Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование креативности студентов рассмотрено (согласно концепции A.B. Мудрика) как составляющая часть содержательных компонентов социального воспитания в учебной группе, имеющая определенные педагогические (содержательные и технологические) особенности: организация социального опыта: организация жизнедеятельности в учебной группе в форме игровых тренинговых занятий творческой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе
    • 1. 1. Анализ исследований проблемы формирования креативности в научной литературе
    • 1. 2. Социальное воспитание в учебной группе: подходы и разработки
    • 1. 3. Модель формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опыт эмпирического исследования формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе
    • 2. 1. Программа опытно-экспериментальной работы по формированию креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе
    • 2. 2. Реализация программы опытно-экспериментальной работы по формированию креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе
    • 2. 3. Анализ результатов эмпирического исследования формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе
  • Выводы по второй главе

Формирование креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современная высшая школа призвана готовить своих выпускников к жизни и профессиональной деятельности, для которой характерны конкурентоспособность, профессионализм, высокие требования к качеству труда. Воспитание самостоятельности, развитие творческих способностей, формирование навыков самообразования — важнейшие цели нашей школы сегоднячто зафиксировано в федеральном законе Российской Федерации «Об образовании», национальной доктрине образования в Российской Федерации, федеральном государственном образовательном ' стандарте, которые определяют требования к новому поколению специалистов (владение системой эвристических методов и приемовготовность к поиску, созданию, распространению, применениюновшеств в образовательном процессеготовность к применению технологий формирования креативных способностей и др.). Современное общество, как сложное, дифференцированное социальное образование, выдвигает усложняющиеся требования? к образованиюи воспитанию. молодых людей. Приоритетной целью системы высшего образованияявляется формирование готовности студента к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Успешность данного процесса во многом зависит от степени развития креативности и самостоятельности человека... '.

В современных условиях реформирования системы высшего образования представляется значимым анализ? и исследование проблемы социального воспитания студентов в высших учебных заведениях. Из существующих подходов к проблеме социального воспитания* (В.Г. Бочарова, М. А. Галагузова, М. П. Гурьянова, Б. В. Куприянов, JLB. Мардахаев, A.B. Мудрик, JI.E. Никитина, С. А. Расчетина, Т. А. Ромм, М. М. Плоткин, В. Д. Семенов, Г. Н. Филонов, М. В. Шакурова, В. Р. Ясницкая и др.) в исследовании в качестве точек отсчета выбрана социально-педагогическая концепция A.B. Мудрика, согласно которой социальное воспитание определяется как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации, где развитие понимается как реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека. Социальное воспитание, основными компонентами которого выступают организация социального опыта, образование и индивидуальная помощь, осуществляется не стихийно, а под руководством профессионалов-педагогов.

Актуальной на современном этапе деятельности высших учебных заведений является проблема социального воспитания студентов в учебной группе. Студенческая учебная группа выступает как пространство жизнедеятельности и условие развития личности. Потенциал студенческой учебной группы, как социальной группы, заключается в том, что непосредственное взаимодействие членов группы значимая предпосылка формирования креативности личности студентов.

Теоретические и практические характеристики социальной группы, в частности особенности учебной группы, отразили в своих исследованиях Г. М. Андреева, Ю. Г. Волков, P.JI. Кричевский, A.B. Мудрик, A.B. Петровский, С. Д. Поляков, В. Р. Ясницкая и др.

Анализ подходов к изучению феномена «креативность» представлен в работах отечественных исследователей Т. А. Барышевой, Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, Н. С. Лейтеса, А. Н. Лука, A.M. Матюшкина, A.B. Морозова, Я. А. Пономарева, М. А. Холодной, Е. Л. Яковлевой и др.

Из зарубежных исследователей проблемы креативности выделим М. Воллаха, Дж. Гилфорда, Н. Когана, С. Медника, Р. Муни, Дж. Рензулли, Р. Стернберга, К. В. Тейлора, А. Термена, Е. П. Торренса.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что, несмотря на многочисленные публикации по проблеме, близкой к теме нашего исследования, формирование креативности студентов именно в контексте социального воспитания в учебной группе остается малоизученной. В отечественной и зарубежной науке формирование креативности в основном рассматривается в контексте процесса обучения. Однако данная проблема, с точки зрения организации социального опыта и индивидуальной помощи обучающимся, освещена недостаточно. В частности, слабо изучен практический опыт формирования креативности студентов в аспекте социального воспитания, в том числе в учебной группе.

Данные положения позволили сделать вывод об актуальности исследования формирования креативности студентов в социальном воспитании, что отражается в наличии следующих противоречий:

— между социальной потребностью-формирования креативности студентов и неразработанностью научно-обоснованной модели применительно к процессу социального воспитания в учебной группе;

— между имеющимисяв учебной группе условиями для формирования креативности студентов и недостаточностью использования потенциала этих условий в процессе социального воспитания в вузе;

— между требованиями, предъявляемыми к профессионально-личностным качествам студентов, и наличным уровнем развития их креативности.

Необходимость разрешения выделенных противоречий определила проблему нашего исследования: каковы предпосылки и педагогические особенности результативного формирования креативности студентов, в процессе социального воспитания в учебной группе?

Все это и обусловило выбор темы диссертационного исследования «Формирование креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе».

Сформулированная выше проблема в теоретическом и практическом плане определила общую цель исследования: теоретическая разработка и практическая апробация модели формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе, включающей предпосылки и педагогические особенности изучаемого процесса.

Объект исследования: процесс социального воспитания студентов в учебной группе.

Предмет исследования: формирование креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе.

Исследование основано на гипотезе, согласно которой в процессе социального воспитания в учебной группе формирование креативности студентов будет иметь положительную динамику, если:

— уточнена сущность категории «креативность», определено содержание понятия «формирование креативности» в контексте социального воспитания студентов в учебной группе;

— теоретически обоснована и практически апробирована модель формирования креативности студентов, включающая выявленные предпосылки и педагогические (содержательные и технологические) особенности;

— определены уровни сформированное&tradeкреативности студентов, установлены их критерии и качественные показатели для их идентификации. ' .

Для реализации? намеченною целии подтверждениявыдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. На основе сопоставительного анализа психолого-педагогической литературы уточнить содержание понятия «формирование креативности» в проблемном поле научной категории «креативность» в контексте социального воспитания студентов в учебной группе.

2. Разработать, обосновать и апробировать модель формирования креативности студентов в процессе социального воспитания вучебной группе, включающую предпосылки и педагогические особенности изучаемого процесса.

3. Теоретически описать и экспериментально определить уровни сформированности креативности студентов, установить и аргументировать критерии и соответствующие им качественные показатели.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения и идеи философской и психологической науки о становлении и развитии человека как социокультурного существа, а также о социальной, деятельностной, творческой сущности личности Г. С. Батищева, H.A. Бердяева, Э. В. Ильенковаидеи А.Г. Маслоу и K.P. Роджерса о развитии личности как развитии творческой индивидуальностиконцепция социального воспитания A.B. Мудрикаосновы деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейнаконцепция деятельностного опосредствования межличностных отношений личности в группе* A.B. Петровского.

Частнометодологическую базу исследования составили:

— фундаментальные идеи психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, JT.C. Выготский, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, С. Медник, Я. А. Пономарев, Е. П. Торренс и др.) — исследования индивидуальных различий и творческих способностей (В.А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, А. Н. Лук, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, Е. Л. Яковлева и др.);

— теоретические положения о сущности и структуре креативности (Ф. Баррон, Т. А. Барышева, Н. В. Бибикова, М. Воллах, Л. Д. Лебедева, Н. КоганИ.М. Кыштымова, В. А. Моляко, Р. Муни, Р. Стернберг, К. В. Тейлор, А. Термен, Э. Фромм и др.) — исследования по вопросам диагностики креативности (Л.Г. Алексеева, Т. В. Галкина, В. Н. Дружинин, Е. Е. Туник, Н. В. Хазратова и др.);

— концептуальные положения о различных аспектах творческой деятельности (В.И. Андреев, Л. К. Веретенникова, A.B. Морозов и др:) — основные идеи о развитии креативности в процессе обучения (Л.Б. Ермолаева-Томилина, Э. Ландау, Дж. Рензулли, А. И. Савенков, Н. Б. Шумакова и др.);

— исследования проблем совместного творчества как группового феномена (Г.С. Гавреева, Ч. М. Гаджиев, А. Л. Журавлев, Е. А. Леванова, Я. А. Пономарев, Л. И. Уманский, В. А. Якунин и др.) — идеи о коллективной творческой деятельности (О.С. Газман, И. П. Иванов, С. Д. Поляков, С. Л. Соловейчик и др.) — положения о сущности и специфике творческих заданий.

Ю.Н. Кулюткин, Р. И. Малафеев, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Г. С. Сухобская, А. Ф. Эсаулов и др.) — научные основы социального воспитания личности (В .Г. Бочарова, М. А. Галагузова, М. П. Гурьянова, Б. В. Куприянов, JI.B. Мардахаев, A.B. Мудрик, JI.E. Никитина, Т. А. Ромм, М. М. Плоткин, В. Д. Семенов, М. В. Шакурова, В. Р. Ясницкая и др.) — исследования проблем социальных групп и особенностей учебных групп (Г.М. Андреева, Ю. Г. Волков, Е. М. Дубовская, P.JT. Кричевский, A.B. Петровский, С. Д. Поляков, В. Р. Ясницкая и др.) — положения, системного подхода к анализу педагогических явлений (Н.В. Нагорнов, Л. И. Новикова, В. А. Сластенин, E.H. Степанов и др.) — акмеологические исследования (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина и др.) — исследования проблем педагогических технологий (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, A.M. Кушнир, В. И. Монахов, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин, Г. К. Селевко, С. А. Смирнов, П. Н. Третьяков и др.) — положения деятельностного подхода в применении к обучению и воспитанию- (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Л. И. Новикова, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) — идеи субъектности человека как одной из характеристик личности (A.B. Брушлинский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.) — научно-практические положения В. П. Беспалько, В. И. Загвязинского и других о моделировании опытно-экспериментальной работы.

Для, проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование) — эмпирические (изучение документов, анализ продуктов деятельности, различные виды наблюдений, педагогическое экспериментирование) — диагностические (беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, метод экспертных оценок, метод самооценок). Количественный и качественный анализ результатов опытноэкспериментальной работы проводился с использованием методов математической статистики (кластерный анализ,-критерий Колмогорова*.

Смирнова, критерий (р — угловое преобразование Фишера, гэ — коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Эмпирической базой исследования являлись педагогический факультет Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, филиал Московского педагогического государственного университета в городе Ульяновске, Ульяновский педагогический колледж № 4. Всего в исследовании приняло участие 348 человек.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в 4 этапа.

Первый этап — теоретический (1997;1999 гг.). На данном этапе были определены основные параметры нашего исследования, конкретизирована логика исследования. Изучалась педагогическая, психологическая, философская литература по данной теме, выявлялось исходное состояние разработанности выделенной нами проблемы. Интерес к формированию креативности определялся спецификой процесса социального воспитания студентов в учебной' группе и возрастными* особенностями развития личности в данный период. Были определены сущностные характеристики ведущих понятий исследования.

Второй этап — поисковый (1999;2005 гг.). Включал разработку ведущей концептуальной идеи исследования. Были отобраны диагностические методикиопределены логика, содержание исследования, способы формирования креативности студентов. Проводились пробный и пилотажный этапы опытно-экспериментальной работы, математическая обработка результатов, их анализ и уточнение данных. С этой целью установлены критерии комплексной диагностики, осуществлялась разработка и обоснование уровней сформированности креативности студентов. Обосновывались предпосылки формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе. Был создан первый вариант модели формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе. Уточнялись и апробировались педагогические методы, приемы, средства и формы, выявлялась эффективность отдельных технологий формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе.

Третий этап — формирующий (2005;2010 гг.). Проводился основной этап опытно-экспериментальной работы. Осуществлялась работа по проверке и обработке результатов исследования. Конкретизировались основные положения и выводы исследования. Проводилась апробация и оценка эффективности разработанной нами модели формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе. Внедрение и распространение полученных результатов осуществлялось> в ходе работы по формированию креативности студентов других специальностей. Качество и эффективность исследуемых процессов отслеживались на основе динамики изменений в уровнях сформированности креативности студентов, доступных внешнему наблюдению.

Четвертый этап — заключительный (2010;2011 гг.). Подводились итоги опытно-экспериментальной работы, систематизировались и обобщались результаты полученных материалов. Оформлялись результаты диссертационного исследования.

Научная новизна результатов исследования:

— уточнены и дополнены понятия «креативность», «формирование креативности» с учетом их взаимосвязи, взаимообусловленности и своеобразия в контексте социального воспитания студентов в. учебной группедоказана эффективность потенциала учебной группы как микрофактора социализации студентов в высших учебных заведениях;

— разработана, теоретически обоснована и апробирована модель формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов: организация социального опыта, образования и индивидуальной помощи, которые детерминированы предпосылками (личностный, деятельностный, средовый потенциалы), конкретизирующими общие представления о структуре социального воспитаниявыделены в авторском варианте предпосылки формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе: личностный потенциал студента (творческий потенциал, творческая направленность, творческая активность) — деятельностный потенциал студента (потенциал учебной деятельности и потенциал внеучебной деятельности) — средовый потенциал, структурированный по трем уровням: межличностный (творческий характер взаимодействия «студент-преподаватель», «студент-студент»), групповой (совместное творчество как стиль жизнедеятельности учебной группы в вузе), вузовский (креативность в образовательной среде вуза) — выбраны и аргументированы критерии* сформированности креативности студентов (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность), скомбинированы и обоснованы качественные показатели для их идентификации.

Теоретическая значимость результатов исследования: на основе сопоставительного анализа дана развернутая понятийно-терминологическая характеристика сущности категории «креативность" — охарактеризовано понятие «формирование креативности» в психологическом и педагогическом контекстахпроведен сравнительный анализ различных трактовок педагогической категории «социальное воспитание" — создана понятийная база исследования, что обогащает понятийно-категориального аппарата педагогикипредложенная в диссертации модель создает теоретическую базу для формирования креативности студентов в аспекте выделенных и раскрытых в работе педагогических основ социального воспитания в учебной группевыявлены и теоретически обоснованы предпосылки формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе (личностный, деятельностный, средовый потенциалы), уточняющие теоретические представления о факторах социального воспитания;

— теоретически обоснованы педагогические особенности: содержательные (организация социального опыта, образование и индивидуальная помощь) и технологические (методы, приемы, средства, формы), позволяющие результативно осуществлять формирование креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе;

— доказательно раскрыты критерии, показатели и уровни сформированности креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе (репродуктивный, реконструктивный, вариативный, продуктивный), теоретическая значимость которых подтверждается возможностями прогнозирования и оценки изменений в процессе формирования креативности у каждого студента.

Практическая значимость результатов исследования:

— выявлены предпосылки (личностный, деятельностный, средовый потенциалы) формирования креативности студентов, которые учитывались в практике работы учебных заведений разного уровня (вуз, колледж);

— прикладное' значение имеют разработанные авторомучебный курс «Креативные технологии в социальном воспитании личности», тренинг «Формирование креативности студентов», группа специальных заданий творческой направленности, а также систематизированные и внедренные в исследовании методы, приемы, средства, формы, способствующие результативному формированию креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе;

— практическую ценность имеет экспериментально апробированный диагностический инструментарий для определения уровня сформированности креативности студентов: комплекс диагностических методов и методик, включающий, в частности, авторскую анкету «Самооценка креативности», адаптированный нами метод экспертных оценок креативности.

Методические разработки, рекомендации, созданные в ходе исследования, могут использоваться преподавателями средних учебных заведений и вузов в практике подготовки специалистов (работников образования), в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, при подготовке специалистов других специальностей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены определением исходных методологических предпосылок, согласованностью с признанными положениями отечественной и зарубежной науки по исследуемой проблеме, выбором комплекса научных теоретических и эмпирических методов исследования, длительным характером (12 лет) и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, позволившим провести её количественный и качественный анализ. Оценочные суждения компетентных экспертов, использование стандартизированных тестов и методик (тест творческого мышления Е. П. Торренса, тест отдаленных ассоциаций С. Медника, тест «Эскизы» вариант 1, модифицированный Е.Е. Туник), доказанных статистическими показателями, потенциальная воспроизводимость результатов опытно-экспериментальной работы подтверждают объективность, обоснованность и достоверность научных результатов и выводов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Отдельные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, кафедры педагогики и психологии младшего школьника, Совете педагогического факультета УлГПУ им. И. Н. Ульянова, методологических семинарах, научно-методических конференциях на базе образовательных учреждений г. Ульяновска (1999;2011 г. г.).

Основные положения и результаты исследования разных этапов работы были представлены на ряде научно-практических конференций:

— международных: «Психолого-педагогическое совершенствование образования: поиск новых путей и технологий» (Ульяновск, 2004) — «Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации».

Ульяновск, 2009, 2011) — «Самореализация молодежи в социуме. Достижения. Проблемы. Перспективы» (Самара, 2009) — «Системы и модели: границы интерпретаций» (Томск, 2010) — «Инноватика — 2010» (Ульяновск, 2010) — «Университетское образование: традиции и инновации» (Ульяновск, 2010) — «Междисциплинарность научного поиска в области гуманитарный исследований» (Ульяновск, 2010);

— всероссийских: «Актуальные проблемы воспитания современного школьника» (Ульяновск, 2001) — «Интеграция теории и практики формирования творческой активности студентов педагогических вузов (факультетов)» (Самара, 2001) — «Личность: образование, воспитание, развитие» (Ульяновск, 2002) — «Психодидактика высшего и среднего образования» (Барнаул, 2002) — «Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии образования» (Ульяновск, 2005) — «Проблемы социализации детей, нуждающихся в поддержке государства, и опыт их преодоления» (Кемерово, 2010) — «Методология и учебно-методическое обеспечение применения информационных технологий в системе обучения школьников» (Ульяновск, 2010) — «Механизмы осуществления преемственности на всех ступенях системы непрерывного образования в условиях начала реализации стандартов второго поколения» (Москва, 2010);

— на ежегодных научно-практических конференциях, проводимых на кафедре педагогики и психологии младшего школьника в УлГПУ им. И. Н. Ульянова, и на постоянно действующем в УлГПУ психолого-педагогическом семинаре.

Материалы исследования были включены в курс лекций для студентов педагогического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова (1999;2011 г. г.) — были внедрены при прохождении студентами производственной практики (19 992 011 г. г.) — использовались в научно-исследовательской работе студентов, результаты которой докладывались на ежегодных конференциях и форумах студенческого научного общества УлГПУ им. И. Н. Ульянова (2005;2011 г. г.).

Всего автором опубликовано по теме диссертации 12 научных работ.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Сущность понятия «формирование креативности», в основе которого лежит креативность как способность к творчеству, определяется содержательными (организация социального опыта, образование, индивидуальная помощь) и технологическими (систематизированные методы, приемы, средства, формы, включая авторские) аспектами в контексте социального воспитания студентов в учебной группе.

2. Модель формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе включает в себя: цель, задачи, принципы социального воспитанияпредпосылки формирования креативности студентов (личностный, деятельностный, средовый потенциалы) — педагогические (содержательные и технологические) особенности формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группекритерии и уровни сформированности креативности студентов.

3. Совокупность предпосылок формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной' группе, обеспечивающих его возможную результативность: 1) личностный потенциал студента (творческий потенциал, творческая направленность, творческая активность) — 2) деятельностный потенциал студента (потенциал учебной и потенциал внеучебной деятельности) — 3) средовый, потенциал, структурированный по трем уровням: межличностный (творческий характер взаимодействия «студент-преподаватель», «студент-студент»), групповой (совместное творчество как стиль жизнедеятельности учебной группы в вузе), вузовский (креативность в образовательной среде вуза).

4. Педагогическими (содержательными и технологическими) особенностями формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе являются: 1) организация социального опыта: организация жизнедеятельности в учебной группе в форме игровых тренинговых занятий творческой направленностиобучение творческому взаимодействию в учебной группе через коллективную творческую деятельностьстимулирование творческой самодеятельности в учебной группе через самоуправление- 2) образование как формальное (учебный курс «Креативные технологии в социальном воспитании личности», производственная практика, обучение в учебной группе через тренинг «Формирование креативности студентов»), так и неформальное (творческая жизнедеятельность учебной группы как источник просвещениястимулирование творческой активности, направленной на самообразование) — 3) организация индивидуальной помощи студентам в формировании их креативности: оказание содействияв. решении индивидуальных проблем и обучение решению проблеморганизуемые в жизнедеятельности учебнойгруппы ситуации позитивного раскрытия креативности студентовиндивидуальные творческие задания как средство стимулирования креативности- .

5. Применение объективных критериев < для определения уровня сформированное&tradeкреативности" студентов- (продуктивность,. гибкость, оригинальность и разработанность) будет адекватнымесли подобраны путем обоснованного комбинирования и апробированы качественные показатели для их идентификации. Изменения" в каждом из представленных критериев сформированное&tradeкреативности студентов находят отражение в уровнях сформированное&tradeкреативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе (репродуктивный, реконструктивный, вариативный, продуктивный).

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, библиографического списка использованной литературы (205 наименований), приложений. Основное содержание работы изложено на 169 страницах, общее число иллюстраций 15 (9 таблиц, 6 рисунков).

Выводы по второй главе.

1. Раскрыты содержание и логика эмпирического изучения проблемы формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе. Основной формой эмпирического исследования выступила опытно-экспериментальная работа, которая была представлена программой, ее реализацией и анализом результатов. Программа опытно-экспериментальной работы по формированию креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе включала в себя цель, задачи, логику эмпирического исследования: диагностический этап, этап проведения опытно-экспериментальной работы (практическая апробация модели формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе, включающей предпосылки и педагогические особенности изучаемого процесса), аналитический этап.- Опытно-экспериментальная работа проводилась в контексте социального воспитания в вузе и включала ряд содержательных и технологических составляющих формирования креативности студентов в учебной группе: организация социального опыта, образование, индивидуальная помощь.

2. Доказана результативность разработанного нами авторского учебного курса «Креативные технологии в социальном воспитании личности» и тренинга «Формирование креативности студентов» для решения задач формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе. Формирование креативности в процессе социального воспитания в учебной группе продолжалось в практической деятельности студентов при прохождении производственной практики.

В организации социального опыта акцент был сделан на коллективную творческую деятельность, также осуществлялась организация жизнедеятельности студентов в учебной группе в форме игровых тренинговых занятий творческой направленности и стимулирование творческой самодеятельности посредством организации самоуправления в студенческой учебной группе. Осуществляя индивидуальную помощь, с целью актуализации индивидуального творчества студентов в учебной группе, использовались индивидуальные творческие задания. Студентам оказывалось содействие в решении индивидуальных проблем и обучение решению проблем. В жизнедеятельности учебной группы организовывались ситуации позитивного раскрытия креативности студентов.

3. С целью выявления результативности реализации программы опытно-экспериментальной работы диагностика уровня сформированности креативности студентов осуществлялась в начале, на промежуточном этапе, в конце исследования. Практическую ценность имеет экспериментально апробированный диагностический инструментарий для определения уровня сформированности креативности студентов: комплекс диагностических методов и методик, включающий, в частности, авторскую анкету «Самооценка креативности», адаптированный нами метод экспертных оценок креативности.

4. В результате кластерного анализа определены уровни-сформированности креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе (репродуктивный, реконструктивный, вариативный, продуктивный) — установлены и аргументированы критерии (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность), скомбинированы и обоснованы качественные показатели для их идентификации.

5. Обоснованы и проанализированы полученные результаты опытно-экспериментальной работы, достоверность которых подтверждена выбором комплекса методов исследования, длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, позволившим провести её тщательный количественный и качественный анализ. Установленная* положительная динамика в экспериментальных группах, заметно превышающая динамику в контрольной группе, подтверждает гипотезу исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что применение разработанной модели обеспечивает результативность формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе.

Заключение

.

Исследование формирования креативности студентов в учебной группе отражает ведущие тенденции развития современной высшей школы в аспекте социального воспитания. Креативность как способность к творчеству проявляется не только в учебной деятельности студентов, но и в организации жизнедеятельности студенческой учебной группы. От степени развития творческого потенциала студента, способного самостоятельно решать проблемы и гибко адаптироваться в быстро меняющихся условиях социальной среды, зависит личностное становление будущего специалиста.

Достижение цели педагогического исследования во многом определяется выделенными предпосылками (личностный, деятельностный, средовый потенциалы) и педагогическими (содержательными и технологическими) особенностями формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе.

Проведенное диссертационное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы.

1. На основе анализа психолого-педагогических исследований по проблеме формирования креативности установлено, что существует многообразие подходов к определению данного феномена. Исходя из этого, понятие «креативность» характеризуется как общая универсальная способность к творчеству, в той или иной степени свойственная каждому человеку. Креативность формируется и проявляется в деятельности. В соответствии с этим рассмотрены содержательные (организация социального опыта, образование, индивидуальная помощь) и технологические (систематизированные методы, приемы, средства, формы, включая авторские) аспекты формирования креативности студентов в контексте социального воспитания в учебной группе.

2. Модель формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе включает цель, задачи, принципы социального воспитанияпредпосылки формирования креативности студентов (личностный, деятельностный, средовый потенциалы) — педагогические (содержанные и технологические) особенности формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группеа так же критерии и уровни сформированности креативности студентов.

3. В качестве предпосылок результативности формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе выступают: 1) личностный потенциал студента (творческий потенциал, творческая направленность, творческая' активность) — 2) деятельностный потенциал студента (потенциал учебной и потенциал внеучебной деятельности) — 3) средовый потенциал, структурированный по трем уровням: межличностный (творческий характер взаимодействия «студент-преподаватель», «студент-студент») — групповой (совместное творчество как стиль жизнедеятельности учебной группы в вузе) — вузовский (креативность в образовательной среде вуза).

4. Формирование креативности студентов рассмотрено (согласно концепции A.B. Мудрика) как составляющая часть содержательных компонентов социального воспитания в учебной группе, имеющая определенные педагогические (содержательные и технологические) особенности: организация социального опыта: организация жизнедеятельности в учебной группе в форме игровых тренинговых занятий творческой направленностиобучение творческому взаимодействию в учебной группе через коллективную творческую деятельностьстимулирование творческой самодеятельности в учебной группе через самоуправлениеобразование: 1) формальное образование: учебный курс «Креативные технологии в социальном воспитании личности», производственная практика), тренинг «Формирование креативности студентов" — 2) неформальное образование: творческая жизнедеятельность учебной группы как источник просвещения, стимулирование творческой активности, направленной на самообразованиеиндивидуальная помощь: оказание содействия в решении индивидуальных проблем и обучение решению проблеморганизуемые в жизнедеятельности учебной группы ситуации позитивного раскрытия креативности студентовиндивидуальные творческие задания как средство стимулирования креативности.

5. Разработанные в контексте гуманистического, деятельностного, системного подходов учебный курс «Креативные технологии в социальном1 воспитании личности» и тренинг «Формирование креативности студентов» показали свою результативность как средства решения задач формирования креативности студентов в процессе социального воспитания вучебной группе.

6. Определены и описаны уровнисформированности креативности студентов (репродуктивный, реконструктивный, вариативный, продуктивный), выделены и обоснованы соответствующие критерии (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность), скомбинированы и аргументированы качественные показатели для их идентификации. Зафиксированная положительная динамика роста вариативного и продуктивного уровней сформированности креативности студентов в экспериментальных группах дает основание для общего вывода о результативности разработанной нами модели формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе.

Позитивные качественные и количественные данные, подтвержденные статистическими методами (кластерный анализ, критерий ф*— угловое преобразование Фишера и.-критерий Колмогорова-Смирнова, гв — коэффициент ранговой корреляции Спирмена), являются основанием для общего вывода о перспективности теоретико-практических результатов формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе.

Выдвинутая гипотеза исследования доказана, поставленные задачи решены, полученные результаты правомерно рассматривать как определенный вклад в развитие теории воспитания.

Выделенные и обоснованные предпосылки (личностный, деятельностный, средовый потенциалы) уточняют представление о факторах социального воспитания, их учет способствует результативному I формированию креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе. Итоги диссертационного исследования дают основание для вывода о позитивном ресурсе деятельности педагога, а именно о 1 педагогических (содержательных и технологических)' особенностях формирования креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе.

Несмотря на полученные положительные результаты, мы не претендуем на исчерпывающую полноту исследуемой проблемы. За рамками предмета исследования остались такие актуальные и интересные вопросы изучения креативности, как характеристики социальных групп на межгрупповом и социетальном уровнях анализа, исследование понимания природы совместного творчества во взаимовлиянии межличностных, групповых и межгрупповых процессов, отвечающих за креативность и инновационность. Студенческая учебная группа как социальная группа, как предпосылка социального и личностного развития, студентов, требует дальнейшего изучения. Перспективнымвидится так же изучение технологий формирования креативности студентов, поиск оптимальных методов, приемов, средств, форм социального воспитания в аспекте данной проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Практикум по возрастной психологии Текст. / Г. С. Абрамова. М.: Академия, 1999. — 320 с.
  2. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. -М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.-495 с.
  3. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2009. 363 с.
  4. , В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 600 с.
  5. , Т. А. Креативность. Диагностика и развитие Текст.: монография / Т. А. Барышева. СПб.: РГПУ, 2002. — 205 с.
  6. , Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности Текст. / Т. А. Барышева, Ю. А*. Жигалов. СПб.: СПГУТД, 2006.-268 с.
  7. , Г. С. Введение в диалектику творчества Текст. / Г. С. Батищев. СПб.: Издательство РХГИ, 1997. — 464 с.
  8. , В. И. Социальная педагогика: Методология, теория, история Текст. / В. И. Беляев, Е. Н. Салтанов. М.: Союз, 2004. — 414 с.
  9. , Н. А. Философия свободы- Смысл творчества Текст. / А. Н. Бердяев. М.: Правда, 1989. — 607 с.
  10. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  11. , Н. В. Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / Бибикова Надежда Вячеславовна. Ульяновск, 2004. — 230 с.
  12. , Д. Б. Психология творческих способностей Текст.: учебное пособие для вузов / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. -320 с.
  13. , Д. Б. Пути к творчеству Текст. / Д. Б. Богоявленская. М.: Знание, 1981.-96 с.
  14. , Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 35−41.
  15. , А. А. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им стать? Текст. / А. А. Бодалев, Н. В. Васина. СПб.: Речь, 2010. — 224 с.
  16. , Н. В. Педагогика Текст.: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
  17. , В. Г. Педагогика социальной работы Текст. / В. Г. Бочарова. -8уЫ: Аргус, 1994. 208 с.
  18. , А. В. Проблемы психологии субъекта Текст. / А. В. Брушлинский. М.: ИП РАН, 1994. — 346 с.
  19. , Е. В. Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Буслова Елена Викторовна. Кострома, 2005. — 223 с.
  20. , П. Десять заповедей творческой личности Текст. / П. Вайнцвайг. -М.: Прогресс, 1990. 187 с.
  21. , Ю. В. Социальная педагогика Текст. / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. М.: Академия, 2006. — 440 с.
  22. Введение в научное исследование по педагогике Текст. / под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  23. , Л. К. Подготовка будущего учителя к формированию творческого потенциала школьника Текст.: монография / Л. К. Веретенникова. Ижевск: Удм. ун-т, 1996. — 134 с.
  24. , Н. Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии Текст.: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.13. / Вишнякова Наталия Федоровна. Москва, 1996. — 394 с.
  25. Возрастная и педагогическая психология Текст. / под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1979. 288 с.
  26. , И. П. Учим творчеству Текст.: опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской обл. / И. П. Волков. — 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Педагогика, 1998. — 96 с.
  27. , Ю. Г. Социология Текст.: учебник / Ю. Г. Волков- под ред. В. И. Добренькова. М.: Дашков и К- Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. — 384 с.
  28. , А. Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) Текст. / А. Н. Воронин // Психологическое обозрение. -1995.-№ 1.-С.31−33.
  29. , Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк Текст.: книга для учителя / Л. С. Выготский. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  30. , О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к: педагогике свободы Текст. / О. С. Газман. М.: МИРОС, 2002. — 296 с.
  31. , М. А. Социальная педагогика в России: кризис или развитие?
  32. Текст. / М. А. Галагузова // Социальная педагогика. 2009. — № 6. — С. 3−10.
  33. , Т. В. Диагностика и развитие креативности Текст. / Т. В. Галкина, Л. Г. Алексеева // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.-С. 170−177.
  34. , Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления Текст. / Дж. Гилфорд. М.: Прогресс, 1965. — 244 с.
  35. , С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств Текст. / С. В. Гиппиус. СПб.: Речь, 2001. — 346 с.
  36. , Ж. Что такое психология Текст.: В 2-х т. Т. 1. / Ж. Год фру а. — М.: Мир, 1992.-496 с.
  37. , Д. С. Практикум по психологическому исследованию Текст.: учебное пособие / Д. С. Горбатов. Самара: БАХРАМ-М, 2000. — 248 с.
  38. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  39. , Р. М. Творчество и преодоление стереотипов Текст. / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб.: Изд. ОМЗ, 1994. — 192 с.
  40. , А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов Текст. / А. Г. Грецов. СПб.: Питер, 2008. — 208 с.
  41. , М. П. Сельская школа и социальная педагогика Текст. / М. П. Гурьянова. Минск: Амалфея, 2000. — 448 с.
  42. , Е. А. Связь креативности и агрессии в подростковом возрасте Текст. / Е. А. Гуськова // Психология XXI века: тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.-С. 297−298.
  43. , В. В. Лекции по педагогической психологии Текст. / В. В. Давыдов. М.: Академия, 2006. — 224 с.
  44. , А. А. Акмеология Текст.: учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
  45. , А. Н. История педагогики Текст.: учебное пособие для студентов пед. вузов / А. Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС, 2000. — 432 с.
  46. , В. Н. Психология и психодиагностика общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. М.: Наука, 1994. — 343 с.
  47. , В. Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 1999. — 368 с.
  48. , В. Н. Экспериментальная психология Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
  49. , В. Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность Текст. / В. Н. Дружинин, Н. В. Хазратова // Психологический журнал. 1994. — № 4. — С. 83−93.
  50. , В. К. Сотрудничество в обучении Текст. / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  51. , Н. А. Социальное воспитание в детском общественном объединении Текст.: монография / Н. А. Евлешина- под ред. А. В. Мудрика. М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2009: — 320 с.
  52. , О. В. Практика психологического тренинга Текст. / О. В. Евтихов. СПб.: Речь, 2007. — 256 с.
  53. , Л. И. Летняя педагогическая практика Текст.: методические рекомендации / Л. И. Еремина. — Ульяновск: УлГПУ, 2001. — 24 с.
  54. Ермолаева-Томилина, Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей Текст. / Л. Б. Ермолаева-Томилина // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С. 74−84.
  55. , А. Л. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований Текст. / А. Л.
  56. , Т. А. Нестик // Психологический журнал. 2011. — Т. 32. — № 1. -С. 3−21.
  57. , В. И. Методология и методика дидактического исследования Текст. / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  58. , В. И. Социально-педагогическое исследование: методологический аспект Текст. / В. И. Загвязинский // Социальная педагогика в России. 2008. — № 1. — С. 47−50.
  59. , И. А. Педагогическая психология Текст.: учебное пособие / И.
  60. A. Зимняя. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
  61. , И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел Текст. / И. П. Иванов. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  62. , Э. В. Об эстетической природе фантазии Текст. / Э. В. Ильенков // Вопросы эстетики. 1964. — № 6. — С. 46−92.
  63. , Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. — 448 с.
  64. , М. С. Человеческая деятельность Текст. / М. С. Каган. М.:
  65. Политиздат, 1974. — 328 с.
  66. , О. А. Игры в самих себя Текст. / О. А. Казанский. М.: Менеджер, 1994. — 128 с.
  67. , Н. В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение Текст.: монография / Н. В. Калинина. Ульяновск: УИПКПРО, 2004. — 228 с.
  68. , М. В. Педагогическая технология в учебном процессе Текст. / М.
  69. B. Кларин. -М.: Знание, 1989. 80 с.
  70. Кластерный анализ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.learnspss.ru/handbooks.htm
  71. , Г. М. Педагогика Текст.: учебник / Г. М. Коджаспирова. М.: КНОРУС, 2010. — 744 с.
  72. , Г. М. Словарь по педагогике Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ МАРТ, 2005. — 448 с.
  73. , Т. В. Педагогические условия организации социально творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук / Козырева Татьяна Владимировна.—Кострома, 2006. 241 с.
  74. , Т. В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылка креативности Текст. / Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. -2010. — № 5. С. 3−13.
  75. , Р. Л. Социальная психология малой группы Текст.: учебное пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. М.: Аспект Пресс, 2001.-318 с.
  76. , В. А. Психология математических способностей школьников Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  77. , М. А. Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Крылова Мария Андреевна. -Санкт-Петербург, 2007. 25 с.
  78. , Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития Текст. / Н. В. Кузьмина // Гуманизация образования. 1995. -№ 1.-С. 41−53.
  79. , В. С. Современные педагогические технологии: Начальная школа Текст.: пособие для учителя / В. С. Кукушкин. Ростов н / Дону: Феникс, 2003.-448 с.
  80. , Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников Текст. / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. Л.: Знание, 1987. — 38 с.
  81. , Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. -1986.-№ 2.-С. 21−30.
  82. , Б. В. Антропологические основы социального воспитания школьников Текст. / Б. В. Куприянов // Образование и общество. 2007. -№ 1. — С. 67−70.
  83. , Б. В. Вариативность социального воспитания школьников Текст.: монография / Б. В. Куприянов. — Кострома: КГУ, 2009. — 423 с.
  84. , И. М. Креативность школьников: психосемиотический подход Текст.: автореф. дис.. д-ра псих, наук: 19.00.07. / Кыштымова Ирина Михайловна. Москва, 2009. — 44 с.
  85. , Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка Текст. [пер. с нем.] / Э. Ландау. М.: Академия, 2002. — 144 с.
  86. , Л. Д. Креативность младших школьников: контекст «развитие» Текст.: монография / Л. Д. Лебедева, Н. В. Бибикова. Ульяновск: УлГПУ, 2004. — 194 с.
  87. , Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании Текст. / Л. Д. Лебедева. СПб.: ЛОИРО, 2001.-318с.
  88. , Н. С. Умственные способности и возраст Текст. / Н. С. Лейтес. -М.: Педагогика, 1971.-280 с.89- Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  89. , А. Н. О формировании способностей Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1960. — № 1. — С. 7−17.
  90. , И. А. Социальное воспитание как часть воспитания Текст. / И. А. Липский // Вопросы воспитания. 2010. — № 4 (5). — С. 26−31.
  91. Лук, А. Н. Мышление и творчество Текст. / А. Н. Лук. М.: Политиздат, 1976.-144 с.
  92. Лук, А. Н. Психология творчества Текст. / А. Н. Лук.—М.: Наука, 1978. -128 с.
  93. , М. Р. Школа творческого мышления Текст. / М. Р. Львов. М.: Дидакт, 1993.-183 с.
  94. , Е. И. Проектирование творческих заданий Текст.: спецкурс для студентов / Е. И. Майнулова // Начальная школа. 2003. — № 8. — С. 51−55.
  95. , Р. И. Творческие задания по физике в VI-VII классах Текст. / Р. И. Малафеев. М.: Просвещение, 1971. — 87 с.
  96. , Л. В. Социальная педагогика Текст. / Л. В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2005. 269 с.
  97. , Л. В. Социальное воспитание: сущность и содержание Текст. / Л. В. Мардахаев // Вопросы воспитания. 2010. — № 4 (5). — С. 32−37.
  98. , А. Г. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А. Г. Маслоу- перевод с англ. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. — 432 с.
  99. , А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Школа-Пресс, 1993. — 127 с.
  100. , А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  101. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности Текст. / А. А. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  102. , В. М. Введение в экспериментальную психологию личности Текст. / В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский. — М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
  103. , В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности Текст. / В. А. Моляко, // Вопросы психологии. -1994.-№ 5.-С. 86−95.
  104. , А. В. Креативная педагогика и психология. Текст.: учебное пособие / А. В: Морозов, Д. В. Чернилевский. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2004. — 560 с.
  105. Юб.Мудрик, А. В. Социализация человека Текст. / А. В. Мудрик. М.: Академия, 2004. — 304 с.
  106. , А. В. Социальная педагогика Текст. / А. В. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2005. — 200 с.
  107. , А. В. Социальное воспитание в воспитательных организациях Текст. / А. В. Мудрик // Вопросы воспитания. 2010. — № 4 (5). — С. 38−43.
  108. , Ф. А. Основы социальной педагогики Текст. / Ф. А. Мустаева. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 416 с.
  109. Ю.Нагорнов, Н. В. Система учебно-воспитательной работы начальной школы
  110. Текст. / Н. В. Нагорнов. Ульяновск, 1993. — 144 с. Ш. Никитин, В. А. Начала социальной педагогики Текст]: учебное пособие /
  111. В. А. Никитин. М.: МПСИ- Флинта, 1999. — 72 с. 112. Никитина, Л. Е. Социальная педагогика Текст. / Л. Е. Никитина. — М.:
  112. Академический Проект, 2003. 272 с. 1 И. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика Текст.: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. — 4-е изд. — М.: Академия, 2008. — 224 с.
  113. , Л. И. Педагогика воспитания Текст.: избранные педагогические труды / Л. И. Новикова- под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика / сост. Е. И. Соколова. М.: ПЕРСЭ, 2010. — 336 с.
  114. Общая психология Текст.: учебник для студ. пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. — под ред. А. В. Петровского. 3-изд., перераб. и допол. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  115. Одаренные дети Текст. / общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. 376 с.
  116. , С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
  117. Отечественная социальная педагогика: хрестоматия Текст.: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / сост. и авт. предисл. Л. В. Мардахаев. -М.: Академия, 2003. 384 с.
  118. , А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение Текст. / А. П. Панфилова. М.: Академия, 2009. — 192 с.
  119. Педагогика Текст.: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 640 с.
  120. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов педагог, учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
  121. , А. В. Основы теоретической психологии Текст.: учебное пособие для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.
  122. , М. М. Социальное воспитание в контексте теории социальной педагогики Текст. / М. М. Плоткин // Социальная педагогика в России. -2009.-№ 5.-С. 80−90.
  123. , М. М. Социальное воспитание в микросоциуме Текст. / М. М. Плоткин // Вопросы воспитания. 2010. — № 4 (5). — С. 44−49.
  124. , М. М. Социальное воспитание школьников Текст.: монография / М. М. Плоткин. — М.: Изд-во Ин-та пед. соц. работы, 2003. 200 с.
  125. , С. Д. В поисках реалистического воспитания Текст. / С. Д. Поляков. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 176 с.
  126. , С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики Текст. / С. Д. Поляков. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. — 176 с.
  127. , С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения: Опыт популярной монографии Текст. / С. Д. Поляков. — М.: Новая школа, 2003.- 304 с.
  128. , С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия научной фантастики Текст. / С. Д. Поляков. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  129. , С. Д. Цели современного воспитания. Личностно-ориентированное коллективное творческое дело Текст. / С. Д. Поляков, В. Р. Ясницкая, Э. С. Зимин. Ульяновск: ИПК ПРО, 1996. — 28 с.
  130. , Я. А. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач Текст. / Я. А. Пономарев, Ч. М. Гаджиев // Исследование проблем психологии творчества- под ред. Я. А. Пономарева.- М.: Наука, 1983. С. 279−295.
  131. , Я. А. Психология творчества Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-304 с.
  132. , Я. А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  133. , Я. А. Фазы творчества и структурные уровни его организации Текст. / Я. А. Пономарев // Вопросы психологии. — 1982. № 2. — С. 5−13.
  134. Практикум по возрастной психологии Текст. / под ред. JI. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2008. — 688 с.
  135. Проблемы способностей Текст. / под ред. В. Н. Мясищева. — М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962. 307 с.
  136. , Т. С. Перспективы развития социальной педагогики в России Текст. / Т. С. Просветова // Социальная педагогика в России. 2009. — № 6.-С. 62−66.
  137. Психогимнастика в тренинге Текст. / под ред. Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Ювента, 1999.-256 с.
  138. Психологическая диагностика Текст.: учебное пособие / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. -М.: Изд-во УРАО, 1997. 304 с.
  139. Психология Текст.: учебник для гуманитарных вузов / под общ ред. В. Н Дружинина. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.
  140. Психология. Словарь Текст. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  141. Психология человека от рождения до смерти Текст. / под общ. ред. А. А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.
  142. , JI. Г. Роль мотивации в развитии креативности личности Текст. / JI. Г. Пузеп // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всерос. съезда психологов: В 8 т. Т. 6. СПб.: Изд-во СПбУ, 2003.-С. 472−474.
  143. Развитие и диагностика способностей Текст. / под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. — 181 с.
  144. , С. А. Социальная педагогика развивающаяся область образования Текст. / С. А. Расчетина. — Псков: ПОИПКРО, 1998. — 180 с.
  145. , А. А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента Текст. / А. А. Реан // Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С. 58−60.
  146. , П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей Текст. / П. Е. Решетников. -М.: Владос, 2000. 304 с.
  147. , К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Р. Роджерс. М.: Прогресс- Универс, 1994. — 480 с.
  148. , Т. А. Социальное воспитание: подходы в современной педагогике Текст. / Т. А. Ромм // Вопросы воспитания. 2010. — № 4(5). — С. 17−25.
  149. , Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов Текст.: монография / Т. А. Ромм. Новосибирск: Наука, 2007. — 380 с.
  150. Российская педагогическая энциклопедия Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.otrok.ru/teach/enc/
  151. Российская Федерация. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266−1 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://mon.gov.ru /с1окЯг/оЬг/3986/
  152. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
  153. , С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории Текст. / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1960. — № 3. -С. 3−15.
  154. , С. Л. Способности Текст.: В 2 т. Т.2. / С. Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. — М.: Педагогика, 1989. С. 122−139.
  155. , А. И. Одаренные дети в детском саду и школе Текст.: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Савенков. М.: Академия, 2000. — 232 с.
  156. , Г. К. Социально-воспитательные технологии Текст. / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. М.: Народное образование- Школьные технологии, 2002. — 248 с.
  157. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий Текст.: В 2 т. Т. 1 / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
  158. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий Текст.: В 2 т. Т.2 / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
  159. , В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды Текст. / В. Д. Семенов. — Мг: Педагогика, 1986. 109 с.
  160. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2003. — 350 с.
  161. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  162. Словарь по социальной педагогике Текст. / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М.: Академия, 2002. 368 с.
  163. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2001. — 304 с.
  164. Социальная педагогика Текст.: курс лекций / под общ. ред. М. А. Галагузовой. -М.: ВЛАДОС, 2000. 416 с.
  165. Социальная педагогика Текст.: монография / под ред. В. Г. Бочаровой. -М.: ВЛАДОС, 2004. 368 с.
  166. Социальная педагогика Текст.: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Никитина. М.: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
  167. , Р. Инвестиционная теория креативности Текст. / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 2.-С. 144−160.
  168. , Л. Д. Основы психологии Текст.: практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. 10-е. изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 686 с.
  169. , Б. М. Избранные труды Текст.: В 2 т. Т. 1. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. -323 с.
  170. , Е. И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе Текст. / Е. И. Тихомирова. М.: Академия, 2007. — 144 с.
  171. , Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса Текст.: методическое руководство / Е. Е. Туник. СПб.: ИМАТОН, 1998. — 170 с.
  172. , В. И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда Текст. :автореф.. дис. д-ра психол. наук / Тютюнник Владимир Иванович. М.: МГУ, 1994. — 44 с.
  173. , JI. И. Психология организаторской деятельности Текст. / Л. И. Уманский. -М.: Просвещение, 1980.-206 с.
  174. Федеральные государственные образовательные стандарты. Высшее профессиональное образование (бакалавриат) Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/dl 1/prm46-l.pdf.
  175. , Г. Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития Текст. / Г. Н. Филонов. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. — 160 с.
  176. Философия. Основные идеи и принципы Текст. / под ред. А. И. Ракитова. М.: Политиздат, 1990. — 368 с.
  177. Философская энциклопедия Текст.: 5 т. Т. 5. / под ред. Ф. В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1970. — 740 с.
  178. Философский словарь Текст. / под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. -М.: Политиздат, 1963. 554 с.
  179. , Л. М. Психологический справочник учителя Текст. / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагин. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  180. , С. С. Социология Текст.: учебник / С. С. Фролов. 3-е изд., допол. -М.: Гардарики, 1999. — 344 с.
  181. , Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. -272 с.
  182. , М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. СПб: Питер, 2002. — 272 с.
  183. , А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения Текст. / А. В. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. -416 с.
  184. , Н. В. Психотренинг. Игры и упражнения Текст. / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. — М.: Физкультура и спорт, 1988. 274 с.
  185. , В. Э. Одаренность: дар или испытание Текст. / В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич. М.: Знание, 1990. — 75 с.
  186. , О. В. Развитие креативности личности социального работника в процессе .профессиональной подготовки в вузе Текст.: автореф.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Шабанова Оксана Владимировна. Ульяновск, 2006.-23 с.
  187. , М. В. Социальное воспитание в школе Текст. / М. В. Шакурова. М.: Академия, 2005. — 272 с.
  188. , Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности Текст. / Н. И. Шевандрин. 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 512 с.
  189. , Н. П. Социальное воспитание студентов университета в процессе изучения иностранного языка Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Шибаева Наталья Петровна. Кострома, 2002. — 184 с.
  190. , В. С. Педагогика творчества учащихся Текст. / В. С. Шубинский. -М.: Знание, 1988. 80 с.
  191. , Н. Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении
  192. Текст. / Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, Н. П. Щербо // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 27−32. 195. Эсаулов, А. Ф. Психология решения задач Текст] / А. Ф. Эсаулов. — М.: Высшая школа, 1972. — 216 с.
  193. , Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста Текст. / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 37−42.
  194. , Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности Текст. / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997. — 224 с. '
  195. , В. А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.- Полиус, 1998. — 639 с. .
  196. , В. Р. Как сделать класс классным: воспитание подростков Текст. / В. Р. Ясницкая. М.: Просвещение, 2008. — 223 с.
  197. , В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика Текст. / В. Р. Ясницкая. М.: Академия, 2004. — 352 с.
  198. Barron, F. Putting Creativity to Work Текст. / F. Barron // The Nature of Creativity / Sternberg R. J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. -P. 76−98.
  199. Sternberg, R. J. Three-Facet Model of Creativity Текст. / R. J. Sternberg // The Nature of Creativity / Sternberg R. J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.-P. 125−147.
  200. Taylor, C. W. Various Approaches to and Definitions of Creativity Текст. / С. W. Taylor // The Nature of Creativity / Sternberg R. J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. — P. 99−124.
  201. Torrance, E. P. Guiding creative talent Текст. / E. P. Torrance. — Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. 234 p.187
Заполнить форму текущей работой