Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурно-досуговая деятельность подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В методике культурно-досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Они подразделяются на устные средства (живое слово, сценическая речь); печатные средства (газеты, журналы, политическая литература, научная литература); кино, радио, телевидение; художественная литература; искусство и самодеятельное творчество (драматическое, хоровое… Читать ещё >

Культурно-досуговая деятельность подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Досуг — возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т. п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т. п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т. п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего, в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам) [81].

Культурно-досуговая деятельность — это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подвергается следующим определением: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [37, с.11].

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средствсущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающейего. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит вприсвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у негоиндивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться. Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальнойдеятельности. Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с однойстороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой сторонысамо это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был созданпредшествующим поколением, другими людьми до него». Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условия культурно-досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Какизвестно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечениеподростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки болееоткрыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальныхинститутов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать наих нравственный облик и мировоззрении.

При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогическогопроцесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм иметодов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подросткамиобъекта педагогического влияния. Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм какважных приемов выражения содержания деятельности. Форма — это сочетание способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием. [23, с.94].

По содержанию культурно-досуговую деятельность подразделяют на: познавательную, ценностно-ориентированную, практически-преобразующую, творческую.

Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в результате участия в дискуссии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ритуалах и т. д.

Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.

Творческое начало присуще всем видам и формам культурно-досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством [23, с.24].

Содержание всегда опирается в ту или иную форму. Форма — есть организация, структура содержания.

Все многообразие форм общения подростков в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

  • — по содержанию (познавательные, развлекательные);
  • — по времени (кратковременные, периодические, систематические);
  • — по характеру (пассивные, активные);
  • — по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Механизмом доведения содержания деятельности учреждением культуры до населения являются средства.

Средства — один из важных компонентов культурно-досуговой деятельности. Средства культурно-досуговой деятельности — это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры.

В методике культурно-досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Они подразделяются на устные средства (живое слово, сценическая речь); печатные средства (газеты, журналы, политическая литература, научная литература); кино, радио, телевидение; художественная литература; искусство и самодеятельное творчество (драматическое, хоровое, музыкальное, хореографическое, живопись); технические средства. Приведенная классификация средств культурно-досуговой деятельности носит в известной степени условный характер. Так, например, кино — это вид искусства, но оно может быть отнесено и к техническим средствам. Нередко к техническим средствам относят радио и телевидение, и в этом есть определенный смысл. Многозначно понятие печати. Одно значение имеет книга как вид печати и другое — книга как художественное произведение. Средства следует рассматривать только как способы передачи содержания. В практической деятельности учреждений культуры особенно широко применяются: живое слово, кино, искусство всех видов и жанров, технические средства, то есть те средства, которые придают деятельности учреждений культуры особую эмоциональную окраску [23, с.218].

Средства культурно-досуговой деятельности разнообразны. Специалисты должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение определённой задачи: отдыха, развлечения, рекреацию, просвещение, образование.

Отдых и развлечения представляют собой особый вид деятельности, в котором большое место должна занимать интеллектуальная и эмоциональная насыщенность. Активный отдых позволяет переключиться с обязательных дел на необязательные, с серьезных — на веселые, с умственной нагрузки — на физическую, с личных дел и интересов — на общественные, с познания — на развлечение, с пассивного отдыха — на активный, и наоборот.

Необходимо опираться на типичные для учреждений культуры «схемы переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, характеризующие динамику занятий, их энергетические, временные и другие лимиты, их психофизиологическую ценность для разных категорий людей. Следует различать эмоциональную разрядку и эмоциональную нагрузку воздействий на человека в процессе отдыха и развлечений, между которыми имеется определенная взаимозависимость.

Основным методом в культурно-развлекательной деятельности является игра. Игра выступает как метод подготовки программы и как форма. Как форма, игра имеет следующие отличительные черты: наличие определенного игрового пространства; игровые правила; потребности в игровой деятельности.

Как метод, игра представляет собой сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных действий, выполнение которых зависит от творческой инициативы играющих [68, с.12].

Следует учитывать специфику различных видов отдыха: праздничный, повседневный, воскресный и семейный отдых. Каждый из этих видов отдыха имеет свою психологическую основу.

Праздничная ситуация максимально активизирует эмоциональную сферу человека. Характер отдыха зависит от особенностей самого праздника. Организаторы праздника стремятся подчеркнуть социальнуюзначимость события, вовлечь максимальное число людей в праздничное действие. Высокий эмоциональный настрой дает возможность повысить эффективность праздничного процесса. Эту особенность необходимо учитывать при организации праздничного действия независимо от того, какие методы будут использоваться при его подготовке.

Надо подчеркнуть, что характеристика подросткового досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления — как личностные, так и общественные. Культура досуга — это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания — все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга подростка. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг. В юношеском возрасте досуг для подростка превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности. Основные особенности культурного досуга подростка — высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса. У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени — творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг. В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целом социально — экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала школьников и общества в целом. Подростковый досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением. В этом заключается социальная роль досуга. Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время.

В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности к более сложным, от пассивного отдыха — к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации — к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей — к творчеству.

Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки. С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Именно поэтому так важно с помощью средств культурного досуга на базе общеобразовательного учреждения раскрыть творческий потенциал подростков. В подростковом возрасте появляется желания выражать свою личность, стремления к пониманию общества и своего места в нем. Появляется желание авторитета среди сверстников и взрослых. Одним словом человек в этом возрасте начинает не только наблюдать и познавать, но еще и анализировать мир и пространство вокруг себя. И средства досуга в контексте нравственно-эстетического воспитания призваны воссоздать перед подростком четкую картину этого пространства. Так же Мероприятия культурного досуга призваны социализировать подростков, а если они будут проходить именно на базе общеобразовательного учреждения то это характерно тем, что оно становится более доступным. Ведь очень важно грамотно приобщать подрастающее поколение к красоте творчества, сделать ребенка не сторонним наблюдателем, а участником творческого процесса. И этим эстетическое воспитание на базе школ и призвано заниматься.

Выводы по первой главе Таким образом, нравственно-эстетическая культура — это целенаправленный процесс присвоения подростками общечеловеческих ценностей, культурных норм и эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием прекрасного в действительности.

Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания, следует применять комплексный подход, в котором можно выделить два принципа:

  • — система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой;
  • — нравственно-эстетическое воспитание должно стать органической частью любого воспитания.

Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства — изобразительное, музыкальное, вокальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное и др.

Изобразительное искусство, музыка, сказки и стихи, так же, как явления природы, предметы, окружающие подростка, вызывают впечатления, которые могут содержать оценку поступков и поведения сверстников.

Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях нравственно-эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения.

Очень важно в старших классах обогатить учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве посредством культурно досуговой деятельности.

Для осуществления художественного воспитания подростков в соответствии с проанализированными данными, разработана программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков, которая включает в себя следующие направления: теория и история искусств, основы эстетики, основы этики, курс рисунка, курс живописи, курс композиции, основы скульптуры, музыкальная литература, музыкальное исполнительство, хореография, спортивно — бальные танцы.

Выше рассмотренныйанализ эстетической и художественной культуры личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в подростковом возрасте. Не стоит забывать, что особым инструментом воспитания является культурно-досуговая программа. Автором выпускной квалификационной работы была разработана такая комплексная программа «В мире гармонии».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой