Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пути реализации условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников, апробированные на школьном, муниципальном и региональном уровнях в республике Карелия, обеспечивают устойчивое функционирование системы на каждом уровне и представляют собой: методические семинары и индивидуальные консультации для учителей школ и учреждений дополнительного образованияспецкурс… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы организации системы исследовательской деятельности старшеклассников
    • 1. 1. Сущность и значение исследовательской деятельности старшеклассников
    • 1. 2. Развитие самоорганизации как одна из основных целей организации исследовательской деятельности старшеклассников
    • 1. 3. Региональная система исследовательской деятельности как фактор развития самоорганизации старшеклассников
    • 1. 4. Критерии и показатели эффективности организации исследовательской деятельности старшеклассников
  • Глава 2. Содержание и результаты опытно — экспериментальной работы по созданию педагогических условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников
    • 2. 1. Педагогические условия организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников
    • 2. 2. Состояние и проблемы организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников (на примере Республики Карелия)
    • 2. 3. Пути реализации условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников (школьный и муниципальный уровни)
    • 2. 4. Пути реализации условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников (республиканский уровень)
    • 2. 5. Оценка эффективности реализации педагогических условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников

Педагогические условия организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования: В настоящее время реализуются приоритетные направления развития образования [113], которые предполагают решение ряда задач. Одной из них является задача достижения нового, современного качества образования, т. е. ориентация не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. Перед школой ставится задача формирования системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Сегодняшние школьные учебники чрезвычайно насыщены научными фактами, но сам по себе научный дискурс не меняет репродуктивную систему обучения и часто не затрагивает реальной жизни школьника. Воспринимая в школе преимущественно только знания, выпускник обладает недостаточно развитым умением применять знания. Ситуация меняется, когда в познавательной практике школьников появляется исследовательская деятельность. Занятия исследовательской деятельностью делают возможным включение методов, свойственных науке, в обыденное познание.

Общая тенденция развития современного материального и духовного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому исследовательская деятельность в современном мире рассматриваются не как узкоспециализированная деятельность, а исследовательские умения — не как умения, характерные для небольшой профессиональной группы научных работников. Это — неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности, как стиль жизни современного человека. Подготовка школьника к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится одной из важнейших задач современного образования.

Занятия исследованием дают возможность осознать значение самоорганизации в жизни, развить умения и навыки, конструирующие способность к самоорганизации, которая является фактором, способствующим творческому саморазвитию личности (В.И. Андреев, И. А. Бердникова, Г. Б. Шишова). К таким умениям относятся: умение принимать решение в пользу какой-либо целипланировать конкретные шагивыдвигать гипотезувыбирать оптимальный способ решения проблемыдействовать на основе понимания, с определенным намерением, осознавая последствия, логически последовательнопри неудаче анализировать причины, критически перепроверять.

Проблемам исследовательского поведения посвящены труды Д. Берлайн,.

A.В. Запорожца, И. И. Ильясова, А. И. Савенкова, А. Н. Поддъякова, X. Хекхаузена и др. Теоретические вопросы исследовательского обучения и исследовательского метода в обучении широко представлены в работах П. П. Блонского, Б. В. Всесвятского,.

B.В. Давыдова, И. А. Зимней, И. Я. Лернера, Б. Е. Райкова, А. П. Пинкевич, И. Ф. Свадковского, М. Н. Скаткина, Н. Ф. Талызиной и др. Однако наличие этих и других исследований не привело на практике к активному использованию исследовательского метода. Одна из причин, на наш взгляд, состоит в том, что полноценное исследование практически невозможно вместить только во временные рамки традиционного урока. В старших классах необходимо введение исследовательской деятельности и во внеурочное время.

Вопросам исследовательской деятельности школьников в современной педагогической науке посвящены труды И. И. Ильясова, А. В. Леонтовича, А. С. Обухова, А. Н. Поддъякова, И. В. Усачева и некоторых других. Среди исследователей нет единства в понимании и трактовке основных понятий и положений теории исследовательской деятельности школьников. Нет такого единства и среди учителей. Анализ практики организации исследовательской деятельности учащихся в последние годы показывает наличие проблем в этой области. В учебниках по педагогике для студентов вузов и в современных педагогических словарях термин «исследовательская деятельность» не встречается. Статьи в сборниках научных трудов и в периодической печати, посвященные исследовательской деятельности школьников, часто содержат лишь описание опыта отдельных учителей или учебных заведений.

Анализ педагогической литературы и практики организации исследовательской деятельности позволил нам выделить ряд противоречий, на разрешение которых направлено наше исследование:

• между требованием общества к выпускнику школы как человеку обладающему умением самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы и реальной педагогической практикой, направленной в основном на организацию усвоения знаний;

• между признанием необходимости введения исследовательской деятельности в массовую школьную практику и недостаточной разработанностью условий организации этой деятельности;

• между необходимостью массовой включенности школьных учителей в процесс организации и руководства исследовательской деятельностью старшеклассников и недостаточным уровнем их методологической и организационной подготовки;

• между необходимостью организации системы исследовательской деятельности старшеклассников и существующей разрозненной практической деятельностью некоторых учителей, неадекватными формами управления, несогласованностью действий участников данного процесса деятельности.

На их разрешение направлено наше исследование. Начиная исследование, мы рассматривали исследовательскую деятельность старшеклассников в системе школа-вуз. В ходе работы выяснилось, что условие наличия взаимодействия школы и вуза не является обязательным при организации исследовательской деятельности. Первоначально наша гипотеза строилась на предположении о непосредственном влиянии исследовательской деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников. В ходе опытно-экспериментальной работы наша гипотеза менялась. Мы установили, что исследовательская деятельность старшеклассников влияет на осознанный выбор профессии, но не прямо, а косвенно, вследствие повышения уровня самоорганизации.

Таким образом, выявлена проблема: существующая организация исследовательской деятельности школьников не обеспечивает ее введение в массовую школьную практику. Необходимо выявить, при каких педагогических условиях такое введение может быть успешным.

Выявленная проблема, потребность педагогической практики с одной стороны, недостаточная разработанность вопросов организации исследовательской деятельности старшеклассников с другой стороны, обусловили выбор темы диссертации «Педагогические условия организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников».

Объект исследования: организация исследовательской деятельности старшеклассников.

Предмет исследования: педагогические условия организации системы исследовательской деятельности старшеклассников в регионе.

Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий организации региональной системы ис-* следовательской деятельности старшеклассников.

Гипотеза: реализация региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников будет эффективна при соблюдении следующих педагогических условий ее организации:

• становление самоорганизации школьников является интегрирующей педагогической целью организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников и осознается субъектами этой системы;

• структура региональной системы исследовательской деятельности является многоуровневой, обеспечивающей преемственность организации и управления исследовательской деятельностью на всех уровнях системы;

• элементы региональной системы исследовательской деятельности (научные соревнования школьников, организация исследовательской деятельности в школах и учреждениях дополнительного образования республики, информационная поддержка и методическое обеспечение) взаимосвязаны и являются подсистемами;

• преимущественное осуществление научно-педагогического руководства школьными учителями долговременной исследовательской деятельностью старшеклассников обеспечивает возможность введение исследовательской деятельности в массовую школьную практику региона.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать значения исследовательской деятельности старшеклассников в образовательном процессе.

2. Обосновать становления самоорганизации как одной из основных педагогических целей организации исследовательской деятельности старшеклассников.

3. Разработать модель региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников.

4. Выявить и обосновать педагогические условия организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников и определение путей их реализации.

5. Определить критерии оценки эффективности реализации выявленных условий.

6. Определить эффективность реализации условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников.

Методы исследования:

• анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования;

• наблюдения за деятельностью педагогов и учеников в процессе исследовательской деятельности;

• анализ опыта работы школ Карелии и других регионов России по организации и осуществлению исследовательской деятельности старшеклассников;

• анкетирование студентов, учителей и учащихся школ;

• моделирование;

• математические методы обработки и анализа данных;

• опытно-экспериментальная работа, направленная на реализацию педагогических условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников.

Методологическую основу исследования составили:

• Системный подход (П. К. АнохинВ. Г. АфанасьевJI. БерталанфиН.В. КузьминаВ.Н. Садовский и др.);

• Личностный подход (К.А. Абульханова, И. С. Кон, А. Маслоу, А.В. Муд-рик, Р. Мэй, А. Б. Орлов, К. Роджерс, В. Франки и др.);

• Деятельностный подход (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, М. Коул, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Б. Д. Эльконин и др.);

• Синергетический подход (В. В. Василькова, В. С. Капустин, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Г. Лапина, И. Пригожин, Г. Хакен и др.).

Научно-теоретической основой исследования являются:

• Труды по проблемам исследовательского поведения (Д. Берлайн, И. И. Ильясов, А. И. Савенков, А. Н. Поддъяков, Д. Фейн, М. Филоник, X. Хекхаузен и др.);

• Труды по проблемам исследовательского обучения (П.П. Блонский, Б. В. Всесвятский, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, Б. Е. Райков, А. П. Пинкевич, И. Ф. Свадковский, М. Н. Скаткин, С. Т. Шацкий и др.);

• Труды по проблемам исследовательской деятельности школьников (И.И. Ильясов, А. О. Карпов, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, А. Н. Поддъяков, А. И. Савенков, Е. П Тарасова, М. М. Фирсова, Л. Ф. Фомина, А. В. Хуторской, и др.);

• Труды по проблемам самоорганизации учебной деятельности (В. Граф, И. И. Ильясов, А. Д. Ишков, В. Н. Компаниченко, Ю. Н. Кулюткин, В. Я. Ляудис, Г. С. Сухобская, В. Д. Шадриков и др.).

• Исследования в области системного анализа (В. Г. Афанасьев, JI. Берта-ланфи, В. А. Ганзен, Б. Ф. Ломов, А. Раппорт, В. Д. Шадриков и др.);

• Исследования в области теории управления (В. М. Глушков, А. И. Китов, М. Марков, А. Л. Свеницкий, В. А. Трапезников, С. Янг и др.), в том числе в образовании (Н. В. Кузьмина, М. М. Поташник, С. Г. Спасибенко, К. М. Ушаков, А. В. Филиппов, Т. И. Шамова, Л. Шипилина, В. А. Якунин и др.).

База опытно-экспериментальной работы: Университетский лицей г. Петрозаводска, Координационный центр программы «Шаг в будущее» по Карелии, полисистемный образовательный округ «Октябрьский», Республиканская школьная академия для одаренных детей.

Основные этапы организации исследования:

На первом этапе (1999;2002 г. г.) проводился анализ философской, педагогической и психологической литературы по теме исследования, уточнялся понятийный аппарат, определялась рабочая гипотеза, разрабатывалась схема опытно — экспериментальной работы, апробировались способы организации исследовательской деятельности старшеклассников.

На втором этапе (2002 — 2004 г. г.) параллельно с дальнейшей теоретической разработкой проблемы проводилась опытно — экспериментальная работа по организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников.

На третьем этапе (2004 — 2005 г. г.) осуществлялись обработка, анализ, систематизация и обобщение экспериментальных данных, проверка гипотезы исследования, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников, создании на их основе модели этой системы, которая обеспечивает введение исследовательской деятельности в массовую школьную практику и индивидуально-личностное развитие школьников.

Теоретическая значимость исследования проявляется в следующем: выявлены особенности научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности применительно к школьникам, обосновано становление самоорганизации как одной из основных педагогических целей организации исследовательской деятельности старшеклассников и интегрирующей цели организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников, разработана модель региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников, предложены пути реализации педагогических условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников, обоснованы критерии и показатели эффективности разработанной системы, предложены соответствующие диагностические материалы.

Практическая значимость исследования: модель региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников может быть адаптирована и реализована в регионах РФразработанные педагогические условия организации исследовательской деятельности старшеклассников в общеобразовательном учреждении (как части региональной системы) реализуются в Университетском лицее г. Петрозаводска и могут быть использованы в школах и других образовательных учрежденияхматериалы исследования могут быть использованы для повышения квалификации учителей и преподавателей вузов, при обучении студентов педагогических факультетов.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Модель региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью развития самоорганизации в массовой практике исследовательской деятельности старшеклассников.

2. Многоуровневая структура региональной системы обеспечивает преемственность организации и управления исследовательской деятельностью школьников.

3. Элементы региональной системы исследовательской деятельности (научные соревнования школьников, организация исследовательской деятельности в школах и учреждениях дополнительного образования региона, информационная поддержка и методическое обеспечение) взаимосвязаны и являются подсистемами.

4. Преимущественное осуществление научно-педагогического руководства школьными учителями долговременной исследовательской деятельностью старшеклассников обеспечивает возможность введения исследовательской деятельности в массовую школьную практику региона.

5. Выявление результативности функционирования региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников осуществляется при помощи двух групп критериев: индивидуально-личностного развития и управленческого характера.

Достоверность результатов и обоснованность теоретических обобщений обусловлена методологической основой и теоретической базой выполненного исследованиярепрезентативной выборкой, достаточной для количественного и качественного анализа результатов опытно-экспериментальной работыиспользованием комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованияличным участием автора в течение 7 лет в организации опытно — экспериментальной работыапробацией экспериментальных материалов в школах города Петрозаводска и в работе Координационного центра программы «Шаг в будущее» по Карелии.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты работы обсуждались:

• на педагогических совещаниях и научно-методических семинарах в Университетском лицее г. Петрозаводскана научно-методических семинарах образовательного полисистемного округа «Октябрьский" — на совещаниях в Центре развития образования г. Петрозаводска и в Министерстве образования и по делам молодежи Республики Карелияна научно-методических семинарах учителей республики, обучающихся на факультете повышения квалификации ПетрГУна педагогических совещаниях преподавателей и работников учреждений дополнительного образования республикина круглых столах для учителей — научных руководителей школьных исследований;

• на научно-теоретических и практических конференциях и семинарах: международная научно-практическая конференция «Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности» (г. Ростов-на-Дону, 2000 г.), международная научно-методическая конференция «Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации» (г. Петрозаводск, 1999 г., 2003 г.), научно-методический семинар «Наука в школе» (г. Москва, 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г., 2005 г.) — в публикациях автора.

Разработанная региональная система исследовательской деятельности старшеклассников внедрена в Республике Карелияматериал исследования используются на занятиях со студентами математического факультета Петрозаводского государственного университета. Результаты апробации положительные.

Основные выводы второй главы.

1. В результате анализа состояния исследовательской деятельности старшеклассников в республике на начало исследования и проведения диагностического эксперимента было выявлено: отсутствие организации системы исследовательской деятельности старшеклассников на региональном уровненеобходимость определения и реализации педагогических условий организации региональной системы для обеспечения ее эффективной работы.

2. Обоснована необходимость и содержание следующих педагогических условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников: становление самоорганизации — интегрирующая педагогическая цель организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассниковрегиональная система исследовательской деятельности является многоуровневой и включает в себя школьный, муниципальный и республиканский уровниэлементы региональной системы исследовательской деятельности: научные соревнования школьников, организация исследовательской деятельности в школах и учреждениях дополнительного образования республики, информационная поддержка и методическое обеспечение взаимосвязаны и являются подсистемаминаучное руководство исследовательской деятельностью старшеклассников региона преимущественно осуществляют школьные учителя.

3. Определены, теоретически обоснованы и апробированы пути реализации условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников на примере республики Карелия.

4. Доказана эффективность реализации педагогических условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников с помощью выбранных критериев и показателей.

Заключение

.

Проведенное исследование является теоретико-практическим, посвященным актуальной проблеме организации исследовательской деятельности старшеклассников. В результате теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Исследовательская деятельность старшеклассников — это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере и нормированная, исходя из принятых в науке традиций. Исследовательская деятельность старшеклассников включает в себя научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельности.

Исследовательская деятельность не является узкоспециализированной. Формирующиеся в результате умения и навыки востребованы в любой сфере деятельности. Занятия исследованиями способствуют повышению уровня самоорганизации школьников, представляющей собой показатель личной зрелости человека, интегральную совокупность природных и социально приобретенных свойств человека, воплощенную в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемую в организации деятельности, поведения. В старших классах исследовательская деятельность должна быть обязательной для всех учащихся с преобладанием учителей в качестве научных руководителей.

2. Региональная система организации исследовательской деятельности старшеклассников — это педагогическая система, которая представляет совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью развития самоорганизации в массовой практике исследовательской деятельности школьников.

Созданная модель региональной системы организации исследовательской деятельности старшеклассников, включающая в себя взаимосвязанные составные элементы, цель и управление и имеющая многоуровневую структуру, реализована в Республике Карелия.

3. Результаты теоретического и экспериментального исследования дают основание утверждать, что успешное функционирование региональной системы организации исследовательской деятельности возможно при соблюдении следующих педагогических условий: становление самоорганизации является интегрирующей педагогической целью организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников и осознается субъектами этой системыструктура региональной системы исследовательской деятельности является многоуровневой, обеспечивающей преемственность организации и управления исследовательской деятельностью на всех уровнях системыэлементы региональной системы исследовательской деятельности: научные соревнования школьников, организация исследовательской деятельности в школах и учреждениях дополнительного образования республики, информационная поддержка и методическое обеспечение взаимосвязаны и являются подсистемамипреимущественное осуществление научно-педагогического руководства школьными учителями долговременной исследовательской деятельностью старшеклассников обеспечивает возможность введение исследовательской деятельности в массовую школьную практику региона.

4. Пути реализации условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников, апробированные на школьном, муниципальном и региональном уровнях в республике Карелия, обеспечивают устойчивое функционирование системы на каждом уровне и представляют собой: методические семинары и индивидуальные консультации для учителей школ и учреждений дополнительного образованияспецкурс для старшеклассников «Основы исследовательской деятельности" — организацию исследовательской деятельности старшеклассников в школах и УДОнаучные соревнования — школьные, муниципальные и региональныесоздание и функционирование единой республиканской электронной системы информационной поддержкииздание печатных сборников информационных материалов.

5. Критериями эффективности региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников являются: 1).критерии индивидуально-личностного развития: уровень развития самоорганизацииуспешность школьников при продолжении образования в вузе- 2).критерии управленческого характера: массовость занятий исследовательской деятельностьюуспешность старшеклассников в научных соревнованиях всероссийского и международного уровня.

6. Практическая реализация педагогических условий организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников обеспечила позитивные изменения в процессе и результативности работы, а именно: повышение уровня развития самоорганизации школьниковвостребованность школьного опыта исследовательской деятельности студентами вузаувеличение числа старшеклассников, занимающихся исследованиямиувеличение доли учителей среди научных руководителей школьников, в том числе участников всероссийских соревнованийвысокие результаты выступления команд школьников республики на всероссийских научных соревнованияхвысокий уровень достижений старшеклассников Карелии на международных научных соревнованиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.В. Педагогические условия развития исследовательской деятельности старшеклассников в инновационном образовательном учреждении: Автореф. дис. канд. пед. наук: (13.00.01) / Т. В. Авгусманова.- Иркутск, 2003.-21 с.
  2. Н. Школа, не губи таланты. Электронный ресурс. / Н. Аверин Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/363/32 494/.
  3. А. Н. Система: философская категория и реальность./ А. Н. Аверьянова.- М., 1976.-308
  4. С. А. Прикладная статистика и основы эконометрики. / С. А. Айвазян, В. С. Мхитарян.- М.: ЮНИТИ, 1998 г.- 1022 с.
  5. Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Электронный ресурс. / А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина. Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http://www.researcher.ru/teor/teor0001.esp.
  6. Н. Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности. Электронный ресурс. / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович. Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http://www.researcher.ru/information.esp.
  7. Л. Н. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей / Л. Н. Алексеева, Г. Г. Копылов, В. Г. Марача // Исследовательская работа школьников.- 2003.- N 4.- С. 25−28.
  8. Т. С. Творчество как точная наука. / Т. С. Альтшуллер.- М.: Наука, 1979.- 268 с.
  9. С. С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования : Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01/ С. С. Амирова. Казан, гос. пед. ун-т.- Казань, 1995.- 26 с.
  10. А. В. Приобщение учащихся лицея к научно-исследовательской деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ А. В. Андриенко. Сиб. гос. технол. ун-т, — Красноярск, 2001.-20 с.
  11. П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. / П. К. Анохин.- М., 1978.- 274с.
  12. В. Г. Системность и общество. / В. Г. Афанасьев.- М., 1980, — 198с.
  13. А. М.Современное состояние: Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников/ А. М. Афиногенов, О. П. Сахарова // Исследовательская работа школьников.- 2003.- N1.- С.48−51.
  14. Т. А. Педагогические основы школьного экологического краеведения: Учеб. пособие / Т. А. Бабакова.- Петрозаводск: ПетрГУ, 2001.- 192 с.
  15. Berlyne D. Structure and direction in thinking. / D. Berlyne.- New York, Wiley, 1965.-314 c.
  16. Л. Общая теория систем (критический обзор) / Л. Берталанфи. // Исследования по общей теории систем.- М., 1969.
  17. Т. В."Школа исследователей" как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности / Т.В. Блинова // Исследовательская работа школьников, — 2003.- N1.- С.100−104.
  18. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского, — М.: Педагогика, 1979.- 676с.
  19. . Учение о науке: Избранное / Б. Больцано. СПб.: Наука, 2003. 520 с.
  20. А. Учебно-исследовательская работа школьников: Во внеучеб. время. / А. Бруднов // Воспитание школьников.- 1996, — N 3.- С. 5−7
  21. Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. / Дж. Брунер.- М., 1977.
  22. А.Э. Жизнь животных, т. 27 А. Э. Брэм.- М., 1992.- 378с.
  23. Р. Из лягушек в принцы. / Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, — М., Новосибирск, 1992.-214 с.
  24. В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. / В.В. Василько-ва.- Спб., 1999.- 64 с.
  25. В. В. Самоорганизация в социальной жизни. / Василькова В. В. // Со-циал.-полит.журнал, — 1993.-N8, — С.22−27
  26. К.Н. Идеальный детский сад. / К. Н. Вентцель // Свободное воспитание. Сб. гобр. трудов под ред. Л. Д. Филоненко.- М., 1993.- 248с.
  27. Ю.М. Организация исследовательской деятельности школьников: (Изпед. опыта шк.-гимназии N 168 Санкт-Петербурга) / Ю. М. Викторов, С.А. Лебедеifinва, СБ. Тарасов.- СПб.: Шк.-гимназия N 168, 1998.- 20 с.
  28. А.В. Особенности научно-исследовательской деятельности школьников Карелии (Из опыта работы КЦ программы «Шаг в будущее» по Карелии). /
  29. A.В. Воронин, А. А. Рогов, О. Б. Рогова // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции, инновации. Материалы научно-методической конференции, — Петрозаводск. ПетрГУ, 2003.- Часть 1.- С. 106−107.
  30. . В. Исследовательский подход к природе и жизни. / Б. В. Все-святский.- М., 1926.- 186с.
  31. В. А. Системные описания в психологии. / В. А. Ганзен.- Л., 1984
  32. Дж. Три стороны интеллекта. / Дж. Гилфорд //Психология мышления, — М., Прогресс, 1965, с. 433−456.
  33. В. М. Автоматизированные системы управления сегодня и завтра. /
  34. B. М.Глушков.- М., 1976.- 174с.
  35. В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. / В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я Ляудис.- М.: МГУ, 1981.- 324 с.
  36. М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. / М. Т. Громкова.- М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 416 с.
  37. Де Боно Э. Латеральное мышление J Э. Де Боно- СПб., 1997.- 234с.
  38. Дальтон-план в русской школе. Сборник научных трудов. Под ред. И. С. Симонова и1R11. НБ. Чехова.- М., 1930.
  39. А. Н. Зарубежная школа: история и современность. / А. Н. Джу-ринский.- М.: Педагогика, 1992, — 312 с.
  40. А. Творчество в науке. / А. Дзикики.- М., 2001.
  41. К. Психология продуктивного (творческого) мышления. / К. Дункер // Психология мышления.- М., 1965.- С. 86−234.
  42. Дж. Школа и общество. / Дж. Дьюи //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М., 1971.
  43. Л. В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя: Учеб. пособие для студ.пед.ин-тов и учителей / JI. В. Жарова.- М.: Просвещение, 1993.- 205с.
  44. Д. И. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. / Д. И. Захарова, — Якутск, Якутский гос. ун.-т, 2002.- 20 с.
  45. Н. Ф. Профессиональное мастерство учителя в школах науки / Н. Ф. Зеленцова // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2005. (Сер. Профессионал).- Т 3.- С.89−95.
  46. Р. А. Самоорганизационные процессы российского социума. / Р. А. Зобов
  47. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения.- 1996.- N4.- С.58−69.162
  48. ЛЛ. Отражение идей самоорганизации в содержании образования. / Л. Я. Зорина // Педагогика, — 1996.- № 4.- С. 67−71.
  49. Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Из опыта работы гимназии N 10 г. Новокузнецка. / Т. Ивочкина, И. Ливерц // Нар. образование.- 2000.- N 3. С. 136−138
  50. И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение / И. И. Ильясов // Вопросы психологии.- 1996.- N3.- С. 138−141
  51. И. И. Система эвристических приемов решения задач / И. И. Ильясов.- М., 2001. 247 с.
  52. Ильясов И. И. Сравнительная эффективность двух подходов к познавательному развитию школьников / И. И. Ильясов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.- 1998.- N2.- С.20−27.
  53. И. И. Структура процесса учения. / И. И. Ильясов.- М., 1986.
  54. И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности / И. В. Усачева, И. И. Ильясов.- М.: Просвещение, 1986.- 189 с.
  55. А.Д. Влияние структуры процесса самоорганизации на успешность учебной деятельности студентов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.07)/ А.Д. Ишков- МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии.- М., 2003.- 23 с.
  56. А. Д. Модель процесса самоорганизации: Электронный ресурс. / А. Д. Ишков. Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http://www.kic.ru/mm8-l-5.html
  57. В. С. Введение в теорию социальной самоорганизации / B.C. Капустин.// Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации.- М.: РАГС, 2003.135 с.
  58. А.О. Десять шагов в будущее. / А. О. Карпов. // Высшее образование в России.- 2002 г.- № 3.- С. 33−40.
  59. А. О. Интегрированное знание. / А. О. Карпов. // Человек.- 2003.- № 4.-С. 81−85.
  60. А. О. Концептуальные основы нового образовательного дела. / А. О. Карпов // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2004. (Сер. Профессионал). Т 2.- С.3−53.
  61. А.О. Обучение через науку штрихи к проблеме. / А. О. Карпов, — М.: НТА «АПФН», 2000 г.- 20 с.
  62. А. О. Социокультурные контексты в научно-познавательной деятельности учащихся и ее организация. / А. О. Карпов // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2005. (Сер. Профессионал).- Т 3.-С.23−59.
  63. А. И. Методологические основы психологической теории коллективного труда./ А.И. Китов//Псих.Журн.- 1985.-Т.5.- № 2.
  64. А. И. Современное состояние и перспективы психологии управления. / А. И. Китов // Вопр. психологии, — 1977. -№ 4.
  65. М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. / М. В. Кларин.- М., 1994.
  66. Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов.- М, 1994.- 138 с.
  67. Е.И. Информационное богатство человека, или как профессионалы управляют своими знаниями. / Е. И. Комаров // Управление персоналом.- 1996.-N11.- С.42−43
  68. В.Н. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. / В. Н. Компаниченко.- М., 1994.- 26 с.
  69. Г. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования. / Г. А. Кропанева // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2003. (Сер. Профессионал).- Т 1.- С.124−135.
  70. О. В. Формирование умений и навыков самоорганизации досуга подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.05/ О. В. Крючек- С.-петерб. гос. ун-т культуры и искусств, — СПб., 1999, — 20 с.
  71. Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования, — JL, 1980.
  72. С. В. От стратегии самоорганизации к тактике личностного воспитания/ С. В. Кульневич // Известия Южного отделения Российской академии образования.- Ростов н/Д, 2000.- Вып.2.- С. 13−24
  73. С. В. Педагогика самоорганизацииособенности перехода к постне-классической теории воспитания/ С. В. Кульневич // Изв. Рос. акад. образования,-1999.-N3.-С. 41−48.
  74. Ю.Н. Исследование познавательной деятельности учащиеся вечерней школы: Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская.- М.: Просвещение, 1977.-286 с.
  75. Э. Одаренность требует мужества- Психологическое сопровождение одаренного ребенка. / Э.Ландау.- М., 2002.
  76. Г. Самоорганизация ступень в развитии социума, сложного мира и образования. / Г. Лапина // Человек и труд.-1998.-К9.-С.45−49 // Alma mater.- 1997,-N8. — С.46−48.
  77. Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. / Н. С. Лейгес.-Москва-Воронеж, 1997.
  78. Н.С. Возрастная одаренность школьников. /Н. С. Лейгес. -М., 2000.
  79. А. В. Возрождение интеллектуальной элиты: НТТМ приходит в школу/А. В. Леонтович//Наука и жизнь.- 2004.- N6.-С. 40−41.
  80. А. В. 10 лет программе «Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского» / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников.-2003.- N3.-C. 131−135.
  81. А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.- М., 2001.- С. 38−48.
  82. А. В. О научной традиции и научной догме в массовой школе / А. В. Леонтович//Народное образование.- 2003.- N2.-С.130−136.
  83. А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / Леонтович А. В. // Исследовательская работа школьников, — 2003.- N4-. С. 12−17
  84. А. В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.13) / А. В. Леонтович.-М., 2003.-20 с.
  85. А. В. Проектирование юношеской экспедиции / А. В. Леонтович // Народное образование.- 2002.- N3.- С.158−162.
  86. А. В.Современные трактовки одаренности и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования / А. В. Леонтович // Дополнительное образование.- 2002.- N9.- С. 13−17.
  87. А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / А. В. Леонтович // Народное образование. -1999.- № 10.- С.152−158.
  88. И. Я. Проблемное обучение. / И. Я. Лернер.- М.: Знание, 1974, — 164 с.
  89. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Б. Ф. Ломов.- М., 1984.
  90. . Ф. О системном подходе в психологии. / Ломов Б. Ф. // Психология человеческого учения и решение проблем.- Прага, 1974.
  91. Л. И. Теория и практика подготовки специалистов- исследователей в системе «Школа-вуз»: Авторефер. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук / Л. И. Лурье.- Моск. Пед. ун.-т. М., 2000.- 22 с.
  92. В. Я. Память в процессе развития./ В. Я Ляудис.- М., 1976.
  93. В. Я. Развитие хронотопов памяти и уровней самоорганизации личности. / В. Я Ляудис. // Теория и практика обучения научно-техническому творчеству: Сб. науч. статей.- М., МГУ, 1992.- 208 с.
  94. В. Я.Структура продуктивного учебного взаимодействия. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. / В. Я Ляудис.-М., 1980.
  95. Л. Ю. Педагогические условия развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) / Л. Ю. Ляшко.- М., 2003.-25 с.
  96. А. С. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3 / А. С. Макаренко.- Москва: Правда, 1987.- 510 с.
  97. Г. В. Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся гимназии: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. В. Макотрова.- Белгород, Белгор. гос. ун-т, 2001.- 23 с.
  98. М. Теория социального управления. / М. Марков.- М., 1978.
  99. Макотрова Г. В .Школа как лаборатория / Г. В. Макотрова // Химия и жизнь.-2005.-№ 6.-С. 38−39.
  100. А. П. Возрождение интеллектуальной элиты: Юношеские чтения имени В. И. Вернадского / А. П. Мельникова, А. В. Леонтович // Наука и жизнь.- 2004.- N 6.- С. 41−42.
  101. А. В. Система педагогической работы по приобщению детей к культуре самоорганизации / А. В. Меренков, B.C. Глушкова // ЗАВУЧ: Науч.-практ. журн./ Центр «Педагогический поиск».- М., 2004. -№ 6.- С.117−120.
  102. Модернизация образования в России: Хрестоматия./ Под ред. В. А. Козарева.-СПб.: изд-во РПГУ им А. И. Герцина, 2002 г.- 348с.
  103. Научно-исследовательская работа школьников Карелии в 2002—2003 уч. году: Информационные материалы. / О. Б. Рогова, А. А. Рогов, Е. А. Клюкина.- Петрозаводск, ПетрГУ, 2003.- 140 с.
  104. Научно-исследовательская работа школьников Карелии в 2003—2004 уч. году: Информационные материалы / О. Б. Рогова, А. А. Рогов, Е. А. Клюкина.- Петрозаводск. ПетрГУ, 2004.- 128 с.
  105. Научно-исследовательская работа школьников Карелии в 2004—2005 уч. году: Информационные материалы. / О. Б. Рогова, А. А. Рогов, Е. А. Клюкина,-Петрозаводск, ПетрГУ, 2005, — 114 с.
  106. Н. П. Подготовка студентов педвуза к организации научно-исследовательской деятельности в школе. / Н. П. Никитина // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2004. (Сер. Профессионал).- Т 2.- С. 160−164.
  107. A.M. Экспериментально-исследовательская деятельность: различные аспекты: На базе общеобразоват. учреждения. / A.M. Новиков // Доп. образование.- 2002.- N 5.- С. 36−40.
  108. А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры / А. С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.- М., 2001.- С. 48−64.
  109. А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? / Обухов А. С. // Исследовательская работа школьников.-2003.-N4.- С. 18−23
  110. А. С.Ожидания и впечатления участников юношеской конференции/ А. С. Обухов, Е. П. Пивоварова, Ю. В. Портнова // Исследовательская работа школьников, — 2003.- N 3.- С. 139−142.
  111. Обухов А. С. Организация взаимодействия участников юношеской конференции / А. С. Обухов // Школьные технологии.- 2000. N3.- С. 109−114.
  112. Обухов А. С. Программа учебно-исследовательской специализации «Социокультурная психология» / А. С. Обухов // Школьные технологии.- 2002.- N4.-С.179−188.
  113. А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся /
  114. A.С. Обухов // Народное образование.- 2004.- N 2.- С. 146−148.
  115. А. С. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов // Народное образование.- 2000.- N2.-С.129−132.
  116. Околелов О.П.О сущности активных методов обучения. / О. П. Околелов // Высшее образование в России.- 1993.- N3.-С.159−165.
  117. Р. О составлении групп эквивалентных предметов. / Р Олвер., Дж. Хорнс-би // Исследование развития познавательной деятельности.- М., 1971.- с. 99−119.
  118. А. К. Педагогическая система формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности учащихся сельской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ А. К. Осин. Шуя, Шуйс. гос. пед. ун-т, 2000.- 22 с.
  119. Основы научного образования в современной школе. Круглый стол. // Педагогика- 2004, — С. 3−22.
  120. Официальный сайт программы «Шаг в будущее»: Региональные участники: Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.step-into-the-future.ru/underrus.php. 2004.
  121. В. А. Образование в ноосферной самоорганизации человечества: Место и роль педагогики в проблеме становления культуры открытого типа. /
  122. B. А. Охинин // Самоорганизация в природе: Материалы семинара «Поиск связи между разными способами построения систем». Вып.1.- Томск, 1996.- С. 159−185.
  123. В. И. Одаренные дети: выявление— обучение— развитие. / В. И. Панов // Педагогика.- 2001.- № 4.- С. 30−44.
  124. В. П. Два подхода к обучению школьников программированию на ЭВМ. Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. / В. П. Панюшкин.- М., 1985. -174с.
  125. А. Учебное исследование и то, что им не является. / А. Пентин // Лицейское и гимназическое образование.- 2002.- № 10.- С 47−53.
  126. JI. А. Единство системности, организованности и самодвижения./ Л. А. Петрушенко.- М., 1975.- С. 40.
  127. . Избранные психологические труды. / Ж.Пиаже.- М., 1995.-358с.
  128. С. А. Исследовательская деятельность учащихся в аспекте научно-ориентированного обучения. / С. А. Пиявский // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2003. (Сер. Профессионал).- Т1.-С.61−65.
  129. А. Н. Исследование исследования: Исследовательское поведение: специфика успешности в разных возрастных группах / А. Н. Поддьяков // Исследовательская работа школьников,-2003.- N1.- С.26−31.
  130. А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. / А. Н. Поддьяков, М. Филоник М.: МГУ, 2000. 266 с.
  131. А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А. Н. Поддьяков // Исследовательская работа школьников.- 2003.- N 4.- С. 29−32.
  132. Положение о всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник.- М.: Народное образование, 2001.- С. 260—261.
  133. М.А. Психолого-педагогический анализ ведущих видов познавательной деятельности учащихся в отечественной дидактике 20-х годов XX в. / М. А. Половцева.- Хабаровск, Хабаров.пед.ун-т, 1997.- 23 с.
  134. Т. Научно-исследовательская работа в педагогическом колледже: Из опыта работы пед. колледжа, включ. в систему непрерыв. пед. образования, г. Ростов-на-Дону. / Т. Потапенко // Педагогика.- 1995.- N 5. С. 125−126.
  135. И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой./ И. Пригожин, И. Стенгерс.- М.: Прогресс, 1986.- 436 с.
  136. Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 2. Комплект из четырех методиче17Пских пособий. / Н. С. Пряжников.- М.-Воронеж, 1997.- 186 с.
  137. Н. С. Личная профессиональная перспектива. / Н. С. Пряжников // Школьный психолог.- 2000.- N16.- С. 11 -15.
  138. Н.С. Личность в эпоху продажности: Учебно-методическое пособие. / Н. С. Пряжников.- М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000,224 с.
  139. Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. / Н. С. Пряжников.- М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996, — 256 с.
  140. Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. / Н. С. Пряжников.- М.: «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.
  141. Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. /Н. С. Пряжников.- М.: МГППИ, 1999.- 108 с.
  142. О.А. Самоорганизация учебной деятельности в юридическом вузе: методологические основы. / О. А. Пучков, Н. С Солопова // Известия высших учебных заведений.- 1991.-№ 4.- С. 57−68.
  143. В. М. Эвристика—наука о творческом мышлении. / В. М. Пушкин.- М., 1967.
  144. А. Математические аспекты абстрактного анализа систем. / А. Раппорт // Исследования по общей теории систем.- М., 1969.
  145. Рационализация самообразования, самоорганизации, самоконтроля учащихся средних профтехучилищ: Метод. Рекомендации / ВНИИ проф.-техн. образования.- Л.: ВНИИпрофтехобразования, 1988.- 62 с.
  146. Дж. С. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей. / Дж. С. Рензулли, С. М. Рис // Современные концепции одаренности и творчества, — М., 1997.
  147. Ровинский Р. Е. Самоорганизация как фактор направленного развития/ Р.Е. Ровинский//Вопросы философии.- 2002.- № 5.- С. 67−77.
  148. О.Б. Исследовательская деятельность школьников, как условие развития самоорганизации. / О. Б. Рогова // Труды научно-методического семинара «Наука в школе». М.: НТА «АПФН», 2005.(Сер. Профессионал).- Т. 3.-С.154- 163.
  149. О. Б. Научно-исследовательская работа школьников Карелии в 2001—2002 уч. году: Информационные материалы / О. Б. Рогова, А. А. Рогов, Е. А. Клюкина.- Петрозаводск, ПетрГУ, 2002.- 80 с.
  150. О. Б. Твоя научно-исследовательская работа: Информационные материалы для школьника. / О. Б. Рогова, А. А. Рогов, Е. А. Клюкина.- Петрозаводск, ПетрГУ, 2001.- 32 с.
  151. В. С. Мозг, обучение и здоровье. / В. С. Ротенберг, С. М. Бондарен-ко.- М., 1989.
  152. Г. И. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения. /Г. И. Рузавин // Свободная мысль.- 1993.- N 17−18.- С.51−62
  153. Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества. / Г. И. Рузавин // Вопр. философии, — 1995. -N8.- С.63−72
  154. Н.Н. Педагогическое управление развитием самоорганизации подростков в процессе обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук: (13.00.01) / Н. Н. Рыбакова. Омск, 2004. 22 с.
  155. И. П. Из опыта организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками в Псковской области. / И. П. Рябенко // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2003.- Т.1.-С.144−151.
  156. А.И. Психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников,-2003.- N2.- С.39−49.
  157. А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков.- М.: Сентябрь, 2003.- 204 с.
  158. В. Н. Основания общей теории систем. / В. Н. Садовский.- М., 1974.- 274 с.
  159. Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие / Отв. ред. П. Е. Рыженков.- Новосибирск: Новосибирск, ун-т, 1990.- 120с.
  160. И. Ф. Далтон-план в применении к советской школе. / И.Ф. Свад-ковский .- М., 1926.-134с.
  161. И.Ф. Сущность Далтон-плана / И. Ф. Свадковский // Исследовательская работа школьников.- 2003. -Nl.- С.34−46.
  162. А. Л. Социальная психология управления./ А. Л. Свенцицкий.-Л., 1986.-324с.
  163. М. Г. Наука и образование в современном мире / М. Г. Сергеева // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник, — М., 2001.-С. 29−33.
  164. С. Нуждается ли самоорганизация в управленческом обеспечении? / С. Сивова //Пробл.теории и практ.упр.-1997.- N3.- С.82−87.
  165. М.Н. Проблемы современной дидактики. / М. Н. Скаткин.- М: Педагогика, 1984.- 388 с.
  166. М. Н. Школа и всестороннее развитие детей Кн. для учителей и воспитателей. / М. Н. Скаткин.- М.: Просвещение, 1980.- 320 с.
  167. Современный словарь по педагогике. / Сост. Рапацевич Е. С.- Минск: Современное слово, 2001.-928 с.
  168. Содержание образования и исследовательское обучение. Электронный ресурс.: Режим доступа к ст.: http://www.specialschool.ru/experiment/. 2003.
  169. С. Г. Общественная жизнь: управление и самоорганизация. / С. Г. Спасибенко, Е. И. Синицына// Социально-политический журнал.- 1996.- N1.-С.70−81.
  170. В.Г. Основы исследовательской деятельности школьника: учеб. пособие. / В. Г. Степанов.- Псков: ПОИПКРО, 2004.-95 с.
  171. Ю. Научно-исследовательская деятельность лицеистов: Сред, шк. с лицейс. кл. медико-биол. профиля N 182 Москвы. / Ю. Степанова, В. Червина // Воспитание школьников.- 2002.- N 9.- С. 5−14.
  172. Т.Н. Концепции и программы: К вопросу о методологии научного творчества. / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников.- 2003.- N1.-С.52−63.
  173. Е. В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии. / Е. В. Титов // Педагогика.- 2003.- N 9.-С. 39−45.
  174. В. А. Теория управления: развитие и проблемы. / В. А. Трапезников.- М., 1974.-194с.
  175. Туманова 3. А. Теоретические проблемы научно-ориентированной педагогики в общеобразовательной школе. / 3. А. Туманова // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2003. (Сер. Профессионал).- Т. 1, — С.69−82.
  176. Управление качеством образования. (Из опыта работы Университетского лицея) / О. Б. Рогова, Н. В. Пекарчик, А. А. Рогов и др.- Петрозаводск: ПетрГУ, 2001.- 80 с.
  177. Управление качеством образования. (Из опыта работы Университетского лицея) изд. 2-е, дополненное. / Н. В. Пекарчик, О. Б. Рогова, А. А. Рогов и др.- Петрозаводск: ПетрГУ, 2002 г.-104 с.
  178. Я. О. Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Я. О. Устинова- Челяб. гос. пед. ун-т. -Челябинск, 2000. -20 с.
  179. А. В. Вопросы психологии управления. / А. В. Филиппов // Пси-хол. Журнал.- 1980.- Т. 1.- № 2.
  180. М. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. / М. Филоник, А. Н Поддьяков. // Исследовательская работа школьников.- 2003.-N1.- С.133−134.
  181. Философский энциклопедический словарь/ ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.:ИНФРА, 2005. — 575 с.
  182. М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии: Метод проектов: Из опыта гимназии N 1518 Москвы. / М. М. Фирсова // Ученик в обновляющейся школе.- М., 2002. С. 157−165.
  183. М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии. / М. М. Фирсова // Педагогика.- 2003. -N 8.- С. 26−31.
  184. Формирование учебной деятельности студентов. / Под ред. В. Я. Ляудис.-М.: МГУ, 1989.- 240 с.
  185. Г. Тайны восприятия: Синергетика как ключ к мозгу. / / Г. Хакен.-М.: Институт комплексных исследований. 2002.- 272 с.
  186. Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. / Г. Ха-кен.- М.: РХД, 2003 г.- 368 с.
  187. В. Е. Можно ли организовать самоорганизацию? / В. Е. Хиценко // Социол.исслед.- 1993.-N8.- С.65−69.
  188. В. Е. Самоорганизация и менеджмент. / В. Е. Хиценко // Проблемы теории и практики управления.- 1996.- N3.- С.121−124.
  189. А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования. / А. В. Хуторской // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.- М. 2002.-С. 45−64.
  190. А. В. От учебной проблемы к научной. /А. В. Хуторской // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».- М.: НТА «АПФН», 2005.-Т.З.- С. 10−22.
  191. В. Д. Проблемы системоанализа профессиональной деятельности. / В. Д. Шадриков.- М., 1982.
  192. Ю.В. Самоорганизующиеся и саморазвивающиеся педагогические системы: теоретические подходы и практическое воплощение: анализ ис-след./ Ю. В. Шаронин, Е. Ю. Шаронин // Среднее профессиональное образование.-М.: Б.и. 2004.- С.33−47.
  193. С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. П. Кузина.- М.: Педагогика, 1980.- 656с.
  194. JI. Учебный курс «Основы самоменеджмента». / JI. Шипилина // Высшее образование в России.- 1998. N4.- С. 102−109
  195. JI. И. Некоторые закономерности исследовательской деятельности как образовательной технологии / Л. И. Шкарина // Исследовательская работа школьников.- 2003. N 3. — С. 21−24.
  196. Л.Б. Особенности и условия формирования самоорганизации времени жизни подростков (учащихся СПТУ): Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07/ Л.Б. Шнейдер- МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии.- М., 1994. -24с.
  197. ОТПонесси Д. Принципы организации управления фирмой. /Д. О’Шонесси,-М., 1979.-172с.
  198. Н. Б. Возраст вопросов. / Н. Б. Шумакова. М., 1990.- 354с.
  199. JI. В.Исследовательская деятельность условие развития творческой личности / Л. В.Ялышева // Исследовательская работа школьников.- 2003,-N3, — С. 28−29.
  200. В. Я. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. / В. Я. Якунин.- Л.: ЛГУ, 1988.- 160 с.
  201. Янг С. Система управления организацией. / С.Янг.- М., 1972, — 214с.
  202. Н. Н. Психологические основы саморегуляции и самоорганизации социальных систем: Моногр./ Н. Н. Ярушкин.- Самара: Изд-во Ин-та искусств и культуры, 1995.- 118 с.
  203. Н.Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности: Автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.05/ Н. Н. Ярушкин.-. СПб., С.-петерб. гос. ун-т, 1998.- 36 с.
  204. Fein G.G. Child development. / G.G. Fein.- New Jersey, 1978.- 264 c.
  205. Краткий обзор исследования JI. Ф. Фоминой.
  206. Весной 1940 г. в Москве прошла первая Всесоюзная конференция юных техников. Война и послевоенная разруха приостановили работу в этом направлении. Ее продолжение стало развиваться в 1960-е годы
  207. В целом по стране развитие движения научных обществ учащихсяпроисходило довольно бурно, охватывая большое количество учащихся. Так, в зимние каникулы 1964 г. в Ленинграде прошла городская конференция НОУ.
  208. Тогда в школах города действовали 7025 научно-технических кружков с охватомоколо 102 тысяч учащихся. В 60 школах города работали филиалы городского
  209. Развитие научных обществ учащихся поддерживалось Академией науки государством. По проблеме развития научно-технического творчества выступалиакадемики М. А. Лаврентьев^, М. В. Келдыш7. 24.10.1969 г. ВС НТО утвердило
  210. Положение о секциях и комитетах по работе с молодежью при советах научно-технических обществ». В ряде городских научных обществ занятия юных исследователей проходили на базе местных вузов и НРШ.
  211. Второй Всероссийский слет актива НОУ состоялся в июле 1979 года в г. Челябинске. К этому времени в стране действовали около трех тысяч научных обществ учащихся.
  212. Система управления Университетского лицея.
  213. Курс «Основы исследовательской деятельности». Тематический план.1. Тема Кол-во часов1. Введение (4 часа).
  214. Общее представление об исследовательской деятельности в школе, ее цели и этапах. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельности. Проектная деятельность. 4
  215. Основы методологии и методики исследовательской деятельности (24 часа).
  216. Объяснительное и описательное в науке. Факты и их интерпретация. Научные теории. Могут ли существовать две различные научные теории, объясняющие одни и те же факты? Критерий истины. Доказательства. 4
  217. Гуманитарные и естественные науки. Выдающиеся русские и советские ученые в разных областях наук, их достижения. Сближение наук. 4
  218. Научное исследование. Объект и предмет исследования. Понятие цели и задач исследования. Гипотеза в научном исследовании. Результаты исследования и их обработка. Выводы. 2
  219. Методы научного исследования. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Метод аналогий. Основы моделирования. 41. Элементы логики. 6
  220. Планирование эксперимента. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требование к подготовке эксперимента. 2
  221. Основы самоорганизации (10 часов).
  222. Самоорганизация — ведущая цель исследовательской деятельности. Компоненты самоорганизации. 2
  223. Целеполагание, анализ ситуации. 2
  224. Планирование. Способы планирования и организации своей деятельности. 2
  225. Контроль, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция. 2
  226. Организация времени жизни как создание личностных сценариев своей жизнедеятельности. 2
  227. Оформление результатов работы (8 часов).
  228. Обзор видов научных работ: реферат, тезисы доклада, статья. Аннотация. Требования к оформлению научных работ. 2
  229. Цитирование. Ссылки. Схемы, чертежи и иллюстрации. Табличный материал. Построение диаграмм и гистограмм. 2
  230. Составление приложений и примечаний. 1
  231. Защита результатов работы на научных соревнованиях молодых исследователей (12 часов).
  232. Основы техники публичного выступления и научного дискурса. 4
  233. Некоторые приемы саморегуляции. 4
  234. Способы привлечения внимания слушателей- способы аргументации. 2
  235. Информация о научных соревнованиях молодых исследователей разного уровня. 21. Итого: 58
Заполнить форму текущей работой