Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика применения тестов на уроках математики в основной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. До девятого класса чтение формируется, начиная с умения читать правильно, бегло и выразительно и, заканчивая, способностью произнесением наизусть. С монологической речью, обстоит дело иначе. Закладывается она умением пересказывать небольшие произведения или отрывки из них, и заканчивается она, способностью самостоятельно… Читать ещё >

Методика применения тестов на уроках математики в основной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дидактические особенности использования тестовых заданий на уроках математики в 9 классе

Использование тестовых заданий предполагает, в основном, осуществление контроля за усвоением знаний учащихся. Уточним, что же такое контроль в процессе обучения. По мнению Л. П. Крившенко: «Контроль — наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков [16]. Основная задача контроля — получение объективной информации о имеющимся уровне учебного материала, для успешного управления процессом обучения, развития и воспитания школьников. Главным компонентом контроля является проверка. Проверка — система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Фактически контроль осуществляет обратную связь в процессе обучения, то есть при помощи контроля учитель получает информацию о результате учебной деятельности обучаемых. Постоянный контроль дисциплинирует и стимулирует школьников, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества.

В образовательном процессе контроль выполняет ряд функций. Среди них: контролирующая, диагностическая, прогностическая, обучающая, ориентирующая, оценочная, развивающая, воспитывающая.

Контролирующая функция заключается в раскрытии состояния знаний и умений учащихся, уровня усвоения приемов познавательной деятельности, степени умственного развития учащихся.

Сущность диагностической функции состоит в обнаружении пробелов в знаниях и умениях учащихся, а также причин порождающих ошибки и недочеты.

Прогностическая функция контроля служит для получения информации об образовательном процессе, на основе чего прогнозируют возможные результаты дальнейшего осуществления учебного процесса.

Роль обучающей функции контроля заключается в повышении качества знаний и умений, их систематизации.

Ориентирующая функция контроля — предоставляет учащемуся информацию об уровне достижения им целей обучения, затруднениях, возникших при изучении учебного материала.

Сущность развивающей функции контроля — побуждение познавательной активности учащихся в формировании их творческих способностей.

Оценочная функция характеризуется деятельностью учащихся с двух сторон. С одной стороны, оценивается процесс деятельности, рассматривается качество ее протекания, об уровне активности и неактивности обучаемых. С другой стороны оценивается результаты деятельности, как учителя, так и обучающихся.

Воспитывающая функция обеспечивает воспитание дисциплины, аккуратности, честности, ответственного отношению школьников к учению, настойчивости и привычки к регулярному труду.

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов.

В зависимости от целей, частоты, объема охвата контролируемого учебного материала рассматривают следующие виды контроля: предварительный, текущий периодический, тематический, итоговый и отсроченный. [16].

Предварительный контроль проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Используют его обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. С помощью него учитель определяет, на что следует обратить внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на что следует только указать.

Текущий контроль используется в повседневной работе учителя и позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков учащихся, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность без опоздания выявить пробелы в знаниях обучаемых и оказать им помощь в овладении изучаемого материала.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он проводится в конце четверти и полугодия.

Тематический контроль устраивается после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контроль определяет конечные результаты обучения. Он проверяет всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса.

По формам контроль делят на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При индивидуальном контроле каждый учащийся поддается испытанию, которое он должен выполнить самостоятельно. Она разумна только в том случае, если необходимо оценить отдельных учащихся, их возможности, знания и способности. Учитель прослеживает правильность ответа, его последовательность, объем, полноту, самостоятельность суждений и выводов и т. д.

Во время групповой проверки класс делится на несколько групп и каждой группе дается проверочное задание. Её применяют при повторении для обобщения и систематизации учебного материала, для рассмотрения учащимися разных приемов и методов решения задач, для обращения их внимания на наиболее рациональные способы выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. д.

При фронтальной проверке опрашивается весь класс одновременно, тем самым учитель оценивает уровень подготовки класса в целом. Такой контроль необходим, например, при оценки готовности класса к восприятию нового учебного материала.

В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы контроля. Среди них выделяют: методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контроль реализуется в процессе устного опроса учащихся. Цель его — выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. С помощью устного контроля прослеживаются логика изложения материала, умения использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий и т. д.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий. Он позволяет проверить знания всех обучаемых одновременно, но требует больших затрат на проверку.

С развитием информационных технологий обучения всё чаще используется машинный контроль. Этот метод экономит время учащихся и учителя. Но он не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и др.

Самоконтроль заключается в том, что обучаемые самостоятельно находят ошибки, анализируют причины неправильного решения задач и ищут способы их устранения.

Совмещение различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем.

Таким образом, тестовый контроль предполагает обязательный учет возрастных особенностей школьников, поэтому рассмотрим основные характеристики данного возраста.

Большинству учащихся девятых классов 14−15 лет. Этот возраст принято относить к подростковому. Он отличается глубокими изменениями условий, влияющих на развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, развивающихся у подростков со взрослыми и ровесниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.

Подростковый возраст — особая пора, представляющая собой период становления личности. Это самое ответственное время, так как здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, образуется справедливое отношение к себе и к окружающим. В данный период устанавливаются черты характера и ведущие формы межличностного поведения. Происходит поворот от направленности на мир к направленности на себя, поэтому потребности этого возраста, связаны со стремлением к личному самосовершенствованию, к самопознанию, самовыражению и самоутверждению в обществе.

Резко повышается интерес к своей внешности и здоровью. Увеличивается рост и вес подростка, что сопровождается изменениям пропорций тела. Дети часто ощущают себя в это время неловкими, неуклюжими. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких кровоснабжении головного мозга, из-за этого происходят перепады сосудистого и мышечного тонуса. Они влекут резкие изменения физического состояния и настроения. Подростку необходимо постоянно адаптироваться к физическим и физиологическим изменениям, идущим в его организме.

В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития. В рассматриваемый период происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических процессов, как восприятие, память, воображение. Вырабатывается логическая память, это связано с тем, что усложняется и увеличивается количество изучаемого материала. Возникает интерес к приемам улучшения запоминания. Продуктивно осваиваются мнемонические приемы.

Активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. До девятого класса чтение формируется, начиная с умения читать правильно, бегло и выразительно и, заканчивая, способностью произнесением наизусть. С монологической речью, обстоит дело иначе. Закладывается она умением пересказывать небольшие произведения или отрывки из них, и заканчивается она, способностью самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждение, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему [17].

В подростковом возрасте складывается теоретическое рефлексивное мышление, мышление на уровне формальных операций. Учащиеся этого возраста уже без проблем строят гипотезы, размышляют о возможностях, изучают и сравнивают всяческие альтернативы, при разборе одних и тех же учебных задач. Совершенствуются такие операции, как анализ, синтез, классификация, аналогия, обобщение и другие.

Сближение воображения с теоретическим мышлением, дает подросткам толчок к творчеству: они серьезно начинают заниматься различными видами спорта, открывают в себе таланты, пишут стихи, рисуют и т. п.

Подростковый период — один из важных и трудных периодов в жизни человека, так как здесь решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать — продолжать обучение в школе, идти в колледж, техникум или пойти работать. К этому моменту школьнику необходимо профессионально самоопределиться, пусть и на первоначальном уровне. Он должен осмыслить свои склонности, запросы, разобраться в собственных способностях. К моменту окончания девятого класса подросток должен иметь представление о той или иной профессии, а также должен знать, каким образом добиться профессионально мастерства.

Неравнодушны подростки к взрослым, чей жизненный опыт и знания, содействуют в вопросах, связанных с будущей жизнью. Поэтому педагогу, работающему с детьми подросткового возраста, необходимо помогать им приобретать жизненный опыт, развивать нравственные и коммуникативные качества. Следует ориентировать подростка на осознание своих актуальных потребностей, учить ставить и добиваться поставленных целей.

Таким образом, учет вышеуказанных особенностей девятиклассников поможет качественно осуществить контроль их знаний.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой