/16/530/423 026/446434.
- Тавгень, И.А. Дистанционное обучение как сложная организационно-педагогическая система / И. А. Тавгень //Методист. 2003. — № 4. — С. 25−30.
- Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. — 416 с.
- Теслинов, А.Г. Основания и методы вождения взрослых людей к пониманию новых идей / А. Г. Теслинов // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. Вып 1. — С. 115 -119.
- Уваров, А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования. / А. Ю. Уваров. // Информатика и образование 1994 — № 3. — С.3−14.
- Учитель-тьютор в контексте информационной среды школы: Пособие для системы доп. проф. образования. М.: Федерация Интернет образования, 2005. — 32 с.
- Федеральная программа развития образования: Приложение к Федеральному Закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 № 51-ФЗ URL.: http://www.rg.ru/2000/04/10/obr-dok.html.
- Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)», Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 630. URL.: http://www.educom.ru/ru/projects/programs/developrnent/
- Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2001−2010» URL.: http://netoscope.narod.ru/docs/2766.html
- Философский соловарь / Под. ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат- 1991. -559с.
- Фрумин, И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования / И. Д. Фрумин. //. Педагогика развития: ключевые компетенции: материалы 9-ой науч.-практ.конф. Красноярк: РИО КрасГУ. -2002. — С.
- Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. / И. Ф. Харламов. М: Гар-дарики, 1999.-543 с.
- Хеннер, Е.К. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения / Е. К. Хеннер, А. П. Шестаков. // Информатика и образование. 2004. — № 12. — С.5−9.
- Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного мышления. / А. В. Хуторской. М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ». — 2004. — 216 с.
- Хуторской, А.В. Дистанционное обучение и его технологии / А. В. Хуторской. // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 10 сентября. — URL.: http://www.eidos.ru/iournal/ 2005/0910−18.htm
- Царев, В.И. Преимущества дистанционного обучения /В.И. Царев. // Высшее образование в России. — 2000. -№ 4. С. 124−126.
- Шилова, О.Н. Информационно педагогический тезаурус и его функции в системе профессиональной подготовки специалиста образования: теоретические основы становления. / О. Н. Шилова. СПб., 2001. — 158с.
- ИО.Щенников, С. А. Открытое дистанционное образование. / С. А. Щенников. -М., 2002−567 с.
- Щенников, С.А. Особенности модели открытого дистанционного образования взрослых. / С. А. Щенников. // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып.З. — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001 — С.5−17.
- Strzebkowski, R. (1997)/ Realisierung von Interaktivitaet und multimedialen Praesentationstechniken In L. I. Issing & P. Klimsa (Hrsg.), Information und Lernen mit Multimedia. Weinheim: Psychologie Verlags Union). S. 269−304.
- Jesus Lau, Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning// http://www.uv.mx/usbiver/