Формирование профессионального самосознания будущего учителя начальной школы
Диссертация
Анализ результатов второго констатирующего эксперимента показал, что количество студентов экспериментальной группы, имеющих высокий уровень сформированности профессионального самосознания, выросло на 16,2%. Значительно уменьшилось количество студентов имеющих низкий уровень сформированности профессионального самосознания (на 18,5%). Количество студентов, имеющих средний уровень сформированности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Педагогические основы формирования профессионального самосознания учителя
- 1. 1. Проблема формирования профессионального самосознания учителя в отечественной и зарубежной литературе
- 1. 2. Факторы, влияющие на формирование профессионального самосознания будущего учителя начальной школы
- 1. 3. Место и роль профессионального самосознания в педагогической деятельности учителя
- 1. 4. Исследование уровней сформированности профессионального самосознания будущего учителя начальной школы
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Педагогические пути и средства формирования профессионального самосознания будущего учителя начальной школы
- 2. 1. Реализация компетентностного подхода в формировании профессионального самосознания будущего учителя начальной школы
- 2. 2. Самопознание и саморазвитие будущего учителя начальной школы в процессе психолого-педагогического практикума
- 2. 3. Организация рефлексивно направленной образовательной среды как средство формирования профессионального самосознания будущего учителя начальной школы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Агапов, B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителя Текст.: Дис.. докт. психол. наук / B.C. Агапов. М., 1999 -495 с.
- Алферов, А.Д. Опыт и проблема повышения психологической компетентности учителя Текст. / А. Д. Алферов // Вопросы психологии. 1988. — № 4.
- Альбуханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Альбуханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-299 с.
- Аминов, Н.А. Задатки, способности и одарённость учителя Текст. / Н. А. Аминов // Мир психологии. 1997. — № 2.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев.-М., 1977.
- Анцыферова, Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1982. — № 2. — С. 3170.
- Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности Текст. / В. Г. Асеев. -М.: Мысль, 1976. 158 с.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю.К. Бабан-ский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Барышникова, И.В. Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии Текст.: Дис. канд. псих, наук / И. В. Барышникова. Москва, 1999. — 163 с.
- Башев, В.В. Проблемно-рефлексивный подход в обществознании Текст.: учебно-методическое пособие / В. В. Башев, И. Д. Фрумин. М.: МИРОС, 2002.-176 с.
- Безрукова, B.C. Педагогика Текст. / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне.- М.: Прогресс, 1986.-420 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 191 с.
- Битянова, Н.Р. Психология личностного роста Текст. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.
- Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1988. — № 2.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды Текст. / Л. И. Божович. М.: Институт практической психологии: Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.
- Бороздина, Л.В. Что такое самооценка? Текст. / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. 1992.-Т.13.-№ 4.
- Брагина, В.Д. Представления о профессии и самооценке и профессионально значимых качеств у учащейся молодёжи Текст. / В. Д. Брагина // Вопросы психологии. 1976. — № 2.
- Брушлинский, А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе Текст. / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. 1996. — № 6. — С. 30−37.
- Быкова, М.Ф. Мистерия логики и тайна субъективности: О замысле феноменологии и логики у Гегеля Текст. / М. Ф. Быкова, — М.: Наука, 1996. -238 с.
- Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности Текст. / П. Вайнц-вайг. М.: Просвещение, 1990. — 199 с.
- Волкова, Е.Н. Субъективность педагога: теория и практика Текст.: Авто-реф. дис. докт. психол. наук / Е. Н Волкова. М., 1998.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
- Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования Текст.: Тренинг самосознания / Н. М. Гаджиева, М. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-144 с.
- Гинзбург, М.Ф. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. /М.Ф. Гинзбург//Вопросы психологии. 1995. -№ 3. — С. 43−52.
- Гинзбург, М.Г. Личностное самоопределение как психологическая проблема Текст. / М. Г. Гинзбург // Вопросы психологии. 1988. — № 2.
- Григорьева, Т.Л. Профессиональная Я концепция государственных служащих разных уровней управления Текст.: Дис.. канд. психол. наук / Т. Л. Григорьева.- М., 2001. — 139 с.
- Гоноболин, Ф.Н. Книга об учителе Текст. / Ф. Н. Гоноболин. М., 1965. -260 с.
- Горбачёв, В.Г. История философии Текст. / В. Г. Горбачев. Брянск, 1998.
- Дарвиш, О.Б. Возрастная психология Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О. Б. Дарвиш / Под ред. В. Е. Клочко. М.: Владос -Пресс, 2003.-264 с.
- Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? Текст. / А. Дахин // Народное образование 2004 — № 4 — С. 136 137.
- Демидова, И.Ф. Развитие психологической компетентности студентов будущих учителей Текст.: дис. канд. психол. наук / И. Ф. Демидова. СПб., 1993
- Джемс, У. Психология Текст. / У. Джемс под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991.-368 с.
- Диянова, З.В. Самосознание личности Текст. / З. В. Диянова, Т. М. Щеглова. Иркутск: ИГУ, 1994. — 56 с.
- Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя Текст. / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001.-208 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий Текст.: учебное пособие / Э. Ф. Зеер. -Екатеринбург: УГЛУ 1997. 243 с.
- Зеер, Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера педагога Текст.: Автореф. дис. докт. психол наук / Э. Ф. Зеер.-Л., 1988.- 18 с.
- Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России.-2006. № 4.-С. 23−29.
- Зейгарник, Е.В. Очерки по психологии аномального развития личности Текст. / Е. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. М., 1980.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя.- Ростов -на Дону: Феникс, 1997. — 480 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. -С. 34−42.
- Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания Текст. / В.П. Зин-ченко // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 15−36.
- Иванов, Д.А. Проблемы, понятия, инструментарий Текст.: учебно-методическое пособие / Д. А. Иванов, К. Т. Митрофанов, О. В. Соколова. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. 101с.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин СПб.: Питер, 2000.-512 с.
- Каган, М.С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.
- Кайгородов, Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте Текст.: Дис.. докт. психол. наук / Б. В. Кайгородов. -М. 1999.
- Кант, И. Сочинения Текст.: В 6 т. / И. Кант. -М.: Мысль, 1966. Т.6.
- Канторович, Н.Я. Подготовка будущего учителя начальной школы к самореализации в профессиональной деятельности Текст.: Монография / Н. Я. Канторович. М.: Институт общего среднего образования РАО. — Новокузнецк: КузГПА. — 2003. — 282 с.
- Каташев, В.Г. Формирование профессионального самосознания школьников Текст.: Учебное пособие по спецкурсу «Профессиональная ориентация школьников» / В. Г. Каташев. Казань: Издательство Казанского университета, 1993.-147 с.
- Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей Текст. / А. В. Кирьякова. Оренбург, 1996. — 188 с.
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда Текст. / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. — 349 с.
- Климов, Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога Текст. / Е. А. Климов // Вестник Московского университета. Серия 14. -Психология. — 1995. — № 1. — С.8−18.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. — 512 с.
- Козиев, В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук / В. Н. Козиев. JL, 1980. -24 с.
- Кон, И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.-383 с.
- Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. -383с.
- Кон, И. С. Категория «Я» в психологии Текст. / И. С. Кон // Психологический журнал. 1981.- Т.2 — № 3. — С. 25−36.
- Кон, И.С. В поисках себя: личность и её самосознание Текст. / И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1984.-335 с.
- Кон, И. С. Социологическая психология Текст. / И. С. Кон. М. — Воронеж.: НПО МО ДЕК, 1999. — 560 с.
- Кондратьева, С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга. \ Психология межличностного сознания. М., 1981.
- Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности Текст. / О. А. Конопкин. М.: Наука, 1980. — 256 с.
- Конопкин, О.А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) Текст. / О. А. Конопкин //Вопросы психологии. 1995. -№ 1.-С. 5−12.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. Омск: ОмГПУ, 2003. — 24 с.
- Косарева, Е.Ю. Система формирования профессионального самосознания педагогов в процессе непрерывного профессионального образования Текст.: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 2003. — 203 с.
- Краткий психологический словарь Текст. / Сост. J1.A. Карпенко / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевсеого. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Кубашичева, JT.H. Теоретические и практические основы развития профессиональной Я-концепции студентов будущих педагогов Текст.: Авто-реф. дис. докт. пед. наук. / J1.H. Кубашичева. — Майкоп, 2002. — 51 с.
- Кузнецов, М.Е. Личностно ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект Текст. / М. Е. Кузнецов. Брянск: БГПУ, 2000. -375 с.
- Кузнецов, С.А. Толковый словарь русского языка Текст. /С.А. Кузнецов. 2004.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 119 с.
- Кузьмина, Н.В. Способности, одарённость и талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. JL: Знание, 1985. — 32 с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М., 2001.
- Куликова, J1.H. Проблема саморазвития личности Текст. / JI.H. Куликова. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997
- Левитан, К.М. Основы педагогической деонтологии Текст. / К. М. Левитан. М.: Наука, 1994. — 192 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев." М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1981.-584 с.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения Текст. / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Литвинова, Л.Д. Исследование как составляющая образовательной среды колледжа Текст. / Л. Д. Литвинова // Качество профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы. Кемерово, 2004. — 4.1. — С. 101−102.
- Магомед-Эминов, М. Ш. Трансформация личности Текст. / М.Ш. Маго-мед-Эминов. М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. — 496 с.
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности Текст. / B.C. Магун. М.: Наука, 1983. — 176 с.
- Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития Текст. / В. Г. Маралов. М.: Академия, 2002 — 256 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя Текст.: Книга для учителя / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Маркова, А.К. Психологический аспект профессиональной компетенции учителя Текст. / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1989. — № 9. — С. 8288.
- Машарова, Т.В. Педагогические теории системы и технологии обучения Текст.: учебное пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 1997. — 160 с.
- Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / B.C. Мерлин. М., 1986. — 256 с.
- Мерлин, B.C. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды Текст. / B.C. Мерлин / Под ред. Е. А. Климова. М.-Воронеж, 1996.-324 с.
- Миронова, Т.Д. Структура и развитие профессионального самосознания Текст.: Автореф. дис. докт. психол. наук / Т. Л. Миронова. Улан-Удэ, 1999. -40 с.
- Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал Текст. / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 215 с.
- Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38.
- Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя Текст. / Л. М. Митина, — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.-204 с.
- Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя Текст. / Л. М. Митина. М.: Академия, 2004. — 320 с.
- Митина, Л.М. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя Текст. / Л. М. Митина, О. В. Кузьменкова // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 3 — 16.
- Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение Текст.: Книга для старшеклассника / А. В. Мудрик. М.: Просвещение, 1986. — 159 с.
- Неретина, Г. Г. Формирование «Образа Я Родителя» у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки Текст.- Дис.. канд. пед. наук / Г. Г. Неретина. Магнитогорск, 2000.
- Новиков, A.M. Почему реформы образования неэффективны Текст. / A.M. Новиков // Народное образование. 2003. — № 8. — С. 15−24.
- Обносов, В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию Текст. / В. Н. Обносов // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 28−32.
- Образовательный процесс в начальной, основной и средней школе. Рекомендации по организации опытно экспериментальной работы Текст. -М.: Сентябрь, 2001.
- Овсянникова, В.В. Динамика «Образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней Текст. / В. В. Овсянникова // Вопросы психологии. -1981. № 5. с. 133−137.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, И. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1997. — 944с.
- Ольховская, Т.А. Становление образа «Я будущий педагог» студента университета Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Т. А. Ольховская. — Оренбург, 1999.- 186 с.
- Орлов, А.Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики Текст. / А. Б. Орлов. М.: Логос, 1995. — 224 с.
- Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности Текст.: книга для учителя/Ю.М. Орлов.-М.: Просвещение, 1991.-287 с.
- Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека Текст.: Дисс. докт. психол. наук/ А. К. Осницкий. -М., 2001.
- Панкратенко, Р.Ф. Ориентация студентов на самооценку педагогических знаний Текст.: Дис. канд. пед. наук / Р. Ф. Панкратенко. СПб., 1999.
- Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории Текст. / Б. Д. Парыгин. -М., 1971.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия Текст. / Составитель Е. С. Рапацевич Мн.: Современное слово, 2005. — 752 с.
- Петрова, С.М. Мотивационная обусловленность Я концепции личности в юношеском возрасте Текст.: Дис.. канд. психол. Наук / С. М. Петрова. -СПб., 1995.
- Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания Текст. / В. Ф. Петренко.- М.: МГУ, 1988.-208 с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. / В. А. Петровский. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. 572 с. Петровский, А. В. Основы педагогики и психологии высшей школы [Текст] / А. В. Петровский. — М., 1986.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1985.-297 с.
- Практикум по возрастной психологии Текст.: учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
- Проблемы экспериментальной психологии личности Текст.: ученые записки / Под ред. B.C. Мерлина. Т.7. — Вып.6. — Пермь, 1970. — 296 с.
- Прокопьева, Е.В. Профессиональная Я концепция психологов (начальные этапы профессионального становления) Текст.: Дис.. канд. психол. наук / Е. В. Прокопьева.- Ростов-н/Д., 2000. — 166 с.
- Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства Текст. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Академия, 2001 — 480 с.
- Психология самосознания Текст.: Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райго-родского. Самара: БАХРАХ-М, 2000.- 672 с.
- Психологическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории Текст. / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Институт психологии РАН, 1997.-С. 269−459.
- Психологический словарь Текст. / Под. ред В. А. Петровского, 1990. -487 с.
- Психологическая энциклопедия Текст.: 2-е издание / Под ред. Г. Кор-сини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. — 1096 с.
- Равен, Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы Текст.: пер. с англ. -М.: Когито Центр, 2001. — 141 с.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе Текст.: Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 394 с.
- Реан, А.А. Социальная педагогическая психология Текст. / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
- Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности Текст. / X. Ремшмидт. М., 1994.
- Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика Текст. / Е. И. Рогов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
- Роговин, М.С. Развитие структурно-уровневого подхода в психологии Текст.: Системные исследования / М. С. Роговин.- М., 1974. С.187−223.
- Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2-х тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, т.1., 1993.
- Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1957.-328 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст.: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т.2.-328 с.
- Рябикина, З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост Текст. / З. И. Рябикина. Краснодар, 1995. — 236 с.
- Саврасов, В.П. Особенности развития профессионального самосознания молодого учителя Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук / В. П. Саврасов.- Л., 1986.-16 с.
- Сафин, В.Ф. Психологический аспект самоопределения личности Текст. / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. -1984. Т.5 -№ 4.-С. 65−73.
- Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности Текст. / В. Ф. Сафин. Свердловск, 1986. -142 с.
- Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация Текст. / Г. К. Селевко // Народное образование 2004. — № 4 — С. 138 — 142.
- Селевко, Г. К. Опыт системного исследования педагогических технологий Текст. / Г. К. Селевко // Школьные технологии. 1997. — № 1. — С. 12.
- Сержантов, В.Ф. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания Текст. / В. Ф. Сержантов, В. В. Гречанный.- ЛГУ, 1980. 216 с.
- Сериков, В.В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе Текст. / В. В. Сериков // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Волгоград: Перемена, 2000. — № 1 (серия педагогические науки). — С. 7−13.
- Сидоренко, B.C. Развитие позитивной Я-концепции будущего учителя в процессе педагогической подготовки в высшей школе Текст.: Дис.. канд. пед. наук / B.C. Сидоренко. -М., 2000. 192 с.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. 151 с.
- Скрипкина, Т.П. Психология доверия Текст. / Т. П. Скрипкина, — Ростов-н/Д.: Издательство педагогического университета, 1997. 250 с.
- Сластенин, В.А. Профессиональное самосознание учителя Текст. / В. А. Сластенин, А. И. Шутенко // Magister. 1995. — № 3.
- Сластенин, В.А. Учитель и время Текст. / В. А. Сластенин // Советская педагогика. 1990. — № 9. — С. 3−9.
- Сластенин, В.А. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя Текст. / В. А. Сластенин, А. И. Мщенко // Советская педагогика, -1991.-№ 10.-С. 79−84.
- Слаутина, Н.М. Формирование профессиональной компетентности студента вуза Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. М. Слаутина Кемерово, 2005−24 с.
- Слободчиков, В.И. Психология человека Текст. / В. И. Слободчиков, Е. Н. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
- Слободчиков В.И. Психология развития человека Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
- Современный словарь иностранных слов Текст. СПб.: Дуэт, 1994 -752 с.
- Спиркин, А.Р. Сознание и самосознание Текст. / А. Р. Спиркин. М., 1972.
- Столин, В.В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М.: МГУ, 1983.-286 с.
- Столин, В.В. Основы психодиагностики Текст. / В. В. Столин, С. Р. Пантелеев. М., 1987. — 44 с.
- Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология Текст. / Л. Д. Столяренко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 544 с.
- Ткач, Е.Н. Социальная рефлексия учителя как условие и средство его профессионального саморазвития Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Ткач.- Хабаровск, 2000.
- Ткаченко, И.В. Педагогические условия развития профессионального самосознания будущих учителей Текст.: Дис.. канд. пед. наук / И. В. Ткаченко. Комсомольск — на — Амуре, 2004. — 175 с.
- Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова Текст. / Ушаков Д. Н. М.: Издательство иностранных и отечественных словарей. — в 4-х тт. -1983.- 1089 с.
- Трайнев, В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения Текст. / В. А. Трайнев. М.: Издательский дом «Дашков и Ко»: МАНИПТ, 2002. — 360 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности Текст. / Д. И. Фельдштейн // Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1996.
- Формирование учебной деятельности студентов Текст. / Под. ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239 с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-190 с.
- Фрумин, И.Д. Компетентный подход как естественный этап обновления содержания образования Текст. / И. Д. Фрумин // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2003 — С. 55
- Хуторской, А. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Текст. / А. Хуторской // Народное образование 2003. — № 2 — С.58−64.
- Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость Текст. / О. В. Хухлаева. М.: Академия, 2002, — 208 с.
- Хьел JL, Зиглер Д. Теории личности Текст.: (Основные положения, исследования и применение) / JI. Хьел, Д. Зиглер.- СПб.: Питер Пресс, 1997. -608 с.
- Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении Текст. / Г. А. Цукерман. -Томск: Пеленг, 1992. 268 с.
- Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И. И. Чеснокова. М.: Педагогика, 1977. — 144 с.
- Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности Текст. / П. А. Шавир. М., -1981.
- Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности Текст. / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1999. — 512 с.
- Шибутани, Т. Социальная психология Текст. / Т. Шибутани. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 — 544 с.
- Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления Текст.: Дис.. докт. психол. наук / Л. Б. Шнейдер. -М., 2001.-327 с.
- Эльконин, Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения Текст. / Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. Красноярск, 2002.
- Энциклопедический словарь Текст. М.: Советская Энциклопедия, 1981.- 1600 с.
- Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. М., 1996.
- Энциклопедия профессионального образования Текст. М.: РАО, Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — Т.2. — 440 с.
- Якунин, В.А. Педагогическая психология Текст.: Учебное пособие / В. А. Якунин / Европейский институт экспертов. СПб.: Издательство Михайлова В. А.: Издательство «Полиус», 1998. — 639 с.181