Профессиональная ориентация старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства
Диссертация
Использование описанных в работе методов, средств и форм профориентации учащихся на предпрофильной и профильной ступени обучения обеспечило не только самоопределение старшеклассников па профессии художественной направленности, но и развитие их личности. Выпускники ЭГ увереннее чувствуют себя в повседневных социальных контактах, во взаимодействии с окружающими занимают самостоятельную и более… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Научные и теоретические основы профессиональной ориентации школьников на художественное образование средствами изобразительного искусства
- 1. 1. Профессиональная ориентация школьников на художественное образование как педагогическая проблема
- 1. 2. Профильное обучение как инновация в профессиональной ориентации старшеклассников
- 1. 3. Педагогическая модель профориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Экспериментальная апробация педагогической модели профессиональной ориентации школьников на художественное образование средствами изобразительного искусства
- 2. 1. Профессиональная ориентация школьников на художественное образование на ступени предпрофильной подготовки
- 2. 2. Профессиональная ориентация старшеклассников на художественное образование на этапе профильного обучения
- 2. 3. Эффективность педагогической модели профориентации учащихся на художественное образование средствами изобразительного искусства
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдуллаева Р.Х. Эстетическое воспитание старшеклассников общеобразовательных школ Таджикистана в процессе внеклассной работы : автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 2004. — 22 с.
- Айдарбек Б.А. Методика развития творческой активности учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в процессе внеклассной работы (5−6 классы): автореф. дис.. канд. пед. наук. Шымкент, 2009. — 26 с.
- Айдарова 3. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. Алматы: Атамура, 2002. — 1 11 с.
- Алешина H.A., Репецкий Ю. А., Семенов И. Н. Психодиагностика и развитие рефлексивности профессионального самоопределения. М. — Сочи: ИРПТ и ГО МАГО, 2000. — 192 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
- Андреева Н.Д., Малиновская Н.В, Профессиональная ориентация учащихся // Биология в школе. 2003. — № 1.- С. 37−43.
- Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт проблемы, пути решения // Школьные технологии. 2003. — № 4. — С. 22−31.
- Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности.- М.: Знание, 1978. 64 с.
- Асылханов Е.С. Изучение декоративно-прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и педагогических институтах М: МПТИ им. В. И. Ленина, 1985.- 21 с.
- Асылханов Е.С. Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развитие творческих способностей учащихся школ и студентов художественно-педагогических учебных заведений Казахстана: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2002. — 50 с.
- Атаханов М.Т. Организация профориентационной работы старшеклассников общеобразовательных школ Таджикистана, 1970 1990 гг.: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Душанбе, 2002. — 21 с.
- Ахмедова М.С. Педагогические основы целенаправленной деятельности семьи и школы по формированию профессиональной направленности школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 2005. — 26 с.
- Балтабаев М.Х. Казахская традиционная художественная культура в системе образования. Алматы: Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им. Алтынсарина, 1995. — 211с.
- Бендюков М.А., Соломин И. Л. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда. СПб: Литера плюс, 1997. — 236 с.
- Бенедский A.B. Организация кружковой работы с детьми и подростками по изобразительному искусству в клубе. М.: ВНМЦНТИКПР, 1988.-92 с.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.' М.: ПЕР СЭ, 2005.-511с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. VI.: Питер, 2008.- 398 с.
- Болатбаев К., Ибрагимов У. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Алматы: Атамура, 2001. — 157 с.
- Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. М.: ГНИ «Большая советская энциклопедия», 1955. — Т.31. — С. 188.
- Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. М.: ГНИ «Большая советская энциклопедия», 1955. — Т.35. — С. 164.
- Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. М.: ГНИ «Большая советская энциклопедия», 1957. — Т.46.
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: автореф. дис.. д-ра псх. наук. М.: 1995. — 20 с.
- Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973. 216 с.
- Воробьева О.Я. Элективные курсы. Технология. 9 класс. Евразийский орнамент. Искусство икебаны. Волгоград: Учитель. — 70 с.
- Воронина Г. А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ // Школа. 2001. — № 6. -С.84−85.
- Воронкова С. А. Подпрограмма развития школы: проект предпрофильной подготовки в основной школе // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 6. — с. 10−34.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. -93 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. — 344 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. -М., 1959. Т. 1. — С. 441−470.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — с.38 — 41.
- Государственный общеобразовательный стандарт среднего общего образования PK, утвержденный приказом МОиН PK за № 693 от 24.09.2002 г. Астана, 2002.
- Гриншпун С.С. Теория и практика профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1993.- 32 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
- Даутова О. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения. М.: Каро, 2005. — 112с.
- Двойнина Г. Б. Художественное воспитание как смысловое ядро высшего музыкально-педагогического образования. Режим доступа: http://www.eidos.rn/journal/2007/0222−2l.htm заглавие с экрана.
- Дододжанов A.A. Трудовое воспитание и политехническое образование школьников в Республике Таджикистан, 1946−1960 гг.: Ист.-пед. аспект: автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 1998. — 26 с.
- Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности //Вопросы психологии.- 1979.- № 5. С. 18−30.
- Досбенбетова Ж.Ш. Психолого-педагогические основы профориентации подростков на культур. ю-досуговую деятельность (в условиях любительского объединения): автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1990. 15 с.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.: Просвещение, 1991. — 229 с.
- Дубровина О.В. Информационный банк в системе профильного обучения: структура управления, рекомендации, программы элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2009. — 175с.
- Дугарова Д.П. Программа «Предпрофильная подготовка» // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 6. — с.63−72.
- Еаффоров А. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии (на материале республики Таджикистан): автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 1993. — 24 с.
- Ералин К.Е. Изобразительное искусство Казахстана в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и художественного труда в педагогических институтах: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1992. --29 с.
- Ермагабетова И.В. Проблемы и перспективы развития изобразительного искусства на современном этапе // Изобразительное искусство и черчение 2005. — № 6. — С. 18−19.
- Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 216 с.
- Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ, 2006.-382 с.
- Ильина И.В. Общие принципы и условия организации профильного обучения // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 4. — С. 111 114.
- Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях PK в 20 072 008 учебном году. Ал маты, 2007.
- Калыбекова A.A. Роль психолого-педагогических дисциплин в формировании профессиональной готовности будущего учителя музыки и эстетическому восприятию школьников: автореф. дис.. д-ра пед. наук,-Алматы: 1994.-48 с.
- Кемешев Д.А. Организация кружка по художественной керамике в школе // Математика и информатика. Алматы. — 1995. — № 5. — С.24.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. — 199 с.
- Климов Е.А. Путь в профессию. JT., 1974, — 190 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. — 56 с.
- Клячко Н. Теория и практика гармонического воспитания человека в Древней Греции // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ сост. O.A. Апраксина. -М.: Просвещение, 1990.-295 с.
- Коломинский Я. Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1980. — 224с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика / Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — Т.1. — 311с.
- Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. 1997. — Л" 2. — С.22−30.
- Концепция развития профильного обучения в Республике Казахстан. Астана, 2010.
- Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии. 2002. — № 4. — С. 79−91.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. 2002. — № 2. — С. 84−86.
- Копанева Г. А., Ломакина П. П., Чуб О.И. Выстраивание траектории профильного и предпрофилыюго обучения в многопрофильной гимназии // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 6. — С.38−39.
- Кошенов Ж.С. Национальное изобразительное искусство в Казахстане как средство воспитания учащихся. Алматы, 2007. — 145 с.
- Крылова Н. Б., Леонтьева О. М. Как организовать профильный продуктивный класс в школе // Школьные технологии. 2003. — № 2. — С.32−40.
- Кудрявцев Т.В., Щегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. -1983. -№ 2. С.51−59.
- Кузьмина Н.В., Реап A.A. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск: НИЦРТМ, 1993. — 54 с.
- Кухарчук А.М., Ценципер A.B. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск, 1976. — 128 с.
- Латыпов Д.Н. Социально-педагогические основы формирования этнокультуры молодежи : (На материалах Респ. Таджикистан): автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 2001.-41 с.
- Левин С.Д. Беседы с юным художником. Вып. II / Ред. И. А. Гутт. -М.: Совет, художник, 1988. 319 с.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. H.H. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1980. -С.35−43.
- Леонтьев A.PI. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981.- 584с.
- Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы // Школьные технологии. -2003. № 4. — С. 50−82 .
- Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии. 2002. — № 6. — С. 75−81.
- Лисовская Н.Б., Николаенко О. Н. Практикум по профориентационным технологиям. Спб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. -198 с.
- Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. — 159 с.
- Луначарский A.B. Что такое образование? О воспитании и образовании. М., 1976. — 357 с.
- Маджидова Б. Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Душанбе, 2004. — 50 с.
- Макарова Л.Н., Шаршов И. А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 92с.
- Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников. -Омск: Омский пед. ин-т, 1976. 196 с.
- Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С.76−83.
- Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 15−23.
- Мелик-Пашаев A.A. О состоянии и возможностях художественного образования: Аналитическая записка, представленная в Министерство образования и науки // Искусство в школе. 2008. — № 1. — С.4−9.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Просвещение, 1991. — 256 с.
- Миралиев A.M. Педагогическая система подготовки студентов к организации профессиональной ориентации и трудового воспитания школьников : автореф. дис.. д-ра пед. наук.: 13.00.01. Душанбе, 2006. — 32 с.
- Мкртчян Г. М., Чиркова А. Е. О профессиональных ориентациях старшеклассников// Вопросы психологии.- 1985.- № 3. С.91−98.
- Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
- Муканова С. Д. Управление инновационными процессами в условиях стандартизации среднего общего образования : автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2008. — 38 с.
- Мухтарова Г. Г. Трудовое воспитание в таджикской народной педагогике и современные проблемы детского труда в Таджикистане : автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 2006. — 24 с.
- Набиева М.А. Использование народной музыки в системе музыкально-педагогического образования : автореф. дис.. канд. пед. наук. -Душанбе, 1994. 26 с.
- Неменский Б. Искусство Культура — Образование. — М.: Центр ХКО, 1993.- 23 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987.-255 с. с)б. Немов P.C. Психология. М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
- Немова Н.В., Афанасьева Т. П. Профильное обучение: педагогическая система и управление. М.: Академия, 2004. — 84 с.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы российского образования и духовного возрождения России. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 229 с.
- Новикова Т.Г., Прутченков A.C., Пинская М. А. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и средней (полной) школы // Вестник образования. Тематическое приложение. 2004. -№ 4. — С.98−112.
- Нургалиева Г. К. Ценностные ориентации личности: методология, теория и практика формирования. Алматы, 1994. — 384с.
- Нурланова К.Ш. Эстетика художественной культуры казахского народа. Алма-Ата: Наука, 1987. — 199 с.
- Основные принципы Единой трудовой школы / Народное образование в СССР: сб. документов. 1917 -1973. -М., 1974.
- Оспанов Б.Е. Стратегические направления реформирования системы художественно-педагогического образования Республики Казахстан. Режим доступа: http://www.rusnauka. com/3 .KAND2007/Pedagogica/ 18 464.doc.htm заглавие с экрана.
- Отажонов O.A. Воспитание профессиональной направленности учащихся V-IX классов в процессе общественно полезного производительного труда : автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 1993. — 20 с.
- Павлова T.JI. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональных качеств. М: ТЦ Сфера, 2005. — 128с.
- Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2003. — 566с.
- Предтеченская J1.M. Мировая художественная культура. Программа экспериментальных курсов для общеобразовательной школы. 8−10 классы. -М.: Просвещение, 1983. 10 с.
- Программа для 5−6 классов по изобразительному искусству. -Алматы: РОНД, 2003.
- Профессиональная ориентация молодежи / А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. М.: Высшая школа, 1989. — 272 с.
- Профессиональная ориентация учащихся / под ред. А. Д. Сазонова.-М.: Просвещение, 1988. 223 с.
- Профориентология: Теория и практика. М.: Академ Проект, 2006 -192 с.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8−11 классы, ПТУ и колледж. М.: ВАКО, 2008. -288 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Профориентация. М.: Academia, 2005. — 496 с.
- Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Екатеринбург, 1995. 40 с.
- Психологический словарь / под ред. IO.JI. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640 с.
- Рахматова М.Н. Становление социально-трудовой активности подростков в процессе их внеклассной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 1998. — 19 с.
- Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2006. -124 с.
- Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. М.: Генезис, 2006. — 206с.
- Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. -М.: Генезис, 2007. 140 с.
- Рокич М. Природа человеческих ценностей. М.- Нью-Йорк, 1973. -276 с.
- Роллан Р. Собрание соч. Т. 14. М.: Просвещение, 1958.- 539 с.
- Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
- Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. -Минск: Выш. школа, 1984. 176 с.
- Рсмаханбетова Ш. Е. Методы изучения практических умений и навыков учащихся по изобразительному искусству в целях профориентации // Инновации в образовании. 2010. — № 6. — С. 24−31.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.
- Рукавишников A.A., Соколова М. В. Опросник приспособленности Белла. Ярославль, 1993. — 197 с.
- Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. -СПб.: Питер, 2003. 224 с.
- Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии для предпрофилыюй подготовки и профильного обучения обучения / Под ред. проф. С. В. Кондратьева. Москва: Глобус, 2007. — 232 с.
- Сейтешев А.П. Избранные педагогические произведения: в 30 т. -Алматы: Гылым, 2008. Т. 17. — 404 с.
- Сейтешев А.П. Изменение профессиональных и нравственных ценностей молодежи Казахстана // Бшм. 2005. — № 5. — С.72−77.
- Сенин И.Г. Опросник для изучения терминальных ценностей (ОТеЦ). Ярославль, 1991. — 19 с.
- Сизикова С.Ф. Теория и практика музыкально-эстетического воспитания школьников: (на материале Республики Таджикистан): автореф. дис.. д-ра пед. паук. Душанбе, 1993. — 49 с.
- Сиротина Л.В., Матаева С. Р. Авторская программа по изобразительному искусству для 5,6,7 классов. Шымкент: ЮжноКазахстанский институт непрерывного образования, 2001. — 61 с.
- Снегирева Т.В., Толстых H.H. и др. Индивидуальные особенности формирования личности в старшем школьном возрасте // Формирование личности старшеклассников / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.-С.140 — 164.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1985. 1600 с.
- Сокольников 10. Г1. Всеобщая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. Чебоксары, 2001. — 28 с.
- Сохор А. Социология и музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетики музыки. Кн.1. Л.: Советский композитор, 1980. — 295 с.
- Сыздыкова А.Н. Рекомендации по организации профильного обучения. Режим доступа: http://fiz.goruo.kostanay.kz/2/19.doc заглавие с экрана.
- Тайсаева С.Б. Взамодействие работы и ценностных ориентации при выборе и реализации профессионального пути: автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1999.-20 с.
- Танирбергенов М.Ж. Методика обучения графике в курсе изобразительного искусства (5−6 классы): автореф. дис.. канд. пед. наук. -Шымкент, 2004. 27 с.
- Теплов Б.М. Р1збранные труды. В 2-х томах. Т.2. М.: Педагогика, 1985.-360 с.
- Тугаринов B.JI. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1960.156 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.376 с.
- Усербаева Г. А., Кусепова Г. Ж. Переход к профильному обучению: цели и содержание. Режим доступа: http://www.nich.tannpi.kz/npubl/mpl<7sekciyal/userbaevakusepova.doc заглавие с экрана.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1990. — Т.5. — 528 с.
- Хайруллоев Б. Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане : автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 2006. — 24 с.
- Худин А.Н., Белова С. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 6. — С. 116−122.
- Худин А.Н., Белова С. Н. Технология управления профилизацией образовательного пространства // Завуч. Управление современной школой. -2006.-№ 4.-С.114−116.
- Хусейнов Б.А. Трудовое воспитание сельских школьников в процессе внеклассной работы : автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 1995.- 18 с.
- Чебышева В.В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду // Вопросы психологии. 1978. — № 2. — С.21.
- Челышева Т.В. Какое наследие мы выбираем? (тенденции развития художественного образования) Режим доступа: www. it-n.ru/Attachment.aspx?IcT=6889- заглавие с экрана.
- Челышева Т.В. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство». -М.: АПК и ПРО, 2003. 102 с.
- Чистяков H.H., Буянова Г. А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в УПК. М.: Педагогика, 1985. — 112 с.
- Чистяков С.Н., Лернер П. С., Родичев Н. Ф., Кузина О. В., Кропивянская С. О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. -2002. № 1. — С. 101−108.
- Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М.: Ин-т проф-го самоопределения молодежи РАО, 1993. — 138 с.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.- 96 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека. М.: Корпорация «Логос», 1996. — 318 с.
- Шаметов Н.Р. Состояние и проблемы непрерывного профессионального образования в Республике Казахстан // Технология в школе. 2004. — № 7−8. — С. 57−60.
- Шамова Т.П., Ильина И. В. Комплектование профильных классов. // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 4. — С.116−120.
- Шамова Т.И., Подчалимова Г. Н. Организация профильного обучения в школе. Методологические подходы к организации профильного обучения // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 4. — С. 105 110.
- Шарипов М.М. Трудовое воспитание учащихся сельских школ и подготовка их к выбору сельскохозяйственных профессий : на материалах биологических дисциплин: автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 2009. -22 с.
- Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессий в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 176с.
- Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В., Колякина В. И. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 5−9 классы. М.: Просвещение, 2010. — 72 с.
- Ярута Т.В., Антоиенко A.A., Гапнутдинова El.Г. Подпрограмма «Профессиональное самоопределение учащихся» // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 6. — С.53−63.
- Ященко В.А. Игра и выбор профессии. М.: Просвещение, 1990.60 с.