Формирование экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в современных условиях
Диссертация
В новых социально-экономических условиях обществу нужны специалисты, умеющие найти свое место в социальной и производственной сферах, со сформированным у них экономическим мышлением, предполагающим системный подход к анализу любого типа экономических проблем, вне зависимости от их детерминированности. Такое развитие экономического мышления существенно влияет на формирование необходимого уровня… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ
- 1. 1. Социально-экономические предпосылки формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ
- 1. 2. Психолого-педагогическое обоснование формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ на основе педагогических технологий
- 1. 3. Системный подход к формированию экономической компетентности учащихся профессиональных училищ
- Выводы по первой главе
- Глава II. Разработка и экспериментальная проверка модели формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ на основе педагогических технологий
- 2. 1. Модель формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ на основе педагогических технологий
- 2. 2. Информационные технологии — ведущий фактор формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ
- 2. 3. Социальное партнерство — как технология формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ
- 2. 4. Педагогические технологии как средство формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ
- 2. 5. Оценка эффективности применения модели формирования экономической компетентности учащихся профессиональных училищ
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абрамова С.Г. Психология в управлении и для управления (руководителям и подчиненным). — М.: Сентябрь, 1995. — 160 с.
- Авербух Р.Н. Интеграция образовательных учреждений и классификация ее организационных форм. СПб.: ИПТО РАО, 1998. — 166 с.
- Аганисьян В.М. Психолого-дидактические основы творческого взаимодействия преподавателя и учащихся в процессе учебного диалога. -СПб., 1998.-132 с.
- Актуальные проблемы современного образования: образовательная программа надпредметного модуля /Под ред. В. Г. Воронцовой, С. В. Алексеева. Спб.: СПбГУПМ, 2001. — 28 с.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. СПб., 1997.- 143 с.
- Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 2001. — 126 с.
- Ариарский М.А., Малаховская Л. П., Хейфец П. С. Повышение квалификации как компонент непрерывного образования /Науч. ред. И. П. Кузьмин. СПб.: ЦИПК ПО, 1995. — 232 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.: Методологические основы. -М.: Педагогика, 1989. 187 с.
- Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. — СПб.: Изд-во Ин-т обр-я РАО, 1996.-90 с.
- Ю.Батаршев А. В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретико-методологический аспект) /Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: Ин-ты проф-я РАО, 1996. — 80 с.
- П.Батышев С. Я. Подготовка рабочих-профессионалов. / РАО Ассоциация «Проф. образование». М., 1995. — 243 с.
- Белов В.И. Формирующие аспекты системы профессионального воспитания. СПб., 1999. -143 с.
- И.Беляева А. П. и др. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерыного профессионального образования. СПб.: ИПО РАО, 2002. — 240 с.
- Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом, 1997. — 224 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-336 с.
- Богачек И. А. Управление образовательной подготовкой учащихся в среднем профтехучилище. М.: Высшая школа, 1990. — 151 с.
- Волков С.Д., Корнейчук Б. В. Эффективное регулирование заработной платы в сфере образования. СПб.: РИО ЛОИРО, 2000. — 81 с.
- Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика /Пер. с англ. М.: Дело, 1991. — 320 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. /Под редакцией В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) /РАО, Инст. теории образ, и педагогики. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Глобальное образование: проблемы и решения /Авт.-сост. И. Ю. Алексашина. СПб.: СпецЛит, 2002. — 237 с.
- Горшкова В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе. СПб.: ИОВ РАО, 1992. — 170 с.
- Гун Г. Е. Компьютерные технологии и охрана здоровья. СПб.: ЛОИРО, 2001.-112 с.
- Гурова Т.Ф. Личностно-ориентированные технологии обучения (обзор) //Среднее профессиональное образование. 1998. — № 5. — С.21−27.
- Деева Н.К. Профтехучилище в современных условиях. М.: Высшая школа, 1994. — 174 с.
- Жилина А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности руководителя (менеджера). Кн. 3. СПб.: ИОВ РАО, 2002. — 228 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996. — 64 с.
- Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М.: Наука, 1998. — 254 с. 29.3арецкая И. И. Коммуникационная культура педагога и руководителя. М.: Сентябрь, 2002. — 160 с.
- Зиновьева И. В. Образовательный маркетинг в профессиональном учебном заведении. М.: НЦ АЛО, 2001. — 23 с. (Приложение к ж. «Проф. образование»).
- Ивлиева И.А. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования /И.А.Ивлиева, В. П. Панасюк, Е. К. Чернышева. Спб.: НПО РАО, 2001.- 152 с.
- Ивлиева И. А. Технология определения эффективности профессиональной подготовки. Спб.: ИПО РАО, 1998. — 83 с.
- Изучение квалификационных требований работодателей: Пособие для профессиональных образовательных учреждений /Под ред. С. А. Иванова, Г. В. Борисовой. СПб.: Скифия, 2001. — 51 с.
- Интеграция межпредметных связей в системе непрерывного профессионального образования. /Под ред. В. Н. Максимовой. Д.: ЛОИРО, 1990. -124 с.
- Интегрированное обучение: проблемы и перспективы /Материалы международного семинара. /Под ред. Г. А. Бордовского. СПб.: Образование, 1996.-144 с.
- Интенсификация теоретического обучения в профтехучилищах: Сборник статей /Отв. ред. А. П. Беляева. М.: Высшая школа, 1990. — 128 с.
- Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 384 с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи. JL: Изд-во Лен. ун-та, 1991. — 384 с.
- Казанская В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 128 с.
- Карпов В.В., Гаврилов В. Е. Профессиональная ориентация в условиях рынка: Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУПМ, 1995. — 35 с.
- Кишкель Е. Н. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. Краткое пособие для директоров профшколы. М.: ИЦ АПП, 2001. — 52 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучении в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 51 с.
- Кобак В.А. Основы начальной профессиональной подготовки. -СПб.: ЛОИРО, 2000. 248 с.
- Колесникова И.А. Научно-исследовательская работа в системе подготовки учителя инновационного типа. Л., 1990. — 137 с.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. -М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1999. 224 с.
- Концепция модернизации образования РФ на период до 2010 г. М.: МО РФ НФПК, 2002. — 36 с.
- Краткий психологический словарь /Сост. Л. А. Карпенко, под общей ред. А. В. Петровского, М.Г.Ярышевского) М.: Политиздат, 1985. — 134 с.
- Краткий словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1987.351 с.
- Краткий толковый словарь по профессиональному образованию. -СПб.: Бохум, 1994. 340 с.
- Краткий философский словарь /Под ред. А. П. Алексеева. М.: Проспект, 1997. — 400 с.
- Крыжко В.В., Павлютенков Е. М. Психология в практике менеджера образования. СПб.: «Каро», 2001. — 293 с.
- Кузнецова Н.Е., Шаталов М. А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции. СПб.: Образование, 1998. — 48 с.
- Кузьмин И.П. Аттестация как средство управления непрерывным профессиональным развитием инженерно-педагогических работников. -СПб.: НПО, 1997. 127 с.
- Кузьмин И.П., Горчакова-Сибирская М.П. и др. Развитие профессионализма инженерно-педагогических работников в системе дополнительного профессионально-педагогического образования. М.: ИРПО, 2001. -232 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М.: ИПО, 1990. -166 с.
- Кулюткин Ю.Н. Культура групповых дискуссий. СПб.: СПбГУПМ, 1997.-22 с.
- Кустов Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы /Научн. ред. А. А. Кирсанов. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990.-120 с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 159 с.
- Лазарев B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России. 2002. — 303 с.
- Левина М.И. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2001. — 272 с.
- Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб: Образование-культура, 1998. — 344 с.
- Макареня А.А., Суртаева Н. Н. Интеграционные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала региона. СПб.: ИОВ РАО, 2002. — 24 с.
- Максимова В.Н. Интеграция в системе образования: Учебное пособие. СПб.: ЛОИРО, 1999. — 83 с.
- Максимова В.Н. Лицейское образование: Сб. статей и материалов конференции, 2−3 ноября 1995 год. СПб.: ЛОИРО, 1996. — 131 с.
- Максимова В.Н. Организация повышения квалификации в системе непрерывного инженерно-педагогического образования. СПб.: б/н, 1991. -84 с.
- Марон А.Е. Теоретико-методологические основы проектирования технологий обучения взрослых. СПб.: ИОВ РАО, 2000. — 216 с.
- Методические рекомендации по организации прогнозирования потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в образовательных учреждениях начального профессионального образования/ МО РФ № 56/1972 от 31.01.02. 32 с.
- Мехедов В.В., Скворцов В. Н. Организационно-педагогические основы управления школой. СПб.: ЛГОУ, 1999. — 92 с.
- Мехедов В.В., Скворцов В. Н. Теоретические основы управления школой: Учебное пособие. СПб.: ЛГОУ, 1998. — 125 с.
- Митрохин В.А. Социальное партнерство: Учебно-методическое пособие. М.: ИПО РАО, 1998. — 251 с.
- Михеев В.А. Политика социального партнерства. Ч. I, II. М.: ИПО РАО, 1999.-97 с.
- Модернизация общего образования на рубеже веков. /Под ред. В. В. Лаптева. СПб.: Изд-во РГТТУ им. А. И. Герцена, 2001. — 213 с.
- Моисеев A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть. М.: Сентябрь, 2001. — 160 с.
- Мониторинг занятости: методология, методика, опыт организации /И.Б.Берестова, О. Н. Иванов, С. А. Иванов и др. //Мониторинг социально-экономической ситуации и состояние рынка труда Санкт-Петербурга. 1995. -№ 2.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 231 с.
- Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Вып. 12. М.: ЦРСДОД, 2001. — 64 с. 80.0'Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М.: ООО «МТ Пресс», 1999. — 296 с.
- Областной закон о начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в Ленинградской области / Принят Законодательным собранием Ленинградской области 29 мая 2001 г. СПб., 2001. -Юс.
- Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Том I. Книга V. Управление образованием взрослых. /Под ред. В. И. Подобеда, А. И. Жилиной. СПб.: ИОВ РАО, 2000. — 188 с.
- Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Том IV. Книга I. Теоретико-методологические основы проектирования технологий обучения взрослых. /Под ред. А. Е. Марона. СПб.: ИОВ РАО, 2000.-216 с.
- Паркинсон С.Н., Рустомжи М. К. Искусство управления: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. — 143 с.
- Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие. /Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1998. — 512 с.
- Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография /Под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Образование, 1995.-171 с.
- Педагогический энциклопедический словарь /Под ред. Б.М.Бим-Бада. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
- Петров Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. Нижний Новгород: Мысль, 1994. — 351 с.
- Платные услуги учреждений профтехобразования: Сборник основных нормативных документов /Под ред. А. Т. Глазунова. М.: ИЦ АПО, 2001. -63 с.
- Подобед В.И. Системное управление образованием взрослых. -СПб.: ИОВ РАО, 2000. 232 с.
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Просвещение, 1993. -64 с.
- Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества: Научно-методическое пособие /Под общ. ред. С. Г. Вершловского. СПб.: Спец. лит., 2003.-239 с.
- Поташник М.М. Профессиональные объединения педагогов. М., 1997.-182 с.
- Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с.
- Прикладная социология: Учебное пособие /под ред. Ю. С. Колесникова. Серия «Учебники Феникса». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-320 с.
- Программа «Развитие системы государственных стандартов и тестирования». М.: МО РФ НФПК, 2000. — 86 с.
- Программа опережающего развития начального профессионального образования в Российской Федерации на 2002−2006 г. //Профессиональное образование. № 7. — 2002. — С.9−11.
- Профессионализм методиста /Т.А.Сергеева, Н. М. Уварова, С. Е. Назарова и др. М.: ИРПО, профобр. издат., 2002. — 224 с.
- Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация профессионального образования, 1999. — 904 с.
- Профессия руководителя и профессиональная управленческая деятельность //Управление деятельность профессиональная: Сб. статей /Под ред. В. Ю. Кричевского. — СПб.: СПбГУПМ, 2001. — С. 19−43 с.
- Прохоров А.П. Русская модель управления. М.: ЗАО «Журнал эксперт», 2002. — 376 с.
- Региональная целевая программа развития образования Ленинградской области на 2001−2005 годы. СПб.: ЛОИРО, 2001. — 110 с.
- Реформы образования. Аналитический обзор / Под общ. ред. В. М. Филиппова. М.: Смысл, 2003. — 304 с.
- Рудаков М.Н. Рынок труда: закономерности и механизмы функционирования: Монография /ПетрГУ. Петрозаводск, 2001. — 172 с.
- Рынок труда и квалифицированные кадры (опыт, проблемы, рекомендации) /Под ред. В. Д. Рожкова. СПб.: МЕРЛИН, 2000. — 112 с.
- Савина М. С. Технология поиска работы. М.:ИЦ АПО, 2000.47 с.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М.: Тандем, 1999. 352 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1999. — 255 с.
- Селевко Г. К. Технологии педагогических советов: Спецвыпуск журнала «Школьные технологии». Вып. 3. М., 1998. — 56 с.
- Сергеев А.Н. Педагогика и методика подготовки рабочих для производственной отрасли (Институт проф. образования, Чел. фил-л). Челябинск: ИПО РАО, 1994. — 108 с.
- Смирнов И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М.: ИПО РАО, 1998. — 156 с.
- Современный учащийся начального профессионального образования. / Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. М.: ИЦ АПО, 2002. — 46 с.
- Соколов А.Г. Концепция и практика системного управления профессиональным учебным заведением/ Акад. проф. обр-я- Акад. инф. обр-я. -СПб., 2000. 269 с.
- Соколов А. Г. Управленческая деятельность в учреждении начального профессионального образования. СПб.: ИПО РАО, 1997. — 123 с.
- Социализация взрослых: Учебное пособие./ Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.:СпецЛит, 2002. — 272 с.
- Социальное партнерство в переходном обществе: опыт России. /ИНИОН РАН. Социально-трудовые исследования. Вып. X. — М., 1998. — 95 с.
- Социальное партнерство в профессиональном образовании и сфере занятости: Методологические и организационные аспекты. СПб.: Скифия, 2003. — 88 с.
- Спивак В.А. Факторно-целевой подход к организации управления профессиональным образованием. СПб.: СПбГУПМ, 1992. — 123 с.
- Суртаева Н.Н. Технология диалоговой взаимопомощи в профессиональной школе. СПб.: УМЦ, 2003. — 24 с.
- Сухобская Г. С. Психология в управлении: (Продолжение диалога с директором школы) СПб.: РИО СГУПМ, 1999. — 80 с.
- Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие школьника. -СПб.: ЛОИРО, 2003. 139 с.
- Теория и практика образовательных процессов в профессиональной школе: Сборник научных трудов /Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: ИАО РАО, 1999.-224 с.
- Ткаченко Е.В. Основы регионального базового профессионального образования. М.: ИЦ АПО, 2001. — 44 с. (Прилож. к ж. «Проф. образование»)
- Тонконогая Е.П. Теоретические основы совершенствования управленческих умений руководителей школ в системе повышения квалификации. М.: НИИ ООВ АПН СССР, 1990. — 74 с.167
- Топоровский В.П. Аналитическая деятельность руководителя образовательного учреждения: Учебное пособие. СПб.: ЛОИРО, 2000. — 104 с.
- Топоровский В.П. Развитие исследовательской культуры директора школы: Учебное пособие. СПб.: ЛОИРО, 2000. — 92 с.
- Топоровский В.П. Управленческая компетентность директора развивающейся школы. Монография. СПб.: ЛОИРО, 2001. — 211 с.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998. — 288 с.
- Тукмачева Л.Н., Трепачко Н. В. Организация производственного обучения в профлицее. М.: ИЦ АПО, 2000. — 60 с. (Библ. ж. «Проф. образование)
- Тюрина Э.Н. и др. Педагогические инновации в непрерывном образовании. СПб.: ИПО РАО, 1997. — 69 с.
- Управление качеством: основы теории и практики: Учебное пособие. М.: Дело и сервис, 2002. — 160 с.
- Управление современной школой: В 2 кн. Кн. 1. Вопросы теории и алгоритмы управленческой деятельности /Под общ. ред. С. А. Лисицына, А. Е. Марона. Спб.: ЛОИРО, 2003. — 193 с.
- Управление современной школой: В 2 кн. Кн. 2. Качество образования /Под общ. ред. С. А. Лисицына, А. Е. Марона. СПб.: ЛОИРО, 2003. -285 с.
- Федеральная программа развития образования /Утверждена Федеральным Законом РФ от 10 апреля 2000 года № 31-ФЗ. М.: Изд-во МГУП, 2000.-87 с.
- Федотова К.А. Нормативное обеспечение стандарта профессионального образования в ФРГ: АПО, 2000. 62 с. (Библ. ж. «Проф. образование»)
- Хейфец П.С. Организационно-методические условия создания регионального профессионального учебного заведения. СПб.: ИПО РАО, 1994.-232 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
- Чахоянц В.Е. Подготовка конкурентоспособного рабочего в профтехучилище: Метод, реком. JL: ВИПК, 1990. — 15 с.
- Чернейко Д.С. Формирование рынка труда: опыт, проблемы. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 160 с.
- Что нужно знать о социальном партнерстве /Рук. авт. кол. Н. Н. Гриценко. М., 1994.-161 с.
- Шапкин В.В., Худяков В.П.Преподавание спецтехнологий в профессиональных училищах и лицеях. СПб.: ИПО РАО, 1997. — 208 с.
- Шерайзина P.M., Марон А. Е. Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности: В помощь руководителям городских и сельских образовательных учреждений. Новгород: Изд-во НовГУ, 1994. — 58 с.
- Шкляр А.Х. Педагогическая система производственного обучения в условиях непрерывной многоуровневой подготовки. — Минск: РИПО, 1997.-235 с.
- Щербаков Е.Ф. Концепция совмещения начального и среднего профессионального образования в одном образовательном учреждении // СПО. -№ 11.- 2002. С. 6−8.
- Энциклопедия профессионального образования. Т. 2. /Под ред. С. Я. Батышева. М.: ИПО РАО, 19 990. — 440 с.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. -М.: Мысль, 1991.- 87 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1995. — 331 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личноориентированного обучения. //Вопросы психологии. 1995. — № 2
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Ев-роп. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). -М.: Новая школа, 1996. 175 с.
- Янсен Ф. Эпоха инноваций. М.: ИНФРА-М, 2002. — 308 с.