Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инновационные формы организации методической работы школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблеме организации методической работы в школе посвящено относительно небольшое количество работ. В работах Г. И. Горской рассматриваются вопросы планирования и организации деятельности методических объединений. Разработке признаков детерминантных ситуаций как уровней методической работы и механизмам принятия управленческих решений в этой области посвящены работы А. М. Шумкова и И. Н. Терюшова… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы организации методической работы школы в психолого- педагогической литературе
    • 1. 1. Теоретические подходы к проблемам организации методической работы в школе
    • 1. 2. Особенности современной образовательной ситуации и специфика деятельности инновационных школ
  • Глава 2. Направления и способы модернизации методической работы в инновационных школах
    • 2. 1. Задачи, специфика и направления методической работы в инновационной школе
    • 2. 2. Принципы, формы и условия эффективности методической работы в инновационной школе
  • Глава 3. Методика экспериментальной апробации новых форм организации методической работы инновационных школ
    • 3. 1. Специфика экспериментальной апробации методических систем инновационных школ
    • 3. 2. Результаты эксперимента по проверке эффективности предложенных форм организации методической работы в инновационных школах

Инновационные формы организации методической работы школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значение методической работы в достижении основных дидактических, воспитательных и развивающих целей учебно-воспитательного процесса всегда являлось одним из главных. Известная теоретичность ВУЗовской подготовки, отсутствие ее тесной повседневной связи с практикой, низкая рекомендательность многих ВУЗовских курсов обусловливают формализм полученных будущим учителем знаний.

Не формируются в нужной мере его практические умения (педагогическая техника), общеинтеллектуальные и специальные способности, профессионально-значимые качества. Учебные программы мало направлены на развитие у будущего учителя педагогической наблюдательности и интуиции, способности к установлению доверительных отношений и взаимопонимания с ребенком, видению закономерностей и причинно-следственных связей, осуществлению прогностических и целеполагающих функций, широты и гибкости мышления. Практические занятия по отработке навыков адаптации к возрастным и индивидуальным особенностям ученика подменен далеко не полной информацией о его возрастных особенностях.

Учитель по-прежнему обучается преподаванию, а не управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся в условиях педагогики сотрудничества и развития. Тем более не отработана подготовка учителя к работе в условиях гибких режимов обучения и диалоговых режимах работы со специально адаптированными для этих целей источниками знаний.

Недостаточное внимание уделяется освоению новых личностно-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих полное усвоение знаний за счет предупреждения пробелов, реализации программ выявления и развития одаренности школьников, индивидуально-групповым формам работы.

Все это определяет первые три функции методической работы в школе:

— восполнение пробелов ВУЗовского образования по разделам, уже сегодня востребуемым педагогической практикой, но недостаточно учтенным в программах ВУЗовской подготовки;

— преодоление формализма полученных в ВУЗе знаний, обучение практическим навыкам их использования в школьной практике:

— формирование целостного и реалистического педагогического мышления и профессионально-значимых качеств личности педагога-практика.

Кроме того, наука и практика не стоит на месте, и те знания, которые получает будущий учитель, даже в день их получения уже являются устаревшими в каких-то элементах или в целом. Это делает необходимыми такие функции методической работы, как:

— оценка, адаптация и конкретизация новых теоретических идей к специфическим условиям деятельности школы и специфике преподаваемого учителем предмета, разработка методических материалов и рекомендаций;

— опытно-экспериментальная работа по апробации на эффективность теоретических идей или способов их практической реализации на материале учебных предметов;

— внедрение накопленного учителями — практиками передового педагогического опыта;

И если учитель не читает специальные педагогические журналы, новые работы по методике, дидактике, психологии, не внедряет достижения науки в практику своей работы, не проводит самостоятельных наблюдений над учащимися класса, то работает он уже на уровне вчерашнего дня, едва начав работать.

Проблема организации методической работы в инновационной школе стоит так же остро, как и проблема самих инновационных школ, но является менее разработанной. В силу разнообразия типов современной школы, направлений их работы, различий в контингентах учащихся и педагогических коллективов, формах и методах работы, требований к ним назрела необходимость в разработке столь же разнообразных форм, методов, приемов и технологий обучения и воспитания, отражающих их специфику.

Этим технологиям нужно учить учителя новой школы, что создает проблемы ВУЗовской педагогики. В соответствии с этими технологиями нужно повышать квалификацию или даже переподготавливать уже работающих учителей со сложившейся системой педагогической деятельности, что создает проблемы в работе методических кабинетов, институтов повышения квалификации кадров, администрации школ и действующих в них методических объединений.

Проблеме организации методической работы в школе посвящено относительно небольшое количество работ. В работах Г. И. Горской рассматриваются вопросы планирования и организации деятельности методических объединений. Разработке признаков детерминантных ситуаций как уровней методической работы и механизмам принятия управленческих решений в этой области посвящены работы А. М. Шумкова и И. Н. Терюшова. Прогностический подход к методической работе в школе предлагает Б. С. Гершунский, считающий, что нормативный подход к введению инноваций в сферу образования правомерен только при условии его органической связи с исследовательским. Невнимание к поисковому (изыскательскому) подходу автор объясняет недостаточной методологической культурой принятия управленческих решений, их принятием без предварительного научного обоснования с последующим искусственным и «онаучиванием». Роль руководителей школы в повышении эффективности урока как результате методической работы рассматривает Дробот Э. И. Проблемы перестройки методической работы в школе в условиях действующей реформы образования поднимает М. М. Поташник. Проблемы це-леполагания в методической работе и ее функций анализирует А. М. Моисеев. Содержание методической работы пытается определить.

A.Н.Зевина. Характер затруднений в методической деятельности учителей анализирует Т. С. Полякова. Пути оптимизации анализа эффективности методической работы рассматривает И. М. Курдюмова. Инновационные подходы к методической работе, отдельные ее функции исследует.

B.Шувалова. Проблемы профессионального становления учителя в системе непрерывного педагогического образования детально изучены Р. А. Исламшиным.

Вместе с тем, новые условия работы инновационных школ, расширение их прав и ответственности поставили ряд новых проблем, без решения которых организация методической работы будет идти по устаревшим методикам и не давать нужного результата.

В настоящее время все эти системы подготовки учителя и повышения его педагогического мастерства, подготовки к новым условиям деятельности и изменившимся требованиям общества, администрации школ разрозненно подходят к решению этой проблемы, что не дает желаемого эффекта. Возникло противоречие между увеличением объема и остроты затруднений в работе учителя и руководителя школы и значительным отставанием методических служб всех уровней в снятии возникающих противоречий и решении возникающих проблем. Необходима не только целостная система модернизации методической работы школы и со школой на всех уровнях, но и ее ориентация на специфику того или иного инновационного образовательного учреждения, цели его деятельности, уровню предъявляемых к выпускнику требований.

Этим определяется актуальность выбранной нами темы: «Инновационные формы организации методической работы школы».

Целью исследования является разработка новых направлений модернизации методической работы и форм ее организации с учетом специфики создаваемых или внедряемых школой инноваций.

Объектом исследования является процесс создания динамичных методических систем, обеспечивающих адекватное реагирование и адаптацию современного учителя к изменяющимся условиям функционирования школ разного типа, предметом — содержание, формы и методы организации методической работы таких школ.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, многофакторный анализ проблем и особенностей разнотипной современной школы побудили нас выдвинуть следующую гипотезу: а) в условиях современной школы наиболее результативной является методическая работа, синхронно проводимая в двух плоскостях — традиционно-учебной и научно-исследовательской, соответствующей направлению инновационной деятельности школы и органически объединяющая эти два вида деятельностиб) эта работа должна отвечать принципу системности, строиться на основе двойного комплекса принципов ее организации, объединенного не на суммативной, а на интегративной основе, органически сочетать инновационные и модернизированные традиционные формы.

При несоблюдении этих двух условий методическая работа может оказаться не только нерезультативной, но и несущей разрушительный потенциал в области понижения эффективности обучения и создания отрицательного психологического климата в коллективе и отрицательной мотивации деятельности преподавателей.

Задачи исследования:

1. Анализ форм, методов ипринципов организации методическая работы в психолого-педагогической литературе.

2. Конструирование научно обоснованной системы методической работы в инновационной школе на основе модернизации традиционных и создания новых форм ее организации.

3. Экспериментальная апробация эффективности предложенного инновационного варианта методической системы.

Теоретическая значимость исследования в том, что в нем выделяются направления и принципы модернизации методической работы в современных школах массового и инновационного типовустанавливается возможность эффективного использования одних из ранее использующихся форм методической работы, необходимость кардинальной или косметической модернизации других, адаптации к новым требованиям и условиям школьной работы третьих, а также потребность в разработке новых форм, соответствующих реалиям современной жизни.

Практическая значимость исследования: а) в разработке комплексного подхода к осуществлению всех стадий методической работы в школах инновационного типа, органически сочетающего три плоскости управленческой работы: школьной администрации, методических кабинетов и учреждений повышения квалификации учителейб) в разработке практических материалов и рекомендаций по созданию методической документации для инновационных школ и организации в них эффективной методической работы.

Решение проблемы взаимодействия, координации, преемственности и многоступенчатости, в том числе и преемственности в системе дошкольное воспитание — школьная подготовка — ВУЗ — учреждения повышения квалификации учителей, требует соблюдения принципов системности, научной обоснованности, логичности и последовательности, целесообразности, диагностичности, личностной ориентированности методической работы.

Перспективность исследования в том, что на основе его теоретических положений и практических рекомендаций может конструироваться адаптивная система организации методической работы в образовательных учреждениях разных типов, разрабатываться система раннего выявления элементов одаренности индивида для будущей деятельности в сфере «человек-человек», формирования его коммуникативных и лидерских способностей, без которых учитель теряет возможности решения ряда очень важных дидактических, развивающих и воспитательных задач.

Новизна исследования в том, что в нем системно рассмотрена специфика методической работы в школах инновационного типа, сочетающих учебно-воспитательную деятельность с элементами научно-исследовательской работыразработаны новые направления, формы и принципы организации работы всех звеньев школьной методической службы на основе диагностического и исследовательского подходов, взаимодействия методических и психологических служб, института классных руководителей, ученических клубов, родительской общественности и внешкольных учреждений повышения квалификации.

Достоверность и надежность полученных данных обусловливается надежной методологической базой исследования, многосторонностью изучения и анализа предмета исследования, изучением большого массива практических данных работы школ разных типов, многократной апробации результатов исследования на курсах повышения квалификации учителей и руководителей школ с использованием их в качестве квалифицированных экспертов и генераторов идей в условиях проведения мозговых штурмов, вариативным педагогическим экспериментом, репрезентативностью исследовательских выборок.

Методы исследования были обусловлены его задачами и спецификой исследуемого предмета. Мы использовали:

— теоретический анализ предмета исследования и психолого-педагогической литературы по проблемам эффективности обучения взрослых и учащихся, управления школой и организации методической работы;

— изучение документации методических служб школ разного типа, планов работы школ, отчетов руководителей школ и др.;

— собеседования с субъектами и объектами методической деятельности школ разного типа;

— сопоставительный анализ концепций работы инновационных школ и используемых в них систем методической работ;

— посещения, наблюдения и сопоставительный анализ традиционных уроков и уроков с инновационной направленностью;

— анкетирование;

— рейтинг;

— интервьюирование;

— педагогические наблюдения за деятельностью объектов и субъектов методической работы;

— методы мозгового штурма;

— теорию игр;

— вариативный педагогический эксперимент.

На защиту выносятся: а) способы и принципы конструирования методической системы в школах инновационного типаб) системный комплекс специфичных и традиционных форм и методов методической работы в школе.

Этапы работы: 1994;1995 годы — определение темы исследования, его целей и задачознакомление с системами методической работы школ, работой методических кабинетов, учреждений повышения квалификации учителей и руководителей школпроработка отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по теме исследования;

1996;1997 годы — разработка исследовательской программы и замысла исследования, диагностических и экспериментальных материалов, их фрагментарная апробация на базе опорных школ Стерлитамакского филиала БИРО и базовых школ;

1997;1998 годы — разработка вариантов целевых методических систем, направленных на решение актуальных задач школы, их экспериментальная проверка и внедрение в практику работы учителей школ Башкортостанаоформление результатов исследования.

1998;1999 годы — проведение повторных экспериментов, широкая реализация системы на курсах повышения руководителей школ, представление на защиту.

Результаты исследования докладывались на преподавательских конференциях Стерлитамакского государственного педагогического института, республиканских, городских и районных конференциях в г. Стерлита-маке, Ишимбае, Салавате, Кумертау, отражены в публикациях общим объемом 8, 7 учебно — издательских листов, апробировались коллективами школ города, вошли в программу повышения квалификации учителей и руководителей школ Башкортостана.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, библиографии, включает 3 таблицы, 2 диаграммы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование показало, что проработка различных направлений совершенствования методической работы в инновационных школах преимущественно проводится в двух аспектах: исследования способов и направлений развития школ, требующих инновационных преобразований, и выявление целей, задач и способов организации методической работы в массовой школе. Возникло значительное рассогласование между новым содержанием, принципами и условиями работы школ нестандартного типа и устаревшими подходами к организации методической работы, направленной, в основном, на коррекционную педагогику и изучение накопленного опыта и педагогических теорий.

Это подтвердило актуальность выбранной нами проблемы и правильность выбора аспектов ее рассмотрения, связанных с необходимым сочетанием традиционных форм методической работы с теми направлениями и формами, применение которых диктуется спецификой инновационной деятельности школы.

Было выявлено, что методическая работа в инновационной школе имеет свою специфику как по содержанию рассматриваемых вопросов, так и по специфике формируемых умений, характеру решаемых проблем. Эта специфика зависит от профиля инновационного образовательного учреждения, его целей и задач, темы работы школы, квалификации педагогического коллектива и характерных для него затруднений, качества управленческой подготовки руководителей.

Особенностью методической работы в инновационной школе является ее многонаправленность, не характерная для школ стандартного типа. Эта работа разворачивается в двух основных аспектах: традиционном (коррек-ционная работа, направленная на выявление и устранение недостатков подготовки учителя) и инновационном (обучение учителей навыкам экспериментально — исследовательской работы, развитие необходимых для нее творческих способностей учителя).

Каждый аспект предусматривает решение обусловленных вводимыми в школу инновациями проблем в трех взаимосвязанных плоскостях: организация соответствующей деятельности коллектива учащихсяисследовательская и организационная деятельность учительского коллективасоответствующая управленческая деятельность администрации и научных руководителей школы.

Сравнение особенностей методической работы массовой и инновационной школ, проведенное по разным плоскостям ее организации, показывает значительные отличия в каждом организационном звене.

Если выбор темы в традиционной школе чаще всего диктуется указанием сверху или произвольным выбором администрации, то в инновационной школе этот выбор определяется ее профилем и насущными проблемами, исходящими из ее специфики.

Единичные, не связанные между собой темы работы отдельных учителей, часто не совпадающие с общей темой, целями и задачами традиционной школы, объединяются в единую исследовательскую программу, где четко определено место и роль каждого исследовательского элемента.

Апробации элементов передового педагогического опыта в традиционной школе носят характер фрагментарной опытной работы, в инновационной — характер комплексного эксперимента. Реализация исследовательских направлений в ней централизованная, упорядоченная, проводятся в точно установленные и согласованные сроки.

Если в массовой школе фрагментарные исследования учителей ведутся, в основном, экспортом и нерегулярно, то в инновационной они подчинены детально проработанной, утвержденной научно-методическим советом и руководством школы программе.

Управление выполнением исследовательской программы теперь уже не бесконтрольное, произвольное, информационно-ознакомительное, а исследовательское по направлению и консультационно-коррекционное по форме. Меняется и характер отчетности. Доклады о проведенных наблюдениях, открытые уроки, выставки лабораторий учителей дополняются или заменяются научными отчетами, результатами проведенных экспериментов.

Обязательной становится диагностика не только исходного уровня обученности и развитости учащихся, но и уровня педагогического мастерства учителей, их готовности к экспериментально — исследовательской работе. При этом уже используются не только данные об успеваемости школьников и результаты предметных контрольных работ, но и широкий спектр дополнительных исследовательских приемов и инструментов.

Оценка достигнутых результатов в инновационной школе производится не на уровне мнений, а на уровне точных замеров тех показателей, которые целенаправленно менялись в результате исследования.

Коррекционная работа, направленная на устранение ошибок в организации урока и воспитательной работы имеет место и в традиционной, и в инновационной школах. Но в последней эта работа также проводится нестандартно с использованием инновационных идей, новых приемов и новых технологий, носит личностно-ориентированный характер.

Такие формы коррекционной работы, как собеседование после просмотренного урока, обмен опытом организации учебно-воспитательного процесса дополняются совместным конструированием урока на основе инновационных идей и методик, коррекционными мерами, связанными с совершенствованием хода и замысла экспериментальной работы.

Выявление фрагментов передового педагогического опыта, чаще всего не связанного с темой работы школы заменяется его созданием, охватывающим области новых технологий и программ обучения, реализующих основные цели и задачи инновационной школы. Индивидуальная наработка такого опыта заменяется коллективно-групповой, а занятия в форме предметно-методических секций — работой инициативных творческих групп.

Стихийное ознакомление учителей с психолого-педагогической литературой, обусловленное индивидуальными интересами отдельных учителей, заменяется целенаправленной информационной и тренировочной работой, сочетающей общешкольные семинары с групповой работой. Проработка основных положений выбранной темы, характерная для традиционной школы дополняется поиском способов их реализации на практике. Обмен опытом внедрения чужих разработок дополняется обменом собственными инновационными идеями и методиками.

Особенно значительные изменения претерпевает управление. Контроль и руководство выполнением единых школьных требований и общеобразовательных программ дополняется организацией многоуровневой экспериментально-исследовательской, консультационной, диагностической, координационной и аналитической работы. Анализ урока с целью контроля за ходом и результатами общеобразовательной подготовки дополняется анализом хода и результатов инновационного образовательного процесса. Консультирование по проблемам, возникающим из-за дефектов подготовки, дополняется консультированием по исследовательским программам, направленным на профилирование расширение или углубление предметных знаний, внедрение или создание новых технологий.

Коррекция ошибок в педагогической технике дополняется коррекцией исходных замыслов совершенствованием методик, а отработка традиционной педагогической техники по устоявшимся методикам заменяется отработкой традиционной педагогической техники на основе инновационных идей.

Руководители инновационной школы проводят координацию деятельности методических объединений с работой инициативных творческих групп, работают с научными руководителями инновационными образовательными учреждениями, работающими над сходными проблемами, организуют деятельность по выявлению и распространению объединенного связанного с темой работы школы, передового опыта коллективов инициативных творческих групп и т. д.

Успешность методической работы инновационной школы зависит от оптимальности сочетания коррекционной и инновационной, предметной и общеразвивающей работы, разнообразия ее форм и т. д.

Отличаясь по содержанию и направленности, методическая работа инновационных школ подчиняется модернизированной системе принципов ее организации и проводится в формах, отвечающих требованиям разнообразия, целевой направленности, адекватности тем целям и задачам, для решения которых они выбираются.

Наибольшую результативность применения этих форм дает при соблюдении условий организационно-педагогического, психологического, материально-технического характера. Выбор определенных форм методической работы зависит, с одной стороны, целевой от ее направленности, с другой — от реальных возможностей образовательного учреждения их успешно реализовать. Эти возможности связанных с качеством профессиональной подготовки учителя, уровнем развития и обученности учащихся, проработанностью и корректностью системы управления инновационной деятельностью образовательного учреждения.

Поскольку каждая из форм методической работы оказывает свое приоритетное влияние на достижение тех или иных целей, то целостность и общая результативность методической работы зависит от уровня оптимизации сочетаний этих форм в непрерывном процессе совершенствования педагогического мастерства учителей инновационных школ.

Выполненная работа не решает всех проблем методической работы в инновационной школе, но помогает сделать шаг к их решению.

Идеи диссертации и разработанные в ходе ее выполнения материалы широко использовались на курсах повышения квалификации учителей, организуемых Башкирским институтом развития образования и его Стерли-тамакским филиалом, апробировались на районных, городских и республиканских конференциях, отражены в докладах и публикациях автора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе внешнего образования. — М.: Просвещение. — 1990.
  2. О.А., Пискунов А. И. Структура и содержание системы общепедагогических знаний учителя и методика их формирования у студентов педвузов. /Сб. науч. тр. МГПИ им. Ленина. — 1984.
  3. С.К. Инновационные подходы к организации методической работы школы. Казань: КГПУ. — 1999. — 156с.
  4. С.К. Опыт работы Федоровского методкабинета// Учитель Башкирии. 1995. — № 1. — С. 3−5.
  5. А. Как создать новое содержание образования? // Народное образование. 1993. — № 7. — С. 11−13.
  6. И.С., Щебланова Е. И., Задорина Е. Н. Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей детей 6−7 лет //Вопросы психологии. 1994. — N4.
  7. Ю.Т. Радость учить и учиться : Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат. — 1989. — 333 с.
  8. Л.Г., Воронин А. Н. и др. Диагностика и развитие креативности./ В кн.: Диагностика и развитие способностей. М.: 1997. — 56 с.
  9. З.Д. Госстандарт образования сохранение единого образовательного пространства.// Учитель Башкирии. — 1995. — № 1.
  10. Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательного творчества //Вопросы психологии. 1956. — N6. — С. 26−31.
  11. Р.В. Проблема повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.//Учитель Башкирии. 1991. — № 6.
  12. К. Учителя и инновации. М.: 1991.
  13. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. КП — 1. — Казань, 1996. — 566 с.
  14. В.И. Технология экспертной оценки качества работы учителей и руководителей школ, лицеев, гимназий. Казань, 1994.
  15. В.П. Духовная культура как фактор идейно нравственного развития личности : проблемы эффективности: Автореф. дис. докт. филос. наук. — Минск, 1990. — 29 с.
  16. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: 1968. — 254 с
  17. Р. Теория и практика совершенствования подготовки педагогических кадров. //Учитель Башкирии. 1991. — № 6. — 36−39.
  18. К.Ш. О методологии и методике педагогических .исследований. / Сб. статей Уфа, 1991.
  19. И.И., Бронникова С. С., Гарипова М. И. Система работы с одаренными детьми . В 2-х ч., ч. 11.- Уфа.: Изд. БГУ. 1993.
  20. Ю.К. Оптимизация процесса обучения /общедидактический аспект). М.: Педагогика. — 1982. — 192 с.
  21. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика. -1977.- 121 с.
  22. Н.И., Глебов А. А., Кузибецкий А. Н. Обновление образования : Управленческое и профессионально-методическое обеспечение. Волгоград.: Перемена. — 1995. — 164 с.
  23. С.П. Понятие оригинала и модели в учебном процессе /Взаимосвязь своего опыта и понятия в учебной деятельности. М., 1983. С. 8−26.
  24. Г. С. Педагогическое экспериментирование //Сов. педагогика. -1990. № 2.
  25. И.Л. Функция организации управления. М.: 1976.
  26. И.Л. Эффективность управленческого процесса. В кн. Проблемы эффективности работы управленческих органов. — М.: 1973.
  27. В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. Челябинск, Обл. ИУУ. — 1997.
  28. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования. //Педагогика. 1994. — № 5. — с. 21−25.
  29. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика. 1996. — № 1. — С. 9−10.
  30. Г. Цепная реакция доброты. // Народное образование. 1989. -№ 4.-С. 33−41.
  31. В.П. Основы теории педагогических систем //Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. 304 с.
  32. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  33. В.П. Проблемы образовательных стандартов в США и России .// Педагогика. 1995. — № 1. — С. 89−94.
  34. В.П. Реформируется ли образование ?// Мир образования. -1995.-№ 10.
  35. Бестужев-Л ада И. В. Школа XXI века: размышления о будущем. //Педагогика. 1993. — № 6. — 103−112.
  36. М. В ногу со временем (О совершенствовании методической работы)// Учитель Башкортостана. 1994. — № 7.
  37. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке. / В кн.: Проблемы методологии системного исследования. М.: 1970.
  38. В.И. Педагогическая технология : Эволюция понятия//Сов. Педагогика. 1991. — № 9. — С. 123−128.
  39. В.И. Подготовка студентов педагогического института к реализации принципов научной организации труда в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов — н/ Дону, 1988. — 26.
  40. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР — 1960.
  41. В. Модель на выбор. (Методическая служба)// Народное образование. 1995. — № 1. — С. 17−20.
  42. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания.// Педагогика. 1995. — № 4.
  43. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения : вопросы терминологии.//Педагогика. 1993. — № 5.
  44. Н.В. Сущность педагогических технологий. Педагогические системы в школе и в вузе: технологии и управление: Тезисный доклад научной конференции 25 28 мая 1993 г. — ч. 1-ВГПУ. — Волгоград. 1993.
  45. Т.Г. Современная аттестация учителей: цели и тенденции.// Педагогика. 1995. — № 3.
  46. Л.Д. Из опыта работы методического объединения учителей (г. Кашира)// Химия в школе. 1986. — № 1 — С. 29−30.
  47. М.С. Инновации и новизна в педагогике // Сов. педагогика. -1989. № 6.-С. 36−40.
  48. А. Красноярский педагогический феномен (методическая работа)// Народное образование. 1997. — № 8 .- С. 74.
  49. Е.П. Формирование гуманистических качеств личности младшего школьника в учебной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 1991. — 16 с.
  50. Н.П. Диагностика в организации методической работы: Из опыта работы /Рост. обл. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. обл. ин-та усовершенствования учителей. — 1995. — 72 с.
  51. Е. Ю. Обучение молодого учителя стилю педагогической деятельности в системе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /Поморский международный пед. ун-т им. М. В. Ломоносова. Петрозаводск: 1995. — 21 с.
  52. З.И. Педагогическая практика важнейшее звено в подготовке учителя //Советская педагогика. — 1979.- N1.-С. 91−98.
  53. В.П. Наши методы преподавания и умственный паразитизм. -«Русская школа», 1901. -№ 1−2. с. 180.
  54. А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований .// Педагогика. 1994. — № 3. — С. 32−35.
  55. Л.К. Подготовка будущего учителя к формированию творческого потенциала школьника. Ижевск.: 1996. — 133 с.
  56. Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Индукция, дедукция, гипотеза. Казань: Таткнигоиздат. — 1975. — 160 с.
  57. Н.М. Поиски государственных образовательных стандартов за рубежом.// Педагогика. 1994. — № 2. — С.-112−117.
  58. В.И. Личностно-ролевой подход к построению учебно воспитательного процесса//Вопросы психологии. — 1981. — № 3. — С. 69 — 79.
  59. Т.В. Учитель и школа: Пособие для учителей. М.: 1980.
  60. .З. Учитель: профессиональная духовность//Педагогика.1995.- № 2. С. 48 — 52.
  61. Г. Г., Шайхелисламов Р. Ф. Управление системой образования в Республике Татарстан. Казань: КГУ. — 1998.
  62. P.P. Основные направления деятельности Башкирского института развития образования по поддержке инновационных процессов в образовании./ Библиотечка инноватики и технологизации образования. Ежегод. выпуск. № 1.- Уфа.: 1999.
  63. О.С. О содержании методической работы по проблеме подготовки учащихся к семейной жизни./ В сб. науч. тр. М.: АПН СССР. -1988.-С. 116−122.
  64. Н.В. Теория и методика воспитания гуманного отношения к людям у школьников : Автореф. дис. докт. пед. наук. JL, 1989. — 39 с.
  65. Р. Организационно-педагогическое руководство инновационными школами.//Учитель Башкортостана. 1995. — № 3. — С. 6−9.
  66. Р. Теория и практика инновационных процессов в образовании.// Учитель Башкирии. 1991. — С. 4−10.
  67. В. Право на эксперимент.//Народное образование.-1993. -№ 2.-С. 10−13.
  68. .Н. Методы научного прогнозирования и возможности их применения в идеологических исследованиях: (В помощь педагогу-исследователю). Киев, 1974.
  69. .Н. О прогностическом подходе к методической работе в школе./ В сб. науч. тр. «Содержание и формы методической работы в школе по оптимизации учебно-воспитательного процесса в условиях реформы». М.: Изд-во АПН СССР. — 1988. — С. 88−92.
  70. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория и практика. Киев, 1986. — 200 с.
  71. .С. Россия : Обращение в будущее (Кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск.: МО РФ, Челябинский филиал ИПО. — 1993.-240 с.
  72. .С., Пруцкая Я. Дидактическая прогностика: Некоторые актуальные проблемы теории и практики. Киев.: 1979. — С. 103−113.
  73. Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике.//Педагогика. 1994. — № 5. — С. 80−83.
  74. С.А. Оценка хода инновационных процессов в учебных заведениях. Проблемы образования на современном этапе /Материалы региональной конференции. Соликамск.: 1995. — С. 36−38.
  75. С.Н. Отечественные педагогические инновации 60−80 годов XX века//Педагогика. 1995. — № 5. — С. 83−86.
  76. С.Н., Ильин B.C. Целостный подход в подготовке будущего учителя//Сов. педагогика. 1987. — № 5. — С. 80−84.
  77. Г. И., Чуракова Р. Г. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. Пособие для учителя, 2-е изд., доп. и переработ. М.: Просвещение. — 1986. — 206 с.
  78. Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования //Педагогика. 1994. — № 6. — С. 31−37.
  79. В.В. Лекции по педагогической технологии. М.: Знание. — 1992.- 54 с.
  80. В.В. Виды обобщений в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных процессов. М.: Педагогика. — 1972. -423 с.
  81. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика.- 1986.- 240 с.
  82. В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т.1 — Изд-е 8-е. — М.: Русский язык. — 1989. — 699 с.
  83. М.А. Процесс обучения в советской школе.-М.: I960.
  84. А.В. Региональный компонент в содержании образова-ния//Педагогика. 1996. — № 1 .- С. 18−20.
  85. Де Боно Э. Рождение новой идеи. И.: 1976. — 76 с.
  86. Н.С. Пути демократизации школы// Сов. педагогика. 1991. — № 12 — С. 3−8.
  87. А.Д. Организация методической работы в школе на основе развития творческой активности учителей. Пособие для руководителей школ.-М. 1974.-28 с.
  88. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982.
  89. И.С. Теоретические основы обучения будущих учителей педагогической технологии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1996. -22с.
  90. Ю.А. Повышение эффективности деятельности муниципальной методической службы на основе технологий мотивационного программно-целевого управления. Дисс. канд. пед. наук. Барнаул.: -1994. — 178 с.
  91. В.И. Педагогика в системе науки о человеке. М.: Педагогика. — 1990. — 164 с.
  92. Заборщикова .М. М. Самообразование молодого учителя как условие совершенствования его профессиональной деятельности: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. (13.00.01)/ АПН СССР. НИИ общ. образования взрослых. Л., 1988. — 19 с.
  93. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука//Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. Тюмень, 1990.
  94. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика. — 1987. — 160 с.
  95. К. Тестирование как способ проверки знаний учащихся //Учитель Башкортостана. 1995. — № 11. — С. 56 — 59.
  96. А.Н. К проблем содержания методической работы в школе/ / В сб. науч. тр. «Содержание и формы методической работы в школе по оптимизации учебно-воспитательного процесса в условиях реформы». -М.: Изд-во АПН СССР. 1988. — С. 31−37.
  97. Ю.Б. Организация современного урока: Кн. Для учителя. М., 1984.
  98. JI. Новая модель методической службы в школе // Директор школы. 1996.- № 3.- С 13−18.
  99. Инновационные процессы в образовании/Под ред. В. И. Загвязинского. -Тюмень. 1990.
  100. Инновациия в образовании: Сб. материалов в помощь администрации мэрии г. Калининграда. Калининград, 1996. — 46 с.
  101. Р.А. Научные основы функционирования модели непрерывного образования учителей в национально-региональных условиях Татарстана. В сб. «Перспективы развития образовательных структур модели непрерывного образования учителя». Ч. З. Гл. 7. С. 150.
  102. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР. — 1962. — 376 с.
  103. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика. — 1990. — 141 с.
  104. П.М. Принципы организации. М.: Экономика, 1968. -с.119.
  105. Л.П., Чжен Н. М. Организация методической работы подединой педагогической проблемой/ Метод, рекомендации / М-во нар. образования Кирг. СССР, Респ. ин-т усовершенствования учителей. -Фрунзе: Мектеп, 1989. 39 с.
  106. П.Н. Принцип демократизации общеобразовательной школы и процесс его осуществления на современном этапе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 17 с.
  107. А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: Автореф. дис. док. пед. наук.- Д., 1983. — 32 с.
  108. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике// Педагогика. 1994. — № 5. — С. 104- 109.
  109. М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения // Сов. педагогика. 1984. — № 4. — С. 117- 122.
  110. А.Д. Изучение уровней сформированности опыта творческой деятельности школьников в процессе обучения / Диагностика и совершенствование форм и методов воспитания учащихся. Красноярск, 1986.-С. 151- 155.
  111. П.П. Принцип природосообразности и проблемы подготовки будущего учителя.//Сб. История, культура народов Евразии. Уфа, 1992.
  112. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребности школы// Педагогика. 1992. — № 5- 6. — С. — 71−78.
  113. Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. Челябинск. — 1978. — 20 с.
  114. Н.Ю. Педагогический эксперимент как фактор совершенствования профессиональной деятельности учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Рос. акад. образования. Спб., 1996. — 18 с.
  115. .И. Учение процесс творческий. М.: Просвещение, 1989.- 130 с.
  116. .И. Учение процесс творческий. М.: Просвещение, 1989. -130 с.
  117. Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей.//Вопросы психологии. 1996.-№ 6. — С. 53−64.
  118. Ф.А. Организация методической работы в школе: Из опыта работы Оргеевской школы-интерната/ Ф. А. Красовский, Ф.П. Черненький- под ред. канд. пед. наук Д.А. Мирского- Науч. исслед. ин-т. Педагогики. — Кишинев: «Лумина», 1975. — 30 с.
  119. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности и формирование его личности. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1967. 114 с.
  120. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание. — 1985.-32 с.
  121. Н.В. Понятие педагогической системы и критерии её оценки // Методы системного и педагогического исследования. Л., 1980. С. 64−78.
  122. Э.И. Нужен специалист нового типа // Сов. педагогика. -1989.- № 6.- С. 93−96.
  123. Г., 0,Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981. — Т. 1. — с.37.
  124. И.М. Пути оптимизации анализа эффективности методической работы// В сб. науч. тр. «Содержание и формы методической работы в школе по оптимизации учебно воспитательного процесса в условиях реформы». — М.: Изд-во АПН СССР. — 1988. — С.46−54.
  125. И.М., Калиниченко Н. И. Методическая работа в многопрофильной школе// Педагогика. 1994. — № 5. — С.49−52
  126. М.Г. Роль руководства школы в распространении передового педагогического опыта. Из опыта организации методической работы в школе./ Передовой педагогический опыт (Экспресс-информация НИИ ОП АПН СССР). 1997. — С. 5−8.
  127. И. Эффективность управленческих решений. М., 1975.
  128. Т.С. Творческий потенциал учителя //Вечерняя средняя школа. 1989. — № 2. — С. 52−55.
  129. Н.Н. и др. Инновационно-технологическое совершенствование педагогической деятельности/ Бюллетень «Службы инновационного консалтинга», № 6, Уфа: НИМЦ ГУНО, 1998.
  130. А.А. Психология труда учителя. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  131. A.M. Актуальные вопросы проблемного обучения. В кн. В.Оконь. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.
  132. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  133. М. И. Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ТГЖИ, 1993.- 88 с.
  134. Методическая работа в школе: Рекомендации для руководителей школ / Гл. упр. нар. образования Мосгорисполкома. Моск. гор. ин-т усоверш. учителей. Сост.: A.M. Моисеев, М. М. Поташник. М., 1988 — 83 с.
  135. Н.А. Профильная дифференциация обучения //Сов. педагогика. 1990. — № 1.- С.60−64.
  136. Н.А. Формирование творческой активности субъекта в процессе обучении.// Философские науки, 1987. -№ 10. С. 92−97.
  137. Н.П. Контуры нового содержания образования // Педагогика. 1996.- № 2.- С. 53−57.
  138. A.M. Методическая работа в школе : проблемы це-леполагания. / В сб. науч. тр. «Содержание и формы методической работы в школе по оптимизации учебно-воспитательного процесса в условиях реформы». М.: Изд-во АПН СССР. -1988 — С.22−31.
  139. A.M. Цели обучения и их функции в оптимизации педагогического процесса/ Методические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса. -М.: 1984.- С. 35- 43.
  140. Е., Пидкасистый П. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Сов. педагогика. № 10. — С.88−93.
  141. Н.М. Эффективность процесса обучения школьников. Казань: Изд-во КГПУ, 1996. — 223 с.
  142. О.Б. Методика изучения учебных способностей и творческой одаренности школьников. Учебно-методическое пособие. Казань: Изд-во КГПУ. — 38 с.
  143. О.Б. изучения учебных способностей и умственной одаренности школьников. Изд-во КГПУ, 1997. 36 с.
  144. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: 1986.
  145. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск. — 1995. -288.с.
  146. Н. Методическая работа в школе и внешнем учреждении// Воспитание школьников. 1995.- № 4.- С. 7−10.
  147. Научно-методическая служба инновационной школы: Meтод. материалы по орг. работы / Учеб. спорт, об-нии «Олимпия» Дзерж. р-она г. Волгограда, общеобразоват. шк. № 42. Разраб.: А. М. Кузибецкий, Н. Н. Чувальский. — Волгоград: Перемена, 1996. — 31 с.
  148. Э. На диагностической основе: о путях повышения эффективности методической работы в школах Московской области// Народное образование. 1987. — № 6. — С.46−50.
  149. А.А. Деятельность, поведение, творчество/ Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. -С.64−65.
  150. Новые формы методической работы / Упр. образования администрации Ульян, обл., Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульян, гос. пед. ун-те им. И.Н. Ульянова- Редкол.: Балашов М. М. и др. Ульяновск, 1997. — 50 с.
  151. Организация и содержание методической работы: Метод, рекомендации / Моск. гор. ин-т усоверш. учит- составитель Зевина А. Н. М.: Б.и., 1986. — 168 с.
  152. Организация и содержание методической работы: (Метод, рекомендации) /Моск. гор. ин-т усоверш. учителей- Составитель Касабиева Ф. В. М.: Б. и., 1986. — 83 с.
  153. Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 100 с.
  154. Педагогическая технология (Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников)/ Сост. д.п.н., проф. Щуркова Н. Е. М.: Мипкро — 1992. — 82 с.
  155. Педагогические инновации и технологии: Материалы П обл. науч.-практ. конф./ Редкол.: В. М. Абросимов (отв. ред.) и др. -Белгород, 1994. 210 с.
  156. А.А., Рокитянский В. Р. Диалог о будущем общегообразования, а также о проектности, традиционализме и методологии, после современности и «постмодернизме» с привлечением опыта осуществления вальфдорской педагогики.
  157. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986.
  158. А. Неужели отлеживаться.// Учительская газета. -1928. 11 марта.
  159. Подготовка учителей в развитых капиталистических странах: Сб. науч. тр. /Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина- Ред-кол.: М. А. Соколова (отв.ред.) и др. М.: МГПИ, 1983. — 120 с.
  160. В.Г. Социальные проблемы организации и самоорганизации труда. М.: Мысль, 1969. — 161 с.
  161. Познавательные способности в обучении/ Сост. В. Д. Шадриков и др. М.: Просвещение, 1991. 142 с.
  162. Т.С. Затруднения в методической деятельности учителей / В сб. науч.тр. «Содержание и формы методической работы в школе по оптимизации учебно-воспитательного процесса в условиях реформы». М.: Изд. АПН СССР. — 1988. — С. 54−63.
  163. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: 1993. — 64 с.
  164. М.М. Проблемы перестройки методической работы в условиях реформы/ В сб. науч. тр. «Содержание формы методической работы в школе по оптимизации учебновоспитательного процесса в условиях реформы». М.: Изд. АПН СССР. 1988. — С. 17−21.
  165. Проблемы оптимизации в педагогике.// Сов. Педагогика. -1980. № 2.
  166. Н.Н. Постоянное внимание методической работе с учителями? Опыт методического кабинета ГОРОНО г. Жуковского// Начальная школа, 1995.- № 6. С 18- 19.
  167. И. Нововведения. Стимулы и препятствия. М.: 1989. — 273 с.
  168. И. От существующего к возникающему. М., 1985.
  169. И., Николис Г. Познание сложного. М., 1990.
  170. Программы и методические записки Единой трудовой школы: Вып. 2. Городские и сельские школы 1-й ступени. М.: Госиздат, 1927. — 263 с.
  171. ПрокопенкоЛ.И., Тевлик Т. А. Методическая помощь каждому педагогу/ Педагогический опыт (Экспресс-информация НИИ ОП АПН СССР). — Вып.8. — 1986. — 13 с.
  172. И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя.- Пятигорск, 1992.
  173. Н.М. Методический аппарат в помощь школьнику// Сов. педагогика. 1989. — № 4. — С. 65−67.
  174. Н.Ф., С.А. Расчетина, Е. В. Титова. Методические рекомендации по подготовке к опытно-экспериментальной работе в школе. Гос. пед. ун-т им. А.И.
  175. Герцена, Малое гос. науч. — производственное предприятие «Внедрение». — Спб.: Образование, 1992. — 42 с.
  176. Т.К. Результативно-коррекционная деятельность руководителей школы в управлении инновационными процессами. 13.00.01: Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 1998.
  177. В.Г. Опыт организации научно-методической работы в школе// Педагогика. 1995. — № 4. — С. 116−117.
  178. З.Р. Формирование у будущих учителей готовности к инновационной дидактической деятельности: Дис. канд. пед. наук. Бирск, 1997.
  179. В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности". -М.: Прометей, 1991. 141 с.
  180. Совершенствование научно-методической работы как одно из главных направлений перестройки высшей школы: Тез. обл. науч. метод, конф./ Редкол.: В. А Кузнецова (отв. ред.) и др.- Ярославль- Яр ГУ, 1988. 159 с.
  181. . Инновации как средство экономического развития.- М., 1990.
  182. Н.С. К методологии управления общеобразовательной школой. В кн.: Вопросы внутришкольного управления. Вып. 1. М., 1977.
  183. Н.В. Научно-методическое обеспечение становления образовательных учреждений нового типа: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.01./ Калининград, гос. ун-т. Калининград. 1995. — 16 с.
  184. Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании" М., 1988. — с.12.
  185. Управление развитием школы./Под редакцией М. М. Поташника и В. С. Лазарева. Москва, Новая школа, 1995.
  186. М.Г. Содержание и организация методической работы в школе: Из опыта работы учителей Москвы // Начальная школа. 1981. — № 7. — С. 14−20.
  187. Т.Б. Интенсификация методической работы в общеобразовательной школе на основе программно-целевого подхода: Дисс. канд. пед. наук./ КГПИ. Казань, 1992. — 224 с.
  188. О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Ин-т управления образованием РАО. М., 1996. — 20 с.
  189. П. Методическая работа в школе. М.: МП СССР, 1979. — 35 с.
  190. П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогический кадров в современной образовательной школе. М.: Педагогика. — 1986. — 183 с.
  191. Т.И., Малинин А. Н., Тюлю. Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. М., 1993.
  192. С.Т. Избранные соч. В 2-х т. Т.1, 1976.
  193. А.П. О роли ассоциаций в процессе мышления/
  194. Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966.- С. 388−436.
  195. Р. Методика обучения и предпосылки воспитания.- М.: Парсифаль, 1994. 80 с.
  196. Р. Методика обучения Маркова А.А. Психология труда учителя. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  197. В.Э., Манько Н. Н. Технологическое обеспечение инноватики образования / Инноватика образования в Республике Башкортостан: Ежегодный бюллетень. Вып 1. Уфа. -1999.- С. — 16−27.
  198. Г. А. Рационализация организационно педагогической деятельности методиста в условиях осуществления школьной реформы: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) / НИИ педагогики УССР. — Киев, 1987. -17 с.
  199. В. Методическая работа в инновационной школе- системный подход. Народное образование. 1998. — № 4.
  200. B.C., Шиняева О. В. Нужна система, а не штурмовщина.// Народное образование. 1994. — № 8.
  201. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.
  202. Н.Р. О педагогической инноватике// Сов. педагогика. 1991. — № 17. — С. 21−25.
  203. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.. 144 с.
  204. Kay, Evelyn R. Vocational edication: characteristics of teachers and students, 1969. Bu Evelyn R. Kay. OE 80 073 Washington., 60 V. print, off., 1971. (Профессиональная характеристика преподавателей и студентов пед. уч. заведений США).
Заполнить форму текущей работой