Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Потребность экономики России в специалистах, способных к инновациям, творческой кооперации, саморазвитию, нашла свое отражение в ряде ключевых нормативно-правовых документов, обеспечивающих регулирование процессов обновления образовательного процесса. К ним относятся Национальная доктрина образования до 2025 года, Федеральный закон «Об образовании в РФ», государственная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА К СОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Сущность и содержание понятия «сотворческая деятельность»
    • 1. 2. Образовательный процесс в вузе в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов
    • 1. 3. Изучение подготовленности студента к сотворческой деятельности
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА К СОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Ценностно-смысловое обогащение сотворческой деятельности студента
    • 2. 2. Активизация сотворческой деятельности студента
    • 2. 3. Самопроектирование студентом сотворческой деятельности

Подготовка студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Потребность экономики России в специалистах, способных к инновациям, творческой кооперации, саморазвитию, нашла свое отражение в ряде ключевых нормативно-правовых документов, обеспечивающих регулирование процессов обновления образовательного процесса. К ним относятся Национальная доктрина образования до 2025 года, Федеральный закон «Об образовании в РФ», государственная программа «Развитие образования на 2013;2020 годы». В данных документах творческое развитие человека признается одной из приоритетных целей образования, для реализации которой необходимо создание максимально благоприятных условий, формирование мероприятий, направленных на развитие творческой составляющей деятельности обучающихся и обеспечивающих поддержку их творческой активности. В федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования признается приоритетной способность специалиста работать и осуществлять творческую деятельность в команде, способность к нахождению решений в нестандартных ситуациях, созданию, разработке, проектированию, моделированию чего-то нового и инновационной деятельности, готовность к кооперации, сотрудничеству, работе в коллективе на общий результат. Таким образом, в настоящее время перед профессиональным образованием стоит задача подготовки обучающихся к совместной преобразующей, то есть сотворческой деятельности.

Анализ научной литературы показывает, что созданы объективные предпосылки решения данной задачи. Исследования К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, A.B. Брушлинского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна и других раскрывают деятельность с общетеоретических позиций. Исследованию совместной деятельности посвящены работы В. В. Краевского, И. Я. Лернера, В. Я. Ляудис, В. В. Рубцова, М. Н. Скаткина и других ученых.

Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых показал существование значительного количества как классических теорий, концепций, так и современных идей, связанных с определением сущности творчества, что свидетельствует о неослабевающем интересе к исследованию данного феномена. Многие авторы трактуют творчество как деятельность по созданию чего-либо нового, оригинального (В.И. Андреев, П. П. Гайденко, В. А Крутецкий, С. И. Осипова, C.JI. Рубинштейн, А. П. Шептулин, Е. В. Шорохов, А. Т. Шумилин, М. Г. Ярошевский и другие). Творчество в контексте творческого мышления рассматривают Н. К. Вахтомин, A.C. Кармин, A.M. Матюшкин, А. З. Рахимов, B.C. Семенов и другие. Зарубежные исследователи рассматривают творчество, используя синонимичное понятие креативности (Ф. Гальтон, Р. Муни, Г. Рагг, JI. Термин, Е. Торранс, К. Тейлор и другие).

Отдельные характеристики сотворчества представлены в работах М. Н. Ахметовой, А. Г. Бусыгина, Т. А. Бусыгиной, В. А. Бухвалова, В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, В.А. Кан-Калика, Г. С. Меркина, Б. С. Меркина, Н. Д. Никандрова, C.B. Ниловой, О. Б. Полищук, В. Г. Рындак, Т. Е. Стародубцевой, Ю. В. Сенько и других ученых, которые в основном исследуют его как процесс взаимодействия педагога и обучающегося.

Организация образовательного процесса в вузе базируется на федеральных государственных стандартах, реализующихся посредством компетентностного подхода, который рассматривается исследователями как методологическая основа обновления данного процесса путем усиления практической направленности профессиональной подготовки при сохранении ее фундаментальности (В.А. Адольф, В. И. Байденко, В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г. И. Ибрагимов, Е. О. Иванова, A.M. Новиков, П. Г. Щедровицкий, A.B. Хуторской и другие).

Однако анализ научных исследований, педагогической практики показывает, что работ, посвященных подготовке студента к сотворческой деятельности как значимому элементу его профессиональной подготовки, нами не обнаружено. Таким образом, очевидны противоречия, сложившиеся между:

— объективной необходимостью подготовки профессиональных кадров, способных к творчеству, кооперации, сотрудничеству, продиктованной современным инновационным вектором реформирования системы высшего образования в России, и недостаточной ориентированностью образовательных учреждений на подготовку студента к сотворческой деятельности как неотъемлемой характеристики результативного выполнения им своих будущих профессиональных функций;

— осознанием педагогами вузов необходимости подготовки студентов к сотворческой деятельности и неразработанностью педагогического обеспечения данного процесса, средств оценки подготовленности студента к нему с учетом перехода на федеральные государственные образовательные стандарты;

— потребностью студента успешно конкурировать на рынке труда и недостаточным пониманием им значимости подготовленности к сотворческой деятельности как одной из личностно-профессиональных характеристик востребованного специалиста.

Выявленные противоречия позволяют обозначить проблему исследования, каковы пути и условия подготовки студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза, и конкретизировать тему исследования: «Подготовка студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза».

Объект исследования: подготовка студента к профессиональной деятельности в образовательном процессе вуза.

Предмет исследования: педагогическое обеспечение подготовки студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать педагогическое обеспечение подготовки студента к сотворческой деятельности и экспериментальным путем проверить его результативность в образовательном процессе вуза.

Гипотеза исследования: подготовка студента к сотворческой деятельности будет результативной, если: на теоретическом уровне выявлены сущность и содержание сотворческой деятельности студента, конкретизирован педагогический смысл подготовки студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза, обосновано ее педагогическое обеспечение, разработаны критерии и уровни подготовленности студента к данной деятельностина практическом уровне создано, реализовано педагогического обеспечения подготовки студента к сотворческой деятельности в виде педагогических условий: ценностно-смысловое обогащение сотворческой деятельности студента, активизация сотворческой деятельности студента и самопроектирование студентом сотворческой деятельности, а также методов, приемов и средств их реализации в образовательном процессе вуза.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи диссертационного исследования:

1. Выявить сущность и содержание понятия «сотворческая деятельность».

2. Конкретизировать педагогический смысл подготовки студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

3. Разработать критерии и охарактеризовать уровни проявления подготовленности студента к сотворческой деятельности.

4. Обосновать и разработать педагогическое обеспечение подготовки студента к сотворческой деятельности в виде педагогических условий: ценностно-смысловое обогащение сотворческой деятельности студента, активизация сотворческой деятельности студента и самопроектирование студентом сотворческой деятельности, а также методов, приемов и средств их реализации.

5. Проверить результативность реализации педагогических условий подготовки студента к сотворческой деятельности в экспериментальной работе и разработать методические рекомендации по организации данного процесса в вузе.

Методологическую основу исследования составили: деятелъностный подход, позволяющий при определении содержания подготовки студентов к сотворческой деятельности акцентировать внимание на формирование знаний в действии (А.Г. Асмолов) за счет создания условий для участия студентов в соответствующей деятельности (П.Я. Гальперин, C.JI. Рубинштейн) — компетентностный подход, позволяющий рассматривать сотворческую деятельность как компонент профессиональной подготовки студента (В.А. Адольф, В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г. И. Ибрагимов, Е. О. Иванова, П. Г. Щедровицкий, A.B. Хуторской) — системно-диагностический подход, позволяющий разработать диагностику определения уровня проявления подготовленности студента к сотворческой деятельности (В.П. Беспалько, И. Ф. Исаев, В. М. Полонский, М. И. Шилова и другие).

Теоретическими основами исследования явились: исследования отечественных и зарубежных ученых в области изучения творчества (В.И. Андреев, JI.C. Выготский, Т. Любарт, A.M. Матюшкин, К. Тейлор, А. Т. Шумилин и другие) — идеи о сотворчестве, коллективном творчестве (М.Н. Ахметова, В. А. Бухвалов, А. Г. Бусыгин и Т. А. Бусыгина, В.А. Кан-ЬСалик, Г. С. Меркин и Б. С. Меркин, Н. Д. Никандров, C.B. Нилова, О. Б. Полищук, В. Г. Рындак и другие) — теоретические положения о профессиональной подготовке специалиста (Б.С. Гершунскиий, Д. А. Данилов, Э. Ф. Зеер, Е. И. Климов и другие) — исследования социальных аспектов творчества (A.J1. Журавлев, H.A. Переломова, В. И. Петрищев и другие) — теоретические положения методики и методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский,.

A.П. Тряпицина, Д. И. Фельдштейн, JI.A. Шипилина и другие) — идеи, связанные с разработкой и реализацией педагогических стратегий, стратегических условий в образовательном процессе (К.А. Абульханова-Славская, И. А. Зимняя,.

B.В. Игнатова, B.C. Нургалеев, Т. М. Чурекова и другие).

Методы педагогического исследования: общетеоретические — анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочноэнциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования, построение гипотез, педагогическое моделированиеэмпирические — беседа, опрос, анализ продуктов учебно-профессиональной деятельности студентов различных направлений подготовки бакалавриата, тестирование, оценка, самооценка, взаимооценка, экспертные сравнения, наблюдениестатистические — ранжирование, шкалирование, вычисление «обобщенного» критерия подготовленности к сотворческой деятельности, в-критерий знаков,критерий Стьюдента и другие.

Экспериментальная база исследования — федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет». В экспериментальную работу были включены 203 студента очной формы обучения таких направлений подготовки как 230 100.62 «Информатика и вычислительная техника», 230 400.62 «Информационные системы и технологии», 250 700.62 «Ландшафтная архитектура», 240 700.62 «Биотехнология», 151 000.62 «Технологические машины и оборудование», 80 400.62 «Управление персоналом».

Личное участие соискателя в исследовании и получении результатов состоит в выявлении теоретических предпосылок подготовки студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вузаразработке и описании критериев подготовленности студента к сотворческой деятельности и уровней их проявленияразработке моделейразработке диагностических материалов по выявлению уровня проявления подготовленности студента к сотворческой деятельностисоздании и реализации педагогического обеспечения подготовки студента к сотворческой деятельности, представленного педагогическими условиямиорганизации экспериментальной проверки их результативности в образовательном процессе вуза в рамках профессиональной подготовки студентов — будущих специалистов и бакалавров.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2007;2009 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования, определялись методология, объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, разрабатывались категориальный аппарат, критерии и уровни проявления подготовленности студента к сотворческой деятельности, ключевые идеи экспериментальной работы.

Второй этап (2010;2012 гг.) был связан с разработкой и реализацией педагогического обеспечения подготовки студента к сотворческой деятельности в вузе и проверкой его результативности.

Третий этап (2012 гг.) предполагал завершение экспериментальной работы, обобщение и систематизацию результатов исследования в целомформулирование выводов, оформление текста диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования: выявлена сущность и содержание сотворческой деятельности как совокупности целенаправленных, согласованных, соорганизованных действий, ценностно-смыслового, избирательно-праксиологического, рефлексивно-регулятивного характера, раскрывающихся в самой сущности творчества, новизне результата и способствующих успешной деятельности по преобразованию продукта и ее субъектовконкретизирован педагогический смысл подготовки студента к сотворческой деятельности как педагогического процесса, обеспечивающего освоение им совокупности знаний, умений, ценностей, опыта деятельности, определяющих целенаправленность, согласованность, соорганизованность действий, которые раскрываются в самой сущности творчества, новизне результата и способствуют успешной деятельности по преобразованию продукта и ее субъектовопределено педагогическое обеспечение подготовки студента к сотворческой деятельности в виде педагогических условий: ценностно-смысловое обогащение сотворческой деятельности студента, активизация сотворческой деятельности студента, самопроектирование студентом сотворческой деятельностидоказано, что педагогическое обеспечение подготовки студента к сотворческой деятельности в виде педагогических условий, способствует формированию его ценностного отношения к сотворческой деятельности, умений, способов действий, необходимых для успешной, результативной сотворческой деятельности, творческой рефлексии, самоорганизации и саморегуляции участия в ней.

Теоретическая значимость исследования: расширены научные представления о подготовке студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза за счет педагогических стратегийобогащение, активизация, проектирование, которые положены в основание разработки педагогического обеспечения данного процесса в виде педагогических условийразработаны критерии подготовленности студента к сотворческой деятельности (ценностно-смысловой, избирательно-праксиологический, рефлексивно-регулятивный), которые дополнены признаками их распознавания, в совокупности составляющие систему критериальных характеристик подготовленности студента к данной деятельностиохарактеризованы уровни проявления подготовленности студента к сотворческой деятельности: утилитарно-прагматический, нормативно-функциональный и созидательно-альтруистическийразработана и описана теоретическая модель «Модель подготовки студента к сотворческой деятельности» и выделены ее структурные элементы: содержательно-целевой, педагогического обеспечения, процессуально-проектировочный, оценочно-результативный, на основании реализации которой проведена модернизация подготовки студента к данной деятельности в образовательном процессе вузаизложены доказательства результативности педагогических условий подготовки студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза за счет их последовательной реализации: ценностно-смысловое обогащение сотворческой деятельности студента, активизация сотворческой деятельности студента и самопроектирование студентом сотворческой деятельности. Практическая значимость исследования: создан и реализован комплекс диагностических материалов по изучению подготовленности студентов к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза и ее различных аспектов, что позволяет отслеживать ее проявление по каждому критерию в отдельности и в их совокупности и доказывает возможность применения данных материалов в образовательной практикеразработаны и внедрены в образовательный процесс вуза педагогические условия подготовки студента к сотворческой деятельности посредством реализации: совокупности профессионально-ориентированных упражнений, интерактивных игр, мини-тренинга как форм организации познавательно-эвристической деятельностиролевой игры «Парламентские дебаты» как формы организации совместной дискуссионно-эвристической деятельностиделовой игры «Исполнение заданий» как формы организации совместной, пролонгированной, многовариантной проектно-эвристической деятельностипо результатам проведенного исследования представлены методические рекомендации для преподавателей «Подготовка студента к сотворческой деятельности в условиях реализации новых образовательных стандартов».

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечены: опорой на концептуальные положения деятельностного, компетентностного и системно-диагностического подходов к изучению и организации процесса подготовки студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза, анализ государственных нормативно-правовых документов, обеспечивающих регулирование процессов обновления образовательного процесса в вузе, обобщении результатов педагогических исследований в области организации творческой деятельности обучающихсяприменением комплекса методов, адекватных задачам, логике, предмету, цели исследования, в том числе методик обработки исходной информации о проявлении подготовленности студента к сотворческой деятельности в виде моделирования, применения статистических критериев в-критерий знаков, I-критерий Стьюдента и других для обработки результатов экспериментальной работывоспроизводимостью результатов исследования в условиях подготовки специалистов и бакалавров по различным направлениямпредставительной выборочной совокупностьюличным участием педагога-исследователя в экспериментальной работе, ее положительными результатами, выразившимися в значимой позитивной динамике проявления подготовленности студентов к сотворческой деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования докладывались на конференциях разного уровня: на международных: Международная научно-практическая конференция «Образование и культура в развитии современного общества» (2009 г.) — V Международная заочная научно-практическая конференция «Модернизация российского образования: проблемы и перспективы» (2012 г.) — VII Международная научно-практическая конференция «Новые педагогические технологии» (2012 г.) — XXV Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (2012 г.) — I Международная научно-практическая конференция «Освоение и внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс» (2012 г.) — XVII Международная научно-практическая конференция «Наука и современность — 2012» (2012 г.) — на всероссийских: Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием «Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика» (2009 г.) — V Всероссийская научно-практическая заочная конференция с международным участием «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (2011 г.) — III Всероссийская научно-практическая конференция «Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы» (2012 г.).

Результаты исследования отражены в публикациях: «Сибирский педагогический журнал» (Новосибирск, 2009 г.), «Мир человека» (Красноярск, 2011, 2012 г.), «Педагогический журнал» (Ногинск, 2012 г.), «Фундаментальные исследования» (Москва, 2011 г.), «Научное обозрение» (Москва, 2011 г.), «Современные проблемы науки и образования» (Москва, 2012 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Совокупность целенаправленных, согласованных, соорганизованных действий ценностно-смыслового, избирательно-праксиологического, рефлексивно-регулятивного характера, раскрывающихся в самой сущности творчества, новизне результата и способствующих успешной деятельности по преобразованию продукта и ее субъектов, отражает сущность и содержание сотворческой деятельности.

2. Подготовка студента к сотворческой деятельности определяется как педагогический процесс, обеспечивающий освоение им совокупности знаний, умений, ценностей, опыта деятельности, определяющих целенаправленность, согласованность, соорганизованность действий, которые раскрываются в самой сущности творчества, новизне результата и способствуют успешной деятельности по преобразованию продукта и ее субъектов, что отражает педагогический смысл данного процесса.

3. Критериями подготовленности студента к сотворческой деятельности выступают: ценностно-смысловой — отражает понимание значимости творческой составляющей будущей профессиональной деятельности, признание эффективности совместной деятельности, ценностное отношение к сотворческой деятельностиизбирательно-праксиологический — предполагает успешное генерирование студентом собственных идей, координацию их в ходе сотворческой деятельности, сохранение позитивных взаимоотношений с оптимальным распределением ролей в группе, ориентацию на результативность данной деятельности на основе положительного опыта ее осуществлениярефлексивно-регулятивный — предусматривает осмысление собственных действий и действий других, обеспечивающих успех в сотворческой деятельностипонимание, как другие воспринимают и оценивают участие в данной деятельностипереосмысление опыта и отношений к сотворческой деятельностисамоорганизацию и саморегуляцию участия в сотворческой деятельности.

В качестве уровней проявления подготовленности студента к сотворческой деятельности выделены: утилитарно-прагматический, нормативно-функциональный и созидательно-альтруистический.

4. Педагогическое обеспечение подготовки студента к сотворческой деятельности включает педагогические условия: ценностно-смысловое обогащение сотворческой деятельности студента как педагогическое условие способствует формированию ценностного отношения студента к сотворческой деятельности за счет преумножения знаний студента о творчестве, развития понимания профессиональной значимости творческой составляющей будущей профессии и обеспечения признания эффективности совместной деятельностиактивизация сотворческой деятельности студента как педагогическое условие предполагает формирование умений, освоение способов действий, необходимых для успешной, результативной сотворческой деятельностисамопроектирование студентом сотворческой деятельности как педагогическое условие способствует осмыслению собственных действий и действий других, обеспечивающих успех в сотворческой деятельностипониманию, как другие воспринимают и оценивают участие в данной деятельностипереосмыслению опыта и отношений к сотворческой деятельности в контексте избранной профессиисамоорганизации и саморегуляции участия в сотворческой деятельности.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Результаты экспериментальной работы по созданию педагогических условий подготовки студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза позволили сформулировать следующие выводы.

Экспериментальная работа была организована последовательно, что позволило обеспечить реализацию и оценить результативность педагогического обеспечения в виде педагогических условий — ценностно-смысловое обогащение сотворческой деятельности студента, активизация сотворческой деятельности студента, самопроектирование студентом сотворческой деятельности. Последовательность создания и реализации педагогических условий была обусловлена выявленными критериями подготовленности студента к сотворческой деятельности.

Педагогическое условие ценностно-смыслового обогащения сотворческой деятельности студента предусматривало формирование его ценностного отношения к сотворческой деятельности через преумножение знаний о творчестве, развитие понимания профессиональной значимости творческой составляющей будущей профессии и обеспечение признания большей эффективности совместной деятельности для достижения определенной цели. Реализация данного педагогического условия происходила в форме познавательно-эвристической деятельности посредством упражнений творческого характера («Оратор», «Кумир», «Фантазер», «Автор», «Профи»), интерактивной игры «Мы все богаты», мини-тренинга «Выиграй или проиграй», игры «Компетентность».

Педагогическое условие активизации сотворческой деятельности студента способствовало формированию избирательно-праксиологического критерия подготовленности к сотворческой деятельности, что обеспечивало ориентирование студентов на успешное участие в сотворческой деятельности, через формирование и выбор соответствующих умений, способов действий. Реализация данного условия связывалась с организацией в экспериментальных группах ролевой игры «Парламентские дебаты», которая обладала необходимым педагогическим потенциалом, имела пролонгированный формат реализации и выступала в качестве формы организации совместной дискуссионно-эвристической деятельности. Педагогические возможности данной игры позволили развивать умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии, отстаивать собственную точку зрения и понимать, что иная позиция тоже имеет право на существование, слышать и правильно воспринимать другого человека, активно взаимодействовать, работать в команде, помогать и поддерживать друг друга, инициировать и пропагандировать собственные идеи, что в целом способствовало расширению творческого кругозора, развитию творческих качеств, корпоративных умений, созданию творческого продукта в виде новых идей, освоения новых позиций, творческих действий и другое.

Педагогическое условие самопроектирования студентом сотворческой деятельности обеспечивало формирование рефлексивно-регулятивного критерия подготовленности студента к сотворческой деятельности в форме организации совместной, пролонгированной, многовариантной проектно-эвристической деятельности. Его реализация основывалась на использовании метода проекта, объектом которого была выбрана деловая игра. Ведущим при реализации данного условия явился метод проектов, который в качестве педагогического эффекта подразумевает развитие субъектности участника проектирования, рефлексии, умение делать выбор, саморегуляцию и самооценку результатов собственной деятельности, что соответствует решению частных задач реализации описываемого педагогического условия.

Реализованные педагогические условия, формы методы, приемы и средства способствовали результативности подготовки студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза.

Использование педагогической диагностики, методов математической статистики позволило доказать результативность экспериментальной работы по реализации каждого педагогического условия и их совокупности. Проведенный статистический анализ результатов реализации педагогических условий на конец экспериментальной работы с использованиемкритерия Стьюдента (Приложение 5) показал с достоверностью 0,95, что наблюдается статистически значимый позитивный сдвиг в среднем уровне проявления подготовленности студентов экспериментальных групп к сотворческой деятельности на конец экспериментальной работы по сравнению с ее началом.

В целом проведенная экспериментальная работа позволяет сделать выводы о результативности педагогического обеспечения в виде создания и последовательной реализации педагогических условий подготовки студента к сотворческой деятельности, что позволяет считать задачи исследования выполненными, гипотезу доказанной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации представлено теоретико-методологическое обоснование подготовки студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза, что позволило расширить границы научных представлений о предмете исследования, а именно, определен понятийный аппарат и диагностический инструментарий исследования, обосновано, разработано и реализовано педагогическое обеспечение данного процесса и в процессе экспериментальной работы доказана его результативность.

В целом, согласно цели и задачам исследования, можно сделать следующие общие и частные выводы.

Во-первых, выявлена сущность и содержание, эксплицировано понятие «сотворческая деятельность как совокупность целенаправленных, согласованных, соорганизованных действий, ценностно-смыслового, избирательно-праксиологического, рефлексивно-регулятивного характера, раскрывающихся в самой сущности творчества, новизне результата и способствующих успешной деятельности по преобразованию продукта и ее субъектов.

Во-вторых, конкретизирован педагогический смысл подготовки студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов как педагогический процесс, обеспечивающий освоение им совокупности знаний, умений, ценностей, опыта деятельности, определяющих целенаправленность, согласованность, соорганизованность действий, которые раскрываются в самой сущности творчества, новизне результата и способствуют успешной деятельности по преобразованию продукта и ее субъектов. Данная подготовка является неотъемлемым, органично интегрированным элементом профессионального образования.

Во-третьих, разработаны критерии подготовленности студента к сотворческой деятельности: ценностно-смысловой, избирательно-праксиологический, рефлексивно-регулятивный. При этом педагогическое осознание понятия «подготовленность студента к сотворческой деятельности», которая определяется как запас знаний, умений, способов действий, которые позволяют студенту успешно участвовать в совместной преобразующей деятельности. Ценностно-смысловой критерий отражает понимание значимости творческой составляющей будущей профессиональной деятельности, признание эффективности совместной деятельности, ценностное отношение к сотворческой деятельности. Избирательно-праксиологический критерий предполагает успешное генерирование студентом собственных идей, координацию их в ходе сотворческой деятельности, сохранение позитивных взаимоотношений с оптимальным распределением ролей в группе, ориентацию на результативность данной деятельности на основе положительного опыта ее осуществления. Рефлексивно-регулятивный критерий предусматривает осмысление собственных действий и действий других, обеспечивающих успех в сотворческой деятельностипонимание как другие воспринимают и оценивают участие в данной деятельностипереосмысление опыта и отношений к сотворческой деятельностисамоорганизацию и саморегуляцию участия в сотворческой деятельности.

В-четвертых, охарактеризованы уровни проявления подготовленности студента к сотворческой деятельности: утилитарно-прагматический, нормативно-функциональный и созидательно-альтруистический. Утилитарно-прагматический отражает ориентирование студента исключительно на личную практическую пользу и выгоду или неподготовленность к сотворческой деятельности, а именно студент обладает творческими способностями, но проявляет их в совместной деятельности лишь с пользой для себя или не проявляет вообще, или отвергает данную деятельность как неприемлемую для себя. Нормативно-функциональный предусматривает ситуативное проявление студентом подготовленности к сотворческой деятельности, а именно студент обладает творческими способностями, но проявляет их в совместной деятельности лишь по просьбе значимого-другого либо предпочитает работать индивидуально. Созидательно-альтруистический предполагает постоянное проявление студентом подготовленности к сотворческой деятельности, а именно студент обладает творческими способностями, стремиться проявить их в совместной деятельности без расчета на «вознаграждение».

В-пятых, на основе теоретической и практической разработки предмета исследования обосновано и разработано педагогическое обеспечение подготовки студента к сотворческой деятельности, реализуемое посредством педагогических условий: ценностно-смысловое обогащение сотворческой деятельности студента, активизация сотворческой деятельности студента, самопроектирование студентом сотворческой деятельности.

Ценностно-смысловое обогащение сотворческой деятельности студента способствует формированию его ценностного отношения к данной деятельности за счет преумножения знаний о творчестве, развития понимания профессиональной значимости творческой составляющей будущей профессии и обеспечения признания эффективности совместной деятельности. Активизация сотворческой деятельности студента предполагает формирование умений, освоение способов действий, необходимых для успешной, результативной сотворческой деятельности. Самопроектирование студентом сотворческой деятельности способствует: осмыслению собственных действий и действий других, обеспечивающих успех в сотворческой деятельностипониманию как другие воспринимают и оценивают участие в данной деятельностипереосмыслению опыта и отношений к сотворческой деятельности в контексте избранной профессиисамоорганизации и саморегуляции участия в сотворческой деятельности.

На основе осмысления теоретических предпосылок подготовки к сотворческой деятельности и результатов экспериментальной работы разработаны методические рекомендации для преподавателей «Подготовка студента к сотворческой деятельности в условиях реализации новых образовательных стандартов», которые могут быть применены в процессе профессиональной подготовки бакалавров и специалистов. Данные методические рекомендации в содержательном аспекте раскрывают педагогические условия, методы, приемы и средства их реализации в образовательном процессе вуза: совокупность упражнений творческо-познавательного характера, интерактивные игры, мини-тренинг, ролевая игра, метод проектов и другие.

В-шестых, доказана результативность педагогического обеспечения в виде разработанных и последовательно реализованных педагогических условий подготовки студентов к сотворческой деятельности, что выражено в качественных признаках и количественных изменениях уровня проявления их подготовленности к сотворческой деятельности.

Ценностное отношение студента к сотворческой деятельности, сознательная ориентация на успешное участие в ней, творческая рефлексия, самоорганизация и саморегуляция участия в данной деятельности отражают качественные признаки его подготовленности к сотворческой деятельности. Изучение подготовленности студентов к данной деятельности с использованием разработанной диагностики в процессе экспериментальной работы показало позитивную динамику их подготовленности к сотворческой деятельности (таблица 12).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991. -301 с.
  3. , О. В. Исследование мотивационных компонентов совместной деятельности : автореф. дис. канд. психол. наук / О. В. Аллахвердова. Л., 1981. — 20 с.
  4. , О. Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала Электронный ресурс. / О. Н. Аллин, Н. И. Сальникова. М.: Генезис, 2005. — Режим доступа: http://www.le-x.ru/professii/podgotovlennost-i-gotovnost.html.
  5. , Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. -М.: Сов. радио, 1979. С. 14−18.
  6. , Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев //Современные педагогические проблемы высшей школы / под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — С. 3−15.
  7. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1968.-339 с.
  8. , В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества: монография / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 239 с.
  9. , В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1 / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996.-586 с.
  10. , В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 1994. — 245 с.
  11. , П. Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ : дис. д-ра пед. наук / П. Н. Андрианов. М., 1986. — 253 с.
  12. , А. В. Приобщение личности к научно-исследовательской деятельности : монография / А. В. Андриенко, В. В. Игнатова, Л. Г. Деянова. -Красноярск: СибГТУ, 2002. 147 с.
  13. , С. И. Учебный процесс в высшей школе / С. И. Архангельский. -М.: Высшая школа, 1980.- 384 с.
  14. , А. Г. Психология индивидуальности / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1986.-96 с.
  15. , А. Г. Психология личности : учебник / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  16. , А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов третьего поколения Электронный ресурс.- Режим доступа: http://moodle.mmc.rightside.ru/
  17. , М.Н. Практическая педагогика в аспекте проектной культуры: учебное пособие / М. Н. Ахметова. Чита, 2007. — 184 с.
  18. , В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. — С. 22−46.
  19. , Г. С. Три типа педагогики / Г. С. Батищев // Учительская газета. 1988. — 14 апр.
  20. , А. Творческая революция / А. Бергсом. М.: СПб., 1914.98 с.
  21. , А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании Электронный ресурс. / А. Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 10 сентября. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910−12.htm.
  22. , М. Н. Введение в гуманизацию образования / М. Н. Берулава//Лицей.-1998.-№ 1.-С. 13−19.
  23. , М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования / М. Н. Берулава // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 21−25.
  24. , М. Н. Состояния и перспективы гуманизации образования / М. Н. Берулава // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 21−25.
  25. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В. П. Беспалько.- М, 1996.
  26. , В. М. Общие основы рефлексологии человека / В. М. Бехтерев. Л., 1926.
  27. , В. М. Творчество с точки зрения рефлексологии / В. М. Бехтерев // Гений и творчество / под ред. С. О. Грузннберга. Л.: ЛГУ, 1924. -104 с.
  28. , B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мыслительного диалога)/B.C. Библер.-М.: Политиздат. 1975.-339 с.
  29. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. М., 2002. — С. 223.
  30. , В. В. Сопереживание и сотворчество (диалектика и взаимообусловленность) / В. В. Блок // Психология художественного творчества: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. — С. 465−503.
  31. , Д. Б. Интеллектуальная активность как активность творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1983. — 176 с.
  32. , Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М.: Знание, 1981. -96 с. — (Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психология, №Ю).
  33. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под науч. ред. В. И. Байденко. М., 2006. — С. 10.
  34. , В. А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика, 2003. № 10. — С. 8−14.
  35. Большая Советская энциклопедия.- М.: С.Э.- Том 18, С.252
  36. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия Электронный ресурс. -М., 2000. CD [2 диска].
  37. Большой энциклопедический словарь Текст. / под ред. А. М. Прохорова. 2-е изд. — М.: Большая Рос. энцикл.- СПб.: Норинт, 1997. -1456 с.
  38. , Е. В. Педагогика : личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов н/Д.: Учитель, 1999. — 560 с.
  39. , А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики / А. В. Брушлинский // Психол. журн. 2000. — Т. 21, № 6. — С. 5−11.
  40. , А. В. Психология мышления и кибернетика / А. В. Брушлинский. М.: Мысль, 1970. — 191 с.
  41. , А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  42. , А. В. Творческий процесс как предмет исследования / А. В. Брушлинский // Вопросы философии. 1965. — № 7. — С. 26−32.
  43. , A.B. Деятельность субъекта и психическая деятельность/ A.B. Брушлинский // Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990.- С.129
  44. , В. А. Алгоритмы педагогического творчества / В. А. Бухвалов. -М.: Просвещение, 1993. -96 с.
  45. , Н. К. Практика мышление — знание : К проблеме творческого мышления / Н. К. Вахтомин. — М.: Наука, 1978. — 112 с.
  46. , A.A. активное обучение в высшей школе: компетентностный подход/ A.A. Вербицкий.- М.: высш.шк., 1991 207 с.
  47. , JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст.: психол. очерк: кн. для учителя / JI. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991.-93 с.
  48. , Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте / Л. С. Выготский. М.: Госиздат РСФСР, 1930. — 234 с.
  49. , П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов/ П. Я. Гальперин.- М.: «Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.
  50. , Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций)/ Б. С. Гершунский.- М.: Совершенство, 1998.- 605 с.
  51. , А. А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся Электронный ресурс. / А. А. Гетманская // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910−24.htm.
  52. , Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. -М.: Просвещение, 1968. С. 433−456.
  53. Гин, А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя / А. Гин. М.: Вита-Пресс, 1999. — 88 с.
  54. , С. В. Формирование базовых аналитических умений будущих инженеров-механиков : монография / С. В. Гиннэ, В. В. Игнатова. Красноярск: СибГТУ, 2007. — 256 с.
  55. , М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов/ М. Т. Громкова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с. — (Серия «Педагогическая школа. XXI век».)
  56. , В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  57. , Н. А. Педагогика / Н. А. Давыдов. М.: НЭП, 1997. — 134 с.
  58. , Д. А. Управление инновационными процессами в образовании. Монография / Д. А. Данилов, А. Д. Николаева. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009.- 130 с.
  59. , Д.А. Парадигмальные основы развития образования/ Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова // Высшее образование сегодня. 2010. — № 3. -С.73−75.
  60. , А. В. Непрерывное образование / А. В. Даринский // Советская педагогика. 1975. — № 1. — С. 17−19.
  61. , А. В. Пути улучшения системы повышения квалификации педагогических кадров / А. В. Даринский // Советская педагогика. 1976. — № 2. -С. 9−17.
  62. Дебаты или парламентские дебаты Электронный ресурс. Режим доступа: http ://debatclub .narod.ru.
  63. Деловая игра для подростков «Дебаты» Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.trepsy.net.
  64. Деятельность / А. П. Огурцов, Э. Г. Юдин // Большая советская энциклопедия. М., 1972. — Т. 8. — С. 180−181.
  65. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. -Казань, 1975.-302 с.
  66. Дополнительное профессиональное образование. Терминологический словарь/авт.-сост. В. В. Огурцов, Г. П. Карлов, A.B. Андриенко.- Красноярск: СибГТУ, 2009.- 244 с. С. 109
  67. , И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза : монография / И. В. Дрыгина, О. А. Шушерина, В. В. Игнатова. Красноярск: СибГТУ, 2006. — 154 с.
  68. , М. И. Краткий психологический словарь : Личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, Л, А. Кандыбович. -Минск: Хэлтон, 1998. С. 90.
  69. , М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: БГУ, 1976. — 175 с.
  70. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 208 с.
  71. , В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский // Сов. педагогика. 1988. — № 1. — С. 70−75.
  72. , Г. А. Исследования в педагогической деятельности преподавателя высшей школы / Г. А. Засобина, В. С. Мухаммед. Иваново: Изд-во ИвГУ, 1997. — 187 с.
  73. , Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. М.: Акад. проект, 2005. — 336 с.
  74. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования Электронный ресурс. / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal/2006/ 0505.htm.
  75. , И. А. Культура. Образованность. Профессионализм специалиста / И. А. Зимняя // Проблемы качества, его нормирование и стандарты в образовании. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.-С. 31−37.
  76. , И.А. Педагогическая психология/ И. А. Зимняя. — Ростов-на-Дону :Феникс, 1997.-480с.
  77. В. П. Деятельность. Знание. Духовность // Высшее образование в России.-2003.-№ 5.-С. 81−87.
  78. , В. П. Образ и деятельность / В. П. Зинченко. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. —608 с.
  79. , В. П. Психологические основы педагогики : Учеб. пособие/ В. П. Зинченко. — М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
  80. , В.Л. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения: Монография/ В. Л. Зорина, B.C. Нургалеев.- 3-е изд., испр. и доп.- Красноярск: СибГТУ. 2005.168 с. С.11
  81. , Г. И. Компетентностный подход в профессиональном образовании Электронный ресурс. / Г. И. Ибрагимов. Режим доступа: http://ifets.ieee.org/ russian/depository/vlO i3/html/3Ibragimov.htm.
  82. , Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим Электронный ресурс. / Е. О. Иванова // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. — 30 сентября. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/ioumal/2007/0930−23.htm.
  83. , В. В. Духовно-творческое становление личности и ее социальной ответственности : монография / В. В. Игнатова, Л. А. Барановская. -Красноярск: СибГТУ, 2010. -238 с.
  84. , В. В. Педагогика духовно-творческого развития личности : монография / В. В. Игнатова, С. Н. Орлова. Красноярск: КГТА, 1996. — 124 с.
  85. , В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе : монография / В. В. Игнатова. Красноярск: СибГТУ, 2000. — 272 с.
  86. , Е.Ю. Совершенствование образовательного процесса в современном вузе: автореф. дис.. док. пед. наук: 13.00.08/ Е. Ю. Игнатьева.-Великий Новгород., 2009.- 24 с.
  87. , Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2008. 512 с.
  88. , И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: пособие для преподавателей / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко .- М.: Логос, 1994.- 208 с.
  89. , М. С. Человеческая деятельность : (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  90. , А. Б. Рождение специалиста : профессиональное становление студента / А. Б. Каганов. Минск: Изд-во БГУ, 1983. — 111 с.
  91. Калмыкова, 3. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики / 3. И. Калмыкова // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / под ред. 3. И. Калмыковой. М., 1975. — С. 10−38.
  92. , И.П. Структуры и механизмы творческой деятельности/ И. П. Калошина.- М.: МГУ, 1983.- 168 с.
  93. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  94. , А. С. Интуиция и диалектика / А. С. Кармин // Диалектика творческой деятельности. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. — С. 70.
  95. , Н. В. Творчество как сущность активности психики как основа ее развития : автореф. канд. псих, наук / Н. В. Кипиани. Тбилиси, 1986. -22 с.
  96. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин.- М: РАО, 1994
  97. , Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е. А. Климов.-М.: Издательский центр «Академия», 2005.-304с.
  98. , Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования / Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А. В. Великановой. Самара: Профи, 2001.
  99. , С. М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей: монография/ С. М. Коломиец. М.: Изд-во «Перо», 2010.-181 с.
  100. , М. Б. Готовность к деятельности в психологии Электронный ресурс. / М. Б. Колосов. Режим доступа: ЬЦр://улуу.р5ус1ю1оау-online.net/articles/doc-1408.html.
  101. Компетентность и операционный стиль мышления. Генезис компетентностного подхода Электронный ресурс. Режим доступа: http://inf. lseptember. m/index.php?year=2007&num =12.
  102. , В. В. Воспитание или образование / В. В. Краевский // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 3−10.
  103. , В. В. Полемика. Сколько у нас педагогик? / В. В. Краевский // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 113−118.
  104. Краткий педагогический словарь. М., 1988. — 367 с.
  105. , В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  106. , Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
  107. , Т. В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев // Процесс и способ решения технических задач. М.: Педагогика, 1975.-303 с.
  108. , С. В. Педагогика личности от концепций до технологий : учеб. пособие. Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 2001. — 160 с.
  109. , Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. JL, 1972. — 263 с.
  110. , Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  111. , А. В. Самопроектирование студентом сотворческой деятельности / А. В. Кутузова // Модернизация российского образования: проблемы и перспективы: сб. материалов V Междунар. заоч. науч.-практ. конф. -Краснодар, 2012. 256 с.
  112. , В. Концепция «минимальной компетентности» / В. Ландшеер // Перспективы: вопросы образования. 1988. — № 1. — С. 27−34.
  113. , А. Е. Обучение. Воспитание. Творчество. Профпедагогика / А. Е. Ларин. М.: Высш. шк., 1977. — 256 с.
  114. , Я. Развитие теории практики педагогики творчества : дис. д-ра пед. наук / Я. Лащик. М., 1994. — 324 с.
  115. , Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. М., 1971.-280 с.
  116. , А. Н. Основные процессы психической жизни (1940) / А. Н. Леонтьев // Философия психологии. -М., 1994. С. 48.
  117. , А. Н. Психологическая характеристика деятельности (1949) / А. Н. Леонтьев // Философия психологии. М., 1994. — С. 230.
  118. , И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
  119. , А. Философия творчества Электронный ресурс. монография / А. Либиэр. Режим доступа: http://newlit.ru/~libier/3445−7.html#content.
  120. , X. Сущность коллективной организации познавательной деятельности / X. Лийметс, И. Б. Первин // Теоретические проблемы воспитательного коллектива школьников. — Тарту: Изд. Тартус. ун-та, 1975. С. 163−165.
  121. , В.Т. Советское студенчество/ В. Т. Лисовский.- М.: Высш.шк., 1990.-302 с.
  122. , Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Психол. журн. 1981. — Т. 2, № 5. — С. 3−22.
  123. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 448 с.
  124. Лук, А. М. Мышление и творчество / А. М. Лук. М.: Политиздат, 1976.- 144 с.
  125. , В. Я. Методика преподавания психологии / В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 82 с.
  126. , A.C. Методология научного творчества/ A.C. Майданов: ЛКИ, 2008.-512 с.
  127. Малый академический словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/mas/46 649/
  128. , Г. Г. Общие основы педагогики Электронный ресурс. / Г. Г. Марков, Е. Г. Колычева.- Москва.: Окей-книга, 2008.- Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/ggmarkov/obshieosnoviypedagogiki
  129. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1996. — 398 с.
  130. , Т.А. Психологические условия формирования совместной учебной деятельности: автореферат дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02/ Т. А. Матис.- М., 1977.- 16 с.
  131. , А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  132. , М. К. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе личностно-ориентированной системы образования в средней школе : дис.. канд. пед. наук / М. К. Мерзляков. СПб., 1995. — 187 с.
  133. , Г. С. Путь к сотворчеству : кн. для учителя: из опыта работы / Г. С. Меркин, Б. С. Меркин. М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
  134. , B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу/ В. С. Мерлин.- Пермь: ПГПИ, 1990.109 с.
  135. Мир философии. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы: кн. для чтения. М.: Политиздат, 1991. — 672 с.
  136. , Н. И. Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям : на материале преподавания предметов гуманитарного и психопедагогического цикла (1960-е начало 1990-х гг.) / H. И. Миронова. М., 2000. — 203 с.
  137. , Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. М.: Экономика, 2002. — 400 с.
  138. , В. А. Психология конструкторской деятельности / В. А. Моляко. -М.: Машиностроение, 1983. 134 с.
  139. , Е.А. Актуализация профессионально-культурного потенциала будущего педагога профессионального обучения: монография/ Е. А. Мухамедвалеева, O.A. Шушерина.- Красноярск.: СибГТУ, 2009.- 168 с.
  140. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю. H. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  141. Мясищев, B. H Психология отношений/ В. Н. Мясищев.- М.: Изд-во «ИИП», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-350 с.
  142. , А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания/интуиция в процессе научного творчества / А. А. Налчаджян. М.: Мысль, 1972. — 271 с.
  143. , Т. В. Подготовка старшеклассников к творческой деятельности в условиях летнего технологического лагеря : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. В. Наумова. Брянск, 2004. — 239 с.
  144. , Л. С., Пушкин, В. Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии, 1969. -№ 5. С.24−31.
  145. , С. В. Сотворчество в образовательном процессе университета : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Нилова. Шуя, 2000. — 20 с.
  146. , А. М. Профессиональное образование в России / А. М. Новиков. М., 1997. — 254 с.
  147. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат и др. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  148. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования» / ред.-сост. А. В. Хуторской. М., 2002.
  149. , С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Вече, 2006. — 941 с.
  150. Основные современные концепции творчества и одаренности Текст. / под ред. Д. Б. Богоявленской. -М.: Образов, центр «Пед. поиск», 1997. 167 с.
  151. Основы педагогики и психологии высшей школы Текст./ под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  152. Основы философии Текст.: учеб. пособие для вузов / под ред. Е. В. Попова. М.: ВЛАДОС, 1997. — 259 с.
  153. , С. А. Формирование оценочных умений в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов (на материале педагогического колледжа): дис.. канд. пед. наук / С. А. Осокина. М., 2005. -185 с.
  154. , А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала / А. П. Панфилова. СПб.: Изд-во ИВЭСЭП: Знание, 2003. — 536 с.
  155. , В. П. Освоение деятельности: индивидуальная репродукция или продуктивное сотрудничество Электронный ресурс./ В. П. Панюшкин. Режим доступа: http://psychlib.ru/
  156. Парламентские дебаты Электронный ресурс. Режим доступа: ru.wikipedia.org.
  157. , У. Как сдвинуть гору Фудзи Электронный ресурс. / У. Паундстоун. М., 2004. — Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/l 17 890/read.
  158. , Н. А. Профессионально-творческая компетентность как системное качество подготовки будущего педагога / H.A. Пахтусова // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2010. — № 10. — С. 160−166.
  159. Педагогика / сост. В. А. Сластенин и др. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
  160. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 602 с.
  161. Педагогика и психология / под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Высш. шк., 2002. — 585 с.
  162. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 400 с.
  163. Педагогическая аксиология: монография / Г. И. Чижакова и др.- под ред. Г. И. Чижакова, В. А. Сластенина. Красноярск: СибГТУ, 2008. — 194 с.
  164. , А. С. Экономико-математические методы и модели в управлении производством / А. С. Пелих, JI. Л. Терехов, Л. А. Терехова. М.: Феникс, 2005. — 248 с.
  165. , В.И. Социализация молодежи в развитых англоязычных странах. История и современность/ В. И. Петрищев. Красноярск, 2010
  166. , В.И. Предпринимательство как фактор экономической социализации школьной молодежи (на примере России и зарубежных стран) / В. И. Петрищев. Красноярск, 2011
  167. , П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы/ П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов.-М.: Педагогическое общество России, 1999.-354 с.
  168. , К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. М.: Высш. шк., 1984. — 174 с.
  169. , Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. М.: УРАО, 2002. — 160 с.
  170. , Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Академия, 2007. — 386 с.
  171. , О. Б. Развитие логического мышления будущего учителя в процессе сотворчества : дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Б. Полищук. -Оренбург, 2002. 182 с.
  172. , Я. А. Основные звенья психологического механизма творчества / Я. А. Пономарев // Интуиция, логика, творчество: сборник. М.: Наука, 1987.-С. 5−23.
  173. , Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976. — 302 с.
  174. , Я. А. Фазы творческого процесса / Я. А. Пономарев // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.
  175. , Я.А., Семенов, И.Н., Степанов, С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная/ Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. М.: Наука, 1990.
  176. , Я. А., Семенов, И.Н., Степанов, С. Ю. Развитие современных исследований творчества/ Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Психологический журнал.-1988.- № 4. С. 151−152.
  177. , А.И. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: монография/ А. И. Попов, Н. П. Пучков. -Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2010. 212 с.
  178. , Н. Ю. Творческий стиль деятельности : пед. аспект / Н. Ю. Посталюк. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 205 с.
  179. , А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А. С. Прутченков. М.: Знание, 1991. — 211 с.
  180. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. M., 1997. — С. 213.
  181. Психологический словарь / под ред. П. С. Гуревича. M.: OJIMA Медиа Групп: OJIMA Пресс Образование, 2007. — 800 с.
  182. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учеб. пособие / С. А. Боровикова и др. — под ред. Г. С. Никифорова — Санкт-Петербург, гос. ун-т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. — 152 с.
  183. Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  184. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова. М., 1988. — 276 с.
  185. , А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте/ А. Ц. Пуни, — M., 1993
  186. Развитие и диагностика способностей / под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. — 181 с.
  187. , А. С. Теоретико-методологические основы проблемы формирования творческого мышления / А. С. Рахимов // Проблемы формирования творческого мышления учащихся: тез. докл. респ. науч. конф. Уфа, 1982. — С. 68.
  188. , Е. Я. Научный поиск / Е. Я. Режабек. Ростов н/Д., 1972. -С. 21−22.
  189. , JI. С. Основы общей психологии / JI. С. Рубинштейн. -СПб.: Питер-Ком, 1999. 720 с.
  190. , С. JI. О мышлении и путях его исследования / JI. С. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 556 с.
  191. , В. В. Психологические основы организации совместной учебной деятельности : автореф. дис. д-ра психол. наук / В. В. Рубцов. М., 1986. -38 с.
  192. , В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя: теория взаимодействия: монография / В. Г. Рындак. М.: Пед. вестник, 1997.-244 с.
  193. , Н. А. Сущность и специфика компетентностного подхода в российском образовании Электронный ресурс. / Н. А. Ряписов. Режим доступа: http://sibuch.ru/article.php?no=555.
  194. , А. И. Одаренные дети в детском саду и школе : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Савенков. М.: Издат. Центр «Академия», 2000. — 232 с.
  195. Самоорганизация Электронный ресурс. // Большая советская энциклопедия. М., 1976. — Режим доступа: http://slovari.yandex.ru.
  196. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. JI.: Наука, 1979. — 264 с.
  197. , Г. Развитие компетенций : этапы внутрикорпоративного обучения / Г. Сартан // Персонал-Микс. 2005. — № 2. — С. 66.
  198. , Г. От мечты к открытию : Как стать ученым: пер. с англ. / Г. Селье. М.: Прогресс, 1987. -368 с.
  199. , В. С. Творческое мышление и развитие личности / В. С. Семенов // Творческое мышление: парадоксы и парадигмы развития: тез. выступления. Целиноград, 1991. — С. 155.
  200. , Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования : курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240 с.
  201. , В.В. Образование и личность. Теория и практикапроектирования педагогических систем/ В. В. Сериков. М.: Издательскаякорпорация «Логос», 1999.- 272 с.
  202. , Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е. В. Сидоренко.- СПб.: ООО «Речь», 2001.- 350 с.
  203. , В. Д. Основы технологии / В. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. — 180 с.
  204. , М.Н. Проблемы современной дидактики/ М. Н. Скаткин.- М.: Педагогика. 1984.- 96 с.
  205. , В.А. Педагогика: Учеб. пособие/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов и др.- М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  206. Словарь иностранных слов / под ред. А. Г. Спиркина, И. А. Акчурина, Р. С. Карпинской. 7-е изд., перераб. — М.: Русский язык, 1979. — 624 с.
  207. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. — 800 с.
  208. Словарь русского языка. В 4-х т. Т. 3. П-Р / под ред. А. П. Евгеньевой — АН СССР, Ин-т рус. яз. 3-е изд. — М.: Рус. язык, 1987. — 752 с.
  209. Словарь-справочник по педагогике/ авт.-сост. В.А. Мижериков- под. общ. ред. П. И. Пидкасистого.- М.: «ТЦ Сфера», 2004.-448 с.
  210. Современная психология / И. О. Александров и др. М., 1999.
  211. Современная психология: Справ, руководство. М.: ИНФРА — М, 1999.-688 с.
  212. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара / под ред. А. В. Великановой. Самара, 2001. -60 с.
  213. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993. -740 с.
  214. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. М.: Сов. слово, 2001. — 928 с.
  215. , В. М. Стандарты в управлении качеством образования / В. М. Соколов. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1993. -95 с.
  216. , А. Г. О творческой силе человеческого разума : послесловие. / А. Г. Спиркин // Наука и творчество: пер. с болг. / Г. Гиргинов. -М.: Прогресс, 1979. С. 337.
  217. Становление личности в образовательном процессе: культурные и педагогические аспекты / под ред. В. В. Игнатовой, Г. А. Субоча. Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2010. — 296 с.
  218. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования / под ред. А. А. Пинского. М., 2001. — 107 с.
  219. , Н.Ф. Сущность деятельностного подхода в психологии Электронный ресурс.: доклад на методологическом семинаре МГУ, 2006.- Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/seminars/
  220. Творчество / А. Г. Спиркин // Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1976. — Т. 25. — С. 331.
  221. Творчество / П. П. Гайденко // Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1976. — Т. 25. — С. 330−331.
  222. Творчество и социальное познание: сб. ст. / под ред. А. М. Коршунова. М., 1982. — 256 с.
  223. , Б.М. Избранные труды: В 2-х т./ Б. М. Теплов.- М.: Педагогика, 1985
  224. , Д. Н. Общее учение об установке // Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966.
  225. , Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка : около 180 000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. М.: Альта-Принт: Дом XXI век, 2009. — 1239 с.
  226. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 240 с.
  227. , А. М. Психология интеллекта : парадоксы исследования / А. М. Холодная. Томск: Изд-во Том. ун-та. — М.: Барс, 1997. — 392 с.
  228. , А. Л. Я познаю мир: Философия / А. Л. Цуканов. М.: Изд-во АСТ, 1999.-480 с.
  229. , М. А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов. -М.: Народное образование, 1997. 152 с.
  230. , Т.М. Некоторые аспекты формирования творческих способностей учащихся старшего школьного возраста в условиях интегрированного медиаобразования / Т. М. Чурекова, М. А. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. 2008. — № 4. — С. 298−306
  231. , В. Д. Проблема системного анализа профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. -185 с.
  232. , В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход/ В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня, 2004.- № 8.
  233. , Ф. Компетентностный подход при подготовке бакалавров и магистров (на примере бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью) Электронный ресурс. / Ф. Шарков. Режим доступа: Ь11р://л^у.у1рег5оп.гиМ1пё.р11р?ГО=583 295&50с11=1.
  234. , Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Л. А. Шипилина. — М.: Флинта, 2011. 204 с.
  235. , С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Мир образования образование в мире / Ред. В. А. Разумный. — 2001. — № 4. — с. 8−19
  236. Е. Н., Котова, И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности/ E.H. Шиянов, И. Б. Котова.- Ростов н/Д.: РИО АО «Цветная печать», 1995.-314 с.
  237. , Е. В. Композиция / Е. В. Шохов. М.: Просвещение, 1986. -207 с.
  238. , А. Т. Проблемы теории творчества : монография / А. Т. Шумилин. М.: Высш. шк., 1989. — 143 с.
  239. , О. А. Ответственность профессионально-значимое качество будущего специалиста (педагогический аспект): монография / О. А. Шушерина. — Красноярск: СибГТУ, 2002. — 186 с.
  240. , Г. П. Система педагогических исследований : методол. анализ / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. М., 2003. — С. 16−200.
  241. , Д.Б. Избранные психологические труды / под. Ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.- М: Педагогика, 1989
  242. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. Т. 1. A-JT / под ред. С. Я. Батышева. -М.: Ассоц. «Проф. образование», 1998. -568 с. Т.2 С. 272.
  243. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. Т. 2. М-П / под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоц. «Проф. образование», 1998. — 440 с.
  244. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1996. — 91 с.
  245. , В.А. педагогическая психология: Учеб. пособие / В. А. Якунин.- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.- 639 с.
  246. , А. В. Философия / А. В. Якушев. М.: Изд-во ПРИОР, 2003. -224 с.
  247. , Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию Электронный ресурс. / Ф. Г. Ялалов // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. — 15 января. — Режим доступа: http://www.eidos.rU/iournal/2007/0115−2.htm.
  248. Hutmacher, W. Key competencies for Europe / W. Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzezland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a. Strsburg: Secondaiy Education for Europe, 1997. — C. 11.
  249. Koster, J. B. Growing artist. Teaching art to young children Delmar / J. B. Koster. New York: Thomson Learning Ins., 2001. — 436 p.
  250. Moony, L. A. A conceptual for integrating four approaches to the identification of creative talent / L. A. Moony, C. W. Taylor, F. Barron // Scientific creativity its recognition and development. N. Y.: Wiley, 1963. — P. 331−340.
  251. Peretti, J.-M. Les remuneration: politiques et pratiques pour les annees 2000 Электронный ресурс. / J.-M. Peretti, P. Roussel. Режим доступа: http://www.stephanehaefliger.com/ campus/biblio/017/17 73 .pdf.
  252. Taylor, С. W. The nature of the creative process / С. W. Taylor, P. Smith // Creativity. -N. Y.: Hastings House, 1959. P. 51−82.
Заполнить форму текущей работой