Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические аспекты восприятия и отражения образов природы детьми старшего дошкольного возраста в рисунках

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимым условием организации восприятий, по мнению В. Б. Косминской, — является также включение в восприятие эстетических чувств. Иногда в практике встречаются случаи, когда воспитатели считают, что только первичное наблюдение предмета или явления должно быть наиболее интересно, эмоционально подано, а при повторных наблюдениях ставятся узкие познавательные цели. Это неверно, так как развитие… Читать ещё >

Психологические аспекты восприятия и отражения образов природы детьми старшего дошкольного возраста в рисунках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рисование в дошкольном возрасте как изобразительная, деятельность развивается постепенно, проходя этапы, связанные с развитием различных психических процессов и сторон личности[11, с.199].

Анализ детских рисунков показывает, что рисование может играть важную роль в психическом развитии ребенка уже в преддошкольном возрасте.

Как отмечал С. Л. Рубинштейн, воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе, но особенно велико его значение в художественном творчестве [10, с.86].

Воображение необходимо при наблюдении, вместе с тем оно может быть источником субъективности восприятия. Как известно, ребенок дошкольного возраста, утверждая, что видел в лесу то, чего не мог видеть (так называемая детская ложь), проявляет некультивированное воображение. А. Г. Ковалев считает, что дети нередко смешивают действительное с воображаемым. Да и в школьном возрасте нередки случаи, когда предмету, явлению при их наблюдении приписывается то, чего в них нет [14, с.69].

Главная задача воспитателя — научить детей видеть мир, т. е. развивать в них наблюдательность, способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, а так же умение сознавать увиденное.

Е.А.Фл?рина отмечает, что необходимо систематическое общее развитие наблюдательности и обогащение внутреннего мира реб? нка. При этом важно придавать значение развитию внимания к выразительной форме, к симметрии, ритму, красивому сочетанию красок, движению и т. д. На прогулках и экскурсиях необходимо создавать условия для активного восприятия. Побегав в лесу, наигравшись, дети более внимательно и спокойно могут наблюдать красоту природы, делиться впечатлениями и в последующем отобразить это на листе бумаги.

Важную роль в развитии детской наблюдательности имеют домашние задания: запомнить, что красивое они видят по дороге домой или дома, хорошенько рассмотреть свой дом или участок детского сада. Это заинтересует детей, и они с удовольствием будут рассказывать, что видели красивого.

Таким образом, может быть проявлена забота о развитии детской наблюдательности и обогащении детей эстетическими впечатлениями, из которых возможно в последующем черпать материал для творческой работы не только по рисованию, но и лепке [40, с.91].

Развитие восприятий, предшествующих изобразительной деятельности, по мнению Б. М. Теплова, имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение представлений о различных предметах.

Как писала В. Б. Косминская, восприятие окружающего должно быть целенаправленным. Ребенок должен ясно представлять, что и зачем ему надо наблюдать. Такая постановка цели и обоснование действий обостряет восприятие, сосредоточивает мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делается выборочным, оценивающим. Для овладения такой анализирующей способностью необходима высокая сенсорная культура — умение видеть и выделять такие качества предмета, как форма, величина, цвет, положение в пространстве, что имеет существенное значение в изобразительной деятельности [19, с.50].

Необходимым условием организации восприятий, по мнению В. Б. Косминской, — является также включение в восприятие эстетических чувств. Иногда в практике встречаются случаи, когда воспитатели считают, что только первичное наблюдение предмета или явления должно быть наиболее интересно, эмоционально подано, а при повторных наблюдениях ставятся узкие познавательные цели. Это неверно, так как развитие эстетических чувств также требует упражнения, иначе они не будут глубокими, а это скажется на проведении занятий по изобразительной деятельности. У детей не будет заинтересованности, особого эмоционального настроя [19, с.108].

Н.Б.Халезова, считает, что большое значение в организации восприятий имеет включение в восприятие активной детской деятельности. Действия детей в разных формах должны быть предусмотрены при каждом восприятии, причем в эту активную деятельность должны быть включены различные анализаторы [19, с.79].

Например, при восприятии цветущего луга недостаточно только издали полюбоваться им, хотя и это тоже необходимо. Чтобы полностью осознать и почувствовать его красоту, дети должны побегать по лугу, нарвать букет цветов, спеть песню или поводить хоровод. Все это воспитатель учитывает во время занятий. «Вспомните, ребята, каким большим и красивым был луг, как весело мы бегали. Эти цветы, которые стоят сейчас в красивой вазе, вы нарвали сами. А помните, из травы были видны только головки цветов. Нарисуйте этот чудесный луг», — говорит воспитатель, обращаясь к детям.

Для активизации восприятий надо придавать действиям там, где это уместно, игровой характер. Игра вызывает особую целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес к результатам работы. Кроме того, такая активность всегда связана с эмоциональным состоянием детей. Включение в восприятие эмоций усиливает познавательный процесс. Большое значение в проведении наблюдений имеет слово воспитателя и речь самих детей [19, с.115].

Образы восприятия объектов окружающего мира возникают у реб? нка при непосредственном воздействии в данный момент объектов на органы чувств [43, с.6−14]. Нельзя понять процесс развития изображения в детском рисунке, если не разобраться в той роли, которая принадлежит в нем восприятию.

Такие авторы, как Н. Н. Волков, Е. И. Игнатьев, В. И. Киреенко убедительно показывают, что изображение в рисунке может сформироваться лишь на основе чувственного знакомства с предметом, в результате специального целенаправленного его восприятия. От характера восприятия зависит и качество тех представлений, которые ложатся в основу рисунка.

В восприятии отражаются отдельные стороны предмета — форма. Несмотря на то, что зрительное восприятие осознается как мгновенное, оно представляет собой процесс, протекающий во времени. Происходит соединение восприятия отдельных сторон предмета в единый образ — сенсорное ассоциирование. Этот процесс может иметь различный характер: идти от целого к частям и от частей к целому. При этом участвуют процессы и анализа (выделение свойств) предмета и синтеза (обобщение этих свойств). Говоря о детском восприятии в связи с рисованием, ряд авторов (К.Риччи, В. Штерн, К.Бюллеридр.) указывали на то, что ребенка привлекают в первую очередь несущественные свойства, незначительные признаки предметов.

Представители гештальтпсихологии указывают на глобальность, нерасчлененную целостность детского восприятия. Отечественными же психологами (А.В.Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др.) в ряде исследований установлен и познавательный характер детского восприятия.

Восприятием ребенка руководит, прежде всего, желание познавать мир, ориентироваться и действовать в нем [31, с.220].

Таким образом, после проведения анализа психологической литературы, мы пришли к выводу о том, что к особенностям детского восприятия можно отнести некультивированное воображение, эмоциональное реагирование на увиденное, а так же выделение несущественных признаков предмета.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой