Это совокупность качеств, свойств, умений, навыков и способностей, которыми должен обладать современный воспитанник УДОД в соответствии с требованиями, заложенными в нормативных документах федерального уровня.
Так, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается, что ключевыми характеристиками личности ребенка являются навыки критического восприятия информации, способность к нестандартным решениям, креативность, изобретательность, способность работать в команде, инновационная активность, способности к научно-техническому творчеству.
В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации говорится о том, какой должна быть современная молодежь, а именно способной к эффективной самореализации, к самостоятельному и эффективному решению возникающих проблем, обладающей созидательной активностью, вовлеченной в общественную жизнь, способной реализовать свой потенциал, уверенной в своих силах, нацеленной на достижения в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011— 2015 гг. подчеркивает роль в системе образования ребенка, который должен выступать ведущим субъектом, выбирая цель, содержание и формы организации своего дополнительного образования, что позволяет ему развиваться, выстраивать собственную модель образования. В этом же документе говорится о необходимости формирования гражданской идентичности обучающихся.
Одними из важнейших документов, определяющих государственный заказ на личность, являются Федеральные государственные образовательные стандарты, которые представляют перечь необходимых компетенций, подлежащих формированию и развитию у детей.