Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тесты символизма рисунка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Размер. Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бумаги. Необычно большие рисунки, занимающие практически весь лист, отражают либо агрессивность, либо экспансивность, стремление к самораспространению и грандиозные тенденции, выплескивающийся вовне потенциал. Дети с чувством приниженности или неадекватности могут также выполнять рисунки большого размера в результате… Читать ещё >

Тесты символизма рисунка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общие положения при интерпретации рисуночных тестов

Многие авторы считают, что рисунок оказывает дополнительную помощь в диагностике. При психологической диагностике детей рисунок имеет ряд преимуществ:

  • • не требует много времени для выполнения;
  • • дает обширный материал для интерпретации;
  • • не пробуждает страха в ребенке;
  • • способен вызывать катарсис (агрессивные и враждебные чувства трансформируются в более приемлемые формы самовыражении);
  • • законченный рисунок дает ребенку чувство достижения цели.

Рисунок — это форма, в которой проявляют себя страхи, желания, фантазии. Он может помочь получить контроль над фрустрацией и импульсами, которые появляются в процессе развития коммуникационных способностей, укрепляя чувство самооценки [15].

Можно отметить следующие ступени развития рисования в детском творчестве (К. Барт):

  • • 2—3 года — мазня, бесцельное выражение активности, которая со временем совершенствуется;
  • • 4 года — цветовые пятна заменяются отдельными линиями;
  • • 5—6 лет — примитивные символы, представляющие людей и зверей;
  • • до 10 лет — возникают попытки учесть детали;
  • • 11 лет — копировать и подражать работам других;
  • • 11—14 лет — определенный регресс, связанный с познавательным и языковым развитием, а также с эмоциональными конфликтами. Предпочитают рисовать геометрические формы и образы, нежели человеческие фигуры [15].

Зигмунд Фрейд много времени посвятил исследованию творчества великих художников. По теории Фрейда, символы — утраченные воспоминания, проявляющиеся в творчестве и снах. В рисунках клиентов передается беспокойство и защита от страха.

Для Юнга продукты творческой деятельности человека отражают его личный опыт. Творчество есть главный элемент терапии.

В работе «Психология искусства» Л. С. Выготский пишет, что в основе искусства лежат всегда бессознательные и вытесненные влечения и желания [8].

В табл. 10.1 представлена классификация рисуночных тестов с указанием автора, возрастной валидности теста, направленности диагностики, а также условий проведения.

Таблица 10.1

Рисуночные тесты.

Методика.

Автор, год.

Инструкция.

Дополнительные вопросы.

Возрастные рамки применения.

Мишень диагностики.

Проективный рисунок человека.

Карен Махо;

вер,.

Нарисуй человека, рисуй, что хочешь. Все, что ты нарисуешь, будет хорошо.

Ассоциации.

С шести лет.

Динамика личности (рисунок бессознательная проекция себя).

Дом;

Дерево;

Человек.

(ДДЧ).

Джон Бук,.

Нарисуй дом, дерево и человека, рисуй, что хочешь.

Все, что ты нарисуешь, будет хорошо (три листа).

Бланк пострисуночного опроса. Человек —.

  • 8 вопросов Дерево —
  • 16 вопросов Дом —
  • 19 вопросов

С пятишести лет (группа).

Уровень развития, сензитивность, гибкость, работоспособность, интеграция, взаимоотношения с миром и конкретными людьми.

Тест.

«Дерево».

Карл Кох,.

Нарисуй любое дерево, кроме хвойного.

Любой.

Психологическое развитие детей.

Кинетический рисунок семьи.

Роберт Бернс, Харвард Кауфман,.

Нарисуй свою семью, где все члены чем-то заняты.

С семи лет.

Внутрисемейные отношения.

Три дерева.

Эдда Клесс;

манн,.

Нарисуй три дерева.

Назови каждое дерево.

Выбери дерево, которое больше всего нравится. Самое большое? Самое маленькое?

С пятишести лет.

Внутрисемейные отношения.

Окончание табл. ЮЛ

Методика

Автор,

год

Инструк

ция

Дополнительные вопросы

Воз

растные

рамки

примене

ния

Мишень

диагностики

Самое молодое? Самое старое? Самое красивое?

Что нужно сделать для каждого дерева?

Звезды и волны

Урсула

Аве-Лал-

лемант,

Нарисуйте звездное небо над волнами моря (простой карандаш)

С трех лет

Темперамент,

характер,

состояние

ребенка

Можно выделить три уровня анализа рисуночных тестов:

  • • оценка качества рисунка с позиций понимания заданий теста и развитости сенсомоторной координации человека (дети 3—6 лет, ЗПР, умственная отсталость);
  • • оценка стилевых, штриховых и пространственных особенностей рисунка позволяет диагностировать социальное самочувствие, адаптированность к окружающему миру, некоторые установки характера;
  • • анализ содержательной символики рисунков.

В то же время Д. Видлохер (D. Widlocher, 1975) описывает четыре различных плоскости, в которых анализируются детские рисунки. Это значимость:

  • • экспрессивная (графика, использование пространства, выбор форм и цвета);
  • • нарративная (выбор темы и изображенных объектов определяет интересы ребенка, его вкусы, заботы);
  • • проективная (характер воображения, который отражает видение мира);
  • • проективная в психоаналитическом смысле (бессознательные процессы, защитные механизмы).

Общий анализ.

1. Качество линий (нажим). Ровный, умеренный по силе нажим указывает на гибкую и адаптивную личность, уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. Очень легкие, слабые, поверхностные, отрывистые линии часто характерны для человека нерешительного, робкого, беззащитного. В детских рисунках легкий нажим может отражать сдержанность, ограничения в личностных проявлениях.

  • 2. Размер. Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бумаги. Необычно большие рисунки, занимающие практически весь лист, отражают либо агрессивность, либо экспансивность, стремление к самораспространению и грандиозные тенденции, выплескивающийся вовне потенциал. Дети с чувством приниженности или неадекватности могут также выполнять рисунки большого размера в результате действия компенсаторного механизма. Когда это имеет место, в рисунке обычно можно обнаружить и другие признаки наличия конфликта и беззащитности. Маленькие рисунки отражают чувство приниженности, робости, беззащитности и неэффективности. Дети, рисующие маленькие фигурки, обычно стесняются в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности при взаимодействии с людьми. Маленькие фигурки могут также указывать на депрессивное и зажатое поведение в результате стресса.
  • 3. Расположение рисунка на листе. Если рисунок занимает центральное положение на вертикально расположенном листе, это указывает на нормальную, чувствующую себя безопасно и вполне благополучную личность, особенно, если при этом на листе изображено еще несколько фигур и они хорошо сбалансированы и пропорциональны друг другу. На правой стороне (соответствующая доминантной правой руке) пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью, с тенденцией к интеллектуализированию, иногда к сильному сдерживанию чувств, а также с тенденцией на то, что человек в своем поведении в основном руководствуется принципом реальности, что он искренне исповедует принцип «здесь и сейчас», что у рисующего высокая самооценка с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия (чем ближе к верхнему правому углу — тем выше). Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Если рисунок расположен в левой части листа, то это указывает на возможное импульсивное поведение или стремление к немедленному, эмоциональному удовлетворению потребности. Это также может указывать на фиксированность на прошлом или переживание окончания определенного жизненного этапа. Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью. Расположение рисунка в верхней части листа указывает на высокий уровень стремлений и активную фантазийную жизнь, на чрезвычайный оптимизм, который часто не оправдан. Расположение рисунка в нижней части листа указывает на чувство незащищенности, низкий уровень самооценки, неуверенность в себе, нерешительность, незаинтересованность в положении в социуме и в признании, возможны депрессивные тенденции, отсутствие стремления к самоутверждению.
  • 4. Стирание нарисованного. Стирание в рисунках связано с неуверенностью, нерешительностью и беспокойством. Как правило, такие дети не удовлетворены собой и испытывают огромное беспокойство. В случае если стираний в рисунке слишком много, можно также предположить наличие обсессивно-компульсивных черт личности. Затертые места на рисунке указывают на то, что привлекает внимание испытуемого, за этим может скрываться область, которая значима или конфликтна. Стирание в рисунках — не такое уж редкое явление и встречается на рисунках хорошо адаптированных людей, но им может быть свойственно некоторое беспокойство. В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рисунок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а также на потребность в достижении. Как правило, в рисунках детей, у больных шизофренией и больных с органическими поражениями мозга стирания встречаются довольно редко.
  • 5. Детали рисунка. Недостаток деталей в рисунке может указывать как на психосоматические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции ухода от действительности. Чрезмерная детализация может быть связана с ригидностью, чувством беспокойства и обсессивно-компульсивными тенденциями (навязчивостью). Очень эмоциональные и творческие люди также прорисовывают большое количество деталей. Люди, испытывающие психотическое состояние, склонны создавать хаос, беспорядочность при изображении деталей в рисунке.
  • 6. Прозрачность в рисунке. Когда человеческое тело изображается прозрачным с просвечивающимися внутренними органами, за этим обычно скрывается соматическое расстройство, шизофрения или маниакальное состояние. Если прозрачной рисуется одежда человека, возможно, имеют место вуайеристические или эксгибиционистские тенденции у взрослых людей, а также проблемы сексуальной идентичности, что можно конкретизировать по деталям рисунка. В отличие от рисунков взрослых людей, в детских рисунках объекты часто изображаются прозрачными.
  • 7. Изображение и пропуск деталей в рисунке. Когда в рисунке много искажений или он определяет собой хаос, нагромождение деталей, то это отражает нарушение представления человека о реальности, что может быть связано с психотическими расстройствами. Отсутствие существенных деталей изображений может встречаться как в хаотичных, так и в хорошо интегрированных рисунках. В последнем случае отсутствующие существенные детали могут указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Отсутствие рук в рисунках детей старше шести лет может указывать на застенчивость, пассивность или задержку психического развития [13]. В случае автопортрета преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии. В случае рисунка другого человека (родители, педагоги, другие дети) — указывает на ожидаемую или реальную агрессию. Изображение неустойчивых фигур с маленькими ногами свойственно неуверенным детям. Дети бессознательно выражают нестабильность личности, отсутствие крепкого основания [9].
  • 8. Экспозиция рисунка. Рисунок, представленный как бы в проекции «взгляд снизу», отражает чувство отвержения, несчастливости, приниженности. Тенденции к уходу от реальности, желание избегать контактов с людьми, устанавливать лишь один интерперсональный контакт (контакт с одним человеком) характерны для такого типа людей. Рисунки, представленные как «взгляд сверху», отражают чувство превосходства, возможно, возникающее при компенсации скрытых чувств неадекватности или внутренних конфликтов. Очень удаленные дистанцированные рисунки отражают чувства недоступности и устремление к уходу из ситуации. Это может иметь место, когда какая-то определенная ситуация не может быть эффективно разрешена или когда человек отрицает определенную область своей жизни. Рисунки, представленные в близкой проекции, отражают чувства теплоты в контактах и психологической доступности.
  • 9. Тени в рисунках. Заштриховки, тени в рисунках обозначают беспокойство. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на определенный аспект в жизни человека, аспект, который несет с собой конфликт и тревогу. Когда заштрихован весь рисунок, беспокойство может быть «свободно плавающим», т. е. не связанным с какойлибо конкретной областью. В определенной степени затенения встречаются в рисунках адаптированных людей. Некоторые авторы указывают на то, что полное отсутствие затенения может также указывать на расстройство характера.
  • 10. Линия основания рисунка. Прорисовки линии основания в рисунках типичны для людей, которые испытывают чувство нестабильности и пытаются достичь чувства безопасности посредством создания твердого фундамента. Толщина и интенсивность прорисовки линии основания соответствуют нарастающей тяжести расстройства.
  • 11. Наблюдение за ходом рисования. Поведение испытуемого, его манера взаимодействовать с психологом служат источниками очень ценной информации. После того, как дана инструкция, люди часто могут испытывать неуверенность по поводу того, как выполнять задание, и пытаются справиться с беспокойством различными способами. Иногда следуют вопросы: «А что еще должно быть на рисунке?» или «Нужно нарисовать дом, дерево и человека какого-то определенного типа?»
  • 12. Иногда дети говорят, что они вообще не умеют рисовать. Такой тип реакции встречается у тех, кто сомневается в своих художественных способностях. В некоторых случаях следует подбодрить человека, однако при этом не следует выходить за рамки инструкции к заданию. Очень важно фиксировать все поведенческие реакции испытуемого. Дети, испытывающие потребность в одобрении или трудности в выполнении неструктурированных заданий, часто задают много вопросов. Дети с чувством незащищенности и неуверенные в своей компетентности, как правило, склонны извиняться за то, что их рисунок получился недостаточно хорошим. В случаях, когда рисунок выполняется очень долго, за этим скрывается ригидность, навязчивость, стремление к излишней детализации или выраженная сильная потребность в поддержке.
  • 13. Акцентирование деталей в рисунках. Определенными знаками, которые указывают на повышенное внимание к определенному образу или его части, могут быть: подчеркивание, стирание, более сильный или слабый нажим, использование цвета или небрежная или необычная подача. Такого рода акцентирование внутри одного рисунка отражает наличие психологического конфликта или беспокойства, возможно, соматические проблемы или болезни, локализованные в определенной части тела.

При использовании рисуночных тестов в работе с детьми необходимо соблюдать основные правила:

  • • по окончанию выполненной работы, психолог обязательно хвалит ребенка. Эмпатическая поддержка очень важна для обследуемого;
  • • если у ребенка что-то не получается, психолог не должен вмешиваться в процесс: «Смотри, как я нарисую»;
  • • если психолог предполагает в дальнейшем сохранить у себя рисунок, сделанный ребенком для детальной интерпретации, до начала работы он должен договориться с ребенком, что продукт его творчества будет передан психологу;
  • • рисунки, выполненные ребенком, не показываются третьим лицам и не обсуждаются с ними;
  • • в помещении, где проводится тестирование, не должно быть в качестве декора рисунков других детей;
  • • ребенка обязательно нужно попросить дать название рисунку по окончанию работы. Название подписывается на обратной стороне рисунка;
  • • нельзя интерпретировать отдельные детали, изображенные на рисунки, вне контекста рисунка;
  • • необходимо сопоставлять сделанные в ходе интерпретации рисунка выводы с другими источниками получения информации.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой