Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная ориентация старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование описанных в работе методов, средств и форм профориентации учащихся на предпрофильной и профильной ступени обучения обеспечило не только самоопределение старшеклассников па профессии художественной направленности, но и развитие их личности. Выпускники ЭГ увереннее чувствуют себя в повседневных социальных контактах, во взаимодействии с окружающими занимают самостоятельную и более… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Научные и теоретические основы профессиональной ориентации школьников на художественное образование средствами изобразительного искусства
    • 1. 1. Профессиональная ориентация школьников на художественное образование как педагогическая проблема
    • 1. 2. Профильное обучение как инновация в профессиональной ориентации старшеклассников
    • 1. 3. Педагогическая модель профориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Экспериментальная апробация педагогической модели профессиональной ориентации школьников на художественное образование средствами изобразительного искусства
    • 2. 1. Профессиональная ориентация школьников на художественное образование на ступени предпрофильной подготовки
    • 2. 2. Профессиональная ориентация старшеклассников на художественное образование на этапе профильного обучения
    • 2. 3. Эффективность педагогической модели профориентации учащихся на художественное образование средствами изобразительного искусства
  • Выводы по второй главе

Профессиональная ориентация старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования и постановка проблемы.

Профессиональная ориентация школьников, всегда находившаяся в центре внимания педагогов и психологов, в последние годы стала приоритетным направлением реформирования единого образовательного пространства СНГ. Это связано с присоединением многих стран Содружества к Болонскому соглашению, в рамках которого придается большое значение вариативности и личностной ориентации образовательного процесса за счет его профилизации. Не случайно законодательная база, регулирующая функционирование систем образования в России и Казахстане, была пополнена соответствующими концепциями профильного обучения. В «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» одной из приоритетных задач среднего образования определено создание системы профильного и профессионально ориентированного обучения учащихся старшей ступени на основе обеспечения принципа ранней профессиональной ориентации в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями обучающихся.

Профессиональное самоопределение выпускника, адекватное его возможностям и запросам общества, рассматривается как важнейший продукт развития личности и критерий качества образовательной деятельности современной школы. Только в результате специально организованного обучающего и воспитательного воздействия школы и учителя обеспечивается самостоятельность и осознанность в выборе и освоении учащимися предстоящей профессиональной деятельности, овладение системой научных знаний, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности будущего профессионала, развитие ее творческих сил и способностей.

В ответ на существующий социальный запрос вопросы организации предпрофильного и профильного обучения получили детальное изучение в работах ведущих российских ученых: JI.K. Артемовой, С. Н. Беловой, Г. А. Ворониной, С. А. Воронковой, О. В. Дубровиной, Д. П. Дугаровой, И. В. Ильиной, C.B. Кондратьева, П. С. Лернера, Н. В. Немовой, Т. Г. Новиковой, Г. Н. Подчалимовой, Т. И. Шамовой, А. Н. Худина, а также в трудах казахстанских исследователей — Г. Ж. Кусеповой, А. Н. Сыздыковой, Г. А. Усербаевой и др.

Вопросам профессиональной ориентации школьников посвящены работы известных российских педагогов и психологов: Е. А. Климова, Э. Ф. Зеера, Н. С. Пряжникова, Г. В. Резапкиной, а также Г. А. Буяновой, Н. Э. Касаткиной, С. С. Мартыновой, А. Д. Сазонова, H.H. Чистякова, JI. Шеховцовой и др. В Казахстане проблема профессиональной ориентации и самоопределения молодежи исследовалась Ж. Ш. Досбенбетовой, А. П. Сейтешевым, Н. Р. Шаметовым и другими учеными. Проблемам трудового воспитания и профориентации подрастающего поколения посвящены труды многих таджикистанских ученых: М. Т. Атаханов, М. С. Ахмедова, A.A. Дододжанов, А. Еаффоров, O.A. Отажонов, A.M. Миралиев, Г. Г. Мухтарова, Б. А. Хусейнов, М. М. Шарипов и др.

Несмотря на накопленный опыт в области теории и практики профориентации, эта работа в современных условиях всё ещё не достигает своей цели — формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности и отвечающего запросам общества в кадрах. Существенной преградой для развития профориентации является то, что, как правило, профориентационная работа рассчитана на некоего усредненного ученика, что означает отсутствие индивидуального, дифференцированного подхода к личности, выбирающей конкретную, а не какую-то одну из многих, профессию. Так, согласно нашим наблюдениям, почти каждый пятый школьник проявляет интерес и (или) склонности к профессиям художественно-эстетического профиля. Однако профориентационная работа по данному направлению в общеобразовательных школах практически отсутствует, поскольку педагоги считают его прерогативой учреждений дополнительного образования. Очевидно, что в современные направления профессиональной ориентации должны быть внесены существенные коррективы для учета творческих интересов достаточно большой группы учащихся.

Актуальное состояние и возможности художественного образования детально проанализированы в исследованиях A.A. Мелик-Пашаева, Б. Е. Оспанова, Т. В. Селивановой, Т. В. Челышевой и др. Вопросы организации художественного образования с детьми разного возраста представлены в работах Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, С. Д. Левина и др. В ряде работ нашли отражение содержательные основы непрерывного художественного образования, наиболее важные из которых мы развили в настоящем исследовании. Например, положения о подготовке педагогических кадров (Я.А. Коменский, К. Д. Ушинский, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин и др.) — о наиболее оптимальных путях профессионально-педагогической подготовки педагога искусства (O.A. Апраксина, Т. С. Комарова, B.C. Кузин и др.).

Различные аспекты проблемы художественно-эстетического образования исследовались учеными Таджикистана (Р.Х. Абдуллаева, Д. Н. Латыпов, Б. Маджидова, М. Набиева, С. Ф. Сизикова, Б. Хайруллоев и др.) и Казахстана (Б.А. Айдарбек, М. Ж. Козыбахов, С. А. Жолдасбекова, Т. Мусалимов, М. Ж. Танирбергенов, С. А. Узакбаева и др.). В Казахстане проблемами и перспективами развития изобразительного искусства как специфической деятельности занимались Е. С. Асылханов, А. Т. Еримбетова, И. В. Ермагабетова, Ж. С. Кошенов. Значительный интерес в контексте нашего исследования имеют труды М. Х, Балтабаева по педагогической культурологии и современной художественной культуре Казахстана, К. Ш. Нурлановой по эстетике художественной культуры казахского народа, Е. С. Асылханова об изучении декоративно-прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и педагогических институтахA.A. Калыбековой о роли психолого-педагогических дисциплин в формировании профессиональной готовности будущего учителя музыки, К. Е. Ералина об изобразительном искусстве Казахстана в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и художественного труда в педагогических институтах, и другие.

Изучение названных работ способствовало методологическому, общеи художественно-педагогическому, психологическому, методическому и дидактическому осмыслению необходимости профориентации учащихся на художественное образование. Однако при всей несомненной значимости рассмотренных исследований, очевидно, что проблема профориентации старшеклассников на художественное образование как целостной системы формирования самостоятельного и ответственного профессионального определения остается открытой для научного поиска. Наблюдается противоречие между необходимостью профориентационной работы по художественно-эстетическому направлению и отсутствием эффективной системы профориентации учащихся на художественное образование. Таким образом, профессиональная ориентация современных школьников на художественное образование с использованием различных средств представляет собой актуальную н значимую проблему, заключающуюся в необходимости научного обоснования педагогических особенностей ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства на основе инновационных подходов и с учетом современных социально-экономических условий.

Цель исследования: разработка педагогических основ профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства.

Объект исследования: процесс профессиональной ориентации учащихся старшей ступени общеобразовательной школы.

Предмет исследования: содержание, методы, формы и условия профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профессиональная ориентация школьников на художественное образование средствами изобразительного искусства будет эффективной, если:

— осуществить моделирование процесса профориентации старшеклассников как системы непрерывного художественного образования на предпрофильной и профильной ступенях школьного обучения;

— спроектировать комплексное содержание профориентационной работы, включающей знакомство с особенностями профессий художественного типа, рефлексивный самоанализ личности старшеклассника и изучение художественно-искусствоведческого материала во взаимосвязи с общеобразовательными предметами гуманитарно-эстетического цикла;

— сочетать использование традиционных методов с активными практико-ориентированными методами профориентации по типу самостоятельных профессиональных проб учащегося;

— применять наряду с обучающими формами развивающие формы профориентации, позволяющие наращивать личностный ресурс и портфолио учащегося;

— обеспечить личностно-ориентированную направленность профориентационной работы на основе учета индивидуально-возрастных особенностей учащихся и их соотнесения с конкретными профессиями художественной направленности в ходе профессионально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, их родителей и педагогов.

Задачи исследования:

1. Выявить педагогическую сущность, состояние и особенности художественно-ориентированного образования учащихся на старшей ступени современной общеобразовательной школы.

2. Изучить психолого-педагогические основы профессиональной ориентации школьников и определить возможности их ориентации на художественное образование в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.

3. Разработать педагогическую модель профориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства.

4. Провести эмпирическую проверку результативности педагогической технологии профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства в условиях современной общеобразовательной практики.

Методологическую основу исследования составили научные концепции и положения современной педагогики и психологии, отвечающие проблеме данного исследования, фундаментальные общенаучные принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, системности, развития, активности личности и субъекта деятельности, а также законодательные акты, программные документы, приказы и постановления правительств Российской Федерации и Республики Казахстан, затрагивающие вопросы общего и художественного образования, профессиональной ориентации учащихся.

Методы исследования определялись в соответствии с поставленными задачами:

1. Метод организации исследования — формирующий педагогический эксперимент;

2. Методы сбора информации:

— Теоретические — теоретический анализ специальных психолого-педагогических источников и исследований, изучение программ средних школ по изобразительному искусству и обобщение опыта профориентации учащихся при преподавании изобразительного искусства в школах и классах различных типов;

— Эмпирические — методы включенного наблюдения, активного обучения и моделирования процессов профессиональной ориентации на художественное образование, анализа результатов деятельности, а также психодиагностические методики, выбор которых определялся этапами и задачами педагогического эксперимента, а так же возрастом учащихся: «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Б.А. Климов), «Опросник профессиональной готовности (ОПГ)», «Мыслитель или художник» (Г. Резапкина), «Профиль» (Г. Резапкина), опросник профессиональных склонностей (Л. Йовайши), школьный тест умственного развития, методика определения типа мышления, «Опросник профессиональных установок» (И.М. Кондаков), опросник терминальных ценностей «ОТеЦ» (И.Г. Сенин), опросник приспособленности Х. Белла (в адаптации А. А. Рукавишникова и М.В. Соколова), опросник «Мой профессиональный выбор», творческое задание на художественные умения и навыки (Ш.Е. Рсмаханбетова), анализ портфолио учащегося.

3. Методы обработки данных: качественные (общелогические методы анализа, сравнения, обобщения) — количественные (математическая обработка, графическое и табличное представление данных).

Базу исследования составили: славянская гуманитарно-эстетическая школа-гимназия № 20 им. Г. С. Титова, гуманитарно-эстетическая школа-гимназия № 65 им. Ы. Алтынсарина и средняя школа № 28 г. Шымкента Республики Казахстан.

Этапы исследования. Проведенное исследование включало три основных этапа:

Первый этап (2004;2006 г. г.) — поисково-теоретический. На основе изучения передового педагогического опыта школ города, анализа психолого-педагогической литературы, отслеживания жизненных траекторий школьников, определялась актуальность и необходимость профориентации школьников на художественное образование средствами изобразительного искусства, формулировалась исходная исследовательская концепция методология и научный аппарат исследования), проводились пилотажные пробы методов педагогического эксперимента.

Второй этап (2006;2009 г. г.) — опытно-экспериментальный. Разрабатывалась педагогическая модель и технология профориентации средствами изобразительного искусства, проводился формирующий эксперимент с целью апробации модели профориентационной работы старшеклассников на художественное образование в школах различного профиля, качественно и количественно оценивались результаты проверки ее эффективности на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Третий этап (2009;2011 г. г.) — обобщающий. Осуществлены систематизация научных положений и накопленного опыта, внедрение разработанной педагогической модели с последующей организационно-содержательной оптимизацией экспериментальной системы и условий профориентации на старшей ступени общего образования. Продолжилась работа по апробации результатов исследования, подготовке научных докладов и публикаций, завершено оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— разработана педагогическая модель профессиональной ориентации на художественное образование средствами изобразительного искусства, представленная совокупностью взаимосвязанных этапов, содержания и способов формирования самоопределения старшеклассников на профессии художественного типа;

— спроектирована и апробирована педагогическая технология профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства, отражающая содержательные, методические, эмоционально-ценностные стороны самоопределения учащихся предпрофильной и профильной ступеней школьного обучения на профессии художественного типа;

— установлены качественные различия профессионального самоопределения выпускников школ, обучавшихся по стандартной программе старшей ступени школы и в условиях разработанной педагогической модели профориентации, свидетельствующие об обучающем, развивающем и воспитательном воздействии системы профориентации старшеклассников на художественное образование.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в решение актуальных задач разработки концепции художественного образования в Республике Казахстан, в конкретизацию дидактических основ общего образования и дополнение теории профильного обучения в современном общеобразовательном пространстве с учетом следующих его результатов:

— научно описан процесс профессиональной ориентации учащихся старших классов на художественное образование как педагогическое явление;

— определены направления и условия эффективной профориентации учащихся предпрофильной и профильной ступени общего образования на профессии художественного типа;

— обоснованы методические подходы и приемы педагогического мониторинга профессионально-ориентированного обучения художественно-эстетической направленности;

— уточнены содержание и особенности профессионального определения выпускников современной общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования определяется следующими результатами многолетнего научно-педагогического поиска, способствующими модернизации системы и содержания школьного и профессионального обучения, разработке государственных программ и стандартов общего и художественно-эстетического образования:

— составлена программа формирования профессионального самоопределения старшеклассников на художественное образование в процессе профориентационной работы в области «Изобразительное искусство», которая может быть использована при проведении профориентации средствами многих школьных предметов эстетического цикла (литература, история, музыка и др.);

— разработаны учебно-методические материалы (учебный план, программы элективных и факультативных курсов, конспекты лекций для студентов, занятий для старшеклассников, рекомендации для педагогов дисциплин ИЗО), необходимые для ориентации на профессии художественного типа средствами изобразительного искусства в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 9−11 кл.;

— описана методика изучения художественно-изобразительных умений и навыков, позволяющая проводить педагогический отбор учащихся в классы художественно-эстетического профиля обучения.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Разработанная педагогическая модель профессиональной ориентации на художественное образование средствами изобразительного искусства обеспечивает непрерывность, последовательность и устойчивость формирования профессионально-художественного самоопределения учащихся на старшей ступени общего образования.

2. Основным направлением профилизации художественного образования старшеклассника современной общеобразовательной школы является предпрофильная подготовка и профильное обучение, требующие комплексной психолого-педагогической и специальной работы по двухэтапному алгоритму ранней профессиональной (художественно-эстетической) ориентации учащихся 9−11-х классов.

3. Профессиональная ориентация на художественное образование средствами изобразительного искусства в ходе предпрофильной подготовки состоит в обучающей и сопровождающей работе с учащимися и их родителями в виде профориентационных курсов, информировании и консультировании, а также в методической работе с педагогами дисциплин художественно-эстетической направленности.

4. Профессиональная ориентация на художественное образование в ходе профильного обучения старшеклассников заключается в организации системного приобретения знаний и навыков по изобразительному искусству, знакомства с художественными профессиями и направлениями художественного образования, а также с самостоятельными профессиональными пробами учащихся.

5. Поэтапная реализация модели профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства с соблюдением условий и способов, воплощенных в соответствующей педагогической технологии, обеспечивает не только успешное формирование определения выпускников на профессии художественного типа, но развитие их личности, включая активизацию ценностно-смыслового уровня регуляции поведения и деятельности, оптимизацию жизненных ценностей и повышение уровня социально-психологической адаптированности.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена: исходными теоретическими и методологическими позициями и логикой построения исследования с сочетанием теоретических и экспериментальных методовкомплексным анализом хода и результатов проведенной работы с использованием методов качественного и количественного анализадлительностью и воспроизводимостью результатов педагогического эксперимента, организованного в соответствии с целями и задачами исследованиярезультативностью внедрения полученных результатов в педагогическую практику профориентации старшеклассников в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников.

Апробации и внедрение результатов работы проводились в различных формах:

— в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных и высших учебных заведений г. Шымкента Республики Казахстан с учащимися школ-гимназий № 20 им. Г. С. Титова, № 65 им. Ы. Алтынсарина, средней школы №.

28, со студентами Южно-Казахстанского государственного университета им. М. О. Ауезова, с руководителями названных школ и педагогами дисциплин художественно-эстетического профиля;

— в докладах на научно-практических конференциях различных уровней: международных (Орск, 2008; Шымкент, 2003, 2006, 2008, 2009, 2010, 2011) и республиканских (Шымкент, 2007, 2008);

— в ходе обсуждений на заседаниях профильных кафедр и методологических семинарах ЮКГУ им. М. О. Ауезова;

— в 20-ти научных публикациях автора, включая статьи в изданиях, рекомендованных ВАК России и ВАК Казахстана.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Основной текст иллюстрирован 27 рисунками и 13 таблицами.

Список использованных источников

содержит 166 названий. В 7 приложениях приведены методические и программные материалы.

Выводы по второй главе.

Экспериментальная апробации разработанной педагогической модели профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства, ход и результаты которой подробно описаны выше, характеризуется длительностью и этапностыо. Эмпирическое исследование проводилось в реальной педагогической практике трех школ на ступенях предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников и состояло из констатирующего, двух формирующих и двух контрольных экспериментов общей продолжительностью 3 академических года.

Констатирующий эксперимент подтвердил необходимость проведения с учащимися старшей школы профориентационной работы художественно-эстетической направленности.

Формирующие эксперименты были направлены на развитие профессионального определения учащихся на художественный профиль обучения на основе реализации выработанных в диссертации научных положений и соответствующей системы предпрофильной подготовки девятиклассников и профильного обучения десяти-одиннадцатиклассников, направленных на творческую деятельность и изобразительное искусство.

Контрольные эксперименты подтвердили эффективность проведенной профориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства в период как предпрофильной подготовки, так и профильного обучения. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют, что внедрение описанных в главе педагогических технологий профориентационной работы на художественное образование на всех этапах обучения обеспечило формирование устойчивой мотивации школьников к выбору будущей профессии художественного направления и способности ее выполнять.

Использование описанных в работе методов, средств и форм профориентации учащихся на предпрофильной и профильной ступени обучения обеспечило не только самоопределение старшеклассников па профессии художественной направленности, но и развитие их личности. Выпускники ЭГ увереннее чувствуют себя в повседневных социальных контактах, во взаимодействии с окружающими занимают самостоятельную и более активную позициюпозитивнее воспринимают отношения со сверстниками и членами семьиотличаются положительным эмоциональным фоном жизнедеятельности и поведения, лучше контролируют свои субъективные переживаниячувствуют себя более здоровыми и в меньшей степени переживают по поводу каких-либо недомоганий (действительных или мнимых). Анализ ценностной насыщенности сферы профессиональной жизни позволяет констатировать кардинальные различия ценностно-смысловых проекций на область профессиональной деятельности в двух сопоставляемых группах: для учащихся ЭГ характерно смысловое связывание всех рассматриваемых терминальных ценностей с профессиональной деятельностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное исследование посвящено решению актуальной проблемы научного обоснования педагогических особенностей профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование на основе инновационных подходов и с учетом современных социально-экономических условий.

Общий замысел исследования, состоявший в педагогическом обосновании содержания, методов, форм и условий профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование определил необходимость научного поиска на двух уровнях. Изучение обозначенной проблемы исследования, предпринятое на теоретическом и эмпиричеком уровнях, обеспечило решение всех поставленных задач и достижение цели в виде разработки педагогических основ профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства.

Итоги выполненной работы позволяют сформулировать выводы, основанные на данных теоретического и эмпирического исследований:

1. Профессиональная ориентация старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства представляет собой системную сложноорганизованную педагогическую деятельность, направленную на последовательное формирование профессионального самоопределения учащихся в виде устойчивого намерения и компетентности, позволяющих продолжить дальнейшее образование в учебных заведениях художественно-эстетического цикла, что отвечает потребностям и соответствует возможностям личности, а также социальным запросам общества. Основу реализованного в исследовании подхода к профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование составило стремление соединить образовательный процесс, построенный на гуманистическом подходе к личности школьника, с задачами его адаптации к современным социально-экономическим условиям.

2. Механизмом реализации разработанной педагогической модели профориентации учащихся на художественное образование явилась целостная система разновекторной деятельности, включающей организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения по художественно-эстетическому направлению, предоставление старшеклассникам возможностей для профессионально-изобразительных проб, оказание квалифицированного психолого-педагогического сопровождения учащихся, их родителей и педагогов по проблемам профессиональной ориентации и определения.

Интегральным результатом эффективной профессиональной ориентации учащихся является их самоопределение на профессии художественного типа с последующим самостоятельным, обоснованным и ответственным выбором продолжения х) дожественного образования в средне-специальных или высших учебных заведениях на этапе профподготовки.

3. Проблема профессиональной ориентации на художественное образование решена в работе через создание специальных педагогических условий организации профессионально-ориентированного образовательного процесса на основе преемственности и непрерывности предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников. Разработанная педагогическая модель профессиональной ориентации на художественное образование средствами изобразительного иск) ссгва, представленная совокупностью взаимосвязанных целей, эпшов, содержания и способов, обеспечивает системное описание предмета исследования, логичную последовательность и ясность условий, необходимых для профессионального самоопределения выпускников на художественное образование. Апробация модели в многолетней педагогической практике подтвердила, что она является рабочей (действующей) моделью обеспечения качественной профессиональной ориентации старшеклассников, соответствующей изменяющимся требованиям социального заказа и образовательным условиям современной школы.

4. Реализация модели профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование средствами изобразительного искусства обеспечена соответствующей педагогической технологией, детально описанной в работе в виде комплекса мероприятий, необходимого и достаточного для профессионального самоопределения старшеклассников на основе познания себя, избираемой художественной профессии и соотнесения их друг с другом. Разработанная технология, включающая указание на содержание обучения, формы организации и методы проведения урочной и внеурочной деятельности, направленной на ориентацию старшеклассников на художественные профессии средствами изобразительного искусства, имеет практическое значение для современного этапа модернизации образовательного пространства, переживающего недостаток апробированных психолого-педагогических технологий, позволяющих реализовывать идеи профилизации общего образования.

5. Эмпирическая проверка смоделированной в исследовании системы профессиональной ориентации старшеклассников па художественное образование средствами изобразительного искусства подтвердила ее эффективность. Выпускники школ, обучавшиеся в экспериментальных условиях, отличаются от своих сверстников, обучавшихся в традиционных условиях: устойчивой мотивацией к выбору будущей профессии художественного направления, адекватной личностным особенностям оптантовспособностью к ответственному и осознанному профессиональному выборуэстетической компетентностью, включающей специальные (художественно-изобразительные) знания, художественно-практические навыки и творческие способностисвязанностью жизненных ценностей выпускников с будущей профессиональной деятельностьюсоциально-психологической адаптивностью к современным условиям жизнедеятельности.

Это свидетельствует о том, что обоснованные в работе содержание, методы и формы профессиональной ориентации старшеклассников на художественное образование значительно активизируют роль профессионально-определяющегося субъекта в планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, формируя ответственность за принятые решения и их последующую реализацию, обеспечивают приращение психики учащихся, ее обогащение профессионально-ориентированным содержанием.

Таким образом, полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу исследования, задачи которого решены, цель достигнута. Однако проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы. Перспективным направлением дальнейших исследований представляется разработка системы профориентации учащихся на художественное образование средствами других видов искусств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Х. Эстетическое воспитание старшеклассников общеобразовательных школ Таджикистана в процессе внеклассной работы : автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 2004. — 22 с.
  2. .А. Методика развития творческой активности учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в процессе внеклассной работы (5−6 классы): автореф. дис.. канд. пед. наук. Шымкент, 2009. — 26 с.
  3. Айдарова 3. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. Алматы: Атамура, 2002. — 1 11 с.
  4. H.A., Репецкий Ю. А., Семенов И. Н. Психодиагностика и развитие рефлексивности профессионального самоопределения. М. — Сочи: ИРПТ и ГО МАГО, 2000. — 192 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  6. Н.Д., Малиновская Н.В, Профессиональная ориентация учащихся // Биология в школе. 2003. — № 1.- С. 37−43.
  7. Л.К. Профильное обучение: опыт проблемы, пути решения // Школьные технологии. 2003. — № 4. — С. 22−31.
  8. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности.- М.: Знание, 1978. 64 с.
  9. Е.С. Изучение декоративно-прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и педагогических институтах М: МПТИ им. В. И. Ленина, 1985.- 21 с.
  10. Е.С. Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развитие творческих способностей учащихся школ и студентов художественно-педагогических учебных заведений Казахстана: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2002. — 50 с.
  11. М.Т. Организация профориентационной работы старшеклассников общеобразовательных школ Таджикистана, 1970 1990 гг.: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Душанбе, 2002. — 21 с.
  12. М.С. Педагогические основы целенаправленной деятельности семьи и школы по формированию профессиональной направленности школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 2005. — 26 с.
  13. М.Х. Казахская традиционная художественная культура в системе образования. Алматы: Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им. Алтынсарина, 1995. — 211с.
  14. М.А., Соломин И. Л. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда. СПб: Литера плюс, 1997. — 236 с.
  15. A.B. Организация кружковой работы с детьми и подростками по изобразительному искусству в клубе. М.: ВНМЦНТИКПР, 1988.-92 с.
  16. В.А. Психология профессиональной пригодности.' М.: ПЕР СЭ, 2005.-511с.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детстве. VI.: Питер, 2008.- 398 с.
  18. К., Ибрагимов У. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Алматы: Атамура, 2001. — 157 с.
  19. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. М.: ГНИ «Большая советская энциклопедия», 1955. — Т.31. — С. 188.
  20. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. М.: ГНИ «Большая советская энциклопедия», 1955. — Т.35. — С. 164.
  21. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. М.: ГНИ «Большая советская энциклопедия», 1957. — Т.46.
  22. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: автореф. дис.. д-ра псх. наук. М.: 1995. — 20 с.
  23. Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973. 216 с.
  24. О.Я. Элективные курсы. Технология. 9 класс. Евразийский орнамент. Искусство икебаны. Волгоград: Учитель. — 70 с.
  25. Г. А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ // Школа. 2001. — № 6. -С.84−85.
  26. С. А. Подпрограмма развития школы: проект предпрофильной подготовки в основной школе // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 6. — с. 10−34.
  27. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. -93 с.
  28. Л.С. Психология искусства. М., 1987. — 344 с.
  29. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. -М., 1959. Т. 1. — С. 441−470.
  30. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
  31. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — с.38 — 41.
  32. Государственный общеобразовательный стандарт среднего общего образования PK, утвержденный приказом МОиН PK за № 693 от 24.09.2002 г. Астана, 2002.
  33. С.С. Теория и практика профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1993.- 32 с.
  34. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
  35. О. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения. М.: Каро, 2005. — 112с.
  36. Г. Б. Художественное воспитание как смысловое ядро высшего музыкально-педагогического образования. Режим доступа: http://www.eidos.rn/journal/2007/0222−2l.htm заглавие с экрана.
  37. A.A. Трудовое воспитание и политехническое образование школьников в Республике Таджикистан, 1946−1960 гг.: Ист.-пед. аспект: автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 1998. — 26 с.
  38. .И. Потребности, отношения и направленность личности //Вопросы психологии.- 1979.- № 5. С. 18−30.
  39. .Ш. Психолого-педагогические основы профориентации подростков на культур. ю-досуговую деятельность (в условиях любительского объединения): автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1990. 15 с.
  40. И.В. Школьная психологическая служба. М.: Просвещение, 1991. — 229 с.
  41. О.В. Информационный банк в системе профильного обучения: структура управления, рекомендации, программы элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2009. — 175с.
  42. Д.П. Программа «Предпрофильная подготовка» // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 6. — с.63−72.
  43. А. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии (на материале республики Таджикистан): автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 1993. — 24 с.
  44. К.Е. Изобразительное искусство Казахстана в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства и художественного труда в педагогических институтах: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1992. --29 с.
  45. И.В. Проблемы и перспективы развития изобразительного искусства на современном этапе // Изобразительное искусство и черчение 2005. — № 6. — С. 18−19.
  46. Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 216 с.
  47. Е.М. Психология профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ, 2006.-382 с.
  48. И.В. Общие принципы и условия организации профильного обучения // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 4. — С. 111 114.
  49. Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях PK в 20 072 008 учебном году. Ал маты, 2007.
  50. A.A. Роль психолого-педагогических дисциплин в формировании профессиональной готовности будущего учителя музыки и эстетическому восприятию школьников: автореф. дис.. д-ра пед. наук,-Алматы: 1994.-48 с.
  51. Д.А. Организация кружка по художественной керамике в школе // Математика и информатика. Алматы. — 1995. — № 5. — С.24.
  52. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. — 199 с.
  53. Е.А. Путь в профессию. JT., 1974, — 190 с.
  54. , Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.
  55. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. — 56 с.
  56. Н. Теория и практика гармонического воспитания человека в Древней Греции // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ сост. O.A. Апраксина. -М.: Просвещение, 1990.-295 с.
  57. Я. Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1980. — 224с.
  58. Я.А. Великая дидактика / Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — Т.1. — 311с.
  59. И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. 1997. — Л" 2. — С.22−30.
  60. Концепция развития профильного обучения в Республике Казахстан. Астана, 2010.
  61. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии. 2002. — № 4. — С. 79−91.
  62. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. 2002. — № 2. — С. 84−86.
  63. Г. А., Ломакина П. П., Чуб О.И. Выстраивание траектории профильного и предпрофилыюго обучения в многопрофильной гимназии // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 6. — С.38−39.
  64. .С. Национальное изобразительное искусство в Казахстане как средство воспитания учащихся. Алматы, 2007. — 145 с.
  65. Н. Б., Леонтьева О. М. Как организовать профильный продуктивный класс в школе // Школьные технологии. 2003. — № 2. — С.32−40.
  66. Т.В., Щегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. -1983. -№ 2. С.51−59.
  67. Н.В., Реап A.A. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск: НИЦРТМ, 1993. — 54 с.
  68. А.М., Ценципер A.B. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск, 1976. — 128 с.
  69. Д.Н. Социально-педагогические основы формирования этнокультуры молодежи : (На материалах Респ. Таджикистан): автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 2001.-41 с.
  70. С.Д. Беседы с юным художником. Вып. II / Ред. И. А. Гутт. -М.: Совет, художник, 1988. 319 с.
  71. А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. H.H. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1980. -С.35−43.
  72. A.PI. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981.- 584с.
  73. П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы // Школьные технологии. -2003. № 4. — С. 50−82 .
  74. П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии. 2002. — № 6. — С. 75−81.
  75. Н.Б., Николаенко О. Н. Практикум по профориентационным технологиям. Спб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. -198 с.
  76. .Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. — 159 с.
  77. A.B. Что такое образование? О воспитании и образовании. М., 1976. — 357 с.
  78. . Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Душанбе, 2004. — 50 с.
  79. Л.Н., Шаршов И. А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 92с.
  80. С.С. Профессиональная ориентация школьников. -Омск: Омский пед. ин-т, 1976. 196 с.
  81. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С.76−83.
  82. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 15−23.
  83. Мелик-Пашаев A.A. О состоянии и возможностях художественного образования: Аналитическая записка, представленная в Министерство образования и науки // Искусство в школе. 2008. — № 1. — С.4−9.
  84. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Просвещение, 1991. — 256 с.
  85. A.M. Педагогическая система подготовки студентов к организации профессиональной ориентации и трудового воспитания школьников : автореф. дис.. д-ра пед. наук.: 13.00.01. Душанбе, 2006. — 32 с.
  86. Г. М., Чиркова А. Е. О профессиональных ориентациях старшеклассников// Вопросы психологии.- 1985.- № 3. С.91−98.
  87. О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
  88. С. Д. Управление инновационными процессами в условиях стандартизации среднего общего образования : автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2008. — 38 с.
  89. Г. Г. Трудовое воспитание в таджикской народной педагогике и современные проблемы детского труда в Таджикистане : автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 2006. — 24 с.
  90. М.А. Использование народной музыки в системе музыкально-педагогического образования : автореф. дис.. канд. пед. наук. -Душанбе, 1994. 26 с.
  91. . Искусство Культура — Образование. — М.: Центр ХКО, 1993.- 23 с.
  92. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987.-255 с. с)б. Немов P.C. Психология. М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
  93. Н.В., Афанасьева Т. П. Профильное обучение: педагогическая система и управление. М.: Академия, 2004. — 84 с.
  94. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы российского образования и духовного возрождения России. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 229 с.
  95. Т.Г., Прутченков A.C., Пинская М. А. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и средней (полной) школы // Вестник образования. Тематическое приложение. 2004. -№ 4. — С.98−112.
  96. Г. К. Ценностные ориентации личности: методология, теория и практика формирования. Алматы, 1994. — 384с.
  97. К.Ш. Эстетика художественной культуры казахского народа. Алма-Ата: Наука, 1987. — 199 с.
  98. Основные принципы Единой трудовой школы / Народное образование в СССР: сб. документов. 1917 -1973. -М., 1974.
  99. .Е. Стратегические направления реформирования системы художественно-педагогического образования Республики Казахстан. Режим доступа: http://www.rusnauka. com/3 .KAND2007/Pedagogica/ 18 464.doc.htm заглавие с экрана.
  100. O.A. Воспитание профессиональной направленности учащихся V-IX классов в процессе общественно полезного производительного труда : автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 1993. — 20 с.
  101. T.JI. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональных качеств. М: ТЦ Сфера, 2005. — 128с.
  102. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2003. — 566с.
  103. Предтеченская J1.M. Мировая художественная культура. Программа экспериментальных курсов для общеобразовательной школы. 8−10 классы. -М.: Просвещение, 1983. 10 с.
  104. Программа для 5−6 классов по изобразительному искусству. -Алматы: РОНД, 2003.
  105. Профессиональная ориентация молодежи / А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. М.: Высшая школа, 1989. — 272 с.
  106. Профессиональная ориентация учащихся / под ред. А. Д. Сазонова.-М.: Просвещение, 1988. 223 с.
  107. Профориентология: Теория и практика. М.: Академ Проект, 2006 -192 с.
  108. Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8−11 классы, ПТУ и колледж. М.: ВАКО, 2008. -288 с.
  109. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Профориентация. М.: Academia, 2005. — 496 с.
  110. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Екатеринбург, 1995. 40 с.
  111. Психологический словарь / под ред. IO.JI. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640 с.
  112. М.Н. Становление социально-трудовой активности подростков в процессе их внеклассной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 1998. — 19 с.
  113. Г. В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2006. -124 с.
  114. Г. В. Психология и выбор профессии. М.: Генезис, 2006. — 206с.
  115. Г. В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. -М.: Генезис, 2007. 140 с.
  116. М. Природа человеческих ценностей. М.- Нью-Йорк, 1973. -276 с.
  117. Р. Собрание соч. Т. 14. М.: Просвещение, 1958.- 539 с.
  118. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  119. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. -Минск: Выш. школа, 1984. 176 с.
  120. Ш. Е. Методы изучения практических умений и навыков учащихся по изобразительному искусству в целях профориентации // Инновации в образовании. 2010. — № 6. — С. 24−31.
  121. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.
  122. A.A., Соколова М. В. Опросник приспособленности Белла. Ярославль, 1993. — 197 с.
  123. Н.В. Психология профессиональной деятельности. -СПб.: Питер, 2003. 224 с.
  124. Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии для предпрофилыюй подготовки и профильного обучения обучения / Под ред. проф. С. В. Кондратьева. Москва: Глобус, 2007. — 232 с.
  125. А.П. Избранные педагогические произведения: в 30 т. -Алматы: Гылым, 2008. Т. 17. — 404 с.
  126. А.П. Изменение профессиональных и нравственных ценностей молодежи Казахстана // Бшм. 2005. — № 5. — С.72−77.
  127. И.Г. Опросник для изучения терминальных ценностей (ОТеЦ). Ярославль, 1991. — 19 с.
  128. С.Ф. Теория и практика музыкально-эстетического воспитания школьников: (на материале Республики Таджикистан): автореф. дис.. д-ра пед. паук. Душанбе, 1993. — 49 с.
  129. Л.В., Матаева С. Р. Авторская программа по изобразительному искусству для 5,6,7 классов. Шымкент: ЮжноКазахстанский институт непрерывного образования, 2001. — 61 с.
  130. Т.В., Толстых H.H. и др. Индивидуальные особенности формирования личности в старшем школьном возрасте // Формирование личности старшеклассников / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.-С.140 — 164.
  131. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1985. 1600 с.
  132. Сокольников 10. Г1. Всеобщая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. Чебоксары, 2001. — 28 с.
  133. А. Социология и музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетики музыки. Кн.1. Л.: Советский композитор, 1980. — 295 с.
  134. А.Н. Рекомендации по организации профильного обучения. Режим доступа: http://fiz.goruo.kostanay.kz/2/19.doc заглавие с экрана.
  135. С.Б. Взамодействие работы и ценностных ориентации при выборе и реализации профессионального пути: автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1999.-20 с.
  136. М.Ж. Методика обучения графике в курсе изобразительного искусства (5−6 классы): автореф. дис.. канд. пед. наук. -Шымкент, 2004. 27 с.
  137. .М. Р1збранные труды. В 2-х томах. Т.2. М.: Педагогика, 1985.-360 с.
  138. B.JI. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1960.156 с.
  139. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.376 с.
  140. Г. А., Кусепова Г. Ж. Переход к профильному обучению: цели и содержание. Режим доступа: http://www.nich.tannpi.kz/npubl/mpl<7sekciyal/userbaevakusepova.doc заглавие с экрана.
  141. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1990. — Т.5. — 528 с.
  142. . Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане : автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 2006. — 24 с.
  143. А.Н., Белова С. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 6. — С. 116−122.
  144. А.Н., Белова С. Н. Технология управления профилизацией образовательного пространства // Завуч. Управление современной школой. -2006.-№ 4.-С.114−116.
  145. .А. Трудовое воспитание сельских школьников в процессе внеклассной работы : автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 1995.- 18 с.
  146. В.В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду // Вопросы психологии. 1978. — № 2. — С.21.
  147. Т.В. Какое наследие мы выбираем? (тенденции развития художественного образования) Режим доступа: www. it-n.ru/Attachment.aspx?IcT=6889- заглавие с экрана.
  148. Т.В. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство». -М.: АПК и ПРО, 2003. 102 с.
  149. H.H., Буянова Г. А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в УПК. М.: Педагогика, 1985. — 112 с.
  150. С.Н., Лернер П. С., Родичев Н. Ф., Кузина О. В., Кропивянская С. О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. -2002. № 1. — С. 101−108.
  151. С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М.: Ин-т проф-го самоопределения молодежи РАО, 1993. — 138 с.
  152. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.- 96 с.
  153. В.Д. Психология деятельности и способностей человека. М.: Корпорация «Логос», 1996. — 318 с.
  154. Н.Р. Состояние и проблемы непрерывного профессионального образования в Республике Казахстан // Технология в школе. 2004. — № 7−8. — С. 57−60.
  155. Т.П., Ильина И. В. Комплектование профильных классов. // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 4. — С.116−120.
  156. Т.И., Подчалимова Г. Н. Организация профильного обучения в школе. Методологические подходы к организации профильного обучения // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 4. — С. 105 110.
  157. М.М. Трудовое воспитание учащихся сельских школ и подготовка их к выбору сельскохозяйственных профессий : на материалах биологических дисциплин: автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 2009. -22 с.
  158. Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессий в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 176с.
  159. Т.Я., Ершова Л. В., Колякина В. И. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 5−9 классы. М.: Просвещение, 2010. — 72 с.
  160. Т.В., Антоиенко A.A., Гапнутдинова El.Г. Подпрограмма «Профессиональное самоопределение учащихся» // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 6. — С.53−63.
  161. В.А. Игра и выбор профессии. М.: Просвещение, 1990.60 с.
Заполнить форму текущей работой