Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика организации тестирования на уроках истории

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не меньший интерес представляет изучение результатов тестирования для определения качества лекции или семинара. Например, пусть в потоке у лектора несколько групп, и во всех проведено тестирование по заданному разделу курса. В тесте имеется определенное количество теоретических вопросов и практических задач. Каждый вопрос соответствует какой-либо теме. По этой же теме в тесте прилагается… Читать ещё >

Методика организации тестирования на уроках истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А. Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

Тесты — это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и студентами результативность познавательной деятельности студентов, т. е. оценить степень и качество достижения каждым студентом целей обучения (целей изучения).

Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их. Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием испытуемых, таким, как тревожность, утомление и др. Иногда для того, чтобы понять причины низких результатов по тесту какого-либо студента, следует провести дополнительное индивидуальное собеседование. Индивидуальные тесты лишены этих недостатков.

Тестирование широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.

Результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов.

Не меньший интерес представляет изучение результатов тестирования для определения качества лекции или семинара. Например, пусть в потоке у лектора несколько групп, и во всех проведено тестирование по заданному разделу курса. В тесте имеется определенное количество теоретических вопросов и практических задач. Каждый вопрос соответствует какой-либо теме. По этой же теме в тесте прилагается практическая задача. Если студенты во всех группах плохо справились с каким-либо теоретическим заданием и практической задачей к этому вопросу, следовательно, на лекции и на семинарах не уделено достаточного внимания этой теме (хотя необходимо учитывать, что группы неравномерны по контингенту).

В настоящее время наиболее часто используются следующие варианты тестовых контрольных мероприятий:

" автоматический", когда обучаемый выполняет задание в непосредственном диалоге с ЭВМ, результаты сразу переносятся в блок обработки;

«полуавтоматический», когда задания выполняются письменно, а ответы со специальных бланков вводятся в ЭВМ (решения не проверяются);

«автоматизированный», когда задания выполняются письменно, решения проверяются преподавателем, а в ЭВМ вводятся результаты проверки.

При создании тестов возникают определенные трудности в части формирования шкалы оценок правильности выполнения заданий студентами.

Оценка знаний — один из существенных показателей, определяющих степень усвоения студентами учебного материала, развития мышления, самостоятельности. Кроме того, оценка служит одним из оснований для решения вопроса о назначении стипендии и ее размере (повышении за высокие учебные достижения), переводе с курса на курс, выдаче диплома. Оценка должна побуждать студента к повышению качества учебной деятельности.

В существующих системах тестирования предполагается, что преподаватель-экзаменатор заранее выбирает определенную шкалу оценок, т. е. устанавливает, например, что, если испытуемый набирает от 31 до 50 баллов, то он получает оценку «отлично», от 25 до 30 баллов -«хорошо», от 20 до 24 — «удовлетворительно», менее 20 — «неудовлетворительно».

Очевидно, что при формировании такой шкалы оценок велика доля субъективизма, поскольку здесь многое будет зависеть от опыта, интуиции, компетентности, профессионализма преподавателя. Кроме того, требования, предъявляемые разными преподавателями к уровню знаний студентов, колеблются в очень широких пределах.

На сегодня еще часто встречается метод «проб и ошибок» при формировании шкалы оценок. Поэтому реальные знания учащегося не получают объективного отражения — как негативные последствия — снижается стимулирующее воздействие экзаменационной оценки на познавательную деятельность студента, на качество учебного процесса в целом.

В некоторых тестовых системах оценивание результатов производится только по факту правильности ответа, т. е. ход решения в задачах не проверяется и не оценивается. Таковы, например, закрытые задания с однозначным числовым ответом или бинарные тесты. Для таких заданий в машину вводится ответ, который и сравнивается с эталоном. В данном случае, как показали исследования, наиболее удобной является десятибалльная шкала. Ее преимущества состоят в том, что она более «подробна», чем пятибалльная, а также легко осуществляется психологическая адаптация, так как на практике многие преподаватели неформально расширяют пятибалльную шкалу до десятибалльной, используя дробные оценки (с минусом и плюсом).

При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами. Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т. д. Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.

Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.

Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений «да-нет», «верно-неверно».

Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т. д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.

Переосмысление исторического прошлого, как далекого, так и происходившего при жизни ныне здравствующих поколений породило много нового не только в плане расширения наших знаний, оценок различных событий и фактов, но и вызвало к жизни новые формы и методы обучения. Одна из важных идей современного подхода к организации системы образования, как общего так и профессионального, заключается в создании стандартов, близких и совместимых с образовательными стандартами индустриального развития стран мира.

Таким образом, уже накоплен определенный опыт, который нуждается в осмыслении, систематизации и обобщении.

Таким образом, можно говорить пока лишь о существовании некоторых фрагментов методики применения тестов как в школьном, так и в вузовском курсе истории. Однако процесс наработки эффективных методик идет и они, очевидно, скоро появятся.

Большинство российских преподавателей, использующих тесты в учебном процессе, сводят тестирование в обучении к контролю за знаниями, что само по себе весьма важно, но, очевидно, недостаточно. Основная цель использования тестов в учебном процессе, на наш взгляд, заключается в активизации и развитии познавательной деятельности обучаемых. При систематическом использовании тестов в учебном процессе обучающиеся овладевают такими методами познания, как сравнительно-исторический, причинно-следственный, метод аналогии, у них развивается логическое мышление, самостоятельный взгляд на исторические события.

Виды тестов в обучении истории.

Вид теста.

Пример

Результаты общего исторического образования, на которые направлен тест.

1. Тест с выбором ответа.

Рим был основан:

  • а) в 390 г. до н.э.
  • б) в 509 г. до н.э.
  • в) в 753 г. до н.э.
  • — знания понятий, их родовых и видовых признаков
  • — знания существенных черт исторических фактов, их причин и последствий
  • — знания устоявшихся в науке версий, интерпретаций, оценок исторических фактов
  • — элементарные предметные умения, связанные с хронологией, картографией, анализом исторических источников

2. Альтернативные задания.

Согласитесь или опровергните: В ХП в. Италия оказалась практически независимой страной, но не единой, а разделенной на множество государств.

Да Нет.

— степень усвоения понимания основного и второстепенного учебного материала как фактографического, так и теоретического характера.

3. Тест на восстановление соответствия.

Стрелками соедините авторов, их произведения и годы творчества мастеров эпохи Возрождения: Имя Название Годы.

  • — фактов и теоретических положений
  • — умение сопоставлять однородную информацию
  • — умение реконструировать исторические факты по заданным признакам

4. Задание с ограничениями на ответ.

Вставьте пропущенные в тексте слова, даты, понятия и т. п.На рубеже 60 — 70-х гг. ХУП в. разразилось крупнейшее казачье восстание, которое возглавил атаман… В мае… г., собрав отряд в тысячу казаков, он отправился в поход за «зипунами», то есть за …

  • — знание фактов и теоретических положений
  • — умение контекстуально анализировать предъявленную информацию

5. Тест на группировку информации.

Определите, что из ниже перечисленного характеризовало мировоззрение людей Средневековья, а что — раннего Нового времени: …

  • — знание фактов и теоретических положений
  • — умение анализировать предъявленную информацию под заданным углом зрения
  • — умение самостоятельно определять критерии систематизации исторических сведений

6. Тесты на определение последовательности.

Расставьте в хронологической последовательности следующие события. ... .

Восстановите причинно-следственные связи следующих явлений. ... .

Как вы думаете, какие ценности были наиболее важными для средневекового человека? Пронумеруйте их в порядке убывания. ... .

  • — знание фактов и теоретических положений
  • — умение определять хронологическую последовательность событий, явлений и процессов
  • — умение выявлять причинно-следственные связи между историческими фактами
  • — умение ранжировать предъявленную информацию в заданном аспекте; формулировать собственный взгляд на события прошлого, аргументировать свою точку зрения
  • — эмпатические способности

7. Тест на исключение лишнего продолжение ряда в заданной последовательности.

Кто в этом ряду лишний? Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Василий Шуйский, Михаил Романов. Продолжите ряд в заданной последовательности: Рюриковичи: Василий 1, Василий П, Иван Ш,.. .

  • — знание фактов и теоретических положений
  • — умение анализировать информацию под заданным углом зрения или по самостоятельно найденным критериям
  • — умение формулировать собственный взгляд на события прошлого, аргументировать свою точку зрения

8. Тесты со свободными ответами.

Почему в орбиту кризиса 1930;х гг. оказались вовлеченными страны Азии, Африки, Латинской Америки? Отметьте наиболее существенную причину из перечисленных ниже или выскажите собственное мнение: г) …

  • — знание фактов и теоретических положений
  • — умение анализировать информацию под заданным углом зрения
  • — умение формулировать и аргументировть собственную точку зрения по дискуссионному вопросу
  • ? толерантное отношение к многообразию точек зрения по поводу дискуссионных событий прошлого и совеменности

Использование тестов на уроках истории и общественных дисциплин как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся.

В России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Стратегия модернизации содержания общего образования предполагает, что в основу обновленного содержания должны быть положены ключевые компетентности, которые предполагают обладание человеком совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности.

Использование КИМов (тестов) может позволить решить проблему создания условий:

  • — для объективной оценки учебных достижений учащихся с помощью «безличного» инструмента;
  • — для развития индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка через ограничение давления на личность.

Интеллект (от латинского «понимание», «познание») — в широком смысле — умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов; в более узком смысле — ум, мышление. В структуре интеллекта человека ведущими компонентами являются мышление, память и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях. В последнее время активно подчеркивается роль интеллектуальных особенностей личности в общей успешности деятельности.

Умения. У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки учащихся. Одна точка зрения (Е.Н.Кабанова-Меллер) определяет умение как владение знанием о способе деятельности, как начальную ступень формирования навыка. Другая точка зрения (Ю.К.Бабанский, И. Я. Лернер, Н.А.Лошкарева) определяет умения как сознательное владение каким-либо приемом деятельности.

Таким образом, все точки зрения по вопросу о сущности умений можно свести к следующим [7;93]:

  • — умения — это автоматизированные действия, играющие вспомогательную роль и входящие в состав навыка;
  • — умения — владение знанием о способе деятельности, начальная ступень формирования навыка;
  • — умения — способность достигать цели деятельности на основе знаний и приобретенных навыков;
  • — умения — сознательное владение приемом деятельности;
  • — умения — сознательное владение мыслительными операциями.

Так же в дидактике и психологии существует несколько классификаций основных умений и навыков школьников. Например, Лернер И. Я. классифицирует умения по способу действия на организационные (планировать свою деятельность); практические (умение составить план, доклад и т. д.); интеллектуальные (развитие мышления).

Данный опыт педагогической деятельности опирается на классификацию умений Бабанского Ю. К., так как в основе классификации умений положены структурные элементы учебной деятельности и процесс усвоения знаний. Он выделяет:

  • 1) учебно-организационные умения намечать задачи и рационально планировать свою деятельность, создавать для нее благоприятные условия (режим дня, гигиена рабочего места);
  • 2) учебно-информационные умения (работа с книгой, справочником, библиографией);
  • 3) речевые (письменные) — умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать;
  • 4) учебно-интеллектуальные умения:
    • — умение выделять из общего потока информации какой-то группы сигналов и умение делать вывод о том, что эти выделенные сигналы относятся к одному предмету; умение осуществлять в памяти поиск близкого по составу комплекса ощущений признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета; умение осуществлять поиск дополнительных признаков предмета, который позволит подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение (восприятие);
    • — умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствия, общие положения и конкретные факты (запоминание);
    • — умение актуализировать прошлый опыт, ранее усвоенные знания (воспроизведение);
    • — логическое осмысление информации;
    • — умение решать проблемные задачи;
    • — умение осуществлять самоконтроль, т. е. умение сознательно регулировать собственную деятельность в интересах обеспечения соответствия результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам.

В отдельных умениях сливаются несколько психических процессов. В практике они переплетаются, а не используются в чистом виде: так, выделение главной мысли требует следующих интеллектуальных умений абстрагироваться, синтезировать, сравнивать и обобщать.

Методика формирования умений при обучении истории включает в себя четыре этапа: вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, ученики начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно самостоятельность их увеличивается, особенно при действиях в аналогичных ситуациях. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях. В результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием. После этого обучающие могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Таким образом, у них вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием. Основной признак владения тем или иным умением — это способность ученика применять интеллектуальные действия в новой учебной ситуации на новом материале и во время решения незнакомых познавательных задач.

Современные контрольно-измерительные материалы (тесты) могут являться эффективным средством развития учебно-интеллектуальных умений.

Разновидность заданий: задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один правильный.

Тема «Великая Отечественная война» (История России, 9 класс)

  • 1. Период отступления Красной Армии
  • 1)* 22 июня 1941;ноябрь 1941
  • 2) декабрь 1941;ноябрь 1942
  • 3) 19 ноября 1942;конец 1943
  • 4) 1944 — 9 мая 1945
  • 2. Период коренного перелома, т. е. окончательного перехода стратегической инициативы в войне к СССР:
  • 1) 22 июня 1941;ноябрь 1941
  • 2) декабрь 1941;ноябрь 1942
  • 3)* 19 ноября 1942;конец 1943
  • 4) 1944 — 9 мая 1945

Эти тесты универсальны и их можно использовать на любом этапе урока и на уроке любого типа (приложения 1, 3, 4). Количество минут на выполнение работы должно примерно соответствовать количеству заданий (можно предоставить на 1−2 минуты больше). Данные тестовые задания должны обеспечивать возможность проведения объективной проверки умения владения элементами анализа: умения выявлять простейшие причинно-следственные связи между явлениями, делать сравнения явлений и объектов, устанавливать последовательность и длительность событий во времени.

Обобщающее занятие по истории России (10 класс)

Тема «Русь, Европа и Азия в V—XV вв.»

Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

А)

Владимир Мономах

1)

разгром половцев

Б)

Владимир Святославич

2)

объединение Киева и Новгорода

В)

Ярослав Мудрый

3)

восстание древлян

Г)

Игорь Старый

4)

крещение Руси

5)

принятие «Русской правды»

А

Б

В

Г

Методическое отличие и преимущество данных тестов в том, что они не содержат неправильной или неточной информации. Данные тесты используются на этапах изучения или закрепления нового материала при работе с текстом учебника, дополнительной литературой, справочником, документом (приложение 2) или на этапе проверки изученного материала без использования какой-либо литературы. Тесты на установление соответствия способствуют развитию умения актуализировать прошлый опыт, ранее усвоенные знания, т. е. делают более эффективным процесс воспроизведения.

История Древнего мира (5 класс)

Тема «Первобытные собиратели и охотники»

Закончи (допиши) предложение:

  • 1. Важнейшими занятиями древних людей были …
  • 2. Предки всех населяющих Землю народов некогда жили коллективами, которые называют …
  • 3. Верования первобытных людей в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти называют …

Ответы: 1. Охота и собирательство. 2. Родовыми общинами.

3. Религиозными.

Тесты на дополнение ответов, приведенных в заданиях (приложения 1 и 2) и тесты со свободно конструируемыми ответами позволяют свести к минимуму фактор случайного выбора ответа, так как у учащихся нет определенных готовых вариантов. Данные тесты можно использовать при самостоятельном изучении учащимися материала или при контроле за усвоением изученного материала, что создает условия для развития умения актуализировать прошлый опыт, ранее усвоенные знания (процесс воспроизведения), логического осмысления информации; умения решать проблемные задачи и умения осуществлять самоконтроль.

Тип заданий: задания с кратким ответом.

Разновидность заданий: задания, требующее дать положительный (если согласен с ним) или отрицательный (если считает утверждение ошибочным).

Тема урока «Основание Рима» (5 класс)

Согласен ли ты с утверждением?

  • 1. Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии.
  • 2. Италия была расположена на Балканском полуострове.
  • 3. Вдоль всего Апеннинского полуострова тянутся невысокие Апеннинские горы, богатые строительным камнем и металлами.
  • 4. С севера Италию от других стран мира отделяли горы Альпы.
  • 5. Некогда по левому берегу реки Тибр жили племена латинов, которые основали город Рим.
  • 6. Древнейшие римляне жили в кирпичных домах.
  • 7. Римляне занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и воевали с другими латинскими городами.
  • 8. Потомки основателей Рима называли себя плебеями.
  • 9. Люди, переселившиеся в Рим из других мест, называли себя патрициями.
  • 10. В управлении Римом принимали участие только плебеи.

Ответы: 1-, 2-, 3+, 4+, 5+, 6-, 7+, 8-, 9-, 10-.

Применение подобных тестов (бинарных) возможно на этапах актуализации знаний, закрепления и контроля (для слабых учащихся). Простота этого типа теста кажущаяся, задания позволяют не только проверить усвоение фактического материала, но и помочь задуматься над теми или иными проблемами, то есть умение выделять смысл изучаемого материала, логическое осмысление информации.

Тип заданий: задания с кратким ответом.

Разновидность заданий: задания на установление правильной последовательности.

История России (9 класс)

Тема «Внешняя политика СССР в 20−30 годы»

Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А)

участие советских представителей в Генуэзской конференции

Б)

исключение СССР из Лиги Наций

В)

заключение

пакта Молотова-Риббентропа

Г)

участие советских добровольцев в гражданской войне в Испании

а

г

в

б

Эффективнее всего применять на этапах первичной проверки усвоения изученного материала и контроля за усвоением изученного материала, так как они позволяют учащимся формировать умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствия, общие положения и конкретные факты, умение актуализировать прошлый опыт и ранее усвоенные знания, способствуют логическому осмыслению информации.

Таким образом, КИМы можно использовать на различных этапах учебного занятия в соответствии с логикой усвоения знаний учащихся.

В настоящее время имеется достаточное количество готовых контрольно-измерительных материалов по истории и общественным дисциплинам, одобренных Федеральным институтом педагогических измерений, Министерством образования РФ, которые дают возможность получить объективные данные об уровне и качестве усвоения знаний и развития интеллектуальных умений и выявить [5;С.6]:

  • 1) уровень усвоения знаний:
  • 2) уровень овладения умениями.

Иногда бывает трудно подобрать готовые задания по какой-то конкретной теме, узкой проблеме, элективному курсу и т. п. В этом случае тестовые задания составляются в соответствии с требованиями технологии составления тестовых заданий .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой