Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание творчески развивающей образовательной среды обеспечивалось комплексным взаимодействием всех структурных подразделений (учреждения дополнительного образования детей), где системообразующим фактором являлся художественно-методический совет. Совместные усилия педагогического коллектива по адаптации ценностных установок музыкального искусства подростка ко всем возможным) сферам его… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
    • 1. 1. Сущность понятия «музыкальная культура»
    • 1. 2. Развитие музыкальной культуры как проблема современной педагогики
    • 1. 3. Характеристика процесса развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
    • 2. 1. Логика и задачи опытно-экспериментальной работы по решению проблемы
    • 2. 2. Создание творчески развивающей образовательной среды в учреждении дополнительного образования детей
    • 2. 3. Динамика уровневых показателей развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей
  • Выводы по II главе

Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап социально-экономического развития российского общества повышает внимание к гуманистическим аспектам личностного становления индивида в пространстве общечеловеческой культуры, возводя вопросы образовательной политики государства в разряд жизненно важных и сущ-ностно значимых.

В ситуации заметного снижения потенциала духовности и нравственности общества ключевой задачей образования становится формирование базовой культуры личности, обеспечивающей мен-тальность человека XXI века, становление его ноосферного мышления в опоре на непреходящие ценности Добра, Истины, Красоты, Гармонии с окружающим миром и самим собой.

Компонентом базовой культуры личности является музыкальная культура, направленная на совершенствование человеком собственной природы согласно общественно значимым идеалам нравственности и духовности. Обладая значимым потенциалом личностного развития, музыкальная культура пронизывает все стороны и грани образовательного процесса, во многом определяя содержательную логику гуманистического возвышения и итоговую целостность воспитывающего воздействия на ребенка.

Инновационные изменения, происходящие в системе дополнительного образования детей, преодоление единообразия и формальной усредненности в организации учебно-воспитательного процесса создают оптимальные условия для музыкального развития подростков. Именно в данном возрасте музыкальные предпочтения личности, интегрированные в феномене индивидуальной музыкальной культуры, наиболее тесно связаны с мировоззренческими устремлениями, ценностными ориентациями, нравственной мотивацией пове.

Дения, духовной жизнью подростка в целом.

Все это делает необходимым поиск путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, обеспечивающих развитие музыкальной культуры подростков в аспекте ее полифункционального позитивного влияния на духовный мир личности в стадии становления.

К настоящему времени в науке имеется определенный объем теоретических и практических знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы.

Современный этап в педагогике искусства характеризуется наличием сформированных и разработанных специалистами разных направлений науки основных понятий, научно-методических принципов, методик системы художественного воспитания детей. Обращаясь к исследованию проблем художественного воспитания, ученые, педагоги определяли пути приобщения ребенка к искусству, изыскивали методы пробуждения художественных интересов (П.И.Буцаев, Н. А. Зубачевская, С. П. Кудрявцева, И. В. Логинова, B.C. Собкин, В. А. Филиппова, Ю. У. Фохт-Бабушкин), овладения навыками художественно-творческой деятельности (О.А. Апраксина, А. И. Буров, Б. Т. Лихачев, Л. П. Печко, Б. М. Теплов и др.), формирования способности адекватно воспринимать художественные произведения и верно их оценивать (В П. Зинченко, Г. В. Лабунская, Л. Н. Михеева, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов и др.). О влиянии искусства на формирование личности ребенка как средства общего развития писали такие исследователи, как Е. Б. Долинская, Э. В Илен-ков, Т. С. Комарова, М. Ф. Овсянников, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов, А. А. Унковский и др.

Философское понимание музыкальной культуры, позволяющее представить процесс ее формирования в единстве исторически обусловленных целей и задач, раскрывается в работах А. Баумгартена,.

Г. Гегеля, И. Канта, Ф. Шиллера, А. Шопенгауэра и др.

Основные подходы к развитию музыкальной культуры ребенка в аспекте личностного освоения им мира музыкального искусства освещены в трудах Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Л. В. Горюновой, Д. Б. Кабалевского, С. М. Каргапольцева и др.

Ряд исследований утверждает приоритет педагогики искусства в нравственно-духовном становлении личности, рассматривая музыкальную культуру как высший уровень средоточия человеческого в человеке (Б.В.Асафьев, Л. В. Горюнова, Н. Л. Гродзенская, А. Н. Сохор, Л. В. Школяр, Б. Л. Яворский и др.).

В работах О. С. Богдановой, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, В. И. Петровой, С. Л. Рубинштейна и других отражены психолого-педагогические особенности развития психики личности, в том числе подростка.

Вместе с тем, в силу своей многофункциональной сложности, проблема развития музыкальной культуры подростков в образовательных учреждениях нуждается в дальнейшем изучении. Как показывает анализ опыта работы учреждений дополнительного образования, значимым резервом оптимизации процесса развития музыкальной культуры подростков является усиление педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, разработка интегративных методов, позволяющих осуществлять целостное формирование личности, исходя из содержательно-смысловых основ музыкального искусства.

Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между:

— потребностью современного общества в личности, обладающей развитой музыкальной культурой, и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке;

— стремлением подростков быть личностью, обладающей музыкальной культурой как средством самореализации, самосовершенствования, и недостаточным использованием эстетико-творческого потенциала музыки педагогами в учреждении дополнительного образования детей;

— необходимостью повышения уровня креативности подрастающего поколения и недостаточным учебно-методическим обеспечением процесса воспитания творческих качеств личности средствами музыки в деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Стремление найти пути разрешения этих противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане она связана с обоснованием эффективных подходов к развитию музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей, с практической стороны — с разработкой содержания, методов и средств образовательного процесса, позволяющих сопрягать музыкальное развитие подростка с формированием у него куль-туросообразного отношения к жизни.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей».

Объект исследования: музыкальная культура подростка как интегративное личностное качество.

Предмет исследования: процесс развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования: развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей будет происходить эффективно, если:

— создана творчески ориентированная образовательная среда, стимулирующая развитие музыкальной культуры подростков;

— применен интегративный метод развития музыкальной культуры подростков, адекватный природе художественно-эстетического творчества;

— реализована содержательно-процессуальная модель развития музыкальной культуры подростков.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Уточнить педагогическую сущность понятия «музыкальная культура подростка».

2. Выявить специфику развития музыкальной культуры подростков в условиях дополнительного образования.

3. Разработать содержательно-процессуальную модель развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей.

4. Подготовить и апробировать учебно-методические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Методологической основой исследования выступают отечественные и зарубежные философско-культурологические теории, раскрывающие нравственно-духовные стороны человеческого существованияразвитие культуры и взаимодействие в системе «культурачеловек — творчество" — прогрессивные концепции гуманистической педагогики и психологии по формированию личности. Методологической основой также является идея взаимообусловленности процессов музыкального и художественного воспитания, жизнетворчества и постижения художественной культуры как целостности.

Теоретическими основами исследования являются фундаментальные положения:

— о философских и общенаучных принципах взаимосвязи эстетического и художественного в культуре (М.М.Бахтин, Н. А. Бердяев, А. И. Ильин, И. Кант);

— о культурологической и личностно-ориентированной сущности образовательного процесса (В.И. Андреев, А. И. Арнольдов, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. М. Лотман, В. М. Межуев, Л.Б. Соколова);

— о развитии личности в деятельности учреждений дополнительного образования детей (А.Я. Журкина, О. Е. Лебедев, С. В. Сальцева, О. Г. Тавстуха, А.И. ЩетинсКая);

— о гуманистических основах воспитания искусством (Б.В. Асафьев, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, В.В. Медушевский).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

— основные идеи гуманистической педагогики и психологии (Р. Берне, А. Маслоу, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский, Б.М. Теплов);

— теория становления личности в различных видах деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

— идеи и теории развития музыкальных способностей (А.Л. Готсдинер, В. В. Медушевский, Б.М. Теплов);

— положения о творческо-деятельностной сущности развития личности (В.И. Андреев, С. Е. Матюшкин, Я. А. Пономарева, В. Г. Рындак, А. П. Тряпицына, Т.И. Шамова);

— теория ценностной природы сознания (С.С. Аверинцев, Ю. Б. Борев, Э. В. Ильенков, А. В. Кирьякова, Л.Н. Столович).

Исследование проводилось в несколько этапов: На первом этапе — аналитико-поисковом (1998;2000 гг.) — изучалась философская, искусствоведческая, психологическая и педагогическая литература по проблемеопределялись содержательнологические параметры исследования, его методологияобосновывался интегративный подход к формированию музыкальной культуры подростков в деятельности учреждений дополнительного образования детейразрабатывались авторская комплексно-целевая программа «Искусство, музыка, творчество» и содержательно-процессуальная модель развития музыкальной культуры подростков. Использовался комплекс научно-исследовательских методов: исто-рико-методологический анализ, моделирование, обобщение зарубежного и отечественного образовательного опыта, мониторинг современного состояния теории и практики музыкального воспитания личности.

На втором этапе — формирующем (2000;2002 гг.) — осуществлялся естественный эксперимент, в ходе которого проверялась гипотезавыявлялись педагогические условияосуществлялся постоянный контроль и корректировка музыкально-образовательного процессаприменялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседа, анализ, включенное наблюдение, изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

На третьем этапе — обобщающем (2002;2003 гг.) — уточнялись теоретические положения, осуществлялась систематизация и анализ полученных результатов, формулировались основные выводы и оформлялись итоги диссертационного исследования.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе областного Дворца творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко и гимназии № 1 г. Оренбурга.

Научная новизна исследования:

— уточнена педагогическая сущность понятия «музыкальная культура подростка» как интегративного личностного качества, развивающегося в образовательном процессе, направленном на формирование. способности творчески действовать в социокультурной среде посредством присвоения личностью воплощенных в музыке общечеловеческих ценностей и идеалов;

— раскрыта специфика развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей, заключающаяся в целевом приоритете индивидуально-творческого становления и максимальной реализации духовно-нравственных качеств личности средствами музыкального искусствасоздании условий для удовлетворения музыкальных потребностей и запросов воспитанников, что обусловлено гибкой структурой учреждения, которая позволяет разрабатывать авторские, комлексно-целевые, интегративные программы;

— разработана и апробирована содержательно-процессуальная модель развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей, ведущим принципом построения которой выступает системный характер музыкального воздействия.

Теоретическая значимость исследования:

— результаты исследования позволят осуществить системный подход к решению проблемы развития музыкальной культуры подростков, обогатят научные представления о роли музыки в гуманистическом становлении личности, помогут в разработке вопросов совершенствования методов приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры.

Практическая значимость исследования:

— содержательно уточнены критерии и показатели оценки уровня развития музыкальной культуры подростков, разработаны диагностические мероприятия по определению уровней исследуемого процесса;

— внедрены в практику регионального музыкального образования авторские методические рекомендации, учебно-методические пособия, инновационные программы для педагогов с целью совершенствования процесса развития музыкальной культуры подростков в системе дополнительного образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальная культура личности — это интегративное личностное качество, показателем которого является ценностное, чувственно-оценочное отношение и эмоциональное переживание музыкального искусства на основе системности и глубины музыкальных знаний, обеспечивающих полноту восприятия музыкальных произведений и способность активно, творчески действовать в социокультурной среде.

2. Развитие музыкальной культуры в учреждении дополнительного образования детей связано с организацией творчески ориентированной образовательной среды на основе комплексного взаимодействия всех структурных подразделений, где основополагающим является деятельность художественно-методического совета, объединяющего совместные усилия педагогического коллектива по адаптации ценностных установок музыкальной культуры подростка к возможным сферам его жизнедеятельности.

3. Основным механизмом развития музыкальной культуры личности в системе дополнительного образования является максимальное обогащение жизненного опыта подростков путем включения в культурно-творческие поведенческие ситуации, что способствует экстраполяции культивируемого музыкой ценностного отношения на себя и социум.

4. Содержательно-процессуальная модель развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей включает в себя три блока: целевой (основная цель и комплекс реализующих задач) — содержательно-динамический (система методологических, теоретических, методических и технологических знанийкомплекс организационных форм, приемов и методов включения воспитанников в процесс развития музыкальной культурывиды деятельности, в которых осуществляется становление музыкальных способностей, умений и навыков) — результативно-оценочный (критерии, показатели, диагностический инструментарий определения уровня развития музыкальной культуры подростков). Ведущим принципом построения модели выступает системный характер музыкального воздействия, реализуемый в интегративном педагогическом методе, обеспечивающий продуцирование самостоятельной оценки реалий действительности, стимулирование музыкальной активности, развитие личности подростка в художественно-творческом плане.

Личный вклад автора состоит в:

— обосновании педагогических условий, реализация которых позволяет актуализировать и обосновать значение развития музыкальной культуры подростков в дополнительном образовании;

— разработке методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования, преподавателей музыкальных учебных заведений, специалистов, работающих в сфере музыкального и профессионального образования и всех, кто интересуется вопросами музыкального воспитания.

Обоснованность и достоверность полученных в исследовании результатов обеспечиваются исходными методологическими и теоретическими позициямисоответствием содержания опытно-экспериментальной части исследования выдвинутым положениямприменением комплекса взаимодополняющих методов исследования, соответствующих его цели, предмету и задачамрепрезентативностью результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в педагогическом процессе различных образовательных учреждений.

Основные положения исследования публиковались в печати и докладывались в выступлениях на международных научно-практических конференциях «Педагогическая мысль и образование XXI века» (Россия — Германия, 2000) — «Духовность, здоровье, и творчество в системе мониторинга качества образования» (Казань, 2001) — научно-практических конференциях преподавателей Оренбургского государственного педагогического университета (Оренбург, 2002;2003) — региональной научной конференции «В.А. Сухо-млинский и современная школа Урала, Сибири» (Оренбург, 2003) и семинарах (Оренбург), заседаниях кафедр общей педагогики и педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета. Материалы исследования внедрены автором в процесс образовательной деятельности областного Дворца творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко, школ № 76, 57, гимназии № 1 г. Оренбурга, лицея современных технологий управления № 2 г. Пензы.

Структура диссертационной работы определена ее логикой. Она включает введение, две главы, библиографию, приложения.

Выводы по II главе.

В данной главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию музыкальной культуры подростков в Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко.

В целом по выборке результаты показали, что ведущими являются ценности личной жизни и межличностного взаимодействия, что соотносится с особенностями развития личности в подростковом возрасте.

Кроме того, ценностные ориентации подростков к различным жизненным сферам связаны с эмоциональной насыщенностью, переживанием красоты природы и искусства, познания, творчества.

Таким образом, совокупная диагностика начального этапа исследования позволили выявить музыкальные предпочтения, наличный уровень музыкальных знаний, умений и навыков респондентов, с учетом которых определена программа системной работы по формированию глубокого интереса, ценностного эмоционально-художественного отношения к музыкальному искусству, развитию чувственно-эмоциональной сферы, потребности и стремления к эмоциональному восприятию действительности, неотъемлемой частью которой является музыка. Во всех группах преобладал элементарный уровень развития музыкальной культуры, достаточный уровень выражен слабо, а творческий уровень практически отсутствовал. Это свидетельствует о низкой эффективности традиционных методов и приемов развития музыкальной культуры подростков.

Цель формирующе-корректирующего этапа эксперимента заключалась в реализации выделенных педагогических условий.

Создание творчески развивающей образовательной среды обеспечивалось комплексным взаимодействием всех структурных подразделений учреждения дополнительного образования детей, где системообразующим фактором являлся художественно-методический Совет. Совместные усилия педагогического коллектива по адаптации ценностных установок музыкальной культуры подростка к возможным сферам его жизнедеятельности были сопряжены с апробацией разработанной комплексно-целевой программы «Искусство, музыка, творчество». Содержание, формы, методы и приемы развития музыкальной культуры базировались на научно обоснованных приоритетных принципах педагогики искусства, развивающего обучения, при-родои культуросообразности.

Реализация программы способствовала решению следующих целей: расширение музыкального информационного поля (теоретические и практические знания о стилях, жанрах, метроритме, восприятии звуков как едином целом и т. д.) — обогащение опыта непосредственного общения с музыкальным искусствомразвитие полноценного художественного восприятиявыработка навыков оценки, анализа произведения в его музыкальной специфике и целостностистимулирование музыкальной активностиразвитие личности в художественно-творческом плане.

В рамках нашего эксперимента эти цели корректировались в аспектах мотивации детей к музыкальному творчеству, что свидетельствует о профессиональной акцептации осуществленного исследования.

Реализация интегративного метода развития музыкальной культуры позволила создать условия постепенного включения подростков в расширяющийся круг деятельности по овладению смежными искусствами на основе их синтеза в пространстве музыкальных ценностей.

Педагогическая значимость предложенного метода заключалась в формировании музыкальных потребностей личности, их перерастании в возможности преобразовательной деятельности вне искусства: в быту, учебе, труде, межличностных отношенияхразвитии ключевой культурно-творческой способности — переносу приобретенных знаний, умений, навыков в практическую деятельность.

Основой интегративного метода являлся комплекс методических приемов («Обращение к эпосу», «Погружение в эпоху», «Моделирование художественно-творческого процесса», «Мгновенность впечатления», «Стилевая интуиция» и др.), способствовавший оптимальному развитию творческих личностных качеств, таких как образное мышление, продуктивное воображение, соучастие, сопереживаниеформированию способности к переносу узкоспециальных знаний и умений на широкий круг явлений искусства и действительности.

На заключительном этапе выявлялась динамика личностных изменений респондентов в ходе опытно-экспериментальной работы, развития музыкальной культуры поэтапно диагностировались, результаты анализировались количественными и качественными методами, фиксировались в картах личностного творческого развития воспитанников. Качественные характеристики позволили реализовать в ходе эксперимента теоретически заданную установку на необходимость личностно-смыслового оценивания результатов развития музыкальной культуры подростков.

Таким образом, позитивная динамика уровней развития музыкальной культуры подростков, воспитанников областного Дворца творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко подтвердила эффективность выдвинутых педагогических условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современный этап социально-экономического развития российского общества повышает внимание к гуманистическим аспектам личностного становления индивида в пространстве общечеловеческой культуры, возводя вопросы образовательной политики государства в разряд жизненно важных и сущностно значимых.

Важнейшим компонентом базовой культуры личности является музыкальная культура, направленная на совершенствование человеком собственной природы согласно общественно значимым идеалам нравственности и духовности. Обладая значимым потенциалом личностного развития, музыкальная культура пронизывает все стороны и грани образовательного процесса, во многом определяя содержательную логику гуманистического возвышения и итоговую целостность воспитывающего воздействия на ребенка.

Изучение понятийно-категориального аппарата музыкального воспитания, позволило сделать вывод о том, что большинством ученых под музыкальной культурой личности понимается целенаправленная, формирующаяся обществом потребность и способность человека воспринимать, осваивать и создавать мир ценностного музыкального искусства как эталона красоты, при этом содержательный компонент музыкальной культуры включает в себя совокупность знаний, умений, навыков.

В контексте нашего исследования был проведен анализ термина «музыкальная культура» в соотнесении с такими понятиями, как «культура», «музыкальное воспитание», «музыкальное развитие». При определении сущности понятия «музыкальная культура» мы опирались на следующие теоретические подходы: культурологический, аксиологический, интегративный.

Ученые, определяя содержание понятия «музыкальная культура», отмечают ее всестороннее влияние на индивидуальную жизнедеятельность, исходя из степени присвоения личностью воплощенных в музыке общечеловеческих ценностей и идеалов. При этом содержательный компонент музыкальной культуры включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, позволяет растущей личности адекватно распознавать и присваивать несомые музыкой созидательные, нравственно-духовные идеи, воплощая их в расширяющемся пространстве социального взаимодействия.

Исходной для нашего исследования стала следующая позиция: музыкальная культура подростка — это интегративно-личностное качество, формирующееся в образовательном процессе, направленном на повышение навыков творческого уровня жизни подростка средствами музыки.

Таким образом, музыкальная культура определена нами как ин-тегративная характеристика ценностного отношения и эмоционального переживания музыкального искусства на основе системности и глубины музыкальных знаний, обеспечивающих полноту восприятия музыкальных произведений и способность творчески действовать в социокультурной среде.

Как показывает анализ опыта работы учреждений дополнительного образования, значимым резервом оптимизации процесса развития музыкальной культуры подростков является усиление педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного пространства, разработка интегративных развивающих технологий, позволяющих осуществлять целостное формирование личности, исходя из содержательно-смысловых основ музыкального искусства.

Развитие музыкальной культуры в учреждении дополнительного образования детей связано с организацией творчески ориентированной образовательной среды на основе комплексного взаимодействия всех структурных подразделений, где системообразующим фактором является деятельность художественно-методического совета, объединяющего совместные усилия педагогического коллектива по адаптации ценностных установок музыкальной культуры подростков к возможным сферам его жизнедеятельности.

Выступая в качественно новом состоянии образовательного социально-педагогического института, учреждения дополнительного образования детей представляют собой инновационную сферу вариативного, неформального, непрерывного образования, в которой на современном этапе осуществляется анализ, обобщение и проектирование взаимодействия данного учреждения и семьи в интересах становления и развития личности ребенка, разрабатываются новые модели таких взаимоотношений. Анализ педагогической литературы по проблеме и анализ опыта работы учреждений дополнительного образования детей доказывают, что переход учреждения в качественно новое состояние открывает новые возможности по развитию музыкальной культуры подростков.

В процессе исследования выявлена специфика развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей, заключающаяся в: понимании системы дополнительного образования как особой образовательной сферы с целевым приоритетом развития ценностных ориентаций, мотивов, потребностей, деятельностных возможностей личностисоздании условий для свободных ориентаций на индивидуальные запросы каждогоприобщении личности к мировой культуре и общечеловеческим ценностям, что способствует определению стратегии собственного развитияформировании средствами музыки человека с духовным и творческим потенциалом.

Исходя из анализа имеющейся практики по разработке комплексных моделей и целей исследования, мы предложили содержательно-процессуальную модель развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей.

Содержательно-процессуальная модель дает четкое представление о целях, задачах (целевой блок) — системе организации форм, методов и средств включения подростков в процесс развития музыкальной культуры (процессуальный блок, основой которого стал ин-тегративный метод, являющийся основным в системе педагогических воздействий) — о критериях и показателях, диагностическом инструментарии оценки уровня развития музыкальной культуры (результативно-оценочный блок).

Проверка эффективности гипотетически выдвинутых педагогических условий развития музыкальной культуры осуществлялась в экспериментальных группах, в которых реализована авторская программа: воспитанники Дворца творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко, обучающиеся в разных направлених музыкальной и художественной деятельности (группы В и В2).

В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы:

— создана творчески ориентированная образовательная среда, стимулирующая развитие музыкальной культуры подростков;

— применен интегративный метод развития музыкальной культуры подростков, адекватный природе художественно-эстетического творчества;

— реализована содержательно-процессуальная модель развития музыкальной культуры подростков.

Создание творчески развивающей образовательной среды обеспечивалось комплексным взаимодействием всех структурных подразделений (учреждения дополнительного образования детей), где системообразующим фактором являлся художественно-методический совет. Совместные усилия педагогического коллектива по адаптации ценностных установок музыкального искусства подростка ко всем возможным) сферам его жизнедеятельности были сопряжены с апробацией разработанной комплексно-целевой программой «Искусство, музыка, творчество». Содержание, формы, методы и приемы развития музыкальной культуры базировались на научно обоснованных нами приоритетных принципах педагогики искусства, развивающего обучения, природои культуросообразности.

Реализация программы способствовала решению следующих целей: расширение информационного поля (теоретические и практические знания о стилях, жанрах, метроритме, восприятии звуков как едином целом и т. д.), обогащение опыта непосредственного общения с музыкальным искусством, развитие полноценного художественного восприятия, выработка навыков в оценке и анализе произведения в его музыкальной специфике и целостности, стимулирование музыкальной активности, развитие личности в художественно-творческом плане.

Рассмотрение качественных критериев развития музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного образования детей с точки зрения знаниевой, практически-действенной и эмоционально-чувственной сфер личности позволило выявить в их границах конкретные показатели и ранжировать данные показатели в соответствии с уровнями развития музыкальной культуры.

Экспериментальные данные были получены на основе выделенных критериев и показателей эффективности развития музыкальной культуры подростков:

— знаниевый компонент, показателями которого являются образованность (теоретические и практические знания) в различных областях музыкальной культурызнания о ценностном отношении к действительности, формирующиеся посредством музыкальной деятельности;

— в практически-действенном компоненте — выступают умение оценивать и анализировать музыкальное произведение, умение творчески следовать нормам и образцам культуры, личностное осмысление музыкально-ценностной информации, перенос ценностного отношения на себя и на социум;

— эмоционально-чувственный компонент предусматривает определение эмоциональных реакций на музыкальное произведение, конкретно-чувственное восприятие содержания художественного образа.

Показателями эффективности опытно-экспериментальной работы являлась динамика личностных изменений респондентов. В процессе дополнительного образования детей во всех группах участников исследования произошли позитивные изменения уровней музыкальной культуры. Увеличилось количество респондентов, имеющих оптимальный. Значительное количество респондентов продемонстрировали результаты допустимого уровня владения музыкальной культурой и, как следствие, сокращение количества подростков с низким (элементарным) уровнем ее развития.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила актуальность поставленной проблемы развития музыкальной культуры подростков и программно-методического обеспечения данного процесса в условиях дополнительного образования, открывающая широкие возможности формирования и совершенствования всех граней личности: души, потребности в «благородстве чувств», интеллекта и практического ума, трудолюбия и физического здоровья, характера и воли к самореализации и самосовершенствованию.

Положительная динамика основных компонентов развития музыкальной культуры подростков, полученная в ходе опытно-экспериментальной работы, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы, эффективность избранной нами логики исследования.

Вместе с тем проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной тематики и открывает следующие перспективы научной деятельности в области музыкального воспитания:

— технологическое обоснование и обеспечение процесса развития музыкальной культуры личности в системе непрерывного образования;

— разработка и внедрение инновационных технологических моделей, программ нового поколения по развитию музыкальной культуры личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Дидактический подход к совершенствованию и разработке методов музыкального обучения: Сб. научных трудов.- М., 1980. 177 с.
  2. Э.Б. Методическая подготовка учителя музыки: Научно-метод. материалы для слушателей курсов повышения квалификации ин-тов усовершенствования учителей по предмету «Музыка».- М.: МИРОС, 1992. 72 с.
  3. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики. М.: Прометей, 1990. — 106 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980. 380 с.
  5. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971.- 36 с.
  6. Ю.Б. Пение на уроках музыки. М.: Просвещение, 1978. -175 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. — 567 с.
  8. О.А. Современные задачи музыкального воспитания. -М.: Музыка, 1975. 37 с.
  9. М.Г. О функциях в творческом процессе композитора. Т. 2. Тбилиси, 1978. — 26 с.
  10. В.Ф. Идеи эстетического воспитания. Т. 1. М., 1973. — 165 с.
  11. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  12. В.А., Малкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению мимики лица / Проблемы общения в психологии. М., 1981. — С. 121−132.
  13. Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики / Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей. Вып. 6. Л., 1982. — 317 с.
  14. B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург, 1992. — 83 с.
  15. А.А. Эстетика: Словарь. М., 1989. — 340 с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968. 56 с.
  17. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  18. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4.- С. 2936.
  19. В. О музыкальном языке и музыкальном образовании // Искусство в школе. 1996. — № 1. — С. 55−57.
  20. Н.Я. За искусство. М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
  21. В.Г. Синергия гармонии — ключ к эволюции формы и ритма // Мир огненный. 1997. — № 3/14. — С. 22−31.
  22. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модельобразовательного процесса // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 1218.
  23. В. Изобразительное искусство и музыка: Сб. статей. Вып. 4. М.: Искусство, 1975. — 192 с.
  24. Н. Что такое народное училище. СПб.: Изд-во «Э.Веймара», 1962, — С. 1−19.
  25. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. — 174 с.
  26. Выготский J1.C. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  27. Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис. канд. психол. наук. М., 1977. — С. 36.
  28. К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям: Автореф. дис.. док. пед. наук. -Л., 1989. С. 36.
  29. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информационно-методические материалы к курсу «Общая психология»: Учеб. пособ. М., 1986. — С.105.
  30. Н.М. Формирование и развитие интонационного восприятия при изучении темы «Временная организация музыки». -Стерлитамак, 1994. 72 с.
  31. С.И. Основы педагогики. М., 1995. — С. 5.
  32. З.И. Традиции гуманизма в искусстве и образовании // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы международной конференции. М., 1999. — С. 19−22.
  33. В.Ю. Исполнитель и эстрада. Моск. гос. коне., Магнит. гос. консерв. — Магнитогорск, 1998. — 226 с.
  34. О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995.- № 2. — С. 132−149.
  35. В. Оперный театр. Л., 1984. — 138 с.
  36. А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. — 190 с.
  37. B.C. Культура педагогического общения. М., 1990. -144 с.
  38. В.Г. Экологическая психология творческой личности. -Челябинск, 2000. 128 с.
  39. Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000. — 343 с.
  40. Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения в начальной школе: Автореф. дис. .канд.пед. наук. М., 1953.
  41. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С. 64−89.
  42. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  43. В.И. Толковый словарь живого русского языка. М.: Русский язык, 1981. — С. 38.
  44. Е.Е. Ценность младшего школьного возраста // Педагогическая психология образования. М., 1997. — 137 с.
  45. А.Д. Собрание сочинений. Т. 2. М.: Просвещение, 1961. — 82 с.
  46. Л.Г., Червоиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания детей в школе. М., 1998. — 207 с.
  47. М.С. Избранное. М.: Советский композитор, 1981. — 86 с.
  48. В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. Книга I. СПб., 1996. — 143 с.
  49. Н. Театр физического развития и оздоровления для дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999. — 89 с.
  50. JI.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 205 с.
  51. Ждано ва С. Н. Реализация дифференцированного подхода в музыкальной педагогике: Учебн. пособ. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999. — 52 с.
  52. Закон Российской Федерации об образовании // Учительская газета. 1992. — № 28. — С. 10−15.
  53. И.А. Педагогическая психология. М., 1999. — 384 с.
  54. Идеи эстетического воспитания: Антология. В 2 т. Т.1. / сост. В. П. Шестаков. М., 1973, — С. 164, 1666−167.
  55. К. Эмоции человека. М., 1980. — С. 13−99, 676.
  56. Г. А., Руднева С. Д. К вопросу о механизме музыкального переживания // Вопросы психологии. 1971, № 5. — С. 98−103.
  57. И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 213 с.
  58. В.И. Роль нравственных чувств в моральном выборе // Моральный выбор. М., 1980. — С. 194−208.
  59. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. -2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
  60. Д.Б. Педагогические размышления. М., 1986. — С. 50.
  61. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М., 1978. С. 250.
  62. М.С. Человеческая деятельность М.: Политиздат, 1974. -328 с.
  63. И.В. Шестилетние дети и музыка. М.: Просвещение, 1991. — 62 с.
  64. С. Когда в голове музыка: Беседа с Я. Левиным // Наука и религия. 1997.- № 9. — С. 26, 27, 49.
  65. КалиШ И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования: Автореф.дис. .канд. пед. наук. М., 2000. — 22 с.
  66. И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, 1998. — С. 147−184.
  67. И.Н. Персонализированное обучение как фактор развития умений самообразовательной деятельности студентов: Дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 198 с.
  68. Е.В. Педагогика дополнительного образования: Курс лекций // Учебн. пос. В 2-х кн. Кн. 1. Оренбург, 2000. — 104 с.
  69. Кан-Калик В. А. Техника педагогического общения // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. М., 1987. -190 с.
  70. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. -190 с.
  71. И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. — 712 с.
  72. А.Н. Методика пения. 4.1. П., 1904. — 185 с.
  73. С.М. Восприятие музыки как фактор воспитания: Теория, методика, практика. Оренбург, 1997. — 313 с.
  74. С.М. Музыка и нравственное воспитание школьников // Педагогика. 1990. — № 12. — С. 64−69.
  75. С.М. Музыка и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников. М., 1994. — 88 с.
  76. А.В. Ориентация личности в мире ценностей: Магистр. М., 1999, — № 4.
  77. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург: Изд-во «Южный Урал», 1996. — 190 с.
  78. М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976. — 528 с.
  79. А.Г. Воспитание чувств. М., 1971. — 94 с.
  80. М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. М. Оренбург, 1993. — 62 с.
  81. Н. Пение и музыка в единой трудовой школе. Вып. I. П., 1919. — С. 5−11.
  82. JI.H. Теория культуры. Екатеринбург, 1997. — 186 с.
  83. Г. Г. Зарубежная музыка XX века в курсе музыкальных школ и музыкальных училищ. Оренбург: ОГПУ, 1998. — 106 с.
  84. Я. Воспитание личности. М.: Просвещение, 1992. — С. 108.
  85. А.Г. Культура музыкального воспитания // Художественное восприятие. М., 1971. — 178 с.
  86. А.Г. Проблема восприятия музыки в свете заданий музыкально-эстетического воспитания // Музыка в школе. 1976. — № 3. — С. 64−66.
  87. А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. М., 1985. — С. 16−17.
  88. В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 25−31.
  89. М.С. Углубление интонационного подхода в массовом музыкальном воспитании: взгляд в будущее // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы международной конференции. М., 1999. — С. 37−40.
  90. О.А. Психологический журнал. Казань, 1996. — № 2. -С. 21.
  91. Крупник E. J1. Социально-педагогические проблемы формирования художественного воспитания школьников: Сб. статей. М., 1979. — 54 с.
  92. Н.К. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1988. -430 с.
  93. Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997. — 208 с.
  94. А.Н. Ориентация на достижения / Актуальные проблемы педагогики на рубеже XX века: Сб. науч. статей. Оренбург: ОГПУ, 1999. — С. 58−76.
  95. А.Н. Проблема речевой деятельности. Оренбург, 1995. — 100 с.
  96. И.И. Охрана и воспитание детского голоса // Хрестоматия по методике музыкального воспитания. М., 1938. С. 144.
  97. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  98. А.Н. К теории развития личности ребенка // Проблемы психики. М., 1972. — 269 с.
  99. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. 187 с.
  100. А.Н. Психологические особенности сознательности учителя // Избранные психологические труда. В 2-х т. М.1. М., 1987. С. 134−135.
  101. А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие М.: Институт практической психологии, 1997.-365с.
  102. Ю.В. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования детей: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 210 с.
  103. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. и слушателей ИПК ФПК. М.: прометей, 1992. -528 с.
  104. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политзи-дат, 1991. — 525 с.
  105. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.-128с.
  106. И.Д. Проблема педагогического управления развития творческих способностей учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000.- № 5.- С.45−46.
  107. Л.А. Музыкознание и достижения других наук // Советекая музыка.-1974.-№ 4.-С.24−35.
  108. Л.О., Цукерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967.- 725с.
  109. К. Методология пения: Курс педагогики пения. Т. 1 -М., 1992.-С.69−137.
  110. А.С. Воспитание гражданина. М., 1998.-304с.
  111. А.С. О воспитании М.: Политиздат, 1988−256с.
  112. Л.И. Человековедение: Программа и методические рекомендации для школьного педагога. М., 2000.-230с.
  113. В.А. Создание развивающей педагогической среды. -Оренбург, 1998. 160 с.
  114. А.П. Духовность, творчество в системе мониторинга качества образования. Казань: Центр инновационных технологий, 2002, — 153с.
  115. А.П. Модернизация образования // Материалы региональной научн-практ.конф. Оренбург: ОГПУ, 2002. — 443с.
  116. И.П., Салмина Н. Г. Дети. Мир звуков. Музыка. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 256 с.
  117. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990.-192 с.
  118. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя М.: Просвещение, 1983.-96с.
  119. А.Г. Мотивация и личность СПб.: Евразия, 1999.-478с.
  120. Л.М. Музыкальное образование в зеркале синергетики // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы международной конференции. М., 1999. — С.55−59.
  121. В.В. Интонационная форма музыки. М.: 1993. -262 с.
  122. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.- Музыка, 1976.-254с.
  123. Мелик-Пашаев А. А. Способность человека к художественному творчеству. М., 1996. — 24 с.
  124. Мелик-Пашаев А. А. Тайны музыки в контексте педагогики // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы международной конференции. М., 1999. — С.63.
  125. Н.А. Педагогика. М., 1989. — 224 с.
  126. Н. О музыкальном образовании. М., 1909. — 199 с.
  127. Е.В. Звуковой мир музыки М.: Музыка, 1988. -182 с.
  128. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1967. — 193 с.
  129. .М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии. 1991. — № 3. — С. 75−79.
  130. Д.Е. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. — Киев, 1980. 165 с.
  131. В.И. Активность и самостоятельность учащихся. М.: Педагогика, 1998. — № 3. — С. 24−28.'
  132. Е.М. Инновационная теория как учение о специфике музыкального мышления. М.: Музыка, 1984. — 88 с.
  133. Педагогическая диагностика в школе / Под.ред. А. И. Кочетовкова, Минск: «Народная асвета», 1987.-224.
  134. В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. -М.:Гуманист. Изд. Центр Владос, 1997.-384с.
  135. Психология: Словарь / Под общей редакцией А. В. Петровсокго, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и дополн. — М.: Политиздат, 1990.- 494с.
  136. Ю.Н. О задачах развития системы ШУВ. // Актуальные проблемы музыкального образования: Сб. статей / Сост. И. К. Котляровский, Ю. А. Полянский. Киев.: Музыкальная Укра1-на, 1986.-С.5−11.
  137. А.А. Философия: Курс лекций .-М.:ВЛАДОС, 1995.-304с.
  138. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.-416.
  139. Л.Я. Эстетические учения Западной Европы. М.: Искусство, 1967. — 1006 с.
  140. Римский-Корсаков Н. А. Музыкальные статьи и заметки. СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1911. 223 с.
  141. . Законы тайного знания, или кое-что о космической философии. // Природа и человек. 1998.-№ 2.-С4−5.
  142. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. T. II М.: Педагогика, 1989.-328с.
  143. B.C. Художественно-эстетическое воспитание как основа творческого образа жизни. Челябинск, 2001. — 232 с.
  144. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя: Монография. М.: Педагогический вестник, 1997 — 244с.
  145. В.Г., Москвина А. В. Личность, Творчество, Развитие: Учебно-методическое пособие. -М.: Педагогический вестник, 2001 240с.
  146. З.Г. История образования России. Оренбург.: ОГПУ, 1997. — 246 с.
  147. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособ. М.: Народное образование, 1998. — 250с.
  148. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учеб.пособ. М.: 1997. — 264с.
  149. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки: Автореф.дис.. докт. пед. наук. М., 1971.
  150. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1999. — № 7. — С.82−88.
  151. Словарь античности. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1989. — 704с.
  152. Словарь иностранных слов / Под.ред. И. В. Алехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна 6-е изд., переработ, и доп. — М.: «Советская энциклопедия», 1964.-784 с.
  153. Словарь русского языка. В 4 т. Т. З / Под.ред. А. П. Евгеньевой. -М.: Русский язык, 1981−1984. 698с.
  154. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1979. — 348 с.
  155. Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя: Монография. Оренбург: ОГПУ, 1999. -300 с.
  156. П.А. Структурная социология: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. — 200 с.
  157. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования. Л.: Советский композитор, 1981. — 296с.
  158. А.Н. Воспитательная роль музыки, 2-е изд. доп. М.: Музыка, 1975. — 180 с.
  159. К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1951.- 667 с.
  160. Н.П. Из истории эстетического воспитания в советской школе. В 2-х томах. М.: Просвещение, 1987. — С. 94−99.
  161. А.Н. Жизнь творчество — человек. — М., 1985. — 181 с.
  162. Г. Когда запоет школа? // Искусство в школе. 1996. -№ 1. — С.50−54.
  163. И. Кризис духа кризис образования. // Мир образования. — 1997.-№ 3.-С. 13−15.
  164. В.А. О воспитании М.: Политиздат, 1973−272с.
  165. Р.А. Уроки музыкальной культуры: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. — 150с.
  166. .М. Избранные труды. В 2-х т. Т I. М.: Педагогика, 1985. — 328с.
  167. .М. Психология музыкальных способностей / АПН РСФСР. М., 1947. — 252 с.
  168. Ф.Ш. Формирующая педагогика. Уфа, 1999 — 38с.
  169. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под.ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997.-352с.
  170. В.П. О ценностях жизни и культуры. JL: Изд-во МГУ, 1968.-124с.
  171. В.М. Концепция художественного образования РФ. -М., 2002. 26 с.
  172. Философский энциклопедический словарь / Под.ред. Л. Ф. Ильчева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840с.
  173. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов: Книга для учителя. -М.: Просведение,
  174. Ю.Н. Музыка как вид искусства. М., 1994. — 18 с.
  175. Г. Н. Мусоргский. М.: Музыка, 1969. — 63 с.
  176. М. Мысли по поводу музыкального воспитания. // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990.- С.202−205.
  177. С.Т. Искусство как элемент детской жизни. М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
  178. В.П. Музыкальная эстетика Востока / Общ. ред. и вст. статья. М.: Музыка, 1967. — 416 с.
  179. П.И. Об искусстве: Избранные фрагменты писем, заметок, статей / Под ред. М. Ш. Бонфельда. Ижевск, 1989. — 128 с.
  180. Щетинская А. И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях мониторинга качества дополнительного образования детей: Монография. Оренбург: Прогресс, 1998.
  181. А.И. Стабилизация и развитие дополнительного образования. Оренбург.: Изд-во ОГПУ, 2001. — 105 с.
  182. Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей в 2-х томах. Т. 2. М.: Музыка, 1978. — 402 с.
  183. Ю. Музыкальное образование в России // Муз. современник. 1915. — № 1. — С. 18−30.
  184. Atkison T.W. Motivational Determinants or Ristaking Behaviour // Psychol. Review 1957. Vol. 64. p.359−372.
  185. Plelan A. The impact of technologu and post modem art on studio art edication // Art edication. 1984. — № 2.
  186. Vren P. Art edication in the third waros // Art edication. 1984. -№ 2.
  187. Swanders P. The future of aesthetic edication // The jornal of as-thetic edication. 1983. — № 1.
  188. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ1. ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА
  189. В первый год обучения занятия проводят не более 30 мин., используя на уроках разнообразные формы и методы работ как традиционные, так и нетрадиционные.
  190. Педагогический репертуар в основном состоит из народных песен попевок, а также музыка композиторов классиков с учетом возможностей детей данного возраста.1. 10- 12 лет.
  191. ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ КЛАВИАТУРА ВНУТРЕННЕЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ФОНАЦИОННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
  192. Знание анатомического строения голосового аппарата, особенности физиологии, психологии дают возможность педагогу достичь конкретной цели в развитии певческого голоса у детей и подростков.
  193. Периферическая клавиатура внутренней чувствительности фонационного происхождения.
  194. Область № 1 передненебная.
  195. Область № 2 задненебная, или область мягкого неба.
  196. Область № 3 заднеглоточная область. В этих областях под влиянием звукового давления возникают внутренние (интероцептив-ные) возбуждения, которые передаются в высшие разделы нервной системы.
  197. Ощущения в этих областях точно локализуются.
  198. Область № 5 охватывает весь костяк лица (порой простирается до черепной коробки) и получает вибрационные возбуждения, передаваемые костной проводимостью от хрящей гортани.
  199. Область № 6 внутритрахеальная. Эта область внутренних (ин-тероцептивных) возбуждений, которые редко бывают осознанными.
  200. Область № 7 грудной клетки. В ней возникают вибрационные рассеянные возбуждения. Ощущения в этой области плохо локализованы.
  201. Обл асть № 8 область брюшного пресса.
  202. ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ (положение)
  203. В процессе реализации комплексно- целевой программы «Искусство, музыка, творчество» организован образовательный комплекс, который получил название «Детская филармония». Образовались коллективы по направлениям:
  204. Классические: академический хор- ансамбль скрипачей- духовой оркестр-ансамбль классического танца- хор духовной музыки.
  205. Народные: оркестр баянистов- русский народный хор- ансамбль народного танца.
  206. Эстрадные: вокально-инструментальный ансамбль «Юность», ансамбль «Квазар», «Пастораль».1. Общие положения
  207. Детская филармония является структурой образовательного подразделения государственного учреждения дополнительного образования областного Дворца творчества детей и молодежи.
  208. Проводит учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную, концертную, культурно-досуговую работу с обучающимися и другими потребителями образовательных, досуго-вых, информационных и других услуг.
  209. Детская филармония реорганизуется, создает и ликвидируется по представлению совета ОДТДМ. Подчиняется генеральному директору.
  210. Управление и руководство осуществляется заместителем генерального директора по музыкально- театральной деятельности.
  211. Штатное расписание формируется в соответствии со структурой учебного подразделения и может применятся в связи с производственной необходимостью и развитием филармонии
  212. Деятельность филармонии строится на основе перспективного и текущего планирования, определения функциональных обязанностей каждого сотрудника.
  213. Детская филармония взаимодействует с общеобразовательными школами, высшими и средними учебными заведениями, детскими центрами как города Оренбурга, так и области.
  214. Основные цели, задачи, функции детской филармонии
  215. Цель: музыкально-эстетическое воспитание детей и молодежи.
  216. Содержание и формы деятельности
  217. Основными формами учебной деятельности является урок. Продолжительность урока в зависимости от возраста 35- 45 минут. Основной формой образовательной деятельности является: индивидуальная, групповая, коллективная, самостоятельная работа учащихся.
  218. Образовательная деятельность в учебных группах строится на основе типовых, вариативных, авторских и экспериментальных программ.
  219. Способствует повышению педагогического, научного, профессионального уровня сотрудников, их творческого роста.
  220. Педагогический коллектив осуществляет работу в тесном сотрудничестве с родителями.
  221. Участвует в массовых концертах, досуговых мероприятиях. Представляет ОДТДМ на конкурсах, фестивалях в районах области, городах России.
  222. Одной из важных задач является создание необходимой материально- технической базы для реализации основной деятельности.
  223. Управление строится на принципах единоначалия и коллективности.
  224. Единоначалие реализуется заместителем генерального директора, а в его отсутствие зав. сектором в рамках их прав и обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями.
  225. Штатное расписание определяется исходя из целей, задач и содержания работы и утверждается генеральным директором ОДТДМ.
  226. Социальные вопросы, возникшие в коллективе, решаются по согласованию с профсоюзным комитетом.
  227. Ставка педагога определяется 18 часами в неделю. Концертмейстера- 24 часа в неделю.4. Кадры
  228. Подбор и расстановку кадров осуществляет заместитель директора.
  229. Утверждение кандидатур на вакантные места осуществляются генеральным директором.
  230. Подбор кадров ведется из лиц, имеющих педагогическое, среднее специальное, высшее образование (учитывая опыт работы).
  231. За невыполнение обязанностей, предусмотренных положениями.
  232. За реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и расширением учебного процесса, качество образования учащихся.
  233. За дисциплинарные, административные проступки, установленные законодательством, уставом ОДТДМ.
  234. МЕТОДИКА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ» (Модифицированный вариант)
  235. Цель: изучение уровня адекватности восприятия музыкальных произведений и эмоциональной отзывчивости после их прослушивания.
  236. Сравнительная таблица для полученных результатов
  237. Финал IV симфонии П. И. Чайковского Быстрая Радость Бодрая, ликующая, праздничная, энергичная
  238. Ф.Шуберт «Аве Мария» (в эстрадной обработке) Медленная Спокойствие Нежная, лирическая, задумчивая, элегическая, наивная
  239. Р.н.п. «Ничто в полюшке не колышется» Протяжная Печаль Скорбная, унылая, тоскливая, трагичная
  240. Р.н.п. «Отдавали мо-лоду» (в современной обработке) Энергичная Гнев Взволнованная, тревожная, отчаянная, драматичная
  241. О.Газманов песня «Москва» Бодрая Радость Праздничная, ликующая, маршевая, необъятная1. МЕТОДИКА «МУЗЫКА И Я»
  242. Цель: выявить музыкально-художественные интересы, предпочтения и доступность музыки для подростков.
  243. Инструкция: вам предлагается дать ответы на вопросы, приведенные в данной анкете.
  244. Какие музыкальные произведения тебе нравятся? (количество выборов не ограничено).- Симфония-- песня-- танцевальные мелодии-- оперные-- балетные-- мюзикл-- оперетта.
  245. Посещал ли ты, смотрел видео-или слушал аудиозаписи в текущем году?- Оперные спектакли-- балетные спектакли-- концерты серьезной музыки-- концерты популярных певцов, групп, в том числе исполнителей классических произведений.
  246. Какие произведения вам чаще хочется слушать, когда вы работаете? (только один выбор).- Классические-- классические в современной обработке-- эстрадные-- народные-- народные в современной обработке.
  247. Просим вас дать более полные ответы на каждый вопрос.
  248. Обработка результатов. Учитывается каждый вариант выбора респондентом той или иной позиции. По частоте упоминаний выявляются групповые интересы, предпочтения и доступность.
  249. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СОЛЬМИНИЗАЦИЯ (запись музыкального произведения) i
  250. Д. 7. 7. 7 ' 7. 7... • 7 77 i i 7. H I .7 7 6' G 7. 7 7.' 1 1- 5. 5. 5 5. 5... 4 5 5 5 5 * 5... 5 5 5 5 к 5... 5 5. 5 4 I
  251. T. 2. 2. 2 2. 2... T 2″ 2 2 3 2 2... 2 22 3 2 2.. 2 2. f* о n О15. 5- 5. 5 5. 5... 5 5 5 1 2 5... 51 «• 5 5. 1 27. G G 7.. .5. 5 4k ' J.2. 3, 2 2.. .5. Г .4 ¦•a 5.7 I 7-. i i 5 5.542. 3 2 5.127. 5.
Заполнить форму текущей работой