Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросы подготовки педагогических кадров в области ИКТ представленыв трудах Т. В. Добудько, С. А. Жданова, А. Ю. Кравцовой, А. А. Кузнецова, О. А. Козлова, Т. А. Лавиной, М. П. Лапчика, С. В. Панюковой, И. В. Роберт, Е. К. Хеннера и др. В работах В. Л. Акуленко, С. С. Кравцова, В. И. Лятецкой, Л. П. Мартиросян и других исследователей рассмотрены проблемы подготовки учителей к использованию ИКТ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
    • 1. 1. Сущность, структура и содержание понятия «компетентность учителя в области информационных и коммуникационных технологий»
    • 1. 2. Возможности дистанционного обучения в совершенствовании ИКТ-компетентности учителя в системе дополнительного профессионального образования
    • 1. 3. Педагогические условия совершенствования ИКТ-компетентности учителя в условиях дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Программа опытно-экспериментальной работы по совершенствованию ИКТ-компетентности учителя в дистанционной форме
    • 2. 2. Содержание и ход опытно-экспериментальной работы по совершенствованию ИКТ-компетентности учителя в дистанционной форме обучения
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по совершенствованию ИКТ-компетентности учителя в дистанционной форме
  • Выводы по второй главе

Совершенствование компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития системы образования характеризуется всесторонним использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогическом процессе. В настоящее время наиболее востребованными становятся учителя, владеющие ИКТ, готовые к постоянному совершенствованию своего профессионального уровня, адекватно современным тенденциям развития информационного общества.

В современном информационном обществе особую значимость приобретает информатизация образования, которую вслед за А. А. Кузнецовым, О. А. Козловым, С. В. Панюковой, В. А. Поляковым, И. В. Роберт и другими будем понимать как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, * учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. Применение ИКТ происходит в условиях их непрерывного совершенствования, что предопределяет необходимость повышения квалификации учителей в области использования ИКТ в педагогической деятельности.

Ведущие российские педагоги (С.А. Бешенков, О. А. Козлов, А. А. Кузнецов, М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова и др.) отмечают возрастающую значимость компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности), осуществляющего свою профессиональную деятельность в ИКТ-насыщенной образовательной среде.

Анализ исследований (Я.А. Ваграменко, Т. В. Добудько, С. А. Жданов, А. Ю. Кравцова, А. А. Кузнецов, О. А. Козлов, М. П. Лапчик, С. В. Панюкова, И. В. Роберт, О. Г. Смолянинова, С. Р. Удалов и др.), посвященных проблеме использования ИКТ в образовательном процессе, позволяет утверждать, что эффективность их применения определяется уровнем ИКТ-компетентности педагогов. Однако практика показывает, что в настоящее время большинство учителей не обладает ИКТ-компетентностью, сформированной на уровне, достаточном для осуществления своей профессиональной деятельности в ИКТ-насыщенной образовательной среде, предполагающей усиление роли поиска, сбора, оценки и отбора, анализа, организации, представления и трансляции информации, коллективную работу, планирование индивидуальной и групповой деятельности обучающихся на основе ИКТ. Система повышения квалификации педагогических кадров как самостоятельная отрасль дополнительного профессионального образования, занимающаяся совершенствованием профессионального мастерства учителей, должна создавать благоприятные предпосылки для широкого внедрения в практику образования современных достижений в области ИКТ.

Вопросы подготовки педагогических кадров в области ИКТ представленыв трудах Т. В. Добудько, С. А. Жданова, А. Ю. Кравцовой, А. А. Кузнецова, О. А. Козлова, Т. А. Лавиной, М. П. Лапчика, С. В. Панюковой, И. В. Роберт, Е. К. Хеннера и др. В работах В. Л. Акуленко, С. С. Кравцова, В. И. Лятецкой, Л. П. Мартиросян и других исследователей рассмотрены проблемы подготовки учителей к использованию ИКТ в процессе обучения отдельным предметам. Различные аспекты совершенствования подготовки педагогических кадров в области ИКТ в системе повышения квалификации работников образования рассматриваются в работах П. Ю. Белкина, С. В. Богдановой, Н. Л. Дашниц, Т. А. Лавиной, A.M. Семибратова, И. А. Смольникова, О. В. Урсовой и др. Вопросам формирования и совершенствования профессиональной компетентности учителей посвящены исследования В. А. Болотова, В. А. Демина, И. А. Колесниковой, И. А. Зимней, И. Д. Фрумина, А. В. Хуторского и др.

Проблемы повышения квалификации педагогических кадров рассматриваются во многих работах, посвященных образованию взрослых (Н.Е. Астафьева, Л. В. Гайдаренко, Г. Д. Глейзер, И. Н. Гостева, С. И. Змеёв, Е. А. Кашина, А. Е. Марон, A.M. Новиков, В. И. Подобед и др.), в частности, деятельности учреждений системы дополнительного профессионального 4 образования, в них указывается на необходимость совершенствования ИКТ-компетентности учителей, пересмотра содержания и создания новых форм и методов обучения педагогов на основе ИКТ.

Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, практического опыта работы учреждений дополнительного профессионального образования показал, что в настоящее время активно внедряется новая форма повышения квалификации педагогических работников — дистанционное обучение. Проблемам использования дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования педагогических кадров посвящены работы А. А. Андреева, А. А. Ахаян, Е. С. Полат, М. В. Моисеевой, А. В. Хуторского и др. В них указывается, что дистанционное обучение обладает значительным потенциалом для совершенствования ИКТ-компетентности учителя в системе дополнительного профессионального ¦ образования, а именно использование дифференцированных форм, методов, содержания обучения, а также контроля знаний в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды и др.

Вместе с тем в настоящее время недостаточно разработаны теоретические подходы к организации обучения и отбору содержания подготовки учителя в целях совершенствования его ИКТ-компетентности в условиях дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования. Все вышесказанное позволило выделить следующие противоречия:

• между потребностью системы образования в педагогах, обладающих ИКТ-компетентностью, и имеющимся уровнем ее сформированности у современных учителей;

• между педагогическим потенциалом дистанционного обучения в аспекте совершенствовании ИКТ-компетентности учителей и неразработанностью теоретических основ его реализации в системе дополнительного профессионального образования.

Сформулированная группа противоречий определяет проблему 5 исследования — каковы педагогические условия совершенствования ИКТ-компетентности учителя в процессе дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования.

Целью исследования стало теоретическое выявление и эмпирическое обоснование педагогических условий совершенствования ИКТ-компетентности учителя в процессе дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования.

Объект исследования — процесс повышения квалификации учителей в области ИКТ в системе дополнительного профессионального образования.

Предмет исследования — педагогические условия совершенствования ИКТ-компетентности учителей в, процессе дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что ¦ совершенствование ИКТ-компетентности учителя в ~ процессе дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования будет эффективным при соблюдении следующих условий:

• создание модульной структуры содержания курсовой подготовки в области ИКТ с учетом специфики преподаваемого учителем предмета;

• специальная подготовка преподавателей учреждений' дополнительного профессионального образования к совершенствованию ИКТ-компетентности учителя в условиях дистанционного обучения;

• применение проектных технологий в процессе совершенствования ИКТ-компетентности учителя;

• обеспечение непрерывного повышения квалификации учителей в области ИКТ в процессе дистанционного обучения.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущностные характеристики ИКТ-компетентности учителя.

2. Определить содержание компонентов ИКТ-компетентности учителя и охарактеризовать уровни их сформированности.

3. Выявить возможности дистанционного обучения в совершенствовании ИКТ-компетентности учителя.

4. Теоретически обосновать педагогические условия совершенствования ИКТ-компетентности учителей в процессе дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования.

5. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий совершенствования ИКТ-компетентности учителей в процессе дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования.

Методологическую основу исследования составили: диалектическая теория познания о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийсистемный подход к изучению и организации педагогических процессовтеоретические основы информатизации. образованияобщие положения компетентностного подходатеория дистанционного обучения.

Теоретическая основа исследования базируется на фундаментальных работах в области педагогики и психологии (Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, В. В. Рубцов, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина и др.) — информатизации образования, подготовки педагогических кадров в области ИКТ (Я.А. Ваграменко, С. А Жданов, О. А. Козлов, А. Ю. Кравцова, А. А. Кузнецов, Т. А. Лавина, М. П. Лапчик, С. В. Панюкова, В. А. Поляков, И. В. Роберт и др.) — теории и методики образования взрослых (Г.Д. Глейзер, С. И. Змеев, А. Е. Марон, A.M. Новиков и др.) — использования дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования (А.А. Андреев, А. А. Ахаян, Е. С. Полат, А. В. Хуторской и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ и обобщение положений психолого-педагогической науки, информатики, информатизации образования, теории педагогического экспериментаизучение и анализ опыта преподавания ИКТ, различных дисциплин с применением ИКТ, а также дисциплин психолого-педагогической направленностиэмпирические методы, включающие анализ и обобщение опыта работы учреждений дополнительного профессионального образования по совершенствованию ИКТ-компетентности учителей, а также дистанционного обучения, анализ учебных программ дополнительного профессионального образования в области ИКТ. В ходе исследования применялось также анкетирование, интервьюирование, прямое и косвенное наблюдение, экспертная оценка, самооценка, педагогический эксперимент, методы математической статистики и др.

Базой исследования являлся ГОУ «Чувашский республиканский институт образования». Всего исследованием было охвачено более 230 учителей общеобразовательных школ Чувашской Республики.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап исследования (2004 — 2006 гг.) состоял в осмыслении темы, изучении философской и психолого-педагогической литературы по проблемам совершенствования ИКТ-компетентности учителей в процессе дистанционного обучения в условиях учреждений дополнительного профессионального образования. Изучалась степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной науке. Анализировался и обобщался опыт работы учреждений дополнительного профессионального образования. Был разработан понятийный аппарат исследования, сформулирована рабочая гипотеза, проведен констатирующий этап педагогического эксперимента.

Второй этап (2007;2008 гг.) включал в себя проведение формирующего этапа эксперимента, направленного на реализацию выявленных педагогических условий, способствующих совершенствованию ИКТ-компетентности учителей в условиях дистанционного обучения, обобщение материалов данного этапа эксперимента, проверку и уточнение научно-методических выводов, полученных в ходе его проведения.

Третий этап (2008;2009 гг.) исследования заключался в проверке и обработке результатов проведенной работы, уточнении теоретических и экспериментальных выводов, оформлении материалов исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлены возможности использования дистанционного обучения для совершенствования ИКТ-компетентности учителянаучно обоснована совокупность педагогических условий совершенствования ИКТ-компетентности учителя в процессе дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в теорию и методику профессионального педагогического образования. В нем уточнена сущность ИКТ-компетентности учителя как интегративнаяпрофессионально-личностная характеристика, проявляющаяся в его готовности и способности самостоятельно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельностиопределены компоненты ИКТ-компетентности учителя и уровни их сформированности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан и апробирован модульный курс дистанционного обучения «Применение ИКТ в деятельности учителя». Подготовлены диагностические материалы для оценки ИКТ-компетентности учителя при аттестации педагогических работников. Предложенные методические подходы могут быть также использованы при подготовке студентов педвузов, педколледжей, педучилищ различных специальностей.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на достижения психолого-педагогической и методической науккомплексным характером методики исследованиялогикой экспериментальной работы, соответствующей целям, задачам и условиям проводимого исследованияпроведением констатирующего и формирующего экспериментовапробацией результатов исследованиярепрезентативностью объема выборки и 9 значимостью экспериментальных данных, деятельностью в качестве преподавателя и руководителя центра дистанционного обучения Чувашского-республиканского института образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. ИКТ-компетентность учителя — это интегративная профессионально-личностная характеристика учителя, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области применения ИКТ в педагогическом процессе, проявляющаяся в его готовности и способности самостоятельно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности в следующих направлениях: осуществление педагогической деятельности и взаимодействия между участниками образовательного процесса в условиях ИКТ-насыщенной образовательной средыиспользование ИКТ при преподавании учебного предметавнедрение, экспертная оценка и разработка цифровых-образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов, в состав которых они включеныучет положительных и предотвращение возможных негативных последствий использования ИКТ в образовательном процессе.

2. ИКТ-компетентность учителя включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный, отражающий профессионально-личностное самоопределение учителя в отношении использования ИКТ в современной школе, в формировании мотивации учителя к применению ИКТ в своей профессиональной деятельностикогнитивно-операционный, выражающий степень владения ИКТ и знание основ методики использования ИКТ в учебно-воспитательном процессерефлексивно-проектировочный связанный с получением и анализом информации о возможностях использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе, а также со способностью оценивать свой уровень ИКТ-компетентности и проектировать пути его повышения.

3. Использование дистанционного обучения для совершенствования ИКТ-компетентности учителя позволяет:

• приобретать навыки самостоятельного проектирования индивидуальной образовательной стратегии;

• постоянно совершенствовать навыки работы с информацией;

• применять ИКТ непосредственно в учебном процессе,.

• осуществлять самокоррекцию процесса повышения квалификации в области ИКТ.

4. Эффективность совершенствования ИКТ-компетентности учителя в процессе дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

• создание модульной структуры содержания курсовой подготовки в области ИКТ с учетом специфики преподаваемого учителем предмета;

• специальная подготовка преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования к совершенствованию ИКТ-компетентности учителя в условиях дистанционного обучения;

• применение проектных технологий в процессе совершенствования ИКТ-компетентности учителя;

• обеспечение непрерывного повышения квалификации учителей в области ИКТ в процессе дистанционного обучения.

Апробация и внедрение. Результаты исследования нашли своё отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором (всего 11 работ). Данные результаты внедрялись на курсах повышения квалификации учителей в ГОУ «Чувашский республиканский институт образования».

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили положительную оценку на всероссийских научно-практических конференциях: «Российская школа и Интернет» (Санкт-Петербург, 2003) — «Региональные проблемы информатизации образования: опыт, тенденции, перспективы» (Чебоксары, 2003;2009 гг.).

Выводы по второй главе:

1. Результаты констатирующего этапа позволяют утверждать, что большинство учителей обладает высоким уровнем мотивации к освоению средств ИКТ и их использованию в преподавании, они осознают значимость средств ИКТ в эффективной организации учебного процесса. Однако уровень сформированности их ИКТ-компетентности является недостаточно высоким. Полученные данные свидетельствуют о необходимости совершенствования ИКТ-компетентности учителя.

2. Анализ проведенного анкетирования доказывает необходимость внедрения дистанционного обучения в систему повышения квалификации педагогических работников, в том числе и в целях совершенствования ИКТ-компетентности педагогов. Дистанционные курсы при этом должны носить предметно-ориентированный характер, то есть они должны знакомить педагогов с возможностями использования ИКТ в преподавании отдельных предметов.

3. На формирующем этапе эксперимента нами были разработана программа и обоснована технология дистанционного обучения по совершенствованию ИКТ-компетентности учителей и проведен дистанционный курс «Применение ИКТ в деятельности учителя».

4. Статистическая обработка результатов эксперимента свидетельствует о том, что применение всего комплекса выделенных нами педагогических условий способствует эффективной организации процесса совершенствования ИКТ-компетентности учителей. Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что большинство учителей экспериментальных групп показали более высокий уровень сформированности ИКТ-компетентности по сравнению с контрольной. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу по всем критериальным показателям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенной работы нами были:

1. Уточнены сущностные характеристики ИКТ-компетентности учителя, под которой понимается интегративная профессионально-личностная характеристика, отражающая реально достигнутый уровень его подготовки в области применения ИКТ в педагогическом процессе, проявляющаяся в его готовности и способности самостоятельно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности в следующих направлениях: осуществление педагогической деятельности и взаимодействия между участниками образовательного процесса в условиях ИКТ-насыщенной образовательной средыиспользование ИКТ при преподавании учебного предметавнедрение, экспертная оценка и разработка цифровых образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов, в состав которых они включеныучет положительных и предотвращение возможных негативных последствий использования ИКТ в образовательном процессе.

2. Определено содержание основных компонентов ИКТ-компетентности учителя (мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный, рефлексивно-проектировочный). Показано, что мотивационно-ценностный компонент отражает профессионально-личностное самоопределение учителя в отношении использования ИКТ в своей деятельностикогнитивно-операционный выражает степень владения ИКТ и знание основ методики использования ИКТ в образовательном процессерефлексивно-проектировочный определяет способность учителя оценивать свой уровень ИКТ-компетентности, проектировать пути его повышенияумение анализировать собственную деятельность по использованию ИКТ. Представлены уровневые характеристики сформированности компонентов ИКТ-компетентности учителя.

3. Выявлены возможности дистанционного обучения для совершенствования ИКТ-компетентности учителей, а именно у слушателей формируются навыки творческого, критического мышленияприобретаются навыки самостоятельного проектирования индивидуальной образовательной стратегиисовершенствуются навыки работы с информацией (навыки эффективного поиска и отбора информации, ее структурирования, анализа и оценки с точки зрения ее дидактических свойств: достоверности, полноты, ценности, актуальности) — модернизируются формы педагогического контроляинтерактивный режим учебной деятельности постоянно стимулирует учителя к самооценке, сравнению получаемых в автоматическом режиме результатов с прогнозируемыми и последующему осуществлению самокоррекции процесса повышения квалификации в области ИКТработа в дистанционном режиме приводит к появлению новых возможностей для реализации исследовательской и проектной деятельности учителей.

4. Обоснован комплекс педагогических условий совершенствование ИКТ-компетентности учителя в процессе дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования: создание модульной структуры содержания курсовой подготовки с учетом специфики преподаваемого учителем предметаспециальная подготовка преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования к совершенствованию ИКТ-компетентности учителя в условиях дистанционного обученияприменение проектных технологий в процессе совершенствования ИКТ-компетентности учителяобеспечение непрерывного повышения квалификации учителей в области ИКТ в процессе дистанционного обучения.

5. Экспериментальная проверка эффективности педагогических условий совершенствования ИКТ-компетентности учителей в процессе дистанционного обучения в системе повышения квалификации с вероятностью 95% показала, что только применение всего комплекса выделенных нами педагогических условий способствует эффективной организации процесса совершенствования ИКТ-компетентности учителей.

Проведенное диссертационное исследование не исчерпывает всего содержания рассматриваемой проблемы. Дальнейшее изучение совершенствования компетентности учителя в области ИКТ может быть продолжено в следующих направлениях: разработка диагностик определения уровня сформированности ИКТ-компетентности с учетом специфических особенностей его профессиональной деятельности, поиск новых педагогических условий подготовки учителей в области ИКТ в системе дополнительного профессионального образования, а также методов использования дистанционного обучения в образовательном процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Г. Технологии дистанционного обучения в дополнительном образовании / А. Г. Абросимов //Информатика и образование. — 2004. — № 7. — С.77−82.
  2. , В.А., Степанова И. Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога / В. А. Адольф // Информатика и образование. 2006. — № 1. — С. 2−8.
  3. , В.А. Профессиональная компетентность современного учителя / В. А. Адольф. Красноярск: Изд-во КГУ, 1998. — 310с.
  4. , О.В. Проблемы формирования нового поколения учебных изданий / О. В. Акулова, А. Н. Бакушина, Н. Ю. Конасова, О. В. Лебедев, Н. И. Неупокоева, С.А. Писарева- под общ. ред. О. В. Лебедева. М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ», 2004. -216с.
  5. , А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» / А. А. Андреев // Дистанционное образование 1997. — № 4 — С. 16−19.
  6. , А.А. Дистанционное обучение: сущность, технологии, организация / А. А. Андреев, В. В. Солдаткин. М: Издательство МЭСИ, 1999. — 196 с.
  7. , А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в системе высшего профессионального образования: дисс. .др. пед. наук / А. А. Андреев. — Москва, 2001.-564 с.
  8. , С.И. Лекции по организации учебного процесса в высшей школе. /С.И. Архангельский М.: Высшая школа, 1976. — 199 с.
  9. , А.А. Теория и практика становления дистанционного педагогического образования: дисс.. .др. пед. наук / А. А. Ахаян. Москва. 2004. — 489 с.
  10. , Д.Б. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д.Б. Ахме-това, Л. И. Гурье // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 138−144.
  11. , А. В. Самообразование учащихся в системе общего образования. Теория и практика / А. В. Баранников. М.: ВЛАДОС, 2001. — 360 с.
  12. , А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании /А.Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 10 сентября. — URL.:http://www.eidos.ru/journal/2005/0910−12.htm.
  13. , А.И. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий. / А. И. Бершадский, И. Г. Кревский Пенза, 1997. — 55 с.
  14. , В.П. Слагаемые педагогические технологии. / В. П. Беспалько -М.: Педагогика, 1989. 191 с.
  15. , О.М. Компетентностно-ориентированный подход в образовании взрослых: Учебное пособие для преподавателей. / О. М. Бобиенко, З. Н. Сафина -Казань: Издательский центр Академии управления «ТИСБИ», 2004. 104 с.
  16. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика: 2003. — № 10. — С. 8−14.
  17. , Н.В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения / Н. В. Борисова // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып.1. — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. — С.101−113.
  18. , В.В. Информационная компетентность личности учителя как социально-педагогическая проблема. // В. В. Бондарь, А. А. Темербекова. — М.: — МГУ -2008.-191 с.
  19. , О.Ф. Интернет и профессиональная компетентность педагога / О. Ф. Брыксина. URL.: http://www.samara.rio.ru/pedsovet2005/ITKom petent-nost.htm.
  20. , В.Ф. ИКТ-компетентность учащихся. / В. Ф. Бурмакина, И. Н. Фалина URL: http://www.sitos.mesi.ru/Default.aspx?id=6.
  21. , Я.А. Основные направления информатизации педагогического образования / Я. А. Ваграменко, С. В. Богданова, В. А. Рыжов, С. А. Жданов, С. Д. Каракозов // Педагогическая информатика. 2004. — № 1. — С. 19−30.
  22. , В.И. Педагогика высшей школы: современные проблемы. / В. И. Вдовюк, Г. А. Шабанов М: ВУ, 1996. — 68 с.138
  23. , А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы: Научные труды / А. А. Вербицкий МИМ ЛИНК. Вып.2. -Жуковский, 2000. — 456 с.
  24. , С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. / С. М. Вишнякова М: НМЦСПО, 1998. -538 с.
  25. , Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практи-ко-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Герщунский — М., Изд-во «Совершенство», 1998. 697 с.
  26. , JI.H. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система / JI.H. Горбунова, A.M. Семибратов. // Педагогическая информатика. 2004. — № 3. — С. 3−10.
  27. Грабарь, М. И Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская -М.: Педагогика, 1977. 273 с.
  28. , Д.Ю. Районный ресурсный центр как фактор эффективности дистанционного повышения квалификации. / Д. Ю. Гужеля, Е. А. Федорова. М.: Федерация Интернет Образования- Великий Новгород: НРЦРО, 2004. — 120 с.
  29. , В.И. Проектирование и моделирование педагогических систем. Технологии обучения: Учебное пособие по дистанционному обучению/ В. И. Даванов, Ю. А. Лобейко, Л. Ф. Савинова Ставрополь: СКИПРО, 2000. -38 с.
  30. , Н.Л. Методические подходы к подготовке педагогических кадров в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в школе: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Н. Л. Дашниц. М., 2003. -23 с.
  31. , В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В. А. Демин. // Мониторинг образовательного процесса. 2000. — № 4. — С. 34— 42.
  32. , В.П. Нормативная база дистанционного обучения / В. П. Демин // Высшее образование в России. 2004. — № 5. — С.99−102.
  33. , В.П. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения Учебно-методическое пособие. / В. П. Демкин, Г. В. Мо-жаева. Томск, 2003. — 146 с.
  34. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под редакцией Е. С. Полат. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. 192 с.
  35. , В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы / В. Г. Доирачеев // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 10−11.
  36. , А.П. Дистанционное обучение в учебном заведении высшего образования / А. П. Егоршин // Дистанционное образование. 1998. — № 1. — С. 2023.
  37. , А.А. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя / А. А. Елизаров. URL.: http://wwvv.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c =getForm&r=thesisDesc&d=light&idsec=163&idthesis=6707.
  38. , А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре / А. П. Ершов // Информатика и образование. 1987. — № 6. — С.3−11.
  39. , В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования. / В. И Загвязинский, А. Ф. Закирова // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 9−14.
  40. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. / В. И Загвязинский, Р. Атаханов. — 3-е издание М: Academia-2006 -с. 208.
  41. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования. / Е.С. Заир-Бек -СПб., 1995.-276 с.
  42. , И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. Изд. 2-е, доп., испр. и пер. — М.: Логос, 2007. — 382 с.
  43. , С.И. Андрагогика: становление и пути развития / С. И. Змеев // Педа→ -гогика. — 1995. — № 2 — С. 64−67.
  44. , С.И. Наука XXI века / С. И. Змеев // Высшее образование в России. -1998. № 2. — С.76−79.
  45. , С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. / С. И. Змеев -М.: Флинта: Наука, 1999 152 с.
  46. , О.Н. Формирование информационной компетентности взрослых в процессе дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Великий Новгород, 2007 173с.
  47. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В. А Козырева, Н. Ф. Родионовой изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.-392с.
  48. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года М.: АПКиПРО, — 2002 — 24 с.
  49. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Дистанционное обучение. 1997. — № 2 — URL.: http://www.e-joe.ru/sod/97/297/st064.html.
  50. Концепции информатизации образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. — Вып.З. 1991. — 15 с.
  51. , В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). / В. В. Краевкий М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  52. , Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование: Учебное пособие к спецкурсу. / Е. А. Крюкова Волгоград: Перемена, 1998. — 106с. — <
  53. , А.А. О проекте концепции образовательной области «Информатика и Информационные технологии» / А. А. Кузнецов, A.JI. Семенов, А. Ю. Уваров. // Информатика. 2001. — № 17. — С.21−25.
  54. , Э.И. Общеобразовательные и профессиональные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом вузе: Дис. д-ра пед. наук. / Э. И. Кузнецов М., 1990. — 277 с.
  55. , Т.А. Структура и содержание инвариантной подготовки студентов в области использования информационных технологий /Т.А. Лавина. // Ученые записки ИИО РАО. 2004. — Вып. 12. — С. 60−68.
  56. , Т.А. Основные этапы формирования ИКТ-компетентности учителей в системе непрерывного педагогического образования /Т.А. Лавина. // Мир психологии. 2005. -№ 1. — С. 129−136.
  57. , М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? / М. Б Лебедева, О. Н. Шилова. // Информатика и образование. 2004. — № 3. — С. 95−100.
  58. , И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И. Я. Лернер М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  59. , JI.K. Психологические проблемы повышения квалификации / JI.K. Маркова // Сов. педагогика 1992. — № 9−10. — С.65−67.
  60. , JI.K. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. / JI.K. Маркова, Т. А. Матис, А. В. Орлов. М.: Просвещение — 1990. — 112 с.
  61. , В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В.А. Минжериков- под. ред. П. И. Пидкасистого. Ростов Н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, 544с.
  62. , JI.B. Структура качества повышения квалификации работников образования / JI.B. Мозрев // Педагогика. 2004. — № 10 — с. 48−53.
  63. , М.В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения / М. В. Моисеева // Дистанционное образование. — 2000. № 1. — С.25−29.
  64. , С.Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации / С. Г. Мочалов. // Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров. — Челябинск, 2003. — 54 с.
  65. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
  66. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751). URL.: http://www.rg.ru/oficial/doc/postanrf/751 .shtm.
  67. , В. В. Педагогическая компетентность: учеб. пособие / В. В. Нестеров, А. С. Белкин. Екатеринбург, 2003 — 154 с.
  68. , В.И. «Дистанционное обучение в системе повышения квалификации работников образования: теоретическое осмысление проблемы и пути их решения» / В. И. Нефедова URL.: http://bank.orenipk.ru/Text/uch-201 103.htm
  69. Никитин, Э. М Дополнительное педагогическое образование в 21 веке. / Э. М. Никитин. // Методист. 2001. — № 2. — С. 5−12.
  70. , Э.М. О перспективах развития совместной работы в решении задач модернизации образования / Э. М. Никитин. // Методист. 2005. — № 1 — С. 5— 11.
  71. , Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. М., 2001. — 319 с.
  72. , В.И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации./ В. И. Овсянников, П.В., Кашицин. М.:2001— 794 с.
  73. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс М: Изд. Дом «Обучение-Сервис», 2004 — 608 с.
  74. , С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных-и-коммуникационных технологий. /С.В. Панюкова М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998.
  75. Педагогический словарь. М: Владос, 2003. -508 с.
  76. Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения. Методическое пособие М.: АПКи ПРО, 2003. — 110 с.
  77. , И. П. Педагогика / И. А. Подласый. М: Владос, 2003. -508 с.
  78. , Е.С. Дистанционное обучение: каким ему быть / Е. С. Полат, А. Е. Петров. // Педагогика 1999. — № 7. — С. 12−18.
  79. , Е.С. Интеграция очных и дистанционных форм обучения в старших классах общеобразовательной школы. / Е. С. Полат. // Иностранные языки в школе. 2005 — № 2. — С.26 — 33.
  80. , Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации / Е. С. Полат. // Информатика и образование. — 2005 — № 5 С. 18−22.
  81. Программа модернизации педагогического образования, Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.04.2003 г. № 1313. URL.: http://www.school.edu.ru/news.asp?obno= 11 230.
  82. Программа развития педагогического образования в России на 2001−2010 годы (проект) // Преподаватель. — 2000. № 3. — С. 10−22.144
  83. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. — М.: Когнито-центр, 1999.
  84. , В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: автореф. дисс. .д.п.н. / В. Е. Радионов — СПб, 1996. 40 с.
  85. , Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе: дисс. д-ра пед. наук. / Е. А. Ракитина Москва, 2002. — 485 с.
  86. , А. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 320 с.
  87. , С.Е. Реализация компетентностной составляющей используемого в регионе программного комплекса / С. Е. Рафф. // Концептуальные подходы к ком-петентностно-ориентированному образованию. — Самара, 2001. — С.40−45.
  88. Республиканская целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2006−2010 годы». URL.: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./l 6/29 003/408264/417 390/421818/
  89. Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2006−2010 годы URL.: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp? page=./l 6/29 003/408264/417 390/422862/
  90. , И.В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования./ И. В. Роберт, О. А. Козлов — М.: ИИО РАО, 2005. 50 с.
  91. , И.В. Современные информационные технологии в образовании:145
  92. Дидактические проблемы- перспективы использования. / И. В. Роберт М.: Школа-Пресс, 1994.-254 с.
  93. , И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. /И.В. Роберт. //Информатика и образование. 2004. -№ 6. — С. 63−70.
  94. , А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. / А. Н. Романов, B.C. Торопцов, Д. Д. Григорович. — М: Юнити Дана, 2000. — 303 с.
  95. Российская Федерация. Законы. Об образовании (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ от 10 июля 1992 г. N 3266−1). URL.: http://www.garant.ru/law/10 064 235−000.htm/
  96. , М. В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика) / М. В. Рыжыков. М.: Педагогическое общество России, 1999.—328 с. • • .
  97. , A.JI. Информатика в российской средней школе: Доклад на пленарном заседании II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» / A.JI. Семенов. // Информатика и образование. 1996. — № 3. — С. 2932.
  98. , Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. / Г. Н. Сериков Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
  99. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность. / В.А. Сласте-нин, JI.C. Подымова- М.: Магистр. 1997. — 223 с.
  100. , В.И., Открытое образование. / В. И. Солдаткин, А. А. Андреев. -М: МЭСИ, 2003 569 с.
  101. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
  102. Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года — URL: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=/16/530/423 026/446434.
  103. , И.А. Дистанционное обучение как сложная организационно-педагогическая система / И. А. Тавгень //Методист. 2003. — № 4. — С. 25−30.
  104. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. — 416 с.
  105. , А.Г. Основания и методы вождения взрослых людей к пониманию новых идей / А. Г. Теслинов // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. Вып 1. — С. 115 -119.
  106. , А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования. / А. Ю. Уваров. // Информатика и образование 1994 — № 3. — С.3−14.
  107. Учитель-тьютор в контексте информационной среды школы: Пособие для системы доп. проф. образования. М.: Федерация Интернет образования, 2005. — 32 с.
  108. Федеральная программа развития образования: Приложение к Федеральному Закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 № 51-ФЗ URL.: http://www.rg.ru/2000/04/10/obr-dok.html.
  109. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001−2005 годы)», Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 630. URL.: http://www.educom.ru/ru/projects/programs/developrnent/
  110. Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2001−2010» URL.: http://netoscope.narod.ru/docs/2766.html
  111. Философский соловарь / Под. ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат- 1991. -559с.
  112. , И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования / И. Д. Фрумин. //. Педагогика развития: ключевые компетенции: материалы 9-ой науч.-практ.конф. Красноярк: РИО КрасГУ. -2002. — С.
  113. , И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. / И. Ф. Харламов. М: Гар-дарики, 1999.-543 с.
  114. , Е.К. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения / Е. К. Хеннер, А. П. Шестаков. // Информатика и образование. 2004. — № 12. — С.5−9.
  115. , А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного мышления. / А. В. Хуторской. М.: ЗАО «МТО ХОЛДИНГ». — 2004. — 216 с.
  116. , А.В. Дистанционное обучение и его технологии / А. В. Хуторской. // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 10 сентября. — URL.: http://www.eidos.ru/iournal/ 2005/0910−18.htm
  117. , В.И. Преимущества дистанционного обучения /В.И. Царев. // Высшее образование в России. — 2000. -№ 4. С. 124−126.
  118. , О.Н. Информационно педагогический тезаурус и его функции в системе профессиональной подготовки специалиста образования: теоретические основы становления. / О. Н. Шилова. СПб., 2001. — 158с.
  119. ИО.Щенников, С. А. Открытое дистанционное образование. / С. А. Щенников. -М., 2002−567 с.
  120. , С.А. Особенности модели открытого дистанционного образования взрослых. / С. А. Щенников. // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып.З. — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001 — С.5−17.
  121. , R. (1997)/ Realisierung von Interaktivitaet und multimedialen Praesentationstechniken In L. I. Issing & P. Klimsa (Hrsg.), Information und Lernen mit Multimedia. Weinheim: Psychologie Verlags Union). S. 269−304.
  122. Jesus Lau, Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning// http://www.uv.mx/usbiver/
Заполнить форму текущей работой