Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Место педагогики в современных науках

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии со словарем русского языка нам пришлось рассмотреть ряд терминов с одним и тем же корнем: учение (теория), учитель (педагог), обучение (деятельность учителя), обучающийся, учеба (деятельность учащегося). Кстати, слово «наука» производное от древнерусского укъ (учение). Все термины, выделенные курсивом, вполне уместны в русском языке. Впрочем, обращаясь к ним, всегда следует иметь… Читать ещё >

Место педагогики в современных науках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общепризнано, что педагогика (от греч. pais — ребенок и agein — вести) является отраслью науки. Нетрудно понять необходимость ее развития: люди без нее обойтись нс могут. Как существа концептуальные, они вынуждены руководствоваться науками, т. е. научными учениями (теориями), но те не усваиваются автоматически, без специальных усилий со стороны людей. В связи с этим необходимо повышать концептуальную компетентность людей, т. е. уровень их понятийной развитости. Можно быть более и менее компетентным. Разумеется, в качестве аксиологических существ люди считают позитивной ценностью не что иное, как максимизацию концептуальной компетентности. Эта ценность как раз и есть основной принцип педагогики. Наиболее компетентен тот, кто, оперируя научными принципами и законами, способен обеспечить успех своих действий, поступков. Как именно следует оперировать указанными концептами, будет выяснено в дальнейшем, только после этого окончательно прояснится природа компетенций.

Ученые развивают различные учения, но они не обязательно обучают других людей. Тот, кто обучает, по определению педагог (учитель). Того, кого обучают, называют обучающимся. Педагог обучает, а обучающийся учится. Таким образом, субъектами педагогики являются, с одной стороны, педагоги, а с другой стороны, обучающиеся. Разумеется, обучающимися могут быть не только дети, но и взрослые, причем любого возраста.

В соответствии со словарем русского языка нам пришлось рассмотреть ряд терминов с одним и тем же корнем: учение (теория), учитель (педагог), обучение (деятельность учителя), обучающийся, учеба (деятельность учащегося). Кстати, слово «наука» производное от древнерусского укъ (учение). Все термины, выделенные курсивом, вполне уместны в русском языке. Впрочем, обращаясь к ним, всегда следует иметь в виду следующие немаловажные обстоятельства: во-первых, часто широко используемые в естественном языке термины образовались не в научном контексте; во-вторых, при научной интерпретации их смысла им нередко находят альтернативы. Делается это для того, чтобы по возможности избежать ненаучных интерпретаций. Применительно к двум интересующим нас терминам уместны следующие замечания.

В научном контексте, как правило, вместо «учение» говорят «теория». Такова практика современного русского языка, с которой необходимо считаться. Учителями часто называют педагогов школы. Термин также используется для обозначения выдающихся личностей. В этом случае совсем не обязательно учитель является педагогом. Учитывая неоднозначные интерпретации слова «учитель» мы предпочитаем субъектов обучения называть педагогами. Соответственно обучающихся будем называть учащимися.

Итак, со статусом педагогики мы в основном определились. Это надстроечная наука, основным принципом которой выступает максимизация педагогами уровня компетентности обучающихся. Приводя это определение, мы руководствуемся определенной научной методологией, в соответствии с которой при определении какой-либо науки в первую очередь следует указывать на ее принципы, ибо в науке нет ничего более актуального. Педагогика как надстроечная наука базируется на всех других науках, достижения которых суждено присвоить обучающимся.

Обратимся теперь к чрезвычайно широко распространенному клише, согласно которому педагогика — это наука об обучении и воспитании человека. Многочисленные сторонники этого определения, конечно же, понимают, что в обучении и воспитании необходимо достигнуть какого-то оптимального результата. Но на это обстоятельство они указывают лишь после определения педагогики, т. е. во вторую очередь. На наш взгляд, основной принцип педагогики должен фигурировать уже в определении.

Второе наше критическое замечание касается определения предмета педагогики как обучения и воспитания. И то, и другое осуществляет педагог. Личность же учащегося задвигается куда-то в тень, а между тем он непременный участник любого педагогического процесса. Таким образом, предмет педагогики включает не только обучение, проводимое педагогом, но и учебу учащегося, не только его воспитание педагогом, но и его собственное развитие.

Еще одно замечание относится к объединению обучения с воспитанием. Нетрудно убедиться, что всякое обучение непременно сопровождается воспитанием, т. е. целенаправленным развитием личности учащегося, а всякое воспитание не обходится без обучения тем или иным наукам. С учетом этого обстоятельства можно было бы назвать предмет педагогики либо обучением, либо воспитанием. Тем не менее абсолютное большинство педагогов предпочитает не сводить обучение к воспитанию или же воспитание к обучению. На наш взгляд, термины «обучение» и «воспитание» синонимичны. Синонимы по определению близки по смыслу, но не тождественны друг другу. Они отличаются своими акцентуациями[1].

Таким образом, вполне допустимо в определении предмета педагогики использовать два синонима: обучение и воспитание.

Выводы

  • 1. Педагогика — надстроечная наука, ибо ее предметом является обучение различным наукам.
  • 2. Основополагающий принцип педагогики — максимизация педагогами концептуальной компетентности учащихся. Статус этого принципа указывает на аксиологический характер педагогики.
  • 3. Указанный принцип определяет суть как обучения, так и воспитания. Обучение и воспитание — педагогические синонимы. Для них характерен один и тот же принцип, но с различными акцентуациями. Если в обучении преобладает социальный и субъектно-личностный фокус, то оно тождественно воспитанию.
  • [1] См. характеристику концепта воспитания в параграфе 6.1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой