Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка содержания обучения программированию в системе информационной подготовки бакалавра математики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое место в опубликованных материалах занимает вопрос о подготовке бакалавров. В виду того, что бакалавр может продолжить свое образование по основным образовательным программам по направлению (магистратура) либо по специальности (дипломированный специалист), вопрос о том какой должна быть подготовка бакалавра остается открытым и по сей день, и требует наиболее тщательного изучения. Например… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА МАТЕМАТИКИ
    • 1. 1. Цели информационной подготовки бакалавра математики
    • 1. 2. Содержание информационной подготовки бакалавра математики
    • 1. 3. Формы, методы и средства информационной подготовки бакалавра математики
  • Выводы к Главе 1
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В КУРСЕ «ЯЗЫКИ И МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОАНИЯ» В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА МАТЕМАТИКИ
    • 2. 1. Цели, структура и содержание обучения программированию в курсе «Языки и методы программирования»
    • 2. 2. Методические рекомендации преподавания курса «Языки и методы программирования»
    • 2. 3. Анализ и обработка результатов эксперимента
  • Выводы к главе 2

Разработка содержания обучения программированию в системе информационной подготовки бакалавра математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Характерной чертой современного этапа развития общества, является его информатизация. Под информатизацией общества (Роберт И. В., [154]) будем понимать глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Становление информационного общества меняет традиционные представления о силе и величии государств и наций. Ломается вековой стереотип геополитической мощи, определяющейся размером территории страны и численностью ее армии. Сегодня мощь державы — это ее интеллектуальный потенциал и интегрированность в мировое информационное общество.

Современное высшее профессиональное образование, в задачу которого входит обучение и воспитание членов информационного общества, должно быть опережающим (готовящим специалиста в соответствии с требованиями завтрашнего дня) и непрерывным (обеспечивающим человеку возможность учиться в течение всей его жизни).

За последнее десятилетие в системе высшего образования России произошли значительные изменения. На уже существующем образовательном пространстве была введена новая параллельная структура высшего профессионального образования, представляющая собой совокупность образовательных программ различной длительности и различной направленности, отнесенных к одному и тому же образовательному направлению. При этом освоение любой из них гарантирует получение высшего профессионального образования.

Таким образом, в настоящее время высшее профессиональное образование состоит из двух образовательных подсистем. Структурной единицей одной является специальность, тогда как структурной единицей другойнаправление подготовки. Каждая из образовательных подсистем имеет свои образовательные программы. Направление подготовки представлено двумя образовательными программами высшего профессионального образования: бакалавриат и магистратура. Следовательно, высшее профессиональное образование представлено сегодня нормативно и методически тремя основными образовательными программами:

1. Программа подготовки бакалавра (согласно Концепции обновления Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ВПО) [91, с.8−9]) представляет собой основную образовательную программу по направлениям высшего образования с нормативным сроком обучения не менее 4-х лет. Лицо, освоившее данную образовательную программу получает квалификацию (степень) бакалавра.

2. Программа подготовки специалиста представляет собой основную образовательную программу по специальности высшего образования с нормативным сроком обучения не менее 5-ти лет. Лицо, освоившее данную образовательную программу, получает квалификацию специалиста.

3. Программа подготовки магистра представляет собой основную образовательную программу по соответствующему направлению высшего образования с нормативным сроком обучения не менее 6-ти лет. Основная образовательная программа подготовки магистров состоит из программы подготовки бакалавра продолжительностью не менее 4-х лет и специализированной магистерской программы продолжительностью не менее 2-х лет. Лицо, освоившее данную образовательную программу, получает квалификацию (степень) магистра.

Вопрос о преимуществах и проблемах перехода к многоступенчатому высшему образованию в России обсуждается в публикациях Абдулиной О.,.

Маркова. Н., Бляхерова И., Руднева С., Ерковича С., Никитаева В. и др. 1, 20, 62, 88, 91, 126, 151, 158, 156, 164, 172].

К несомненным достоинствам многоуровневой системы высшего профессионального образования следует отнести следующие:

• академическая мобильность студентов;

• максимальное сближение высшего профессионального образования России с зарубежным в соответствии с тенденциями Болонского процесса за счет аналогичности траекторий обучения и степеней образования, введения аналогичных систем кредитов, решения вопросов качества и его контроля;

• минимизация социальных издержек получения высшего образования благодаря уменьшению ошибок в выборе специальности, возможности своевременной корректировки траектории обучения.

Особое место в опубликованных материалах занимает вопрос о подготовке бакалавров. В виду того, что бакалавр может продолжить свое образование по основным образовательным программам по направлению (магистратура) либо по специальности (дипломированный специалист), вопрос о том какой должна быть подготовка бакалавра остается открытым и по сей день, и требует наиболее тщательного изучения. Например, в своей статье «Многоуровневая структура: проблемы совершенствования» В. Сенашенко [156], принимая во внимание, что на базе 4-х летней бакалаврской образовательной программы выстраивается годичная программа подготовки дипломированного специалиста и двухлетняя магистерская образовательная программа, отмечает: «Известно, однако, что при подготовке специалиста практической направленности специализация должна присутствовать, начиная уже с младших курсов (В этом случае в жертву частично приносится фундаментальность образования). Если же образовательная программа магистра ориентирована на подготовку выпускника к научно-исследовательской работе, то необходимо, начиная уже с младших курсов, обеспечить должным образом фундаментальность образования. И тогда построение единой обра5 зовательной программы бакалаврского уровня, которая, с одной стороны, ориентированна на подготовку дипломированного специалиста, а с другой — на подготовку магистра, становится практически невыполнимым. Потери качества образования в этом случае фактически неизбежны: либо снижается уровень фундаментальности, либо другое — частично теряется практическая направленность образования. Кроме того, не следует забывать, что бакалаврская 4-х летняя образовательная программа в соответствии с Законом Российской Федерации вправе иметь и самостоятельный образовательный статус. Следуя российским образовательным традициям, это должна быть завершенная профессиональная образовательная программа, после освоения которой выпускник высшей школы мог бы приступить к профессиональной деятельности, минуя период длительной профессиональной адаптации».

Анализируя исследования, посвященные информационной подготовке студентов высших учебных заведений, можно сделать вывод о том, что основное внимание в них уделяется подготовке студентов педагогических специальностей. Информационной подготовке учителей информатики посвящены работы С. А. Жданова, Э. И. Кузнецова, А. Ю. Кравцовой,.

B.JI. Матросова, P.P. Фокина и др.- учителей физико-математических специальностей — работы Д. С. Ивановой, М. Г. Мухидинова, О. А. Семочкиной и др.- учителей гуманитарных специальностей — И. Б. Глазыриной,.

C.К. Голубевой, Е. Ю. Лунькова, С. М. Зияудиновой и др.- студентов военных вузов — О. А. Козлова, JI.A. Усольцевой и др.- экономических специальностей — Р. А. Харченко и д.р.

Таким образом, в связи с введением новых направлений подготовки в системе высшего профессионального образования и необходимостью подготовки специалистов любого профиля деятельности к жизни в информационном обществе становятся актуальными исследования в области разработки содержания информационной подготовки студентов, обучающихся по образовательной программе бакалавриата.

В нашем исследовании будем рассматривать процесс информационной подготовки студентов направления 510 100 — Математика, степень — бакалавр математики (соответствует коду 10 100 Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденному приказом Министерства образования и науки от 12 января 2005 г. № 4). Соответствующий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления 510 100 утвержден с 2000 года.

Под информационной подготовкой (О. А. Козлов, Р. А. Харченко) будем понимать обязательную составляющую образовательного процесса, направленную на подготовку в области информатики и использования средств информационных и коммуникационных технологий с целью осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия как между участниками образовательного процесса, так и между пользователями и интерактивным средствам обучения, функционирующим на базе информационных и коммуникационных технологий. При этом информационная деятельность (И. В. Роберт [153]) — это деятельность по сбору, обработке, использованию, продуцированию, передаче, тиражированию информации как в учебной, так и в профессиональной деятельности при условии реализации возможностей современных ИКТ. Под информационным взаимодействием (И. В. Роберт [153]) будем понимать, деятельность, направленную на сбор обработку, применение и передачу информации, осуществляемую субъектами образовательного процесса (обучающийся, обучаемый, средство обучения, функционирующее на базе ИКТ) и обеспечивающую психолого-педагогическое воздействие, ориентированное на:

• развитие творческого потенциала индивида;

• формирование системы знаний определенной предметной области;

• формирование комплекса умений и навыков осуществления учебной деятельности по изучению закономерностей предметной области.

Программирование является одним из фундаментальных инструментальных методов современной информатики и имеет как мировоззренческое, 7 так и прикладное значение в системе информационной подготовки бакалавра математики. В квалификационной характеристике Государственного образовательного стандарта бакалавра математики указаны его будущие профессиональные должности, в том числе инженер-программист. В соответствии с концепцией информатизации образования разработка содержания информационной подготовки должна основываться на Государственных образовательных стандартах с ориентацией на характеристики будущей профессиональной деятельности обучаемого и с учетом его личностных интересов и особенностей. Таким образом, основной задачей подготовки бакалавра математики является формирование знаний, умений и навыков в области современного программирования.

Анализ исследований, посвященных подготовке бакалавров в высшей школе, показал, что возникает противоречие между необходимостью обучения программированию бакалавров математики в соответствии с новым образовательным стандартом ВПО с учетом требований будущей профессиональной деятельности с одной стороны, и недостаточной проработанностью соответствующих методических материалов с другой. Указанное противоречие определило проблему данного исследования.

Цель исследования заключается в разработке содержания обучения программированию в системе информационной подготовки бакалавра математики.

Объект исследования: система обучения информатике при подготовке бакалавров математики.

Предмет исследования: содержание обучения программированию в системе информационной подготовки бакалавров математики.

Гипотеза исследования: профессиональные знания, умения и навыки обучения программированию в системе информационной подготовки бакалавра математики будут сформированы на необходимом уровне, если: • при разработке целей и задач информационной подготовки будут учтены не только требования стандарта высшего профессионального образования, 8 но и будущая социально-производственная (профессиональная) деятельность;

• содержание обучения программированию будет строиться на основе объектно-ориентированного подхода.

Для достижения поставленной цели на основании выдвинутой гипотезы были выделены следующие задачи:

1. Проанализировать содержание профессиональной деятельности бакалавра математики и сформулировать цели и задачи его информационной подготовки.

2. Обосновать роль и место содержания обучения программированию в структуре дисциплины «Компьютерные науки».

3. Проанализировать подходы к обучению программирования в высшей школе и разработать методику обучения программированию бакалавров математики.

4. Экспериментально показать, что разработанная методика позволяет эффективно сформировать знания, учения и навыки в области программирования.

Методологической основой исследований являются теоретические и экспериментальные исследования таких специалистов как: в области философии образования, педагогики и психологии — Ю. К. Бабанский, Е. Л. Белкин, В. П. Беспалько, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Б. С. Гершунский, И. Я. Лернер, Н. А. Талызина, Л. М. Фридман, Ю. В. Шаронин и др.- компьютеризации и информатизации образования — Я. А. Ваграменко, А. П. Ершов, О. А. Козлов, В. А. Красильникова, А. А. Кузнецов, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик, А. В. Могилев, Н. И. Пак, И. В. Роберт, В. А. Трайнев, В. Ф. Шолохович и др.- профессиональной компетентности преподавателя информатики в условиях информатизации образования и информационной подготовки студентов высших учебных заведений — Т. В. Добудько, С. А. Жданов, О. А. Козлов, А. А. Кузнецов, Э. И. Кузнецов, В. Л. Матросов, А. В. Могилев, Р. А. Харченко и др.- вопросов содержания и методики обуче9 ния информатике — С. А. Бешенков, А. И. Бочкин, А. Г. Гейн, Т. В. Добудько, Т. Б. Захарова, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, Н. И. Пак, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер и др.

Для решения поставленных задач в диссертационном исследовании использовались следующие методы: изучение и анализ научной, философской, дидактической, методической и специальной литературы отечественных и зарубежных авторованализ Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (1990, 1995, 2000 гг.), программ, учебных пособий и методических рекомендаций школьного и вузовского курсов информатикианкетирование, беседа с преподавателями и учащимися, наблюдение за ходом учебного процесса и деятельностью студентов, экспертные оценкипроведение педагогического экспериментаанализ и обобщение опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования заключается в разработке структуры и содержания обучения программированию бакалавра математики на основе объектно-ориентированного подхода с использованием методов системно-структурной дидактики эффективного построения учебного процесса в условиях перехода к новым образовательным стандартам в системе высшего профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в научно-методическом обосновании целей и задач информационной подготовки бакалавра математики с учетом его будущей профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: • Разработана учебная программа курса «Языки и методы программирования», отвечающая целям и задачам обучения программированию в системе информационной подготовки бакалавра математики, включающая в себя тематическое планирование учебных занятий, разработку тестов по уровням усвоения знаний обучаемыми и лабораторно-практических заданий.

• Разработанный курс «Языки и методы программирования» может быть использован в практике обучения основам алгоритмизации и программирования бакалавров математики, а также студентов других направлений естественно-математического цикла.

Достоверность полученных результатов обеспечивается базированием на основополагающих теоретических концепциях обучения области знания «Информатика», логикой методов исследования, результатами, полученными в ходе экспериментальной проверки.

Апробация работы. Основные результаты исследования неоднократно обсуждались на научно-методических семинарах кафедры теоретической информатики и дискретной математики Московского педагогического государственного университета (2004, 2005 гг.) — на Ленинских чтениях в МПГУ (2005 г.).

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в форме педагогического эксперимента в Московском педагогическом государственном университете в 2003;2005 гг.

На защиту выносятся следующие положения:

1. При определении целей и задач информационной подготовки бакалавра математики необходимо учитывать как требования стандарта высшего профессионального образования, так и его будущую социально-производственную (профессиональную) деятельность.

2. Разработка содержания обучения алгоритмизации и программированию на основе объектно-ориентированного подхода в соответствии с целями и задачами информационной подготовки создает базу для эффективного усвоения профессиональных знаний, умений и навыков бакалаврами математики в области компьютерных наук.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, пяти приложений.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О., Маркова Н. Инновации и стандарты Высшее образование в России. 1999, № 5, с.78−82
  2. Г. В., Воробьев В. И., Фокин P.P. Об изучении современных технологий алгоритмизации и программирования в педагогическом вузе. Вестник северо-западного отделения РАО: Образование и культура северо-запада России. СПб-Архангельск, 1998. Вып.З.- 170−177
  3. Аджиев В. MS: корпоративная культура разработки ПО. //Открытые системы. М, 1998. № 1. http://v7ww.osp.ru/os/1998/01/45.htm
  4. Н., Семенов И., Швырев В. Философия образования. Концептуально-методологические средства анализа. Высшее образование в России. М, 1997. .№ 3. http://www.informika.ru/text/magaz/higher/396/5razdel.htm
  5. А.А., Дубинский Ю. А., Копченова П. В. Вычислительные методы для инженеров. Учебное пособие. М: Высш. шк., 1994.
  6. В. Ю. Становление информационной культуры учащихся педагогического колледжа. Информатика -исследования и инновации: Межвуз.сб.науч.тр.-СПб:РГПУ 41−43
  7. Е. Г. Методические и содержательные аспекты построения курса программирования на основе объектно-ориентированного подхода (для физико-математических специальностей педагогических Дисс. канд. пед. наук. М. 1996. 193 с.
  8. Аннотация концепции информатизации сферы образования Российской Федерации.-М, 1998 //http://www.mtegro.icsti.su/concept/annotr.html
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М: Просвеш-ение,. 1982, -191 с
  10. Т. Объектно-ориентированное программирование в действии. СПб: ПИТЕР, 1997. 124 вузов). им. А. И. Герцена, ЛГОУ, 1999. Вып.З.-
  11. . сб. науч. тр. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, ЛГОУ, 1999. 34−37.
  12. Ф., Гооз Г. Информатика: в 2-х частях, ч.1,2. 2-е изд.- М: Мир, 1990.
  13. Р. Организация модульного обучения по дисциплинам естественно-научного цикла: Дис. канд. пед. наук, М., 1998
  14. Е.Л., Коренев Л. П., Теребулин Н. А. Педагогические основы организациисамостоятельной работы учащихся. Межвузовская кафедра педагогики и психологии высшей школы Минвуза РСФСР, М., 1989. 165
  15. Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. ЯРОСЛАВЛБ: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982. 106 с.
  16. Е.Л., Карпов В.В. Харнаш П. И. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью. Ярославль: Изд. Ярославского пединститута, 1974. 244 с.
  17. Е.Л. Е.Л., Ефимов В.П., Повикова Т. В. Методические указания по изучению основ организации учебного процесса М.: Изд. МТИПП. 1981.-144 с.
  18. В. П. Основы теории педагогических систем Воронеж, издательство Воронежского университета, 1977, 304 с.
  19. В. П. Слагаемые педагогической технологии.- М: Педагогика, 1989.
  20. И., Руднев С, и др. многоступенчатое высшее профессиональное образование: профильный подход Высшее образование в России, 2003. .№ 4, с.27−38 21.
  21. Болдачев А. Adobe Page Maker 6.5: краткий курс. СПб: Питер Ком, 1
  22. Бордовский В. А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образо125
  23. Г. А. Аудиовизуальные информационные технологии в учебной коммуникации. Образование и культура северо-запада России. Вестник северо-западного отделения РАО. СПб, 1997.
  24. Т. А. Концепция школьного курса информатики. Учебное пособие. СПб: ВАШ, 1995.
  25. Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук (13.00.02).-СПб, 1998.
  26. Бороненко Д., Погорелов В. И., Фокин Р. Р. Учимся работать в Ушао¥-
  27. Учебноепособие.-СПб:ЛГОУ, 1998.
  28. Д., Погорелов В. И., Фокин Р.Р.Учимся работь в DOS. Учебное пособие. СПб: ЛГОУ, 1998.
  29. А.И. Методика преподавания информатики. Учебное пособие. Мн.: Выш. шк., 1998. 29.
  30. И. Л. Синтаксис языка программирования. -М, 1
  31. И.Л., Мелентьев Д. Г. Перспективы исследования искусственного интеллекта в обучении. Герценовские чтения-95: Тезисы докл. науч.-практ. конф."Математика и информатика: педагогические инновации и научные разработки". СПб: Образование, 1995.С.93−95.
  32. Л.М., Изи Э.Ф., Сервати О. Библиотека программиста Intranet. Мн: Попурри, 1998. 32.
  33. М. Информатика. В 4ч. Ч.1−4.- М: Диалог-МИФИ, 1
  34. Брудно А.Л., Каплан Л. И. Олимпиады по программированию для школьников. Под ред. Наумова Б.П.-М:Наука, 1985.
  35. П. Языки для обучения основам программирования ИПФО. -1992. № 2. 3−9. 35. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++, 2-е изд.-М:БИНОМ, СПб: Невский диалект, 1998.
  36. А. М., Крисевич B.C. Программирование на языке Паскаль для 126
  37. В.Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие Под ред. В. А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2004. 192 с. 38.
  38. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных.-М:Мир, 1
  39. В. И. Методология открытых систем и объектно- ориентированные технологии программирования. Информационные технологии XXI века. Сб. тезисов докладов С-Петербургской конференции, посвященной 275-летию Российской Академии Наук. СПб: СПбГУ, 1999.С.14−17.
  40. Л.С. Педагогическая психология. под ред. В. В. Давыдова. М: Педагогика, 1991.
  41. П.Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач. Вопросы психологии. М, 1980.№ 1.С.31−38.
  42. А., Сенекосов А. Программно-методический комплекс для классов с углубленным изучением OPIBT Информатика и образование. 1991. 6.С. 9−16.
  43. К., Сарсон Т. Системный структурный анализ: средства и методы. М: Эйтекс, 1992
  44. .С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы.- М: Педагогика, 1987, 264 с.
  45. И. Б. Совершенствование информационной подготовки студентов высших учебных заведений в условиях дистанционного обучения: Па примере курса «Информатика» для гуманитарных специальностей: Дисс. канд. пед. наук 13,00.02, М. 2004, 148с.
  46. Голубева К. Содержательные и организационные аспекты информационной подготовки студентов гуманитарного направления педагогических 127
  47. А. В. Информатика плюс: Учебное пособие для 6-го класса. М.: Педагогика, 1995.
  48. Д., Арнольд К. Язык программирования Java. -СПб: Питер, 1997, -199 с
  49. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 510 100 Математика. Степень бакалавр математики., М., 2000.
  50. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «30 100 ИНФОРМАТШСА» (квалификация учитель информатики). М, 1995.
  51. И.Б. Методическая система обучения информатике студентов педвузов в условиях рыночной экономики (теоретические основы, практика проектирования) автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук (13.00.02). СПб, 1999.
  52. В., Хомоненко А. Delphi 5 в подлиннике.-СПб: BHV СанктПетербург, 1999.
  53. Гуревич Натан, Гуревич Ори. Visual C++ 5: Освой самостоятельно. М: БРШОМ, 1998.
  54. В.В. Виды обобш-ения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М: Педагогика, 1972.
  55. В. В. Проблемы развиваюш-его обучения: Опыт теоретического и экспериментального педагогического исследования. М: Педагогика, 1986.
  56. Джонс Эдвард, Сатон Дерек. Библия пользователя Office
  57. Киев: Диалектика, 1997.
  58. Г. Программирование на языке Оккам: Пер. с англ. М.: Мир, 1989.-208 с.
  59. Донской М. Архитектура объектно-ориентированного интерфейса PC 128
  60. А. А. Информатика: предмет и задачи Вест. АН СССР, 1983.-№ 2.-С. 86−89.
  61. В.П., Абраменкова И.В. MathCad 8 Pro в математике, физике и Internet. М: Нолидж, 1999.
  62. A.M., Епанешников В. А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. М: Диалог-МИФИ, 1995.
  63. Еркович. С Суворов Целостная систем многоступенчатого образования Высшее образование в России, 2003, ШЗ, с. 35−43
  64. А.П. Как учить программированию.// Микропроцессорные средства и системы.-М, 1985,№ 2.-С.48−52.
  65. А., Матросов В. Л. Методические аспекты обучения программированию будущего учителя информатики Труды XXXVII Всероссийской научной конференции по проблемам математики, информатики, физики, химии методики преподавания естественнонаучных дисциплин. 22 по 26 мая 2001 г. г. Москва. М.: Изд- во ПАИМС, 2001.-С. 29−30.
  66. А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях. Автореф. канд. пед. наук. 13.00.02 М. 1992.
  67. А., Кузнецов Э. И. Система курсов общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов по информатике на математических факультетах педагогических вузов Тезисы международной конференции «Подготовка преподавателей математики и информатики для высшей и средней школы». М., 1994.
  68. В. М., Житомирский В.Г. Лапчик М. В. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учебное пособие для студентов педагогических институтов по физико-математическим специальностям. М.: Просвещение, 1989. 207 с.
  69. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: педагогика, 1982. 159 с. 129
  70. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука Инновационные процессы в образовании. Сб. трудов ТГУ, 1990.-С. 5−15.
  71. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160 с.
  72. Закон Российской федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. М., 1998. //http://www.informika.ru/text/goscom/dopobr/sbomik.htm
  73. Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы: [Моногр.]. М., 1997. 212 с.
  74. Зияудинова М. Содержание
  75. А.И. Базы данных. Мн: Университетское, 1
  76. Д. Совершенствование информационной подготовки будуш-их учителей физики: На примере курса информатики «Основы объектноориентированного программирования педагогических приложений по физике» Дис. канд. пед. наук 13.00.02 М., 2004, 230 с.
  77. Изучение основ информатики и вычислительной техники/ Авербух А. В., Гисин В. Б., Зайдельман Я. И., Лебедев Г. В. М: Просвеш-ение, 1992.
  78. Изучение основ информатики и вычислительной техники: В 2ч. Ч. 1,
  79. А.П., Монахов В. М., Кузнецов А. А. и др.- Под ред. Ершова А. П., Монахова В. М. М: Просвеш-ение, 1985, 1986.
  80. Информатика Гейн А. Г., Линецкий Е. В., Сапир М. А., Шохолович М. Ф. М: Просвеш-ение, 1994.
  81. Информатика в понятиях и терминах Бордовский Г. А., Извозчиков 130
  82. Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов. под ред. Симоновича В. СПб: Питер, 2000.
  83. Информатика. Учебник для вузов. 3-е изд. под ред. Макаровой П. В. М: Фин. и стат., 1
  84. Информатика. Учебник. 10−11 классы. под ред. Макаровой Н. В. М: Фин. и стат., 1999. 84.
  85. Калянов Г. Н. CASE структурный системный анализ. М: ЛОРИ, 1
  86. Калянов Г. Н. CASE: компьютерное проектирование программного обеспечения. М: НИВЦ МГУ, 1994.
  87. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37.
  88. В. Г. Образование и цивилизация. Доклад на пленарном заседании II Международного конгресса «Образование и информатика» 1 июля 1996 года, Москва ИНФО. 1996. -№ 5. с. 21−28
  89. Козлов В, Фролов Н. и др. К вопросу о подготовке бакалавров высшее образование в России, 1997, № 1
  90. О. А. Развитие методической системы обучения информатике курсантов военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. Дисс. докт. пед. наук Серпухов, 1999, 247 с.
  91. М. А. Программированное обзд1ение с разных сторон. -М., 1974.-64 с.
  92. Концепция обновления государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) (вводимого в 19 971 998 гг.) //Высшее образование в России, 1996, № 4
  93. А. Ю. Совершенствование системы подготовки будущих учи131
  94. В. А. Информатизация образования понятийный аппарат Информатика и образование, 2003, № 4, с. 21−27
  95. М. Объектная технология Computer Week Moscow, 1995. № 18.-С. 15−17.
  96. Н. А. и др. Программирование и алгоритмические языки. М.: Наука, 1975.
  97. А. А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12 летней школе Информатика и образование. 2000, № 7, с. 2−4
  98. А. А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе. Автореф. доктора пед. наук. М. 1988. 47 с. 98.
  99. А. А., Смекалкин Д. Проверка и оценка знаний и умений. Кузнецов Г. Объектно-ориентированные технологии в промышленности Компьютерра. 1995. № 13. 12.
  100. Э. И. Научно-методические основы курсов программирования: Методическое пособие. М.: Изд-во МГПИ. 1975.
  101. Э.И. Обш-еобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычисли тельной техники в педагогическом институте.: дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук (13.00.02). М, 1990.
  102. Т.А. Создание и программирование баз данных средствами СУБД dBaselllplus, FoxBasePlus, Clipper.-M.: Мир, 1991.
  103. А. Г., Лебедев Г. В. Программирование для математиков: Учебное пособие для вузов. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988. 384с.
  104. Ч. Стаффорд Р. VAX: программирование на языке ассемблера и архитектура: Пер. с англ. М.: Радио и связь. 1991. 416 с. 132
  105. М. П. Реализация компонентов информатики и НИТО в учебных планах педагогических вузов. Информатика и образование., 1996.- № 6.
  106. М. П. Готовить учителя нового типа ИНФО. 1987. .№ 2. 83.
  107. М. П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования. ИИФО. 1992.-№ 1.-С. 3−6.
  108. М. П. О стандарте требований к компьютерной грамотности учителя в многоуровневой структуре педагогического образования ИИТ в учебном процессе. Сб. ст. 9 Росс. Иаучно-практической конференции, Омск, 1992.-С. 3−10.
  109. М.П. Методика преподавания информатики. Свердловск: СГПИ, 1987.
  110. М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах.: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук (13.00.02). М, 1999.
  111. П. М., Коробков П. В. Преподавание объектно-ориентированного программирования в системе лицей-вуз Информационные технологии в образовании. 4-ая Международная конференция выставка. Научно- методический сборник тезисов докладов. М, 1997. 51.
  112. А. Об основных понятиях школьного курса информатики// Информатика и образования. -1994. № 12 41−44.
  113. Р., Миллс X., Уитт Б. Теория и практика структурного программирования. М.: Мир. 1982. 406 с.
  114. М. П., И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов, М.:Издательский центр «Академия», 2001, 624 с.
  115. Е. Ю. Совершенствование информационной подготовки студентов гуманитарных психолого-педагогических специальностей педвуза Дис. канд. пед. наук 13.00.02, Рязань, 2003, 231 с.
  116. И.В., Румянцев И. А., Серегин И.А. Теория построения кон133
  117. В.Л., Трайнев В. А., Трайнев И. В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Организация управления обучением. М.: Прометей, 2000. -354 с.
  118. . Построение надежного объектно-ориентированного программного обеспечения: введение
  119. ., Бодуэн К. Методы программирования. В 2-х томах. Пер. с франц. -М.:Мир, 1982. 42 с
  120. B.C., Каныгин Ю. М., Гриценко В. И. Информатика новая область науки и практики Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986.-с. 33−35.
  121. А. В., Пак П. И., Е. К. Хеннер Информатика: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов, М.:Издательский центр «Академия», 2000, 816 с.
  122. Модульная программа обучения компьютерной науке. Межправительственная программа по информатике. Отделение высшего образования. Международная федерация о обработке информации (1Р1Р).ЮНЕСКОIFIP, 1994. //http://www.infonnika.ru/text/goscom/unesco/modul.html
  123. М. Г. Содержание
  124. Негус Кристофер. Internet Explorer
  125. Библия пользователя. СПб: Диалектика, 1998.
  126. В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования Высшее образование в России, 1997. № 1
  127. Ф., Яценко А. Microsoft Office 2000 в целом СПб: BHV СанктПетербург, 1999.
  128. Д. Н., Пайков М. Г. Чернышев А. Л. Янкин Д. В. Объектноориентированная модель данных и ее реализация Мир ПК. 1994. № 9.-С. 58−63. 134
  129. Основы информатики и вычислительной техники Каймин В. А., Щеголев В. А., ЕрохинаЕ.А., Федюшин Д. П. М. :Просвещение, 1989.
  130. Основы информатики и вычислительной техники: В 2 ч.Ч. 1,2./ Ершов А. П., Монахов В. М., Кузнецов А. А. идр.- Под ред. Ершова А. П., Монахова В. М. М: Просвеш-ение, 1985.
  131. В.А. Информатика. Учебник для вузов. -М: Высш. шк., 1999.
  132. И.Н. Совершенствование подготовки будущихучителей информатики по вычислительной математике.: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук (13.00.02). СПб, 1999.
  133. А. Программируем для Widows. Мир ПК. 1995. N26. 9.
  134. Патаракин Е, Д. Развитие обучения информатике с целью повышения навыков структурирования научного знания и личного опыта.: автореф. дисс. на соиск. уч. ст.канд. пед. наук (13.00.02). М, 1993.
  135. Педагогика и психология высшей школы. под ред. Самыгина СИ. Ростов-на Дону: Феникс, 1998.
  136. Педагогика. Учебное пособие. под ред. Пидкасистого П, И. М: Российское педагогическое агентство, 1996.
  137. Педагогический словарь 2 том Под ред. Г. М. Воловской, Л. И. Генсиоровской, Из-во АПН РСФСР, М., 1961, 766 с.
  138. Педагогический энциклопедический словарь Гл. ред. П24 Б. М. Бим-Бад- Ред. кол: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. Глебова и др. М. Большая Российская энциклопедия, 2002, 528 с.
  139. Ю. А. Информационная культура и информатика:
  140. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М: Фин. ист., 1991. 135
  141. Политика в области образования и новые информационные технологии: Пациональный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮПЕСКО «Образование и информатика». Москва 1−5 июля 1996 г. //ИНФО. 1996 5 с 1−20.
  142. Практическая информатика. Учебное пособие. Симонович, Г. М: АСТ-Пресс, Инфорком-Пресс, 1999.
  143. Практический курс Turbo С—. Основы объектно-ориентированного программирования. М., 1993.
  144. Т. Языки программирования: разработка и реализации. М.: Мир, 1979.-576с.
  145. Простое и сложное в программировании. М.: Наука. 1988. 176 с.
  146. В. И. Технологии и методическое обеспечение компьютерной подготовки будущих учителей информатики: Дисс… д-ра пед. наук: (13.00.02)-М., 1994.-209 с.
  147. В. П., Швецкий М. В. Структура и программы курсов для будущих учителей информатики Компьютер в помощь ученому и учителю. Куйбышев: КГПИ, 1989. 57−66.
  148. Пузанков Д, Федоров Б., Шадриков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов Высшее образование в России, 2002, № 3
  149. И. В. О понятийном аппарате информатизации образования Информатика и образование, 2002, № 12, с. 2−6
  150. И. В. О понятийном аппарате информатизации образования Информатика и образование, 2003, № 1, с. 2−9
  151. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М: ШколаПресс, 1994 136
  152. В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования Высшее образование в России, 2002, № 2, с. 28−36
  153. О. А. Методика информационной подготовки студентов физико-математических факультетов педагогических вузов на примере создания педагогических программных продуктов Автореф. дис. канд. пед. наук 13.00.02 М., 1999. 144 с.
  154. В. О перечне направлений подготовки Высшее образование в России, 1999, № 2, с.76−81.
  155. Системы управления базами данных и знаний. А. П. Наумов, A.M. Вендров, В. К. Иванов и др. М: Фин. и ст., 1991
  156. А.В. Педагогическая концепция технического оснап], ения российской школы в период информатизации общества. Образовательная индустрия. М, 1999. № 3. 2−8
  157. В.И. Обш-ая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях М: Педагогическое общество России, 1999
  158. Е. П., Яглом И. М., Милитаев В. Ю. О воспитании информационной культуры учащихся средней общеобразовательной школы М. НИИ ШОТСО АПН СССР 1985 22 с.
  159. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М: Аспект Пресс, 1995.
  160. Смирнов С Шелихова Н. преемственность стандартов Высшее образование в России, 2000, № 4, с. 44−47
  161. О. В., Жданов О. В., Матросов В. Л. О целях информационной подготовки бакалавра математики в высшей школе Научные труды Mill У. Серия: Естественные науки Н34 Сборник статей. М.: «Прометей» МПГУ, 2004. 105−111.
  162. О. В. О содержании информационной подготовки бакалавра математики в высшей школе Научные труды МПГУ. Серия: Естествен137
  163. О. В. Методические аспекты обучения программированию в системе информационной подготовки бакалавра математики Объединенный научный журнал. 2005, 28 с.41−44.
  164. Современные проблемы методики преподавания (методика как теория конкретно-предметной педагогики)/В.А. Извозчиков, А. В. Извозчиков, О. Н. Шилова, Н. Г. Левандовская. Под ред.Г. А. Бордовского.-Л:ЛГПИ, 1988
  165. Л., Шапиро Г. Искусство программирования на языке Пролог. М: Мир, 1990.
  166. . Программирование на C++. М, СПб: Певский диалект, БИНОМ, 1999.
  167. А.В., Осин А. В. Мультимедиа среда образования в эпохе глобальных компьютерных технологий. Проблемы информатизации высшей школы. М, 1998. № 1−2. 105−110.
  168. Суханов А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах высшее образование в России, 1996, № 3
  169. Н.Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс научную основу. Советская педагогика.- М, 1985, № 12.- 34−38.
  170. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М: МГУ, 1984.
  171. Э. Р. Объектно-ориентированное программирование в среде Windows: Пер. с англ. М.: Наука-Уайли. 1993. 347 с
  172. O.K. Информатика и новые проблемы психологической науки. Вопросы философии.- М, 1986, № 7. 39−52.
  173. Тихомиров Ю. Visual C++ 6. СПб: БХВ Санкт-Петербург, 1998.
  174. В. Россия в грядущем информационном мире Высшее образование в России, № 6, 1999, с.34−36
  175. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров (классификатор направлений).-М, 1998. http://www.informika.ru/text/database/stand/nap_ru.htm 138
  176. Толковый словарь по вычислительным системам Под ред. В. Иллингуорта и др.- Пер. с англ. М.: Машиностроение. 1989. 586 с.
  177. В. Методология программирования. Пер. с англ. М.: Мир, 1981.-264 с.
  178. П. Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10−11 классов. М: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. 464с.
  179. И.Н. Методика выравнивающего и развивающего обучения информатике в физико-математических классах: Дис. канд. пед. наук: Специальность 13.00.02 теория и методика обучения и воспитания (информатика)/ Московский гос. университет им. М. В. Ломоносова. М, 2000. 139 с.
  180. Учебный курс. М. «Полидж», 1998. 464 с.
  181. Федоров А. Turbo Pascal for Windows: Использование механизма динамических методов при обработке сообщений PC Magazine. 1992. № 2.-С. 132−135.
  182. P.P. Изучение современных концепций программирования в курсе информатики педагогического вуза Ученые записки. Серия «Математика и информатика»: Сб. науч. тр. СПб: ЛГОУ, 1998. Т.1. 128−135
  183. P.P. К вопросу о современных технологиях системного проектирования компьютерных обучающих систем. Информационные технологии в образовании: Тезисы докл. VII междунар. науч. конф. М: БитПро, 1
  184. P.P. Метамодели непрерывного образования педагога информационного общества. Технологические и управленческие аспекты образования взрослых в России: Сб. науч. тр. СПб: Ин-т обр. взрослых РАО, 1999. 62−65 139
  185. Фокин Р. Р. Некоторые вопросы изучения Intemet-Intra-net-технологий в педагогических вузах.//Информатика-исследования и инновации: Межвуз. сб. науч. тр.-СНб:РГТ[У им. А. Н. Герцена, ЛТОУ, 1998. 86−90
  186. P.P. О комплектации современного компьютерного класса педагогического вуза аппаратными средствами. Информатика исследования и инновации: Межвуз.сб. науч. тр. СПб: РГПУ им. А. Н. Герцена, ЛГОУ, 1998.ВЫП.2.-С.24−30
  187. P.P. О методологии структурного системного анализа и проектировании компьютерных обучаюш-их систем. Информатика современное состояние и перспективы развития: Тезисы докл. междунар. науч. конф. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, ЛГОУ, 1998. 32−34
  188. P.P. Об изучении современных технологий программирования в педагогическом вузе. Информационные технологии в образовании: Тезисы докл. УП междунар.науч.конф. -:БитПро, 1
  189. P.P. Объектно-ориентированные технологии в образовании. Монография. СПб: ЛГОУ, 1999
  190. Л. М. Наглядность и моделирование в обучении Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология». М.: Знание, 1984.
  191. А.В., Фролов Г. В. Сценарии JavaScript в активных страницах Web (Библиотека системного программиста, Т. 34) М: Диалог МИФИ, 1998.
  192. И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. М: Высш. шк., 1990.
  193. Р. А. Совершенствование непрерывной информационной подготовки студентов экономических специальностей на примере первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования: Дис. канд. пед. наук 13.00.02 М., 2002, 122 с.
  194. В. М., Смирнова О. В. Основы программирования в Delphi 4: 140
  195. М.С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов. автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук (13.00.08). М, 1999.
  196. Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. Пособие для вузов. -М.: ЮПИТИ-ДИАПА, 2002. 437 с.
  197. М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1996.
  198. П. А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. докт. пед. наук, Вильнюс, 1990
  199. Ю. Основы компьютерных технологий. Учебное пособие для 711 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника». М.: ABF, 1996.-560 с.
  200. Ю. Информационные технологии. В 2 ч. Ч. 1, 2. М: Лаборатория базовых знаний, 1999.
  201. М. В. Содержание
  202. Шлеер С, Меллор Объектно-ориентированный анализ: моделирование мира в состояниях Пер. с англ. Киев: Диалектика, 1993. 240 с.
  203. Яковлев Е. dBase for Windows: объектно-ориентированные средства разработки Компьютерра. 1994. № 31(62). 8.
  204. В. А Spiral Model of Software Development and Enhancement.Computer, Vol.21,N.5,1988,pp.61−72
  205. Cardelli L., Wegner P. On Understanding Types, Data Abstraction, and Polymorphism ACM Computing Surveys. 1985. 12. Vol 17(4).
  206. Davis A. Fifteen Principles of Software Engineering,-IEEE Software, Vol. 11, N.6,1994,pp.94−101
  207. Tesler L. The Smalltalk Environment Byte. 1981. 8.- Vol 14(3). P. 142. 141
Заполнить форму текущей работой