Адаптация к школе учащихся начальных классов при разных программах и технологиях обучения
Диссертация
Результаты исследования представлены в трудах на «XXXIX Международной научной конференции» (Новосибирск, 2001) — Международной научно-практической конференции «Инновации в педагогическом образовании» (Новосибирск, НГПУ, 2009) — Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация педагогического процесса» (Барнаул, 2003) — Региональной научно-практической конференции «Интегративный подход… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ РАЗНЫХ ПРОГРАММАХ И ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ
- 1. 1. Педагогическая сущность и характеристика модернизации начального образования на современном этапе
- 1. 2. Особенности формирования адаптационных возможностей школьника в контексте современного образования
- 1. 3. Особенности влияние разных программ и технологий обучения на психофизическое состояние школьника
- 1. 4. Характеристика модели адаптационных возможностей учащихся начальных классов к школьному образованию
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ПРИ РАЗНЫХ ПРОГРАММАХ И ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ
- 2. 1. Диагностика уровня готовности детей 1 класса к процессу обучения в начальной школе
- 2. 2. Психофизические показатели школьников начальных классов к процессу обучения на основе тендерного подхода
- 2. 3. Исследования психофизического развития детей начальной школы, обучающихся по разным программам в контексте тендерного подхода
- 2. 4. Реализация модели адаптационных возможностей учащихся начальных классов к школьному образованию
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абаскалова, Н. П. Здоровью надо учить Текст. / Н. П. Абаскалова // Ва-леология через школьные предметы: разработка уроков: Метод. Пособ. Для учителей. Новосибирск, ООО Изд. Компания Лада, 2000. — 292 с.
- Абаскалова, Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «Школа ВУЗ» Текст. / Н.П. Абаскалова// Монография. — Новосибирск: НГПУ, 2001. — 316 с.
- Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «Школа ВУЗ» Текст. Н.П. / Абаскалова //Автореферат диссертации доктора педагогических наук. — Новосибирск: ГЦРО, 2001.-48 с.
- Аболенская, А. В. Измерение ВНД под влиянием учебных занятий и учащихся начальной школы при 3-летней программе обучения Текст . / А. В. Аболенская, Н. А. Матвеева, Е. П. Усанова // Новые исследования по возрастной физиологии, 1973 -№ 1 -С.58−61.
- Агаджанян, Н. А. Резервы нашего организма. Текст. / Н. А. Агаджанян // -М., 1990,-240 с.
- Айзман, Р. И. Готов ли ребенок к школе? Текст. / Р. И. Айзман, Г. Н. Жарова, Г. М. Вартапетова, Е. Э. Петрова, // Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. Новосибирск: Издательство: ЭНАС, 2006.- 97 с.
- Айзман, Р. И. Здоровье населения России: Медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. Текст. / Р. И. Айзман // Новосибирск: Типография СО РАМН. 1996, — 52 с.
- Акулова, О. В. Концепция системы изменения школьных процессов обучения в условиях перехода к информационному обществу. Текст. /А.О.Акулова //, РГПУ /Автореф. док. пед. наук. Санкт-Петербург, — 2004. — 42с.
- Адаптация и здоровье. Текст. / Под ред. Э.М. Казина// Кемерово, 2003.301 с.
- Ю.Амосов, A.M. Раздумья о здоровье. Текст. / A.M. Амосов //- М. Молодая гвардия, 1978, 191с.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили.// Минск, 1990. — 254 с.
- Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии Текст. / Б. Г. Ананьев, науч. ред. Н. А. Логинова, отв. ред. и составитель Л. А. Коростылева, Г. С. Никифоров //. Санкт-Петербург. СПбГУ, 2007, Т2: Развития и воспитание личности, -2007. 549с.
- Ананишев, В. Проблемы гражданской социализации учащихся в контексте инновационных процессов в образовании. Текст. / В. Ананишев, Т. Денисова, С. Сергейчик // Инновации в образовании, 2002, № 3. С.46−54.
- Андреева, И. Современные аспекты поддержания здоровья школьников. Текст. / И. Андреева // Педагогика, 2003, № 2. С.99−100.
- Аникеева, Н. Тендерные отношения в воспитательном пространстве. Текст. / Н. Аникеева // Педагогическое образование и наука, 2002, № 4. С.46−50.
- Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. Текст. / П.К. Анохин//-М. Медицина, 1975.-С.218.
- Анохина, Г. М. Личностно-адаптированная система обучения Текст. / Г. М. Анохина // Журнал «Педагогика». — М., 2003, № 7.- С.66−71.
- Антропова, М. В. Анализ некоторых методик изучения общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте Текст. / М. В. Антропова // Новые исследования по возрастной физиологии. 1977, № 1. С. 109 114.
- Антропова, М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности Текст. / М.В. Антропова// М., 1968, — 283с.
- Антропова, М. В. Режим, работоспособность и состояние здоровья школьников. Текст. /М.В. Антропова// М., 1976, -135 с.
- Антропова, М. В. Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у детей 10−11 лет Текст. / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, JI.M. Кузнецова // Физиология человека. 2000. — Т.26, № 1. -С.56−61.
- Антропова, М. В. Исследование готовности детей к обучению на основании ряда морфофункциональных и психофизиологических показателей Текст. / М. В. Антропова, С. П. Ефимова, О.А. Лосева// Новые исследования по возрастной физиологии — № 1, 1976 —С.11−14.
- Антропова, М. В. Морфофизиологические критерии «школьной зрелости» Текст. / М. В. Антропова, М. М. Кольцова // Вестник АМН СССР- № 10, 1979.77−80.
- Антропова, М. В. Здоровье школьников: результаты мониторного исследования. Текст. / М. В Антропова, Г. Г. Макс, JI.M. Кузнецова, Г. В. Бородкина // -Педагогика, 1995. С.11−14.
- Антропова, М. В. Возрастная динамика работоспособности- Физиология развития ребенка Текст. / М. В. Антропова, Г. Г. Макс, Л. М. Кузнецова и др. //Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер М.: УРАО, 2000.- С.259−274.
- Антропова, М. В. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам Текст. /М.В. Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова // Физиология человека.- М. Д998.-Т.24, № 5.- с.80−84
- Аршавский, И. А. Физиологические механизмы адаптации у детей в различные возрастные периоды Текст. / И. А. Аршавский // Тезисы докладов Всесоюзной конференции — М., 1974 — Т.1 — С.67−69.
- Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития Текст. / И. А. Аршавский //- М.: Наука, 1982. 270 с.
- Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. Текст. И.А. / Аршавский //- М. МедицинаД 990.-243 с.
- Баранов, А. А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты. Текст. / А. А Баранов// Российский педиатрический журнал.- М., 1999.- С.86−88
- Безруких, М. М. Формирование графических навыков письма у детей с разным уровнем «школьной зрелости». Текст. / М. М. Безруких, С. П. Ефимова // Новые исследования по возрастной физиологии, 1978. № 1. — С. 113−116.
- Безруких, М. М. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности организации зрительно-пространственной деятельности у праворуких и леворуких детей 6−7 лет Текст. / М. М. Безруких, А. В. Хряпин //Физиология человека М., 2000. — Т.26, № 1.- С.14−20.
- Безруких, М. М. Проблемные дети. Текст. / М. М. Безруких //- М.: УРАО, 2000.-312 с.
- Безруких, М. М. Комплексная оценка функционального развития детей 5−6 лет. Текст. / М. М. Безруких, С. П. Ефимова, Р. И. Мачинская //Тезисы доклада 39 международной научно-практической конференции «Ребенок и Север», ч.1. -Мурманск, 2001. С.10−11.
- Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа. Текст. / М. М. Безруких //- М., 2004.- 240 с.
- Безруких, М. М. Педагогическая физиология Текст. / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин // Альманах «Новые исследования». — М., 2004.- 74 с.
- Беликова, Р. М. Оценка морфофункциональных показателей и уровняразвития адаптационных процессов у детей в возрасте 6−7 лет. Текст. / Р. М. Беликова, Н. К. Гайнанова // Бийский государственный педагогический университет им. В. М. Шукшина. М., 2003. — 11с.
- Беловолов, В. А. Развитие методологической культуры исследователя: Текст. / В. А. Беловолов, С. П. Беловолова // Программа курса для аспирантов и соискателей по отрасли науки: педагогической науки. — Новосибирск: НГПУ, 2003.-23 с.
- Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем. Текст. / В. П. Беспалько, П. П. Блонский //- Воронеж: Изд. ВГУ, 1977. -304 с.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий. Текст. / В.П.Беспалько// М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Берн, Шон. Тендерная психология = The Social Psychology of Gender / S. M. Burn: пер. с англ. Текст. / Ш. Берн // 2-е изд., междунар. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак- Москва: Олма-Пресс, 2001. — 320 с.
- Бендас, Т. В. Тендерная психология: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: доп. У МО вузов РФ Текст. / Т. В. Бендас // Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 431 с.
- Байденко, В. И. Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы / Опыт системного исследования: автореф. дис. канд. пед. наук. Текст. / В. И. Байденко // Москва: МПГУ, 1999. — 38 с.
- Болотов, В. А. Системы оценки качества образования: учебное пособие для вузов Текст. / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Москва: Логос, 2007. — 192 с.
- Блонский, П. П. Психология младшего школьника. Текст./ П.П.Блонский// М., 1997.-234с.
- Брызгалова, Т. Система, сберегающая здоровье школьников: физиолого-гигиенические и педагогические аспекты. Текст. / Т. Брызгалова, О. Фадеева, В. И. Кирпичев //Директор школы.-М., 2003, № 4. С.28−37.
- Валеева, Э. Р. Физиологические особенности адаптации учащихся при различных формах обучения Текст. / Э. Р. Валеева // Альманах «Новые исследования». — М., 2004.-102 с.
- Вартапетова, Г. М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальныхклассов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций Текст. /j
- Г. М. Вартапетова // Диссертация, к. п. н. Екатеринбург, 2002. — 242 с.
- Вишневецкая, Т. Ю. Изучение морфофункционального развития детей 67-летнего возраста и определение готовности организма к системному обучению: Текст. / Т.Ю. Вишневецкая// Диссертация к. м. н. -М., 1977. 150 с.
- Винокуров, JI. Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков. Текст. /Л. Н. Винокуров//- Кострома, 1994.-11 с.
- Воропаева, С. В. Возрастные особенности физического развития школьников из различных экологических районов Текст. / С. В. Воропаева // Альманах «Новые исследования». — М., 2004.- С.119−120.
- Воронина, Г. А. Комплексная оценка резервов адаптации и сохранение здоровья Текст. / Г. А. Воронина, Т. В. Малых, А. П. Спицин // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. -2004. — Т.90, № 8. -359 с.
- Воронцов, И. М. Закономерности физического развития детей и методы их оценки. Текст. / И. М. Воронцов // Л., 1986. — 56 с.
- Восторина, 3. И. Влияние учебной нагрузки на организм школьников первых классов при традиционном и компенсирующем обучении, Текст. / З. И. Восторина //- Проблема здоровья женщин и детей Сибири.- 2001, С. 17−21.
- Вульфсон, Б. Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. Текст. / З. И. Восторина // Педагогика, 2002, № 10. С.3−14.
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. Текст. / Л. С. Выготский //- СПб.: СОЮЗ, 1997. -224 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. -536 с.
- Выготский, Л. С. Лекции по психологии Текст. / Л. С. Выготский // Санкт-Петербург- Союз, 2006. 114с.
- Гариен, Майкл. Мальчики и девочки учатся по-разному! = Boys and girls learn differently!: руководство для педагогов и родителей: пер. с англ. Текст. / Гариен Майкл // Москва: Астрель: ACT, 2004. — 302 с.
- Гиренко, Л. А. Особенности морфофункционального развития мальчиков 7−14 лет разных типов функционального реагирования. Текст. / Л. А. Гиренко, В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман // Физиология человека. Москва, 2003.-т.29, № 3, — С. 64−69.
- Гиреико, JI. А. Индивидуально-типологические особенности морфо-функционального развития мальчиков в онтогенезе. Текст. / JI.A. Гиренко, В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. Екатрин-бург, 2004, — С. 512.
- Горбунов, Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности Текст. / Н. П. Горбунов // Педагогика.- М., 2003.-№ 8.- С.9−13.
- Государственные стандарты школьного образования Текст.- М.- ACT «Астрель», 2006.
- Гребнева, Н. Н. Формирование детского организма в условиях адаптации к школьному обучению на Тюменском Севере Текст. / Н. Н. Гребнева, Т. В. Сазанова // Альманах «Новые исследования». — М., 2004.- С. 135−136.
- Гринене, Э. Адаптация детей к учебной деятельности при начале обучения с 6 лет // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков / Текст. / Э. Гринене // Тезисы III Всесоюзн. конф. «Физиология развития человека». М., 1985. — С.107−108.
- Гринене, Э. Умственная работоспособность у детей, начавших обучение с 6 лет. Текст. / Э. Гринене // Новые исследования по возрастной физиологии, 1986. -№i -С.54−60.
- Гурова, Н. И. Особенности развития опорно-двигательного аппарата у детей 5−7 лет в связи с проблемой «школьной зрелости». Текст. / Н. И. Гурова, Н. С. Шумейко // Новые исследования по возрастной физиологии 1979. — С.77−81.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения: монография Текст. / В. В. Давыдов // Психол. ин-т РАО, Междунар. Ассоциация «Развивающее обучение». Москва: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения Текст. /В.В. Давыдов// М.:Просвещение, 1996.-433 с.
- Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов Текст. / В. В. Давыдов // Москва: Академия, 2005. — 176 с.
- Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии: учебное пособие для вузов по пед. специальностям Текст. / В. В. Давыдов //- Москва: Академия, 2006. 224 с.
- Давыдов, В. В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов Текст. / В. В. Давыдов // 2-е изд., стер. — Москва: Академия, 2008. — 176 с.
- Десятов, С. М, Педагогические условия создания здоровьесберегающей системы образовательного процесса в массовой школе Текст. /С.М. Деся-тов//Автореферат диссертации к.п.н. Омск, 1999. -22 с.
- Детско-взрослая открытая гуманитарная экспертиза уклада школьной жизни = School Open Kids / Adults Expertis / Текст. / гл. ред. Н. Б. Крылова- ред-кол.: Е. О. Галицких [и др.] //. Москва: НПО «Школа самоопределения», 2007. -158 с.
- Добровольский, Г. А. Оценка состояния организма с позиций системы адаптации Текст. / Г. А. Добровольский //Альманах «Новые исследования». -М., 2004.-152 с.
- Додонова, JI. П. Конституциональная обусловленность показателей физического развития детей Текст. / Л.П. Додонова// Гигиена и санитария.- М., 1994.- 33 с.
- Дорогина, И. В. Возрастная физиология. Текст. / И. В. Дорогина // Новосибирск, 1996.-29 с.
- Загвязинский, В. И. Как учителю подготовить и провести эксперимент: методическое пособие Текст. / В. И. Загвязинский, М. М. Поташник // Москва: Педагогическое общество России, 2006. — 144 с.
- Занков, Л. В. Беседы с учителями. Текст. / Л. В. Занков // (Вопросы обучения в начальных классах). М.: Просвещение, 1975. -191 с.
- Занков, Л. В. Избранные педагогические труды Текст. / Л. В. Занков- сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик //- Акад. пед. наук СССР. Москва: Педагогика, 1990. — 424 с.
- Занков, Л. В. Избранные педагогические труды Текст. / В. Л. Занков //- вступ. ст. Ш. А. Амонашвили. Москва: Новая школа, 1996. — 432 с.
- Зелинская, Д. И. О состоянии здоровья детей России. Текст. / Д. И. Зелинская // Школа здоровья, 1995.-18 с.
- Исаак, С. И. Возрастная изменчивость структуры физического развития подрастающего поколения в звеньях системы образования по данным общероссийского мониторинга Текст. / С. И. Исаак, Т. В. Панасюк // Альманах «Новые исследования». — М., 2004.- С.183−184.
- Ирхин, В. Н. Теория и практика отечественной школы здоровья: Монография. Текст. / В. Н. Ирхин // Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. -279 с.
- Ирхин, В. Н. Теория и практика отечественной школы здоровья. Текст. / В. Н. Ирхин // Барнаул, 2002.-277 с.
- Ирхин, В. Н. Школа здоровья: практические материалы по валеологи-зации школьной образовательной системы: Методическое пособие. Текст. / В. Н. Ирхин, И. В. Ирхина // Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. -128 с.
- Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология Текст. / Е. П. Ильин // 2-е изд., доп. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 464 с.
- Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов Текст. / Е. П. Ильин // Санкт-Петербург: Питер, 2003. — 384 с.
- Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий Текст. / Е. П. Ильин // Санкт-Петербург: Питер, 2004. — 701 с.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин // Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 512с.
- Кабиева, С. М. Состояние здоровья как адекватный критерий допустимости учебной нагрузки Текст. / С. М. Кабиева, А. Г. Швецова // Медицина и экология.- М., 1996.-16 с.
- Казин, Э. М. Психологические и физиологические особенности слабоуспевающих младших школьников Текст. / Э. М. Казин, О. А. Никифорова, Н. А. Заруба // Валеология.- Ростов-на-Дону, 2000.- № 1, — С. 23−29
- Казначеев, В. П. Адаптация, конституция и здоровье. Текст. / В. П. Казначеев // В сборнике тезисов 4-го Всесоюзного симпозиума «Физиологические проблемы адаптации», Таллин, 1984.- С. 59−61
- Казначеева, JI. Ф. Адаптационные возможности учащихся начальных классов Текст. /Л.Ф.Казначеева, Е. Е. Ростовцева, Я. Я. Ландайс // Педагогические и медицинские проблемы валеологии: Сб. тр. междунар. конф. -Новосибирск: изд-во НГПУ, 1999.- С.172−173.
- Калиберный, В. В. Влияние различных форм обучения на функциональное состояние организма и здоровье учащихся Текст. / В. В. Калиберный, Н.Н.
- Сайкова, Л.И. Шапошникова, Г.Б.Чижевский // Материалы 8 Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей.- М., 1996.- С. 171−172.
- Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли:. таблицы, схемы, опорные конспекты: учебное пособие для вузов Текст. / Г. М. Коджаспирова //. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 224 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах Текст. / Г. М. Коджаспирова // -3-е изд. Москва: Айрис-Пресс, 2008. — 256 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для вузов по пед. специальностям: доп. УМО вузов РФ Текст. / Г. М. Коджаспирова // Москва: Гардарики, 2009. — 528 с.
- Калюжная, Р. А. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку Текст. / Р. А. Калюжная,
- B.В.Панавене, Н. М. Преснякова // Новые исследования по возрастной физиологии." М., 1980. № 1. — С.33−37.
- Колесникова, JI. И. Особенности адаптации к начальному школьному обучению городских и сельских школьников Текст. / Л. И. Колесникова, Л. В. Рычкова, В. М. Поляков, В. В. Долгих // Альманах «Новые исследования». — М., 2004.-207 с.
- Колесов, Д. В. Адаптационные возможности организма детей и подростков Текст. / Д. В. Колесов, И. О. Тупицин // XV съезд Всесоюзного физиологического общества им. И. П. Павлова. Л.: Наука, 1987. Т.2. — С.78−83.
- Кормилицына, Н. К. Сохранение умственной работоспособности младших школьников Текст. / Н. К. Кормилицына // Альманах «Новые исследования». — М., 2004.-216 с.
- Короленко, Ц. П. Вселенная внутри тебя. Эмоции. Поведение. Адаптация. Текст. / Ц. П. Короленко // Отв. Ред. Д-р ф.н. А. Н. Кочургин.- Новосибирск: «Наука», 1979.-205 с.
- Короленко, Ц. П. Психоанализ и психиатрия Текст. / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева // Монография.- Новосибирск, 2003.- 667 с.
- Колосова, О. Ю. Особенности эмоционального статуса младших школ Текст. / О. Ю. Копосова, М. Ю. Кондратьева // Альманах «Новые исследования». -М., 2004.- С. 213−214.
- Краевский, В. В. Методология педагогики: прошлое и настоящее. Текст. / В. В. Краевский // Педагогика.- М., 2002, № 1. С.3−10.
- Красильникова, В. А. Исследование некоторых психофизиологических особенностей младших школьников и их адаптации к учебной нагрузке Текст. / В. А. Красильникова // Альманах «Новые исследования». — М., 2004.- 223 с.
- Кривощеков, С. Г. Индивидуально-типологические особенности морфо-функционального развития и поведения младших школьников. Текст. / С. Г. Кривощеков, Н. В. Мозолевская // Бюллетень СО РАМН.- Новосибирск, 2007, № 3.-С. 47−53
- Коринская, Е. П. Работоспособность и состояние здоровья учащихся, начавших систематическое обучение в школе с 6 лет. Текст. / Е. П. Коринская //Нов. исслед. по возраст, физиол.- М., 1977 -№ 1. С.103−106.
- Коротаева, Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Текст. / Е. В. Коротаева // М.: Сентябрь, 2003. -176 с.
- Кудрякова, Т. А. Изменение функционального состояния ЦНС у младших школьников в течение года. Текст. / Т. А. Кудрякова // Нов.исслед. по воз-раст.физиол. М., 1990. № 2 — С.14−19.
- Куинджи, Н. Н. Зависимость между школьной и биологической зрелостью детей дошкольного возраста. Текст. / Н. Н. Куинджи // Функциональные критерии готовности к обучению в школе. Материалы симпозиума. М., 1977. — 33 с.
- Кумарина, Г. Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы преодоления Текст. Г. Ф. / Кумарина // Народное образование.- М., 2002.- № 1. С.111−121.
- Кучма, В. Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях. Текст. / В. Р. Кучма // М., 1996.- С. 154.
- Кучма, В. Р. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников. Текст. / В. Р. Кучма, Н. Н. Суханова, Н.А. Ка-течкина//Гигиена и санитария, — М., 1996.- С. 98.
- Кучма, В. Р. О связи физического развития и иммунного статуса детей и подростков Текст. / В. Р. Кучма, Н. Н. Суханова, Т. А. Семененко // Гигиена и санитария.- М., 1996. № 2. — С.17−18.
- Лазарев, В. С. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы. Текст. / B.C. Лазарев, Б. П. Мартиросян // Педагогика, 2003, № 3. — С. 17−25.
- Логинова, Е. С. Возрастная динамика психофизиологической структуры вербального и невербального интеллекта у детей 6−7 лет с разной успешностью обучения Текст. / Е. С. Логинова // Альманах «Новые исследования». — М., 2004.- 250 с.
- Ляпина, А. В. Опыт внедрения валеологических подходов для оценки состояния здоровья учащихся 1-х классов, обучающихся по системам Занкова, Эльконина-Давыдова и традиционной системе начального образования Текст. /
- A.В. Ляпина // Валеология.- Ростов-на-Дону, 2000.- № 2. С.49−50.
- Маленкова, Л. О. Подготовка учителей к реализации новых форм организации образовательного процесса: автор, дис. к.пед.н. / О. А. Маленкова, науч. рук. О. В. Акулова // Санкт-Петерург. 2006. 18с.
- Мануйлов, В. Г. К вопросу о «школьной зрелости». Текст. /
- B.Г.Мануйлов, М. А. Сырцова, Н. Н. Ухова // Физические и психические критерии готовности к обучению в школе. Матер, симпозиума. М., 1977. — С.38−40.
- Машдиева, М. С. Оценка годовой динамики состояния здоровья первоклассников, обучающихся по различным системам обучения Текст. / М.С. Машдиева//Валеология.- Ростов-на-Дону, 2000.-№ 2. С. 50−51.
- Меликян, 3. А. Свойства внимания и зрительная когнитивная установка у младших школьников Текст. / З. А. Меликян, Е. А. Черемушкин, M.JI. Ашкина-зи // Альманах «Новые исследования». — М., 2004.-267 с.
- Мельникова, И. Е. Тендерные особенности формирования адаптивных реакций у детей 6 и 7 лет Текст. / И. Е. Мельникова // Альманах «Новые исследования». — М., 2004.-268 с.
- Менчинская, Е. А. Решение проблемы перегрузки учащихся в системе JI.B. Занкова Текст. / Е. А. Менчинская // Материалы областных Занковских чтений. Тюмень: ТОГИРРО, 2006. С. 14−16
- Менчинская, Е. А. Возможности использования современных учебно-методических комплектов для сохранения и укрепления социального здоровья детей Текст. / Е. А. Менчинская // Научно-методический журнал «Начальное образование" — Тюмень, 2006. № 5. С. 21 — 26
- Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе Текст. / Е. А. Менчинская // Методические рекомендации по преодолению перегрузки младших школьников. М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с.
- Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина // Ленинградский гос. универ. Ленинград. ЛГУ, 1970. -115с.
- Миссия классного воспитателя = Mission of Educator as Guide and Coun-sello Текст. / гл. ред. H. Б. Крылова- редкол.: Е. О. Галицких [и др.] //. Москва: НПО «Школа самоопределения», 2007. — 200 с.
- Мозолевская, Н. В. Поведение и морфофункциональное состояние детей при адаптации к школе. Текст. / Н. В. Мозолевская, С. Г. Кривощеков // «Экология человека». — Новосибирск.- 2004. С.323−326
- Никифорова, О. А. Изменения функционального состояния организма первоклассников в зависимости от педагогической программы / Н. А. Заруба, В. Е. Быцанова и др. // Валеология.- Ростов-на Дону, 1997, № 3, С. 21 24.
- Открытая школа: методическое пособие для педагогов образоват. учреждений Текст. / Н. А. Склянова, Г. А. Штера, И. Н. Застрожина и др. //- Городской центр образования и здоровья «Магистр». Новосибирск: Магистр, 2007. -107 с.
- Пакулов, В. А. Влияние учебных занятий на состояние ВНД детей младшего школьного возраста: Текст. / В. А. Пакулов // Автореферат диссертация к. м. н. Красноярск, 1966. -15 с.
- Панкова, Н. Б. Физиологические показатели уровня здоровья учащихся начальных классов школ с разными педагогическими технологиями Текст. / Н. Б. Панкова, М. А. Лебедева и др // Альманах «Новые исследования». — М., 2004.- 296 с.
- Пастух, Н. Р. Некоторые показатели состояния здоровья и условия обучения учащихся 1−4 классов. Текст. / Н. Р. Пастух // Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1978. — С. 10.-18.
- Пастушенко, Н. А. Педагогические условия реализации здоровьесбере-гающей модели общеобразовательной средней школы (на примере школ Севера): Текст. / Н. А. Пастушенко // Автореферат диссертации к. пед. н. Омск, 2001.-24 с.
- Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова // М.: Магистр, 1997. 224с.
- Педагогика: учебное пособие для Вузов по пед. специальности доп. УМО ВУЗО РФ Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, С. Н. Шиянов, под. ред. В. А. Сластенина //, междун. Академия Науки пед. образов. М.: Академия 2007. 576с.
- Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школы. Текст. / Ю. А. Конарис // М.: Педагогика, 1986 -144с.
- Педагогическая психология: учебник для Вузов по пед. и псих, направлениям и специальностям. Текст. / И. А. Зимняя // М.: Логас. 2008. 384с.
- Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: актуальные вопросы теории и практики обучения: межвузовский сборник трудов Текст. /отв. ред. Г. И. Щукина //, Ленинградский Гос. пед. ин-т. Ленинград. ЛГПИ, 1981. — 163с.
- Прасолова, О. В. Влияние инновационных форм обучения на психосоматическое здоровье, состояние адаптационных систем школьников. Текст. / О.В. Прасолова//Автореферат диссертации к.б.н.- Ставрополь. 2005.- 21 с.
- Попова, Н. М. Динамика работоспособности детей 6 лет при экспериментальном обучении. Текст. / Н. М. Попова, В. Н. Зубкова, Г. М. Сапожникова // Новые исслед. по возраст, физиол. М., 1976 — № 1. — С. 19−22.
- Программы общеобразовательных учреждений: начальные классы (1−4).-М.: Просвещение, 2001
- Психологическое исследование Текст. / В. В. Давыдов, М. Э. Боцмано-ва, Н. С. Евланова, А. 3. Зак и др.- под ред. В. В. Давыдова //- науч.-исследовательский ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. Москва: Педагогика, 1990. — 168 с.
- Поташник, М. М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология): методическое пособие Текст. / М. М. Поташник, М. В. Левит // Москва: Педагогическое общество России, 2006. — 112 с.
- Поташник, М. М. Инновационные школы России: становление и развитие: опыт программно-целевого управления: пособие для руководителей обще-образоват. учреждений Текст. / М. М. Поташник // Москва: Новая школа, 1996. — 320 с.
- Поташник, М. М. Управление современной школой: в вопросах и ответах: пособие для руководителей образоват. учреждений и органов образования Текст. / М. М. Поташник, А. М. Моисеев // Ин-т управления образования РАО. -Москва: Новая школа, 1997. 352 с.
- Поташник, М. М. Требования к современному уроку: методическое пособие Текст. / М. М. Поташник // Москва: Центр педагогического образования, 2008. — 272 с.
- Поташник, М. М. Как подготовить и провести открытый урок: современная технология: методическое пособие Текст. / М. М. Поташник, М. В. Левит // 2-е изд., доп. и перераб. — Москва: Педагогическое общество России, 2008. — 144 с.
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. Текст. / Е. И. Рогов // М: Владас, 1995.- 320 с.
- Ротов, А. В. Оценка и прогнозирование адаптационных характеристик организма человека Текст. / А. В. Ротов И Диссертация д.б. н. Томск, 1997. -216 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов составители Текст. / К. А. Абульханова-Славская., А. В. Брушлинский // Санкт-Петербург: Питер, 2009. 713с.
- Русинова, С. И. Психофизиологические особенности девочек 7−9 лет женской гимназии Текст. / С. И. Русинова // Альманах «Новые исследования» .М., 2004.- С. 113.
- Степанов, В. М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Текст. / В. М. Степанов- науч. рук. В. И. Слободчиков // Ин-т пед. инноваций РАО. Иркутск: На Чехова, 1999. — 23 с.
- Сборник нормативных документов. Начальная школа /Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев //М.: Дрофа, 2004.- 63с.
- Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова Текст.- М., 2006
- Селевко, Г. К. Технологии внутришкольного управления. Текст. / Г. К. Селевко //М.: Народное образование- НИИ, 2005.- С. 208- 2002. -172 с.
- Селевко, Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация Текст. / Г. К. Селевко // М.: НИИ шк. технологий 2005.- 142с.
- Сетко, Н. П. Особенности адаптации к учебной нагрузке младших школьников города и села Текст. / Н. П. Сетко, М. М. Макеева и др. // Альманах «Новые исследования». — М., 2004.-345 с.
- Силантьев, М. Н. По программе Л.В.Занкова на функциональные и адаптационные возможности учащихся 2−3 классов Текст. / М. Н. Силантьев, Т. В. Глазун //Валеология. Ростов-на-Дону, 2001.-№ 3.- С. 29−30
- Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для вузов РФ Текст. / В. А. Сластенин // Международная академия наук педагогического образования. 7-е издание, стерео. М.: Академия, 2007. —576 с.
- Сластенин, В. А. Психология и педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Дополнительно УМО по специальность педагогического образования Текст. / В. А. Сластенин, В. П. Каширин // 3-е изд., стерео. — М.: Академия, 2004. -48 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов // М.: Школа Пресс, 2005 .- 512 с.
- Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. Текст. / Н. К. Смирнов // М., 2003.- 211с.
- Сонькин, В. Д. Количественная оценка умственной работоспособности Текст. / В. Д. Сонькин // Альманах «Новые исследования», — М., 2004.-359 с.
- Сонькин, В. Д. Теоретические основы физиологии развития Текст. / В. Д. Сонькин // Альманах «Новые исследования». — М., 2004.-360 с.
- Сорокина, Т. М. Критерии функциональной готовности детей к обучению в школе: Текст./ Т. М. Сорокина // Автореферат диссертации к.м. н. М., 1975.-20 с.
- Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: Уч. метод, пособ. Текст. / В. П. Боп, Ю. Г. Татур // -М.: Высшая школа. 1989. 144с.
- Сериков, В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования пед. систем Текст. / В. В. Сериков // Москва: Логос, 1999. — 272 с.
- Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учебное пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ Текст. / В. В. Сериков- под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесникова // Москва: Академия, 2008. — 256 с.
- Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. Текст. / А. Г. Сухарев //- Москва. Медицина. 1999.
- Талызина, Н. Ф. Практикум по педагогической психологии: учебное пособие для пед. вузов Текст. / Н. Ф. Талыдин //. М.: Academia, 2002. 192с.
- Устюгов, Е. Д. Индивидуальное психофизическое развитие человека. Текст. / Е. Д. Устюгов, О. В. Ендропов // Новосибирск: НГПУ, 1999. -190 с.
- Уклад школьной жизни Текст. / гл. ред. Н. Крылова- зам. гл. ред. Е. Александрова- редкол.: Е. О. Галицких, И. Д. Демакова, М. М. Князева [и др.] // Москва: НПО «Школа самоопределения», 2007. — 205 с.
- Уфимцева, П. П. Психологические и психофизиологические средства оздоровления личности в раннем онтогенезе в процессе учебной деятельности. Текст. / П. П. Уфимцева // Автореферат диссертации д. п. н. Новосибирск, 1999.-53 с.
- Ушаков, К. М. Ресурсы управления школьной организацией. Текст. / К. М. Ушаков // М.: Сентябрь, 2000. -144 с.
- Ушакова, Г. Г. Инновационное обучение и здоровье младших школьников. Текст. / Г. Г. Ушакова // Педагогические и медицинские проблемы валеоло-гии: Сб. тр. междунар. конф. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999, С. 366 — 367.
- Ушинский, К. Д. Воспитание человека Текст. / К. Д. Ушинский- сост. и авт. вступ. ст. С. Ф. Егоров- науч. ред. С. В. Лыков // Москва: Карапуз, 2000. -256 с.
- Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Текст. / К. Д. Ушинский // Т.2 (Собр. Соч. Т.9). — М.-Л., 1950. — 627 с.
- Фарбер, Д. А. Физиология школьника. Текст. / Д. А. Фарбер, В. Д. Корниенко, В. Д. Сонькин // Педагогика. Москва, 1990.- с. 118.
- Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта: учебное пособие для вузов по пед. специальностям: доп. Мин-вом образования РФ Текст. / Б. И. Хасан // Санкт-Петербург: Питер, 2003. — 250 с.
- Хасанова, Н. Н. Адаптация и здоровье детей, начавших обучение с шести лет, в условиях развивающего обучения Текст. / Н. Н. Хасанова // Валео-логия, — Ростов-на-Дону, 2000.-№ 2.-57 с.
- Хризман, Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка Текст. / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Д. Лоскутова // НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Москва: Педагогика, 1991. — 232 с.
- Холодная, М. А. Персональный познавательный стиль ученика как основа индивидуализации обучения Текст. / М. А. Холодная // Индивидуальность в образовании.- М., 2004.- № 2(17).- С.81−89.
- Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. Текст. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д.А. Фарбер// М., 1990.-318 с.
- Хрипкова, А. Г. Здоровье школьников. Российская общеобразовательная школа: Текст. / А. Г. Хрипкова // Проблемы и перспективы. Москва, 1997.241 с.
- Хрипкова, А. Г. Адаптация организма детей и подростков к учебным нагрузкам. Текст. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова // Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам. М., 1979. — С.3−8.
- Хъелл, Л. Теория личности. Текст. / Л. Хъелл, Д. Зиглер // СПб. 2000.608 с.
- Челнокова, Т. А. Педагогические условия и критерии развития адаптивной активности школьников. Текст. / Т. А. Челнокова //Автореферат диссертации к. п. н.- Казань, 1999.- 23 с.
- Шапошников, Е. А. Оценка физического развития: соразмерность морфологических и функциональных показателей детей и подростков Текст./ Е.А. Шапошников// Гигиена и санитария.-М., 1985, — № 19.- С.75−77.
- Шадриков, В. Д. Философия образования и образовательные политики = Philosophy of education and edicational policies/ V. D. Shadrikov / Текст. / В. Д. Шадриков // Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.-181с.
- Школа культурный центр Текст. / гл. ред. Н. Крылова- зам. гл. ред. Е. Александрова- редкол.: Е. О. Галицких, И. Д. Демакова, М. М. Князева [и др.] //. -Москва: НПО «Школа самоопределения», 2004. — 152 с.
- Щедрина, А. Г. Актуальные проблемы медицинской антропологии. Текст. / А. Г. Щедрина // Томск, 1991. — С.85−91.
- Щедрина, А. Г. Индивидуально-типологический подход к оценке показателей центральной гемодинамики Текст. / А. Г. Щедрина // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: Тезисы, доклад. Томск-Красноярск, 1996.-51 с.
- Щедрина, А. Г. В XXI век с новой методологией оценки здоровья / Материалы X международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации» Текст. / А. Г. Щедрина //- М.: Изд-во РУДН, 2001. 618 с.
- Щуркова, Н. Е. Воспитание на уроке Текст. / Н. Е. Щуркова // М.: Пед. поиск, 2007. -160с.
- Шурыгина, И. Н. Неуспешный отличник и благополучный двоечник Текст. / И. Н. Шурыгина // Народное образование.- М., 2000.- № 3.- С. 113−116.
- Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии. Текст. / Н. Е. Щуркова //- М.: Педагогическое общество России, 1998. 250 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры. Текст. / Д. Б. Эльконин //- М.: Туманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. -360 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин // 2-е изд. -Москва: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: доп. Мин-вом образования РФ Текст. / Д. Б. Эльконин- ред.- сост. Б. Д. Эльконин // 5-е изд., стер. — Москва: Академия, 2008. — 384 с.
- Якиманская И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская //— М., 1997.- 154 с.
- Ямпольская, Ю. А. Об изменении показателя динамометрии у школьников г. Москвы за последние десятилетия Текст. / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария. 1993.- № 9.- С.27−29.
- Ямпольская, Ю. А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения Текст. / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария. 1996. -№ 1.- С.25−26.
- Ямпольская, Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников Текст. / Ю. А. Ямпольская // Российский педиатрический журнал. 1998.- № 1. — С.8−11.
- Green F., Schneider F. Age differences in behavior of boys on three vestures of altruism // Child Development. 1974. P. 248−251.
- Crowther Jonathan ed Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. Fifth edition. Oxford University Press. 1995. P.1078.
- Stockard J., Jonson M. Sex roles. N.Y. 1980. 334p.
- Waber D. Sex Differences in Cognition. A Function of Maturation Rate? Science, 192. 572−573(1976).
- Weitzman L. Sex role socialization: A focus on women. Palo Alto, Cal, 1979. V. 12. 105p.