Формирование информационно-коммуникационной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы
Диссертация
В современных условиях, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания — предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование — это непрерывный процесс. Для школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 16 ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
- 1. 1. Компетентностный подход в образовании как 16 методологическая основа формирования информационно-коммуникационной компетенции школьников
- 1. 2. Анализ изученности проблемы формирования 39 информационно-коммуникационной компетенции учащихся в образовательном процессе школы (тенденции и проблемы)
- 1. 3. Факторы и условия формирования информационно- 62 коммуникационной компетенции школьников
- Выводы по первой главе
- Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ 83 УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
- 2. 1. Модель формирования информационно- 83 коммуникационной компетенции учащихся в общеобразовательной школе
- 2. 2. Критерии и уровни сформированное&trade- информационно- 104 коммуникационной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по 119 формированию информационно-коммуникационной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.-С. 10−22.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985.
- Агапов B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М., 1999. — С. 13−27.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. 288 с.
- Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. — № 2. — С. 3−11.
- Анцыферова Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и функционирование. Психологические исследования социального развития личности. М., 1991.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Наука, 1990.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. -М.: 1981.-432 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.
- Ахтырский С.П. Компетентностный подход как средство определения качества содержания педагогического образования в современный период // http: llrspu.edu/Ahtirsky.html/.
- Базаров Т.Ю. Компетенции будущего: Квалификация? Компетентность (критерии качества)? // www.tltsu.ru/publectures/lecture 06.html.
- Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонскомпроцессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Проф. образование и личность специалиста. М., 2002. — С. 14−32.
- Байкова J1.A., Гребенкина JI.K. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
- Башмаков М. Информационная среда обучения. СПб: «Свет», 1997.
- Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. 94 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пос. М., 2002.
- Болотов В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. — 352 с.
- Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. — № 10. — С. 23−31.
- Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.- Ростов н/Д, 1999. -217 с.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. СПб.: Питер, 2001.304 с.
- Брановский Ю., Беляева А. Работа в информационной среде // Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С. 81−87.
- Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учеб. пос. Ставрополь: СГПУ, 1995. — 206 с.
- Брановский Ю.С. Педагогика информационно-образовательных систем // Открытое образование в России XXI века: Матер. 8-й межвуз. конф. М.: МЭК, 2000.-С. 47−54.
- Брановский Ю.С. Телеконференции в образовательном процессе// Педагогическая информатика. 2000. — № 1. — С. 61−66.
- Брановский Ю.С., Елочкин М. Е. и др. Информационные технологии. Учебник. -М., 2005.
- Брановский Ю.С., Шапошникова Т. Л. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании. Учеб. пос. — Краснодар, 2005.
- Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов // Информатика и образование. 2004. — № 5. — С. 34−39.
- Булавенко O.A. Сущностные характеристики профессиональной компетентности // Образовательные технологии. 2005. — № 2. — С. 17−22.
- Бурмакина В., Хорошилов А., Феданов А. Оценка информационно-коммуникационной компетентности школьников // Е-Learning World (Электронное обучение в мире). 2008. — № 2 (22). — С. 1015.
- Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав и структура // Наука и школа. 2007. — № 1. — С. 36−38.
- Воройский B.C. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь. М.: Изд-во «Либерия», 2001.
- Вудкок Дж. Современные информационные технологии совместной работы. Пер. с англ. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 1999.
- Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. М., 1982−1984.
- Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. -М., 1995.
- Гаибова Е.В., Чернявская А. П. К определению общих учебных компетентностей старшеклассников // Инновации в образовании. 2006. — № 5. — С. 28−39.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинта, 1998.432 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. — 448с.
- Глейзер Г. Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 3−12.
- Глобализация образования: компетенции и системы кредитов / Под ред. Ю. Б. Рубина. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. — 490 с.
- Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М., 2002.
- Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. -№ 2. — С. 42−47.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. -М.: ВЛАДОС, 1999. 200 с.
- Добудько A.B. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: структура, содержание, принципы формирования: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 151 с.
- Доклад Erich Svecnik. Концепция ключевых компетенций и ее внедрение в Австрийскую систему высшего образования. 2002.
- Ермаков Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся // Народное образование. 2009. — № 4. — С. 158— 163.
- Жибцов В. Единая информационная среда как инструмент оценки качества образования // Качество образования в школе. 2008. — № 2. — С. 5859.
- Жуков Ю.М., Петровская J1.A., Растенникова П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: МГУ, 1990. — 104 с.
- Загвоздкин В.К. Реформа образования в направлении компетентностного подхода в странах Европы и США // Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. — М., 2003. С. 167−184.
- Загвоздкин В.К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода: На материалах немецких источников // Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. -М., 2003.-С. 184−198.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2003. — 208 с.
- Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. Учеб. пос. -М.: Пед. общество России, 2001. 250 с.
- Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. — М.: Изд-во МПСИ, 2005. 216 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: Матер. 14-го Всероссийского совещания. Кн. 2. М., 2004. — С. 6−12.
- Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. — № 8. — С. 20−26.
- Иванов Д. А. Компетентностный подход в современном образовании // Справочник заместителя директора школы. — 2009. № 1. — С. 85−92- № 2.-С. 21−31.
- Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 26−31.
- Ильязова М.Д., Бусурина Л. Ю., Жиляева Т. В. Компетентностный подход к результатам высшего образования: анализ, сущность, реализация: монография. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2006. — 112 с.
- Казарицкая, И. Голованова, Л. Каплич и др. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки // Директор школы. 2002. -№ 6. -С. 16−24.
- Квашнин Е.Г. Формирование у педагогов компетентности в сфере ИКТ на основе построения индивидуальной образовательной траектории // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2009. № 2. — С. 811.
- Киселева Е.В. Роль гуманистически ориентированной среды вуза в процессе формирования культурной компетентности личности // Среднее профессиональное образование. 2007. — № 2. — С. 18−19.
- Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Клещева H.A., Панина И. К. Применение каталога профессиональных задач при формировании содержания дисциплины «Информатика» // Современные технологии обучения, «СТО-2004»: Матер. X междунар. конф., т. 1. СПб, 2004. — С. 84−85.
- Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад
- A.B. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос» // www/ei dos .ru/ news/compet.htm.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. — 176 с.
- Колесов В.П. О классификации компетенций // Высшее образование сегодня. 2006. — № 2. — С. 20−22.
- Коломиец Б.К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 144 с.
- Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. — М., 2003.
- Конасова Н.Ю. Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школы. СПб., 2000.
- Кондратьева О.Ю. Компьютерная компетентность в контексте развития личности ребенка (из опыта работы) // Информатика. 2006. — № 3.1. С. 34−36.
- Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 576 с.
- Краевский В.В. Методология научного исследования. СПб., 2001.
- Куперштейн В.И. Современные информационные технологии в делопроизводстве и управлении. СПб: «BXV-Сан-Петербург», 1999.
- Ландшеер В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы: вопросы образования. 1988. -№ 1. — С. 32.
- Лаухина Т. Методическое сопровождение информатизации образовательного процесса // Качество образования в школе. 2008. — № 2. — С. 56−57.
- Лебедев O.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 5−12.
- Лебедева М.Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование. — 2004. — № 3. — С. 95−99.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лизинский В.М. О методической работе в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 160 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992.528 с.
- Лукьянова М.И. Коммуникативная компетентность педагога как условие развития социальной компетентности школьников в образовательной среде. Ульяновск, 2002. — Вып. 9. — С. 69−79.
- Маскин В.В., Петренко A.A., Меркулова Т. К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. Практ. пособие. М.: АРКТИ, 2006. — 64 с.
- Матрос Д.Ш. Информатизация процесса обучения: системный подход // Качество образования в школе. 2008. — № 2. — С. 11−22.
- Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. -№ 11.-С. 46−56.
- Меркулова С. К проблеме оценки компетентности // Высшее образование в России. 2008. — № 2. — С. 163−165.
- Методическая поддержка информатизации образования. Сб. ст. / Под ред. Е. В. Алексеевой. — М.: НП «современные технологии в образовании и культуре», 2007. 80 с.
- Модернизация российского образования. Документы и материалы. М.: Изд-во ВШЭ, 2002.
- Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. Монография / Под общ. ред. A.A. Скамницкого. — М.: Среднее профессиональное образование, 2006. 276 с.
- Моисеев A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть? М.: Сентябрь, 2001.-160 с.
- Нефедова JI.A., Ухова Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. 2006. — № 4. — С. 61−66.
- Никандров Н.Д., Гершунский Б. С. Актуальные проблемы методологии педагогики. М., 1984.
- Новикова Л.И. Компетенции и компетентность одно и то же?: профессиональный словарик // Преподаватель. XXI век. — 2005. — № 1. — С. 4951.
- Обласова Т.В. Оценка учебно-информационных умений обучающихся // Справочник заместителя директора школы. 2009. — № 12. -С. 20−32.
- Огарев В.И. Компетентное образование: социальный аспект. -СПб: Изд-во РАИ ИОВ, 1995.
- Огарев Е.И. Компетентность образования: социальный аспект. -СПб.: Изд-во РАО ИОВ, 1995.- 170 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН- Российский фонд культуры. М.:АЗЪ, 1995. — 928 с.
- Олейникова О.Н., Муравьева A.A., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учеб. пос. М.: Альфа-М, 2005. — 160 с.
- Орлихина Н. Опыт использования ИКТ в массовой педагогической практике // Качество образования в школе. — 2008. № 2. — С. 47−48.
- Осипова О.П. Формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов // Дополнительное образование и воспитание. 2006. — № 6. С. 34−39.
- Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования // Директор школы. 2006. — № 8.1. С. 64−69.
- Панина И.К. Особенности модели предметной области «Информатика» для формирования содержания учебной дисциплины // Информационные технологии в образовании, ИТО 2003. Матер, междунар. конгресса конф., ноябрь 2003. — Ч. III. — С.70−72.
- Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Матер. 9-й научно-практ. конф. — Красноярск, 2002. — 320 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студентов высших и средних учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др.- Под. ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Академия, 1999. — 512 с.
- Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
- Переверзев В.Ю., Ярочкина Г. В. Оценка ключевых компетенций учащихся // Профессиональное образование. 2006. — № 3. — С. 26−27.
- Переломова H.A. Ключевые компетенции в образовании: современный подход // Наука и практика воспитания и доп. образования. -2007.-№ 1, — С. 7−14.
- Петров А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории // Альма Матер. Вестник высшей школы. 2005. — № 2. — С. 54−60.
- Петровский В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов н/Д.: Феникс, 1993. — 66 с.
- Петровский В.А., Калиненко В. Н., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д.: «Феникс», 1993. — 88 с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебнопрактическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» «Роспедагенство», 1997. — 176 с.
- Погодина И.А. Информационно-коммуникационная компетенция учащихся: проблемы и модель формирования // Открытое и дистанционное образование. 2009. — № 4 (36). — С. 58−63.
- Погодина И.А. Понятие информационно-коммуникационной компетенции личности: сущность и противоречия // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. — № 14. — С. 85−87.
- Попова JI.M. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов педагогического колледжа в процессе изучения информатики // http://festival.lseptember.ru/articles/510 835/.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
- Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. 880 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.1. — 608 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с. — (Труды чл.-корр. АПН СССР).
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. -М., 1973.
- Рузавин Г. И. Методология научного исследования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-317 с.
- Савельев А.Я. Новые информационные технологии в обучении // Современная высшая школа. 1990. — № 3−4. — С. 29.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сергеев И.С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. Практ. пособие. — М.: АРКТИ, 2007. 132 с.
- Соловьева H.H. Формирование базовой культуры личности // Лучшие страницы педагогической прессы. 2003. — № 2. — С. 17−23.
- Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя. Учеб. пос. — М.: «Интеллект-Центр», 2007. — 144 с.
- Стариченко Б.Е. Комплексный подход к использованию информационных технологий в школе // Интернет-журнал «Эйдос». 1999. -21 сентября.
- Степанов C.B. Методическая работа в условиях реализации компетентностного подхода в образовании. Монография. — Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 2005. 96 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Матер, для разработки документов по обновлению образования / Под ред. A.A. Пинского. М., 2001.
- Суханов А.П. Информация и прогресс. М., 1988.
- Таизова О.С. Компетенции и компетентностный подход. М., 2007.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 20−22.
- Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Хейзинга Й. Homo ludens (человек играющий). М.: ЭксмоI1. Пресс, 2001.-351 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. T. I II. — М., 1986.
- Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. — М.: Бином: Лаборатория знаний, 2008. — 188 с.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонентлично стно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55−61.
- Хуторской A.B.Современная дидактика. М.: Академия, 2002.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Метод, пос. — М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
- Шварин Ю.А. Информационные технологии. — М.: Изд-во «Лаборатория базовых знаний», 1998.
- Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2.
- Шишов С.Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 58−62.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования. -М.: Педагогическое общество России, 1999. — 320 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., 1992. — 220 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.-С. 23.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.