Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дидактические условия формирования готовности студентов педвуза к реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснованы и экспериментально подтверждены дидактические условия, повышающие эффективность формирования готовности студентов к реализации ЭЦКО: осуществляются межпредметные связи через актуализацию в процессе изучения педагогических дисциплин аксиологических и психолого-педагогических знаний, отражающих содержание ЭЦКО и механизмы его усвоенияиспользуются гибкие образовательные технологии для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя к реализации ЭЦКО
    • 1. Эмоционально-ценностный компонент в структуре современного образования и роль учителя в его реализации
    • 2. Предпосылки формирования готовности студентов педвуза к реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании
    • 3. Модель формирования готовности будущих учителей начальных классов к реализации эмоционально-ценностного компонента в процессе изучения педагогических дисциплин
    • 4. Условия эффективного формирования готовности будущих учителей к реализации ЭЦК в начальном образовании
  • Глава 2. Пути и средства подготовки будущих учителей к реализации ЭЦКО
    • 1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию готовности студентов к реализации ЭЦКО
    • 2. Реализация модели формирования готовности будущих учителей к реализации ЭЦКО с учетом дидактических условий
    • 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих учителей к реализации ЭЦК в начальном образовании

Дидактические условия формирования готовности студентов педвуза к реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эмоционально-ценностный компонент (ЭЦК) становится необходимой составляющей образования. Это определяется следующими его функциями: аксиологической — передать значимые общепризнанные ценности обществаэмоциогенной — осуществить полноценную эмоционально насыщенную жизнь школьникаразвивающей — развить волю, чувства и способности к восприятию ценностей на более высоком уровне и др.

В начальной школе ЭЦК является не только составной частью образования, но становится ведущим, влияющим на содержание, определяющим отбор методов, средств и форм обучения. Это обусловлено сензитивностью эмоционального развития младших школьников, «господством эмоциональной сферы» (В.В.Зеньковский), влияющей на логику их познавательной деятельности, когда первичным является формирование отношения к изучаемому.

Предпосылки для решения вопросов, связанных с ЭЦКО, содержатся в трудах ведущих отечественных психологов и педагогов. В работах J1.C. Выготского, C. J1. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др. выявлена прямая связь между эмоциональным, интеллектуальным и волевым развитием учащихся. Доказана необходимость и теоретически обоснован эмоционально-ценностный компонент содержания образования (И.Я. Лернер, И. К. Журавлев, В. В. Краевский, Л.Я. Зорина), определена значимость и обоснована необходимость аксиологии для теории и практики педагогических исследований (Н.Д. Никандров, З. И Равкин, М.В. Богуславский), выявлена роль эмоций и чувств в воспитании (Б.И.Додонов, П. М. Якобсон, А.Я. Чебыкин), показаны пути формирования ценностных отношений в отдельных видах деятельности (В.В. Зотов, A.B. Кирьякова, А. Д. Солдатенков и др.).

Разработаны дидактические основы построения ЭЦК в начальном образовании: раскрыты ведущие функции данного компонента и его место в системе начального обучениявыявлены особенности групп предметов в реализации эмоционально-ценностного компонента и способы его фиксациивыявлены уровни усвоения ценностей, выделены методы обучения и условия, способствующие реализации ЭЦКО (Маслов С.И.).

Содержательная и процессуальная специфика реализации ЭЦКО предъявляет особые требования к личности учителя как основного транслятора ценностей и медиатора эмоционально-волевого развития школьников.

Однако, эта проблема не нашла должного отражения в психолого-педагогических исследованиях и школьной практике. Учителя не осознают в полной мере необходимость эмоционально-ценностного образования детей, приоритет остается за интеллектуальным развитием. Отсутствие знаний о содержании и механизмах реализации ЭЦКО, диагностике эмоционально-волевых проявлений, эмоционально-ценностных отношений школьников также затрудняет работу в данном направлении.

Таким образом, успешное решение задачи эмоционально-ценностного образования школьников напрямую обусловливается таким важнейшим фактором как уровень готовности будущего учителя к его осуществлению.

Проблема подготовки будущего учителя постоянно привлекала внимание, как ученых, так и практических работников сферы образования. За последние годы построению общей теории педагогического образования во многом содействовали работы O.A. Абдуллиной, Е. П. Белозерцева, K.M. Дурай-Новаковой, A.A. Орлова, В. Г. Подзолкова, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной, H.A. Шайденко и др.

В качестве цели и результата подготовки студентов к реализации ЭЦКО выступает профессиональная готовность к осуществлению данной деятельности.

Готовность к профессиональной деятельности исследовали С. Я. Батышев, Б. С. Гершунский, М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович и др.

Проведенный теоретический анализ научных источников позволяет сделать выводы: 1) существует потребность школьной практики в эмоционально-ценностном образовании школьников- 2) уровень разработанности проблемы подготовки к реализации ЭЦК в начальном образовании как результат готовности будущих учителей к предстоящей профессиональной деятельности является недостаточным для практического применения.

Анализ действующего ГОС ВПО и учебных программ выявил значительный потенциал содержания педагогических дисциплин для формирования готовности студентов в данном направлении. Однако практическое осуществление исследуемого нами аспекта в целостном процессе подготовки студентов становится возможным при создании совокупности определенных условий.

Наблюдение за учебным процессом в вузе показало, что работа по включению ЭЦКО в содержание педагогических дисциплин ведется эмпирически, бессистемно, т. е. не осознается как специальная задача.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречиями: во-первых, между существующей потребностью в реализации ЭЦК в начальном образовании и низким уровнем готовности учителей к данной деятельности, во-вторых, между осознанием необходимости формирования готовности будущих учителей начальных классов к реализации ЭЦКО в процессе изучения педагогических дисциплин и отсутствием теоретической разработанности данной проблемы в педагогике высшей школы.

Преодоление выявленных противоречий определило направление нашего исследования и формулировку темы «Дидактические условия формирования готовности студентов педвуза к реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании».

Объект исследования — процесс изучения педагогических дисциплин в вузе.

Предмет исследования — дидактические условия изучения студентами педагогических дисциплин, способствующие формированию у них готовности к реализации эмоционально-ценностного компонента начального образования.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность дидактических условий формирования готовности будущих учителей к реализации ЭЦК в начальном образовании в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе.

Гипотеза: формирование готовности будущих учителей к реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании будет эффективным, если:

— процесс формирования данной готовности является составной частью целостной системы профессиональной подготовки;

— спроектирована и реализована теоретическая модель, адекватно отражающая структуру, этапы становления и содержание каждого компонента готовности и органично включенная в целостный процесс изучения педагогических дисциплин;

— в процессе изучении педагогических дисциплин созданы и выполняются следующие дидактические условия:

• реализуются межпредметные связи через актуализацию в процессе изучения педагогических дисциплин аксиологических и психолого-педагогических знаний, отражающих содержание ЭЦКО и механизмы его усвоения;

• используются гибкие образовательные технологии для осуществления личностной направленности обучения студентов реализации ЭЦКО;

• создано эмоционально насыщенное пространство взаимодействия субъектов образовательного процесса, способствующее развитию эмоциональной сферы студентов;

• организуется диагностика, самоконтроль и самоанализ формируемой готовности, обогащающие рефлексивный опыт студентов, обеспечивая перевод объективной информации на субъектный уровень;

• в содержание подготовки включен спецкурс, интегрирующий и углубляющий знания об ЭЦКО.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой необходимо было решить следующие задачи:

1. Выявить сущность, структуру и роль деятельности учителя в реализации эмоционально-ценностного компонента начального образования.

2. Определить теоретические и практические предпосылки формирования готовности студентов педвуза к эмоционально-ценностному образованию младших школьников.

3. Спроектировать теоретическую модель формирования готовности будущих учителей к реализации ЭЦКО, определить механизмы ее реализации.

4. Выявить и обосновать совокупность дидактических условий, обеспечивающих готовность будущего учителя к реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании.

5. Определить критерии и показатели сформированности готовности будущих учителей к реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании.

6. С учетом выявленных показателей осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности процесса обучения, организованного с учетом выделенных условий.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие положения педагогики высшей школы (Ю.К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, A.A. Орлов, В. А. Сластенин, H.A. Шайденко и др.) — положения личностно-деятельностного подхода (В. Ляудис, В. В. Сериков, Н. Ф. Талызина и др.), аксиологического подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, В. А. Караковский, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, В. А. Сластенин, И. Л. Федотенко, E.H. Шиянов и др.) — положения теории содержания образования (И.Я. Лернер, В. В. Краевский, B.C. Леднев и др.) — эмоционально-ценностного компонента образования (И.Я. Лернер, В. В. Краевский, С. И. Маслов и др.) — общетеоретические положения о моделировании учебного процесса (В.П. Беспалько, В. И. Михеев и др.), о целостности педагогического процесса и реализации системно-структурного подхода в его исследовании (B.C. Ильин, B.C. Лазарев, М. М. Поташник и др.) — принцип единства и диалектического взаимодействия теории и практики в научном познании (М.Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. А. Сластенин и др.) — современные методологические подходы в педагогическом исследовании (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский и др.).

Методы и база исследования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс исследовательских методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: теоретический анализ философских, психолого-педагогических, научно-методических источниковлогико-педагогический анализ содержания педагогических дисциплинанкетирование и тестирование студентов и учителей начальных классовмоделированиенаблюдение за работой студентов и учащихся во время экспериментаанализ продуктов деятельности студентов (творческие, курсовые и дипломные работы, уроки и внеурочная деятельность) — педагогический эксперименттеоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Экспериментальная работа осуществлялась в течение 3 лет на базе факультета ПиПРР ТГПУ им. Л. Н. Толстого и факультета начального образования КГПУ им. К. Э. Циолковского. На различных этапах исследования в ней участвовало более 400 студентов дневного и заочного отделений.

Организация и этапы исследования.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

На первом этапе (2000;2002 гг.) проводился анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, что позволило выявить ее современное состояние. Осуществлялось наблюдение за учебным процессом в вузе, проведен первичный сбор и анализ эмпирического материала. Были определены объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы. Определены исходные позиции исследования.

На втором этапе (2002;2003 гг.) были сформулированы теоретические положения, определены дидактические условия, способствующие эффективному формированию готовности студентов к реализации эмоционально-ценностного компонента в начальной школе, опробировалась программа специального курса для студентов педагогического факультета по проблеме реализации ЭЦКО. Разрабатывалась критериально-оценочная база определения уровней готовности студентов к предстоящей деятельности.

На третьем этапе (2003;2005 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, разрабатывались и внедрялись практические материалы для проведения занятий, анализировались, обобщались и систематизировались результаты экспериментальной работы, осуществлялось оформление диссертационных материалов.

Научная новизна.

— уточнена сущностная характеристика готовности будущего учителя к реализации ЭЦК в начальном образовании, которая представляет собой сложное, динамически развивающееся целостное личностное образование и проявляется в единстве мотивационно-ценностного, когнитивно-содержательного, деятельностно-творческого, рефлексивно-оценочного и субъектно-корректировочного компонентов;

— спроектирована модель формирования готовности студентов к реализации ЭЦКО в процессе изучения педагогических дисциплин, отражающая структуру готовности и выстроенная в соответствии с логикой учебного процесса в вузе;

— обоснованы и экспериментально подтверждены дидактические условия, повышающие эффективность формирования готовности студентов к реализации ЭЦКО: осуществляются межпредметные связи через актуализацию в процессе изучения педагогических дисциплин аксиологических и психолого-педагогических знаний, отражающих содержание ЭЦКО и механизмы его усвоенияиспользуются гибкие образовательные технологии для осуществления личностной направленности обучения студентов реализации ЭЦКОсоздано эмоционально насыщенное пространство взаимодействия субъектов образовательного процесса, способствующее развитию эмоциональной сферы студентоворганизуется диагностика, самоконтроль и самоанализ формируемой готовности, обогащающие рефлексивный опыт студентов, обеспечивая перевод объективной информации на субъектный уровеньв содержание подготовки включен спецкурс, интегрирующий и углубляющий знания об ЭЦКО;

— разработан спецкурс «Эмоционально-ценностное образование младших школьников» как интегративная основа формирования готовности студентов;

— определена критериальная база оценки сформированности готовности студентов к реализации ЭЦКО: для мотивационно-ценностного компонентаосознание значимости ЭЦКО, убежденность в необходимости реализации в начальном образованиидля когнитивно-содержательного — система знаний в области ЭЦКО и технологии его реализациидля деятельностно-творческого компонента — сформированные умения по осуществлению ЭЦКОдля рефлексивно-оценочного компонента — адекватная самооценка, способность к рефлексии и саморазвитиюдля субъектно-корректировочного компонента — личностный смысл педагогической деятельности по реализации ЭЦКОсформированность профессионально-личностных качеств, субъектность.

Теоретическая значимость заключается в обогащении дидактики высшей школы на основе приращения знаний в содержание подготовки учителя:

— уточнена сущность понятия «готовность будущих учителей к реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании»;

— обоснованы содержание, средства и условия формирования указанной готовности;

— разработана технология формирования готовности студентов педвуза к реализации ЭЦКО в начальном образовании;

— разработаны структура и критериально-оценочный аппарат для определения степени готовности студентов к реализации ЭЦК в начальном образовании.

Практическая значимость.

Разработанные и апробированные в ходе исследования содержание и методики обучения, направленные на оптимизацию процесса формирования готовности студентов к реализации ЭЦК в начальном образовании, могут быть использованы в системе подготовки студентов в педвузах и педколледжах, а также в системе повышения квалификации учителей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Содержательная и процессуальная специфика реализации ЭЦКО в начальной школе предъявляет особые требования к личности учителя как основного транслятора ценностей и медиатора эмоционально-волевого развития школьников. В связи с этим важное место отводится личностному потенциалу учителя, способствующему осуществлению основных функций деятельности по реализации ЭЦКО: аксиологической, эмотивной, коммуникативно-креативной, диагностико-проектировочной.

2. Готовность студентов к деятельности по реализации ЭЦКО представляет собой сложное, динамически развивающееся целостное личностное образование, которое проявляется в единстве мотивационно-ценностного, когнитивно-содержательного, деятельностно-творческого, рефлексивно-оценочного и субъектно-корректировочного компонентов, наличие и степень сформированности которых обеспечивают успешное осуществление данной профессиональной деятельности.

3. В основе построения образовательного процесса, ориентированного на формирование готовности будущих учителей начальных классов к реализации ЭЦКО при изучении педагогических дисциплин, лежит модель, отражающая структуру готовности и логику образовательного процесса в вузе. Данная модель характеризуется единством одноименных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивно-содержательного, деятельностно-творческого, рефлексивно-оценочного, субъектно-корректировочного. Основными характеристиками модели являются: диагностико-проектировочная основа, целостность и интегративность.

4. Эффективное формирование готовности студентов к реализации ЭЦК в начальном образовании возможно при соблюдении дидактических условий:

— реализуются межпредметные связи через актуализацию в процессе изучения педагогических дисциплин аксиологических и психолого-педагогических знаний, отражающих содержание ЭЦКО и механизмы его усвоения;

— используются гибкие образовательные технологии для осуществления личностной направленности обучения студентов реализации ЭЦКО;

— создано эмоционально насыщенное пространство взаимодействия субъектов образовательного процесса, способствующее развитию эмоциональной сферы студентов;

— организуется диагностика, самоконтроль и самоанализ формируемой готовности, обогащающие рефлексивный опыт студентов, обеспечивая перевод объективной информации на субъектный уровень;

— в содержание подготовки включен спецкурс, интегрирующий и углубляющий знания об ЭЦКО.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам исследованиясогласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными и результатами диагностического обследованиярепрезентативностью выборки испытуемыхкорректным использованием статистических методов обработки и интерпретации экспериментальных данныхустойчивой повторяемостью результатовличным опытом работы диссертанта по исследуемой проблеме.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования ТГПУ им. Л. Н. Толстого (2000;2005 гг.) — на ежегодных итоговых конференциях преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого (2001;2005 гг.) — ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и соискателей психолого-педагогических кафедр ТГПУ им. Л. Н. Толстого 20 012 005; на международных, российских, межвузовских научно-практических конференциях в Москве (2005 г.), Туле (2000, 2001, 2004 гг.), Калуге (2001, 2005 гг.).

Материалы диссертации нашли свое отражение в статьях, в коллективных сборниках научных трудов, программе спецкурса-практикума, внедрены и используются в учебном процессе ТГПУ им. Л. Н. Толстого, КГПУ им. К. Э. Циолковского.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по первой главе.

В условиях гуманизации начального образования эмоционально-ценностный компонент является ведущим фактором, влияющим на отбор содержания, методов, средств и форм обучения, что обусловлено его функциями и специфическими особенностями младших школьников.

Сама деятельность по реализации ЭЦК в начальном образовании в силу своей специфики предъявляет особые требования к учителю начальных классов: требует особой организации жизнедеятельности младших школьников, своеобразной организации всей системы отношений с окружающим миром, иных, кроме передачи и закрепления знаний, целей, организации деятельности и взаимодействия, условий, иной подготовленности педагогов. Исходя из особенностей младших школьников, связанных с преобладанием эмоционального восприятия ценностей и сохранением их в виде конкретных образов, со стремлением к подражанию в поведении особое место отводится личностному потенциалу педагога, реализующему ЭЦКО в целостной совокупности функций: аксиологической, эмотивной, коммуникативно-креативной, диагностико-проектировочной.

В процессе профессиональной подготовки студентов изучение педагогических дисциплин должно быть направлено на формирование готовности будущих специалистов к реализации ЭЦК в начальном образовании. Данная готовность понимается как системно-целостное динамичное личностное образование, приобретенное в результате обучения и включающее взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты: мотивационно-ценностного, когнитивно-содержательного, деятельностно-творческого, рефлексивно-оценочного и субъектно-корректировочного компонентов, наличие и степень сформированности которых обеспечивают успешное осуществление данной профессиональной деятельности.

Процесс формирования готовности будущих учителей должен быть подчинен достижению комплексной интегративной цели, а именно, формированию готовности к эмоционально-ценностному образованию младших школьников, обеспечивающей реальный практический результат обучения по каждому выделенному компоненту: формирование мотивационно-ценностной готовности будущих учителей к реализации ЭЦКОформирование знаний о назначении, структуре содержании и способах реализации ЭЦК образованияобеспечение процесса формирования адекватных умений и навыков осуществления профессиональной деятельности по реализации ЭЦКОпостроение системы оценивания выделенных показателей готовностиформирование профессионально-личностной готовности активизация рефлексивно-субъектной позиции студентов для совершенствования собственной готовности к эмоционально-ценностному образованию младших школьников.

Модель подготовки будущих учителей к реализации ЭЦКО раскрывает механизмы получения прогнозируемого результата — формирования компонентов готовности. Основными характеристиками модели являются: диагностико-конструктивная основацелостностьинтегративность.

Мотивационно-ценностный компонент формирования готовности к реализации ЭЦКО включает формирование профессионально-ценностного отношения к ЭЦКО, убежденность в значимости и перспективах его использования, наличие потребности в овладении и стремление совершенствовать и применять его на практике.

Когнитивно-содержательный компонент — предполагает передачу специальных знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по реализации ЭЦКО.

Коммуникативно-деятельностный компонент — определяется наличием сформированных умений и творческой активности по осуществлению профессиональной деятельности в направлении эмоционально-ценностного образования младших школьников.

Рефлексивно-оценочный компонент — предполагает осознание субъектом структуры своей деятельности, способность к рефлексии и саморазвитию, познание себя и другого, выработку адекватной самооценки своей деятельности.

Субъектно-корректировочный компонент — включает коррекцию степени собственной готовности через рефлексивное осознание личностной значимости, потребности в повышении педагогического мастерства, эмоциональное приятие предстоящей педагогической деятельности. В соответствии с ориентацией на «зону ближайшего развития» он способствует преобразованиям в индивидуальном профессионально-личностном развитии.

Эффективное формирование готовности студентов к реализации ЭЦК начального образования возможно при соблюдении комплекса условий:

— реализуются межпредметные связи через актуализацию в процессе изучения педагогических дисциплин аксиологических и психолого-педагогических знаний, отражающих содержание ЭЦКО и механизмы его усвоения;

— используются гибкие образовательные технологии для осуществления личностной направленности обучения студентов реализации ЭЦКО;

— создано эмоционально насыщенное образовательное пространство, способствующее развитию эмоциональной сферы студентов;

— организуется диагностика, самоконтроль и самоанализ формируемой готовности, обогащающие рефлексивный опыт студентов, обеспечивающий перевод объективной информации на субъектный уровень;

— содержание подготовки студентов обогащено спецкурсом, интегрирующим и углубляющим знания об эмоционально-ценностном компоненте образования, отраженных в философских и психолого-педагогических дисциплинах.

Глава 2. Пути и средства подготовки будущих учителей к реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании.

Предположения, выдвинутые в теоретической части исследования, нуждались в экспериментальной проверке. В ходе эксперимента необходимо было решить ряд задач: во-первых, конкретизировать процессуально-технологический аспект разработанной модели, во-вторых, определить эффективность процесса изучения педагогических дисциплин построенного с учетом выделенных условий в плане формирования готовности студентов к реализации ЭЦК в начальном образовании, в-третьих, показать необходимость и достаточность выделенной совокупности дидактических условий.

§ 1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию готовности студентов к реализации ЭЦКО.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в течение 3 лет на базе факультета ПиПРР ТГПУ им. Л. Н. Толстого и факультета начального образования КГПУ им. К. Э. Циолковского. На различных этапах исследования в ней участвовало более 400 студентов дневного и заочного отделений.

Экспериментальное обучение организовывалось в два этапа, в определенном вариативном порядке. Для реализации его замысла экспериментальные группы были распределены на три группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

:

Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы, позволило сформулировать ряд обобщенных выводов теоретического характера и рекомендаций прикладного значения.

Изучение современного состояния подготовки будущих учителей к реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании позволили определить недостаточность разработки данной проблемы в теории и практике образования.

В ходе исследования проблемы формирования готовности будущих учителей к реализации ЭЦК в начальном образовании в рамках целостной концепции профессиональной подготовки специалиста осуществлено обоснование сущности понятия, его обобщенной педагогической моделисодержательно обоснованы компоненты, выявлены дидактические условия, способствующие эффективной реализации предложенной модели.

Результаты анализа психолого-педагогической и философской литературы позволили выявить особенности формирования готовности студентов к эмоционально-ценностному образованию младших школьников в системе общей профессиональной подготовки учителя.

Исследование имеющихся теоретических и практических предпосылок формирования готовности будущих учителей к реализации ЭЦКО дало возможность ее трактовки и определения критериально-оценочного аппарата. «Готовность будущего учителя к реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании» определяется нами как сложное, динамически развивающееся целостное личностное образование, которое проявляется в единстве мотивационно-ценностного, когнитивно-содержательного, деятельностно-творческого, контрольно-оценочного и субъектно-корректировочного компонентов, наличие и степень сформированности которых обеспечивает успешность осуществления данной профессиональной деятельности.

Модель подготовки будущих учителей к реализации ЭЦКО раскрывает механизмы получения прогнозируемого результата — формирования компонентов готовности. Основными характеристиками модели являются: диагностико-конструктивная основацелостностьинтегративность. В основу построения модели подготовки будущих учителей к реализации ЭЦК в начальном образовании легли следующие положения.

Теоретическая модель реализует выделенные компоненты готовности и потому характеризуется единством одноименных компонентов: мотивационно-ценностный как система ценностно-смысловых установок и убеждений будущего учителя к процессу и результату деятельности по реализации ЭЦКОкогнитивно-содержательный, включающий комплекс аксиологических и психолого-педагогических знаний об ЭЦКО, его функциях, механизмах и условиях реализациидеятельностно-творческий, позволяющий осуществлять профессиональную деятельность на уровне смыслотворчестварефлексивно-оценочный — призванный своевременно и адекватно отслеживать динамику становления готовности на различных этапахсубъектно-корректировочный — поднимающий степень осознания собственной деятельности на уровень профессиональной рефлексии, вследствие чего обнаруживается потребность в самосовершенствовании и реализации собственной субъектной позиции.

Ведущими подходами в построении модели являются личностно-деятельностный и ценностно-синергетический, дающие возможность стратегического исследования изучаемого процесса под определенным углом зрения: организующие процесс профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в направлении самоорганизации, саморазвития личности и отдельных ее качеств на основе традиционных и новых ценностей образования.

Эффективное формирование готовности студентов к реализации ЭЦК начального образования возможно при соблюдении комплекса дидактических условий:

— процесс формирования данной готовности является составной частью целостной системы профессиональной подготовкикомпонента готовности и органично включенная в целостный процесс изучения педагогических дисциплин;

— в процессе изучении педагогических дисциплин созданы и выполняются следующие дидактические условия:

• реализуются межпредметные связи через актуализацию в процессе изучения педагогических дисциплин аксиологических и психолого-педагогических знаний, отражающих содержание ЭЦКО и механизмы его усвоения;

• используются гибкие образовательные технологии для осуществления личностной направленности обучения студентов реализации ЭЦКО;

• создано эмоционально насыщенное образовательное пространство, способствующее развитию эмоциональной сферы студентов;

• организуется диагностика, самоконтроль и самоанализ формируемой готовности, обогащающие рефлексивный опыт студентов, обеспечивая перевод объективной информации на субъектный уровень;

• в содержание подготовки включен спецкурс, интегрирующий и углубляющий знания об ЭЦКО.

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что цель исследования, заключающаяся в выявлении дидактических условий формирования готовности будущих учителей к реализации ЭЦКО, достигнута. Отслеженная положительная динамика обоснованных нами показателей покомпонентной готовности приводит к выводу, что выдвинутая гипотеза верна.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы подготовки студентов к реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании. Дальнейшее развитие названной и близкой к ней проблематики будет способствовать обогащению высшей педагогической школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. уч. заведений. -2-е изд., перераб. и доп. /O.A. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1990.- 141 с.
  2. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность) / Под ред. З. И. Равкина. М., ИТОП РАО, 1997. — 370 с.
  3. , Ш. А. Мой путь к гуманно-личностной педагогике / Ш. А. Амонашвили // Мир образования. 1996. — № 7−8. — С. 42−50.
  4. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. -М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995.-496 с.
  5. , Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика. 2000. -№ 2.-С.11−16.
  6. , В.И. Опыт компьютерной диагностики творческих способностей/ В. И. Андреев. Казань, 1989. — 155 с.
  7. , В.И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. -Казань, 1998.-318 с.
  8. , М.В. Формирование духовных ценностей у младших школьников через актуализацию веры в нравственный идеал: Автореф дис. .канд. пед. наук/М.В. Аникеев. -Тула, 2004. 16 с.
  9. , С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
  10. , О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания / О. Н. Аритова / Вестник МГУ. Сер. Психология. 1998. — № 4.- С. 58.
  11. , И.С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. -1999.-№ 4.-С. 5.
  12. , А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности/ А. Г. Асмолов // Народное образование. 2001. — № 1. — С. 11.
  13. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. -М., 1990. 256 с.
  14. , Г. М. Педагогика: курс лекций и семинарские занятия/ Г. М. Афонина / Под ред. O.A. Абдуллиной Второе издание. — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 512 с.
  15. , Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1988. -235 с.
  16. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований/Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  17. Байкова, J1.A. Диагностика в деятельности учителя начальной школы / J1.A. Байкова. Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л. Н. Толстого, 2001. — 47 с.
  18. , JI.A. Обучение будущих учителей начальной школы диагностической деятельности: теория, методология, технология: моногр. / Л. А. Байкова. Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л. Н. Толстого, 2004. -267 с.
  19. Л.А. Профессиональное и личностное развитие учителя: Учеб.-метод. пособие для студентов заочного отделения / Л. А. Байкова. Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л. Н. Толстого, 2003. — 138 с.
  20. , Г. А. Реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебнике (на материале предметов гуманитарного цикла): Автореф. дис. .канд. пед. наук / Г. А. Баранова. М., 1998. — 17 с.
  21. , A.B. Педагогические условия формирования гуманистической направленности студентов в процессе обучения в педагогическом университете: Автореф. дис.. докт. пед. наук / A.B. Бездухов. Волгоград, 2000.-30 с.
  22. , A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / A.C. Белкин. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -192 с.
  23. , A.C. Ситуация успеха. Как ее создать: кн. для учителя / A.C. Белкин. -М.: Просвещение, 1991.-176 с.
  24. , Е.П. О национально-государственном образовании в России/ Е. П. Белозерцев //Педагогика. 1998 — № 3. — С. 30.
  25. , Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки / Е. П. Белозерцев. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  26. , Е.П. Русское образование: уроки истории, идеи и принципы / Е. П. Белозерцев // Альма-матер. 1994. — № 5−6. — С. 13−16.
  27. , В.А. Духовно-нравственное становление будущего учителя / В. А. Беляева, А. П. Черных, Т. В. Певчева // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 18.
  28. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. JL: Лениздат, 1986.-399 с.
  29. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. — М.: Изд-во института проф. обр. Мин. обр. России. — 1995. -336 с.
  30. , П.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / П. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Педагогика, 1989. — 324 с.
  31. , И.Г. Установка и поведение / И. Г. Бжалова.- М., 1979. 36 с.
  32. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации / Б.М.Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика.- 1996. № 1. — С.З.
  33. , E.H. Современная педагогика: ценности, понятия, смыслы. Словарь-справочник/ E.H. Богданов, Е. Л. Прасолова. Калуга: Изд-во КГТТУ им. К. Э. Циолковского, 1999. — 126 с.
  34. , A.A. Психология о личности/ А. А. Бодалев. -М.:МГУ, 1988. 188 с.
  35. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968.-463 с.
  36. , Л.И. Проблемы формирования личности/ Л. И. Божович / Избранные психологические труды / Д. И. Фельдштейн. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. -352 с.
  37. , М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX в./ М. В. Богуславский // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 3−7.
  38. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4.-С. 11−17.
  39. , Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская //Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37−43.
  40. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт.- 1998.- 1536 с.
  41. , JT.H. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ JI.H. Борисова. Курск, 1999, — 17 с.
  42. , JT.B. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина //Психологический журнал. 1992. -т.13. — № 1. — С. 99−100.
  43. , Н.М. Разработка и экспертиза авторских учебных программ/ Н. М. Борытко, А. Н. Кузибецкий. Волгоград: Перемена, 1996.- 42 с.
  44. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  45. , С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С. С. Бубнова // Психологический журнал. — т.20. -1999. № 5. — С.38−44.
  46. , Г. Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. № 5. — 1993. -С. 99−105.
  47. , A.M. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании / A.M. Булынин // Вестник высшей школы. 1997. — № 6. -С.22−25.
  48. , A.M. Эволюция ценностей высшего педагогического образования (историко-теоретический аспект): Автореф. дис. .докт. пед. наук/ A.M. Булынин. М., 1998. — 34 с.
  49. , Г. Д. Готовность мастера профессионального обучения к педагогической деятельности: теория, методика, практика / Г. Д. Бухарова, Г. Н. Жуков // Вестник ОГУ. 2005. — № 2. — С.57−63.
  50. , М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника / М. Э. Вайнер // Начальная школа. 1997 — № 3. — С. 21−23.
  51. , X. Эмоциональный интеллект / X. Вайсбах. М.: Лик Пресс, 1998.- 160 с.
  52. , A.C. Суггесто-педагогический компонент как основа педагогического мастерства учителя: Автореф. дисс.. .канд. пед. наук / A.C. Вартанян. Москва, 1999. — 21 с.
  53. , Ф.Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. М., 1989. — 200 с.
  54. , Л.В. Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Л. В. Веденеева. Волгоград, 2001. — 17 с.
  55. , A.A. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении/A.A. Вербицкий, H.A. Бакмаева//Вопросы психологии. 1997. -№ 4. -С.21.
  56. , М.Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущих учителей: Учеб. Пособие / М. Я. Виленский. М.: Прометей, 1993. — 117 с.
  57. , В.К. Психологические механизмы развития мотивации: Автореф. дисс.. .докт. псих, наук / В. К. Вилюнас. М., 1990. — 28 с.
  58. , Е.В. Система ценностей, определяющих воспитательный процесс в школе / Е. В. Воронина // Классный руководитель. 1997. — № 3. — С. 15−19.
  59. , В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога / В. Г. Воронцова. Псков, 1997. — 68 с.
  60. , И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / И. П. Воропаева. М.: Просвещение, 1993. — 141 с.
  61. , Б.З. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя / Б. З. Вульфов, В. И. Харькин. М.: Магистр, 1995. -111 с.
  62. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  63. , Л.С. Собр. Соч. / Л. С. Выготский / Гл. ред. A.B. Запорожец. -М.: Педагогика, 1983. т. 4. — 432 с.
  64. , JI.C. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте/ JI.C. Выготский // Собр. соч. в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.- С. 454−465.
  65. , Л.Ф. Рефлексия и переживания как единый психологический механизм изменения сознания руководителей системы образования в процессе их профессиональной переподготовки / Л. Ф. Вязникова // Мир психологии. 2002. — № 4. — С. 210.
  66. , С.Н. Подготовка студентов педвузов к формированию нравственно ценностных ориентаций младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ С. Н. Галенко. Минск, 1993. — 18 с.
  67. , П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Просвещение, 1976.— 234 с.
  68. , Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании // Б. С. Гершунский, Р. Шейерман // Педагогика. 1992.- № 5−6. — С.3−13.
  69. , Б.С. Философско-методологические основания стратегии образования в России / Б. С. Гершунский. М.: Изд-во РАО, Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании, 1993.-213 с.
  70. , Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  71. , И.З. Воспитание и образование / И. З. Гликман // Педагогика. -1998.-№ 2.-С. 113.
  72. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 31 200.00 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью М., 2000. — 19 с.
  73. , А. Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя / А. Григорьева // Воспитательная работа в школе. 2003. — № 5. -С. 27−31.
  74. , Л.Ф. Формирование профессиональной готовности студентов факультета начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики: Автореф. дисс. .канд. пед. наук / Л. Ф. Губарева. Самара, 1994.- 17 с.
  75. , B.B. Образовательная технология: от приема до философии / В. В. Гузеев // Директор школы: спецвыпуск № 4. М., 1996. — С. 24−28.
  76. , А.И. Межпредметные связи в теории и практике современного образования / А. И. Гурьев // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. научно-практ. конференции Горно-Алтайск, 1999. — 160 с.
  77. , H.A. Аксиологические аспекты отечественного образования как фактор формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя: Дисс. .канд. пед. наук / H.A. Гущина. Калуга, 2004.-188 с.
  78. , М.А. Дидактика / М. А. Данилов, Б. П. Есипов. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957.-518 с.
  79. , С.Б. Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук / С. Б. Демидова. -Москва, 1999.-19 с.
  80. , A.A. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Ю. В. Синягин. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 144 с.
  81. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина.- М.: Просвещение, 1982.-318 с.
  82. , Б.И. Эмоция как ценность / Б. И. До донов. М.: Политиздат, -1978.-272 с.
  83. Дурай-Новакова, K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. .докт. пед. наук / K.M. Дурай-Новакова. М., 1983.-32 с.
  84. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: БГУ, 1981. — 80 с.
  85. , Ю.Н. Обучение паритетному диалогу: Учебное пособие / Ю. Н. Емельянов. JL: ЛГУ, 1991 — 126 с.
  86. , Л.С. Общение учителя с младшими школьниками как средство формирования у них эмоционально-нравственного отношенияк действительности: Дисс.. канд. пед. наук / Л. С. Жидкова. Москва, 1998.- 203 с.
  87. , Т.П. Ценностные приоритеты формирования профессиональной направленности студентов психолого-педагогического факультета: Автореф. канд. пед. наук /Т.П. Жуйкова. М., 2000. — 16 с.
  88. , В.А. Профессионально-педагогическая направленность учебного процесса на реализацию национальной доктрины образования российской федерации: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / В. А. Зайцев. -Саратов, 2001. 16 с.
  89. Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. ст. 2 / Собрание законодательства РФ. 1996.- № 3.
  90. , A.B. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / A.B. Запорожец, Я. З. Неверович // Хрестоматия по психологии. — М., 1977. — 276 с.
  91. , Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза / Л. Н. Захарова // Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 134.
  92. , В.В. Психология детства / В. В. Зеньковский. -Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 348 с.
  93. , И.А. Педагогическая психология: Уч. пос / И. Я. Зимняя. Р-н-Д: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.
  94. , В.П. О целях и ценностях образования / В. П. Зинченко // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 3 — 16.
  95. , В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе: Дисс. .канд. пед. наук / В. В. Зотов. -М., 1998. -186 с.
  96. , К. Эмоции человека / К.Изард. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -440 с.
  97. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2002. — 752 с.
  98. , М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики / М. С. Каган // Советская педагогика. 1981. — № 10. — С. 3 -7.
  99. , М.С. Общение как ценность и как творчество / М. С. Каган, A.M. Эткинд // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С.22−30.
  100. , М.С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205 с.
  101. , А.Г. Об опыте детского творчества / А. Г. Калюкина // Начальная школа.-2000.- № 12. -С. 24−28.
  102. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. М.: Роспедагентство, 1995.- 108 с.
  103. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик. — М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  104. , В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.: Новая школа, 1992. -125 с.
  105. , В.А. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский // Воспитание школьников. — 1993. — № 2. — С. 41−47.
  106. , H.A. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности / Н. А. Кириллова // Вопросы психологии, 2000. № 4. -С. 29−37.
  107. , A.B. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников/ A.B. Кирьякова // Ориентация и деятельность школьников/ Под ред. Т. К. Ахаян, A.B. Кирьяковой. М.: Педагогика, 1991.- С. 56−70.
  108. , A.B. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Автореф. дис. докт. пед. наук / A.B. Кирьякова. — Санкт-Петербург, 1991.-35 с.
  109. , Г. Введение в дифференцированную психологию учащихся / Г. Клаус. М., 1987.- 134 с.
  110. , И.А. Как приблизить подготовку учителя к потребностям школы / И. А. Колесникова // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 71−78.
  111. , O.B. Психологические типы личности учителей как условие формирования профессионального стиля деятельности: Дис.. канд. психол. наук / О. В. Кондратьева. Н. Новгород, 1996. — 168 с.
  112. Концепция подготовки учителя начальных классов // Начальная школа. -1990.-№ 7.-С. 64.
  113. , Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск./ Я. Корчак. — М.: Политиздат, 1990. 493 с.
  114. , В.В. Воспитание или образование? / В. В. Краевский // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 3−10.
  115. , В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.-165 с.
  116. , В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? / В. В. Краевский. Волгоград: Перемена, 1996. — 86 с.
  117. , В.А. Проблема формирования и развития способностей/ В. А. Крутецкий // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 6.
  118. , Н.В. Психологическая структура деятельности учителя / Н. В. Кузьмина. Гомель: ГТУ, 1976. — 57 с.
  119. , C.B. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.-практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей
  120. ИПК / C.B. Кульневич. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. -160 с.
  121. , Т.В. Подготовка студентов к применению личностно ориентированных технологий обучения: Дисс.. канд. пед. наук / Т. В. Лаврикова. Волгоград, 1995. — 165 с.
  122. , Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С.3−23.
  123. , М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности / М. М. Левина. Минск, 1996. — 232 с.
  124. , Д.В. Организационно-дидактическое конструирование индивидуально-ориентированной технологии обучения студентов педагогическим дисциплинам в условиях университета: Автореф. дисс.. .канд. пед. наук / Д. В. Легенчук. Курган, 2000. — 21 с.
  125. , B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры / B.C. Леднев. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
  126. , А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1971. — 117 с.
  127. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1992. 17 с.
  128. , ДА. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С. 15−26.
  129. , ДА. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой регуляции / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
  130. , И .Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  131. , И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1995. — 81 с.
  132. , Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей / Б. Т. Лихачев. Самара, 1997. — 84 с.
  133. , Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  134. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  135. , Н.О. Характер русского народа / Н. О. Лосский. Кн. первая. -М.: Изд-во «Ключ», 1957. — 64 с.
  136. Лук, А. Н. Эмоции и личность / А. Н. Лук. М.: Знание, 1982. — 175с.
  137. , А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива / А. Н. Лутошкин. М.: Знание, 1987. — 48 с.
  138. , Е.А. Развитие готовности учителя к реализации личностно-ориентированного подхода к обучению школьников (в системе ИПК): Автореф. .канд. пед. наук / Е. А. Маралова. Санкт-Петербург, 1999. -17 с.
  139. , А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  140. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте/ А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  141. , В.А. Формирование милосердия у детей / В. А. Марченкова // Воспитание школьников. 1999. — № 5. — С. 12−17.
  142. , С.И. Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании: Дис. .докт. пед. наук / С. И. Маслов. Москва, 2000. — 302 с.
  143. , С.И. Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации / С. И. Маслов. Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л. Н. Толстого, 2002. — 32 с.
  144. , С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников / С. И. Маслов. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999. — 125 с.
  145. , C.B. Референтность и формирование профессионально-педагогической позиции учителя начальных классов: Автореф. .канд. псих, наук / C.B. Матвеева. Волгоград, 2001. — 17 с.
  146. , В.В. Обоснование ценностно-синергетического подхода к процессу подготовки специалиста-профессионала / В. В. Маткин // Вестник высшей школы. 1999. — № 6. — С. 23.
  147. , В.В. Теория и практика развития интереса к профессионально-творческой деятельности у будущих учителей: ценностно-синергетический подход: Автореф. .докт. пед. наук / В. В. Маткин. -Екатеринбург, 2002. 28 с.
  148. , М.И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  149. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика. 1988. — 192 с.
  150. , Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды ВУЗа: Автореф. дисс. .канд. пед. наук / Т. В. Менг. Санкт-Петербург, 1999.-17 с.
  151. , Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя / Р. П. Мильруд // Вопросы психологии. 1987. — № 6. -С. 36−41.
  152. , JI.M. Психология профессионального развития учителя / J1.M. Митина. М.: Флинта, 1998. — 200 с.
  153. Митина, JIM. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / JI.M. Митина. М.: Дело, 1994. — 216 с.
  154. , В.И. Моделирование и методы теории измерения в педагогике / В. И. Михеев. М.: Высшая школа, 1987. — 200 с.
  155. , О.П. Педагогический практикум: учебные задания, задачи и вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. П. Морозова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 320 с.
  156. , A.C. Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педвузов.: Автореф. .канд. псих, наук / A.C. Назыров. Москва, 1999. — 16 с.
  157. , А .Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. Челябинск: ТОО «Версия», 1997. — 256 с.
  158. , P.P. Развитие аксиологических ориентаций студентов педагогического ВУЗа: Автореф. дис.канд. пед. наук / P.P. Насретдинова. Оренбург, 1996. — 17 с.
  159. , А.Е. Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки студентов педагогических вузов на завершающем этапе обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / А. Е. Наумова. Ярославль, 2000.-16с.
  160. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. Изд-е второе, исправл. -М.: МГАУ, 2002. С.25−26.
  161. , Б.М. Пути очеловечивания школы / Б. М. Неменский // Новое педагогическое мышление/ Под ред. A.B. Петровского. М., 1989. -С. 107.
  162. , Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. И. Непомнящая. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-192 с.
  163. , В.А. Развитие ценностных отношений у студентов вуза: на примере изучения педагогических дисциплин: Дисс. .канд. пед. наук / В. А. Нечаев. Екатеринбург, 2001. — 180 с.
  164. , Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 3 — 8.
  165. , Н.Д. Проблема ценностей в подготовке учителя / Н. Д. Никандров //Магистр. 1994. — 36. — С. 34−41.
  166. , Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 3−10.
  167. , И.В. Подготовка учителей к реализации гуманистической направленности обучения средствами методической работы: Автореф. дисс. канд. пед. наук / И. В. Никишина. Волгоград, 1992. — 19 с.
  168. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТПиО РАО, 1995. — 628 с.
  169. , A.A. Педагогика как учебный предмет в педагогическом вузе / A.A. Орлов // Педагогика как наука и как учебный предмет: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (26−28сентября 2001 г.) 4.1. С. 28−31.
  170. , A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность / A.A. Орлов // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 63−68.
  171. , A.A. Управление учебно-воспитательным процессом в школе /
  172. A.А.Орлов.-М., 1991.- 183 с.
  173. , Я.Г. Воспитание веры и доверия / Я. Г. Опилат // Педагогика. -1997. -№ 5.-С.61−66.
  174. Особенности университетского педагогического образования на рубеже веков // Динамика педагогического образования: от института к университету. Тула: Изд-во 1111У им. Л. Н. Толстого, 1998. — С.79−82.
  175. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский,
  176. B.А. Сластенин, H.A. Сорокин и др./ Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  177. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. -3-е издание. М.: Школа-Пресс, 2000. — 459 с.
  178. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1986.— 432 с.
  179. , A.B. Развивающее обучение. Монография / А. В. Петров. -Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1997 261 с.
  180. , A.B. Концептуальные основы межпредметных связей / A.B. Петров, А. И. Гурьев // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. научно-практ. конференции Горно-Алтайск, 1999- 160 с.
  181. , A.B. Психология развивающейся личности / A.B. Петровский. М.: Педагогика, 1987. — 238 с.
  182. , H.A. Формирование Я-концепции младших школьников в учебно-воспитательном процессе: Монография / H.A. Пешкова, Т. Н. Шайденкова. Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л. Н. Толстого, 2003. -117 с.
  183. , П.И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. -М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
  184. Пиз, А. Язык жестов. Перевод с англ. / А. Пиз. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1992. — 218 с.
  185. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов М.: Наука, 1975.-256 с.
  186. , В.Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании и в условиях университета: Автореф. дис.канд. пед. наук / В. Д. Повзун. Оренбург, 1996. — 17 с.
  187. , Е.В. Формирование ценностных ориентаций учащихся начальных классов в условиях школьной жизни: Автореф. .дисс.. .канд. пед. наук / Е. В. Поленякина. Воронеж, 2000. — 14 с.
  188. , A.B. Дидактические основы учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения: Автореф. дис. .докт. пед. наук / A.B. Полякова. М., 1993. — 65 с.
  189. , Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т. С. Полякова. М.: Педагогика, 1983. — 129 с.
  190. , А.О. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности / А. О. Прохоров, Г. Н. Генинг // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 42−53.
  191. Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПБ.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999.-248 с.
  192. Психология эмоций: Тексты/ Под ред. В. К. Вилюнаса. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.-288 с.
  193. Профессиональная педагогика: Учебник / Под ред. С. Я. Батышева. — 2-е изд., пе^ераб. и доп. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.- 904 с.
  194. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1997.-440с.
  195. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 288 с.
  196. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. Кн.1. — М.: НМЦ «Дар» им. Л.С. ыготского- Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 118 с.
  197. , В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры /В.А. Разумный //Педагогика. 1998. — № 5. — С.17 — 21.
  198. , М.Г. Профессиональная подготовка учителя к формированию ценностно-гуманистической ориентации младших школьников: Дисс. .канд. пед. наук / М. Г. Резниченко. М., 1999. -192 с.
  199. , Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. -М.: Прогресс, 1979. 292 с.
  200. , П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподав, высш. и средн. пед. учеб. заведений / П. Е. Решетников. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
  201. , Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: Автореф. дисс.. докт. пед. наук / Е. И. Рогов. Росгов-на-Дону, 1999. — 45 с.
  202. , Н.С. Культура, ценности и развитие образования / Н. С. Розов. М.: Исследовательский центр, 1992. — 154 с.
  203. , К. Творчество как усилие себя / К. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 18−21.
  204. , Н.С. Культура, ценности и развитие образования / Н. С. Розов. -М.: Исследовательский центр, 1992. 154 с.
  205. , Д.В. Профессионально сознание учителя как научно-практическая проблема / Д. В. Ронзин // Психологический журнал. 1991. — т. 12. -№ 4.-С. 68.
  206. , С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т./ С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989.-418 с.
  207. , А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / А. Я. Савельев // Высшее образование в России. М., 1994. -С. 26.
  208. , Ю.В. Педагогические условия совершенствовании совместной деятельности учителя и школьного психолога: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Ю. В. Саенко. Таганрог, 2000. — 18 с.
  209. , С.С. Интенсификация подготовки учителя в педвузе на основе сближения учебной и будущей профессиональной деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук / С. С. Салаватова. Казань, 1991. — 17 с.
  210. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. Пособие / Г. К. Селевко. М.: Народ, образование, 1998. — 256 с.
  211. , В.И. Волевая регуляция активности личности / В. И. Селиванов // Психологический журнал. 1982. — № 4. — С. 14−25.
  212. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 240 с.
  213. , В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии. Монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. -152 с.
  214. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. М.: ИК «Логос», 1999.-272 с.
  215. , В.М. Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач в рамках вуза / В. М. Симонов // Ресурсы Интернет. Опубликовано: декабрь, 2000.
  216. , В.Л. Подготовка студентов педвуза к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов: Дисс.. .канд. пед. наук / В. Л. Синебрюхова. Сургут, 2000. — 168 с.
  217. , М.Н. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  218. , В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование / В. А. Сластенин // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. М.: МГПИ им. Ленина, 1982. — 220 с.
  219. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. -М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  220. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Прес, 1995. — 384 с.
  221. , В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога / В. И. Слободчиков, H.A. Исаева // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 72−80.
  222. , Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Л. Ф. Спирин. -М.: Российское пед. агентство, 1997. 176 с.
  223. , П. Возрастные особенности младших школьников в контексте воспитания / П. Степанов // Воспитательная работа в школе. № 5. — 2003. -С. 113−119.
  224. , В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М., 1983. — 86 с.
  225. , A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / A.M. Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 423 с.
  226. , Л.П. Формирование аналитических и проектировочных умений воспитателей дошкольных учреждений в процессе подготовки в педагогическом училище: Дисс.. канд. пед. наук / Л. П. Ступникова. -М., 1995. -206 с.
  227. , С.А. Педагогическое руководство развитием эмоциональной отзывчивости младших школьников: Дисс. .канд. пед. наук / С. А. Стылик. Петропавловск-Камчатский, 2001. — 186 с.
  228. , И.И. Философская герменевтика и образование / И. И. Сулима // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 36−42.
  229. , A.A. Мотивационное обеспечение учебной деятельности студента вуза: Автореф. дисс. .канд. пед. наук / A.A. Суслина. -Калининград, 1999. 21 с.
  230. , В.А. Как воспитать настоящего человека (советы воспитателям) / В. А. Сухомлинский. Киев: Изд-во «Радянська школа», 1975.-236 с.
  231. Теоретические основы процесса обучения в сов. школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 316 с.
  232. , Б.М. Психология / Б. М. Теплов. М.: Учпедгиз, 1954. — 256 с.
  233. , Ю.Г. Педагогические условия управления эмоциональным состоянием учащихся в образовательном процессе: Дисс. .канд. пед. наук / Ю. Г. Терехин. Екатеринбург, 2001. — 203 с.
  234. , H.H. О категориях «цель», «средство», «результат»/ H.H. Трубников. М.: Высшая школа, 1968. -148 с.
  235. , Х.Г. О новой парадигме образования / Х. Г. Тхагапсоев // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 110.
  236. , В.П. Духовные ценности человека / В. П. Тугаринов // Советская педагогика. 1966. — № 1. — С. 24 — 32.
  237. , В.П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. JL: Издательство ЛГУ, 1968. — 124 с.
  238. , О.С. Психологические условия развития субъект-субъектных отношений в школе: Автореф. дисс. канд. псих, наук / О. С. Ульянова. -Москва, 2000.-21 с.
  239. , К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / К. Д. Ушинский / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. — С. 31.
  240. , И.Л. Становление профессиональных ценностных ориентаций будущих учителей в процессе педагогической подготовки в вузе / И. Л. Федотенко. Тула: Гриф и К, 1998. — 301 с.
  241. , И.В. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-предметной среды: Дисс.канд. пед. наук / И. В. Феттер. Омск, 2001. -208 с.
  242. Философия гуманитарного образования. -М.:Просвещение, 1993. -274 с.
  243. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. Ф. Ильичев и др. -М.: Сов. энциклопедия, 1961. 102 с.
  244. , Э. Психоанализ и этика / Э.Фромм. М.: Республика, 1993. -415 с.
  245. , Н.М. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности в процессе изучения педагогических дисциплин: Автореф. дисс. .канд. пед. наук / Н. М. Хватсунова. Улан-Удэ, 1999.- 16с.
  246. , А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Вопросы психологии. 1999. — № 2. -С.57−63.
  247. Хрестоматия по истории философии: Уч. пос. для вузов. В 3-х ч. 4.2 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 568 с.
  248. , A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов / A.B. Хуторской. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  249. Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность / Под ред. З. И. Равкина. В 2-х тт. М.: ИТОиП РАО, 1995. -137 с.
  250. , Н.З. Культура и ценности / Н. З. Чавчавадзе. Тбилиси, 1984. -326 с.
  251. , А.Я. Распознавание педагогами выражения эмоций у учащихся / А. Я. Чебыкин // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С. 74−80.
  252. , В.Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук /В.Н. Черепанова. Тюмень, 1998. — 16 с.
  253. , Д.В. Креативная педагогика и психология. Учебное пособие для ВУЗов / Д. В. Чернилевский, A.B. Морозов. М.:МГТА, 2001. -310с.
  254. , Ю.С. Взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов процесса усвоения учебного материала младшим школьником: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Ю. С. Чернов. Луганск, 1991.-17 с.
  255. , Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе: Автореф. дисс. .докт. пед. наук / Н. К. Шабанов. М., 1995. -36 с.
  256. , H.A. Подготовка студентов в учебном процессе педвуза: на прим. индустриал.-пед. фак.: Дисс. .д-ра пед. наук / H.A. Шайденко. -Тула, 1994.-454 с.
  257. , H.A. Формирование творческой личности учителя в учебном процессе педагогического вуза: (Монография) / H.A. Шайденко. — М.: Прометей, 1992.-96 с.
  258. Шал ионов, Г. М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дисс.. канд. псих, наук / Г. М. Шалионов. С-Пб. 1997 .-19с.
  259. , О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / О. Н. Шахматова. Екатеринбург, 2000.-16 с.
  260. , А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности / А. Э. Штейнмец. Калуга, 1998. — 308 с.
  261. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1979. — 140 с.
  262. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. Для учителя / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  263. , Н.Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — С. 31.
  264. , A.B. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов / A.B. Юпитова, A.A. Зотова // Социс. -1997.- № 3. С. 484.
  265. , А.Г. Культура / А. Г. Эфендиев // Основы социологии: Курс лекций. М.: Общество «Знание России», 1993. — С.149−210.
  266. , В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии.-М.: Наука, 1997.- С. 89−105.
  267. , П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1966.-291 с.
  268. , С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С. Г. Якобсон. М.: Педагогика, 1984. — 143 с.
  269. , С.В. Воспитание у студентов высшей педагогической школы ценностного отношения к теоретическим знаниям по педагогике: Автореф. дис.канд. пед. наук/С.В. Яковлев. М., 1995. — 17 с.
  270. , Т.П. Педагогические условия становления ценностно-личностной ориентации будущего учителя (на материале физико-математического факультета): Автореф. дисс. .канд. пед. наук / Т. П. Яковлева. Комсомольск-на-Амуре, 2003. — 18 с.
  271. , В.А. Педагогическая психология / В. А. Якобсон. С-Пб., 1998. -482 с.
  272. Schon, D. Reflective Practitioner / D. Schon. L., 1983. — p. 33.
  273. Woodward, T. Ways of training: Recipes for Teacher / T. Woodward. L.: ESSCS, Longman, 1995. — 233 p.
Заполнить форму текущей работой