Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль информации об ученике в профессиональной деятельности педагога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нам часто задают один и тот же вопрос: может ли один педагог, даже очень хорошо знающий и любящий детей, своё дело, учитывать индивидуальные особенности каждого из своих учеников? На этот вопрос всегда трудно ответить, потому что единственный ответ — «должен». Иначе в каждом классе будет до четверти детей «неспособных», «неуспевающих» и неуспевающих не потому, что их нельзя научить: ведь учиться… Читать ещё >

Роль информации об ученике в профессиональной деятельности педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Знаете ли вы своего ученика?» — мы задавали этот вопрос многим учителям начальных классов, и первой реакцией почти всегда было недоумение: что за странный вопрос! Если вдуматься: что действительно знает учитель о каждом своём ученике, какие качества он считает определяющими успех обучения, знает ли он возможности ребёнка, индивидуальные и возрастные его особенности развития. И, наконец, знает ли, как учитывать все эти различия, как строить учебный процесс, чтобы помочь малышу справиться со всем комплексом учебных и внеучебных нагрузок, которые ложатся на его плечи с приходом в школу?

Вы не задумывались над этими вопросами? Наверное, всё-таки задумывались: ведь каждому учителю приходиться сталкиваться с ними буквально ежедневно. Конечно, можно не видеть или не знать всю многочисленность проблемы и решать каждый раз какую-то одну важную только сегодня задачу. Как показывает опыт, учитель часто самоустраняется от решения названных вопросов не только потому, что не хочет, а потому, что не может, не знает, как и что ему делать. Но самое главное — он не всегда чётко представляет себе, что может он сам, что может ребёнок, где граница между «можно» и «надо», где можно изменить сами требования к ученику, чтобы не навредить ему. Всё это неудивительно, так как значительная часть учителей начальных классов (38% из более тысячи опрошенных) ответили, что к концу первого и даже третьего года обучения не знают каждого своего ученика, 36% - знают не всех (а учат-то всех!) и только 26% учителей считают, что знают каждого своего ученика. Заметим, что речь в данном случае идёт не о качестве знаний, а об оценке учителем своего знания или незнания ученика. Эти результаты опроса не только удивляют, но и вызывают большую тревогу. Три-четыре года общения, непрерывного воздействия! Можно ли ожидать положительных результатов, если работать с ребёнком столь длительный срок, не зная его? Можно ли надеяться на успешность и эффективность собственных подходов, если всё делается практически вслепую, не учитываются возможности малыша? Интересно было узнать, какие сведения имеет учитель о своём ученике, какие качества и особенности учитывает в процессе обучения, что, наконец, считает самым главным при обучении в школе. Ответы учителей в комментарии не нуждаются, вот цифры: подавляющее большинство учителей (61%) считают основным качеством, определяющим успешность обучения, трудолюбие ученика (прилежание, дисциплинированность, отношение к учёбе); 20% учителей выделяют способности ребёнка, понимая под ними весь комплекс качеств, включая внимание, память, мотивацию и т. д. среди факторов, определяющих успешность в учёбе, называют отношение в семье, отношение в коллективе, аккуратность, систематичность выполнения домашних заданий и многое другое. Ну, а сам ученик, особенности его развития, готовность к школе, функциональные возможности, здоровье? К сожалению, лишь некоторые учителя считают необходимым строить учебный процесс с учётом состояния здоровья ребёнка, особенностей его высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей работоспособности, готовности к обучению.

При таком отношении неудивительна и обоснованна тревога о здоровье детей, значительная часть которых не справляются с учебной нагрузкой, испытывают разного рода трудности обучения. И какими благими ни были бы наши намерения, немного будут стоить все знания, умения и навыки, которым мы научим детей, если не сохраним, а ещё страшнее — загубим здоровье ребёнка. Именно поэтому так важно, чтобы учитель не только знал каждого своего ученика, но и умел учитывать его особенности в процессе обучения. Трудно себе представить деятельность человека в любой сфере, когда он не знает, «с чем работает», «что можно», «каковы возможности», «какова сопротивляемость», «как управлять» и т. д. И, наконец, «что нужно делать, чтобы не испортить, не сломать»? а ребёнок — сложнейший, быстро и надолго «ломающийся», сугубо индивидуальный, каждый единственный в своём роде «экземпляр»: как же можно работать с ним и не знать его?

Известный русский педагог П. П. Блонский считал отношение учителя к ребёнку основным критерием его профессиональности: «Сейчас я быстро разгадываю, что за педагог передо мною, смотря по тому, говорит ли он со мною о детях и их психологии, или же говорит он о программах, требованиях начальства, методиках и т. д.».

Школе необходима педагогика сотрудничества, при которой между учителем и учеником устанавливается доброжелательное дружеское взаимопонимание, вызывающее у маленького человека положительные эмоции, уверенность в себе, в своих действиях и поступках, когда даже неудачи не кажутся такими непреодолимыми, не рождают чувство страха, отчуждённости. Знание и понимание ребёнка дают в руки учителя «волшебный ключик», позволяющий открывать сердца и души детей, вскрывать порой незнакомые им самим, ни их родителям ларчики способностей и возможностей.

Педагогика сотрудничества — это взаимопонимание и взаимодействие между учителем и родителями, учениками. Тогда родители не будут стесняться или, ещё хуже, бояться рассказать о недостатках сына или дочери, о том, что их волнует и тревожит. А учитель не станет укорять родителей за ленивого и нерадивого, невнимательного или чересчур живого ученика, а постарается вместе с ними понять причины возникших трудностей и найти возможность помочь ребёнку.

Педагогика сотрудничества — это, прежде всего педагогика знания личности, знания и учёта способностей в процессе обучения.

Только такой учитель, который хорошо знает и понимает способности и возможности ученика, его проблемы и трудности, знает, как и чем можно ему помочь, не «сломает» его, не навредит здоровью. Быть может, такой малыш будет и не очень послушным, но останутся в нём жажда нового, активность, самобытность. У такого учителя не вырастет запуганный «невротик», ненавидящий школу и учёбу, хронически неуспевающий, который никогда в жизни уже не сможет поверить в себя.

Знание ребёнка — сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике — высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нет готовых рецептов; это комплекс знаний по физиологии и психологии, педагогике и школьной гигиене. Это умение увидеть и понять в каждом то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности; это умение понять и принять ребёнка таким, какой он есть. Понимать и любить не только хорошего, послушного ученика, того, кто не требует особых сил, но и того, к которому нужно найти подход, которому нужно вовремя помочь. Которого нельзя оставить без внимания, — это тоже педагогика сотрудничества, и осуществить её без знания ребёнка невозможно.

Сегодня уже не нужно никого убеждать, что дети разные, но ещё много нужно сделать, чтобы не делить детей на «хороших» и «плохих», «послушных» и «непослушных», «успевающих» и «неуспевающих». В каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно объяснить, что и как, другие любят дойти до всего сами (хорошо это или плохо?), один тянет руку, даже если не знает. А другой знает, но молчит (что лучше здесь?), у одних — быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно (можно ли в этом случае определить однозначно «что такое хорошо»?). Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному её анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т. д.

Нам часто задают один и тот же вопрос: может ли один педагог, даже очень хорошо знающий и любящий детей, своё дело, учитывать индивидуальные особенности каждого из своих учеников? На этот вопрос всегда трудно ответить, потому что единственный ответ — «должен». Иначе в каждом классе будет до четверти детей «неспособных», «неуспевающих» и неуспевающих не потому, что их нельзя научить: ведь учиться может практически любой ребёнок, не имеющий грубых нарушений психического развития, — а, потому, что разных детей нужно учить по-разному. Один будет труднее осваивать письмо, другой — математику, один сможет работать на уроке спокойно, внимательно, не отвлекаясь, а другой через пять минут начнёт крутиться. Кто-то будет запоминать то, что вы говорите с первого раза, а кому-то придётся объяснить ещё и ещё.

С первых дней обучения учителю необходимо определить так называемый «контингент риска», тех детей, с кем будет труднее всего, и им уделить особое внимание. С этими учениками важно не запоздать, не упустить время для педагогической, а при необходимости и медицинской коррекции, не надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Самое главное — чтоб эти различия не пугали учителя (одинаковых детей нет и не может быть), важно чтобы он мог выделить существенное и несущественное, то, что влияет на успешность обучения и не оказывает никакого влияния.

Что же лежит в основе индивидуального подхода к ребенку? Что должен учитывать педагог в своей повседневной работе? Прежде всего, необходимо знание состояния здоровья в широком смысле этого слова, включающее не только телесное, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребёнка. Кроме того, важно знать и учитывать степень готовности малыша к обучению, особенности его возрастного развития. В процессе обучения необходимо иметь ввиду его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса. Педагоги и психологи называют это «обучаемостью», понимая под обучаемостью «ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которых при прочих равных условиях зависит успешность обучения».

Итак, они разные, эти мальчики и девочки, которые приходят к вам в первый класс, которых нужно многому научить, а главное — научить их учиться, нужно помочь стать учениками и учиться вместе с ними. По мнению известного советского гигиениста М. С. Громбаха, задача учителя — в том, чтобы сделать «трудное — привычным, привычное — лёгким, лёгкое — приятным», и тогда учёба в школе будет доставлять детям радость.

Нельзя не сказать об очень важном факторе — личности самого учителя, его роли и характере его взаимоотношений с учеником. В. А. Сухомлинский считал, что «учитель — это прежде всего человек, который любит детей, находит радость общения с ними». Увы, так бывает не всегда. Как часто еще приходиться сталкиваться с крикливым, раздражительным, не желающим сдерживать себя учителем! Такой педагог оказывает отрицательное влияние на психическое самочувствие и работоспособность детей, вызывает у них эмоционально отрицательные переживания, состояние тревожного ожидания, неуверенности, чувство страха и незащищённости. У такого учителя дети запуганы, подавлены, крикливы и грубы в отношении друг с другом. В таком классе ученики часто жалуются на головную боль, плохое самочувствие, усталость. Ещё хуже, если психотравмирующая ситуация, вызываемая неправильным поведением педагога, создаётся избирательно по отношению к одному ученику. К сожалению, такие случаи нередки. У ученика тогда возникает ответное чувство антипатии, страха и часто приводит к развитию нервоза. педагогический индивидуальный ученик Конечно, мы не можем дать учителю никаких готовых рецептов. Более того, мы считаем, что знание ребёнка, знание истинное, глубокое, знание, рождающее понимание, не нуждается в рецептах, наоборот, это основа творчества учителя, поисков собственных путей решения всех проблем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой