Развитие культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военных учебных заведений
Совершенствование управления процессом развития культуры педагогической деятельности преподавателей заключается в полной реализации разработанных современной наукой рекомендаций: любое принимаемое управленческое решение должно быть педагогически целесообразным и способствующим развитию культуры педагогической деятельности преподавателейк осуществлению управленческой деятельности необходимо… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ проблемы развития культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военных учебных заведений.11 стр.
1.1. Анализ и уточнение определения сущности развития культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин.11 стр.
1.2. Анализ факторной среды развития культуры педагогической деятельности преподавателей.30 стр.
1.3. Обобщение опыта развития культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин ввузов РФ.48 стр.
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития культуры педагогической -' деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военных учебных заведений.70 стр.
2.1. Содержание и методика опытно-экспериментальной работы.. 70 стр.
2.2. Обоснование критериев оценки уровня культуры педагогической деятельности преподавателей.*. .86 стр.
2.3. Динамика развития культуры педагогической деятельности преподавателей .104 стр.
ГЛАВА 3. Основные пути и условия развития культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военно-учебных заведений.128 стр.
3.1.Формирование профессиональной готовности преподавателей ввузов к осуществлению высококультурной деятельности по обучению и воспитанию курсантов. .128 стр.
3.2. Создание оптимальных условий в ввузах для высококультурной педагогической деятельности преподавателей .14 9 стр.
3.3. Совершенствование управления процессом развития культуры педагогической деятельности преподавателей ввузов .162 стр.
Список литературы
- А педагогом быть обязан./ Сост. Б. Г. Безлепин. М.: Воениздат, 1990. 255 с.
- Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
- Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности// Психологисэ личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.137−144 с.
- Абульханова Славская К. А. Проблема активности личности: методология и стратегия исследования // Активность и жизненная позиция личности: Сб. науч. тр. АН СССР. Ин-т психологии. М.: 1988. 4−19 с.
- Акимова О.В. ' Педагогическое стимулирование как средство всестороннего развития личности будущего учителя: Дис. .канд. пед.наук. Киев, 1989. 193 с.
- Активизация личности в системе общественных отношений: Тезисы докладов к У11 съезду Общества психологов СССР. М., 1989. 136 с.
- Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. М.: ВПА, 1980. 280 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины 19 начала 20 веков / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 516 с.
- Арефьева Г. С. Общество, познание, практика. М.: Мысль, 1988. 256 с.
- Ю.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
- И.Асовский Н. З. Использование свободного времени в процессе формирования творческого потенциала личности сельского учителя: Авореф. дис. .кан. пед. наук. Минск, 1986. 22 с.
- Ахаян Т.К. К вопросу о формировании позиций старших школьников в учебной деятельности.// Проблемы единства обучения и воспитания. /Редактор. -JI: ЛГПИ, 1978.13Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 559 с.
- Бабанский Ю.К. и др. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. 480 с.
- Балаховский А.А. Методологические аспекты изучения педагогического творчества. М.: МГПИ, 1985. 164−174 с.
- Балаховский А.А. Военно-педагогическое творчество: сущность, содержание и условия оптимизации: философско-методологический анализ. М.:ВПА, 1988.160с.
- Балаховский А. А. Военно-педагогическое творчество как объект философского анализа: сущность и условия оптимизации: Дис. д-ра филос.наук. М., 1989.379 с.
- Барабанщиков А.В. Научно-педагогические основы формирования профессионального мастерства преподавателя академии // Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя" М.: ВПА, 1975. 10−25 с.
- Барабанщиков А. В., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М., ВПА, 1967. 26 с.
- Барабанщиков А.В., Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры. В надзаг.: Сухопутные войска.
- Учебно- методический совет учебных заведений. М., 1980. 208 с.
- Барабанщиков А.В., Муцынов С, С. Педагогическая культура преподавателя высшей школы. М.: ВПА, 1985.
- Барабанщиков А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура. Рига., 1982.
- Барабанщиков А.В., Давыдов В. П., Конюхов Н. А., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. М.: ВПА, 1986. 136 с.
- Барабанщиков А.В. Военная педагогика и психология. М.:Военное издательство.1986. 239 с.
- Бардина В.Д. Формирование педагогического мастерства будущего учителя воспитателя: Автореф. дис. канд. пед.наук.М., 1987. 17 с.
- Белкин П.Г., Емельянов Е. Н., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива, М.: Наука, 1987.
- Белозерцев" «Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Бешенцев В.Н. Развитие познавательной активности курсантов высших военных училищ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. 18 с.
- Бобкова Т.В. Стимул перспективы как средство формирования призвания к учительской профессии у студентов пединститута: Автореф. дис. канд.пед. наук. М., 1987. 26 с.
- Богуславский В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД России: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. 228 с.
- Борисова JI.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. М.: Знание, 1983. 80 с.
- Бугаев А.А., Петровский В. П., Козак В.М. Kate стать хорошим преподавателем? Комплектовать иначе.// Вестник высшей школы. 1988. № 3. 44−47 с.
- Буржуазная педагогика на современном этапе. Критический анализ // Под ред. 3 .А.Мальковой, В. Л. Вульфсона. М.: Педагогика, 1984. 369 с.
- Вайн B.C. О педагогике сотворчества // Вестник высшей школы. 1991. № 5. 41−44 с,
- Вайнцванг П. 10 заповедей творческой личности: Перевод с англ. М.: Прогресс, 1990. 191 с.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов // Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев и др. М.: Просвещение, 1988. 239 с.
- Введение в философию: В 2 ч. М.: Просвещение, 1989. 4.1. 624 с.
- Вдовюк В.И. Профессионально-педагогическая этика преподавателя и некоторые вопросы воспитания его нравственных качеств / / Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. М.: ВПА, 1975. 61−81 с.
- Вдовюк В.И. Военно-профессиональная этика и совершенствование этической подготовки советских офицеров. Дис.. д-ра пед. наук. М., 1983. 428 с.
- Внедрение достижений педагогики в практику школы. М.: Педагогика, 1981. 144 с.
- Вовк Л.Е. Педагогическое общение молодого учителя как фактор его профессионального становления,: Дис. .канд. пед. наук. М., 1988. 155 с.
- Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под ред. генерала армии И. Н. Шкадова. М.: Воениздат, 1976. 523 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебное пособие для вузов. -М., „Школа -Пресс“, 1955.
- Гинецинский В. И. Знания как категория педагогики. Опыт педагогической когитологии. -JI, ЛГУ, 1989.4 9. Гордин Л. Ю. Теория и практика педагогического стимулирования.: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1979. 31 с.
- Городов П.Н. Педагогические основы оценки и учета результата воспитания курсантов (на материалах высших военно-морских училищ).: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. 21 с.
- Городов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1990.128 с.
- Горошидзе Г. А. Установка и адаптация личности в творческом труде.: Дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1982. 165 с.
- Гринченко Г. Ф. Проблемы профессионального мастерства учителя в истории советсвкой педагогики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1977. 24 с.
- Гурин В.М. Проблемное обучение как путь активизации познавательной деятельности курсантов военных училищпри изучении общественных наук.: Дис.. канд. пед. наук. М., 1980. 233 с.
- Давыдов В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военных учебных заведений в процессе обучения (На материалах высших военно-политических училищ) — Дис.. д-ра пед. наук. М., 1977. 447 с.
- Давыдова Г. А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. 175 с. 57. Деменцев А. Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их мастерства: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. 21 с.
- Денисенко Г. И. Педагогические основы подготовки сержантов к осуществлению воспитательной деятельности. Дис. канд. пед. наук. М., 1988. 211 с.
- Дистверг А. Руководство к образованию немецких учителей // Дистверг А. Избр.пед. соч.- М.: Учпедгиз, 1956. 55−208 с.
- Дмитрук И.С. Теоретические основы обучения- будущих учителей педагогической технологии.: Автореф. дис.. канд. пед, наук Киев, 1989. 23 с.
- Драгомиров М.И. Избранные труды. М.: Воениздат, 1962. 408 с.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. JI.: ЛГУ, 1974. 112 с.
- Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. 260 с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. 168 с.
- Закон Российской Федерации „Об образовании“: Российская газета. 1992. 31 июля.
- Зимичев A.M. Навыки и их роль в профессиональном обучении. Автореф. дис.канд.пед.наук. ЛГУ, 1975.
- Зимичева С. А. Лонгитюдиальное исследование динамики педагогической направленности у будущих учителей начальных классов. Автореф. дис.канд. психолог.наук.ЛГУ, 1977.
- Иванов А.Ф. Проблема активности творческой деятельности учителей сельской школы в системе повышения квалификации.: Дис.. канд. пед. наук. М., 1972. 229 с.
- Из» истории высшей военной школы в России // Военная мысль. 1946. № 10 -11. 107−122 с.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982.
- Ильин Е.Н. Рождение урока. М.: Педагогика, 1986.
- Ильин Е.Н. Путь к ученику. М.: Педагогика, 1988.
- Имеладзе И.В. Потребность и мотив в поведении человека ~ // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. 449−504 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 318 с.
- Казак Л.П. Воспитательная работа в процессе обучения иностранному языку курсантов военно-учебного заведения.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1985. 15 с. 7 6. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики . М.: Педагогика, 1980. 281 с.
- Капустин А.Н. Культура общения преподавателя высшего военно-учебного заведения.: Дис. .канд. пед. наук. М., 1985. 258 с.
- Карпов В. В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в ввузе.// Исследовательский центр по проблемам управления и качества подготовки специалистов высшей школы. С-Петерб. электротехн. универ., СПб, 1992.
- В.Я.Кикоть, В. А. Якунин. Педагогика и психология высшего образования. Учебник. Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России. С-Пб., 1996. 319 с.
- Кириллов В.К. Методологическая культура учителя, её формирование в учебном процессе педагогического вуза // Новые исследования в педагогических науках. Выпуск 1 (57)/ Сост. И. К. Журавлев, В. С. Шубинский. М.: Педагогика, 1991. 75−78 с.
- Кириллова Н.Н. Формирование человека творца в процессе обучения — одно из основных условий общественного прогресса// Творчество и общественный прогресс- М., 1982. 128−141 с.
- Киряшов Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов. М., ВПА, 1981. 146 с. ,
- Кларин И.В. Педагогическая технология в i учебном процессе.: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989.
- Ключевский В.О. С.М.Соловьев как преподаватель // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. /Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 400−407 с.
- Ковалев В.И. К проблеме мотивов // Психологический журнал. 1981. Т.2. № 1. 28−44 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 192 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я. А. Избр. пед. соч. в 2 т. М.: АПН РСФСР, 1982.Т.1. 655 с.
- Коротков Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения. М.: ВПА, 1988. 202 с.
- Коршунов A.M. Отражение, познание, творчество // Творчество и социальное познание. М.: МГУ, 1982.
- Костяшкин Э.Г. Профессиональная типология педагогов // Народное образование. 1981. № 8. 39−43 с.
- Кривонос И.Ф., Тарасевич Н. И. Система профессионально-педагогической подготовки учителя // Педагогические проблемы учебного процесса в ввузе. Казань, Изд-во Казанского ун-та, 1984. 125−127 с.
- Критерии оценки деятельности — учителя общеобразовательной школы при аттестации. Киев.: Рад. школа, 1980. 16 с.
- Круглов Ю.Г. Подготовка учителя: проблемы, проблемы // Сов. педагогика. 1991. № 3. 87−92 с.
- Кузина Н.И., Ковалева Г. А. Психологические организации профессиональной деятельности учителя // Сов. педагогика. 1988. № 8. 137−139 с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. 114 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. 167 с.
- Кузьмина Н.В. и др. Основы вузовской педагогики. Л.:ЛГУ, 1972. 311 с. проблемы
- Кустобаева Е.К. Пути совершенствования методов профессионально-педагогической подготовки учителя.: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Алма-Ата, 1980. 24 с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
- ЮЗ.Лазукин А. Д. Педагогические основы формирования авторитета преподавателя военного училища.: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. 207 с.
- Лебедик Н.П. Измерение эффективности педагогического мастерства преподавателя вуза // Актуальные проблемы повышения педагогического мастерства преподавателей -обществоведов. Полтава, 1983. 195 с.
- Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. 192 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 1980. 168 с.
- Лившиц Р.Я. Модель развивающейся педагогической деятельности как основа совершенствования процесса повышения квалификации преподавателя.: Дис. .канд. пед. наук. М., 1988. 158 с.
- Липицкий B.C. Через интересы: О путях раскрытия созидательного потенциала человека. М.: Политиздат, 1989. 158 с.
- Лихачёв Б.Т. Педагогика.М. Прометей, 1992.528 с.
- Луначарский А.С. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 197 6. 636 с.
- Ш. Луценко В. Н., Муцынов С. С., Седов A.M.
- Самообразование и самовоспитание преподавателей ввузов. М.: ВПА, 1985. 85 с.
- Лысенкова С.И. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
- Мажор Н.Е. Диагностика профессиональной подготовленности молодежи к педагогической деятельности.: Дис. .канд.пед.наук. М., 1987* 195 с.
- Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Лекции о воспитании детей. JT.В.Конисевичу // Макаренко А. С. Пед. соч.: Т.8. 107−108 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. т.З. 7−544 с.
- Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. 1−4 с.
- Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.:ГосПолитиздат, 1956. 566 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального .исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
- Методологические проблемы взаимодействия педагогической теории и практики. Сб.науч. тр. Тюмень: Изд-во Тюменского университета, 1986. 202 с.
- Мещеряков Г. П. Русская военная мысль в XIX веке. М.: Наука, 1973. 315 с.
- Михалевская Г. И. Профессиографическое исследование деятельности учителя. Дис.канд.пед.наук. ЛГУ. 1979.
- Михалевская Г. И., Горовая В. И. История педагогического процесса. Курс лекций. Ставрополь. 1997.
- Михайловский В.А. Формирование творческого отношения к военно-педагогической деятельности у курсантов военных училищ .: Дис.. канд. пед. наук. М., 1972.
- Моделирование педагогических ситуаций .: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. М.: Педагогика, 1981. 120 с.
- Образцов В.И., Номейко Л. Г. Метод мозговой атаки в учебном процессе // Методы в деле повышения квалификации. Таллин, 1986. 258−2 62 с.
- Основы педагогического мастерства.: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 303 с.
- Павлов Е. Как научить учителя // Народное образование. 1991. № 8. 22−29 с.
- Павлюченков Е.Н. Профессиональное становление будущего учителя //Сов.педагогика. 1990 .№ 11 64−68 с.
- Педагогическая диагностика в системе непрерывного повышения квалификации учителей.: Методические рекомендации. Л.- АПН СССР, 1989. 38 с.
- Педагогическое мастерство советского офицера/ Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1976. 371 с.
- Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. №-е изд.М.: Просвещение, 1989. 560 с.
- Педагогическая технология: Программа учебного курса. М.: Прометей, 1991. 22 с. 137. Песталоцци и.-Г. Лебединая песня // Песталоцци И.-Г. Избр.пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1981. Т.-2.
- Перестройка системы народного образования и развитие творческого потенциала учителя гуманитарных предметов в процессе непрерывного образования: методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1988. 104 с.
- Пирогов Н. И. О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий // Пирогов Н. И. Избр.пед.соч. М.: Педагогика, 1985. 166−172 с.
- Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. 426 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука. 1986. 256 с.
- Повышение квалификации учителей по личным комплексным планам: Метод, рекомендации. Л.: АПН СССР, 1988. 23 с.
- Портнов М.Л. О новаторстве и новаторах //Народное образование. 1987. № 8. 74−82 с. -
- Проблемы формирования профессиоанальной пригодности специалистов / Под ред. Ю. М. Забродина. М.: Экономика, 1985. 257 с. -
- Пряникова В.Г. Экспериментальное исследование эффективности педагогического стимулирования j // Сов. педагогика. 1987. № 1. 35−40 с. 14 6. Психология и педагогика высшей военной школь1 / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.:Воениздат, 1989. 366 с.
- Родин В.Ф. Основы военно-педагогических знаний. М.: ВПА, 1989.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. 2-е йзд. М.: Госучпедгиз, 1946. 704 с.
- Русская военно-теоретическая мысль XIX начала XX веков: Сб.ст. / Под ред. JI.Г.Бескровного. М.: Воениздат, 1960. 750 с.
- Седов A.M. Психолого-педагогические основы научной организации труда преподавателя общественных наук ввузов : Дис.. канд. пед. наук. М., 1976. 197 с.
- Симонян Е.А. Единство теории и практики. М.: Наука, 1980. 326 с.
- Скопылатов И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. СПб, 1995. 33 с.
- Слепов В. В. Процесс обучения как фактор воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 1996. 18 с.
- Слепов В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. JI., 1973. 41 с.
- Слепов В. Я. Принципы и методы обучения и воспитания советских военных моряков. Петродворец: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1982. 125 с.
- Соколов А. Г. Нравственное воспитание учащихся в процессе производственного обучения.// Проблемыдидактики производственного обучения. М. «Высшая школа». 1978.
- Соколов Э.В. Культура и личность. JT., Наука. 1972.
- Солоницын В.А. Становление молодого преподавателя военного училища: Дис.. канд. пед. наук. М., 1982. 238 с.
- Сорока Росинский. Педагогические сочинения. М.:Педагогика, 1991. 240 с.
- Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1972. 534 с.
- Степанова Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. СПб: СПб акмеологическая академия, 1995.
- Степанчук О.А. Эстетическое воспитание курсантов военно-физкультурного вуза: Автореф. дис. .кан.пед.наук. СПб, 1996. 21 с.
- Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс, 1976. 90 с.
- Стимулирование социально-профессиональной активности учителей: Метод, рекомендации. JI.: АПН СССР, 1988.
- Суд над системой образования: Стратегия на будущее / Под ред. У. Д. Джонсона: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991. 264 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы.: Беседа первая. Основные проблемы творческого труда педагога // Сухомлинский В. А. Избр. соч.: В 3 т. М.: Педагогика, 1981. Т. 3. 9 34 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1982. 113 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. И. А. Пискунова, Т. Г. Воробьева. М.: Просвещение, 1972. 207 с.
- Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953, 398 с.
- Трусов В. П. Психология межличностного влияния и оценивания. -JI.: ЛГУ, 1984.
- Ущинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 10 т. М.: АПН РСФСР. 1948. Т.З. 87 254 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 665 с.
- Фрунзе М.В. Вопросы высшего военного образования // Фрунзе М. В. Избр. произ. М.: Воениздат, 1984.
- Хальзов В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск : Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1991. 32 с.
- Цурульников A.M. Педагогическое новаторство: механизмы управления // Сов. педагогика. 1988.№ 5.44−48с.
- Цуркава М.О. Активные методы обучения при повышении квалификации педагогических кадров // Методы в деле повышения квалификации. Таллин, 1989. 4.2. 262−266 с.
- Черненко Л.И. Совершенствование мастерства преподавателя средствами обучения методам анализа педагогической деятельности: Дис.. .. канд. пед. наук. Л.: 1984. 265 с.
- Шабанов Г, А. Развитие педагогического (творчества преподавателей высших военных учебных заведений: Дис.. канд.пед.наук. М., 1992. 218 с.
- Шалаев И.К. Стимулирование деятельности педагогического коллектива посредством создания ситуации критической самооценки: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1977. 200 с.
- Шапошников Б.М. Воспоминания. Военно-научные труды. М.: Воениздат, 1982. 558 с.
- Шарухин А.П. Единство военно-педагогической теории и практики необходимое условие совершенствования воспитательной деятельности офицерского состава полка: Дис. .канд. пед. наук. М., 1992. 257 с.
- Шарухина Т.Г. Творчество преподавателей иностранных языков как фактор повышеия эффективности профессиональной подготовки курсантов: Дис.. канд.пед.наук. Л., 1996.
- Шеляг В. В. Вопросы психологии и педагогики высшей военной школы М.:ВПА, 1971.319 с.
- Шепель В.М. Стимулирование труда: психологический аспект. М.: Экономика, 1969. 88 с.
- Щетинин М.П. Объять необъятное. М.: Педагогика, 1986. 173 с.
- Энгельмейер П. К. Теория творчества. СПб.: Образование, 1910. 206 с.
- Юрченко Я.Я. Педагогические основы укрепления воинской дисциплины: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1971. 34 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988. 160 с.
- Якунин В.А., Линов Е. Н. Психология педагогической деятельности. Л., 1990. 103 с.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986. 215 с.