Педагогические условия организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников
Диссертация
Пути реализации условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников, апробированные на школьном, муниципальном и региональном уровнях в республике Карелия, обеспечивают устойчивое функционирование системы на каждом уровне и представляют собой: методические семинары и индивидуальные консультации для учителей школ и учреждений дополнительного образованияспецкурс… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы организации системы исследовательской деятельности старшеклассников
- 1. 1. Сущность и значение исследовательской деятельности старшеклассников
- 1. 2. Развитие самоорганизации как одна из основных целей организации исследовательской деятельности старшеклассников
- 1. 3. Региональная система исследовательской деятельности как фактор развития самоорганизации старшеклассников
- 1. 4. Критерии и показатели эффективности организации исследовательской деятельности старшеклассников
- Глава 2. Содержание и результаты опытно — экспериментальной работы по созданию педагогических условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников
- 2. 1. Педагогические условия организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников
- 2. 2. Состояние и проблемы организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников (на примере Республики Карелия)
- 2. 3. Пути реализации условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников (школьный и муниципальный уровни)
- 2. 4. Пути реализации условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников (республиканский уровень)
- 2. 5. Оценка эффективности реализации педагогических условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников
Список литературы
- Авгусманова Т.В. Педагогические условия развития исследовательской деятельности старшеклассников в инновационном образовательном учреждении: Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.01) / Т. В. Авгусманова.- Иркутск, 2003.-21 с.
- Аверин Н. Школа, не губи таланты. Электронный ресурс. / Н. Аверин Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/363/32 494/.
- Аверьянова А. Н. Система: философская категория и реальность./ А. Н. Аверьянова.- М., 1976.-308
- Айвазян С. А. Прикладная статистика и основы эконометрики. / С. А. Айвазян, В. С. Мхитарян.- М.: ЮНИТИ, 1998 г.- 1022 с.
- Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Электронный ресурс. / А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина. Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http://www.researcher.ru/teor/teor0001.esp.
- Алексеев Н. Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности. Электронный ресурс. / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович. Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http://www.researcher.ru/information.esp.
- Алексеева Л. Н. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей / Л. Н. Алексеева, Г. Г. Копылов, В. Г. Марача // Исследовательская работа школьников.- 2003.- N 4.- С. 25−28.
- Альтшуллер Т. С. Творчество как точная наука. / Т. С. Альтшуллер.- М.: Наука, 1979.- 268 с.
- Амирова С. С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования : Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01/ С. С. Амирова. Казан, гос. пед. ун-т.- Казань, 1995.- 26 с.
- Андриенко А. В. Приобщение учащихся лицея к научно-исследовательской деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ А. В. Андриенко. Сиб. гос. технол. ун-т, — Красноярск, 2001.-20 с.
- Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. / П. К. Анохин.- М., 1978.- 274с.
- Афанасьев В. Г. Системность и общество. / В. Г. Афанасьев.- М., 1980, — 198с.
- Афиногенов А. М.Современное состояние: Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников/ А. М. Афиногенов, О. П. Сахарова // Исследовательская работа школьников.- 2003.- N1.- С.48−51.
- Бабакова Т. А. Педагогические основы школьного экологического краеведения: Учеб. пособие / Т. А. Бабакова.- Петрозаводск: ПетрГУ, 2001.- 192 с.
- Berlyne D. Structure and direction in thinking. / D. Berlyne.- New York, Wiley, 1965.-314 c.
- Берталанфи Л. Общая теория систем (критический обзор) / Л. Берталанфи. // Исследования по общей теории систем.- М., 1969.
- Блинова Т. В."Школа исследователей" как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности / Т.В. Блинова // Исследовательская работа школьников, — 2003.- N1.- С.100−104.
- Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского, — М.: Педагогика, 1979.- 676с.
- Больцано Б. Учение о науке: Избранное / Б. Больцано. СПб.: Наука, 2003. 520 с.
- Бруднов А. Учебно-исследовательская работа школьников: Во внеучеб. время. / А. Бруднов // Воспитание школьников.- 1996, — N 3.- С. 5−7
- Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. / Дж. Брунер.- М., 1977.
- Брэм А.Э. Жизнь животных, т. 27 А. Э. Брэм.- М., 1992.- 378с.
- Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. / Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, — М., Новосибирск, 1992.-214 с.
- Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. / В.В. Василько-ва.- Спб., 1999.- 64 с.
- Василькова В. В. Самоорганизация в социальной жизни. / Василькова В. В. // Со-циал.-полит.журнал, — 1993.-N8, — С.22−27
- Вентцель К.Н. Идеальный детский сад. / К. Н. Вентцель // Свободное воспитание. Сб. гобр. трудов под ред. Л. Д. Филоненко.- М., 1993.- 248с.
- Викторов Ю.М. Организация исследовательской деятельности школьников: (Изпед. опыта шк.-гимназии N 168 Санкт-Петербурга) / Ю. М. Викторов, С.А. Лебедеifinва, СБ. Тарасов.- СПб.: Шк.-гимназия N 168, 1998.- 20 с.
- Воронин А.В. Особенности научно-исследовательской деятельности школьников Карелии (Из опыта работы КЦ программы «Шаг в будущее» по Карелии). /
- A.В. Воронин, А. А. Рогов, О. Б. Рогова // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции, инновации. Материалы научно-методической конференции, — Петрозаводск. ПетрГУ, 2003.- Часть 1.- С. 106−107.
- Всесвятский Б. В. Исследовательский подход к природе и жизни. / Б. В. Все-святский.- М., 1926.- 186с.
- Ганзен В. А. Системные описания в психологии. / В. А. Ганзен.- Л., 1984
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. / Дж. Гилфорд //Психология мышления, — М., Прогресс, 1965, с. 433−456.
- Глушков В. М. Автоматизированные системы управления сегодня и завтра. /
- B. М.Глушков.- М., 1976.- 174с.
- Граф В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. / В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я Ляудис.- М.: МГУ, 1981.- 324 с.
- Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. / М. Т. Громкова.- М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 416 с.
- Де Боно Э. Латеральное мышление J Э. Де Боно- СПб., 1997.- 234с.
- Дальтон-план в русской школе. Сборник научных трудов. Под ред. И. С. Симонова и1R11. НБ. Чехова.- М., 1930.
- Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. / А. Н. Джу-ринский.- М.: Педагогика, 1992, — 312 с.
- Дзикики А. Творчество в науке. / А. Дзикики.- М., 2001.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. / К. Дункер // Психология мышления.- М., 1965.- С. 86−234.
- Дьюи Дж. Школа и общество. / Дж. Дьюи //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М., 1971.
- Жарова Л. В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя: Учеб. пособие для студ.пед.ин-тов и учителей / JI. В. Жарова.- М.: Просвещение, 1993.- 205с.
- Захарова Д. И. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. / Д. И. Захарова, — Якутск, Якутский гос. ун.-т, 2002.- 20 с.
- Зеленцова Н. Ф. Профессиональное мастерство учителя в школах науки / Н. Ф. Зеленцова // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2005. (Сер. Профессионал).- Т 3.- С.89−95.
- Зобов Р. А. Самоорганизационные процессы российского социума. / Р. А. Зобов
- Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения.- 1996.- N4.- С.58−69.162
- Зорина ЛЛ. Отражение идей самоорганизации в содержании образования. / Л. Я. Зорина // Педагогика, — 1996.- № 4.- С. 67−71.
- Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Из опыта работы гимназии N 10 г. Новокузнецка. / Т. Ивочкина, И. Ливерц // Нар. образование.- 2000.- N 3. С. 136−138
- Ильясов И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение / И. И. Ильясов // Вопросы психологии.- 1996.- N3.- С. 138−141
- Ильясов И. И. Система эвристических приемов решения задач / И. И. Ильясов.- М., 2001. 247 с.
- Ильясов И. И. Сравнительная эффективность двух подходов к познавательному развитию школьников / И. И. Ильясов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.- 1998.- N2.- С.20−27.
- Ильясов И. И. Структура процесса учения. / И. И. Ильясов.- М., 1986.
- Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности / И. В. Усачева, И. И. Ильясов.- М.: Просвещение, 1986.- 189 с.
- Ишков А.Д. Влияние структуры процесса самоорганизации на успешность учебной деятельности студентов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.07)/ А.Д. Ишков- МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии.- М., 2003.- 23 с.
- Ишков А. Д. Модель процесса самоорганизации: Электронный ресурс. / А. Д. Ишков. Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http://www.kic.ru/mm8-l-5.html
- Капустин В. С. Введение в теорию социальной самоорганизации / B.C. Капустин.// Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации.- М.: РАГС, 2003.135 с.
- Карпов А.О. Десять шагов в будущее. / А. О. Карпов. // Высшее образование в России.- 2002 г.- № 3.- С. 33−40.
- Карпов А. О. Интегрированное знание. / А. О. Карпов. // Человек.- 2003.- № 4.-С. 81−85.
- Карпов А. О. Концептуальные основы нового образовательного дела. / А. О. Карпов // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2004. (Сер. Профессионал). Т 2.- С.3−53.
- Карпов А.О. Обучение через науку штрихи к проблеме. / А. О. Карпов, — М.: НТА «АПФН», 2000 г.- 20 с.
- Карпов А. О. Социокультурные контексты в научно-познавательной деятельности учащихся и ее организация. / А. О. Карпов // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2005. (Сер. Профессионал).- Т 3.-С.23−59.
- Китов А. И. Методологические основы психологической теории коллективного труда./ А.И. Китов//Псих.Журн.- 1985.-Т.5.- № 2.
- Китов А. И. Современное состояние и перспективы психологии управления. / А. И. Китов // Вопр. психологии, — 1977. -№ 4.
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. / М. В. Кларин.- М., 1994.
- Князева Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов.- М, 1994.- 138 с.
- Комаров Е.И. Информационное богатство человека, или как профессионалы управляют своими знаниями. / Е. И. Комаров // Управление персоналом.- 1996.-N11.- С.42−43
- Компаниченко В.Н. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. / В. Н. Компаниченко.- М., 1994.- 26 с.
- Кропанева Г. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования. / Г. А. Кропанева // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2003. (Сер. Профессионал).- Т 1.- С.124−135.
- Крючек О. В. Формирование умений и навыков самоорганизации досуга подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.05/ О. В. Крючек- С.-петерб. гос. ун-т культуры и искусств, — СПб., 1999, — 20 с.
- Кузьмина Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования, — JL, 1980.
- Кульневич С. В. От стратегии самоорганизации к тактике личностного воспитания/ С. В. Кульневич // Известия Южного отделения Российской академии образования.- Ростов н/Д, 2000.- Вып.2.- С. 13−24
- Кульневич С. В. Педагогика самоорганизацииособенности перехода к постне-классической теории воспитания/ С. В. Кульневич // Изв. Рос. акад. образования,-1999.-N3.-С. 41−48.
- Кулюткин Ю.Н. Исследование познавательной деятельности учащиеся вечерней школы: Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская.- М.: Просвещение, 1977.-286 с.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества- Психологическое сопровождение одаренного ребенка. / Э.Ландау.- М., 2002.
- Лапина Г. Самоорганизация ступень в развитии социума, сложного мира и образования. / Г. Лапина // Человек и труд.-1998.-К9.-С.45−49 // Alma mater.- 1997,-N8. — С.46−48.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. / Н. С. Лейгес.-Москва-Воронеж, 1997.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. /Н. С. Лейгес. -М., 2000.
- Леонтович А. В. Возрождение интеллектуальной элиты: НТТМ приходит в школу/А. В. Леонтович//Наука и жизнь.- 2004.- N6.-С. 40−41.
- Леонтович А. В. 10 лет программе «Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского» / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников.-2003.- N3.-C. 131−135.
- Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.- М., 2001.- С. 38−48.
- Леонтович А. В. О научной традиции и научной догме в массовой школе / А. В. Леонтович//Народное образование.- 2003.- N2.-С.130−136.
- Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / Леонтович А. В. // Исследовательская работа школьников, — 2003.- N4-. С. 12−17
- Леонтович А. В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.13) / А. В. Леонтович.-М., 2003.-20 с.
- Леонтович А. В. Проектирование юношеской экспедиции / А. В. Леонтович // Народное образование.- 2002.- N3.- С.158−162.
- Леонтович А. В.Современные трактовки одаренности и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования / А. В. Леонтович // Дополнительное образование.- 2002.- N9.- С. 13−17.
- Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / А. В. Леонтович // Народное образование. -1999.- № 10.- С.152−158.
- Лернер И. Я. Проблемное обучение. / И. Я. Лернер.- М.: Знание, 1974, — 164 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Б. Ф. Ломов.- М., 1984.
- Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. / Ломов Б. Ф. // Психология человеческого учения и решение проблем.- Прага, 1974.
- Лурье Л. И. Теория и практика подготовки специалистов- исследователей в системе «Школа-вуз»: Авторефер. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук / Л. И. Лурье.- Моск. Пед. ун.-т. М., 2000.- 22 с.
- Ляудис В. Я. Память в процессе развития./ В. Я Ляудис.- М., 1976.
- Ляудис В. Я. Развитие хронотопов памяти и уровней самоорганизации личности. / В. Я Ляудис. // Теория и практика обучения научно-техническому творчеству: Сб. науч. статей.- М., МГУ, 1992.- 208 с.
- Ляудис В. Я.Структура продуктивного учебного взаимодействия. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. / В. Я Ляудис.-М., 1980.
- Ляшко Л. Ю. Педагогические условия развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) / Л. Ю. Ляшко.- М., 2003.-25 с.
- Макаренко А. С. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3 / А. С. Макаренко.- Москва: Правда, 1987.- 510 с.
- Макотрова Г. В. Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся гимназии: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. В. Макотрова.- Белгород, Белгор. гос. ун-т, 2001.- 23 с.
- Марков М. Теория социального управления. / М. Марков.- М., 1978.
- Макотрова Г. В .Школа как лаборатория / Г. В. Макотрова // Химия и жизнь.-2005.-№ 6.-С. 38−39.
- Мельникова А. П. Возрождение интеллектуальной элиты: Юношеские чтения имени В. И. Вернадского / А. П. Мельникова, А. В. Леонтович // Наука и жизнь.- 2004.- N 6.- С. 41−42.
- Меренков А. В. Система педагогической работы по приобщению детей к культуре самоорганизации / А. В. Меренков, B.C. Глушкова // ЗАВУЧ: Науч.-практ. журн./ Центр «Педагогический поиск».- М., 2004. -№ 6.- С.117−120.
- Модернизация образования в России: Хрестоматия./ Под ред. В. А. Козарева.-СПб.: изд-во РПГУ им А. И. Герцина, 2002 г.- 348с.
- Научно-исследовательская работа школьников Карелии в 2002—2003 уч. году: Информационные материалы. / О. Б. Рогова, А. А. Рогов, Е. А. Клюкина.- Петрозаводск, ПетрГУ, 2003.- 140 с.
- Научно-исследовательская работа школьников Карелии в 2003—2004 уч. году: Информационные материалы / О. Б. Рогова, А. А. Рогов, Е. А. Клюкина.- Петрозаводск. ПетрГУ, 2004.- 128 с.
- Научно-исследовательская работа школьников Карелии в 2004—2005 уч. году: Информационные материалы. / О. Б. Рогова, А. А. Рогов, Е. А. Клюкина,-Петрозаводск, ПетрГУ, 2005, — 114 с.
- Никитина Н. П. Подготовка студентов педвуза к организации научно-исследовательской деятельности в школе. / Н. П. Никитина // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2004. (Сер. Профессионал).- Т 2.- С. 160−164.
- Новиков A.M. Экспериментально-исследовательская деятельность: различные аспекты: На базе общеобразоват. учреждения. / A.M. Новиков // Доп. образование.- 2002.- N 5.- С. 36−40.
- Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры / А. С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.- М., 2001.- С. 48−64.
- Обухов А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? / Обухов А. С. // Исследовательская работа школьников.-2003.-N4.- С. 18−23
- Обухов А. С.Ожидания и впечатления участников юношеской конференции/ А. С. Обухов, Е. П. Пивоварова, Ю. В. Портнова // Исследовательская работа школьников, — 2003.- N 3.- С. 139−142.
- Обухов А. С. Организация взаимодействия участников юношеской конференции / А. С. Обухов // Школьные технологии.- 2000. N3.- С. 109−114.
- Обухов А. С. Программа учебно-исследовательской специализации «Социокультурная психология» / А. С. Обухов // Школьные технологии.- 2002.- N4.-С.179−188.
- Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся /
- A.С. Обухов // Народное образование.- 2004.- N 2.- С. 146−148.
- Обухов А. С. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов // Народное образование.- 2000.- N2.-С.129−132.
- Околелов О.П.О сущности активных методов обучения. / О. П. Околелов // Высшее образование в России.- 1993.- N3.-С.159−165.
- Олвер Р. О составлении групп эквивалентных предметов. / Р Олвер., Дж. Хорнс-би // Исследование развития познавательной деятельности.- М., 1971.- с. 99−119.
- Осин А. К. Педагогическая система формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности учащихся сельской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ А. К. Осин. Шуя, Шуйс. гос. пед. ун-т, 2000.- 22 с.
- Основы научного образования в современной школе. Круглый стол. // Педагогика- 2004, — С. 3−22.
- Официальный сайт программы «Шаг в будущее»: Региональные участники: Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.step-into-the-future.ru/underrus.php. 2004.
- Охинин В. А. Образование в ноосферной самоорганизации человечества: Место и роль педагогики в проблеме становления культуры открытого типа. /
- B. А. Охинин // Самоорганизация в природе: Материалы семинара «Поиск связи между разными способами построения систем». Вып.1.- Томск, 1996.- С. 159−185.
- Панов В. И. Одаренные дети: выявление— обучение— развитие. / В. И. Панов // Педагогика.- 2001.- № 4.- С. 30−44.
- Панюшкин В. П. Два подхода к обучению школьников программированию на ЭВМ. Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. / В. П. Панюшкин.- М., 1985. -174с.
- Пентин А. Учебное исследование и то, что им не является. / А. Пентин // Лицейское и гимназическое образование.- 2002.- № 10.- С 47−53.
- Петрушенко JI. А. Единство системности, организованности и самодвижения./ Л. А. Петрушенко.- М., 1975.- С. 40.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. / Ж.Пиаже.- М., 1995.-358с.
- Пиявский С. А. Исследовательская деятельность учащихся в аспекте научно-ориентированного обучения. / С. А. Пиявский // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2003. (Сер. Профессионал).- Т1.-С.61−65.
- Поддьяков А. Н. Исследование исследования: Исследовательское поведение: специфика успешности в разных возрастных группах / А. Н. Поддьяков // Исследовательская работа школьников,-2003.- N1.- С.26−31.
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. / А. Н. Поддьяков, М. Филоник М.: МГУ, 2000. 266 с.
- Поддьяков А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А. Н. Поддьяков // Исследовательская работа школьников.- 2003.- N 4.- С. 29−32.
- Положение о всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник.- М.: Народное образование, 2001.- С. 260—261.
- Половцева М.А. Психолого-педагогический анализ ведущих видов познавательной деятельности учащихся в отечественной дидактике 20-х годов XX в. / М. А. Половцева.- Хабаровск, Хабаров.пед.ун-т, 1997.- 23 с.
- Потапенко Т. Научно-исследовательская работа в педагогическом колледже: Из опыта работы пед. колледжа, включ. в систему непрерыв. пед. образования, г. Ростов-на-Дону. / Т. Потапенко // Педагогика.- 1995.- N 5. С. 125−126.
- Пригожин И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой./ И. Пригожин, И. Стенгерс.- М.: Прогресс, 1986.- 436 с.
- Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 2. Комплект из четырех методиче17Пских пособий. / Н. С. Пряжников.- М.-Воронеж, 1997.- 186 с.
- Пряжников Н. С. Личная профессиональная перспектива. / Н. С. Пряжников // Школьный психолог.- 2000.- N16.- С. 11 -15.
- Пряжников Н.С. Личность в эпоху продажности: Учебно-методическое пособие. / Н. С. Пряжников.- М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000,224 с.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. / Н. С. Пряжников.- М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996, — 256 с.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. / Н. С. Пряжников.- М.: «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.
- Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. /Н. С. Пряжников.- М.: МГППИ, 1999.- 108 с.
- Пучков О.А. Самоорганизация учебной деятельности в юридическом вузе: методологические основы. / О. А. Пучков, Н. С Солопова // Известия высших учебных заведений.- 1991.-№ 4.- С. 57−68.
- Пушкин В. М. Эвристика—наука о творческом мышлении. / В. М. Пушкин.- М., 1967.
- Раппорт А. Математические аспекты абстрактного анализа систем. / А. Раппорт // Исследования по общей теории систем.- М., 1969.
- Рационализация самообразования, самоорганизации, самоконтроля учащихся средних профтехучилищ: Метод. Рекомендации / ВНИИ проф.-техн. образования.- Л.: ВНИИпрофтехобразования, 1988.- 62 с.
- Рензулли Дж. С. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей. / Дж. С. Рензулли, С. М. Рис // Современные концепции одаренности и творчества, — М., 1997.
- Ровинский Р. Е. Самоорганизация как фактор направленного развития/ Р.Е. Ровинский//Вопросы философии.- 2002.- № 5.- С. 67−77.
- Рогова О.Б. Исследовательская деятельность школьников, как условие развития самоорганизации. / О. Б. Рогова // Труды научно-методического семинара «Наука в школе». М.: НТА «АПФН», 2005.(Сер. Профессионал).- Т. 3.-С.154- 163.
- Рогова О. Б. Научно-исследовательская работа школьников Карелии в 2001—2002 уч. году: Информационные материалы / О. Б. Рогова, А. А. Рогов, Е. А. Клюкина.- Петрозаводск, ПетрГУ, 2002.- 80 с.
- Рогова О. Б. Твоя научно-исследовательская работа: Информационные материалы для школьника. / О. Б. Рогова, А. А. Рогов, Е. А. Клюкина.- Петрозаводск, ПетрГУ, 2001.- 32 с.
- Ротенберг В. С. Мозг, обучение и здоровье. / В. С. Ротенберг, С. М. Бондарен-ко.- М., 1989.
- Рузавин Г. И. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения. /Г. И. Рузавин // Свободная мысль.- 1993.- N 17−18.- С.51−62
- Рузавин Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества. / Г. И. Рузавин // Вопр. философии, — 1995. -N8.- С.63−72
- Рыбакова Н.Н. Педагогическое управление развитием самоорганизации подростков в процессе обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук: (13.00.01) / Н. Н. Рыбакова. Омск, 2004. 22 с.
- Рябенко И. П. Из опыта организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками в Псковской области. / И. П. Рябенко // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2003.- Т.1.-С.144−151.
- Савенков А.И. Психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников,-2003.- N2.- С.39−49.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков.- М.: Сентябрь, 2003.- 204 с.
- Садовский В. Н. Основания общей теории систем. / В. Н. Садовский.- М., 1974.- 274 с.
- Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие / Отв. ред. П. Е. Рыженков.- Новосибирск: Новосибирск, ун-т, 1990.- 120с.
- Свадковский И. Ф. Далтон-план в применении к советской школе. / И.Ф. Свад-ковский .- М., 1926.-134с.
- Свадковский И.Ф. Сущность Далтон-плана / И. Ф. Свадковский // Исследовательская работа школьников.- 2003. -Nl.- С.34−46.
- Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления./ А. Л. Свенцицкий.-Л., 1986.-324с.
- Сергеева М. Г. Наука и образование в современном мире / М. Г. Сергеева // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник, — М., 2001.-С. 29−33.
- Сивова С. Нуждается ли самоорганизация в управленческом обеспечении? / С. Сивова //Пробл.теории и практ.упр.-1997.- N3.- С.82−87.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. / М. Н. Скаткин.- М: Педагогика, 1984.- 388 с.
- Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей Кн. для учителей и воспитателей. / М. Н. Скаткин.- М.: Просвещение, 1980.- 320 с.
- Современный словарь по педагогике. / Сост. Рапацевич Е. С.- Минск: Современное слово, 2001.-928 с.
- Содержание образования и исследовательское обучение. Электронный ресурс.: Режим доступа к ст.: http://www.specialschool.ru/experiment/. 2003.
- Спасибенко С. Г. Общественная жизнь: управление и самоорганизация. / С. Г. Спасибенко, Е. И. Синицына// Социально-политический журнал.- 1996.- N1.-С.70−81.
- Степанов В.Г. Основы исследовательской деятельности школьника: учеб. пособие. / В. Г. Степанов.- Псков: ПОИПКРО, 2004.-95 с.
- Степанова Ю. Научно-исследовательская деятельность лицеистов: Сред, шк. с лицейс. кл. медико-биол. профиля N 182 Москвы. / Ю. Степанова, В. Червина // Воспитание школьников.- 2002.- N 9.- С. 5−14.
- Счастная Т.Н. Концепции и программы: К вопросу о методологии научного творчества. / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников.- 2003.- N1.-С.52−63.
- Титов Е. В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии. / Е. В. Титов // Педагогика.- 2003.- N 9.-С. 39−45.
- Трапезников В. А. Теория управления: развитие и проблемы. / В. А. Трапезников.- М., 1974.-194с.
- Туманова 3. А. Теоретические проблемы научно-ориентированной педагогики в общеобразовательной школе. / 3. А. Туманова // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2003. (Сер. Профессионал).- Т. 1, — С.69−82.
- Управление качеством образования. (Из опыта работы Университетского лицея) / О. Б. Рогова, Н. В. Пекарчик, А. А. Рогов и др.- Петрозаводск: ПетрГУ, 2001.- 80 с.
- Управление качеством образования. (Из опыта работы Университетского лицея) изд. 2-е, дополненное. / Н. В. Пекарчик, О. Б. Рогова, А. А. Рогов и др.- Петрозаводск: ПетрГУ, 2002 г.-104 с.
- Устинова Я. О. Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Я. О. Устинова- Челяб. гос. пед. ун-т. -Челябинск, 2000. -20 с.
- Филиппов А. В. Вопросы психологии управления. / А. В. Филиппов // Пси-хол. Журнал.- 1980.- Т. 1.- № 2.
- Филоник М. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. / М. Филоник, А. Н Поддьяков. // Исследовательская работа школьников.- 2003.-N1.- С.133−134.
- Философский энциклопедический словарь/ ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.:ИНФРА, 2005. — 575 с.
- Фирсова М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии: Метод проектов: Из опыта гимназии N 1518 Москвы. / М. М. Фирсова // Ученик в обновляющейся школе.- М., 2002. С. 157−165.
- Фирсова М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии. / М. М. Фирсова // Педагогика.- 2003. -N 8.- С. 26−31.
- Формирование учебной деятельности студентов. / Под ред. В. Я. Ляудис.-М.: МГУ, 1989.- 240 с.
- Хакен Г. Тайны восприятия: Синергетика как ключ к мозгу. / / Г. Хакен.-М.: Институт комплексных исследований. 2002.- 272 с.
- Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. / Г. Ха-кен.- М.: РХД, 2003 г.- 368 с.
- Хиценко В. Е. Можно ли организовать самоорганизацию? / В. Е. Хиценко // Социол.исслед.- 1993.-N8.- С.65−69.
- Хиценко В. Е. Самоорганизация и менеджмент. / В. Е. Хиценко // Проблемы теории и практики управления.- 1996.- N3.- С.121−124.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования. / А. В. Хуторской // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.- М. 2002.-С. 45−64.
- Хуторской А. В. От учебной проблемы к научной. /А. В. Хуторской // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2005.-Т.З.- С. 10−22.
- Шадриков В. Д. Проблемы системоанализа профессиональной деятельности. / В. Д. Шадриков.- М., 1982.
- Шаронин Ю.В. Самоорганизующиеся и саморазвивающиеся педагогические системы: теоретические подходы и практическое воплощение: анализ ис-след./ Ю. В. Шаронин, Е. Ю. Шаронин // Среднее профессиональное образование.-М.: Б.и. 2004.- С.33−47.
- Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. П. Кузина.- М.: Педагогика, 1980.- 656с.
- Шипилина JI. Учебный курс «Основы самоменеджмента». / JI. Шипилина // Высшее образование в России.- 1998. N4.- С. 102−109
- Шкарина JI. И. Некоторые закономерности исследовательской деятельности как образовательной технологии / Л. И. Шкарина // Исследовательская работа школьников.- 2003. N 3. — С. 21−24.
- Шнейдер Л.Б. Особенности и условия формирования самоорганизации времени жизни подростков (учащихся СПТУ): Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07/ Л.Б. Шнейдер- МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии.- М., 1994. -24с.
- ОТПонесси Д. Принципы организации управления фирмой. /Д. О’Шонесси,-М., 1979.-172с.
- Шумакова Н. Б. Возраст вопросов. / Н. Б. Шумакова. М., 1990.- 354с.
- Ялышева JI. В.Исследовательская деятельность условие развития творческой личности / Л. В.Ялышева // Исследовательская работа школьников.- 2003,-N3, — С. 28−29.
- Якунин В. Я. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. / В. Я. Якунин.- Л.: ЛГУ, 1988.- 160 с.
- Янг С. Система управления организацией. / С.Янг.- М., 1972, — 214с.
- Ярушкин Н. Н. Психологические основы саморегуляции и самоорганизации социальных систем: Моногр./ Н. Н. Ярушкин.- Самара: Изд-во Ин-та искусств и культуры, 1995.- 118 с.
- Ярушкин Н.Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности: Автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.05/ Н. Н. Ярушкин.-. СПб., С.-петерб. гос. ун-т, 1998.- 36 с.
- Fein G.G. Child development. / G.G. Fein.- New Jersey, 1978.- 264 c.
- Краткий обзор исследования JI. Ф. Фоминой.
- Весной 1940 г. в Москве прошла первая Всесоюзная конференция юных техников. Война и послевоенная разруха приостановили работу в этом направлении. Ее продолжение стало развиваться в 1960-е годы
- В целом по стране развитие движения научных обществ учащихсяпроисходило довольно бурно, охватывая большое количество учащихся. Так, в зимние каникулы 1964 г. в Ленинграде прошла городская конференция НОУ.
- Тогда в школах города действовали 7025 научно-технических кружков с охватомоколо 102 тысяч учащихся. В 60 школах города работали филиалы городского
- Развитие научных обществ учащихся поддерживалось Академией науки государством. По проблеме развития научно-технического творчества выступалиакадемики М. А. Лаврентьев^, М. В. Келдыш7. 24.10.1969 г. ВС НТО утвердило
- Положение о секциях и комитетах по работе с молодежью при советах научно-технических обществ». В ряде городских научных обществ занятия юных исследователей проходили на базе местных вузов и НРШ.
- Второй Всероссийский слет актива НОУ состоялся в июле 1979 года в г. Челябинске. К этому времени в стране действовали около трех тысяч научных обществ учащихся.
- Система управления Университетского лицея.
- Курс «Основы исследовательской деятельности». Тематический план.1. Тема Кол-во часов1. Введение (4 часа).
- Общее представление об исследовательской деятельности в школе, ее цели и этапах. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельности. Проектная деятельность. 4
- Основы методологии и методики исследовательской деятельности (24 часа).
- Объяснительное и описательное в науке. Факты и их интерпретация. Научные теории. Могут ли существовать две различные научные теории, объясняющие одни и те же факты? Критерий истины. Доказательства. 4
- Гуманитарные и естественные науки. Выдающиеся русские и советские ученые в разных областях наук, их достижения. Сближение наук. 4
- Научное исследование. Объект и предмет исследования. Понятие цели и задач исследования. Гипотеза в научном исследовании. Результаты исследования и их обработка. Выводы. 2
- Методы научного исследования. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Метод аналогий. Основы моделирования. 41. Элементы логики. 6
- Планирование эксперимента. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требование к подготовке эксперимента. 2
- Основы самоорганизации (10 часов).
- Самоорганизация — ведущая цель исследовательской деятельности. Компоненты самоорганизации. 2
- Целеполагание, анализ ситуации. 2
- Планирование. Способы планирования и организации своей деятельности. 2
- Контроль, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция. 2
- Организация времени жизни как создание личностных сценариев своей жизнедеятельности. 2
- Оформление результатов работы (8 часов).
- Обзор видов научных работ: реферат, тезисы доклада, статья. Аннотация. Требования к оформлению научных работ. 2
- Цитирование. Ссылки. Схемы, чертежи и иллюстрации. Табличный материал. Построение диаграмм и гистограмм. 2
- Составление приложений и примечаний. 1
- Защита результатов работы на научных соревнованиях молодых исследователей (12 часов).
- Основы техники публичного выступления и научного дискурса. 4
- Некоторые приемы саморегуляции. 4
- Способы привлечения внимания слушателей- способы аргументации. 2
- Информация о научных соревнованиях молодых исследователей разного уровня. 21. Итого: 58