Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
История педагогики и образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для достижения целей образования стала необходимой модернизация существующего содержания образования. Введенный новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определил структуру образовательной программы, соотношение ее частей: обязательная образовательная программа и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Стандарт разработан с учетом… Читать ещё >

Предисловие. История педагогики и образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новые тенденции в педагогике и образовании Новые тенденции в педагогике и образовании стали развиваться и входить в школьную практику и практику вузовской подготовки с начала XXI в. и закреплены в «Законе об образовании» в Российской Федерации (2012). Закон предполагает как обновление содержания обучения, так и ускорение обновляемости образовательных технологий. Образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, профессионального развития человека. Гуманистический характер обучения предполагает воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма. Все эти цели могут быть реализованы при соответствующем содержании учебных дисциплин, в том числе и в курсе истории педагогики и образования, изучаемом бакалаврами.

Для достижения целей образования стала необходимой модернизация существующего содержания образования. Введенный новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определил структуру образовательной программы, соотношение ее частей: обязательная образовательная программа и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов России.

Определены новые задачи высшей школы, диктуемые современными требованиями жизни. Разработаны и утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. С конца 1990;х гг. в вузах стала вводиться многоуровневая подготовка специалистов: бакалавр, специалист, магистр.

Осуществляемая модернизация высшего образования предъявляет новые требования к выпускнику университета. В результате вузовской подготовки он будет обладать навыками генерирования нового знания, что позволит ему нарастить человеческий и социальный капитал.

Новая образовательная практика ориентирована на использование компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Известны следующие технологии обучения в вузе: технологии модульного обучения, проблемного, контекстного образования, обучение в сотрудничестве, технология проведения семинара в форме диалога и др.

Разработаны и используются в практике вузовского обучения технологии работы с информацией (ее поиск, составление портфолио, организация самостоятельной работы студентов) с компьютерной поддержкой. Для развития активности и ответственности студентов за свое обучение им предлагается проведение занятий микрогруппами, которые берут на себя ответственность за всю организацию и подготовку студенческой группы к проведению семинара.

При проведении семинаров используются компьютерные презентации и другие телекоммуникационные технологии. Студенты могут участвовать в подготовке различных вариантов организации контроля знаний: составлять тесты, придумывать вопросы для проверки знаний.

Современные образовательные технологии способствуют изменению характера деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса в создании условий для более полной реализации личностного потенциала обучающихся, в формировании гуманной развивающей среды.

Практика воспитания, образования подрастающих поколений и педагогические теории, созданные на разных ступенях развития человечества, являются предметом изучения истории педагогики как науки.

Педагогическая деятельность, школьное образование зародились в самые отдаленные времена. На протяжении веков складывались как общие, универсальные для разных этносов педагогические теории и педагогическая практика, так и специфические, особенные учения и приемы, характерные для одного или группы близких народов.

Педагогические теории опирались на многовековую практику воспитания подрастающих поколений (народную педагогику).

Воспитывает ребенка жизнь во всем ее многообразии. Это материальные условия, социальное устройство общества, искусство, религия, семья, школа и т. д. Человечество накопило и непреходящие ценности, такие как народное творчество, обычаи и традиции. Эти богатства играют исключительную роль в развитии личности: соприкосновение с ними позволяет человеку с ранних лет освоить определенные житейские и нравственные нормы, сохранить и передать их.

Учебник состоит из трех разделов:

I — История зарубежной педагогики (до XX в.);

II — История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.);

III — Развитие школы и педагогики в мире в XX в.

Рассмотрение этих разделов и составляет курс «Истории педагогики и образования».

Особенности и преимущества данного учебника состоят в следующем: впервые в учебнике по данной дисциплине сделан акцент на развитие воспитания и образования в России. Опора на отечественный историко-педагогический опыт и педагогические теории российских авторов призвана выявить исконные черты воспитания и образования в России и учитывать их в решении специфических задач современной школы. Такой подход поможет способствовать формированию у студентов российской идентичности;

  • — методологической инновацией является подход к рассмотрению проблем воспитания с позиций двух типов культур: коллективистической и индивидуалистической. Раскрываются особенности коллективистической культуры у народов России и отличие ее от западной, индивидуалистической. Коллективистическая культура, отразившаяся в образе жизни, идеалах людей в прошлом, традициях, обычаях во многом предопределяла формирование определенных черт личности. Отсюда следует вывод о специфике, оригинальности воспитания у народов России и непродуктивности переноса западной индивидуалистической культуры в воспитание детей;
  • — при рассмотрении проблем воспитания и образования в исторической ретроспективе использован междисциплинарный принцип: привлечены материалы из отечественной истории, анализ религиозных воззрений народов России, этнопсихологии, этносоциологии и др. Все эти материалы помогают выявить специфику процесса отечественного воспитания;
  • — учебник содержит общие рекомендации для самостоятельной работы студентов; предусмотрены задания с использованием информационнокомпьютерных технологий;
  • — данные в учебнике материалы по большей части представляют из себя не готовые оценочные суждения автора, а факты, побуждающие обучающихся к самостоятельному анализу и выводам.

Цель освоения дисциплины «История педагогики и образования» формирование представлений обучающихся об историческом процессе воспитания, образования в России и за рубежом с древнейших времен до наших дней, о генезисе педагогических идей, определение истоков педагогики, выявление их актуальности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у будущих педагогов следующих компетенций:

  • • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
  • • способность понимать свою ответственность за результаты профессиональной деятельности;
  • • готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и педагогическим традициям;
  • • способность к организации сотрудничества обучающих и воспитанников с использованием позитивных идей из истории педагогики;
  • • осознание специфики и истоков современного воспитания и образования, способность реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать

  • • содержание основных педагогических идей и концепций, получивших развитие в мировом культурно-историческом пространстве;
  • • основы образовательных парадигм, определяющих теорию и практику школьного обучения в контексте мирового педагогического процесса;

уметь

  • • выявлять социокультурный контекст историко-педагогических явлений и процессов, взаимообусловленность внешних и внутренних факторов в их развитии;
  • обосновывать особенности взаимовлияния педагогической теории и практики в историческом аспекте;

владеть

  • навыками анализа образовательных концепций и связывания их с общей историей цивилизационных процессов;
  • методами выявления этапов развития образовательных идей в учениях отдельных педагогов;
  • навыками использования историко-педагогического наследия при решении современных профессиональных задач.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой