Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: На примере подготовки будущих педагогов
Диссертация
В ходе исследования удалось дополнить и уточнить определение общекультурной компетентности, предложить ее трехкомпонентную модель. Общекультурная компетентность определяется нами как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Характеристика культуры как категории педагогики
- 1. 2. Компетентностный подход в научно-теоретической литературе
- 1. 3. Общекультурная компетентность как предмет педагогического исследования
- ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И
- ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
- 2. 1. Традиционные пути, приемы, методы развития общекультурной компетентности
- 2. 2. Музейная педагогика и ее образовательные возможности
- 2. 3. Экспериментальная технология развития общекультурной компетентности средствами музейной педагогики
- ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
- 3. 1. Этапы проведения и методическое обеспечение экспериментального исследования
- 3. 2. Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования
Список литературы
- Агапов И. Г. Теоретические основы обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе. Автореф. дис. д-ра пед.наук. наук. М., 2001.21с.
- Андронова Н. В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя. Автореф. дис. канд. псих. наук. Казань, 2002. 19с.
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.164с.
- Аринушкина A.B. Управление процессом развития интеллектуально-корпоративной компетентности.//Альма Матер / Вестник высшей школы. № 7, 2002. с.57−60.
- Байденко В. И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 296 с.
- Баранникова С. А. Рабочие программы или куррикумы. // Стандарты и мониторинг в образовании. № 1, 2002. с. 32−40.
- Баранова З.Я. Формирование проектировочных умений студентов университета в процессе педагогической практики. Автореф. дис.канд. пед. наук, Ижевск, 1997.19с.
- Бартрам Н. Д. Музей игрушки: об игрушках, кукольном театре, начатках труда и знаний и о книге для ребенка. Л. 1928.56с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.- 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979.318 с.
- Бедерханова В.П. Обучающие игры как «активный» метод подготовки студентов к воспитательной работе. //Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации.: Сб.науч.тр./ Отв.ред.А. А. Бодалев. М., 1987. С.35−40
- Бездухов В. П. Гуманистическая направленность учителя как система ценностных ориентаций//Развитие творческих и коммуникативных способностей личности.-Самара: Изд-во СамГПУ, 1996.С.З-11.
- Бездухов В. П. Гуманистическая направленность учителя. Самара-СПб.: Изд-во Сам ГПУ, 1997. 172с.
- Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.:Республика, 1994. 480с.
- Берн Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб.: Лениздат, 1992. 190с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989.230с.
- Библер В. С. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии, № 6, 1989. с.34−41.
- Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в 21 век. М.: Политиздат, 1991. 412 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учеб. Пособие./Авт.-сост. Б. М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. 575с.
- Боголюбова Е. В. Культура и общество. М.: Наука, 1978. 137с.
- Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования.// Педагогика, № 4, 1997. с. 11−17.
- Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания.//Педагогика, № 4, 1995. с.29−36.
- Бордовский Г. А., Радионова И. Ф., Козырев В. А. Инновации в системе высшего педагогического образования: состояние и перспективы//Инновации в российском образовании. Высшее проф. образованием.: Изд-во МГУП, 1999. с.26−38.
- Браже Т. К. Из опыта развития общей культуры учителя./ЯТедагогика, № 2. 1993. с.70−75.
- Ванслова Е.Г. Музейная педагогика.//Воспитание школьников, № 5, 2000. с27−42.
- Варданян Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога). Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. 38с.
- Вентцель К. Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М., 1993.318с.
- Верб М. А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя//Проблемы эстетического образования и воспитания студентов педагогических институтов/Отв. ред. В. В. Кукшанов. Свердловск, 1981. с.3−10.
- Вишина Г. В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования. Дис.канд. пед. наук. Липецк, 1999. 202с.
- Волчкова М. А. Педагогические условия развития творческих способностей детей в музейно-усадебной микросреде. Дис.канд. пед. наук.: Тула, 2002.182с.
- Ворожцова И. Б. Культурологическая основа личностно-позиционно-деятельностной модели обучения.Ижевск.: Изд. дом «Удмуртский университет», 2000.49с.
- Ворожцова И. Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. Ижевск.: Изд. дом «Удмуртский университет», 2000.52с.
- Воспитание на пороге 21 века: реалии и перспективы/ Под ред.Г.Д.Кузнецова). М.: Новая школа, 1998. 39с.
- Генисарецкий A.B. Образ жизни образ среды// Декоративное искусство. № 9. 1984. с 17−24.
- Гершунский Б. Г. Философия образования для XXI века. М.: Смысл, 1997. 128с.
- Гнедовский М. Б. Музей в системе непрерывного образования.//"Музейное дело и охрана памятников". Вып. 1. Экспресс-информация. Инд.64 920.М., 1990. с11−19.
- Голубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.160с.
- Григорьева-Голубева В. А. Становление гуманистических ценностей педагога (в аспекте языковой личности). Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2002.23с.
- Грусман В. М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев. Дис.канд. пед. наук. СПб., 2001. 190с.
- Гудкова С. А. Проектирование и реализация технологии формирования профессиональной компетентности прграммистов при обучении иностранному языку в колледже. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Тольятти, 2002.19с.
- Дериглазова Р. Б. Формирование коммуникативной компетентности педагога-психолога (на примере обучения студентов психологов для работы с девиантными подростками). Автореф. дис.канд. пед. наук. Ижевск, 2002.18с.
- Добудько А. В. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: структура, содержание, принципы формирования. Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2000. 19с.
- Долинина И. Г. Концептуальная модель и практика формирования политической культуры. Дис. канд. пед. наук. Ижевск, 2002.182с.
- Ешич М. Б. Культура в системе общества./ Культура в общественной системе социализма: Сборник научных трудов. М.: МГУ, 1984. с.24−45.
- Жуков Р. Ф. Пути развития активных методов обучения в университете. //Сб. науч. тр. «Технология акмеологических методов обучения»./ Отв. ред. Р. Ф. Жуков. СПб.: СПбГИЭУ, 2001.160с.
- Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.учеб.заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 208с.
- Загвязинский В. И. О современной трактовке дидактических принципов. //Советская педагогика. № 10 М., 1978. с.24−41.
- Зеленко А.У. Детские музеи в Северной Америке. М.: Работник просвещения, 1926. 74с.
- Зеленко А.У. Школьные музеи.//Сб. «Для народного учителя.» № 20. М., 1908.42с.
- Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. М.: Мысль, 1980. 74с.
- Игры обучение, тренинг, досуг./Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994. 368с.
- Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. /Редактор-составитель В. П. Шестаков. М.:Искусство, 1969. 272с.
- Каган М. С. Музей в системе культуры.//Вопросы искусствознания. № 4. 1994. с. 16−31.
- Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416с.
- Казанский О. А. Педагогика как любовь. М.:Роспедагенство, 1996.133с.
- Карцев М.И. Психологические аспекты совершенствования музейной экспозиции//Сб."Научное проектирование экспозиции". М., 1981. с.34−46.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссий (Анализ зарубежного опыта.) Рига.: Педагогический центр «Эксперимент, 1998.176с.
- Кларин М. В. Педагогические технологии в учебном процессе.//Серия педагогика и психология. № 6,1989. 51с.
- Клике P.P. «Художественное проектирование экспозиции». М.: Мир, 1978. 84с.
- Конасова Н. Ю. «Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школы». СПб., 2000.42с.
- Концепция образованности: теоретические основы формирования регионального компонента учебных пособий. Методич. пособие/Под ред. О. Е. Лебедева. СПб.:СПГУПМ, 1997. 34с.
- Краевский Методология педагогического исследования: Пособ. для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. 165с.
- Краснова Т.И. Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры. Автореф. дис.канд. пед. наук.: Оренбург, 2001. 23с.
- Крылова Н. Б. Введение в круг культурологических проблем образования//Новые ценности образования. Вып.4,М., 1996. с. 132−152.
- Крылова Н. Б. Социокультурный контекст образования. // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2, М., 1995.С.98−119.
- Кульчинская Н. А. Опыт развития детского художественного восприятия.//Эстетическое воспитание. Вып. 5. М., 1990.С.7−29.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М.: Просвещение, 1986. 369с.
- Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989.112с.
- Лебедев О. Е. Демократическая школа в Петербурге. Проблемы управлеия развитием региональной образовательной системы. СПб.: ЦПИ, 1996.64с.
- Лебедев О. Е. Российская школа: время перемен. Вестник ОИРШ. СПб.:СПГУПМ, 2000. 46с.
- Лебедев О. Е., Неупокоева Н. И. Цели и результаты школьного образования: методические рекомендации. СПб.:СПГУПМ, 2001. 52с.
- Леднев В. С. Содержание образования. М.: Просвещение, 1989. 186с.
- Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Политиздат, 1992. 124с.
- Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. // Педагогика. № 10, 2001. с. 56−61.
- Макарова Е. Г. В начале было детство (Записки педагога). М.:Педагогика, 1990. 202с.
- Мамардашвили М. Наука и культура./Сб. Методологические проблемы историко-научных исследований. М.: Наука, 1982. С.28−46.
- Манько Н. Н. Технологическая компетентность педагога.// Шк. технологии. № 5, 2002. с.33−40.
- Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Медведева Е. Б. Становление музейной педагогики в Германии и России. Дис.канд. ист. наук.: М., 1999. 193с.
- Менсфилд Б. Что такое Профессиональные стандарты и Национальные профессиональные квалификации Великобритании. Доклад Prime Rersearch and Development ltd., 1998 г. 28 с.
- Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения./Пер. с англ. и ком. Ю. А. Асеева. Отв. ред. И. С. Кон. М.: Наука, 1988. 429 с.
- Моль А. Социодинамика культуры. М.: Политиздат, 1973. 86с.
- Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Пед. об-во России, 2001.320с.
- Муреева С. В. Развитие межкультурной компетенции будущих юристов при изучении классической латыни. Автореф. дис.канд. пед.наук.: Саратов. 2001.25с.
- Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 255с.
- Новорусский М. В. Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе. Сост. Н. Н. Бахтин и др. М., 1911.38с.
- Новые педагогические и информационные технологиив системе образования./под ред. Е. С. Полат. М.:Изд. Центр «Академия», 1999 г.224с.
- Образование XXI века. Проблемы повышения квалификации работников образования.// Тез. Докл. Межд. Конф-ции. Минск: ИПК образования, 1993.238с.
- Образовательная деятельность художественного музея//Труды Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики. Вып.4. СПб., 1995.68с.
- Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования. http://fio.Ifmo.Ru/archive/group20/c2wu3/Fr. Kniga/ch 00. htm
- Организация работ над музейной экспозицией. Метод, указания. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1986. 28с.
- Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 287с.
- Основы эстетического воспитания ./Под ред. И. А. Кушаева. М.?Искусство, 1986. 238с.
- Отчет о НИР по проекту целевой комплексной программы «Госстандарт в системе непрерывного образования» федеральной программы «Развитие образования в России». Рук. Г. А. Бордовский, науч. рук. Н. Ф. Радионова. СПб., 1999.87с.
- Педагогика.:Учеб.пособие для студентов педвузов и педколледжей./Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Роспедагенство, 1996.602с.
- Петров А. А. Общекультурная компетенция учителя и ее влияние на успешность педагогической деятельности. Дис.канд. пед. наук.: Пенза, 1999 г. 180с.
- Подласый И. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. 432с.
- Поморцева Н. В. Педагогические условия формирования культурологической компетенции учащихся в системе интегрированного обучения. Автореф. дис.канд. пед. наук.:Шуя, 2002. 24с.
- Попова Т. В. Педагогические условия формирования дидактической культуры учителя начальной школы. Дис. канд. пед. наук. Ижевск, 2002.178с.
- Проблемы модернизации школьного образования / Сост. О. Е. Лебедев. Вестник ОИРШ, СПб, № 1, январь 2001.32с.
- Проблемы эстетического воспитания подростков// Сборник научно-методических статей/ Под ред.Л. В. Богомоловой и др. М.: Новая школа, 1994.58с.
- Радионова Н. Ф. Тряпицына А. П. Гуманитарный подход к оценке образованности обучающихся//Проблемы гуманитаризации образования. СПб.:РГПУ, 1999.33с.
- Разгон А. М. Музееведение, программа курса. М.:Высшая школа, 1988.16с.
- Расширение образовательного пространства. //Образовательные программы/ Под ред. Лебедева О. Е. СПб., 1999. с50−60.
- Розов Н. С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе).М.:Новая школа, 1993.186с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт./Гл.ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.т.1.с.597−600.
- Рыбасова. Ю. Ю. Общекультурная подготовка студентов технического вуза. Дис.канд. пед. наук.: Казань, 1996 г.-184с.
- Рыданова И. И. Основы педагогики общения. МН.:Беларуская навука. 1998.319с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности./Под ред. В. А. Ядова. Л.:Наука, 1979. с208−209.
- Седов В. А. Педагогические возможности диалога в образовательном процессе. Автореф. дис.канд.пед. наук. СПб.2002.21с.
- Селевко Г. Ю. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1988.216с.
- Сериков Г. Н. Образование. Аспекты системного отражения. Курган, 1997. 84с.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.:Изд-во социально-психологического центра, 1996. 351с.
- Словарь психолога-практика/ Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Харвест, 2001. С.776−782.
- Смолянинова О. Г. Формирование информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедийных технологий.//Информатика и образование. № 9. 2002. с. 116−119.
- Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1995.511с.
- Соколова М. В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: Дис.канд. пед. наук. Ярославль, 2000.170с.
- Социальные функции искусства и его видов/ Под ред. А. А. Корегина). М.: Наука, 1980. 43 с.
- Столяров Б. А., Бойко А. Г. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия. СПб., 1995.37с.
- Столяров Б. А. Музейная педагогика история и современность //Народное образование, № 5, 2001. с.177−182.
- Столяров Б. А., Бойко А. Г., Рева Н. Д. Основы музейной педагогики.: Учебный курс. СПб., 1996 г. 128с.
- Столяров Б.А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея. Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1999 г. 387с.
- Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников. // Школьные технологии. № 5, 2002. с. 42−45.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования./ Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Просвещение, 1983. 254с.
- Технология акмеологических методов обучения.// Сб. науч. трудов/отв. ред. Жуков Р. Ф. СПб.: СПбГИЭУ, 2000. 160с.
- Трофимова Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых. Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2000 г. 43с.
- Трофимова Г. С. Основы педагогической коммуникативной компетентности: Учеб. пособие. Ижевск.: Изд-во Удмуртского ун-та, 1994.76с.
- Трофимова Г. С. Структура педагогической коммуникативной компетентности (Методологический аспект): Монография. 2-е изд., испр. и доп. Ижевск.: Купол, 2000. 90с.
- Уласевич С. Н. Управление качеством развития образовательной компетентности школьников. М.: Изд-во МИГУ, 2000. 22с.
- Учебные пособия: расширение образовательного пространства учащихся//Проблемы формирования регионального комплекта учебных пособий/ Под ред. О. Е. Лебедева. СПб.: ЦПИ, 1999.С.27−44.
- Федоров И. Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения./Общ. Ред. А. В. Гулыга.М.: Мысль, 1982. с 575−606.
- Фрумин И. Д. Компетентностный подход в образовании/Материалы X Всероссийской конференции «Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах». Красноярск.: Изд-во КрГУ, 2003. с24−36.
- Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Интеллектуальное воспитание личности.//Педагогика, № 1, 1998. с. 54−58.
- Хуторской A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 320с.
- Хуторской A.B. Школа творчества. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996.147с.
- Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. Пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.437с.
- Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод, пособие. М.: Нар. Образование, 1996. 93с .
- Чошанов М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения.//Педагогика. № 2, 1997.С.21−29.
- Чумалова Т. В. Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики. Дис.канд. пед. наук.М., 1995.176с.
- Шапованенко И.В. Ребенок в музее: психолого-педагогические аспекты работы с детьми// «Музейное дело и охрана памятников», вып. 6. Экспресс-информация. Инд. 64 920. М., 1990.С.21−34.
- Шаронова С. А. Инновационная сущность новой парадигмы образования. /Актуальные проблемы развития высшей школы. Межвузовский сб. тезисов. СПб., 2000. с. 103−105.
- Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.240с.
- Шмидт К. История педагогики. Изд. 3-е, М., 1881.287с.
- Юдин В. И. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе освоения вариативных педагогических технологий. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1996.19с.
- Юсов Б. П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии/Теория эстетического воспитания: сб. науч.трудов. Вып.3.м., 1975.с.24−38.
- Юхневич M. Ю. Педагогические, учебные и детские музеи России. М.:Прсвещение, 1991.165с.
- Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. Самара.: Изд-во Сам. ГУ, 1995.332 с.
- Якобсон П. М. Почему надо воспитывать чувства детей. M.: Прсвещение, 1964. 75с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Европейский ин-т экспертов. СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. 693с.
- Knowles M.S. The Modern Practice of Audit Education. From Pedagogy to Andragogy. Chicago, 1980.p. 18−19.
- Museums Imagination and Education/ Museums and monumente. XY UNESCO. 1973.p.l8.
- Read H. Education through Art, New rev. Ed., L., Faber, 1958.328р.
- The Encyclopedic Dictionary of Psychology. The Dushkin Publishing Group. Ohio: Terry. F. Pettijohn, 1991. 198 p.