Анализ результатов констатирующего эксперимента
По результатам методики на запоминание десяти слов по А. Р. Лурия, мы заметили, что у четверых учащихся показатели ниже нормы, что свидетельствует о слабой слухоречевой памяти и инактивности учащихся. Четверо учащихся заменяли и воспроизводили лишние слова, двое из учащихся эхолалично повторяли слова за педагогом. По «кривой запоминания» можно так же заметить ослабление активного внимания… Читать ещё >
Анализ результатов констатирующего эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Результаты изучения анамнестических данных Изучение анамнестических данных показало нам, что у всех матерей были срочные роды, без осложнений, дети рождались, в основном, от первой беременности. Хронических заболеваний у детей не имеется. Возраст матерей на момент родов от 26 до 33 лет.
Однако у некоторых детей в анамнезе имеются патологические факторы, которые могут быть одной из причин недоразвития речи, такие как: кесарево сечение, повышение артериального давления матери во время беременности, сотрясение мозга у ребенка, переношенная беременность, асфиксия плода.
По результатам проведенного констатирующего эксперимента, с использованием данных заданий, нами были получены следующие результаты:
Задания первого направления В первой части второго блока мы проводили обследование пассивного словаря и понимание речевых инструкций. Первая часть состояла из 7 заданий.
Таблица 1 Результаты обследования импрессивной стороны речи.
№. | Дети. | 1-ое направление 7 ситуаций (обследование пассивного словаря, понимание речевых инструкций). | ?реб. | Кусп. | |||||||
1. | Алина Ч. | 85,7%. | |||||||||
2. | Арсений И. | 50%. | |||||||||
3. | Георгий Б. | 35,7%. | |||||||||
4. | Георгий Г. | 42,8%. | |||||||||
5. | Дарья В. | 100%. | |||||||||
6. | Никита Д. | 14,2%. | |||||||||
7. | Ольга Х. | 42,8%. | |||||||||
8. | Павел З. | 21,4%. | |||||||||
9. | Сергей О. | 35,7%. | |||||||||
10. | Ярослав Ж. | 14,2%. | |||||||||
По результатам, данных в таблице 1, можно сделать гистограмму, где более наглядно видно состояние пассивного словаря и как ребенок понимает речевые инструкции.
Гистограмма 1 Результаты состояния понимания речи (в%).
По результатам обследования уровень состояния понимания речи у каждого учащегося индивидуален.
Понимание одноступенчатой инструкции в шести ситуациях из семи у четверых учащихся из десяти не вызвало трудностей, двухступенчатая инструкция вызвала трудности у шести детей экспериментальной группы.
Задания второго направления:
Во втором направлении мы проводили обследование связной речи, которое состояло из десяти заданий.
По результатам проведенного констатирующего эксперимента, с использованием данных заданий, нами были получены следующие результаты.
Таблица 2 Результаты обследования экспрессивной стороны речи.
№. | Дети. | 2-ое направление 10 заданий (обследование связной речи). | ?реб. | Кусп. | ||||||||||
1. | Алина Ч. | 86,6%. | ||||||||||||
2. | Арсений И. | 63,3%. | ||||||||||||
3. | Георгий Б. | 43,3%. | ||||||||||||
4. | Георгий Г. | 50%. | ||||||||||||
5. | Дарья В. | 96,6%. | ||||||||||||
6. | Никита Д. | 44,6%. | ||||||||||||
7. | Ольга Х. | 60%. | ||||||||||||
8. | Павел З. | 46,6%. | ||||||||||||
9. | Сергей О. | 43,3%. | ||||||||||||
10. | Ярослав Ж. | 44,6%. | ||||||||||||
По результатам, данных в таблице 2, можно сделать гистограмму, где более наглядно видно состояние связной речи у учащихся.
Гистограмма 2 Результаты состояния связной речи (в%).
Состояние уровня связной речи у четверых учащихся выше среднего, у двоих учащихся уровень приближен к среднему показателю, у четверых учащихся показатель состояния уровня связной речи ниже среднего.
Большие трудности дети испытывали в задании на понимание вопросов: «Кто? Что делает? Где?» Дети сразу замолкали или одним словом отвечали на все заданные вопросы.
У всех детей экспериментальной группы возникли сложности в моделировании словосочетаний, состоящих из имени существительного, прилагательного и числительного, так как при выполнении данного задания требовалось не только назвать и составить словосочетание из трех составляющих, но и согласовать по грамматическим нормам имя числительное, что и явилось большой трудностью задания.
Мы определили, что особой сложностью у учащихся с РАС вызвало задание на составление описательного рассказа, при котором необходимо было полно и четко дифференцировать и передать основные свойства и детали предметов.
При составлении рассказа на основе личного опыта, так же возникли трудности, где учитывалась степень информативности рассказа, которая определялась количеством значимых элементов, которые несли смысловую нагрузку. Сложности возникли в установлении количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия их развернутое описание), которое позволяло определить насколько полно отражена ребенком тема сообщения, полнота и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики.
Возникшие сложности, обуславливаются тем, что у учащихся экспериментальной группы сужен уровень пассивного и активного словаря, в виду поведенческих и интеллектуальных нарушений, также связано с непониманием речевой инструкции взрослого.
Задания второго блока были поделены на два направления: 1. Мышление;
2. Память;
Проанализируем задания по первому направлению: «Мышление» «Исключение понятий».
Данная методика представлена в двух вариантах: исключение «неподходящего» понятия из 4-х и из 5-ти слов. Данные, полученные при исследовании по этой методике, позволяют судить об уровне обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения. Задания обоих вариантов выстроены по степени их усложнения.
Учащимся предлагают выделить одно «неподходящее» понятие и объяснить, по какому признаку (принципу) он это сделал. Кроме того, он должен подобрать ко всем остальным словам обобщающее слово.
Оценивается, может ли ребенок отвлечься от второстепенных и случайных признаков, привычных (ситуативно обусловленных) отношений между предметами и обобщить существенные признаки, найти обобщающее слово (уровень понятийного развития). Выявляются иные особенности формирования процесса обобщения.
Анализируется уровень обобщающих операций, а именно: объединение по конкретно-ситуативному, функциональному, понятийному, латентному признакам.
Анализируемые показатели:
— характер деятельности (целенаправленность) Целенаправленность деятельности наблюдалась у четверых учащихся, что являлось показателем несформированности слухоречевого анализатора и познавательной деятельности.
— доступность выполнения задания.
Задание полностью было доступно шестерым учащимся, у четверых учащихся возникли трудно, требовалось многократная инструкция.
— характер ошибок при выделении признаков.
Полностью выполнить задание, объединить в одну группу и выделить лишний предмет смогли шесть учащихся, у четверых учащихся были ошибки следующего типа как: не могли дифференцировать понятия «Обувь» и «Предмет обуви» и выделить лишний предмет.
— объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого.
При выполнении задания двум учащимся требовалась стимулирующая помощь, четверым учащимся требовалась направляющая помощь и четверым обучающая помощь.
Рассмотрим задание по второму направлению: «Память».
Методика «Запоминание 10 слов» (по А. Р. Лурия).
Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом.
Для запоминания используются простые (односложные или короткие двусложные), частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. По результатам исследования построена кривая запоминания.
Анализируемые показатели:
- — объем слухоречевого запоминания;
- — скорость запоминания данного объема слов;
- — объем отсроченного воспроизведения;
- — особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазии);
- — особенности слухового, в том числе фонематического, восприятия. По полученным результатам мы построили диаграмму:
По результатам диаграммы видно, что у четверых учащихся показатели ниже нормы, что свидетельствует о слабой слухоречевой памяти и инактивности учащихся. Четверо учащихся заменяли и воспроизводили лишние слова, двое из учащихся эхолалично повторяли слова за педагогом. По «кривой запоминания» можно так же заметить ослабление активного внимания и выраженную утомляемость испытуемых.
В ходе анализа результатов проведенного констатирующего эксперимента мы выяснили, что сформированность активного и пассивного словаря у детей находится на разном уровне.
Невербальная коммуникация тесно связана с особенностями поведения ребенка: с тем, как он идет на контакт со взрослым, знаком ли ребенок с взрослым или начал ходить на занятия недавно. Также необходимо отметить, что у детей страдает произвольность. Однако это может быть связано с нарушением понимания речи и ребенок просто не понимает, что просит сделать взрослый.
Большие трудности дети испытывали в задании на понимание вопросов: «Кто? Что делает? Где?» Дети сразу замолкали или одним словом отвечали на все заданные вопросы.
У всех детей экспериментальной группы возникли сложности в составлении описательного рассказа и рассказа на основе личного опыта, где учитывалась степень информативности рассказа, которая определялась количеством значимых элементов, которые несли смысловую нагрузку. Сложности возникли в установлении количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия их развернутое описание), которое позволяло определить насколько полно отражена ребенком тема сообщения, полнота и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики.
Возникшие сложности, обуславливаются тем, что у учащихся экспериментальной группы сужен уровень пассивного и активного словаря, в виду поведенческих и интеллектуальных нарушений, также связано с непониманием речевой инструкции взрослого.
По результатам методики на запоминание десяти слов по А. Р. Лурия, мы заметили, что у четверых учащихся показатели ниже нормы, что свидетельствует о слабой слухоречевой памяти и инактивности учащихся. Четверо учащихся заменяли и воспроизводили лишние слова, двое из учащихся эхолалично повторяли слова за педагогом. По «кривой запоминания» можно так же заметить ослабление активного внимания и выраженную утомляемость испытуемых.