Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы взаимодействия школы и семьи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принимая во внимание особое состояние ребенка в момент совместной деятельности педагогов, детей и родителей, необходимо технологически точно провести организацию этой деятельности. Сначала нужно представить родителей всем участникам предстоящей деятельности, причем лучше, если свою семью представит ребенок. Затем обставляется мизансцена начального этапа деятельности, так чтобы в центре внимания… Читать ещё >

Принципы взаимодействия школы и семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Альянс дееспособен, если выстраивается на базе общих руководящих положений — принципов, обоюдно принятых двумя сторонами. Определение принципов должно быть исчерпывающим. Оно производился таким образом, чтобы каждый предыдущий принцип обеспечивал реализацию последующего, а каждый последующий обогащал деятельность по реализации предыдущего.

Количество принципов должно быть минимальным, чтобы сознание легко могло быть ориентировано на одновременную реализацию всей системы принципов.

Принцип соглашения — исходный принцип будущих взаимоотношений семьи и школы. Ему следует придавать первостепенное значение. Он реализуется первым в поочередной последовательности всех других руководящих положений. Каждый раз это свершается в начале учебного года, повторно пересматриваются общие позиции школы и семьи в их представлении о воспитании, а главное — о цели воспитания: какими мы хотим видеть детей по окончании школы. Разумеется, наибольшее внимание реализации данного принципа уделяется при поступлении ребенка в школу, при переходе ребенка из начальной в среднюю школу и в начале завершающих двух лет.

«Соглашение» — это договоренность двух сторон об основах организации школьной жизнедеятельности детей и об условиях взаимоотношений этих двух сторон, а также о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу в сфере обоюдной заботы о возможно максимальном развитии ребенка.

Продуктом воплощения данного принципа является единогласие в чем-либо двух договаривающихся сторон. В педагогическом альянсе значимость этого продукта играет существенную роль в развитии ребенка. Этот продукт предназначен именно ребенку: в едином социальном поле гармонизируется процесс его личностного становления и развития формирования.

Этико-психологические основания реализации принципа соглашения — забота о максимальном развитии ребенка. Школа берет на себя ответственность, а родители обязуются содействовать физическому и духовному развитию ребенка согласно профессиональным педагогическим рекомендациям, исходящим от школы.

Осуществляется этот принцип методом договора. Он ключевой в реализации данного общего положения. Состоит из проведения предварительных переговоров по вопросу взаимных обязательств и выработки соглашения о взаимном исполнении принятых обязательств. Дискурсия присутствует в любых формах достижения обоюдного согласия.

Либо такая договоренность осуществляется ежегодно при поступлении новых учащихся в школу, либо через некоторое время практики такого договора с родителями вырабатывается письменная декларация, которая служит основой для родителей поступающих вновь в школу детей.

Примет ли договоренность письменное оформление или сохранится устная форма установленного и традиционно соблюдаемого, зависит от воли субъектов и обстоятельств. Здесь главное — «договориться на берегу, прежде чем отправиться в плавание».

Весьма важна основательная и полная реализация этого принципа в первые годы работы, когда репутация школы складывается в микрорайоне и родители не совсем информированы об особенностях школы. Позже сложившийся авторитет школы и ее образ в сознании жителей микрорайона сделают свое дело: родители будут знать общие черты системы школьного воспитания и иметь представление о своих функциях. Поэтому позже работа педагогов облегчается, но не исключается вовсе: администрация и педагоги вновь и вновь возвращаются к совместному осмыслению устоев школы и характера воспитания детей в дискурсии с родителями.

Принцип сопряжения. Школьное восприятие ребенка не совпадает с восприятием его как представителя семьи и носителя семейных отношений. Любящий сын и нежный внук в школе ведет себя как отъявленный грубиян; замечательная ученица, гордость и надежда школы оказывается эгоистичной и жестокой по отношению к родителям. Такие истории нередко пересказываются педагогами экспрессивно и пессимистично. Степень альтернативной напряженности в них бывает различной, но идея всегда одинакова: почему так по-разному ведут себя дети при кажущемся одинаковом воспитании? Но спросим себя: почему мы не ставим вопрос иначе — «Отчего хороший ребенок вдруг ведет себя плохо в другой среде?» И что такое есть в этой другой среде, которая возбуждает его дурное поведение? Или пусть обратный вариант — замечательное поведение?

У школы нет возможности выяснять такие глубинные причины. Зато у школы есть колоссальные потенции воспитательного влияния на семейную среду, продуманного психологического корректирования семейных отношений, которые бы могли инициировать самые положительные проявления ребенка.

Когда педагоги видят, как устрашающе неблагоприятны условия семейного воспитания, они вынуждены искать другую, непрямую дорогу педагогического влияния на родителей. Школьные работники хорошо знают, что дисгармоничность социальных влияний не только снижает уровень воспитанности, но может стать опасным разрушительным фактором личности. Сопрягать влияние школы и влияние семьи крайне необходимо во имя наивысших достижений ребенка в его развитии.

«Сопряжение» — согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии, так чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.

Повседневный пресс противоречий, падающий на ребенка, — благоприятная почва для неврастении, истерии, агрессии как состояния ребенка, так в дальнейшем и черты его личности.

Чтобы организовать (а вернее, стимулировать, возбуждать, вызывать) сопряжение, педагог сначала осмысливает то, что организуется в школе и во имя чего это введено в систему воспитания. Возьмем самый простой и один из самых тонких моментов школьной действительности: дети при входе педагога в класс всегда встают. Это хорошая традиционная форма выражения уважения старшему — тому, кто долго жил, тому, кто больше видел и имеет больший жизненный опыт. Но в эту традиционную форму влито новое психологическое содержание: человек с человеком всегда на равно уважаемом уровне общаются, поэтому встают при появлении другого, если предстоит общение.

Введение

такого правила поведения бессмысленно, если его не протянуть в семейную среду: и там не должны общаться сидя со стоящим человеком.

Поэтому далее педагог продумывает способ переноса такого отношения и такой формы поведения в семейную сферу, перебирая разные варианты воздействия, от прямых рекомендаций до игровых психологических тренингов. Например, при встрече с родителями он акцентирует внимание на том, что человеку некомфортно, если глаза собеседника будут располагаться выше уровня его собственных глаз, он ссылается на себя и просит всех сидеть во время беседы, садится и сам.

Теперь педагогу необходимо отследить реальное корректирование семейной практики, он опять перебирает разные варианты и, допустим, останавливается на методике «недописанного предложения». Детям предлагается дописать фразу: «Когда я сижу, а ко мне подходит бабушка, то я, прежде всего…». Проанализировав результаты, педагог констатирует определенные положительные изменения в поведении детей.

Завершающая операция педагога представляет собою интерпретацию школьного правила как общечеловеческого, реализующего единое уважение к человеку как таковому. После чего усилия направляются в сторону элементарного этического упражнения в практическом опыте детей.

Такое гармонизирующее двухстороннее содействие направляется непременно и постоянно:

  • • на организацию режима жизни ребенка: школьный и домашний режим должен быть удобным, психологически оправданным, этически строгим, облегчать формирование у ребенка полезных привычек, динамичным в согласии с возрастом, согласующим сочетание работы и свободного времени ребенка;
  • • на характер отношений к ребенку как человеку: и в школе, и дома никто не смеет кричать на ребенка, безапелляционно распоряжаться его волей, грубо обращаться с ним, неуважительно относиться к его интересам и личным проблемам; внимание, помощь, нежность и требовательность — общие характеристики отношения к ребенку как человеку;
  • • на культурное обустройство его жизнедеятельности, поведенческий социально-ценностный опыт: должны быть созданы условия для приобщения ребенка к гигиенической культуре, к порядку и красоте окружающего интерьера, к эстетике питания, к ответственности за личные предметы и вещи и к уважению к вещам и предметам других людей;
  • • и, конечно, на систему разнообразной его деятельности, определяющей его физическое и духовное развитие: школа, обеспечивая ребенку секционную и кружковую деятельность, тем не менее просит семью позаботиться о прогулках, поездках, посещениях культурных учреждений, а также о домашней творческой деятельности или посещении Дома творчества, стадиона, мастерских, художественных школ.

Координация этих сторон жизни ребенка (а с точки зрения педагогической, это организация воспитательного акта, помогающего осуществлению развития ребенка) способствует душевному равновесию, ровному и менее напряженному осваиванию культуры, куда вводит ребенка школа.

Если принцип согласия лишь требует информированности в основах воспитания и принятия основополагающих положений, то принцип сопряжения значительно углубляет взаимодействие педагогов и родителей — они вынуждены «прилаживать» свои действия, производить практические соответствующие друг другу действия.

Принцип сопряжения указывает на возможное противоречие между двумя сферами воспитания и на необходимость приводить в некоторое соответствие организацию жизни ребенка в этих сферах. Акт воспитательного воздействия в школе и семье должен сохранять свои принципиальные черты, так чтобы его продуктом всегда было восхождение ребенка вверх по лестнице культуры человечества.

Принципы взаимодействия школы и семьи.

Как бы ни была велика мера значительности таких корректирующих воздействий и в какой бы степени она ни осознавалась родителями, всегда стоит на пути психологическое явление «сопротивление воспитанию». Его наблюдаем мы достаточно часто в сфере общения людей: справедливое замечание всегда вызывает у того, кому оно направлено, раздражение, даже если этот человек принял правомерность замечания и произнес извинения. Любая воля извне оказывает давление на внутренний автономный мир субъекта, он противится внешней воле. Поэтому педагогу приходится основательно продумывать педагогические влияния на родителей, прежде чем их производить.

Ключ для реализации принципа сопряжения — предложение. Оно высказывается педагогами и родителями.

Высказывая уважение к семье как автономной социальной единице, школа позволяет себе лишь методику разъяснительного, убеждающего предложения, но точно такое же уважение к автономии профессионального коллектива занимает семья, поэтому и она свои желательные изменения в воспитании ребенка может высказывать лишь в ключе предложения. Произнесенное предложение обсуждается, осмысливается с точки зрения психолого-педагогической и организационной и принимается к внедрению, чтобы через некоторое время вернуться к анализу последствий новационного элемента.

И педагоги, и родители могут выносить на общее или на узкопрофессиональное обсуждение не только систему организованной жизнедеятельности, но и частные факты жизни и поведения детей, которые, как им кажется, несут в себе воспитательный смысл.

Надо особо выделить, что любая информация, полученная родителями от педагога, имеет свое влияние — непрямое, чаще всего неосознанное. Формы преподнесения педагогической информации о росте и развитии детей, разумеется, многообразны, но одно существенно — анонимность и обобщенность. Педагог дает общие характеристики, свойственные детям, а родители через призму такой информации производят характеристику своего ребенка.

Педагог сталкивается с невозможностью влиять на изменения семейных отношений напрямую, непосредственно, так как семья — закрытая система, особый интимный мир, в который воспрещен вход посторонним, даже если это неблагополучная с психолого-педагогической точки зрения семья. Единственный путь профессионального педагогического корректирования семейных условий воспитания детей — путь опосредованного воздействия, через влияния, которое могут оказывать сами дети.

Педагог влияет на изменение семейных отношений через изменение семейных условий. С позиции любви к ребенку родители могут пойти на изменение условий семейной жизни. Отношения они не способны изменять — но готовы согласиться с педагогом на некоторые детали в изменении условий жизни.

Сталкиваясь с невозможностью влиять на изменения семейных отношений напрямую, педагог инициирует активность ребенка как субъекта семейных условий. Сначала назовем методические решения опосредованного влияния на семью во имя изменения семейных условий воспитания ребенка:

  • • задания и просьбы в адрес детей, связанные с внесением в их жизнь элементов культурного плана, исполнение которых слегка меняет устоявшиеся условия семейного быта (например, принимать для оздоровления каждодневно душ; прочитывать каждодневно несколько страниц художественной книги; произносить «спокойной ночи» и «доброе утро» или хотя бы «привет» родителям; придя с улицы, непременно мыть руки; в конце недели непременно наводить порядок на своем учебном столе и в комнате, если таковая выделена родителями; просить родителей заранее сообщать о необходимой работе по дому, чтобы заранее выделить время для выполнения этой работы);
  • • советы детям по изменению режима и порядка учебной деятельности с целью повышения учебных достижений (например, приготавливать учебную сумку вечером перед сном, ставить ее всегда на одно и то же место; после урока физкультуры стирать самостоятельно свою спортивную форму; завести еженедельник, куда вписывать то, что надо исполнить заранее; самостоятельно заводить будильник на определенный час пробуждения; перед сном еще раз просматривать выученный урок; сложный материал рассказать кратко кому-либо из членов семьи — впрочем, можно и четвероногому другу семьи);
  • • рекомендация побывать в общественных культурных учреждениях или развлекательных заведениях вместе с родителями (приглашая, уговаривая, убеждая, прося их), таких, как театр, выставочный зал, концертный зал, спортплощадка, парк, библиотека, музей, бассейн, а также памятники, мемориалы, цирковые представления;
  • • просьба или рекомендация посмотреть видеоматериал по программе телевидения, выяснить мнение родителей и высказать им свое мнение, сопоставить точки зрения и оценки;
  • • система творческих работ, исполнение которых неотвратимо влечет помощь родителей своему ребенку (например, «Откуда я родом», «Моя родословная», «Я помню, что когда я был маленьким» или «Профессии моих близких», «В тот год, когда я родился, на земле…»);
  • • предложение в адрес детей провести психологический эксперимент (психологический опыт) и проанализировать его результат и последствия (например, «пока мамы нет дома, вымыть пол, почистить плиту, протереть мебель, навести порядок… — наблюдать реакцию человека на наши добрые действия; такого же плана опыт по произнесению добрых слов, типа: «Так рад вас всех видеть», «Вы у меня замечательные родители», или «Что бы я без вас делал?!»);
  • • опосредованное обращение к родителям оказать детям помощь в чем-либо (приобретении книг, словарей, изменении режима, порядка в одежде, обустройстве места для занятий…) — письменное или устное;
  • • просьба к детям передать родителям от педагога добрые приветственные слова (пожелания, праздничные поздравления, благодарность) или какую-либо информацию положительного содержания.

Если педагог использует многообразие методик опосредованного влияния на родителей, то очень скоро результаты проявят себя в позитивных изменениях детей: их поведение станет ровнее, исчезнет былая агрессивность, появятся доверчивость и мягкость манер, улучшатся взаимоотношения между детьми, успешнее станут учебные занятия, интереснее внеклассное общение.

Опосредованное влияние на семью через детей всегда сопровождает прямое профессиональное воздействие школы на семью. Они дополняют друг друга, хотя могут быть организованы и автономно в целях отдельной частной воспитательной задачи. Предположим, в школе готовится к сценической постановке спектакль «Поглядимся в зеркало» по басням И. А. Крылова. Классные руководители просят учеников передать просьбу родителям: посодействовать достать книгу знаменитого баснописца в ее издании для взрослых. А через некоторое время родителям рассылаются приглашения на спектакль. Здесь крепкий педагогический узел: в нем и ориентация на помощь детям, и повышение информированности родителей, и соучастие в празднике, и семейные разговоры о баснях, и приобщение родителей к серьезному творческому делу детей.

Общим итогом сопряжения становится единое поле воспитательного пространства и гармонизация условий разрешения ребенком трудностей своего личностного роста.

В тех случаях, когда обеспечение принципа сопряжения порождает конфликтную ситуацию между школой и семьей, приходится ее снимать, во-первых, описанием последствий в личностном развитии ребенка, предположением нежелательных новообразований в структуре личности; а во-вторых, публично высказанной высокой оценкой в адрес тех семей, которые серьезно относятся к воспитанию детей (не называя имен); и, в-третьих, постоянной поддержкой авторитета семьи как таковой и каждой отдельной семьи, вплоть до оправдания некоторых особенностей семьи в глазах детей. Предложим опорные рекомендации в адрес педагогов:

Если родители жалуются на сына — поддерживай сына. Если сын пренебрегает родителями — возвышай родителей.

Следование этим рекомендациям создает хороший психологический фон для реализации принципов согласия и сопряжения.

«Сопереживание» — это взаимное выражение отношения к происходящему в жизни семьи и школы, выявляющее взаимное уважение и взаимную расположенность этих партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка.

Принцип сопереживания направлен на субъектов заключенного альянса, он обеспечивает достаточно благоприятное самочувствие партнеров совместной деятельности, что немаловажно в достижении высокой результативности планируемого общего дела.

Принцип сопереживания объединяет, сплачивает, поселяет взаимное доверие друг к другу и открывает двери для содружества. Только не надо вульгаризировать его содержание, сводить к постоянному уверению друг друга в почтении. Практика воплощения его более сложная, чем элементарные двусторонние комплименты. Этот принцип целиком обусловлен способностью педагогов мысленно становиться в положение другого человека и проживать радости и горести, трудности и успехи этого человека как свои собственные. Известно, что такая способность не всякому дана, и найдется много людей, глухих и слепых к людям, но речь идет о профессии педагога — у педагога развита такая способность в отношении к ребенку, поэтому сопереживание партнеру тоже естественно для него. Все, что происходит с ребенком, эмоционально затрагивает педагога.

Что же касается родителей, то следует говорить о присущей им природной способности сопереживать своему ребенку, однако нельзя утверждать, что их столь же волнует ребенок вообще и тем более все дети школы. Нельзя утверждать достоверно, что их волнует судьба товарищей их чада.

Сопереживание организуется, инициируется педагогом, к сопереживанию приучается семья, родителей научает школа волноваться за детей, за их счастье, за положение в обществе, за события в мире. Вновь, рискуя быть обвиненными в повторении, заметим: педагог воспитывает детей, педагогу необходимо, чтобы дети выросли эмоционально отзывчивыми к миру и в школе жили в атмосфере внимания и заботы, — вот почему педагогу приходится выводить родителей на сопереживание окружающему миру и в этом мире — любому человеку, что бы с ним ни случилось.

Ключом воплощения данного принципа становится отклик на событие, публично выраженное отношение к происшедшему, будь это масштаб школы, семьи, страны, мира.

Принцип сопереживания с трудом воплощается в реальность, если объектом отношения сразу становится не событие, а конкретный человек. Неэффективны похвалы в адрес ребенка в первые дни — им мало доверия. Но эффективно поощрение в адрес детали, отдельного действия, некоторых слов, эпизода. Аналогично производится поощрение родителей: «Нравится, как вы ухаживаете за ребенком…; как хорошо вы приучили его к труду…; как вы заботитесь о нем…; как вы говорите про него…; какую удобную курточку сшили ему на холодные дни…».

Со-переживание обеспечивает со-бытие каждого родителя, как если бы данное событие произошло с ним, со-бытие школы, как если бы она проживала то, что прожила отдельная семья либо отдельный ребенок.

В практической реализации принципа сопереживания центральным вопросом является признание автономии внутреннего мира другого человека, тонкой и ранимой души, с которой обращаться следует нежно.

Общим результатом двустороннего терпеливого взращивания в школе и воспроизводимого в семье нежного прикосновения к личности как проявления принципа сопереживания становится благополучный социально-психологический климат школы и семьи, обеспечивающий максимально возможное личностное развитие ребенка.

Однако этот благоприятный климат неукоснительно следует поддерживать и укреплять, поэтому предложим рекомендации к внедрению принципа сопереживания.

Если вдруг родители дурно отзываются о школе — педагог защищает школу, ссылаясь на недостаточную информированность родителей.

Если родители предъявляют претензии в адрес преподавателя, педагог, прервав выслушивание, предлагает пригласить этого преподавателя.

Ни в коем случае нельзя толковать эти рекомендации как защиту «мундира» и неприкосновенность педагогической профессии. Эти рекомендации обеспечивают открытость к взаимному преодолению сложных коллизий в партнерских отношениях.

Принцип сопричастности — принцип организационного обоюдного порядка в практически-действенном созидании единых нормативных установок жизни. Все, что происходит с ребенком в семье или школе, сказывается на его личностном формировании. То, что имеет решающее значение, должно прослеживаться взрослыми, и вовремя оказываться помощь. Эта помощь имеет свои неповторимые виды и формы. Иногда помощь ребенку заключается в том, чтобы, зная о его оплошности, нечаянном проступке, никому не сказать, а посодействовать исправлению последствий. Порой помощь в том, чтобы встать на защиту ребенка, не позволяя его обижать. Но помощь оказывается и в том, чтобы накормить ребенка или починить ему порванную одежду. Когда оказывается помощь, ребенок чувствует, что он небезразличен людям, что его замечают, хотят добра, что вокруг него есть люди, что рядом с ним — другой Человек.

Быть сопричастным — взять на себя часть происходящего с ребенком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте. Партнеры заключенного педагогического альянса добровольно возлагают на себя некоторые полномочия в отношении друг друга: семья ради наилучших условий школьной жизни ребенка выполняет определенные действия; школа во имя наилучших условий семейной жизни школьника производит позволительные действия. Классифицировать такие действия, как «вмешательство», нет оснований, потому что здесь нет цели изменить устройство школы или преобразовать семейные устои. Действия направляются не на фундаментальные начала, но лишь на обстоятельства, которые могут повысить качество организованного развития ребенка.

О сопричастности можно говорить тогда, когда часть душевного или физического усилия субъекта берет на себя другой человек. Этот другой — «со-при-част-ен» тому, что происходит с субъектом.

О школе и семье мы говорим как о двух субъектах. Когда один из них возлагает на себя часть забот другого, то здесь явно можно удостоверять наличие сопричастности. В альянсе школы и семьи сопричастность мотивом имеет заботу о благе школьника.

«Сопричастность» — это проявление взаимного заинтересованного отношения к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для его развития.

Для воплощения данного принципа ключевой методикой становится помощь во всех ее проявлениях, от сочувствия до реальных действий, содействующих изменению состояния или положения человека. Чаще всего она имеет эпизодический характер, выражается при происшедшем событии.

Интерес этот должен был бы быть обоюдным: внимание родителей привлекают школьные события, а педагоги не остаются в стороне от течения семейной и внешкольной жизни ребенка. Проявляя интерес к ходу жизни ребенка, педагог и взрослый могут многое понять в поведении, а значит, оправдать, объяснить и найти соответствующую реакцию на происшедшее.

В обоюдном содействии наилучшим образом устроенной жизни в семье и школе партнеры педагогического альянса отлаживают этикопсихологическое соприкосновение субъектов двух сфер — домашней и школьной, родителя и педагога, получая взаимным образом информацию о ходе и характере личностного развития ребенка. Обе стороны должны знать индивидуальную картину личностных успехов и особенности формирования личности, потому и направляют свои усилия на разработку наилучших условий для растущего ребенка. Очевидно, что принцип сопричастности реализуется лишь при отлаженных взаимоотношениях на основе выше названных принципов. В этих взаимоотношениях вот что важно: выражая соучастие и сочувствие семье, лишь сообщить о своей готовности оказать помощь. А нуждаясь в помощи, никого ни о чем не просить, лишь сообщать о возникших проблемах в работе с детьми.

Когда мы говорим, что сопричастность выстраивается на базисе интереса к жизни личности ребенка, мы имеем в виду не любопытство, которое недееспособно по природе своей и, удовлетворенное, сразу гаснет; когда мы говорим «интерес», то подразумеваем направленность разума на содержательную сторону проживания жизни: как выстраиваются отношения, как проявляют себя, как влияют на практику жизни.

Самое важное в реализации принципа — соблюдение полномочных границ.

Сопричастность «дозволяется» субъектом, которого спрашивают, не будет ли он возражать, если «часть» его забот кто-то возьмет на себя. Отец школьницы, пришедший «помочь» поставить школьный спектакль, — это родитель, нарушивший полномочия. Педагог, заявивший в присутствии детей, что родители неправильно детей воспитывают, тоже нарушает свои полномочия.

Где же пролегает граница полномочий?

Линия со стороны школы, обозначающая эти границы, — профессиональная компетентность: то, что предписывает педагогика, методика, философия, психология и педагогическая технология, составляет область профессиональной компетентности школьного специалиста, и в этой области педагог полномочен и целиком ответственен за совершаемые педагогические шаги. И туда нет доступа стороннему вмешательству и непрофессиональному давлению.

Линия со стороны семьи, запрещающая присутствие постороннего глаза, четко фиксирует закрытость внутренних взаимоотношений в семье, внутренних событий, проблем, особенностей обустройства. Педагог должен останавливаться перед такой границей и даже просить детей не раскрывать без позволения родителей семейные тайны, драмы. Как внутренний мир человека раскрывается другому лишь по желанию этого человека, так единый организм семьи сохраняет право на закрытость.

Педагог свободен в своих профессиональных границах. Родители и дети свободны в границах своей семейной жизни.

Соприкосновение неизбежно. Сопричастность же — последствие развития и углубления взаимных отношений.

Чему могли бы быть сопричастны родители по отношению к школе? В сокращенном виде предложим такое перечисление:

  • • обеспечению материально-технической базы образовательного процесса;
  • • созданию высоких гигиенических условий в школьном здании;
  • • модернизации учебного оборудования;
  • • успехам и достижениям школьного коллектива;
  • • горестям и бедам всех жителей школьного дома;
  • • праздникам и торжественным актам; разрешению педагогических проблем, возникающих в процессе воспитания.

В чем может проявиться сопричастность школы по отношению к семье?

Дадим краткий перечень в ответ и на этот вопрос:

  • • в учете материального и социального положения родителей в обществе и облегчению положения ребенка в школе при малых семейных средствах;
  • • в учете семейных событий, отражающихся на состоянии ребенка;
  • • в постоянном поддерживании авторитета родителей перед детьми;
  • • в психологической консультации относительно поведения ребенка, когда никого нет дома;
  • • в настоятельных рекомендациях детям выполнять вполне определенные виды хозяйственной работы по дому, облегчая труд родителей;
  • • в научении детей элементарным умениям этического поведения в семье и рекомендациям к их выполнению;
  • • в оснащении детей элементарными трудовыми и хозяйственными навыкам;
  • • а также в психологическом оснащении детей умением защищать честь семьи, помогать разрешать трудные коллизии, оказывать знаки внимания всем родственникам.

Если расширенно толковать принцип сопричастности — как сопричастность всему, что происходит в мире, — то педагогически целесообразно вовлекать в такую сопричастность ребенка и его семью: произошло ли землетрясение, кто-то тяжело заболел, у кого-то юбилей, недостает ли книг для чтения всем ученикам, появился ли ученик из малообеспеченной семьи, открыли вдруг новые источники энергии…

Проявить сопричастность событиям мира — это выразить свое отношение, произвести акт помощи, внести улучшения условий, протянуть руку, оказать материальную помощь, выразить гражданскую волю.

Педагогическим последствием воплощенного принципа сопричастности выступает совершенно неожиданное и удивительное качество детей — их открытость, базирующаяся на опыте наблюдения взаимного уважения взрослых людей, заключивших альянс. Это качество позволит личности школьника свободно и полно выявлять свое «Я» в жизненных сферах своей жизни, где ему не будет страшно и где не надо будет ежеминутно примериваться к неожиданным противоречивым нормам, предъявляемым ему взрослыми.

Принцип содеянности. Практическое дело всегда расценивается как главный критерий оценки отношений между субъектами. Несмотря на то что с этим не всегда можно согласиться, потому что в такой формулировке исключается учет мотивации субъекта дела, люди доверяют делам более, чем словам, потому что дело — материализованная форма отношения. В деле отношение как бы опредмечивается, становясь осязаемым и даже измеримым. А там, где есть место подсчету, там всегда рождается иллюзия возможности точно выявить незримое отношение.

В альянсе «школа — семья» практическая деятельность тоже имеет место. Родители вместе с детьми и педагогами, или родители вместе с педагогическим коллективом организуют какое-то педагогически значимое дело, которое не под силу одному из партнеров. Внешне это простое явление: собрались, организовали работу, приложили усилия, достигли желаемого — в итоге внесли изменения в жизнедеятельность школьника.

И здесь интересы школьника лежат в основе. Дело организуется как элемент воспитания. Более того, дело осуществляется вместе даже не потому, что его трудно одному исполнить (в конце концов, можно нанять за плату рабочую силу!), а потому, что совместная деятельность, доступная детскому зрительному восприятию, сохраняющая свою материализованную форму в виде предметного результата, чрезвычайно важна ребенку для его развития. И вот почему.

В сознании ребенка сферы «семья» и «школа» изолированно представлены и независимо, на его взгляд, существуют друг от друга. Он не фиксирует взаимные скрытые влияния, не осознает единой направленности воспитательных воздействий, хотя, разумеется, подвластен им и проживает психологическую комфортность при единстве воспитательных воздействий. Когда же педагоги и родители вдруг предстают перед его сознанием как два равных субъекта (человек, взрослый, гражданин, товарищ, мне дорогие люди), в сознании происходит смещение этих доселе автономных сфер, и изолированность разрушается. А все это очень важно для процесса становления его общественного сознания: он вдруг явственно воспринимает образ «общества», а себя самого видит помещенным в эту новую и широкую сферу — общество.

Так как он одновременно представляет школу перед своей семьей («Наша школа… В нашей школе… Тебе понравилась наша школа?..»), а перед школой выступает представителем семьи («Мои пришли… Это мама… А вот — мой папа…»), то в этот момент он проживает двойную ответственность за исход дела, беспокоясь за авторитет и семьи, и школы.

Опытные педагоги, осмыслившие воспитательные потенции общего дела школы и семьи, всегда планируют и проводят мероприятия такого характера, вводя в организационную систему воспитания принцип содеянности.

Мы избрали понятие «деяние», предпочтя широкое значение, в нем заложенное. Деяние — это и поступок, и действие, и оформленное дело, и свершенное нечто, изменившее ситуацию.

Например: родители приглашены на концерт в роли зрителей, и они отозвались на приглашение — это их деяние, их участие в общем делании дела: ведь нет концерта без зрителей. Школа прощается со старым учителем, и родители пришли отдать дань уважения, благодарности, почтения достойному человеку — это тоже деяние, в этих действиях воплотилось отношение. Учителя сообщили детям, что в субботу привезут земли и саженцев для оборудования школьного двора, что все педагоги придут работать, чтобы сделать прекрасным пришкольный участок, и что если родители пожелают принять участие — и родители пришли, это их поступок, они сделали выбор, это их деяние.

«Содеянность» — реальное свершение обоюдных практических действий, способствующих «здесь и сейчас» повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребенка.

Субъектами воплощения данного принципа в реальность повседневности являются педагоги и родители. Но полноправным субъектом может стать и сам ребенок. Принцип содеянности осуществляется благодаря конкретному реальному делу, которое планируется двумя партнерами.

Здесь организация общего дела является ключевой методикой.

Дела принимают самые различные направления, от развеселого отдыха до серьезных общественных актов. Мера активности партнеров тоже разная: иногда педагоги выступают в основной роли исполнителей, а родители играют роль подсобную, иногда оба партнера равно активны.

А условия, при которых данная методика плодотворна, следующие:

  • • прежде всего, необходимо выстраивать фундаментом общего дела добровольность каждого участника общего дела; конечно, не исключены просьбы, советы, уговоры, даже внушения педагога в адрес родителей, но пока добровольность не проявила себя, педагог не смеет распоряжаться волей семьи;
  • • ни в коем случае не может предусматриваться высокая материально-финансовая трата для задуманного общего дела, ни одна семья (а это значит, ни один травмируемый ребенок!) не должна подвергаться ущербу ради пышного мероприятия;
  • • предусматривать вовлечение в общее дело отцов и матерей, бабушек и дедушек, так чтобы для ребенка понятие «семья» расширялось, и он утверждался в своей любви к каждому члену семьи;
  • • мотивацией участия родителей в общем коллективном деле непременно должна быть общая забота обо всех детях группы — не только о собственном ребенке; надо отказываться от помощи родителей, если они хотят принять участие в общем деле с исключительной целью содействовать выдвижению ребенка, его исключительному успеху за счет других детей;
  • • в общем деле высоко оценивается любое участие — это как в театре, где без гримера, без суфлера, без осветителя не состояться спектаклю.

Принимая во внимание особое состояние ребенка в момент совместной деятельности педагогов, детей и родителей, необходимо технологически точно провести организацию этой деятельности. Сначала нужно представить родителей всем участникам предстоящей деятельности, причем лучше, если свою семью представит ребенок. Затем обставляется мизансцена начального этапа деятельности, так чтобы в центре внимания располагались родители, а дети могли гордиться тем, что их семью так тепло приветствуют. В ходе деятельности каждый родитель, педагог, школьник индивидуально свободен и представляет лишь себя самого — автономия семьи тем самым распадается, остается лишь автономия отдельной личности в обществе. По окончании дела произносится благодарность всем участникам, отмечается решающая роль каждого в исходе дела: либо за психологическое оформление работы, либо за подбор средств, либо просто за то, что были добрые лица и умные глаза, доброжелательность и замечательное общение. Благодарят не за функции участника, а за то, что он «был».

Реализация принципа содеянности тоже прибегает к опосредованным формам влияния на семью через ребенка.

Выделим некоторый организационный алгоритм организации совместного с родителями дела. Дела, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

  • Первый шаг — обсудить замысел с детьми и получить их общее согласие на такое грандиозное дело.
  • Второй шаг — приготовить и переслать (через детей) приглашение родителям принять участие в мероприятии.
  • Третий шаг — получив положительный отклик (устное слово детей или письменная благодарность и согласие на участие), сообщить о программе деятельности с просьбой активного индивидуального участия.
  • Четвертый шаг — определить вместе с детьми роль, место, объем участия каждого, в том числе и родителей, а также субъекта задуманного дела.
  • Пятый шаг — проявить персональное внимание каждому из родителей, выразить благодарность за отклик и участие.

Можно отметить, что в данном алгоритме ведущую роль играет педагог, он как бы вовлекает родителей в общее с детьми дело. Такой алгоритм правомерен на первых порах взаимодействия педагога с родителями. Однако же по прошествии некоторого времени и обретении соответствующего опыта позиция родителей и педагога меняется кардинальным образом: дети и родители могут стать инициаторами и организаторами совместной деятельности, а педагогу отведена роль доброго гостя.

Очертим общий воспитательный результат практически осуществляемого принципа содеянности. Он заключается в привычке, умении, радости самостоятельно изменять свою жизнь и улучшать ее по собственному желанию и с помощью солидарной деятельности людей разных сфер — короче, в формировании у школьника образа человека как кузнеца своей жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой