Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование познавательного интереса в младшем школьном возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмент познания. Эта степень активного воздействия на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало… Читать ещё >

Формирование познавательного интереса в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование познавательного интереса в младшем школьном возрасте

Проблема формирования интереса младших школьников в процессе обучения возникла давно и является одной из самых глобальных психолого-педагогических проблем. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов.

Актуальность развития познавательного интереса на сегодняшний день связана с предъявлением обществом заказа на личность способную к самообучению, к саморазвитию и самовоспитанию. Кроме того, познавательный интерес — важный фактор учения, в то же время он жизненно необходимый фактор становления личности.

В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей. Люди только сейчас начали действительно понимать, в какой мере природа — источник физической и материальной жизни человека. Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что природа — сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо владеть.

В современной жизни в городах не всегда есть возможность пообщаться с живой природой — выйти в лес, в парк, понаблюдать за растениями и животными. В результате дети мало «вживую» общаются с природой, не замечают ее красоты, не интересуются тем, что вокруг. Но в современных условиях есть возможность создания живого природного уголка в помещении — в школе, дома. В таких уголках, при правильной организации процесса обучения, дети учатся наблюдать, ухаживать за природой во все сезоны года. Постепенно ухаживая за комнатными растениями в таких уголках природы, у детей появляется чуткое заботливое отношение к их обитателям. У них меняется отношение к природе в целом, появляется интерес, они учатся наблюдать, видеть изменения в жизни растения.

Познавательный интерес — это важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значимое свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознание сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности, заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания.

В то же время познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений; избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которым способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на самом высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значимых сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является также его способность обогащать, и активизировать процесс не только познавательный, но и любой деятельности человека. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Интерес — это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). То, что иногда выдается за интерес при его «расщеплении» на части, представляет собой не стороны интереса, а мотивы отдельных учебных действий.

Психологи и педагоги отмечают бесспорное влияние мотивационной сферы на познавательный интерес, поскольку сам интерес выступает как внутренний побудитель познавательной деятельности. Но ученые говорят о том, что нельзя сводить интерес к мотиву, его источник не в самозарождении из мотивационной сферы, а в объективной действительности, в которой осуществляется жизнедеятельность человека, и развиваются его духовные потребности.

О самом разнообразном употреблении термина «интерес» писали Л. И. Божович, А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина. Они также указывали, что обычно в одном понятии смешивается различное содержание, включенное в разнообразные виды деятельности — игру, развлечения, учение, науку, производственную работу и т. п. Более того, интересом называют различные состояния человека — и увлечение делом, и любовь к деятельности, и склонность к различным профессиям, т. е. любое положительное отношение к деятельности, к предмету, к любому объекту.

Прогрессивные русские педагоги, писатели, публицисты всегда отмечали огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение прямо связывали с отсутствием интереса к учению и неумению педагогов его пробудить.

Многие ученые-педагоги и психологи стремились понять сущность интереса, но и они по-разному определили это понятие. Одни рассматривали интерес как тенденцию по преимуществу обращать внимание на тот или иной объект, другие связывали интерес с переживанием, отношением, третьи — с направленностью личности.

В ходе исследований было выявлено, что интерес во всех его видах и на всех его этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

  • — положительной эмоцией по отношению к деятельности;
  • — наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. радостью познания и познавания;
  • — наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (побуждений).

Всякий интерес познавателен; в нем непременно присутствует радость познания и познавания, — будь то интерес к искусству или к технике. Без познавательного компонента интереса нет. Познавательный интерес — это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Г. И.Щукина в познавательном интересе выделяет ряд, по ее мнению, значительных для обучения и развития моментов.

Ею сделаны акценты на единство объективной и субъективной сторон познавательной деятельности.

Любой учебный предмет и даже познавательная задача имеют объективные интересные свойства, заключенные в новых фактах, неизвестных явлениях, в связях и закономерностях, заставляющих по-иному рассматривать мир. При этом, поскольку каждый предмет своеобразен, все содержание обучения выступает перед учащимися очень разносторонне, разнообразно и привлекательно.

Однако все объективно интересные явления окружающего мира, заключенные и обобщенные в знаниях, находят свое отражение в познавательном интересе только тогда, когда приобретут для ученика субъективную значимость. Как указано у А.Н.Леонтьева- «личностную значимость». Процесс превращения объективно интересного в личностно значимое и составляет главное в становлении интереса школьника к учению.

Другой важной стороной ценности познавательного интереса в процессе обучения Г. И. Щукина указывает на то, что в процессе обучения наиболее ощутимо проявляется закономерность перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть проблемного и развивающего обучения.

Проблема выявления психолого-педагогической закономерности учебного процесса — переход внешних форм деятельности во внутренние процессы, а затем и состояния учащихся, столь значимая для эффективности обучения, может быть решена при помощи познавательного интереса.

В этой связи Г. И. Щукина предлагает обратить внимание еще на одну сторону ценности познавательного интереса в процессе обучения, которая связана с психологической структурой .

Психологи С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, анализируя психологическую структуру познавательного интереса, пришли к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в слитном, органическом единстве все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

Психологи, утверждая, что ценность познавательного интереса как фактора процесса обучения, обращают и на то, что под его влиянием активизируются не только указанные процессы, он активизирует всю познавательную деятельность в целом и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности.

Под его влиянием протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивней работает воображение. Именно интерес двигает поиском, догадкой.

Исследователями установлено, что под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивнее. Ее энергетические ресурсы, питаемые познавательным интересом, содействуют более длительному и интенсивному протеканию, а успешная познавательная деятельность в свою очередь укрепляет познавательный интерес.

Н.Г.Морозова предлагает определение познавательного интереса в таком виде: «Познавательный интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности».

В психолого-педагогической литературе познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Некоторые психологи условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес, которые в известной мере помогают более или менее точно определить состояние избирательного отношения ученика к предмету и степень влияния его на личность. И хотя эти стадии не все принимают и выделяются они чисто условно.

Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. По утверждению Б. Г. Ананьева [эта стадия интереса эмотивна, поскольку вместе с устранением внешних причин исчезает и его избирательная направленность. Для человека это элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости, она, как известно, зафиксирована уже у обезьян. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к знанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Эту стадию называют значимостью действия, имея в виду побуждение любознательности деятельностью, когда встречаемые трудности заставляют искать причины неудач и выхода из создавшейся ситуации. В возникновении загадок и их расшифровки и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса и имеет достаточно высокий показатель и в учении.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмент познания. Эта степень активного воздействия на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность. А. К. Маркова, считает, что для формирования познавательного теоретического интереса большое значение имеет характер учебной деятельности, которая отвечает определенным требованиям.

В психолого-педагогической литературе отмечается, что познавательный интерес — это значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника. И делается акцент на то, что очень важно знать его проявления, признаки, по которым можно судить о наличии его у учащихся, о том, какие стороны, приемы обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к учению.

Нужно сказать, что педагогика еще не располагает такими объективными методами, которые могли бы с достоверностью замерить и наличие, и интенсивность познавательного интереса. И, тем не менее, она говорит о том, что мотив познавательного интереса более ощутим для наблюдателя, нежели другие мотивы учения. Поэтому, не претендуя на полную объективность показателей познавательного интереса и на возможность их абсолютных замеров, можно все же приоткрыть перед учителем те проявления учащихся, которые знаменуют собой их интерес к учению.

Г. И.Щукина [50] выделяет несколько показателей познавательного интереса, которые в научной литературе связаны с его структурой:

Показатель интеллектуальной активности, который является проявлением интереса учащихся в учебном процессе. Об активности можно судить по многим действиям.

Это вопросы ученика, обращенные к учителю. Вопрос выражает стремление постичь еще неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину, любой самостоятельный вопрос уже показатель возникающего или существующего познавательного интереса, поэтому уважение к вопросам учащихся, обстоятельные ответы на них, побуждение школьников к заданию вопросов — это не только показатель, но и важнейший путь укрепления интереса к знаниям.

Инертный, равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его интеллект не тревожат нерешенные вопросы.

Отчетливым показателем интеллектуальной активности, сопутствующей интересу школьника, является их активное оперирование приобретенным багажом знаний и умений. Познавательный интерес не уживается со штампом и шаблоном, поэтому привлечение приобретенных знаний к различным ситуациям и задачам свидетельствует об их гибкости, их свободном использовании и может способствовать, стремлению глубоко, проникнуть в познание.

В ряде исследований психологи убедились в том, что этот показатель — свободное и мобильное оперирование знаниями — очень ясно запечатлевает познавательный интерес высокого уровня.

Активная оборачиваемость приобретенных научных знаний — очень значимый показатель интереса, который обозначает, что сами знания превратились уже в метод познания новых, а познавательный интерес поднялся на высокий уровень своего развития.

В этой связи интеллектуальная активность школьника выражается еще одним очень важным для интереса показателем: стремлением поделиться с другим новой, свежей информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения.

Таким образом, первый и самый основной параметр показателей познавательного интереса, который учитель может обнаружить без достаточных усилий, — это интеллектуальная активность школьника, в которой собираются все ее проявления в познавательном интересе.

Другой показатель познавательного интереса — это эмоциональные проявления. Так как это эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ученика.

Эмоциональные проявления учащихся служат достаточно ясными показателями для учителя. Эти проявления часто настолько тонки и неуловимы, что только по ним одним бывает затруднительно составить впечатление об уровне познавательного интереса.

Эмоциональный настрой деятельности ученика является показателем его познавательного интереса. По своим наблюдениям учитель может установить эмоциональные проявления познавательного интереса, как удивление, гнев, сопереживание, а адекватные содержанию приобретенных знаний. Наиболее ярко выражают учащиеся эмоции интеллектуальной радости. Эти эмоции рождают по разным поводам: они могут сопровождаться сочувствием герою произведения, какого-то события, научного открытия. Обычно этот ясно видимый и даже бурно протекающий процесс выражен в репликах, мимике, жестов у младших школьников.

Процесс деятельности ученика сопровождают интеллектуальная радость и соответствующие ей эмоциональные проявления. Найденный способ решения задачи, приносящий удовольствие удачный ответ, успех деятельности оказывают сильные влияния на укрепление познавательного интереса. Эмоциональные проявления бывают связаны с процессом озарения, внезапно возникшей радостной перспективой найденного решения и уверенности в своих силах. Проявлений подобных переживаний множество, они очень индивидуальны, и, лишь зная своих учеников, учитель может видеть, что именно заинтересовало и какое впечатление на них произвел тот или иной акт обучения. Мимика, жесты, возглас, обмен впечатлениями с соседом, обостренность в позе, подчас полнейшая тишина и боязнь нарушить ее — все это эмоциональные проявления познавательного интереса.

Следующий показатель психологи тесно связывают с предыдущим — это волевые проявления.

Параметром показателей познавательного интереса у младших школьников являются регулятивные процессы, которые во взаимодействии с эмоциональным настроем выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся.

Прежде всего, они проявляются в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости. В этом смысле по количеству отвлечений некоторые исследователи судят об отсутствии или слабости интереса школьника.

Весьма ясным показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях. Устойчивый и достаточно глубокий интерес сопряжен со стремлениями преодолеть трудности, попробовать различные пути для разрешения сложной задачи. Школьники, у которых отсутствует познавательный подлинный интерес, встречаясь с трудностями, прекращают работу на полпути, находят различные объяснения для прекращения того или иного вида деятельности. Те же, кто обладает стойким познавательным интересом, уходя, забирают с собой нерешенную задачу, чтобы на досуге подумать над ней и найти причину ее сложности.

Регулятивные механизмы познавательной деятельности школьника очень осязаемо и ощутимо дают знать об интересе к знаниям и по стремлениям к завершенности учебных действий. Интерес всегда связан с поглощенностью деятельностью, с уходом в деятельность, несмотря даже на посторонние раздражители. Тот же процесс деятельности, который не привлекает ученика, скорее связан со стимулами внешнего порядка (не получить плохой отметки, не поставить себя в неловкое положение). Подлинно познавательный результат его не столь волнует, как ученика с выраженным интересом к учению.

Указанный основной круг показателей познавательного интереса в учебном процессе дает возможность учителю ощущать действие важнейшего мотива учения, опираясь на который можно достичь больших результатов, чем принуждениями, предписаниями, жесткими требованиями.

Конечно, и этот мотив, столь близкий для личности школьника, не действует изолированно. Он всегда включен в совокупность других мотивов (социальных, коллективных, моральных — долга, чести, ответственности и т. д.). Вопрос состоит в том, что чаще всего познавательный интерес является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика. А раз так, то учителю очень важно не только распознать, но и управлять им.

Результатом познавательного интереса выделяют еще один показатель — свободный выбор деятельности.

Распознавание познавательного интереса возможно не только в сфере учебной деятельности, но и за ее пределами, так как школьник руководствуется интересом не только на уроках. Наоборот, свободная деятельность его в еще большей мере раскрывает и характер, и глубину, и локализацию, и осознание познавательного интереса.

В свободном выборе, оказывая предпочтение определенной области знаний, деятельности, кругу чтения, занятия в часы досуга, школьник раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в учении и трансформированные в желанной работе способы познавательной и практической деятельности.

Свободный выбор деятельности в часы досуга, предпочтение тех или иных занятий в свободное от уроков время — важнейший показатель интересов и склонностей учащихся.

Вот почему познавательный интерес, представляет собой важный фактор учения, является в то же время жизненно необходимым фактором становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса, тускнеет, личность лишена того значительного внутреннего стимулятора, который постоянно подталкивает ее движение, открывает перед ней новые перспективы, позволяет переживать радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался.

Обогащение мотивационной и оперативной сфер учения происходит и за пределами урока. Условия свободной деятельности, в которой совершается свободный выбор содержания и способов, укрепляют и познавательный интерес, укрепляют и самостоятельность, и активность познавательной личности.

Как же пробудить интерес к учению или учебному предмету? Как сделать учебный труд не только интересным в настоящем, но и воспитывать стойкий познавательный личностный интерес для будущего образования и самообразования?

Г. И.Щукина выделяет ряд условий для укрепления познавательного интереса:

  • — максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, и встать на определенную точку зрения.
  • — Второе условие, обеспечивающее формирование познавательного интереса, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, т.к. опирается на оптимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, ее способов, ее умений.

При всем разнообразии и специализации, пишет Г. И. Щукина, предметных умений выделяются такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой) анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять существенное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т. п. Эти обобщенные умения основаны на комплексе эмоциональных и регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счет прежних приобретать новые.

Но психологи обращают внимание на операционную сторону обучения не в меньшей мере, чем на содержательную. Ибо они сопряжены с мотивационной стороной. Именно из нее, из активных действий, из оперирования знаниями поступают импульсы, укрепляющие познавательный интерес. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрываются в этом оперировании со всей полнотой, и, чем полнее они раскрываются, тем в большей мере ученик получает эмоциональное удовлетворение от своей деятельности.

Познавательный интерес ученика не может развиваться и крепнуть, если операционная сторона учения остается постоянной. В ней обязательно нужно поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности и силы, сознает, что теперь он по-другому, по-новому, легче, скорее действует в учебной обстановке. В этом постоянном усложнении учебного труда, в овладении все более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, и есть возможность неуклонно укреплять познавательные силы, интересы и стремления школьника.

— Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — третье главное условие.

Главное в обучении — побудить учащихся к деятельности, которая направлена чувством удовольствия. Это особенно важно в первоначальном обучении, которое нужно начинать с того, что занимает ребенка. В первую очередь необходимо заинтересовать ребенка материалом, производящим впечатление на его чувства и воображение.

Педагоги и психологи согласны в том, что благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения школьника.

Оба эти источника не изолированы друг от друга, говорят ученые, они все время взаимопереплетаются в учебном процессе. И вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны и различно влияние их на личность: одни из них непосредственно влияют на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие — опосредовано.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.

Из этого условия Г. И. Щукина выводит и четвертое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.

Здесь она отмечает, что общение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности. Общение друг с другом и с учителями создает многообразнейшую гамму отношений, опосредованное влияние которых на интерес к учению очень велико.

Стремление к общению с товарищами, с желанными учителями само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.

Общение с товарищами является значительным фактором, привлекающим учащихся к школе. В меньшей степени, но также не нейтрально влияние на положительное отношение к учению общение с учителями.

Для формирования познавательного интереса в учебном процессе предлагают:

— делать наибольший акцент на содержание учебного материала как источника стимуляции познавательных интересов.

Стимуляция познавательных интересов школьника поступает из различных источников, она поступает из содержания учебного материала, которое несет учащимся новую, неизвестную ранее информацию. Поэтому содержание учебного материала заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубочайшее чувство удовлетворения оттого, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательней.

Так же велика роль учителя для поддержания познавательного интереса. В частности: дополнительным источником поддержания интереса является — поощрение учителем конечных и промежуточных результатов учебного труда школьников: трудоемкий или длительный учебный процесс необходимо прерывать и его положительные промежуточные результаты подкреплять, причем такие поддержки учителя должны носить не эпизодический, а систематический характер. В таких случаях накопление эмоциональной усталости от волевых усилий снимается положительными эмоциями удовлетворения.

Для поддержания положительного эмоционального климата на уроке учителю важно постоянно снимать отрицательные эмоции неуверенности, не создавать обстановку, когда ученики страшатся вызова к доске, стремиться снижать отрицательное влияние дефицита времени, стресса, помех, усталости. Надо постоянно укреплять веру учащихся в свои силы (в сочетании с трезвой оценкой собственных возможностей), воспитывать адекватные критические установки учащихся на свою работу, каждому ученику и классу показывать перспективы, резервы их развития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой