Особенности усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками
Различные результаты были получены и при исследовании понимания учащимися грамматического значения суффиксов (по методике Д. Н. Богоявленского). Большинство детей в норме (60% второклассников и 80% третьеклассников) выполнили задание на высоком уровне. Среди детей с дизорфографией ни один ученик не смог показать высокого уровня морфологических обобщений, безошибочно и аргументированно объяснить… Читать ещё >
Особенности усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Усвоение грамматического значения слова и оперирование им на осознанном уровне предполагает достаточную сформированность процессов обобщения и абстрагирования, так как грамматическое значение не основывается на наглядно-образном мышлении, не имеет четко выраженной связи с предметами, действиями, признаками, явлениями более отвлеченными, чем лексическое значение [19, 20, 36, 42, 43, 90, 100].
В ходе исследования мы выявили существенные различия в сформированности грамматического значения у школьников с ОНР и детей в норме (табл. 24).
Наибольшие трудности вызвало у детей определение рода существительных по конечной части слова, поскольку род существительного не определяется признаками денотата или семантикой слова.
На высоком уровне задание выполнили 40% второклассников и 20% третьеклассников с нормальным речевым развитием. В то же время большой разброс данных был получен у школьников с нарушениями речи. Преобладающая часть детей с ОНР выполнила задание на среднем, ниже среднего или низком уровнях. У 6,7% второклассников с ОНР усвоение обобщенного значения рода было на низком уровне. Даже с интенсивной помощью логопеда дети не смогли определить род заданных словоформ (…тон (он), …та (она),… (оно)).
Дети с дизорфографией ошибались не только при определении среднего рода (как это отмечалось у детей с нормальной речью), но и при определении мужского и женского рода имен существительных. Кроме того, у них выявлен низкий уровень самопроверки.
Различные результаты были получены и при исследовании понимания учащимися грамматического значения суффиксов (по методике Д. Н. Богоявленского). Большинство детей в норме (60% второклассников и 80% третьеклассников) выполнили задание на высоком уровне. Среди детей с дизорфографией ни один ученик не смог показать высокого уровня морфологических обобщений, безошибочно и аргументированно объяснить значения предъявленных слов. Самое большое количество неправильных ответов вызвало объяснение значений слов, обозначающих профессию и вместилище чего-нибудь, например, посуду (кашемирщик, лафитница). Ни один ребенок с ОНР не выделил категорию одушевленности, что связано с трудностями узнавания и определения значения суффиксов.
Ошибки, типа кашемирщик — это можно печь, лафитница — это такие конфеты говорят о том, что школьники с патологией речи опирались не на значение морфемы, а на звуковое сходство слов. В то же время учащиеся с дизорфографией меньше ошибались при распознании значений уменьшительно-ласкательных суффиксов (ларенок — это маленький мальчик). Однако эти дети часто не дифференцировали обобщенные значения суффиксов, обозначающих величину предметов.
Сравнительные количественные данные исследования усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками
учащимися вторых и третьих классов.
Виды заданий. | Распределение детей по уровням, %. | |||||||||||||||||||
Высокий. | Выше среднего. | Средний. | Ниже среднего. | Низкий. | ||||||||||||||||
Дети сОНР. | Норма. | Дети сОНР. | Норма. | Дети сОНР. | Норма. | Дети сОНР. | Норма. | Дети сОНР. | Норма. | |||||||||||
Определение рода существительного по конечной части слова. | 6,7. | 6,7. | 13,3. | 46,7. | 33,3. | 33,3. | 53,3. | 6,7. | ||||||||||||
Понимание грамматического значения суффиксов. | —. | —. | 13,3. | 6,7. | 40,0. | 33,3. | —. | —. | 26,7. | 46,7. | —. | —. | 20,0. | 13,3. | —. | —. |
Так, сравнивая Лар и Ларище, учащиеся часто не могли сказать, кто из них больше.
Таким образом, у школьников с ОНР отмечается низкий уровень сформированности морфологических обобщений, неусвоение грамматических значений некорневых морфем (суффиксов, окончаний), трудности оперирования грамматическим значением, особенно на незнакомом речевом материале.