Исследование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха (констатирующий эксперимент)
Незначительное количество замен звуков при отраженном произнесении двусложных слов с открытым слогом («васа» (ваза)) и в двусложных словах с закрытым слогом («дифан» (диван)). Много замен наблюдалось в трехсложных словах. Замены были в трехсложных словах со стечением согласных и закрытым слогом, например, «виакад» (виноград), «путиник» (будильник); в трехсложных словах с открытым слогом («сопака… Читать ещё >
Исследование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха (констатирующий эксперимент) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель, задачи, организация и методика констатирующего эксперимента.
Цель констатирующего эксперимента
Целью эксперимента является выявление особенностей формирования слоговой структуры слова у слабослышащих детей.
Задачи констатирующего эксперимента.
- 1. Выявить умения ребенка определять длину слова;
- 2. Выявить умения воспроизводить количество слогов в слове;
- 3. Выявить умение ребенка самостоятельно воспроизводить слова различной слоговой структуры;
- 4. Выявить умение ребенка отраженно воспроизводить слова различной слоговой структуры.
Организация констатирующего эксперимента В эксперименте участвовало 8 детей в возрасте 5−6 лет.
Состояние слуха: у 4 детей двусторонняя сенсоневральная глухота, у 2 детей тугоухость III и IV степени, у двух — тугоухость II-III степени. 3 ребенка с КИ.
Состояние речи на данный момент: у 6 детей бытовая аграмматическая фраза, у 2-х детей — отдельные слова.
Наличие других нарушений: у 2 детей — ЗПР.
Методика констатирующего эксперимента Для изучения особенностей формирования слоговой структуры слова у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в эксперименте использовались модифицированные методики, разработанные:
- 1. А. К. Маркова (1961),
- 2. З. Е. Агранович (2001),
- 3. Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина (2005). Констатирующий эксперимент состоял из двух серий:
- 1 серия эксперимента проводилась в форме индивидуальной беседыигры и была направлена на выявление умений ребенка определять длину слова и количество слогов в слове. На выявление умений ребенка определять длину слова детям была предложена игра «Длинный или короткий поезд».
На выявление умений ребенка определять длину слова детям была предложена игра «Длинный или короткий поезд».
Задание № 1. Игра «Длинный или короткий поезд?».
Перед ребенком стоят два игрушечных поезда — длинный и короткий.
Инструкция.
«Послушай внимательно, какое слово я тебе скажу. Еслислово длинное, то в путь отправится длинный поезд, а если слово короткое, то короткий».
Речевой и картинный материал Использовались следующие слова и картинки:
Кот, змея, черепаха, рыба, виноград, апельсин, дом, матрешка, карандаш, сыр.
На умение воспроизводить количество слогов в слове была предложена игра «Ладошки».
Задание № 2. Игра «Ладошки» Инструкция.
«Послушай внимательно слово, которое я назову, и хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в слове».
Речевой материал Использовались следующие слова:
Ваза, банан, собака, помидоры, кубики, петух, рыба, тюльпан, пуговица, гусеница, барабан, колобок, черепаха, кукуруза.
- 2 серия эксперимента проводилась в форме индивидуальной беседыигры и была направлена на исследование воспроизведения слоговой структуры слов различной сложности. Каждому ребенку предлагались задания, направленные на:
- 1 .Выявление особенностей спонтанного воспроизведения слов различной слоговой структуры.
- 2. Выявление особенностей отраженного воспроизведения слов различной слоговой структуры.
- 2 серия эксперимента была направлена на исследование воспроизведения слоговой структуры слов различной сложности.
Задание № 1. Игра «Что это? Кто это?» Инструкция Перед ребенком лежат предметные картинки.
«Скажи кто (что) это?».
Картинный и речевой материал.
- · Односложные слова: Сыр, мяч, кот, дом, нос.
- · Двусложные слова с открытым слогом: Ваза, рыба, луна, лиса, сани.
- · Двусложные слова с закрытым слогом: Банан, диван.
- · Двусложные слова со стечением согласных в середине слова: Кукла, вилка, кошка.
- · Односложные слова со стечением согласных: Бант, зонт, лист.
- · Двусложные слова со стечениями согласных: Звезда, гвозди, травка.
- · Трехсложные слова с открытым слогом: Собака, кубики, машина, малина.
- · Трехсложные слова со стечением согласных в середине слова: Яблоко, конфеты.
- · Трехсложные слова с закрытым слогом: Попугай, телефон, колобок.
- · Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:
Карандаш, виноград, будильник.
· Четырехсложные слова с открытым слогом: Пуговица, макароны, помидоры, черепаха.
Задание № 2. Игра «Попугай».
Инструкция речь ребенок нарушение слух
Перед ребенком лежат предметные картинки.
«Посмотри на картинку, послушай, как я назову, и повтори за мной.».
Картинный и речевой материал.
- · Односложные слова: Сыр, мяч, кот, дом, нос.
- · Двусложные слова с открытым слогом: Ваза, рыба, луна, лиса, сани.
- · Двусложные слова с закрытым слогом: Банан, диван.
- · Двусложные слова со стечением согласных в середине слова: Кукла, вилка, кошка.
- · Односложные слова со стечением согласных: Бант, зонт, лист.
- · Двусложные слова со стечениями согласных: Звезда, гвозди, травка.
- · Трехсложные слова с открытым слогом: Собака, кубики, машина, малина.
- · Трехсложные слова со стечением согласных в середине слова:
Яблоко, конфеты.
- · Трехсложные слова с закрытым слогом: Попугай, телефон, колобок.
- · Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:
Карандаш, виноград, будильник.
· Четырехсложные слова с открытым слогом: Пуговица, макароны, помидоры, черепаха.
Результаты 1 серии констатирующего эксперимента Результаты первой серии констатирующего эксперимента представлены в Таблице № 1.
Задание на определение длины слова практически не вызвало затруднений как у детей с нарушением слуха (63%), так и у детей в норме (88%). Также успешно были выполнено задание на воспроизведение количества слогов как у детей с нарушением слуха (63%), так и у детей в норме (75%).
Количество детей, правильно определивших длину слова и количество слогов в слове (%).
Таблица № 1.
Задание. | Дети нарушенным слухом. | с. | Дети нормальным слухом. | с. | |
Определение длины слов. | |||||
Определение количества слогов. | |||||
На рис № 1 представлены сравнительные данные о количестве детей, правильно определивших длину слова и количество слогов в слове (%).
Количество детей, правильно определивших длину слов и количество слогов в слове (%).
Рисунок 1.
Результаты первого задания: дети с нарушением слуха показали достаточно высокий уровень возможности дифференцировать длинные и короткие слова. Пятеро из детей (63%) полностью справились с данным заданием, в котором нужно было определить длины слова. Трое детей (37%) не полностью справились с заданием. У этих детей наблюдается сенсоневральная тугоухость IVстепени. Речевое развитие этих детей находится на уровне произнесения отдельных слов.
Трудности возникли с такими словами как:
Черепаха. Виноград, Апельсин, Матрешка, Карандаш.
Например, Даня Б. (тугоухость IV степени) не смог правильно определить длину слов «Змея» и «Рыба». Руслан П. (тугоухость IVстепени справа, глухотаслева) такженесмогправильноопределитьдлинуслова.
«Рыба».
Остальные дети справились с этим заданием, правильно дифференцируя длинные и короткие слова.
Результаты второго задания показали следующее:
Это задание показало, что большинство детей с нарушением слуха имеют достаточно высокий уровень определения количества слогов в слове.
Троеиздетей (37%):ДаняБ., НикитаП.иРусланП.- выполняли данное задание исключительно по подражанию.
Остальные пятеро детей (63%): Ангелина Б., Вика Р., Диана Т., Луиза Л. и Рита С. Не в полной мере справились с данным заданием. Никто из девочек не смог самостоятельно определить длину слов «Банан, барабан». Ангелина, Диана и Маргарита также не справились со словом «Тюльпан», а Вика — со словом «Петух». Также эти четыре девочки: Ангелина, Диана, Рита и Вика — не смогли сами определить длину слова «Колобок».
Из данной серии эксперимента мы видим, что для детей с нарушением слуха не в полной мере доступны задания на определение длины слов и воспроизведение количества слогов. У большинства дошкольников установлена возможность дифференцировать длинные и короткие слова, а также определить количество слогов в слове. Состояние процессов восприятия структурных характеристик слова у дошкольников с нарушением слуха отличается от нормально развивающихся детей.
Результаты 2 серии констатирующего эксперимента Анализ данных, полученных во 2 серии эксперимента (Рисунок 2) показал, что в речи детей с нарушенным слухом встречается достаточно большое количество ошибок в самостоятельном (97%) и отраженном (81%) воспроизведении состава слова.
Количество ошибок при воспроизведении слов различной слоговой структуры (%).
Рисунок 2.
Дети с нормальным слухом гораздо лучше справились с заданиями как при самостоятельном воспроизведении (8%), так и отраженном (8%) воспроизведении слов.
Анализ ответов осуществлялся в два этапа. На первом этапемы провели сравнительный анализ ответов детей обычной группы и группы детей с нарушениями слуха по каждому из предложенных нами заданий. На втором этапе анализировали типичные ошибки, допущенные детьми с нарушениями слуха во время исследования. Ошибки делились на2 категории: нарушение слогового состава слова и звукопроизносительной стороны речи.
При самостоятельном воспроизведении слов различной слоговой структуры дети с нарушениями слуха лучше всего справились с односложными и двусложными словами, в которых наблюдались лишь ошибки в произношении слов. Например, «Сы» (сыр), «бан» (бант), «ости» (гвозди). Затруднение в данной категории слов вызвало лишь слово «Диван», которое дети произнесли, опустив первый слог (ван). Дети с нормальным слухом допустили немногочисленные ошибки в двусложных словах со стечением согласных («возди» (гвозди)).
Значительные трудности возникли с трехсложными словами с открытым слогом и трехсложными словами со стечением согласных. Здесь допускались ошибки как произносительной стороны речи, так и слогового состава слов. Например, «ака» (собака), «локо» (яблоко), «пауай» (попугай), «инад» (виноград).
У детей с нормальным слухом также возникли затруднения в воспроизведении трехсложных слов со стечением согласных в середине слова и трехсложных слов со стечением согласных и закрытым слогом. Например, «виногад» (виноград).
Дети с нарушениями слуха не допускали ошибок в следующих словах: сани, кошка, мяч, дом, нос.
У детей с нормальным слухом также не возникло проблем в воспроизведении данных слов.
Количество ошибок слоговой структуры слов (%).
Рисунок 3.
У детей с нарушениями слуха наблюдалось значительное количество ошибок в звукопроизносительной стороне речи. Например, ошибки наблюдались и в двусложных словах с открытым слогом («васа» (ваза), «ыба» (рыба), «уна» (луна), «иса» (лиса)), и в трехсложных словах со стечением согласных и закрытым слогом («инад» (виноград), «таш» (карандаш)), и в двусложных словах с закрытым слогом («бана» (банан)). Также допускались ошибки в трехсложных словах с открытым слогом («маина» (машина)), в двусложных словах с закрытым слогом («кула» (кукла)), в односложных словах с закрытым слогом («бан» (бант), «зон» (зонт)).
При анализе типичных ошибок (Таблица № 4), допущенных детьми с нарушениями слуха во время исследования, мы выявили, что в 23 словах из 37 дети с нарушениями слуха допустили ошибки.
Количество типичных ошибок звуковой наполняемости слов (%).
Таблица № 4.
Виды нарушений звуконаполняемости слов. | дети. | Слабослышащие. | Дети нормальным слухом. | с. | |
Пропуски в словах. | звуков. | ||||
Замены звуков в словах. | |||||
Отраженное воспроизведение слов. При отраженном воспроизведении слов дети с нарушениями слуха практически не нарушали слоговой состав слова, но допускали значительное количество ошибок в звуковой наполняемости слов. нарушения слоговой структуры у детей с нарушениями слуха остались лишь в воспроизведении трехсложных слов со стечением согласных и закрытым слогом («кадаш» (карандаш)) и в четырехсложных словах с открытым слогом. Например, «маканы» (макароны, «памидо» (помидоры), «чепаха» (черепаха).
Дети с нормальным слухом не допускали здесь ошибок при отраженном проговаривании слов.
Ошибки звуконаполняемости слов были двух видов: пропуски звуков и замены звуков.
Пропуски наблюдались в двусложных словах с открытым слогом, например, «ыба» (рыба), «уна» (луна), «иса» (лиса); в двусложных словах со стечением согласных в середине слова, например, «кула» (кукла), «вика» (вилка); в двусложных словах со стечениями согласных, например, «весда» (звезда), «ости» (гвозди), «тавка» (травка). Пропуски звуков допускались также в односложных словах («сы» (сыр), «ко» (кот)) и в односложных словах со стечением согласных («бан» (бант), «зон» (зонт).
Много пропусков также наблюдалось в трехсложных словах со стечением согласных и закрытым слогом, например, «виакад» (виноград),.
«путиник» (будильник); в трехсложных словах со стечением согласных в середине слова, например, «кафеты» (конфеты); в трехсложных словах с закрытым слогом («пауай» (попугай), «телеон» (телефон), «каабок» (колобок)).
Незначительное количество замен звуков при отраженном произнесении двусложных слов с открытым слогом («васа» (ваза)) и в двусложных словах с закрытым слогом («дифан» (диван)). Много замен наблюдалось в трехсложных словах. Замены были в трехсложных словах со стечением согласных и закрытым слогом, например, «виакад» (виноград), «путиник» (будильник); в трехсложных словах с открытым слогом («сопака» (собака), «масина» (машина)); в трехсложных словах со стечением согласных («яплоко» (яблоко)).
При анализе типичных ошибок, допущенных детьми с нарушениями слуха во время исследования, мы выявили, что в 25 словах из 37 дети с нарушениями слуха допустили ошибки.
Количество типичных ошибок звуковой наполняемости слов (%).
Рисунок 4.
Таблица № 3.
Тип слоговой структуры. | Самостоятельное воспроизведение слов. | Отраженное воспроизведение слов. | |||
Дети с нарушенным слухом. | Дети с нормальным слухом. | Дети с нарушенным слухом. | Дети с нормальным слухом. | ||
Односложны е слова. | |||||
Двусложные слова с открытым слогом. | |||||
Двусложные слова с закрытым слогом. | |||||
Односложны е слова со стечением согласных. | |||||
Двусложные. | |||||
слова со стечением согласных в середине слова. | |||||
Двусложные слова со стечениями согласных. | |||||
Трехсложны е слова с открытым слогом. | |||||
Трехсложны е слова со стечением согласных в середине слова. | |||||
Трехсложны е слова с закрытым слогом. | |||||
Трехсложны е слова со стечениями согласных и закрытым слогом. | |||||
Четырехсло жные слова с открытым слогом. | |||||
Выводы ко II главе Итоговое обобщение данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволяет охарактеризовать особенности овладения слоговой структурой слова детей с нарушением слуха:
- — у детей с нарушенным слухом в дошкольном возрасте присутствуют трудности в определении количества слогов в словах и в определении длины слов;
- — искажение слогового состава слова с преобладанием пропусков и сокращений в лексических единицах;
- — преимущественное искажение слов со сложной слоговой структурой, со стечениями согласных звуков и сохранность структуры слов более простого слогового состава;
- — использование отраженного и сопряженного проговаривания слов для улучшения их структурной организации.