Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Народное декоративно-прикладное искусство в системе культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Декоративные элементы для орнамента чаще всего находят в природе в виде листьев, цветов, плодов, животных, а также среди предметов и форм, созданных руками человека, его творческим воображением, фантазией. Выбранная для орнамента форма проходит сложный процесс преобразования, в результате чего она освобождается от всего лишнего, случайного, чтобы стать выразительным декоративным элементом… Читать ещё >

Народное декоративно-прикладное искусство в системе культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению — искусство народное: народ создаёт вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передаёт нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень.

Орнамент — это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

По содержанию орнаменты бывают геометрические, растительные, зооморфные, символические и комбинированные. Каждый из этих видов используется в соответствии с назначением украшаемой вещи .

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. К видам замкнутого орнамента относятся: кокошник, тарелка, подносик, валек, чаша. Замкнутый орнамент, украшая поверхность предмета, выделяет этот предмет или его главные части и выражает динамическое напряжение формы или ее покой. Особенно необходимы такие орнаменты в ковровых изделиях, в орнаментации полов, плафонов, которые придают интерьеру равновесие, устойчивость.

Ленточным орнаментом называют узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающийся в ленту. Существует семь видов построения ленточных симметричных орнаментов.

Наиболее распространённые из них строятся из элементов, движущихся вдоль оси переноса: в одном направлении, в двух направлениях с помощью поперечной плоскости симметрии, в одном направлении с помощью продольной плоскости симметрии, в двух направлениях с помощью продольной и поперечной плоскостей симметрии. Ассиметричный ленточный орнамент строится путём свободного ритмического повтора. Ленточный орнамент выделяет край предмета или его конструктивно важные части, расчленяет предмет на составные части, располагаясь на границах этих частей, утяжеляет предмет, располагаясь снизу, что придает предмету завершенность и устойчивость.

Сетчатым орнаментом называют узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение во всех направлениях. Виды сетчатого орнамента: роспись для ткани, занавесочная ткань, туркменский коврик, грозненский ковёр. Сетчатый орнамент часто применяется при оформлении помещений, чтобы подчеркнуть замкнутость внутреннего пространства. В основе сетчатого орнамента всегда лежит параллелограмическая система узлов, определяющая расположение декоративных элементов.

Совершенство формы часто настолько полно выражает красоту предмета, что он не нуждается в декоре. Если же возникает необходимость в усилении эстетического воздействия предмета, то решают, что декорировать и как декорировать.

Декоративные элементы для орнамента чаще всего находят в природе в виде листьев, цветов, плодов, животных, а также среди предметов и форм, созданных руками человека, его творческим воображением, фантазией. Выбранная для орнамента форма проходит сложный процесс преобразования, в результате чего она освобождается от всего лишнего, случайного, чтобы стать выразительным декоративным элементом. Первоочередной стороной этого процесса является выбор наиболее характерного образца из группы родственных форм, отражающего закономерности всех частей данной натуры. Этот отбор характерного необходим для создания такого декоративного мотива, который смог бы непосредственно вызывать у человека приятные чувства и ассоциации.

Не всякий украшаемый предмет, его форма, материал и изобразительно-технические средства позволяют воспроизвести в качестве декоративного элемента отобранный натурный образец как он есть. Поэтому другой стороной процесса преобразования декоративного элемента является его освобождение от несущественных частей и признаков или таких, которые нельзя изобразить на данной поверхности, в данном материале и данными техническими средствами.

Форму декоративного элемента изменяют и материальные средства. В керамической гжельской вазе по темному васильково-синему фону золотом нанесены колоски, плавно изгибающиеся на выпуклом тулове. Декоративный элемент приобретает простоту и условность. Ещё более стилизованным он выглядит в рекламных проволочных изображениях, украшающих витрины булочных.

Изобразительно-технические средства также стилизуют форму предмета. Различные условия восприятия требуют различной степени преобразования предметной формы. Форма и композиция орнамента должны оттенять форму и назначение украшаемого предмета.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой