Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: На примере подготовки будущих педагогов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования удалось дополнить и уточнить определение общекультурной компетентности, предложить ее трехкомпонентную модель. Общекультурная компетентность определяется нами как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Характеристика культуры как категории педагогики
    • 1. 2. Компетентностный подход в научно-теоретической литературе
    • 1. 3. Общекультурная компетентность как предмет педагогического исследования
  • ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И
  • ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
    • 2. 1. Традиционные пути, приемы, методы развития общекультурной компетентности
    • 2. 2. Музейная педагогика и ее образовательные возможности
    • 2. 3. Экспериментальная технология развития общекультурной компетентности средствами музейной педагогики
  • ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
    • 3. 1. Этапы проведения и методическое обеспечение экспериментального исследования
    • 3. 2. Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования

Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: На примере подготовки будущих педагогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс модернизации российского образования, отражающий общенациональные интересы, государственные приоритеты и мировые тенденции, естественным образом определяет новые социальные требования к системе образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора и прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Реализация задач модернизации образования связана с включением культурного контекста в образование.

Разочарование в знаниецентристской, технократической модели образования, ориентированной на человека цивилизации, знаний, обращает отечественную педагогическую мысль к переоценке функций образования, смене его целей и ценностей, привлекает внимание к идеям культуросообразности, антропологизма, гуманизма, которые позволили бы преодолеть отрыв личности от традиций, культуры, направив усилия на образование целостной личности — Человека Культуры (В. С. Библер, Б. М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, М. С. Каган и др.).

Постиндустриальное общество, несмотря на большие достижения в области техники и информатики, наложило свою печать и на культуру, которая все больше теряет свой ценностный смысл и превращается в развлечение, зрелище. Средства массовой информации, особенно Интернет, стирают межнациональные границы, создают видимость вхождения потребителя в мировую культуру, тогда как на самом деле молодежи навязывается ее суррогат, не имеющий ни базовых культурных ценностей, ни национального языка. Подлинная культура становится все более недоступной массам. Сегодня, в условиях противоречиво развивающихся цивилизации и культуры, наука не может быть и не является ценностно-нейтральной деятельностью. Наука связана с ценностью уже в силу ее целеполагающего характера. Однако система ценностей науки должна рассматриваться не как автономная, а в связи с аксиологическими установками культуры в целом, так как наука — часть культуры. Ценности научного творчества определяются духовным состоянием современной культуры в целом. Человеку цивилизации со всеми его недостатками противостоит не природный человек, а духовный человек, говоря словами Н. А. Бердяева.

Ориентация на Человека Культуры, готового к самосозиданию на протяжении всей жизни, может рассматриваться как возрождение традиций отечественной гуманистической педагогики. Сегодня, когда обсуждается понимание проблем человека, его бытия, системы его межличностных отношений, когда идет осмысление диалога культур как условия взаимопонимания, толерантности и плюрализма, предпочтительной в конкуренции образовательных парадигм представляется интеграционно-культурологическая парадигма, опирающаяся на гуманитарные, культурологические, этические основы в их межпредметном, интегративном выражении.

На повестку дня по-новому ставится проблема качества образования, что нашло отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», провозгласившей компетентностный подход к оценке образовательных результатов. Как отмечается целым рядом исследователей (А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский, Э. Н. Гусинский, А. И. Субетто и др.), новый этап развития российской системы образования характеризуется изменением общего взгляда на образование в плане более глубокого понимания его как культурного процесса, проявляющегося в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участниковпредставление о личности, наделенной кроме социальных качеств, различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции, в связи с чем и меняется ее роль в педагогическом процессе за личностью закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни.

В этом плане представляет интерес личностно ориентированное i образование (Э. Н. Гусинский, И. Д. Демакова, Г. Н. Сериков, И. С.

Якиманская), сущность которого раскрывается через создание условий для активизации учащегося за счет субъектного опыта, подчеркивая его уникальность и деятельностную природу, и личностно-деятельностный подход (И. Б. Ворожцова, И. А. Зимняя), акцентирующий внимание на личности учащегося, рассматриваемой как субъект деятельности. Одновременно в образовании отмечается тенденция изменения парадигмы результата.

Российское образование не осталось в стороне от европейской тенденции определять образовательный результат по ключевым компетенциям. Общепризнанно, что образование должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то * есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Обсуждаются семь ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного совершенствования (А. В. Хуторской).

Компетентность выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, поскольку, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образованияво-вторых, в этом понятии заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результатав-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений. и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.

Актуальность исследования проблемы развития общекультурной компетентности в процессе образования обусловлена социальным заказом образовательной системы, требующей подготовки творчески мыслящих $ людей высокого уровня культуры. Смена образовательной парадигмы поставила перед педагогической наукой проблему поиска путей соответствия образовательных технологий фундаментальным основам культуры как базы развития индивида. В настоящее время процесс развития общекультурной компетентности строится, как правило, на знаниецентристских основаниях и преимущественно ориентирован на формирование информационных структур компетентности. Таким образом, имеют место противоречия между: необходимостью совершенствования образованиу в аспекте повышения общекультурной компетентности и его преобладающей знаниецентристской ориентацией, что препятствует интеграции теоретических знаний и способов их практической реализации;

2) между декларируемыми ценностями образования, культуры, аксиологическим подходом в педагогике и отсутствием концептуальных положений по освоению культуры как целостной и ценностной системы в процессе подготовки специалиста с высшим образованием;

3) между накопленным в педагогике обширным опытом освоения культурно-образовательного пространства и отсутствием педагогических технологий, обеспечивающих продуктивное использование этого опыта;

4) между готовностью педагогов к использованию вневузовских источников освоения культурных ценностей и их ориентацией на организацию изучения гуманитарных дисциплин преимущественно средствами учебной книги.

Между тем, известный русский просветитель и музейный деятель начала 20 века М. В. Новорусский называл, например, музей «могучим * образовательным орудием» и подчеркивал его огромное общекультурное значение.

Эти противоречия позволили сформулировать проблему исследования: использование каких средств музейной педагогики обеспечит динамику процесса развития общекультурной компетентности студентов и каковы условия реализации этих средств? С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема диссертации: «Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики» .

Объектом исследования является процесс развития общекультурной компетентности студентов университета.

Предмет исследования — средства музейной педагогики для развития общекультурной компетентности студентов и условия их реализации.

Цель работы заключается в разработке педагогической технологии развития общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики и доказательстве ее эффективности.

Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс развития общекультурной компетентности студентов может быть успешным при условии:

• расширения освоенного культурного пространства студентов за счет включения музея и элементов музейной педагогики в образовательный процесс, а также использования культурных эталонов как критериев оценки при решении познавательных, жизненных и профессиональных проблем;

• моделирования структуры общекультурной компетентности, выявления ее компонентов, признаков и показателей, способствующих пониманию этого многоаспектного явления и проектированию педагогически успешных путей его реализации;

• применения авторской экспериментальной педагогической технологии, использующей образовательный потенциал музеев и музейной педагогики в целях развития общекультурной компетентности студентов, будущих педагогов.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность понятия «общекультурная компетентность», выявить ее признаки и критерии;

2. Разработать модель общекультурной компетентности, определить ее структуру и компоненты;

3. Выявить образовательный потенциал музейной педагогики для развития общекультурной компетентности студентов и дидактические условия его реализации;

4. Разработать педагогическую технологию развития общекультурной компетентности студентов и провести проверку ее эффективности;

5. Определить комплекс методов диагностики уровня сформированности общекультурной компетентности.

Методологической основой исследования являются: базовые категории гуманистической педагогики, компетентностный, культурологический, системный подходыположения аксиологической философии.

Теоретической основой исследования выступили:

• общефилософское обоснование содержания гуманистического образования культурологического типа, теории диалога культур, смысла и назначения музея (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Г. С. Гершунский, Н. Б. Крылова, Д. С. Лихачев, Н. К. Рерих, Н.Ф. Федоров);

• аксиологические основания современного образования, теория ценностей (А.Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, Н. В. Бордовская, И. Ф. Исаев, М. С. Каган, A.A. Реан, Н. С. Розов, В.П. Тугаринов);

• постулаты гуманистической психологии и педагогики (Ш.А. Амонашвилли, И. Б. Ворожцова, И. А. Зимняя, К. Роджерс, И. С. Якиманская и другие);

• концепция формирования педагогической коммуникативной компетентности (Г.С. Трофимова);

• компетентностный подход в образовании, концепции образованности (Г.А. Бордовский, Ю. В. Варданян, O.E. Лебедев, В. Б. Помелов, Н. Ф. Радионова, Г. Н. Сериков, А. П. Тряпицина, И. Д. Фрумин, A.C. Хуторской и другие);

• музейно-педагогические теории, концепция педагогического взаимодействия музея и системы образования (A.B. Бакушиский, А. Г. Бойко, Е. Г. Ванслова, В. К. Елманова, М. С. Каган, H.A. Кульчинская, А. Лихтварк, Т. Н. Панкратова, Н. Д. Рева, Б. А. Столяров, Б. П. Юсов и другие).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ научной литературы по философии, педагогике, музейной педагогикеанализ информационных ресурсов сети Интернетмоделирование, системный подход.

2. Эмпирические: наблюдение, опрос методом анкетирования, педагогические беседы (индивидуальные и групповые) со студентами и преподавателями, ранжирование, шкалирование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, контент-анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, методика определения ценностных ориентаций М. Рокича.

3. Экспериментальные: зондирующий, констатирующий и формирующий эксперименты.

4. Статистические: методы математической обработки экспериментальных данных, установление статистической значимости различий между обследуемыми выборками.

Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились факультеты Удмуртского государственного университета гуманитарной и естественно-научной направленности, а также временные музейные экспозиции в детском оздоровительном лагере г. Ижевска.

Этапы исследования.

1 этап (1995 —1996г.г.) — теоретическое изучение проблемы исследования, анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии, философии, музееведению и музейной педагогике, выявление состояния исследуемой проблемы в теории и педагогической практике.

2 этап (1996 — 2001 г. г.) — проведение пилотажного исследования на базе создаваемых ежегодно временных музейных экспозиций в детском оздоровительном лагере, определение рабочей гипотезы исследованияразработка спецкурса «Музейная педагогика» для студентов университета.

3 этап (2002 — 2003 г. г.) — проведение констатирующего и формирующего эксперимента, проверка гипотезы, анализ и обобщение результатов, формулирование и корректировка выводов, интерпретация полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• разработана содержательная модель общекультурной компетентности и выявлены ее структурные компоненты: когнитивный, ценностно-ориентационный и коммуникативно-деятельностный;

• создана педагогическая технология развития общекультурной компетентности студентов, предполагающая использование средств музейной педагогики — музейных предметов, музейно-дидактических игр, образного языка музейно-образовательной среды, обращения к культурным эталонам;

• предложен нетрадиционный подход к использованию элементов музейной педагогики, заключающийся в моделировании музейно-образовательной среды в учебном процессе;

• получены новые научные данные относительно назначения и использования музея не только как источника хранения и распредмечивания культурных ценностей, но и как средства развития общекультурной компетентности обучаемых.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• уточнено понятие общекультурной компетентности, аккумулирующее в себе гуманистическое содержание современных образовательных тенденций;

• компетентностный подход в образовании обогащен за счет определения путей и способов развития у будущих педагогов общекультурной компетентности;

• в категориальный аппарат общей педагогики введены термины музейной педагогики — музейный предмет, музейные игры, музейнб-образовательная среда.

Практическая значимость исследования:

• результаты исследования использованы и внедрены в содержание спецкурса «Музейная педагогика» и курса «Педагогики» для студентов университета, подготовленных автором;

• результаты диссертационного исследования могут найти применение в системе подготовки и переподготовки учителей школ, преподавателей вузов, социальных и музейных педагогов.

Положения выиосимые на защиту:

1.Общекультурная компетентность, структура которой состоит из когнитивного, ценностно-ориентационного, коммуникативнодеятельностного компонентов, есть интегративная способность личности обучаемого, обусловленная его уровнем обученности, воспитанности, развития и опытом освоения им культурного пространства.

2.Созданная педагогическая технология развития общекультурной компетентности студентов способствует актуализации комплекса взаимосвязанных дидактических условий, обепечивающих эффективность обсуждаемого процесса, системообразующим ядром которого стало включение в образовательный процесс музея и средств музейной педагогики. и.

3.Предложен комплекс методов, позволяющих диагностировать уровень сформированности и динамику развития общекультурной компетентности обучаемых.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях разного уровня от внутривузовских до международных (1999, 2000, 2001, 2002, 2003 г.г., г. Ижевск), на методических семинарах кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии и педагогики УдГУ. Опубликовано 8 научных работ.

Результаты исследования апробированы в условиях деятельности временных музейных экспозиций в детском оздоровительном лагерепри моделировании условий музейной среды в учебном процессе вуза, а также при создании виртуального музея в Удмуртском госуниверситете.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения. Материал изложен на 167 страницах, содержит 27таблиц, 17рисунков, фотографии. Библиографический список содержит 161 источник, в том числе ссылки на ресурсы Internet.

Выводы по третьей главе.

1.В ходе формирующего эксперимента были реализованы дидактические условия успешного развития общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики.

2.Качественный и количественный анализ возможностей использования экспериментальной технологии выявил: а) рост показателей всех трех структурных компонентов общекультурной компетентности в контрольной и экспериментальных группах, что позволяет говорить о перспективности выбранного направления. Содержание экспериментальной технологии, включающее последовательное развитие у студентов общекультурной компетентности, способствовало овладению студентами экспериментальных групп обозначенными способностями на более высоком уровне. По некоторым показателям разница между первоначальным и вторым срезами довольно значительна, что нашло свое отражение в представленных гистограммахб) из вышеприведенных данных видно, что в экспериментальных группах наблюдается стабильный рост абсолютного большинства показателей ОК, что свидетельствует об эффективности предложенной и реализованной экспериментальной технологии. Достоверность статистических различий между показателями уровня развития общекультурной компетентности до и после реализации авторской программы позволяет считать начальные и итоговые показатели различными уровнями общекультурной компетентности. Эффективность программы доказана достоверным повышением уровня общекультурной компетентностив) подтверждено наличие взаимосвязи между развитием общекультурной и коммуникативной компетентностиг) анализ динамики развития общекультурной компетентности в экспериментальных группах позволяет утверждать, что экспериментальная технология оказала положительное влияние на развитие ОК студентов, обучающихся на факультетах разной направленности.

Заключение

.

Необходимость совершенствования образования предполагает подготовку творчески мыслящих и действующих людей, обладающих общекультурной компетентностью. Исследование общекультурной компетентности, ее структуры, места и роли в вузовской системе подготовки образованных людей потребовало изучения работ по философии, культурологии, педагогике и социальной педагогике, где накоплен определенный экспериментальный материал и созданы концепции, объясняющие природу и сущность данного явления. Попытка исследовать данную проблему в контексте организации процесса развития общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики привела к решению поставленной задачи.

В ходе исследования удалось дополнить и уточнить определение общекультурной компетентности, предложить ее трехкомпонентную модель. Общекультурная компетентность определяется нами как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера. Когнитивный, ценностно-ориентационный и коммуникативно-деятельностный компоненты составляют единство, целостность общекультурной компетентности. Определена направленность, характеристики компонентов, их критерии как образовательные результаты. Моделирование структуры общекультурной компетентности, выявление ее компонентов, признаков и показателей способствует пониманию этого многоаспектного явления и проектированию педагогически успешных путей развития общекультурной компетентности студентов.

Теоретически обосновав смысл и назначение музея не только как источника хранения и распредмечивания культурных ценностей, но и как средства развития общекультурной компетентности студентов, мы выявили и использовали образовательный потенциал музея и музейной педагогики для развития общекультурной компетентности студентов. При этом установлено что, освоенное культурное пространство студента расширялось за счет включения музея и элементов музейной педагогики в образовательный процесс, способствуя использованию культурных эталонов как критериев оценки при решении познавательных, мировоззренческих, жизненных и профессиональных проблем.

Разработанная экспериментальная педагогическая технология включает средства музейной педагогики и представляет собой системный метод проектирования (от целей через содержание, методы, формы, средства к результатам обучения).

Проведенная экспериментальная работа подтвердила эффективность авторской педагогической технологии и предложенного комплекса методов, позволяющего диагностировать уровень сформированности и динамику развития общекультурной компетентности обучаемых. Анализ динамики развития общекультурной компетентности в экспериментальных группах показал положительные и статистически значимые изменения по всем ее структурным компонентам.

Проблема развития общекультурной компетентности студентов многогранна и не может быть исчерпана рамками одного исследования. Поставленная перед педагогической наукой проблема поиска образовательных технологий, адекватных основам культуры не предполагает однозначного решения. Предложенная автором идея включения музея и элементов музейной педагогики в образовательный процесс доказала свою продуктивность. Актуальный сегодня компетентностный подход к оценке образовательных результатов, ориентированный на способность личности к решению разного рода проблем, позволил по-новому взглянуть на общекультурную подготовку студентов.

Традиционно, с дидактической точки зрения, развитие общекультурной компетентности в процессе образования происходит содержательно в рамках изучения гуманитарного блока дисциплин. Однако, рассматривая общекультурную, подготовку как часть профессиональной, мы выяснили, что преподавание специальных дисциплин несет на себе значительную «культурную» составляющую. При этом установлено, что определяющее значение имеет позиция педагога, ощущающего себя проводником в мир культуры. При анализе существующих путей и средств развития общекультурной компетентности мы исходили из возможностей повышения уровня культуры личности в образовательном заведении и за его пределами, так как культурно-образовательное пространство студентов не ограничивается учебным процессом в вузе. Проблема расширения культурно-образовательного пространства разрешается за счет использования разных источников культуры, различных видов образования. В круг наших научных интересов входило рассмотрение возможности использования музея в образовательном процессе как источника культурных ценностей, как средства развития общекультурной компетентности. Отдавая себе отчет в том, что проблема развития общекультурной компетентностисложный, многоаспектный процесс и средства музейной педагогики далеко не единственные в нем, нам представлялось логичным и культуросообразным использовать уникальные образовательные возможности музея — хранилища культурных эталонов и опыта человечества.

Самостоятельный интерес представляет собой моделирование структуры общекультурной компетентности, выявление ее компонентов, а также внедрение экспериментальной технологии развития общекультурной компетентности в учебный процесс. Предложенная в работе технология развития общекультурной компетентности может быть применена преподавателями вузов, школ, социальными и музейными педагогами в процессе осуществления своей профессиональной деятельности, а результаты исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров для различных педагогических систем.

Проблема, поставленная в исследовании, является актуальной и перспективной, ибо исследование процессов развития общекультурной компетентности никогда нельзя считать исчерпывающим и завершенным в том смысле, что некомпетентной является сама формулировка о завершении развития личности обучаемого. Таким образом, в задачи дальнейшего исследования могли бы войти пути и способы развития общекультурной компетентности обучаемых на новом этапе их совершенствования, в новых социально-экономических условиях, в том числе, например, в условиях использования в учебном процессе виртуального или педагогического музея.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Г. Теоретические основы обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе. Автореф. дис. д-ра пед.наук. наук. М., 2001.21с.
  2. Н. В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя. Автореф. дис. канд. псих. наук. Казань, 2002. 19с.
  3. Н. П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.164с.
  4. A.B. Управление процессом развития интеллектуально-корпоративной компетентности.//Альма Матер / Вестник высшей школы. № 7, 2002. с.57−60.
  5. В. И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 296 с.
  6. С. А. Рабочие программы или куррикумы. // Стандарты и мониторинг в образовании. № 1, 2002. с. 32−40.
  7. З.Я. Формирование проектировочных умений студентов университета в процессе педагогической практики. Автореф. дис.канд. пед. наук, Ижевск, 1997.19с.
  8. Н. Д. Музей игрушки: об игрушках, кукольном театре, начатках труда и знаний и о книге для ребенка. Л. 1928.56с.
  9. М.М. Проблемы поэтики Достоевского.- 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979.318 с.
  10. В.П. Обучающие игры как «активный» метод подготовки студентов к воспитательной работе. //Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации.: Сб.науч.тр./ Отв.ред.А. А. Бодалев. М., 1987. С.35−40
  11. В. П. Гуманистическая направленность учителя как система ценностных ориентаций//Развитие творческих и коммуникативных способностей личности.-Самара: Изд-во СамГПУ, 1996.С.З-11.
  12. В. П. Гуманистическая направленность учителя. Самара-СПб.: Изд-во Сам ГПУ, 1997. 172с.
  13. Н. А. Философия свободного духа. М.:Республика, 1994. 480с.
  14. Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб.: Лениздат, 1992. 190с.
  15. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989.230с.
  16. В. С. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии, № 6, 1989. с.34−41.
  17. В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в 21 век. М.: Политиздат, 1991. 412 с.
  18. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учеб. Пособие./Авт.-сост. Б. М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. 575с.
  19. Е. В. Культура и общество. М.: Наука, 1978. 137с.
  20. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования.// Педагогика, № 4, 1997. с. 11−17.
  21. Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания.//Педагогика, № 4, 1995. с.29−36.
  22. Г. А., Радионова И. Ф., Козырев В. А. Инновации в системе высшего педагогического образования: состояние и перспективы//Инновации в российском образовании. Высшее проф. образованием.: Изд-во МГУП, 1999. с.26−38.
  23. Т. К. Из опыта развития общей культуры учителя./ЯТедагогика, № 2. 1993. с.70−75.
  24. Е.Г. Музейная педагогика.//Воспитание школьников, № 5, 2000. с27−42.
  25. Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога). Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. 38с.
  26. К. Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М., 1993.318с.
  27. М. А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя//Проблемы эстетического образования и воспитания студентов педагогических институтов/Отв. ред. В. В. Кукшанов. Свердловск, 1981. с.3−10.
  28. Г. В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования. Дис.канд. пед. наук. Липецк, 1999. 202с.
  29. М. А. Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде. Дис.канд. пед. наук.: Тула, 2002.182с.
  30. И. Б. Культурологическая основа личностно-позиционно-деятельностной модели обучения.Ижевск.: Изд. дом «Удмуртский университет», 2000.49с.
  31. И. Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. Ижевск.: Изд. дом «Удмуртский университет», 2000.52с.
  32. Воспитание на пороге 21 века: реалии и перспективы/ Под ред.Г.Д.Кузнецова). М.: Новая школа, 1998. 39с.
  33. A.B. Образ жизни образ среды// Декоративное искусство. № 9. 1984. с 17−24.
  34. . Г. Философия образования для XXI века. М.: Смысл, 1997. 128с.
  35. М. Б. Музей в системе непрерывного образования.//"Музейное дело и охрана памятников". Вып. 1. Экспресс-информация. Инд.64 920.М., 1990. с11−19.
  36. Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.160с.
  37. Григорьева-Голубева В. А. Становление гуманистических ценностей педагога (в аспекте языковой личности). Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2002.23с.
  38. В. М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев. Дис.канд. пед. наук. СПб., 2001. 190с.
  39. С. А. Проектирование и реализация технологии формирования профессиональной компетентности прграммистов при обучении иностранному языку в колледже. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Тольятти, 2002.19с.
  40. Р. Б. Формирование коммуникативной компетентности педагога-психолога (на примере обучения студентов психологов для работы с девиантными подростками). Автореф. дис.канд. пед. наук. Ижевск, 2002.18с.
  41. А. В. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: структура, содержание, принципы формирования. Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2000. 19с.
  42. И. Г. Концептуальная модель и практика формирования политической культуры. Дис. канд. пед. наук. Ижевск, 2002.182с.
  43. М. Б. Культура в системе общества./ Культура в общественной системе социализма: Сборник научных трудов. М.: МГУ, 1984. с.24−45.
  44. Р. Ф. Пути развития активных методов обучения в университете. //Сб. науч. тр. «Технология акмеологических методов обучения»./ Отв. ред. Р. Ф. Жуков. СПб.: СПбГИЭУ, 2001.160с.
  45. В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.учеб.заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 208с.
  46. В. И. О современной трактовке дидактических принципов. //Советская педагогика. № 10 М., 1978. с.24−41.
  47. А.У. Детские музеи в Северной Америке. М.: Работник просвещения, 1926. 74с.
  48. А.У. Школьные музеи.//Сб. «Для народного учителя.» № 20. М., 1908.42с.
  49. Н. С. Культура и общественный прогресс. М.: Мысль, 1980. 74с.
  50. Игры обучение, тренинг, досуг./Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994. 368с.
  51. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. /Редактор-составитель В. П. Шестаков. М.:Искусство, 1969. 272с.
  52. М. С. Музей в системе культуры.//Вопросы искусствознания. № 4. 1994. с. 16−31.
  53. М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416с.
  54. О. А. Педагогика как любовь. М.:Роспедагенство, 1996.133с.
  55. М.И. Психологические аспекты совершенствования музейной экспозиции//Сб."Научное проектирование экспозиции". М., 1981. с.34−46.
  56. М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссий (Анализ зарубежного опыта.) Рига.: Педагогический центр «Эксперимент, 1998.176с.
  57. М. В. Педагогические технологии в учебном процессе.//Серия педагогика и психология. № 6,1989. 51с.
  58. P.P. «Художественное проектирование экспозиции». М.: Мир, 1978. 84с.
  59. Н. Ю. «Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школы». СПб., 2000.42с.
  60. Концепция образованности: теоретические основы формирования регионального компонента учебных пособий. Методич. пособие/Под ред. О. Е. Лебедева. СПб.:СПГУПМ, 1997. 34с.
  61. Краевский Методология педагогического исследования: Пособ. для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. 165с.
  62. Т.И. Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры. Автореф. дис.канд. пед. наук.: Оренбург, 2001. 23с.
  63. Н. Б. Введение в круг культурологических проблем образования//Новые ценности образования. Вып.4,М., 1996. с. 132−152.
  64. Н. Б. Социокультурный контекст образования. // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2, М., 1995.С.98−119.
  65. Н. А. Опыт развития детского художественного восприятия.//Эстетическое воспитание. Вып. 5. М., 1990.С.7−29.
  66. Ч. Основы общей дидактики. М.: Просвещение, 1986. 369с.
  67. С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989.112с.
  68. О. Е. Демократическая школа в Петербурге. Проблемы управлеия развитием региональной образовательной системы. СПб.: ЦПИ, 1996.64с.
  69. О. Е. Российская школа: время перемен. Вестник ОИРШ. СПб.:СПГУПМ, 2000. 46с.
  70. О. Е., Неупокоева Н. И. Цели и результаты школьного образования: методические рекомендации. СПб.:СПГУПМ, 2001. 52с.
  71. В. С. Содержание образования. М.: Просвещение, 1989. 186с.
  72. Ю. М. Культура и взрыв. М.: Политиздат, 1992. 124с.
  73. М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. // Педагогика. № 10, 2001. с. 56−61.
  74. Е. Г. В начале было детство (Записки педагога). М.:Педагогика, 1990. 202с.
  75. М. Наука и культура./Сб. Методологические проблемы историко-научных исследований. М.: Наука, 1982. С.28−46.
  76. Н. Н. Технологическая компетентность педагога.// Шк. технологии. № 5, 2002. с.33−40.
  77. А. К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  78. Е. Б. Становление музейной педагогики в Германии и России. Дис.канд. ист. наук.: М., 1999. 193с.
  79. . Что такое Профессиональные стандарты и Национальные профессиональные квалификации Великобритании. Доклад Prime Rersearch and Development ltd., 1998 г. 28 с.
  80. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения./Пер. с англ. и ком. Ю. А. Асеева. Отв. ред. И. С. Кон. М.: Наука, 1988. 429 с.
  81. А. Социодинамика культуры. М.: Политиздат, 1973. 86с.
  82. А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Пед. об-во России, 2001.320с.
  83. С. В. Развитие межкультурной компетенции будущих юристов при изучении классической латыни. Автореф. дис.канд. пед.наук.: Саратов. 2001.25с.
  84. . М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 255с.
  85. М. В. Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе. Сост. Н. Н. Бахтин и др. М., 1911.38с.
  86. Новые педагогические и информационные технологиив системе образования./под ред. Е. С. Полат. М.:Изд. Центр «Академия», 1999 г.224с.
  87. Образование XXI века. Проблемы повышения квалификации работников образования.// Тез. Докл. Межд. Конф-ции. Минск: ИПК образования, 1993.238с.
  88. Образовательная деятельность художественного музея//Труды Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики. Вып.4. СПб., 1995.68с.
  89. Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования. http://fio.Ifmo.Ru/archive/group20/c2wu3/Fr. Kniga/ch 00. htm
  90. Организация работ над музейной экспозицией. Метод, указания. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1986. 28с.
  91. Ю. М. Восхождение к индивидуальности.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 287с.
  92. Основы эстетического воспитания ./Под ред. И. А. Кушаева. М.?Искусство, 1986. 238с.
  93. Отчет о НИР по проекту целевой комплексной программы «Госстандарт в системе непрерывного образования» федеральной программы «Развитие образования в России». Рук. Г. А. Бордовский, науч. рук. Н. Ф. Радионова. СПб., 1999.87с.
  94. Педагогика.:Учеб.пособие для студентов педвузов и педколледжей./Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Роспедагенство, 1996.602с.
  95. А. А. Общекультурная компетенция учителя и ее влияние на успешность педагогической деятельности. Дис.канд. пед. наук.: Пенза, 1999 г. 180с.
  96. И. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. 432с.
  97. Н. В. Педагогические условия формирования культурологической компетенции учащихся в системе интегрированного обучения. Автореф. дис.канд. пед. наук.:Шуя, 2002. 24с.
  98. Т. В. Педагогические условия формирования дидактической культуры учителя начальной школы. Дис. канд. пед. наук. Ижевск, 2002.178с.
  99. Проблемы модернизации школьного образования / Сост. О. Е. Лебедев. Вестник ОИРШ, СПб, № 1, январь 2001.32с.
  100. Проблемы эстетического воспитания подростков// Сборник научно-методических статей/ Под ред.Л. В. Богомоловой и др. М.: Новая школа, 1994.58с.
  101. Н. Ф. Тряпицына А. П. Гуманитарный подход к оценке образованности обучающихся//Проблемы гуманитаризации образования. СПб.:РГПУ, 1999.33с.
  102. А. М. Музееведение, программа курса. М.:Высшая школа, 1988.16с.
  103. Расширение образовательного пространства. //Образовательные программы/ Под ред. Лебедева О. Е. СПб., 1999. с50−60.
  104. Н. С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе).М.:Новая школа, 1993.186с.
  105. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт./Гл.ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.т.1.с.597−600.
  106. . Ю. Ю. Общекультурная подготовка студентов технического вуза. Дис.канд. пед. наук.: Казань, 1996 г.-184с.
  107. И. И. Основы педагогики общения. МН.:Беларуская навука. 1998.319с.
  108. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности./Под ред. В. А. Ядова. Л.:Наука, 1979. с208−209.
  109. В. А. Педагогические возможности диалога в образовательном процессе. Автореф. дис.канд.пед. наук. СПб.2002.21с.
  110. Г. Ю. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1988.216с.
  111. Г. Н. Образование. Аспекты системного отражения. Курган, 1997. 84с.
  112. Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.:Изд-во социально-психологического центра, 1996. 351с.
  113. Словарь психолога-практика/ Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Харвест, 2001. С.776−782.
  114. О. Г. Формирование информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедийных технологий.//Информатика и образование. № 9. 2002. с. 116−119.
  115. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1995.511с.
  116. М. В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: Дис.канд. пед. наук. Ярославль, 2000.170с.
  117. Социальные функции искусства и его видов/ Под ред. А. А. Корегина). М.: Наука, 1980. 43 с.
  118. . А., Бойко А. Г. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия. СПб., 1995.37с.
  119. . А. Музейная педагогика история и современность //Народное образование, № 5, 2001. с.177−182.
  120. . А., Бойко А. Г., Рева Н. Д. Основы музейной педагогики.: Учебный курс. СПб., 1996 г. 128с.
  121. .А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея. Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1999 г. 387с.
  122. Д. В., Воровщиков С. Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников. // Школьные технологии. № 5, 2002. с. 42−45.
  123. Теоретические основы содержания общего среднего образования./ Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Просвещение, 1983. 254с.
  124. Технология акмеологических методов обучения.// Сб. науч. трудов/отв. ред. Жуков Р. Ф. СПб.: СПбГИЭУ, 2000. 160с.
  125. Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых. Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2000 г. 43с.
  126. Г. С. Основы педагогической коммуникативной компетентности: Учеб. пособие. Ижевск.: Изд-во Удмуртского ун-та, 1994.76с.
  127. Г. С. Структура педагогической коммуникативной компетентности (Методологический аспект): Монография. 2-е изд., испр. и доп. Ижевск.: Купол, 2000. 90с.
  128. С. Н. Управление качеством развития образовательной компетентности школьников. М.: Изд-во МИГУ, 2000. 22с.
  129. Учебные пособия: расширение образовательного пространства учащихся//Проблемы формирования регионального комплекта учебных пособий/ Под ред. О. Е. Лебедева. СПб.: ЦПИ, 1999.С.27−44.
  130. И. Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения./Общ. Ред. А. В. Гулыга.М.: Мысль, 1982. с 575−606.
  131. И. Д. Компетентностный подход в образовании/Материалы X Всероссийской конференции «Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах». Красноярск.: Изд-во КрГУ, 2003. с24−36.
  132. М. А., Гельфман Э. Г. Интеллектуальное воспитание личности.//Педагогика, № 1, 1998. с. 54−58.
  133. A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 320с.
  134. A.B. Школа творчества. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996.147с.
  135. Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. Пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.437с.
  136. М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод, пособие. М.: Нар. Образование, 1996. 93с .
  137. М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения.//Педагогика. № 2, 1997.С.21−29.
  138. Т. В. Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики. Дис.канд. пед. наук.М., 1995.176с.
  139. И.В. Ребенок в музее: психолого-педагогические аспекты работы с детьми// «Музейное дело и охрана памятников», вып. 6. Экспресс-информация. Инд. 64 920. М., 1990.С.21−34.
  140. С. А. Инновационная сущность новой парадигмы образования. /Актуальные проблемы развития высшей школы. Межвузовский сб. тезисов. СПб., 2000. с. 103−105.
  141. С. А. Игры учащихся феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.240с.
  142. К. История педагогики. Изд. 3-е, М., 1881.287с.
  143. В. И. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе освоения вариативных педагогических технологий. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1996.19с.
  144. . П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии/Теория эстетического воспитания: сб. науч.трудов. Вып.3.м., 1975.с.24−38.
  145. M. Ю. Педагогические, учебные и детские музеи России. М.:Прсвещение, 1991.165с.
  146. В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. Самара.: Изд-во Сам. ГУ, 1995.332 с.
  147. П. М. Почему надо воспитывать чувства детей. M.: Прсвещение, 1964. 75с.
  148. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Европейский ин-т экспертов. СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. 693с.
  149. Knowles M.S. The Modern Practice of Audit Education. From Pedagogy to Andragogy. Chicago, 1980.p. 18−19.
  150. Museums Imagination and Education/ Museums and monumente. XY UNESCO. 1973.p.l8.
  151. Read H. Education through Art, New rev. Ed., L., Faber, 1958.328р.
  152. The Encyclopedic Dictionary of Psychology. The Dushkin Publishing Group. Ohio: Terry. F. Pettijohn, 1991. 198 p.
Заполнить форму текущей работой