Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие навыков рассказывания с элементами творчества в процессе преодоления нарушений связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью работы является развитие навыков рассказывания с элементами творчества в процессе логопедической работы по преодолению нарушений связного высказывания у старших дошкольников с ОНР. Провести диагностику речи детей средней группы с целью выявления особенностей творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Разработать план-программу работы по формированию… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста
    • 1. 1. Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка
    • 1. 2. Связная речь как предмет психологического исследования
    • 1. 3. Особенности связной речи детей с общим недоразвитием речи
  • Глава 2. Практический анализ особенностей связной речи дошкольников с ОНР
    • 2. 1. Организация экспериментального исследования
    • 2. 2. Научно-теоретическое обоснование констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Характеристика детей экспериментальной группы
    • 2. 4. Методика констатирующего эксперимента
    • 2. 5. Методика формирующего эксперимента
  • Глава 3. Анализ результатов исследования
    • 3. 1. Анализ результатов констатирующего эксперимента
    • 3. 2. Анализ результатов обучения
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 1

Развитие навыков рассказывания с элементами творчества в процессе преодоления нарушений связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Поэтому обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР, относится к числу актуальных, но все еще не до конца исследованных проблем. Наиболее интересно, на наш взгляд, эта работа проходит, если в работе по преодолению нарушения связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи использовать элементы творчества.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Именно поэтому в последнее время развернулись широкие исследования, посвященные формированию связного рассказывания дошкольников, в которых выявляется сущность основных понятий теории логопедической работы по развитию связного рассказывыания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов данной работы (Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Ястребова В. А., Туманова Т. В., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. и др). Однако решение задач развития навыков рассказывания с элементами творчества в процессе логопедической работы по преодолению нарушения связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи не достаточно исследовано.

В связи с вышеизложенным, актуальность исследования обусловлена раскрытием необходимости совершенствования программы развития навыков рассказывания с элементами творчества в процессе логопедической работы по преодолению нарушения связного высказывания у старших дошкольников с ОНР.

Целью работы является развитие навыков рассказывания с элементами творчества в процессе логопедической работы по преодолению нарушений связного высказывания у старших дошкольников с ОНР.

В ходе работы ставились следующие задачи:

• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

• Провести диагностику речи детей средней группы с целью выявления особенностей творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

• Разработать план-программу работы по формированию связного рассказывания у детей с ОНР.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и дошкольников, — М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. — 640с.
  2. Т.В., Н.Ю. Сафонкина. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у дошкольников с общим недоразвитием речи// «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» — № 4 — 2002.
  3. Борисова В. А. Проблемы изучения речи, — М.: РАО, 1994. — 392с.
  4. А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984
  5. Т.А. Каждому ребёнку — надлежащие условия воспитания и обучения.//Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В. М. — Москва. Международная педагогическая академия, 1995. — с. 73−81
  6. Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. — Москва. 1995. — Т. 5.
  7. В.В. Развитие речи, — М.: Просвещение, 2004. — 207с.
  8. В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984
  9. В.В. Речевые нарушения, — М.: Гардарика, 2006. — 490с.
  10. В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., Издательский дом «Грааль», 2001.
  11. В. П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. М., 1989.
  12. В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР // Дефектология. 1990. № 6
  13. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О. С. Ушаковой, — М.: РАО, 1997. 136 с.
  14. Н. В., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1989.
  15. Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985
  16. В.А., Овчинникова Т.С Логопсихология, — М.: Академия, 2007. — 343с.
  17. Т.Н. Использование тетради для занятий родителей с дошкольникам// «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», — № 6 — 2006 г.
  18. Е.Н. Логопедия.- М, 2002.
  19. В.А. Логопедия, — М.: Олма-пресс, 2007.- 393с.
  20. В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — Москва. Просвещение, -1990. — 143 с.
  21. А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974
  22. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  23. А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок, — М.:Просвещение, — 2004. — 160с.
  24. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А, Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева, М., 1984.
  25. Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
  26. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М., 1989.
  27. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.
  28. М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития./ Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В. М. — Москва. Международная педагогическая академия, 1993. — с. 81−93.
  29. М.П. Справочник логопеда, — Ростов-на-Дону:Феникс, 2007. — 445с.
  30. Практикум по дошкольной логопедии. (Под ред. Селиверстова В. И.) М., 1988.
  31. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. М., 1989.
  32. Т.В. Логопедия в таблицах и схемах, — Мн.:Аверсев, 2006. — 128с.
  33. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. М., 1984.
  34. Е.С. Исправление речи у детей, — Мн.: Народная асвета, 2001. — 163с.
  35. Специальная педагогика./ Под ред. Н. М. Назаровой. — Москва Академ А, 2001. 400 с.
  36. Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Под ред. Ф. А, Сохина. М., 1981.
  37. Т. А. В первый класс — без дефектов речи. СПб., 1999.
  38. Т. А. Учим говорить правильно. М., 2001.
  39. О.С. Работа по развитию связной речи, — Мн.: Книжный дом, 2003. — 344с.
  40. Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей, — М.: Альфа, 2002.— 103 с.
  41. Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. М., 1994
  42. Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. № 4.
  43. Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
  44. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. I, II периоды. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., М., 2000.
  45. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. III период. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., М., 2000.
  46. Характеристика связной речи детей 6−7 лет/ Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1979
  47. Е., С.Шаховская, Т.Ткаченко. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. М., Руссико, 1995.
Заполнить форму текущей работой