Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками в ходе формирующего эксперимента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого произносится, перед каким звуком слышится в слове); Уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное слуховое и тактильное восприятие, кинестетическое ощущение; Принципа учета психологической структуры процессов чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности; Развитие фонематического слуха… Читать ещё >

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками в ходе формирующего эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель: повышение эффективности преодоления нарушений письма у младших школьников при использовании в коррекционной работе нейропсихологических методов.

Коррекционная работа по устранению дисграфии проводилась со всеми учащимися как контрольной, так и экспериментальной групп. Работа по развитию высших психических функций проводилась только с учащимися экспериментальной группы, для возможности отследить результативность влияния выбранных методов.

Занятия проводились в первую половину дня. Продолжительность занятия 30 минут. В неделю три занятия:

  • 1. коррекционная работа по развитию высших психических функций — 1 раз в неделю;
  • 2. коррекционная работа по преодолению нарушений письма — 2 раза в неделю.

Также упражнения по развитию высших психических функций включались в индивидуальные занятия с детьми экспериментальной группы, для достижения, как предполагается, лучшего эффекта коррекционной работы.

Нейропсихологическая коррекция для преодоления нарушений письма у младших школьников VIII вида.

В настоящем исследовании был выбран метод нейропсихологической коррекции. Задания были взяты из методов комплексной нейропсихологической коррекции, предложенной А. В. Семенович. Метод комплексной нейропсихологической коррекции предполагает, что воздействие на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций [22].

Занятия по развитию высших психических функций строились с учётом диагностики в констатирующем эксперименте. Каждое такое занятие содержало задания на развитие тех высших психических функций, которые, как было обнаружено по данным нейропсихологического исследования, были нарушены или недостаточно развиты.

Таким образом, каждое занятие содержало:

  • 1. упражнения на формирование одновременных и реципрокных взаимодействий;
  • 2. упражнения на развитие слухоречевой и зрительной памяти;
  • 3. задания на развитие интеллектуальных процессов;
  • 4. задания на развитие внимания.

Используемые задания и упражнения по развитию каждой психической функции с объяснением методики преподнесения отображены в Приложении 4.

Логопедическая работа по преодолению дисграфии.

Логопедическая работа проводилась с учетом основных принципов:

  • — патогенетического принципа;
  • — принципа комплектности;
  • — принципа системности;
  • — принципа деятельностного подхода;
  • — принцип поэтапного формирования психологических функций;
  • — онтогенетического принципа;
  • — принципа учета «зоны ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому); - принципа опоры на сохранное звено нарушенной психологической функции;
  • — принципа учета психологической структуры процессов чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности;
  • — принципа учета симптоматики и степени выраженного нарушений чтения и письма;
  • — принципа максимальной опоры на полимодальные афферентации. на различные анализаторы (на начальных этапах работы), на возможно большее количество функциональных систем.

Для логопедической рабаты по преодолению нарушений письма использовались учебные пособия И. Н. Садовниковой Г. Г. Мисаренко, Р. И. Лалаевой, Л. Н. Ефименковой [5], [8], [13], [15], [21].

Направления работы по преодолению нарушений письма:

  • 1) развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;
  • 2) развитие грамматического строя речи;
  • 3) расширение словарного запаса обогащение активного словаря;
  • 4) формирование связной речи.

Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводилась с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный).

При этом учитывалось, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. В работе по дифференциации звуков использовались и задания на развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков велась по двум направлениям: работа над каждым из смешиваемых звуков, работа над слуховой и произносительной дифференциацией смешиваемых звуков.

Работа проводилась по следующему плану:

  • -уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное слуховое и тактильное восприятие, кинестетическое ощущение;
  • -выделение звука на фоне слога;
  • -определение наличия и места звука в слове (начало, середина, конец);
  • -определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого произносится, перед каким звуком слышится в слове);
  • -выделение звука в предложении, тексте.

Чтобы отследить результативность формирующей работы, проводился контрольный эксперимент.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой