Педагогический мониторинг профилактики девиантного поведения старших подростков в профессиональном училище
Диссертация
На основе выявления сущности профилактики девиантного поведения выделены уровни девиантного поведения подростковярко-выраженный (патологический), относительно-выраженный (ненормативный), слабовыраженный (пограничный) и невыраженный (нормативный) -с системой показателей по каждому из компонентов девиантного поведения (моральные отношения — отношение к учебной и общественной деятельности, труду… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Педагогический мониторинг профилактики деви-антного поведения подростков как научная проблема
- 1. 1. Мониторинг как общенаучная категория
- 1. 2. Структурно-функциональная характеристика педагогического мониторинга
- 1. 3. Педагогический мониторинг как средство профилактики девиантного поведения подростков
- 1. 4. Технология педагогического мониторинга профилактики девиантного поведения подростков
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. Описание опытно-поисковой работы по использованию педагогического мониторинга профилактики девиантного поведения старших подростков в профессиональном училище
- 2. 1. Технологическая характеристика опытно-поисковой работы
- 2. 2. Анализ результатов опытно-поисковой работы
- 2. 3. Персонализированная характеристика профилактики девиантного поведения подростков
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдуллина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. — 1998. — № 3. — С. 35—39.
- Абрамовских Н.В. Педагогический мониторинг воспитания познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе: Дис.. канд. пед.наук. — Екатеринбург, 1999. — 188 с.
- Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. — М.: Академия МВД СССР, 1980. — 526 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. М.: Б.И., 1995. — 291 с. — (Библиотека зарубежной психологии)
- Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. — М.: Знание, 1979. —42 с.
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1986. — 150 с.
- Алмазов Б.Н., Грищенко Л. А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: Учеб. пособие / Свердлов, инж.-пед. ин-т. Свердловск: СИПИ, 1987.-78 с.
- Анохин А., Остромогильский А. Х. Математическое моделирование и мониторинг окружающей среды: Обзор. — Обнинск, 1978. — 38 с.
- Ю.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М.: Ред.-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. —221 с.
- Беличева С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. — 1998. — № 2. — С.76—89.
- Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореф. дис.. докт. пед. наук. — М., 1989. — 42 с.
- Белкин А.С. Внимание — ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. — Свердловск: Сред.-Урал., кн. изд-во, 1986. — 128с.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. —М.: Академия, 2000. — 192 с.
- Белкин А.С., Жаворонков В. Д., Силина С. Н. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Выпуск 3. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 1998. —46 с.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Под ред. О. Г. Газенко. — М.: Наука, 1990. — 494 с.
- Бершадский М.Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 — 256 с.
- Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием // Мир образования. — 1996. — № 2. — С.31—36.
- Блонский П.П. Трудные школьники. — М.: Работник просвещения, 1929.—106 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Бочарова В.Г. и др. Воспитательная работа со школьниками по месту жительства: учеб. пособие / Под. ред. В. В. Лебединского. — М.: ВКШ, 1983. —94 с.
- Бочарова В.Г., Плоткин М. М. Школьник в микрорайоне. — М.: Знание, 1986. —79 с.
- Братусь Б.С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 144 с.
- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. — М.: Просвещение, 1986. —208 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. — 330 с.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991. — 141 с.
- Ган Н. Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников: Дис.. канд.пед.наук. — Екатеринбург, 2002. —211 с.
- Герасимов И.П. Научные основы современного мониторинга окружающей среды // Изд. АН СССР. Сер. географ. — 1975. — № 3. — С.13—25.
- Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
- Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса ввысших учебных заведениях системы МВД: Дис.канд.пед.наук. —
- Екатеринбург, 1997. — 170с.
- Гурьева В.А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. — М.: Медицина, 1980. — 272 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. Т.2. И—О. — М.: Рус. яз., 1979. — 779 с.
- Данилин Е.М. Проблемы воспитательной работы с педагогически запущенными подростками по месту жительства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1978. — 21 с.
- Дахин А.Н. Педагогический мониторинг: Концепция и применение // Школьные технологии. — 1997. — № 3. — С.39^-42.
- Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. — М., 1999. — 182 с.
- Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. — М., 1995. — 128 с.
- Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 144 с.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. — М.: Педагогика, 1991. — 230 с.
- Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. А. Б. Гофмана. — М.: Канон, 1995. — 349 с. (История социологии в памятниках)
- Израэль Ю.А. Концепция мониторинга состояния биосферы // Мониторинг состояния окружающей природной среды. — JL: Гидроме-теоиздат, 1977. — 261 с. — С. 10—25.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М.: Педагогика, 1991.240 с.
- Иовчук Н.М. Основные принципы организации медико-психологической помощи социально-дезадаптированным детям иподросткам // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. —М., 1998. — С.187—189.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. — М.: Вологда, 1998. —303 с.
- Качалова Л.П. Теория и технология интеграции психолого-педагогических знаний в образовательном процессе педвуза: Дис.. докт. пед. наук. — Екатеринбург, 2002. — 394 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. — 3-е изд., доп. — М.: Академия, 1999. — 302 с.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. — 160 с.
- Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово: Кузбассвузиздат., 1996. — 164 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: (Руководство для врачей). — М.: Медицина, 1979. — 607 с.
- Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. — М.: Педагогика, 1982. — 176 с.
- Кондаков И.М. Методологические проблемы мониторинга образования // Журнал прикладной психологии. — 2002. — № 2. — С.8—19.
- Кондаков И.М. Мониторинг образования: анализ ситуационно-специфического поведения учащихся // Журнал прикладной психологии. — 2002. — № 3. — С.32—39.
- Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1983. — 24 с.
- Кондратьев М.Ю. Типичные девиации психосоциального развития подростков // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. B.C. Мухина, А. А. Хвостов. — М.: Академия, 1999. — С. 404—411.
- Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. — Мн: Беларусь, 1988. — 206 с.
- Концепция профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в современных социально-экономических условиях / Под. общ. ред. С. А. Беличевой. — М., 1998. — 88 с.
- Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. — М.: Медицина, 1992. — 206 с. 73 .Кочетов А. И. Перевоспитание подростка. — М.: Педагогика, 1972. —120 с.
- Кочетов А.И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. — М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- Кравченко А.И. Девиантное поведение // Кравченко А. И. Социология: Словарь: Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Академия, 1997.1. С.30—32.
- Краткий политологический словарь. — М.: Россия, 1992. — 327 с.
- Краткий словарь современных понятий и терминов. — М., 2000. — 670 с.
- Кривобоков И.А. Социальный мониторинг (теоретико-методологическое обоснование, статистический анализ): Дис.. .канд. философ, наук. — М., 1994. — 116 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976. — 304 с.
- Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. — М.: Наука, 1976. —^ 286 с.
- Кукуев A.M. Педагогический мониторинг как фундаментальный инструмент управления учебно-воспитательным процессом // Завуч.2000. — № 8. — С. 10—22.
- Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод. пособие. — СПб., 1996. — 63 с.
- Куприна А.И. Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999. — 15 с.
- Куприна А.И. Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом: Дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999. — 186 с.
- Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук.1. Л., 1981. —25 с"
- Лебединская К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных подростков». — М.: Педагогика, 1988. — 167 с.
- Левитан К.М. Педагогическая деонтология. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 269 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. —304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — 3-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
- Личность преступника и предупреждение преступлений: Сб. науч. тр. — М: ВНИИ МВД СССР, 1987. — 101 с.
- Лоренц К. Агрессия: так называемое зло / Пер. с нем. Г. Ф. Швейника. — М.: Прогресс, 1994. — 269 с. — (Библиотека зарубежной психологии)
- Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. — М.: Наркомюст, 1922. — 302 с.
- Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. — СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 1998. — 344 с.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т.1. / Сост. Л. Ю. Гордин и др. — М.: Педагогика, 1983. — С.267—329.
- Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе // Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — С.203—207.
- Макарова Т.Д. Тестирование в системе мониторинга качества образования П Стандарты и мониторинг в образовании. — 1998. — № 1. — С.60—61.
- Максимова Н.Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 573 с.
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений. -М.: Академия, 2002. 256 с.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Сов. педагогика. — 1990. — № 8. — С.82—88.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. — М.: Педагогическое общество России, 1999. —95 с.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — М.: МЕДпресс, 2000. — 603 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Михайлычев Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики: Дис. докт. пед. наук. — Бухара, 1991. — 401 с.
- Молодцова Т.Д. Теория и практика предупреждения и преодоления дазадаптации подростков: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.1. Ростов н/Д.: РГПУ, 1998.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: (Опыт эксперим. исследования). — М.: Педагогика, 1981.144 с.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Пси-хол. журн. — 1980. — Т.1, № 5. — С.43—53.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: ЛГУ, 1960. — 426 с.
- Назарова Л.Д. Педагогический мониторинг в реализации возможностей воспитывающей среды общеобразовательной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999. — 22 с.
- Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. — М.: Просвещение, 1984. — 96 с.
- Невский И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников: Автореф. дис.. докт. пед. наук. — М., 1982. —53 с.
- Невский И.А. Трудный успех: (Без «трудных» работать можно). М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
- Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. — М., 1990. —116 с.
- Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
- Нестеров В.В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность: Учеб. пособие. — Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. — 188 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Академия, 2003. —448 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М.: Сфера, 2001. —480 с.
- Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. — 1996. — № 3. — С.9—15.
- Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь) / Под ред. А. С. Белкина. — Екатеринбург: Екатеринбургский гос. пед. университет, 1995. — 22с.
- Пикан В.В. Индикаторы мониторинга качества управления образовательным процессом // Методист. — 2003. — № 3. — С.37—40.
- Пирожков В.Ф. Криминальная психология. — М.: Ось-89, 2001. —704 с.
- Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи: Криминальная субкультура. — Тверь: Приз, 1994. — 311 с.
- Пирожков В.Ф., Глоточкин А. Д. Исправительно-трудовая психология: Учебник для вузов МВД СССР. — М.: Акад. МВД СССР, 1974. —426 с.
- Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 64 с.
- Политехнический словарь / Гл. ред. И. И. Артоболевский. — М: Сов. энциклопедия, 1976. — 608 с.
- Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. —М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. — 431 с.
- Попов В.Г., Голубков П. В. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2000. — № 2. — С. 30—33.
- Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова.
- СПб.: Питер, 2002. — 288с. — (Серия «Практикум по психологии»).
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. — М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. — 256 с,
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 495 с.
- Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 320 с.
- Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. X. Ремшмидта. — М.: Мир, 2000. — 656 с.
- Равичев С.А. Педагогические основы мониторинга экономических знаний учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1997.22с.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. JI.A. Венгера. — М.: Педагогика, 1986. — 222 с.
- Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Интегративная социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы:
- Учеб. пособие / Под ред. А. Б. Фоминой. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 128 с.
- Ранняя профилактика отклоняющегося поведения: Пособие для учителя / Под ред. В. А. Татенко, Г. М. Титаренко. — Киев, 1989. — 126 с.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — 421 с.
- Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопр. психологии. — 1991. — № 4. — С.139—144.
- Репкин В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопр. психологии. — 1995. — № 1. — С. 13—24.
- Роджерс Р. Карл. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.М. Исениной- Общ. ред. Е. И. Исениной — М.: Прогресс. Универс, 1994. — 480 с.
- Рязанцев С., Свечникова JI. Ставропольский край. Модель этнологического мониторинга. (Международный проект «Этничность, конфликт, согласие» по программе ЮНЕСКО). — Москва: Институт этнологии и антропологии РАН, 2001. — 108 с.
- Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М.: Педагогика, 1986. — 109 с.
- Силина С.Н. Мониторинг как общенаучное понятие (системно-генетический анализ): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 1998. — 29 с.
- Силина С.Н. Профессиографический мониторинг, как средство профессиональной социализации педагога // Психолого-педагогические проблемы социализации личности: Сб. науч. тр. /
- Под ред. С. Н. Силиной. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 1997. — С. 180—186.
- Силина С.Н. Профессиографический мониторинг становления специалиста в образовательном процессе педагогического вуза: Дис.. докт. пед. наук. — Екатеринбург, 2002. — 500 с.
- Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. 30-е 60-е годы XX века: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: МГУ, 1986. — С. 60—95.
- Славина JI.C. Дети с аффективным поведением. — М.: Просвещение, 1966. —150 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
- Словарь иностранных слов: Ок. 19 тыс. слов. — 15-е изд., испр.
- М.: Рус. яз., 1988. — 606 с.
- Словарь русского языка: В 4-х т. Т.2. К—О / АН СССР, Ин-т рус. яз. — 3-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1986. — 736 с.
- Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Науч. ред. изд. на рус. яз. и авт. предисл. В. А. Ядов. — М.: Феникс, 1994. — 687 с.
- Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие.
- М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 224 с.
- Современная психология: Справ, руководство /Под ред. В.Н. Дружинина- РАН, Ин-т психологии. — М.: Инфра-М, 1999. — 687 с.
- Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы: Сб. статей. — М., 1989.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. — Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.
- Сонин В.А. Классики мировой психологии: Биографический энциклопедический словарь. — СПб.: Речь, 2001. — 288 с.
- Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузо-вой. — М.: Владос, 2000. — 416 с.
- Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
- Стандартизация показателей в социологическом исследовании.1. М.: Наука, 1981. — 236 с.
- Статистический словарь / Гл. ред. М. А. Королев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1989. — 623 с.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. — 2-е изд., стереотип. — М.: Просвещение, 1998. — 360 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: МГУ, 1975. —344 с.
- Тарас А.Е. Предупреждение отклонений в поведении учащихся. — Мн.: Нар. асвета, 1986. — 72 с.
- Терзиогло Е.И. Управленческий мониторинг как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2001. — 23 с.
- Торндайк Э.Л. Принципы обучения, основанные на психологии/ Торндайк Э. Л. Психология как наука о поведении / Уотсон Д.Б.
- М.: Act, 1998. — 704 с. (Классики зарубежной психологии. Бихевиоризм)
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избранные психологические труды. — М.: Международная пед. академия, 1995. — 368 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. — М.: Знание, 1978. —48 с.
- Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981.1. С. 338−361.
- Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аве-ринцев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1989. — 814 с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы: Пер. с англ.
- М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 140 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции: Пер. с нем. — М.: Наука, 1989. —455 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. — 2-е изд. — М: Прогресс, 1995. — 256 с.
- Фромм Э. Искусство любви. — Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1990.80 с.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учеб. для вузов по спец. «Психология». — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 288 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — СПб: Питер, 2002. — 224 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1980. — 304 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1980. — 414 с.
- Ширшова B.C. Экономический мониторинг образовательного учреждения: Дис. канд. экон. наук. — М., 1995. — 142 с.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. — 3-е изд. — М.: Пед. общество России, 2000. — 316 с.
- Энциклопедический словарь социальной работы / Под ред. Л. Э. Кунельского и М. С. Мацковской: В 3-х т. Т. 2. — М., 1993.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество / Пер. и науч. ред. А. А. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: ACT, 1996. — 590 с. — (Библиотека зарубежной психологии)
- Юричка Ю.И. Комплексный поход к профилактике отклонений в поведении школьников (социально-педагогический аспект): Автореф. дис.. докт. пед. наук. — М., 1991. — 44 с.
- Becker Н. Outsiders. — N.Y., 1963.
- Erikson Е.Н. Identity Vouth and Crisis. — N.Y., 1968.
- Merton R.K. Social Theory and Social Structure. — Clencol. Free Press, 1957.—417 p.
- Parsons T. Deviant behavior // Social deviance. — Philadelphia, 1975. P.156—166.