Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Организация социального сопровождения опекунских семей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическими основаниями исследования послужили: философские, социологические, психологические, социально-педагогические теории активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (В.Г. Бочарова, Л. П. Буева, Б. З. Вульфов, М. А. Галагузова, И. С. Кон, JI.B. Мардахаев, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, В. А. Сластенин и др.); психолого-педагогические теории об особенностях… Читать ещё >

Введение. Организация социального сопровождения опекунских семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль семьи в обществе, по своей значимости, несравнима ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для адаптации в обществе. По данным специалистов ООН, по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает одно из первых мест в мире Павлова В. В., Эверстова Н. М., Афанасьева Л. И. Дети — сироты как одна из наиболее острых проблем общества. — М., 2010.

Ближайшим окружением для ребенка-сироты, переданного для дальнейшего воспитания под опеку, являются члены опекунской семьи, которая призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказать им эмоциональную поддержку и обеспечить их психологическую защиту. В процессе взаимодействия опекунов и ребенка происходит его семейная социализация, усвоение им определенной системы норм, ценностей, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Важными проблемами опекунской семьи являются: полноценная реализация ею воспитательной функции, необходимость повышения психолого-педагогической культуры опекунов. В исследованиях И. В. Дубровиной, A.M. Прихожан, JI.M. Шипициной, Т. И. Шульга, показано, что основными причинами негативных взаимоотношений в опекунской семье, как правило, являются: неверная позиция опекунов, определяющая тип воспитания; отсутствие у опекунов необходимого уровня социально-педагогической культуры для улучшения взаимопонимания в семье. Все это обуславливает актуальность и необходимость социального сопровождения опекунской семьи в условиях специализированного учреждения социальной защиты детства.

В современной России все большее значение в сфере оказания помощи и поддержки опекунским семьям наряду с традиционными образовательными учреждениями (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, профессиональные училища, учреждения внешкольной работы по месту жительства и др.) приобретают в настоящее время Центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД). За последние годы (2000;2012 гг.) в социально-педагогической теории и практике ЦСПСиД стали рассматриваться как один из важных социальных институтов, ориентированный на воспитание и социализацию подрастающего поколения.

В науке сложились определенные предпосылки для разработки проблемы социального сопровождения воспитания детей в опекунских семьях. Правовые основы социальной защиты опекунских семей рассмотрены в трудах В. И. Брутмана, B.C. Керженцева, Т. В. Лодкиной, A.M. Нечаевой и др. Социально-психологические аспекты семейной социализации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в опекунской семье представлены в трудах И. В. Дубровиной, A.M. Прихожан, JI.M. Шипициной и др. Теоретико-методические основы социальной работы с опекунскими семьями представлены в исследованиях М. А. Галагузовой, Л. П. Илларионовой, Л. В. Мардахаева, Н. И. Никитиной, Л. Я. Олиференко, Л. М. Шипициной и др.

Несмотря на имеющийся ряд работ по проблемам жизнедеятельности опекунской семьи вопросы, связанные с развитием социальной помощи им не получили достаточного осмысления в научных исследованиях.

В этой связи выявлены противоречия: между объективной необходимостью разработки, обоснования содержания и методики социально — педагогического сопровождения опекунских семьей в условиях ЦСПСиД и недостаточным вниманием к этой проблеме теории и практике.

Тема исследования: «Организация социального сопровождения опекунских семей».

Объектом исследования является процесс социального сопровождения опекунских семей.

Предмет исследования: содержание и технология социального сопровождения опекунских семей Цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель социального сопровождения опекунских семей.

Гипотеза исследования. Опекунская семья на различных этапах воспитания в ней ребенка сталкивается с проблемами и трудностями, требующими помощи и поддержки специалистов. Основой профессионального взаимодействия специалистов с такими семьями является процесс социального сопровождения воспитания ребенка в опекунской семье, эффективность которого может быть обеспечена, если:

  • — содержательно-технологический базис сопровождения определяется с учетом актуальных и потенциальных трудностей в процессе взаимодействия и воспитания ребенка в опекунской семье, направлен на их предупреждение и преодоление;
  • — обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подходы к работе с опекунами, детьми; учитываются своеобразие условий жизни каждой семьи и специфика складываемых внутрисемейных взаимоотношений, уровня социально-педагогической культуры опекунов в вопросах воспитания;
  • — установлено взаимное доверие во взаимоотношениях между членами опекунской семьи и специалистами;
  • — органично сочетаются индивидуальные, групповые, коллективные формы и методы интерактивной работы с членами опекунской семьи, субъект сопровождения выступает посредником и участником поддержки и помощи опекунам, привлекая необходимых специалистов, в зависимости от ситуации в опекунской семье, реализуется профессиональное единство всех специалистов в работе с семьями воспитанников.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

  • — выявить характерные трудности и проблемы, с которыми сталкиваются опекуны в процессе адаптации ребенка и его воспитания в опекунской семье;
  • — выявить и раскрыть своеобразие воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в опекунской семье;
  • — обосновать необходимость, содержание и специфику социального сопровождения опекунских семей;
  • — разработать модель и содержательно-технологическое обеспечение социально-педагогического сопровождения опекунских семей.

Методологическую основу исследования составили философские положения об определяющей роли социокультурной микросреды в процессе становления и развития личности; диалектические положения о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объекте; о признании человека субъектом общественного развития и высшей социальной ценностью; положения о социальных функциях семьи и ее приоритетной роли в процессе воспитания; идеи антропологического, средового, системного, ситуационного подходов к семейной социализации личности.

Теоретическими основаниями исследования послужили: философские, социологические, психологические, социально-педагогические теории активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (В.Г. Бочарова, Л. П. Буева, Б. З. Вульфов, М. А. Галагузова, И. С. Кон, JI.B. Мардахаев, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, В. А. Сластенин и др.); психолого-педагогические теории об особенностях личностного развития ребенка в опекунской семье (И.В. Дубровина, Л. Я. Олиференко, И. Ю. Шилов, Т. И. Шульга и др.); теории семейного досуга, его роли в развитии человека (Н.П. Аникеева А. Ф. Воловик, В. А. Воловик, С. Т. Шацкий, С. А. Шмаков и др.); теория социально-педагогической поддержки (О.С. Газман, JI.B. Мардахаев, Р. В. Овчарова, Л. Я. Олиференко и др.); психолого-педагогические и социально-педагогические теории работы с семьей (И.Ф. Дементьева, Л. П. Илларионова, Г. М. Коджаспирова, Л. В. Мардахаев, Н. А. Морозова, Н. И. Никитина, Е. Г. Силяева и др.).

В ходе исследования был использован комплекс методов: теоретические (анализ научной литературы, нормативных документов об организации жизнедеятельности Центров помощи семье и детям; обобщение, классификация; моделирование); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование; контент-анализ; метод экспертной оценки, формирующий педагогический эксперимент и анализ его результатов).

Исследование проводилось на базе Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории социального воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в части обоснования содержания понятия «социальное сопровождение опекунских семей».

Практическая значимость исследования: теоретические положения и методические материалы исследования обеспечивают необходимый качественный уровень социального сопровождения воспитания ребенка в опекунской семье, сформированность у опекунов высокого уровня социальной культуры, а у опекаемых детей — основ социальной адаптивности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой