Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пути преодоления учебных затруднений обучающихся посредством использования технологии критического мышления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кластер" является приемом графической систематизации материала. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Можно представить кластер в виде модели солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно было бы получить при обычной письменной работе. Данный… Читать ещё >

Пути преодоления учебных затруднений обучающихся посредством использования технологии критического мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пути преодоления учебных затруднений обучающихся посредством использования технологии критического мышления А. С. Темиргазиева В статье рассматривается применение приемов технологии критического мышления, ее возможности для преодоления учебных затруднений обучающихся.

В данной статье я предлагаю рассмотреть способы преодоления учебных затруднений, наиболее часто встречающиеся у обучающихся используя современную образовательную технологию.

Например, трудности в работе с текстом (текстами разных видов: техническими, научными), трудности в выделение главной мысли, составление плана, тезисов, неумение работать с разными видами информации (схемами, таблицами, диаграммами, картами) можно преодолеть, применяя на уроке технологию критического мышления.

На этапе вызова из памяти у студентов «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом. При этом можно сочетать индивидуальную и групповую формы работы, роль обучающихся в образовательном процессе активизируется, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы, создаются условия для совершенствования навыков общения. На стадии осмысления, студенты вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Студент получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов преподаватель помогает студентам самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. Этап рефлексии характеризуется тем, что студенты закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций определяет сущность данного этапа.

Возможности данной технологии для решения вышеназванных проблем можно рассмотреть на примере приёмов технологии.

Прием «толстые и тонкие вопросы».

Данный прием может использоваться на любой фазе урока. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. Тонкими вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. Толстые вопросы выводят студентов на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

Таблица «толстых «и «тонких «вопросов.

толстые вопросы ?

тонкие вопросы ?

Объясните, почему???

Почему Вы считаете???

В чем различие???

Предположите, что будет, если???

На что похоже?

Кто? Что?

Когда? Может???

Будет??? Мог ли???

Было ли? Согласны ли Вы?

Верно ли?

«Кластер» является приемом графической систематизации материала. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Можно представить кластер в виде модели солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно было бы получить при обычной письменной работе. Данный прием можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. А можно начать на стадии вызова и после осмысления информации продолжить и обобщить знания с помощью кластера на стадии рефлексии. Он помогает систематизировать и проанализировать учебный материал.

Прием «Верите ли Вы?» может быть использован на стадии вызова, с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Это позволяет держать студентов в интеллектуальном напряжении все занятие и придает ему определенную «интригу». Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат.

Стратегия «Зигзаг» также имеет несколько модификаций. Эта стратегия позволяет изучить и систематизировать большой по объему материал. Ее удобно применять при работе с текстами, которые «хорошо» разбиваются на смысловые отрывки. Данная стратегия используется для групповой работы, где каждый член группы становится экспертом по какому-то вопросу. Данная стратегия используется в течение всего урока на всех его фазах. Сложность ее употребления состоит в обязательном одинаковом количестве членов каждой группы по числу отрывков текстов. А это может не всегда получится. На стадии вызова используются разные приемы, например, целеполагание, прогноз, ставящие своей задачей заинтересовать, привлечь внимание студентов к теме урока. На стадии осмысления студенты делятся на группы, читают текст, не вдаваясь в его детали, и кратко его обсуждают. Они в группах рассчитываются по номерам. Каждому члену группы выдается свой экспертный лист, обучающиеся работают со своим отрывком, составляя опорный конспект или кластер. Затем они создают новые группы — группы экспертов, в которых объединяются «специалисты» по отдельным вопросам. Их задачей является вторичное чтение текста, отбор материала и его структурирование, и дополнение, подготовка к представлению данного фрагмента в своих рабочих группах и подготовка к презентации. При этом даже «слабые «студенты в процессе совместного обсуждения способны объяснить в своих группах данный фрагмент. На стадии рефлексии студенты возвращаются в свои родные группы и по очереди объясняют другим членам группы свой отрывок, пользуясь общей презентационной схемой. Затем проходит общая презентация, где особое внимание уделяется трудным вопросам.

Прием «рефлексивные вопросы» заключается в наборе вопросов, которые можно задавать в конце занятия на стадии рефлексии. Данные вопросы являются важным механизмом взаимодействия в группе, позволяющим получить эмоциональный отклик одной личности на переживания другой.

Набор рефлексивных вопросов:

  • 1. Что показалось вам сегодня трудным?
  • 2. Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?
  • 3. Что, в изученном сегодня, для вас самое главное?
  • 4. Какие мысли прозвучавшие сегодня созвучны с вашими?
  • 5. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
  • 6. Какие новые мысли, чувства у вас появились?
  • 7. Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
  • 8. Были ли моменты недовольства собой?
  • 9. Какую пользу вы извлекли из этого занятия, изученного текста?
  • 10. Почему вы выбрали именно эти задания?
  • 11. О чем хотелось бы поговорить поподробнее?
  • 12. Что бы вы хотели посоветовать своему преподавателю?
  • 13. Заметили ли вы свои успехи в ???

Игра «знаете ли вы, что… «является эффективным приемом фазы вызова, который позволяет настроить студентов на работу, заинтересовать изучаемой темой. Данный прием предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.

Прием «закончи предложение» используется на стадии рефлексии. Данный прием позволяет студентам оценить изучаемый объект, высказать свое собственное суждение и отношение.

Например: критическое мышление учебный затруднение.

  • * «Если бы я раньше знал про …, то…»;
  • * «На мой взгляд,… — это…»;

Прием «взаимоопрос» может использоваться на разных фазах урока. Он направлен на то, что обучающемуся легче отвечать своему одногруппнику, чем преподавателю, снимается зажатость и страх перед ошибкой. Работа идет в парах, и студенты спрашивают друг друга то, что требует тема урока, фиксируя правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со «слабыми» студентами, он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого студента.

При организации урока преподавателю необходимо учитывать обстановку и гигиенические условия в группе, количество видов учебной деятельности, среднюю продолжительность и частоту чередования видов деятельности, количество видов преподавания, их чередование, наличие методов, способствующих активизации, место и длительность применения ТСО, наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления, наличие мотивации деятельности студентов на уроке, психологический климат на уроке, эмоциональные разрядки на уроке. Преподаватель, планируя деятельность на уроке должен учитывать и распределение интенсивности умственной деятельности. Эффективность усвоения знаний обучающихся в течение урока такова:

  • 1. 5−25-я минута — 80%
  • 2.25 -35-я минута — 60−40%;
  • 3.35 —40-я минута — 10%.

Для обучающихся с признаками отставания, неуспеваемости, педагогической запущенности необходима не только поддержка обучения, но и комплексная социально-педагогическая, психологическая, индивидуальная поддержка, которая потребует взаимодействия классного руководителя, преподавателя, мастера производственного обучения, социального педагога, педагога психолога, администрации и родителей неуспевающего студента.

Таким образом, можно говорить о том, что оказание поддержки продвижению студентов в обучении возможно средствами современных образовательных технологий, при условии выявления проблем в обучении обучающихся, готовности преподавателя к оказанию педагогической поддержки, его профессиональной компетентности, в частности владение образовательными технологиями, умение осуществлять их выбор в зависимости от существующих проблем студента. Важнейшее условие оказания педагогической поддержки — системный и комплексный подход её реализации, необходимо объединение усилий педагогов, администрации, социально-педагогической и медицинской служб, родителей для решения общей проблемы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой