Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военных учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совершенствование управления процессом развития культуры педагогической деятельности преподавателей заключается в полной реализации разработанных современной наукой рекомендаций: любое принимаемое управленческое решение должно быть педагогически целесообразным и способствующим развитию культуры педагогической деятельности преподавателейк осуществлению управленческой деятельности необходимо… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ проблемы развития культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военных учебных заведений.11 стр.

1.1. Анализ и уточнение определения сущности развития культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин.11 стр.

1.2. Анализ факторной среды развития культуры педагогической деятельности преподавателей.30 стр.

1.3. Обобщение опыта развития культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин ввузов РФ.48 стр.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития культуры педагогической -' деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военных учебных заведений.70 стр.

2.1. Содержание и методика опытно-экспериментальной работы.. 70 стр.

2.2. Обоснование критериев оценки уровня культуры педагогической деятельности преподавателей.*. .86 стр.

2.3. Динамика развития культуры педагогической деятельности преподавателей .104 стр.

ГЛАВА 3. Основные пути и условия развития культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военно-учебных заведений.128 стр.

3.1.Формирование профессиональной готовности преподавателей ввузов к осуществлению высококультурной деятельности по обучению и воспитанию курсантов. .128 стр.

3.2. Создание оптимальных условий в ввузах для высококультурной педагогической деятельности преподавателей .14 9 стр.

3.3. Совершенствование управления процессом развития культуры педагогической деятельности преподавателей ввузов .162 стр.

Развитие культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военных учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема развития культуры педагогической деятельности преподавателей военных учебных заведений относится к числу тех проблем, которые постоянно находятся в центре внимания военно-педагогической общественности. Об этом свидетельствует тот факт, что её решению посвящено значительное количество научных работ, написанных в разное время (Петр1, М. И. Драгомиров, М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевский, Б. М. Шапошников, и др.) .

Современные военно-педагогические исследования.

А.А.Балаховский, А. В. Барабанщиков, В. Н. Бешенцев,.

В.И.Вдовюк, П. Н. Городов, В. П. Давыдов, В. Я. Слепов и др.) показывают, что не потеряла своего значения данная проблема и в наши дни. Подготовка для вооруженных сил, нестандартно мыслящих и действующих офицеров, готовых безупречно выполнить свой гражданский и воинский долг требует от каждого преподавателя высокого профессионального мастерства, умения определять и достигать поставленных педагогических целей. В этом плане культура педагогической деятельности преподавателей выступает одним из основных факторов, влияющих на качество подготовки будущих офицеров.

Следует отметить, что современной педагогической наукой накоплен богатый фонд идей, реализация которых могла бы в значительной степени решить проблему развития культуры педагогической деятельности преподавателей высших военных учебных заведений. Эти идеи содержатся в работах Ю. К. Бабанского, А. А. Балаховского,.

А.В.Барабанщикова, П. Н. Городова, — В. П. Давыдова,.

Е.Н.Ильина, В. В. Карпова, Я. А. Коменского, Э. Н. Короткова,.

Н.В.Кузьминой, А. Н. Леонтьева, Б. Т. Лихачева, В. Л. Марищука, К. К. Платонова, И. А. Скопылатова, В. Я. Слепова,.

Е.И.Степановой, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского,.

В.И.Хальзова, Г. А. Шабанова, В. Ф. Шаталова, Т. Г. Шарухиной, В. А. Щеголева, Я. Я. Юрченко, В. А. Якунина и других ученых и практиков.

Но всё же эта проблема полностью не решена ни на теоретическом, ни на практическом уровне. Только 10−15% преподавателей высших военно-учебных заведений имеют высокий уровень культуры педагогической деятельности. В большинстве своем преподаватели ввузов имеют только средний уровень культуры педагогической деятельности и не стремятся к его повышению. Исключение не составляют и преподаватели гуманитарных и социально-экономических дисциплин ввузов.

Всё это сказывается на подготовке будущих офицеров для вооруженных сил и, в конечном итоге, на боеготовности армии в целом.

Поэтому актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость и недостаточная разработанность определили выбор темы данного исследования.

Объектом исследования избрана культура педагогической деятельности преподавателей высших военных учебных заведений, а предметом — процесс её развития у преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин ввузов.

Цель исследования заключается в научном обосновании модели эффективного развития культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин в современных условиях жизнедеятельности высших военных учебных заведений.

Задачи исследования состоят в том, чтобы:

1.Осуществить теоретико-методологический анализ данной проблемы.

2.Провести экспериментальную проверку путей и условий развития культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военных учебных заведений.

3.Выявить динамику развития культуры педагогической деятельности преподавателей ввузов и выработать практические рекомендации по её повышению в современных условиях.

Для решения поставленных задач использовалась комплексная методика исследования, включавшая в себя методыпедагогического наблюдениябеседыанкетированияизучения документации, результатов деятельности курсантов, а также руководства ввузов по повышению педагогического мастерства преподавателейпедагогического экспериментаматематической статистики и др.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что в современных условиях развития высшей военной школы углубляется противоречие между требуемым и реально существующим уровнем культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин ввузов. Разрешить его можно, если: сформировать профессиональную готовность преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин ввузов к осуществлению высокоэффективной педагогической деятельностисоздать оптимальные условия для проявления высокой культуры педагогической деятельности преподавателейобеспечить научное управление процессом развития культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военных учебных заведений.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные научные положения философии, психологии и педагогики о человеке, как высшей ценности окружающего нас мирао механизме процесса ¦ познанияо педагогической деятельности как составной части целостного педагогического процессао зависимости развития обучающегося от качества учебно-воспитательного процессао ведущей роли социальных факторов в формировании личности и др.

По времени исследование проводилось с 1992 по 1997 год включительно и осуществлялось в три этапа.

Первый этап (сентябрь 1992 г. — январь 1995 г.) — этап накопления и систематизации знаний о культуре педагогической деятельности преподавателей — включал изучение научных йсточников по проблеме, определение объекта и предмета исследования, формирование гипотезы, разработку программы и методики исследования, проведение бесед с преподавателями, руководством ввузов и кафедр: гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также учеными по исследуемой проблеме, наблюдение за педагогической деятельностью профессорскопреподавательского состава, анализ своей учебно-воспитательной деятельности.

Второй этап (февраль 1995 г. февраль 1997 г.) -заключался в проведении педагогического эксперимента, в ходе которого проверялась рабочая гипотеза исследования. В основу исследования была положена комплексная целевая программа, включающая систему мер, направленных на развитие культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Третий этап (март 1997 г. — декабрь 1997 г.) составил анализ и обобщение полученных результатов, апробацию и внедрение данного исследования в практику работы ввузов.

Общий объем исследовательской работы характеризуется следующими данными: изучено более 150 литературных источников (в том числе 15 диссертаций), более 70 документов. Проанализировано более 200 учебных занятий, состоялось 18 групповых и более 70 индивидуальных бесед. Всего исследованием было охвачено 8 кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военных учебных заведений.

Научная новизна исследования состоит в том, что было всесторонне проанализировано и уточнено определение и-раскрыто содержание понятия «культура педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин ввузов» — выявлена динамика её развития и осуществлён анализ фактического состояния дел в данной областипроанализированы причины, негативно влияющие на процесс повышения культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин ввузовобоснован комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие высокой культуры их педагогической деятельностиразработаны критерии и показатели оценки уровня культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин ввузов.

На защиту выносятся;

1. Положение о сущности развития культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин ввузов.

2. Анализ факторной среды, влияющей на развитие культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военных учебных заведений.

3. Комплексно-целевая программа развития культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военных учебных заведений.

4. Критерии оценки уровня культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин и тенденции её развития.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что: его основные выводы направлены на повышение эффективности педагогической деятельности преподавателейматериалы исследования могут быть использованы как в педагогической и организаторской деятельности педагогов, так и в учебном процессе ввузов с учетом современных условий и позволяют продолжить дальнейшее исследование по проблеме культуры педагогической деятельности с учетом полученных научных данных.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в ходе их обсуждения на заседаниях предметно-методических комиссий и заседаниях кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин СПб ВИВВ МВД, СПВЗРКУна научно-практических семинарах, на 4 научных конференциях, проведенных в Санкт-Петербургском военном институте ВВ.

МВД России, в Санкт-Петербургском высшем зенитном ракетном командном училище, в Санкт-Петербургскомвысшем военном инженерно-строительном институте, в Санкт-Петербургской медицинской педиатрической академии!- путем издания учебно-методических пособийа также посредством использования рекомендаций по развитию культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин в ввузовской практике.

Достоверностьиобоснованность результатов диссертационного исследования обеспечиваются опорой на научную методологию, комплексным характером методики исследования, строгой логикой проведения эксперимента в соответствии с поставленными целями и задачами, применением математических методов обработки эмпирических данных, а также их всесторонней апробацией.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по 3 главе.

1. Осуществленный анализ основных направлений деятельности руководства ввуза и кафедр, преподавательского состава по развитию культуры педагогической деятельности позволяет сделать вывод о многогранности, сложности и комплексности этой работы. В содержательном плане она включает в себя формирование и развитие профессиональной готовности к формированию культуры педагогической деятельности, создание необходимых условий для её осуществления, совершенствование управления процессом развития культуры педагогической деятельности преподавательского состава.

2. Целью формирования профессиональной готовности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин к осуществлению культуры педагогической деятельности является достижение такого функционального состояния психики педагога, которое характеризуется сформированностью и мобилизованностью всех компонентов, необходимых для поиска и реализации новых, наиболее эффективных способов решения педагогических задач. Основными путями формирования профессиональной готовности преподавателей к высококультурной деятельности являются: развитие мотивации, побуждающей к поиску и реализации новых «приемов и методов обучения и воспитания курсантовповышение уровня профессиональной подготовленности преподавателей к высококультурной учебно-воспитательной деятельностиформирование у педагогов уверенности в своих силах и возможностях.

3.Совершенствование управления процессом развития культуры педагогической деятельности преподавателей заключается в полной реализации разработанных современной наукой рекомендаций: любое принимаемое управленческое решение должно быть педагогически целесообразным и способствующим развитию культуры педагогической деятельности преподавателейк осуществлению управленческой деятельности необходимо подходить с позиций комплексного подходапринятию решения должно предшествовать полное уяснение всех задач, связанных с развитием навыков культуры педагогической деятельности педагогов и их реализаций в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин, для эффективного управления необходимо осуществлять непрерывный сбор достоверной информации по решаемой проблеме и её оперативную обработкупринимаемое решение должно быть оптимальным с позиций потребностей учебно-воспитательной практики, индивидуальных особенностей педагогов и сложившихся условий педагогической деятельностипланирование мероприятий по воплощению принятого решения в жизнь должно быть предельно конкретным, охватывающим все стороны вопроса и учитывающим сложившуюся ситуациюдействия всех лиц, участвующих в реализации намеченного плана должны быть согласованы по задачам, месту, времени и способам выполненияосуществляемое руководство кафедральным коллективом при — решении стоящих.задач.должно быть целеустремленным, непрерывным, последовательным и гибкимучебно-воспитательная деятельность преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин должна быть всесторонне обеспечена в психолого-педагогическом, материально-техническом, социально-бытовом и культурно-досуговом отношенииза развитием культуры педагогической деятельности преподавательского состава должен осуществляться постоянный контрольпри необходимости в действия руководителей должны оперативно вноситься соответствующие коррективы.

Совершенствование управленческой деятельности по развитию культуры педагогической деятельности преподавателей требует овладения методикой реализации ряда управленческих функций: аналитической, прогностической, организаторской и контрольнокорректировочной .

4. Создание оптимальных условий для формирования навыков и повышения культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин предполагает: совершенствование подбора и расстановки кадров преподавательского составарациональное использование рабочего времени педагоговвсесторонне методическое и материально-техническое обеспечение преподавательской деятельностиформирование здорового морально-психологического климата в кафедральных коллективахулучшение условий труда и отдыха преподавателей.

Практические рекомендации.

1. В деятельности руководства ввузов и кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин использовать комплексно — целевую программу по повышению культуры педагогической деятельности преподавательского состава (см. приложение 1).

2. В интересах повышения профессиональной готовности преподавателей к осуществлению эффективной и качественной педагогической деятельности оптимизировать индивидуальную работу с ними в соответствии с обоснованными в диссертации предложениями (см. п.1 гл. З).

3. Занятия в школе повышения педагогического мастерства с начинающими преподавателями проводить по разработанной в диссертации программе (приложение № 2).

4. Для обеспечения научной организации труда и отдыха преподавателей оборудовать на кафедрах комнаты психологической разгрузки.

5. Внедрить в ввузах разработанную в диссертации методику диагностирования качественных изменений, происходящих в деятельности преподавательского состава по обучению и воспитанию курсантов (см. п. 2 гл.2).

Основные идеи и предложения автора по теме исследования изложены в следующих публикациях:

1. Культура педагогической деятельности и воспитательный процесс курсантов. // Актуальные проблемы воспитания курсантов. СПВЗРКУ", 1 марта 1996 г. 2с.

2. Педагогическая культура преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин как фактор повышения эффективности обучения курсантов.// Социальнопсихологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в ввузе. Научно-практическая конференция. ВВИСУ, 24 марта 1997 года, 4 с.

3. Культура педагогической деятельности преподавателей высших военных учебных заведений. // Новаторская педагогика и её реализация в учебно-воспитательном процессе ввуза. СПВЗРКУ, 18 декабря 1997 г.2с.

4. Культура педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений. // Повышение эффективности преподавания военной и экстремальной медицины в вузе. Санкт-Петербургская медицинская педиатрическая академия, 28 декабря 1997 г. 2 с.

5. Методика научно-исследовательской работы по проблеме культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин в ввузе. СПВЗРКУ ноябрь 1997 г. 16с.

6.Теоретико-методологический анализ проблемы развития, культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин ввузов. СПВЗРКУ, декабрь 1997 г. 49 с.

7. Обоснование основных путей и условий эффективного развития культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин. СПВИВВ МВД РФ, январь 1998 г. 45 с.

8.Развитие культуры педагогической деятельности как фактор совершенствования организационно-методического обеспечения образовательного процесса.//Научно-практическая конференция. СПВИВВ МВД России, 10 февраля 1998 года, 4 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А педагогом быть обязан./ Сост. Б. Г. Безлепин. М.: Воениздат, 1990. 255 с.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности// Психологисэ личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.137−144 с.
  4. Абульханова Славская К. А. Проблема активности личности: методология и стратегия исследования // Активность и жизненная позиция личности: Сб. науч. тр. АН СССР. Ин-т психологии. М.: 1988. 4−19 с.
  5. О.В. ' Педагогическое стимулирование как средство всестороннего развития личности будущего учителя: Дис. .канд. пед.наук. Киев, 1989. 193 с.
  6. Активизация личности в системе общественных отношений: Тезисы докладов к У11 съезду Общества психологов СССР. М., 1989. 136 с.
  7. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. М.: ВПА, 1980. 280 с.
  8. Антология педагогической мысли России второй половины 19 начала 20 веков / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 516 с.
  9. Г. С. Общество, познание, практика. М.: Мысль, 1988. 256 с.
  10. Ю.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
  11. И.Асовский Н. З. Использование свободного времени в процессе формирования творческого потенциала личности сельского учителя: Авореф. дис. .кан. пед. наук. Минск, 1986. 22 с.
  12. Т.К. К вопросу о формировании позиций старших школьников в учебной деятельности.// Проблемы единства обучения и воспитания. /Редактор. -JI: ЛГПИ, 1978.13Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  13. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 559 с.
  14. Ю.К. и др. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. 480 с.
  15. А.А. Методологические аспекты изучения педагогического творчества. М.: МГПИ, 1985. 164−174 с.
  16. А.А. Военно-педагогическое творчество: сущность, содержание и условия оптимизации: философско-методологический анализ. М.:ВПА, 1988.160с.
  17. А. А. Военно-педагогическое творчество как объект философского анализа: сущность и условия оптимизации: Дис. д-ра филос.наук. М., 1989.379 с.
  18. А.В. Научно-педагогические основы формирования профессионального мастерства преподавателя академии // Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя" М.: ВПА, 1975. 10−25 с.
  19. А. В., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М., ВПА, 1967. 26 с.
  20. А.В., Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры. В надзаг.: Сухопутные войска.
  21. Учебно- методический совет учебных заведений. М., 1980. 208 с.
  22. А.В., Муцынов С, С. Педагогическая культура преподавателя высшей школы. М.: ВПА, 1985.
  23. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура. Рига., 1982.
  24. А.В., Давыдов В. П., Конюхов Н. А., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. М.: ВПА, 1986. 136 с.
  25. А.В. Военная педагогика и психология. М.:Военное издательство.1986. 239 с.
  26. В.Д. Формирование педагогического мастерства будущего учителя воспитателя: Автореф. дис. канд. пед.наук.М., 1987. 17 с.
  27. П.Г., Емельянов Е. Н., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива, М.: Наука, 1987.
  28. Белозерцев" «Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  29. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  30. В.Н. Развитие познавательной активности курсантов высших военных училищ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. 18 с.
  31. Т.В. Стимул перспективы как средство формирования призвания к учительской профессии у студентов пединститута: Автореф. дис. канд.пед. наук. М., 1987. 26 с.
  32. В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД России: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. 228 с.
  33. JI.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. М.: Знание, 1983. 80 с.
  34. А.А., Петровский В. П., Козак В.М. Kate стать хорошим преподавателем? Комплектовать иначе.// Вестник высшей школы. 1988. № 3. 44−47 с.
  35. Буржуазная педагогика на современном этапе. Критический анализ // Под ред. 3 .А.Мальковой, В. Л. Вульфсона. М.: Педагогика, 1984. 369 с.
  36. B.C. О педагогике сотворчества // Вестник высшей школы. 1991. № 5. 41−44 с,
  37. П. 10 заповедей творческой личности: Перевод с англ. М.: Прогресс, 1990. 191 с.
  38. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов // Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев и др. М.: Просвещение, 1988. 239 с.
  39. Введение в философию: В 2 ч. М.: Просвещение, 1989. 4.1. 624 с.
  40. В.И. Профессионально-педагогическая этика преподавателя и некоторые вопросы воспитания его нравственных качеств / / Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. М.: ВПА, 1975. 61−81 с.
  41. В.И. Военно-профессиональная этика и совершенствование этической подготовки советских офицеров. Дис.. д-ра пед. наук. М., 1983. 428 с.
  42. Внедрение достижений педагогики в практику школы. М.: Педагогика, 1981. 144 с.
  43. Л.Е. Педагогическое общение молодого учителя как фактор его профессионального становления,: Дис. .канд. пед. наук. М., 1988. 155 с.
  44. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под ред. генерала армии И. Н. Шкадова. М.: Воениздат, 1976. 523 с.
  45. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебное пособие для вузов. -М., „Школа -Пресс“, 1955.
  46. В. И. Знания как категория педагогики. Опыт педагогической когитологии. -JI, ЛГУ, 1989.4 9. Гордин Л. Ю. Теория и практика педагогического стимулирования.: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1979. 31 с.
  47. П.Н. Педагогические основы оценки и учета результата воспитания курсантов (на материалах высших военно-морских училищ).: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. 21 с.
  48. П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1990.128 с.
  49. Г. А. Установка и адаптация личности в творческом труде.: Дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1982. 165 с.
  50. Г. Ф. Проблемы профессионального мастерства учителя в истории советсвкой педагогики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1977. 24 с.
  51. В.М. Проблемное обучение как путь активизации познавательной деятельности курсантов военных училищпри изучении общественных наук.: Дис.. канд. пед. наук. М., 1980. 233 с.
  52. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военных учебных заведений в процессе обучения (На материалах высших военно-политических училищ) — Дис.. д-ра пед. наук. М., 1977. 447 с.
  53. Г. А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. 175 с. 57. Деменцев А. Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их мастерства: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. 21 с.
  54. Г. И. Педагогические основы подготовки сержантов к осуществлению воспитательной деятельности. Дис. канд. пед. наук. М., 1988. 211 с.
  55. А. Руководство к образованию немецких учителей // Дистверг А. Избр.пед. соч.- М.: Учпедгиз, 1956. 55−208 с.
  56. И.С. Теоретические основы обучения- будущих учителей педагогической технологии.: Автореф. дис.. канд. пед, наук Киев, 1989. 23 с.
  57. М.И. Избранные труды. М.: Воениздат, 1962. 408 с.
  58. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. JI.: ЛГУ, 1974. 112 с.
  59. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. 260 с.
  60. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. 168 с.
  61. Закон Российской Федерации „Об образовании“: Российская газета. 1992. 31 июля.
  62. A.M. Навыки и их роль в профессиональном обучении. Автореф. дис.канд.пед.наук. ЛГУ, 1975.
  63. С. А. Лонгитюдиальное исследование динамики педагогической направленности у будущих учителей начальных классов. Автореф. дис.канд. психолог.наук.ЛГУ, 1977.
  64. А.Ф. Проблема активности творческой деятельности учителей сельской школы в системе повышения квалификации.: Дис.. канд. пед. наук. М., 1972. 229 с.
  65. Из» истории высшей военной школы в России // Военная мысль. 1946. № 10 -11. 107−122 с.
  66. Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982.
  67. Е.Н. Рождение урока. М.: Педагогика, 1986.
  68. Е.Н. Путь к ученику. М.: Педагогика, 1988.
  69. И.В. Потребность и мотив в поведении человека ~ // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. 449−504 с.
  70. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 318 с.
  71. Л.П. Воспитательная работа в процессе обучения иностранному языку курсантов военно-учебного заведения.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1985. 15 с. 7 6. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  72. И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики . М.: Педагогика, 1980. 281 с.
  73. А.Н. Культура общения преподавателя высшего военно-учебного заведения.: Дис. .канд. пед. наук. М., 1985. 258 с.
  74. В. В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в ввузе.// Исследовательский центр по проблемам управления и качества подготовки специалистов высшей школы. С-Петерб. электротехн. универ., СПб, 1992.
  75. В.Я.Кикоть, В. А. Якунин. Педагогика и психология высшего образования. Учебник. Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России. С-Пб., 1996. 319 с.
  76. В.К. Методологическая культура учителя, её формирование в учебном процессе педагогического вуза // Новые исследования в педагогических науках. Выпуск 1 (57)/ Сост. И. К. Журавлев, В. С. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. 75−78 с.
  77. Н.Н. Формирование человека творца в процессе обучения — одно из основных условий общественного прогресса// Творчество и общественный прогресс- М., 1982. 128−141 с.
  78. Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов. М., ВПА, 1981. 146 с. ,
  79. И.В. Педагогическая технология в i учебном процессе.: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989.
  80. В.О. С.М.Соловьев как преподаватель // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. /Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 400−407 с.
  81. В.И. К проблеме мотивов // Психологический журнал. 1981. Т.2. № 1. 28−44 с.
  82. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 192 с.
  83. Я.А. Великая дидактика // Коменский Я. А. Избр. пед. соч. в 2 т. М.: АПН РСФСР, 1982.Т.1. 655 с.
  84. Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения. М.: ВПА, 1988. 202 с.
  85. A.M. Отражение, познание, творчество // Творчество и социальное познание. М.: МГУ, 1982.
  86. Э.Г. Профессиональная типология педагогов // Народное образование. 1981. № 8. 39−43 с.
  87. И.Ф., Тарасевич Н. И. Система профессионально-педагогической подготовки учителя // Педагогические проблемы учебного процесса в ввузе. Казань, Изд-во Казанского ун-та, 1984. 125−127 с.
  88. Критерии оценки деятельности — учителя общеобразовательной школы при аттестации. Киев.: Рад. школа, 1980. 16 с.
  89. Ю.Г. Подготовка учителя: проблемы, проблемы // Сов. педагогика. 1991. № 3. 87−92 с.
  90. Н.И., Ковалева Г. А. Психологические организации профессиональной деятельности учителя // Сов. педагогика. 1988. № 8. 137−139 с.
  91. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967.
  92. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. 114 с.
  93. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. 167 с.
  94. Н.В. и др. Основы вузовской педагогики. Л.:ЛГУ, 1972. 311 с. проблемы
  95. Е.К. Пути совершенствования методов профессионально-педагогической подготовки учителя.: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Алма-Ата, 1980. 24 с.
  96. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  97. ЮЗ.Лазукин А. Д. Педагогические основы формирования авторитета преподавателя военного училища.: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. 207 с.
  98. Н.П. Измерение эффективности педагогического мастерства преподавателя вуза // Актуальные проблемы повышения педагогического мастерства преподавателей -обществоведов. Полтава, 1983. 195 с.
  99. К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. 192 с.
  100. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 1980. 168 с.
  101. Р.Я. Модель развивающейся педагогической деятельности как основа совершенствования процесса повышения квалификации преподавателя.: Дис. .канд. пед. наук. М., 1988. 158 с.
  102. B.C. Через интересы: О путях раскрытия созидательного потенциала человека. М.: Политиздат, 1989. 158 с.
  103. .Т. Педагогика.М. Прометей, 1992.528 с.
  104. А.С. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 197 6. 636 с.
  105. Ш. Луценко В. Н., Муцынов С. С., Седов A.M.
  106. Самообразование и самовоспитание преподавателей ввузов. М.: ВПА, 1985. 85 с.
  107. С.И. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  108. Н.Е. Диагностика профессиональной подготовленности молодежи к педагогической деятельности.: Дис. .канд.пед.наук. М., 1987* 195 с.
  109. А. С. Педагогическая поэма. Лекции о воспитании детей. JT.В.Конисевичу // Макаренко А. С. Пед. соч.: Т.8. 107−108 с.
  110. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. т.З. 7−544 с.
  111. К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. 1−4 с.
  112. К. Экономико-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.:ГосПолитиздат, 1956. 566 с.
  113. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  114. B.C. Очерк интегрального .исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
  115. Методологические проблемы взаимодействия педагогической теории и практики. Сб.науч. тр. Тюмень: Изд-во Тюменского университета, 1986. 202 с.
  116. Г. П. Русская военная мысль в XIX веке. М.: Наука, 1973. 315 с.
  117. Г. И. Профессиографическое исследование деятельности учителя. Дис.канд.пед.наук. ЛГУ. 1979.
  118. Г. И., Горовая В. И. История педагогического процесса. Курс лекций. Ставрополь. 1997.
  119. В.А. Формирование творческого отношения к военно-педагогической деятельности у курсантов военных училищ .: Дис.. канд. пед. наук. М., 1972.
  120. Моделирование педагогических ситуаций .: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. М.: Педагогика, 1981. 120 с.
  121. В.И., Номейко Л. Г. Метод мозговой атаки в учебном процессе // Методы в деле повышения квалификации. Таллин, 1986. 258−2 62 с.
  122. Основы педагогического мастерства.: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 303 с.
  123. Е. Как научить учителя // Народное образование. 1991. № 8. 22−29 с.
  124. Е.Н. Профессиональное становление будущего учителя //Сов.педагогика. 1990 .№ 11 64−68 с.
  125. Педагогическая диагностика в системе непрерывного повышения квалификации учителей.: Методические рекомендации. Л.- АПН СССР, 1989. 38 с.
  126. Педагогическое мастерство советского офицера/ Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1976. 371 с.
  127. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. №-е изд.М.: Просвещение, 1989. 560 с.
  128. Педагогическая технология: Программа учебного курса. М.: Прометей, 1991. 22 с. 137. Песталоцци и.-Г. Лебединая песня // Песталоцци И.-Г. Избр.пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1981. Т.-2.
  129. Перестройка системы народного образования и развитие творческого потенциала учителя гуманитарных предметов в процессе непрерывного образования: методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1988. 104 с.
  130. Н. И. О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий // Пирогов Н. И. Избр.пед.соч. М.: Педагогика, 1985. 166−172 с.
  131. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. 426 с.
  132. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука. 1986. 256 с.
  133. Повышение квалификации учителей по личным комплексным планам: Метод, рекомендации. Л.: АПН СССР, 1988. 23 с.
  134. М.Л. О новаторстве и новаторах //Народное образование. 1987. № 8. 74−82 с. -
  135. Проблемы формирования профессиоанальной пригодности специалистов / Под ред. Ю. М. Забродина. М.: Экономика, 1985. 257 с. -
  136. В.Г. Экспериментальное исследование эффективности педагогического стимулирования j // Сов. педагогика. 1987. № 1. 35−40 с. 14 6. Психология и педагогика высшей военной школь1 / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.:Воениздат, 1989. 366 с.
  137. В.Ф. Основы военно-педагогических знаний. М.: ВПА, 1989.
  138. C.JI. Основы общей психологии. 2-е йзд. М.: Госучпедгиз, 1946. 704 с.
  139. Русская военно-теоретическая мысль XIX начала XX веков: Сб.ст. / Под ред. JI.Г.Бескровного. М.: Воениздат, 1960. 750 с.
  140. A.M. Психолого-педагогические основы научной организации труда преподавателя общественных наук ввузов : Дис.. канд. пед. наук. М., 1976. 197 с.
  141. Е.А. Единство теории и практики. М.: Наука, 1980. 326 с.
  142. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. СПб, 1995. 33 с.
  143. В. В. Процесс обучения как фактор воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 1996. 18 с.
  144. В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. JI., 1973. 41 с.
  145. В. Я. Принципы и методы обучения и воспитания советских военных моряков. Петродворец: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1982. 125 с.
  146. А. Г. Нравственное воспитание учащихся в процессе производственного обучения.// Проблемыдидактики производственного обучения. М. «Высшая школа». 1978.
  147. Э.В. Культура и личность. JT., Наука. 1972.
  148. В.А. Становление молодого преподавателя военного училища: Дис.. канд. пед. наук. М., 1982. 238 с.
  149. Сорока Росинский. Педагогические сочинения. М.:Педагогика, 1991. 240 с.
  150. К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1972. 534 с.
  151. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. СПб: СПб акмеологическая академия, 1995.
  152. О.А. Эстетическое воспитание курсантов военно-физкультурного вуза: Автореф. дис. .кан.пед.наук. СПб, 1996. 21 с.
  153. Н. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс, 1976. 90 с.
  154. Стимулирование социально-профессиональной активности учителей: Метод, рекомендации. JI.: АПН СССР, 1988.
  155. Суд над системой образования: Стратегия на будущее / Под ред. У. Д. Джонсона: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991. 264 с.
  156. В.А. Разговор с молодым директором школы.: Беседа первая. Основные проблемы творческого труда педагога // Сухомлинский В. А. Избр. соч.: В 3 т. М.: Педагогика, 1981. Т. 3. 9 34 с.
  157. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1982. 113 с.
  158. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. И. А. Пискунова, Т. Г. Воробьева. М.: Просвещение, 1972. 207 с.
  159. JI.H. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953, 398 с.
  160. В. П. Психология межличностного влияния и оценивания. -JI.: ЛГУ, 1984.
  161. К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 10 т. М.: АПН РСФСР. 1948. Т.З. 87 254 с.
  162. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 665 с.
  163. М.В. Вопросы высшего военного образования // Фрунзе М. В. Избр. произ. М.: Воениздат, 1984.
  164. В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск : Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1991. 32 с.
  165. A.M. Педагогическое новаторство: механизмы управления // Сов. педагогика. 1988.№ 5.44−48с.
  166. М.О. Активные методы обучения при повышении квалификации педагогических кадров // Методы в деле повышения квалификации. Таллин, 1989. 4.2. 262−266 с.
  167. Л.И. Совершенствование мастерства преподавателя средствами обучения методам анализа педагогической деятельности: Дис.. .. канд. пед. наук. Л.: 1984. 265 с.
  168. Шабанов Г, А. Развитие педагогического (творчества преподавателей высших военных учебных заведений: Дис.. канд.пед.наук. М., 1992. 218 с.
  169. И.К. Стимулирование деятельности педагогического коллектива посредством создания ситуации критической самооценки: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1977. 200 с.
  170. .М. Воспоминания. Военно-научные труды. М.: Воениздат, 1982. 558 с.
  171. А.П. Единство военно-педагогической теории и практики необходимое условие совершенствования воспитательной деятельности офицерского состава полка: Дис. .канд. пед. наук. М., 1992. 257 с.
  172. Т.Г. Творчество преподавателей иностранных языков как фактор повышеия эффективности профессиональной подготовки курсантов: Дис.. канд.пед.наук. Л., 1996.
  173. В. В. Вопросы психологии и педагогики высшей военной школы М.:ВПА, 1971.319 с.
  174. В.М. Стимулирование труда: психологический аспект. М.: Экономика, 1969. 88 с.
  175. М.П. Объять необъятное. М.: Педагогика, 1986. 173 с.
  176. П. К. Теория творчества. СПб.: Образование, 1910. 206 с.
  177. Я.Я. Педагогические основы укрепления воинской дисциплины: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1971. 34 с.
  178. В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988. 160 с.
  179. В.А., Линов Е. Н. Психология педагогической деятельности. Л., 1990. 103 с.
  180. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986. 215 с.
Заполнить форму текущей работой