Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Приобщение студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Модель приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре при изучении иностранного языка, направленная на освоение общечеловеческих и культурных ценностей, на развитие культурной эрудиции и творческих способностей студентов. Модель состоит из целевого, содержательного и процессуального компонентов, включающих цель (]приобщение студентов технических учебных заведений к мировой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка
    • 1. 1. Мировая культура в системе общечеловеческих связей и ценностей
    • 1. 2. Культуросообразность образования в современном развитии технической школы
    • 1. 3. Обучение иностранному языку как способ приобщения студентов к мировой культуре
    • 1. 4. Модель приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Экспериментальное исследование процесса приобщения студентов к мировой культуре на занятиях по иностранному языку
    • 2. 1. Характеристика исходного уровня приобщения студентов к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка
    • 2. 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Приобщение студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. В наши дни проблема сохранения и развития культуры, духовных ценностей, созданных народами в течение веков, выступает как одна из важнейших задач, как глобальная проблема. Прогрессивные силы мира, в том числе и педагогическая общественность, не могут не думать о долговременных психологических и нравственных последствиях для молодёжи нынешней практики пропаганды низкопробной кассовой культуры, различных культов, нравов преступного мира, насилия, низменных инстинктов человека. Нельзя не согласиться с теми прогрессивными деятелями культуры, которые считают, что лучшая форма борьбы с бездуховностью — это противопоставление ей подлинной духовности, истинной культуры.

Современный мир характеризуется всё более тесным объединением народов и государств по различным параметрам (экономическим, политическим, военным, географическим). В этой ситуации необходима гармонизация, согласование деятельности людей, их позиций, ценностей, взглядов. Средством такого согласования служит диалог. Культура является реальной основой для ведения диалога между людьми и социальными группами с существенно различающимися позициями. Плодотворным может считаться такой диалог, который ориентирован на общечеловеческие ценности. В современном обществе данное обстоятельство приобретает исключительную актуальность, ибо от того, приведёт диалог к взаимопониманию или нет, зависит будущее человечества. Поэтому неудивительно, что сейчас впервые в истории общечеловеческие, морально-этические нормы ложатся в основу политического мышления. В этом контексте исключительное значение приобретает мировая культура с её общечеловеческими ценностями, которые гарантируют успех диалога.

Учитывая быстро изменяющиеся социально-экономические условия информационного общества и современные тенденции гуманитаризации и интернационализации образования, своевременно ставится вопрос о приобщении человека к мировой культуре. Под приобщением к мировой культуре мы понимаем процесс и результат познания и освоения личностью системы общечеловеческих ценностей, достижений мировой культуры, традиций и устоев разных народов, стремление к единению и взаимообогащению национальных культур. Перед системой образования встаёт задача подготовки студентов к культурному, профессиональному и личностному общению с представителями стран с иным общественным устройством, иными социальными традициями, языковой и общей культурой. В результате всё большее значение приобретает обращение к проблеме изучения в совокупности иностранного языка и культуры. Использование иностранного языка как способа постижения мира специальных знаний, приобщение к культуре различных народов, диалог культур — все эти идеи билингвального образования имеют большое значение для российской технической школы, которая осваивает гуманистическую парадигму образования и делает ставку на подготовку специалиста, способного ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах и активно реализовывать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности. Анализ научно-методической литературы, опыт практической деятельности показывают, что существующие системы языковой подготовки студентов технических учебных заведений в целом не отвечают современным требованиям. Недостаточная разработанность содержания учебного материала препятствует реализации образовательного и воспитательного потенциала предмета, формированию уважительного отношения к духовным ценностям других стран и народов, а также достижению практической цели — обучению иноязычному общениютексты, написанные 15−20 лет назад, не способствуют повышению культурного уровня будущего специалиста. Не разработаны модель и технологии изучения иностранного языка и культурных ценностей в совокупности.

Опыт практической деятельности, исследование проблемы показывают, что обучение студентов технических учебных заведений иностранному языку по традиционным репродуктивным методам, в основе которых лежит знаниевый подход (получение готовых знаний), не стимулирует интеллектуальное и эмоциональное развитие личности студента и не развивает у него способностей к социальному взаимодействию.

Анализ научно-педагогических исследований и практика гуманитарной подготовки в техническом образовании показывают недостаточную разработанность теоретических основ освоения будущими специалистами достижений мировой культуры в процессе языковой подготовки. Новые задачи нашего времени: разработка эффективных механизмов интеграции российских вузов в международную образовательную систему, расширение направлений профессиональной подготовки и переход многих вузов страны на многоуровневую структуру получения образования, качественная подготовка выпускников к международному профессиональному общению обусловили необходимость пересмотра стратегии языковой и коммуникативной политики в неязыковом вузе и не могли не отразиться на организации гуманитарной подготовки студентов, ее содержательной стороны.

Таким образом, заказ современного общества и повышенные требования к культурной подготовке специалистовнедостаточная разработанность учебно-методической литературы и научно-методического обеспечения, направленного на приобщение студентов к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка в техническом учебном заведениивозрастающая роль иностранного языка для общения, взаимопонимания и осуществления профессиональной деятельности обусловили актуальность исследования.

На основе анализа актуальности и состояния изученности проблемы выявлены противоречия между:

— потребностями общества в специалистах, владеющих иностранным языком как средством приобщения к культурам народов мира, и ограниченными возможностями сложившейся системы профессионального образования в удовлетворении этих потребностей;

— потребностью в исследовании теоретических основ приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка и недостаточной изученностью и разработанностью этой проблемы в педагогическом наследии, теории и практике обучения и воспитания;

— необходимостью конструирования содержания обучения как фактора организации целенаправленного творческого изучения языков и культур, внедрения обучающих и развивающих технологий и существующей методикой обучения иностранному языку в техническом учебном заведении;

— необходимостью повышения требований к профессиональной подготовке студентов технических учебных заведений как специалистов инженерии, владеющих иностранным языком и основами национальной культуры народа, носителя изучаемого языка, и недостатком научно-методической литературы для технических учебных заведений, разработанных технологий и методик по приобщению студентов к мировой культуре и овладению иностранным языком.

На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске и определении эффективных способов и механизмов приобщения студентов к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка, а также тема исследования — «Приобщение студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка.

Объект исследования: процесс приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре.

Предмет исследования: приобщение студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка.

Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:

— приобщение студентов технических учебных заведений к мировой культуре следует рассматривать как процесс усвоения общечеловеческих ценностей, культурных достижений, традиций и устоев разных народов;

— изучение иностранного языка, вероятно, послужит углубленному проникновению в основы мировой культуры, если:

• будет разработана модель приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка, состоящая из целевого, содержательного и процессуального компонентов;

• содержание обучения иностранному языку студентов технических учебных заведений будет дополнено введением разработанного культурного блока, содержащего материалы, которые несут общечеловеческие ценности и высшие гуманистические идеи, составляющие основу мировой культуры;

• будут определены критерии и уровни эффективности приобщения студентов к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка посредством анализа философско-историко-педагогической, этнографической, психологической, лингвистической, научно-методической литературы по проблеме исследования. ^.

2. Спроектировать, обосновать и экспериментально проверить модель приобщения студентов к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка.

3. Разработать и апробировать научно обоснованную программу обучения иностранному языку, предусматривающую включение в нее дополнительного культурного блока с гуманистической направленностью.

4. Выявить критерии и уровни эффективности приобщения студентов к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка.

Методологическую основу исследования составляют: на философском уровне — концепция о взаимосвязи природных, культурных, национальных, языковых, художественных элементов нашего мира (В.И. Вернадский, B.C. Соловьёв, JI.H. Толстой, К.Э. Циолковский) и диалоговая концепция М.М.Бахтина-В.С.Библерана психолого-педагогическом уровне — культурологический и субъектно-деятельностный подходы к образовательному процессу. Существенное значение в концептуальном плане имеют положения об общечеловеческих ценностях, о взаимосвязи национального, межнационального и общечеловеческого (И.В. Бестужев-Лада, М. И. Богомолова, Г. Н. Волков Б.С. Гершунский, JI.H. Гумилёв, С.В. Лурье);

— социально-философские основы описаний культурно-языковых сообществ (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, О. Г. Полякова, К. Леви — Стросс, М. Хайдеггер, И. Хейзинга);

— основные положения гуманистической психологии о самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, С. Френе).

Теоретическую основу исследования составляют научно-теоретические принципы и положения:

— о гуманизации и гуманитаризации общего и технического образования (Ю.А. Афанасьев, Г. В. Мухаметзянова, З. Г. Нигматов, Н. Д. Никандров, Ю. В. Рождественский, P.M. Петрунева, Ю.В. Сенько);

— современные положения ценностной проблематики (Б.Г. Галимбекова, Б. Г. Мосалев, Н. Н. Никитина, Е. С. Сироткина, Н.О. Фомина);

— исследования по коммуникативной деятельности и коммуникативным качествам личности (Б.Г. Ананьев, М. М. Бахтин, М. С. Каган, А.В.Мудрик);

— психолого-педагогические основы создания и применения игр в учебно-воспитательном процессе вуза (А.А.Вербицкий, Ю. Н. Кулюткин, П. И. Пидкасистый, Г. С.Сухобская);

— современные концепции применения педагогических технологий в процессе обучения (В.П. Беспалько, В. А. Сластенин, М. В. Кларин, Н.Д. Талызина);

— исследования в области двуязычного образования (В.М. Барсук, М. И. Богомолова, У. Ф. Маккей, М. Сигуан, А.К. Ширин);

— современные положения по национальному и межнациональному воспитанию (М.И. Богомолова, Р. А. Валеева, А. Н. Джуринский, З.И. Равкин);

— современные исследования в области поликультурного образования (Е.В. Бондаревская, Л. Г. Веденина, Г. Д. Дмитриев, В.Н. Сажин);

— исследования по теории и методике обучения иностранному языку в полисенсорной среде (Н.М. Ачкасова, И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Г. А. Китайгородская, Г. Лозанов, Н. Ф. Орлова, Е.И. Пассов);

— культуроведческие подходы к обучению иностранному языку (М. Байрам, Е. М. Верещагин, Ж. Л. Витлин, Е. А. Галочкина, В. Г. Костомаров, Р.К. Миньяр-Белоручев, О. Г. Оберемко, В. В. Сафонова, С.Г. Тер-Минасова).

Методы исследования. Из числа теоретических методов использовался метод теоретического анализа и синтеза: анализ философской, историко-педагогической, психологической, этнографической, научно-методической литературысравнительно-сопоставительный анализ фактов, документов, теоретических взглядов педагогованализ и обобщение собственного педагогического опыта подготовки специалистов, моделирование.

Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, изучение творческих продуктов деятельности студентов, изучение и обобщение преподавательской работы, педагогический эксперимент и статистико-математические методы обработки данных.

Организация, база и основные этапы исследования.

Исследование выполнено на базе Камской государственной инженерно-экономической академии (ИНЭКА) и профессионального лицея № 64.

Первый этап (2001;2002 гг.) — констатирующий — включал изучение и анализ основной научной литературы по теме исследования, в ходе которого была проанализирована проблема поиска способов приобщения студентов к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, выдвинута гипотеза исследования.

Второй этап (2002;2003 гг.) — поисковый — состоял в анализе содержания, форм и методов обучения, образовательных программ, учебнотематических плановв моделировании опытно-экспериментальной работыв уточнении общей гипотезы.

Третий этап (2003;2004 гг.) — формирующий — был посвящен организации и проведению опытно-экспериментальной работы, по введению в содержание обучения дополнительного культурного блока посредством внедрения диалогической модели обучения. Проводилась первичная обработка экспериментальных данных.

Четвёртый этап (2004;2005 гг.) — обобщающий — был направлен на анализ результатов опытно-экспериментальной работы, обобщение, систематизацию и интерпретацию полученных данных, окончательное оформление текста и выводов диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём:

• разработаны теоретические основы приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка как важного аспекта национального и межнационального воспитания;

• спроектирована модель образовательного процесса приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре, открывающая новые перспективы в организации в будущем билингвального англоязычного обучения в технических учебных заведениях;

• введен дополнительный программный блок с гуманистической направленностью, с приоритетом общечеловеческих ценностей, что является важным аспектом в содержании обучения иностранному языку. Научно обоснован подход к отбору содержания знаний о достижениях материальной и духовной культуры, исторической памяти, образах жизни, социальных институтах, нормах обращения, образцах поведения, речевом этикете, ценностных ориентациях, которыми руководствуется человек, традициях и обычаях разных народов в пределах блока;

• определены критерии, показатели и уровни эффективности приобщения студентов к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка;

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— вносится вклад в разработку теоретических основ процесса усвоения общечеловеческих ценностей, достижений мировой культуры, культурных традиций и устоев разных народов при изучении иностранного языка;

— предлагается авторское уточнение и интерпретации ключевых понятий исследования: «мировая культура», «приобщение к мировой культуре»;

— определены принципы (природои культуросообразности, диалогичности, научности, проблемности и творческой активности, художественности, функциональности и социокультурной наглядности, аутентичности материала и учёта родного языка) и основное содержание процесса приобщения студентов к мировой культуре;

— выявлены педагогические условия приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка (субъектно-деятельностный подход к обучениюкоммуникативно-творческая направленность учебного процессавключение в содержание образовательного процесса культурных универсалийразвитие интереса к творческому познанию языка и культурыоптимизация языкового материала в плане информативности, компактности, аутентичности).

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

— в образовательный процесс включен дополнительный культурный блок с гуманистической направленностью, обеспечивающий совершенствование процесса творческого познания культурных источников при изучении языка и формирующий у студентов позитивное отношение к общечеловеческим ценностям, лежащим в основе мировой культуры;

— разработана и внедрена программа «Полилог языка и культур», направленная на изучение английского языка как средства межкультурной коммуникации и познания мировой культуры;

— систематизированы формы проведения занятий по иностранному языку в техническом учебном заведении;

— предложены конкретные методические рекомендации практической работы с песнями, стихами, пословицами, поговоркамиразработаны творческие задания и лексико-грамматические упражнения, а также методика проведения конкурсов и викторин, обеспечивающие совершенствование подготовки преподавателей высших и средних технических учебных заведенийсоставлен сборник текстов песен-супершлягеров и аудиоприложение для использования на занятиях и дополнительных курсах по изучению английского языка;

— разработан диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности интереса к творческому изучению иностранного языка как средству приобщения к мировой культуре (опросник «ТОП»), Достоверность и обоснованность научных результатов, полученных в процессе исследования, обусловлена исходными методологическими позициями, положениями фундаментальных работ отечественных и зарубежных учёных, комплексным применением методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачамподтверждена целенаправленным анализом педагогической практики, результатами экспериментальной работы и личным участием автора в работе по апробации образовательной программы по английскому языку для студентов технических вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась параллельно с его ходом на всех этапах опытно-экспериментальной работы. Основные положения исследования представлены на международной научно-практической конференции «Языковая подготовка студентов вузов и других образовательных заведений» в Камской инженерно-экономической академии (Набережные Челны, 1999 г.), на республиканской научно-практической конференции «Содержание и технологии профессиональной подготовки специалистов в России и за рубежом» (Казань, 2003 г.), на научно-практической конференции «Наука и практика. Диалоги нового века» (Набережные Челны, 2003 г.) на российско-белорусской научно-теоретической конференции «Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог» (Киров, 2003 г.), на республиканской научно-практической конференции.

Стимулирование мотивации творческого развития личности: психолого-педагогические аспекты" в Набережночелнинском педагогическом институте (Набережные Челны, 2004 г.). Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры иностранных языков ИНЭКА и кафедры педагогики и психологии Елабужского государственного педагогического университета. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Камской государственной инженерно-экономической академии и профессионального лицея № 64 г. Набережные Челны, а также изложены в двенадцати публикациях соискателя.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Приобщение студентов к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка рассматривается как одно из условий общекультурной и профессиональной подготовки специалистов в технических учебных заведениях.

2. Модель приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре при изучении иностранного языка, направленная на освоение общечеловеческих и культурных ценностей, на развитие культурной эрудиции и творческих способностей студентов. Модель состоит из целевого, содержательного и процессуального компонентов, включающих цель (]приобщение студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка), задачи (развивать творческий интерес к изучению иностранного языка как средству приобщения студентов к мировой культуреобогащать знания и формировать целостное представление о мировой культуреформировать позитивное отношение к общечеловеческим духовным ценностям, лежащим в основе мировой культурывоспитывать yeaoicenue и гуманистическое отношение к представителям иного народа и его культуре), содержание предмета и его культурный потенциал (знания о достижениях материальной и духовной культуры, исторической памяти, образов, стилей жизни и т. д.), комплекс методов (информационно-рецептивные, эвристические, проблемно-творческие и активные методы), форм {дискуссионные, оценочно-состязательные, игровые) и средств учебной деятельности {радио и телетекстыгазетные и журнальные статьилитературные тексты, средства народной педагогики и т. д.), принципы, на которых базируется процесс приобщения к мировой культуре {природои кулътуросообразности, диалогичности, научности, проблемности и творческой активности, наглядности, художественности, аутентичности, учёта специфики родного языка и своей национальной культуры), педагогические условия {субъектно-деятельностный подход к обучению иностранным языкамкоммуникативно-творческая направленность учебного процессавключение в содержание образовательного процесса культурных универсалийразвитие интереса к творческому познанию языка и культурыоптимизация языкового материала в плане информативности, компактности, аутентичности), способствующие достижению целей и созданию гуманистической образовательной среды в процессе языковой подготовки студентов и результат {высокий уровень культурной эрудицииустойчиво-позитивное отношение к общечеловеческим ценностям и т. д.).

3. Дополнительный культурный блок с гуманистической направленностью, введенный в программу обучения «Полилог языка и культур». Научно обоснованный подход к отбору тематики и материалов, отражающих общечеловеческие ценности и достижения мировой культуры: сведения о выдающихся людях-гуманистах, научно-технических достижениях, о культурных ценностях Великобритании, России и других стран, об античной культуресредства народной педагогики (пословицы, поговорки, цитаты известных людей) и музыкально-художественного компонент (рассказы, песни, стихи) — аутентичные текстовые, аудиои видеоматериалы для изучения социокультурных фактов, реалий и явлений и лексико-грамматических структур, способствующие повышению общекультурного уровня студентов технических учебных заведений и принятию изучения иностранного языка на личностно-ценностном смысловом уровне, обеспечивая достижение практической цели, а именно, овладение языком как средством коммуникации.

4. Критерии, отражающие эффективность процесса приобщения к мировой культуре (ориентация на общечеловеческие ценности, лежащие в основе мировой культуры, гуманистическое отношение к представителям иного народа и его культуре, наличие культурной эрудиции, интерес к творческому изучению иностранного языка как средству приобщения к мировой культуре). Показатели {представления об общечеловеческих цешюстях и позитивное отношение к ним, принятие общечеловеческих ценностей, следование ценностям, принятым в мировом сообществе, уважение к людям другой национальности, понимание и принятие другой культуры и т. д.), по наличию и совокупности которых определены уровни эффективности приобщения студентов к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка (низкий, средний, высокий).

Структура и объём исследовательской работы. Диссертация объемом 249 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 248 наименований (из них 7 на иностранном языке) и 11 приложений. Текст иллюстрируют 17 таблиц, 8 рисунков.

Выводы по второй главе.

1. Опираясь на теоретико-методологические исследования, опыт практической деятельности, исходя из цели научной работы и сути таких понятий как «мировая культура» и «приобщение к мировой культуре», мы определили органически взаимосвязанные и взаимообусловленные критерии эффективности приобщения студентов технический учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка (ориентация на общечеловеческие ценности, гуманистическое отношение к представителям иного народа и его культуре, наличие культурной эрудиции, интерес к творческому изучению иностранного языка как средству приобщения к мировой культуре), что явилось важным основанием для проведения педагогического эксперимента по апробированию модели. Каждому из представленных критериев соответствовали определенные показатели, по наличию и совокупности которых можно было судить об уровнях эффективности приобщения студентов к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка: низком, среднем и высоком.

2. Оценка современного состояния общекультурной подготовки студентов и их отношения к мировой культуре подтвердила актуальность проведения целенаправленной работы по приобщению будущих специалистов к мировой культуре.

3. Для определения исходного уровня приобщения к мировой культуре с опорой на выделенные в работе критерии и показатели использовалась специально разработанная диагностическая методика. По результатам проведенной диагностики была теоретически обоснована необходимость реализации модели приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре при изучении английского языка и внедрена обучающая и развивающая программа с дополнительным культурным блоком. Предлагаемый курс программы «Полилог языка и культур» носит коммуникативный, познавательно-творческий характер и представляет форму иноязычного общения между преподавателем и студентами, стимулируя студентов к активной познавательной и культуротворческой деятельности, развивая самостоятельность и личную ответственность за результат. 4. Обучение иностранному языку на основе диалогического взаимодействия, с учетом необходимых педагогических условий (субъектно-деятельностный подход к обучениюкоммуникативно-творческая направленность учебного процессавключение в содержание образовательного процесса культурных универсалийразвитие стимулов и интереса к творческому познанию языка и культурыоптимизация языкового материала в плане информативности, компактности, аутентичности) явилось наиболее эффективным и гуманным средством приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка, обеспечивая развитие у студентов творческой самостоятельности в поиске интересной познавательной информации и формирование мотивации на понимание другой культуры, на диалог, способствующий взаимообогащению культурными ценностями.

5. Использование аутентичных текстовых, аудио и видеоматериалов, отражающих особенности языка, быта, жизни, истории стран изучаемого языка, способствовало познанию и усвоению студентами ценностей мировой культуры. При обсуждении актуальных тем в обучающей и воспитательной функциях у студентов формировались умения и навыки языкового общения: умения отстаивать свою позицию, проявлять инициативу, устанавливать межличностные отношения. В игровой и дискуссионной форме студенты углубляли знания о культурах других народов, об окружающем мире, обращались к социально-политическим проблемам современности. Использование в процессе изучения английского языка общезначимых мелодий (супершлягеров), стихов, пословиц, поговорок оптимизировало языковой материал и обеспечивало эстетическое развитие студентов, являясь хорошим инструментом воспитания молодёжи. Подобранные по грамматическим и социокультурным аспектам, примеры классической и современной поэзии способствовали не только закреплению у студентов языковых навыков и более прочному усвоению грамматических структур, но и обогащали их духовный мир, обеспечивая реальное приобщение к мировой культуре. 6. Результаты комплексной диагностики по определению соответствия полученных данных критериям эффективности после проведения опытно-экспериментальной работы доказали успешность технологии приобщения студентов к мировой культуре, выстроенной в соответствии с моделью. В результате сравнительного анализа первичной и вторичной диагностики, математико-статистической обработки полученных данных были подтверждены, в основном, выдвинутая гипотеза и эффективность предложенной нами концепции приобщения студентов к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка.

Заключение

.

1. Выполненное диссертационное исследование направлено на изучение возможности организации обучения на основе поиска и определения способов эффективного приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения английского языка.

Исследование подтвердило гипотезу о том, что анализ развития теории и практики приобщения молодого поколения к мировой культуре в процессе изучения иностранного языкавыявление общей основы национальной и общечеловеческой культур, их взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащенияпризнание приоритета общечеловеческих духовных культурных ценностей при изучении иностранного языка в контексте диалога культур, исходя из принципа равноправия всех человеческих культурсоздание модели с педагогическими условиями, в которых личность может проявляться во всем своем многообразии и самоопределении, имеют определенное значение для современной педагогики и являются источником приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре.

Анализ научной, историко-педагогической литературы показал актуальность исследуемой проблемы и спектра вопросов, связанных с ее изучением на протяжении развития педагогической мысли, включающей в себя концепции поликультурного образования со времен Я. А. Коменского до наших дней. В современных условиях развития поликультурного общества эта проблема приобретает особую актуальность. Приобщение студентов к культурным ценностям народов становится неотъемлемой частью гуманитаризации образования. Именно посредством культуры осуществляется передача духовного опыта человечества, несущего в себе то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями, принятию позитивных достижений прошлого в современных условиях, в собственном опыте.

Необходимость обеспечивать в поликультурном обществе толерантное сосуществование больших и малых этносов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе политики образования.

2. Составной и необходимой частью поликультурного воспитания, приобщения к мировой культуре выступает проблема двуязычия, а именно необходимость овладения иностранным языком в процессе общекультурной и профессиональной подготовки. Двуязычное образование — наилучший вклад в укрепление взаимоотношений между всеми народами мира на международном и межгосударственном уровнях. В наш век, когда человечество входит в совокупную планетарную жизнь, сравнение того, что есть у нас, с тем, что есть в иных культурах, а стало быть и проблема выбора, становится ключевым вопросом взаимообогащения культурными ценностями разных народов. В условиях демократизации и интернационализации образования языки международного применения расширяют свои функции, они делаются всеобщими и обретают новый социально-лингвистический статус — мировые языки. Во многих странах вопросы двуязычия рассматриваются на государственном уровне. Использование иностранного языка как способа постижения мира специальных знаний, приобщение к культуре различных народов, диалог культур — все эти идеи билингвального образования имеют большое значение для российской технической школы, осваивающей гуманистическую парадигму образования. В нашем исследовании под приобщением к мировой культуре мы понимаем процесс и результат познания и освоения личностью системы общечеловеческих ценностей, достижений мировой культуры, традиций, устоев и обычаев разных народов, стремление к единению и взаимообогащению национальных культур. Современное состояние приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка ориентировано преимущественно на получение студентами готовых социокультурных сведений на основе традиционных форм и репродуктивных методов, что не в полной мере реализует воспитательный и образовательный потенциал иностранного языка как средства приобщения к мировой культуре.

3. Для эффективного овладения основами мировой культуры и иностранным языком в содержание обучения введен дополнительный культурный блок с гуманистической направленностью. Блок содержит аутентичные материалы, которые отражают гуманистические идеи и общечеловеческие и культурные ценности, раскрывают уникальные самобытные черты в культурах народов мира и общие элементы их обычаев и традиций, позволяющие жить в мире, согласии, терпимости. Процесс освоения общечеловеческих духовных ценностей, культурных традиций народов при изучении иностранного языка наиболее успешно протекает посредством использования музыкально-художественного компонента и средств народной педагогики (песен, стихов, рассказов, пословиц, поговорок, цитат известных людей), усиливающих дополнительный культурный блок ввиду своей художественной ценности.

4. Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, опыт практической деятельности, цель и задачи исследования, а также субъектно-деятельностный, социокультурный, коммуникативный подходы, положенные в основу изучения языка, позволили нам отобрать общепедагогические и частнометодические научно обоснованные принципы, отражающие построение системы изучения в совокупности иностранного языка и культуры, на которых базируется процесс приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре (природои культуросообразности, научности, диалогичности, проблемности и творческой активности, художественности, функциональности и социокультурной наглядности, аутентичности материала и учёта родного языка) — раскрыть адекватные средства освоения мировых культурных ценностей и показать их достоинствавыявить и создать необходимые педагогические условия приобщения студентов к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка (субъектно-деятельностный подход к обучениюкоммуникативно-творческая направленность учебного процессавключение в содержание образовательного процесса культурных универсалийразвитие стимулов и интереса к творческому познанию языка и культурыоптимизация языкового материала в плане информативности, компактности, аутентичности).

5. Разработанная модель приобщения студентов технических учебных заведений к мировой культуре при изучении иностранного языка базируется на системном, субъектно-деятельностном, социокультурном, коммуникативном подходах и включает в себя единство целевых, содержательных и процессуальных составляющих: цель, принципы, педагогические условия, деятельность преподавателя, коммуникативная, познавательная, творческая деятельность студента, а также содержание, средства, формы, методы познания культурных ценностей и результат обучения.

Практическая реализация предложенной модели заключается в отборе знаний, отражающих общечеловеческие ценности и гуманистические идеи, и в разработке соответствующих дидактико-методических средств в составе игровых форм учебной деятельности, активных методов и аутентичных материалов, способствующих эффективному усвоению данного содержания.

6. Благодаря изучению на теоретико-методологических трудов и в связи с целью исследования и сутью понятий «мировая культура», «приобщение к мировой культуре», удалось определить органически взаимосвязанные и взаимообусловленные критерии (ориентация на общечеловеческие ценности, гуманистическое отношение к представителям иного народа и его культуре, наличие культурной эрудиции, интерес к творческому изучению иностранного языка как средству приобщения к мировой культуре). Рассматривая выделенные критерии в единстве, возможно в целом считать, что они составляют основу приобщения студентов к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка. Каждому из представленных критериев соответствуют определенные показатели, по наличию и совокупности которых можно судить об уровнях эффективности приобщения студентов к мировой культуре: низком, среднем и высоком. Для фиксации общего уровня приобщения разработана комплексная методика, позволяющая измерить каждый критерий эффективности приобщения к мировой культуре.

Использование диагностического комплекса методик позволило определить результативность приобщения студентов к мировой культуре по каждому критерию и установить положительные сдвиги по всем диагностическим показателям. Количественная и качественная интерпретация, а также математико-статистическая обработка полученных данных подтвердили эффективность технологии приобщения студентов к мировой культуре, выстроенной в соответствии с разработанной моделью.

7. За время обучения в группах, занимавшихся по обучающей и развивающей программе «Полилог языка и культур», составленной на основе аутентичного материала, отражающего общечеловеческие ценности и достижения мировой культуры, произошли количественные и качественные положительные изменения, которые были выявлены: исходя из анализа результатов применения комплексной диагностики (тесты, анкеты, опросники), бесед со студентами, а также по представленным ими творческим работам. Произошло улучшение лексико-грамматических, социокультурных знаний в пределах изучаемых тем, предусмотренных программой, у студентов сформированы навыки работы с оригинальной справочной литературой, с зарубежными источниками информации. Студенты приобрели навыки разговорно-бытовой речи, участия в обсуждении тем, предусмотренных программой. Включение студентов в различные виды игровой учебной деятельности стимулировали их активность и самостоятельность по выполнению творческих заданий.

8. Предложенная организация освоения ценностей мировой культуры в процессе изучения иностранного языка может быть применена в учебном процессе как в среднем профессиональном, так и в высшем техническом учебном заведении. Перспективность данного исследования состоит в возможности продолжения и совершенствования работы над организацией обучения иностранному языку на старших курсах технического учебного заведения, на дополнительных курсах по иностранному языку и при обучении второму иностранному языку.

Результаты проведенного исследования в целом подтвердили положения гипотезы и позволили в заключении сделать следующие выводы:

1. Изучение и анализ философской, историко-педагогической, психологической, культурологической, лингвистической литературы показал, что в жизни современного общества приобщение к культурным ценностям других народов становится неотъемлемой частью гуманитаризации образования, которая способствует толерантному сосуществованию и взаимообогащению различных культур, формированию человека, способного к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Обучение иностранному языку в контексте диалога культур предоставляет неограниченные воспитательные возможности, если иностранный язык используется как средство освоения общечеловеческих ценностей, культурно-исторического и социального опыта различных стран, приобщения студентов к духовной культуре других народов, познания действительности путем иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности.

2. Эффективность реализации модели приобщения студентов к мировой культуре в процессе изучения иностранного языка связана: с отбором содержания знаний о мировой культуре (духовно-нравственные общечеловеческие ценности, достижения материальной и духовной культуры, исторической памяти, образы и стили жизни, социальные институты, нормы обращения, образцы поведения, речевой этикет, ценностные ориентации, которыми руководствуется человек, традиции, обычаи, праздники, символы и т. д.) и введением дополнительного культурного блока в образовательный процессс применением соответствующих активизирующих игровых форм учебной деятельности, комплекса методов и средств (включая музыкально-художественный компонент), позволяющих осуществить сознательно мотивированную и активную включенность студентов в учебную деятельность по творческому познанию и освоению мировой культуры, с учетом научно обоснованных принципов и при соблюдении необходимых педагогических условий, способствующих достижению цели. Использование разработанной модели в рамках формирующего эксперимента способствовало: формированию устойчиво-позитивного отношения студентов к общечеловеческим ценностям, в том числе к культурам других народовповышению их общекультурной эрудицииразвитию интереса у студентов к изучению языка и познанию культуры.

3. Разработанная и апробированная программа «Полилог языка и культур», включающая дополнительный блок с гуманистической направленностью, нацелена на развитие самостоятельности и творческой активности, что предполагает учет интересов и потребностей обучаемых. Программа характеризуется: изменением структуры форм обученияобъемностью, интеграцией коммуникативно-познавательных, эмоциональных и практических аспектов обучениямногообразием игровых форм занятий с элементами состязательностииспользованием средств народной педагогики (пословицы, поговорки) и музыкально-художественного компонента, включающего рассказы, песни-супершлягеры и стихи в пределах дополнительного блока.

4. Представленная организация обучения на основе диалогического взаимодействия между преподавателем и студентами ориентирована на эффективное освоение основ мировой культуры. Комплексное использование активных методов, различных средств и игровых форм с элементами состязательности формирует у студентов положительные стимулы к познанию мировой культуры, создает атмосферу эмоционального подъема на занятиях. Разработанные формы и методические приемы работы с супершлягерами и стихами, с аудио и видеоматериаломметодика проведения игр-конкурсов, игр-викторин по образцу телевизионных шоуподбор тематических творческих заданий и лексико-грамматических упражнений в стихах и песнях могут использоваться на занятиях по английскому языку в технических учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования, а также на курсах по изучению иностранного языка.

5. Критерии эффективности приобщения студентов к мировой культуре (ориентация на общечеловеческие ценности, лежащие в основе мировой культуры, гуманистическое отношение к представителям иного народа и его культуре, наличие культурной эрудиции, интерес к творческому изучению иностранного языка как средству приобщения к мировой культуре) и подготовленный диагностический материал представляют как теоретическую, так и практическую значимость, являясь эффективными средствами научно-методического обеспечения процесса обучения иностранному языку студентов технических учебных заведений.

6. Данное исследование не может являться исчерпывающим решением обозначенной проблемы и требует дальнейшей работы в следующих направлениях:

— развитие теории и практики билингвального образования в России;

— непрерывность обучения иностранному языку в многоуровневой системе языкового образования в высшей школе;

— создание модели системы языковой подготовки специалиста, востребуемого на российском и международных рынках профессиональных услуг в XXI веке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Педагогика Любви и Свободы. / Ю. П. Азаров. — М.: Топикал, 1994.— 608с.
  2. М.П. Английский язык в России и русский язык в Англии /Учёные записки ЛГУ серии филологических наук. вып. 9. / М. П. Алексеев. — Ленинград: Изд-во Ленин, гос. ун-та, 1944.— С. 11 — 137.
  3. Г. Г. Педагогическая технология формирования иноязычной речевой деятельности студентов технического вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук. / Г. Г. Амирова- Изд-во Казан, ун-та. — Казань, 2002.— 18с.
  4. И.В. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс книга 1. / И. В. Андреев.— Казань: изд-во Казан, ун-та, 1996.— 567с.
  5. В.И. Язык и культура: Особенности этносемантической интерпретации / В. И. Антонов. //Вестник. Моск. ун-та. сер. 7. философия, 2004.—№ 2.—С.50−56
  6. А.И. Социальная педагогика и культурология: содружество наук. / А. И. Арнольдов. М.: Изд-во АСОПИР РФ, 1996 — 28с.
  7. Артёмов В. А. Психология обучения языкам. / В. А. Артёмов. — М.: Просвещение, 1964.— 279с.
  8. Арутюнов А. Р. Игровые задания на уроках русского языка. / А. Р. Арутюнов, П. Г. Чеботаев, Н. Б. Музруков, Книга для преподавателей. — М.: Русский язык, 1984.— 217с.
  9. Бабанский 10. К. Интенсификация процесса обучения. / Ю. К. Бабанский. — М.: Знание, 1987.— 192с.
  10. А.Э. Основные направления развития содержания высшего образования в средней школе США: автореф. дис. канд. пед. наук. / А. Э. Бабашев. —Волгоград, 1998.— 22с.
  11. Д. Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях двуязычия. / Д. Ю. Барсук. — М.: Высшая школа, 1970.— 176с.
  12. Н.А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники / Н. А. Бердяев. // Вопросы, философии. — 1986.— № 2.— С. 147.
  13. В.П. Слагаемые педагогические технологии. / В. П. Беспалько. — М., 1998 — 186с.
  14. B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI веке. / B.C. Библер. — М.: Политиздат. 1990.— 173с.
  15. B.C. Школа диалога культур: Основы программы. / B.C. Библер. — Кемерово: Алеф, 1992, — 93с.
  16. М.А. Глобализация: интеграция и дифференция культур / М. А. Бирюков. // Философские науки. — 2001.— С.32−42.
  17. М.И. Двуязычие в системе национального и межнационального воспитания и обучения в педагогическом наследии. Учеб. пособие / М. И. Богомолова. — Наб. Челны 2002.— 62с.
  18. М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей: автореф. дис. д-ра. пед. наук / М. И. Богомолова. — Екатеринбург, 2003.— 43с.
  19. М.И. Национальное воспитание и двуязычие в истории педагогического наследия. / М. И. Богомолова. — Казань: Изд-во Казан, ун-та. 1998.—440с.
  20. Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. / Д. Н. Богоявленский. — М:. Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959.— 41с.
  21. Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. — Москва Ростов-на-Дону: ТЦ и Учитель, 1999.— 560с.
  22. М.А. Концепт «игра» в культурологическом дискурсе XX века: Проблемы изучения и актуальные тенденции: дис.. д-ра. философ, наук. /М.А. Бондаренко. М., 2002.— 320с.
  23. О. А. Формирование социокультуроведческой компетенции учащихся старших классов школ с углубленным изучениеминостранного языка. (На материале английского языка): автореф. дис.. канд. пед. наук./ О. А. Бондаренко. — Н. Новгород, 2000.— 18с.
  24. Бочкарев J1.JI. Актуальные проблемы современной музыкально-педагогической психологии. // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. / Под ред. Бариновой Е. В. / JI. JI Бочкарев. — М.: Изд-во ГМПИ им. Гнессиных, 1979. — С.54−81.
  25. А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие / А. П. Валицкая. // Педагогика, 2001.— № 7.— С.3−10.
  26. Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: Гуманистические перспективы постсоветской психологии. / Ф. Е. Василюк. — М.: Смысл, 1997.— С.284−315.
  27. Л.Г. Межкультурное обучение как полилог языков и культур. / Л. Г. Веденина.// Межкультурная коммуникация. / Тез. докл. — Иркутск, 1993 — С. 18−19.
  28. Т.И. Словообразования и открытые смыслы языка культуры / Т.И. Вендика// Вестник Моск. ун-та сер. 19 Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2001.— № 2.— С.34−46.
  29. Е.М., Язык и культура. / Е. М. Верещагин. В. Г. Костомаров. — М.: Рус. яз., 1976.— 248с.
  30. .П. Происхождение древнегреческой мысли. / Ж. П. Вернан. —М.: 1988.—С. 158−159
  31. .Л. Обучение взрослых иностранному языку: Вопросы теории и практики. / Ж. П. Витлин. —М.: Педагогика, 1978.— 168с.
  32. .Л. Развитие общей и профессиональной культуры учителей иностранного языка / Ж. Л. Витлин. // Иностранные языки в школе. — 1993.— № 6.— С.50−53.
  33. Г. Н. Этнопедагогика. / Г. Н. Волков. — Чебоксары: Чувш. кн. изд-во, 1974.— 376с.
  34. Вопросы методики преподавания иностранных языков в техническом вузе/ Под ред. Т. С. Серова. — Пермь, 1974. — 160с.
  35. Вуз XXI века и культура: Сб. статей по материалам одноимённого семинара КГТУ / Отв. ред. В. В. Скворцов. — Казань: КГТУ, 2000. — 256с.
  36. Вуз как воспитательное пространство //Педагогика. — 2002.— № 7.— С.52−71.
  37. .Л. Проблемы «Европейского воспитания» / Б. Л. Вульфсон. // Педагогика. — 2000.— № 2 — С.71−81.
  38. Л.С. Психология искусства. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1997.— 342с.
  39. О.Б. Воспитание: цели, средства, перспективы Новое педагогическое мышление. / О. Б. Газман. — М.: Педагогика, 1989.— 315с.
  40. А.И. Подготовка инженерных кадров для промышленных производств будущего за рубежом / А. И. Галаган. // Социально-гуманитарные знания. — 2001.— № 1.— С. 172−192.
  41. Ф.С. Проблема ценностей в современном российском обществе: автореф. дис.. канд. филос. наук. 90 000/ Ф. С. Галимбекова. — Уфа, 2000.— 18с.
  42. Е.А. Межкультурная коммуникация. Сборник учебных программ. / Е. А. Галочкина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.— С. 379.
  43. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. / Н. Д. Гальскова. — М.: АРКТИ, 2000.— 165с.
  44. Н.Д. Теоретические вопросы обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко.// Иностранные языки в школе. — 1994.— № 1.— С.12−17.
  45. .С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования/ Б. С. Гершунский. // Педагогика. — 2002.— № 7.— С.25−32
  46. .С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б. С. Гершунский, Р. Е. Шейерман. / Педагогика.— 1992.-№ 5.-C.3−13.
  47. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / С. И. Гессен. —М.: Школа-пресс, 1995.— 448с.
  48. Т. Н. Обучение иностранному языку дошкольников и младших школьников с опорой на песенную методику: дис.. канд. пед. Наук 13.00.01 /Т.Н. Гнилова. — М., 2001.-195с.
  49. М.А. Осторожно! Hot Dog! Современный активный English. / М. А. Голденков. 2-е издание, испр. и доп. — М.: ЧеРо, 2001.— 272с.
  50. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. / Ю. В. Громыко. —М., 1996.— 119с.
  51. З.С. Будет ли в XXI веке глобальный язык? / З. С. Гунаев. // США Канада. Экономика. Политика. Культура. — 2001.— № 10 — С. 123−127.
  52. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. —М.: 1979.— т.2, С. 217.
  53. Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. — М., 1991.—129с.
  54. К.Х. Философия образования в период социальных трансформаций. / К. Х. Делокаров, Г. А. Комисарова. — М., 1997.— 125с.
  55. Ю.Д. Социальная лингвистика. / Ю. Д. Дешериев. — М.: Наука, 1977.—382с.
  56. А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. / А. Н. Джуринский. — М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.— 432с.
  57. Г. В. Многокультурное образование. / Г. В. Дмитриев. -М.: Народное образование, 1999.— 184с.
  58. А. Избранные педагогические сочинения. / А. Дистервег. — М.: Учпедгиз, 1956.—374с.
  59. О.В. Очерки по философии образования. / О. В. Долженко. — М.: Промо-Медиа, 1995.— 240с.
  60. В.И. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие / В. И. Загвязинский, Поташник М. М. -М.: Пед. общество России, 2004.— 144 с.
  61. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Гос. Комитета РФ по высшему образованию. 1996.— № 2.— С.З.
  62. Запад и Восток. Традиции и современность: учеб. пособие для студентов негуманитарных вузов / под ред. С. Г. Галаганова и А. В. Киселёва. — М.: Общество знание РФ, 1993.— 240с.
  63. А.А. Определение культуры и место материальной культуры в общей культуре. / А. А. Зворыгин. — М., 1967.— С.З.
  64. И.А. Психологические особенности интенсивного обучения взрослых иностранному языку / И. А. Зимняя. // Методы интенсивного обучения иностранному языку. — М., 1977.— № 3.— С.17−30.
  65. В.П. Наука неотъемлемая часть культуры? / В. П. Зинченко.//Вопросы философии.— 1990.— № 7.— С.12−18.
  66. Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия / Г. Л. Ильин. — М.: Исследовательский центр, 1992.— 125с.
  67. .С. Интегрированная подготовка инженеров / Б. С. Илькевич. // Высшее образование в России, 2004 г.—№ 4.— С. 106−115.
  68. О. Ю. Проблемы теории и практики формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности специалиста / О. Ю. Искандарова. — Уфа: Башкирский медицинский университет, 1998.— 259с
  69. О. Иноязычная профессиональная компетентность / О. Искандеров. // Высшее образование в России. — 1999.— № 6.— С.53−54.
  70. В.В. Мировая культура. Викторины: Учебное пособие по английскому языку / В. В. Кабакчи. СПб.: КАРО, 2004 — 304с.
  71. М.С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.— 205с.
  72. Е. Овладение иноязыком в игре / Е. Казакова. // Высшее образование в России.— 1999.— № 6.— С.73−76.
  73. А.В. Педагогические пути условия формирования общечеловеческих ценностей у младших школьников в процессе изученияиностранного языка: дис.. канд. пед. наук / А. В. Калагастова. — Липецк, 2001.— 170с.
  74. Л.И. Делу время, потехе час: Интенсивный курс английского языка для бизнесменов / Л. И. Каминская. Учебные книги 1,2,3 — М.: Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 1993.— 72с.
  75. И. Основы метафизики нравственности /Собр. соч. в 6-ти Т. Т. 4/ И. Кант. — М.: Мысль, 1965.— С.365−367.
  76. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев / Под. ред. Арсеньева A.M. — М.: Педагогика, 1982.— 304с.
  77. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основы целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. — М.: Новая школа, 1993.— 80с.
  78. А.С. Основы культурологии: Морфология культуры / А. С. Кармин. — СПБ.: Изд-во «Лань», 1997.— 512с.
  79. Л.А. Психологический анализ коллективообразующих процессов при интенсивном обучении иностранным языкам / Л. А. Карпенко.// Активизация учебной деятельности: Сб. статей / Под ред. Г. А. Китайгородской1. М.:МГУ, 1981.—С.61−69.
  80. Е.П. Роль музыки и песен в изучении английского языка / Е.П. Карпиченкова// Иностранные языки в школе. — 1990.— № 5.— С.45−46.
  81. Э. Избранное. Опыт о человеке. Перев. с нем. / Э. Кассирер.— М.: Гардарина, 1998.— 780с.
  82. В.Н. Интегративная концепция человека / В. Н. Келасьев.
  83. СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992.- 207с.
  84. В. Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации / В. Г. Кинелёв. — М.: Гуманит. издат. центр «Владос», 1998.— 519с.
  85. Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика / Г. А. Китайгородская. М.: Рус. яз., 1992.— 254с.
  86. И.А. Педагогическая праксеология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / И. А. Колесникова, Е. В. Титова. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256 с.
  87. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре: Пособие для учителя / Под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. — М.: Просвещение, 1992.— 127с.
  88. В.Г. Русский язык среди других языков мира. / В. Г. Костомаров. —М.: Рус.яз., 1975.— С. 68.
  89. А.И. Культурология: словарь / А. И. Кравченко. — М.: Академический проект, 2000.— 671с
  90. Н.Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. — М.: Народное образование. 2000.— № 10.— 270с
  91. М.С. Педагогические условия и средства модернизации обучения иностранным языкам в вузе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. / М.С. Кузьмина- Сар.гос.ун-т. — Саратов, 2002.— 215с.
  92. Культура. Культурология и образование // Вопросы философии. —1997, — № 2.— С.3−97.
  93. Культурология XX в.: словарь / Под ред. А. Я. Левит. — СПБ.:1998.— 640с.
  94. Культурология. История мировой культуры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А. Н. Марковой. — М.: Изд-во объединение «ЮНИТИ», 1995.— 223с.
  95. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный подход. / Ф. Г. Кумбс. — М.: Наука, 1970, — 180с.
  96. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  97. Р. Обучение иностранному языку //Методика преподавания иностранных языков за рубежом. / Р. Ладо. — М.: Прогресс, 1967.
  98. Леви-Строс К. Первобытное мышление. / К. Леви-Строс. — М.: Республика, 1994.—384с.
  99. А. А. Психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам / А. А. Леонтьев // Рус. яз. за рубежом. — 1982 № 4-С.48−52.
  100. И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я Лернер — М.: Знание, 1980, — 96с.
  101. В.М. Научно-методический журнал «Классный руководитель» /В.М. Лизинский. — М: Центр «педагогический поиск», 2003-№ 6.-С.65−86.
  102. Лингвострановедческий аспект преподавания ин. языков / Сб. науч. статей. Вып. 2. — Казань: КГПУ, 1997 164с.
  103. . Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачёв — М.: Просвещение, 1985 175с.
  104. Н. Обучение как общение и сотворчество / Логунова Н // Высшее образование в России. — 2000 № 3.- С.108−110.
  105. А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. — М.: Политиздат, 1991- 524с.
  106. И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании / И. Д. Лушников // Педагогика. — 2000.-JVM0 С.95−103.
  107. И.А. Социокультурный подход в методике преподавания иностранных языков в техническом университете, на материале немецкого языка: дис.. канд. пед. наук. 130 002 /И.А. Лупач- Таган.гос.радиотех.ун-т. — Тамбов, 2001.- 167с.
  108. С.В. Метаморфозы традиционного сознания. С. В. Лурье. — СПБ.: Тип. им. Котлякова, 1994.-228с.
  109. А.А. К вопросу о взаимодействии культур в условиях нового политического мышления / А. А. Ляхов А. В Качкин // Новое мышление и диалог культур. — М.: 1990-С. 18−34.
  110. Л.В. Обучение профессионально-ориентированному общению на английском языке студентов неязыкового вуза: дис. канд. пед. наук/Л.В Макар. —СПб.-2000.-210 с.
  111. У.Ф. Значение языков в современном мире / У. Ф. Маккей // Перспективы. Вопросы образования. — 1992- № 2- С.49−63.
  112. Е. Вуз исскуства и культуры в XXI в. / Е. Малянов // Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2003- № 7 С.10−15.
  113. В.Ш. Педагог и культура: Пособие в помощь учителям шк., социал. педагогам. Социал. работникам и студентам / В. Ш. Масленикова Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1994.- 111с.
  114. В.М. Культура и история / В. М. Межуев. — М., 1 977 199с.
  115. В.В. Инженерам языковую подготовку // Языковая подготовка в вузе: межвуз. сб. науч. работ. / В. В. Меликов. — Тюмень: ТюмГНГУ, 1999.-С.З-4.
  116. Т.Б. Поликультурное образование: программы и методы / Т.Б. Менская- Ed. ву RJ. Samuda A.S.L. Kong Kingston Toronto Intecultural Sociences Publ, 1986.- 304c.
  117. Методика преподавания иностранных. языков за рубежом / сост. М. М. Васильева, Е. В. Синявская. — М.: 1987 207с.
  118. Миньяр-Белоручев Р.К., Лингвострановедение или «иноязычная» культура? / Р.К. Миньяр-Белоручев, О. Г. Оберемко // Иностранные языки в школе. —1996.-№ 6- С.54−56.
  119. Л.А. Методы обучения иностранным языкам / Л. А. Миролюбов — М.: Ступени. ИНФРА-М, 2002.- С.352−362.
  120. В. Б. Час времени или ода знаниям / В. Б. Миронов // Народное образование.— 1990 № 4 — С.132−142.
  121. Н.И. Приобщение студентов вузов к духовным общечеловеческим ценностям (на материале преподавания предметов гуманитарного и психологического цикла. 1960-е начало 1990-х) дис. канд. пед. наук 13.00.01. / Н. И. Миронова. — М., 1999.-231с.
  122. В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход / В. Миттер // Перспективы. 1993- № 1.- С.45−47.
  123. Мнение студентов о качестве образования // Народное образование.- 2002 № 5.- С.92−93
  124. О.Г. Диалог культур как основа совершенствования личности. Проблемы мониторинга качества образовании /О.Г. Молякова //Тез. док. на VII Всероссийской научно-практической конференции — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1999 С. 107
  125. .Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостности осмысления: автореф. дис. д-ра. филос. наук: 24.00.01. / Б. Г. Мосалев М., 1999.-46с.
  126. А.В. Коммуникативная культура личности: теоретические и методологические проблемы // Сб. науч. тр. /А.В. Мудрик. — М.: АПН, 1989.-284с.
  127. Г. В. Гуманизация и гуманитаризация высшей технической школы / Г. В. Мухаметзянова Казань: информационный центр НССО РАО, 1996.—328с.
  128. Мысли, помогающие нам жить. Сборник цитат, пословиц и поговорок. — М.: Изд. Центр. СП"Парамедикл", 1992—191с.
  129. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. /5-е издание. — Минск: Вышейшая школа, 1999 517с.
  130. Наука и практика. Диалоги нового времени: науч.- практ. конф., 1719 марта 2003 г.: тез. докл. — Наб. Челны: Изд-во КамПИ, 2003- 427с.
  131. .М. Приоритеты на путях гуманизации образования / Б.М. Неменский-М.: Педагогика, 1989−104с.
  132. Р.С. Практическая психология: Учеб. Пособие / Р. С. Немов.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997 С.320с.
  133. О.А. История и теория мировой культуры: Задачи, тесты, упражнения / О. А. Нестерова М.: УРАО, 2000 — 175с.
  134. Никитина Н. Н Содержание и механизмы ценностного самоопределения в ранней юности / Н.Н. Никитина//Вестник ульяновского государственного педагогического университета. Ульяновск: 2005.- № 1-С.27−30.
  135. Обучение иностранному языку в ССУЗ с учётом современных направлений развития образования: респуб. науч.-практ. конф. 25 марта 2003 г.: тез. докл.-Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003 .-177с.
  136. Обучение иностранным языкам в школе и вузе для преподавателей, аспирантов и студентов. — СПБ.: КАРО, 2001- 240с.
  137. С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой-М.: Рус. яз., 1983.-816с.
  138. Т. Поликультурное образование: реформа учебных программ / Т. Палькер//Перспективы, 1993.-№ 1-С.5−10.
  139. Е.И. Учитель иностранного языка: мастерство и личность / Е.И., Пассов В. Б. Кузовлев, В. Б. Царькова. — М.: Просвещение, 1993- 159с.
  140. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов М.: Русск. язык, 1989 276с.
  141. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин и др. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000.-512с.
  142. А. Человеческие качества. Пер. с анг. / А. Печчеи.- М.: Прогресс, 1980—302с.
  143. JI.H. Высшая школа США: социально-политический аспект / JT.H. Пивнева. — Харьков: Харьков, гос. пед. ин-т им. Г. С. Сковороды, 1992.- 150с.
  144. В.Я. Современная западная педагогика: социал-реконструктивиское направление / В. Я. Пилиповский // Педагогика. 1995-№ 5- С.93−97.
  145. А. Нравственное воспитание школьников в процессе слушания музыки / А. Пиличаускас // Музыка в школе. — 1990.-№ 4.— С. 36.
  146. Г. В. Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Г. В. Позизейко.- Орл.гос.ун-т. Орёл: 2002 — 183с.
  147. Г. С. Наследие Европы в мире культуры. Европейское наследование в становлении глубокого диалога культуры / Г. С. Померанц // Европа и мир: Проб-тем сб/РАН ИМИОН Центр науч. информ. исслед. глобальных и региональных проблем. 2000.-С. 15−35.
  148. Примерная программа дисциплины «иностранный язык» (в неязыковых вузах). — М.: МГЛУ, 2000.—23с.
  149. Ю.Е. Лингвострановедение-страноведение-культуро-ведение Ю.Е. Прохоров // Русск. язык за рубежом 1990 — № 3- С.76−83.
  150. В.В. Особая ответственность В.В. Путин // Высшее образование вРоссии-2000 -№ 1.-С.4−6.
  151. З.И. К истории развития теоретических основ проблемы педагогического стимулирования / З. И. Равкин // Советская педагогика 1973-№ 8.- С.28−32.
  152. А. А. Философия: курс лекций / А. А. Радугин — М.: Владос, 1995−304с.
  153. В.Э. Краткий обзор основных методов преподавания иностранных языков с I по XX век / В. Э. Раушенбах. М.: Высшая школа, 1971.-112с.
  154. П.А. Нужна ли «Бритва оккама» / П. А. Рачков // Вестник Моск. ун-та. Сер 7. Философия-2003-№ 2-С.30−47.
  155. Е.О. О многостороннем подходе к обучению иностранному языку в неязыковом вузе / Е. О. Ржевская // Языковая подготовка в вузе: межвуз. сб. научн. работ. Тюмень: ТюмГНГУ, 1999.-С.45−48.
  156. Рогова Г. В, Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. Пособие для учителей и студентов педагог, вузов / Г. В. Рогова, И.Н. Верещагина- М.: Просвещение, 2000 231с.
  157. Ю.В. Введение в культуроведение / Ю. В. Рождественский. — М.: ЧеРо, 1996−288с.
  158. Н.В. Ценности гуманитарного образования / Н. В. Розов // Высшее образование в России 1996.-№ 1.-С.85−89.
  159. Россия и Запад: диалог культур: Сб. науч.тр. —М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994 233с.
  160. М.М. Бытие и сознание / М. М. Рубинштейн, — М.: Изд-во АН. СССР, 1957.-328с.
  161. В.Н., Цивилизационно-культурологическая парадигма развития / В. Н. Руденко, О. В. Гукаленко // Педагогика .- 2003-№ 6 С.34−40.
  162. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / А. Я. Савельев // Высшее образование в России .- 1994.-№ 2 -С.29−37.
  163. Э. Закономерности формирования «Модели культурного человека» / Э. Савицкая // Вопросы философии 1990 — № 5 — С.61−74.
  164. Д.В. Поликультурализм: теория и образовательная практика / Д. В. Сажин / Под ред. д-ра. культурол. наук Л. Г. Брылевой. СПБ.: ИОВ РАО, 2001.-75с.
  165. Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды/Р. Г. Салахутдинов-Казань: РИЦ «Школа», 2002.- 216с.
  166. В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2001.- № 3-С.17−24.
  167. В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам: автореф. дис. д-ра. пед. наук / В. В. Сафонова.- Моск.гос.ун-т. М., 1993 .-43с.
  168. В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова.- Воронеж: Истоки, 1996.-237с.
  169. JI. А. Место русской культуры среди мировых культур / JI. А. Седов // Полис. 1994.-№ 4.- С.97−100.
  170. Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко.-М.: Народное образование, 1998−255с.
  171. Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Ю. В. Сенько-М.: Изд. центр Академия", 2000 240с.
  172. Ю. В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен / Сенько Ю. В. // Педагогика. -2002.- № 1.- С.62−67.
  173. В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков.- Волгоград: Перемена, 1994- 152с.
  174. М., Образование и двуязычие / М. Сигуан, У. Ф. Макки М.: Педагогика.- 1990- 180с.
  175. А.С. Игровой подход в обучении / А.С. Сиденко// Народное образование. -2000 № 8 — С.130−137.
  176. P.P. Образование в условиях меняющегося мира / P.P. Сингх // Перспективы 1993- № 1.-С.27−30.
  177. Е.С. Ценности в мире человека: парадигмальный и социокультурный аспекы: дис. канд. филос. наук: 09.00.01. / Е. С. Сироткина.- Сарат.гос.ун-т. — Саратов, 1996 152 с.
  178. Н. Социология /Н. Смелзер-М.: «Феникс», 1994- 687с.
  179. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов М.: Пед. общество России, 1999 — 416с.
  180. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986−669с.
  181. Современные направления в зарубежной методике преподавания ин. языков. Вып. 324.: Сб. науч. тр.- М.: МГПИИЯ, 1989 142с.
  182. В.И. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для учащихся / В. И. Смирнов М.: Интерпранс, 1994−272с.
  183. Г. В. Субъекно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов / Г. В. Сороковых // Педагогика-2004-№ 1- С.62−68.
  184. Н.В. Становление социально-коммуникативной культуры будущего специалиста. На материале обучения иностранному языку в военно-техническом вузе: автореф. дис.. кан. пед. наук / Н.В. Степанова- гос. пед. ун-т. — Липецк, 2002 18с.
  185. У.Д. Антропологическая теория и археологический факт / У .Д. Стронг // Культурология.-2000- С.44−45.
  186. И.А. Ценностное пространство общества: теоретико-методологическая концепция: автореф. дис.. д-ра. социолог, наук: 22.00.06. И.А. Сурина-М., 2000−40с.
  187. П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. -2001.-№ 4-С. 12−18.
  188. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Вестник высшей школы 1998 — № 3.-С. 10.-12.
  189. Г. Д. Реалии в языке и культуре / Г. Д. Томахин // Иностранные языки в школе. -1997 № 3.- С.13−18.
  190. Е.Ф. Язык как средство трансляции культуры / Е. Ф. Тарасов.-М.: Наука, 2000.- С.30−45.
  191. О.Б. Основы оптимизации обучения иностранному языку в неязыковом вузе.: автореф. д-ра. дис.. пед. наук / О.Б. Тарнопольский-М., 1992 -56с.
  192. Тезаурус для учителей и школьных психологов М.: Новые ценности образования, 1996 — 210с.
  193. .М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б. М. Теплов / Известия АПН РСФСР. Вып. 11. Ш. Л., 1966 С .4−10.
  194. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер- Минасова М.: Слово / SIovo, 2000, — 624с.
  195. М.В. Движение идей мультикультурализма в США в конце XX века / М. В. Тлостанова // США. Канада. 2000.- № 10, — С.98−107.
  196. Толстой J1.H. Педагогические сочинения / J1.H. Толстой M.-JL: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР. — 339с.
  197. Г. С. Педагогические основы обучения иностранным языкам: монография. Удмурт, гос. ун-т / Г. С. Трофимова, — Ижевск: Издат. дом «Удмурт ун-т», 1999.- 282с.
  198. С., Туровской М. С позиции субъекта культуры / С. Туровская, М. Туровской // Вестник высшей школы. 1990 — № 4.- С. З 1−34.
  199. Ю.Н. Культура и гуманизация общества / Ю. Н. Устюшкин // Вестник Московс. гос. ун-та, сер. 7. 1992 — № 1, — С.19−25.
  200. К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т.2. / К. Д. Ушинский.-М.: Педагогика, 1998−322с.
  201. К.Д. Изб. пед. сочинения / К. Д. Ушинский М.: 1 945 215с.
  202. М.О. Обучение культуре общения на английском языке / М.О. Фаенова-М., 1991.
  203. А.Н. Развитие культурологической концепции студентов университета в процессе изучения иностранного языка: дис. канд. пед. наук 13.00.01 / А.Н. Фёдорова- Ур. гос. акад. физ. Челябинск, 2001.— 203с.
  204. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989- С. 194−256.
  205. Н. О. Ценностные аспекты межкультурной коммуникации (личностный уровень): автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11. / Н.О. Фомина-М., 1999.-16 с.
  206. Э. Душа человека / Э. Фромм М.: Республика, 1992.-429с.
  207. М. Дж. Проблемы качества / М. Дж. Фразер // Высшее образование в Европе 1995-№ 1−2.-С. 16−21
  208. C.JI. Смысл Жизни / C.JI. Франк // Вопросы философии-1990.-№ 6.-с. 68−131.
  209. Фрейд 3. Недовольство культурой // 3. Фрейд Психоанализ. Религия. Культура-М., 1992.-С.65−134.
  210. С. Избранные педагогические сочинения / С. Френе.- М.: Прогресс, 1990−304с.
  211. В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам / В. П. Фурманова Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та., 1993- 124с.
  212. М. Время картины мира / М. Хайдеггер // Новая технологическая волна на Западе. 1986 — С. 93.
  213. И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи: (подготовка переводчиков): автореф. дис.. д-ра пед. наук (13.00.02- 10.02.19). / И. И. Халеева М., 1990.-32с.
  214. И. Игровой элемент современной культуры / И. Хейзинга //Полис.- 1991.- № 5.-С.200−206.
  215. В.М. Роль музыки в воспитании нравственной и эстетической культуры детей: дис.. канд. пед. наук 13.00.01. / В. М. Хомякова -Казань, 2000.- 241с.
  216. П. Изучение иностранных языков. Некоторые размышления из опыта преподавания / П. Хэгболдт. М.: 1963.—156с.
  217. И.А. Идеи диалоговой концепции культуры как методологическая основа современного образования / И.А. Цатурова// Россия и Запад: диалог культур (28−30 ноября 1996). -М., 1996.-С.349−355.
  218. И.А. Каким видится языковое образование / И. А. Цатурова // Высшее образование в России 2003-№ 3 — С.105−100.
  219. М.Т. Из трактата об ораторским искусстве //Об ораторском искусстве / М. Т. Цицерон М., 1973- С. 52.
  220. Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник / Под ред. Ю. С. Борцова и др. -Ростов Н/Д: Феникс, 1996.-544с.
  221. Чик Г. Единицы культуры / Г. Чик // ОНС. -2000.- № 2.-C.l 11−122.
  222. Чучин-Русов А. Е. Образование и культура / А. Е. Чучин-Русов // Педагогика. 1998.-№ 1.-С.9−12.
  223. Чучин-Русов А. Е. Единое поле мировой культуры, кн. 1 Теория единого поля. / А.Е. Чучин-Русов М.: Прогресс-Традиции, 2002.-С.64.
  224. А.В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников: дис.. канд. пед. наук 13.00.01./ А.В.Шафикова- Изд-во казан, ун-та Казань, 2000.-156с.
  225. Шиянов Е. Н Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: «Академия», 1999 — 288с.
  226. О. Закат Европы. Пер. с нем. / О. Шпенглер,-Новосибирск: Наука, 1993−584с.
  227. Р. Духовное обновление педагогики. М.: Парсифаль, 1995.-251с.
  228. Р. Духовно-душевные основы педагогики / Р. Штейнер.-М.: Парсифаль, 1997 140с.
  229. Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования / Э. А. Штульман Воронеж, 1976.-156с.
  230. Щестопалова JL Иностранный язык в комплексах школа-вуз в современных условиях / JI. Щестопалова // Высшее образование в России.1996.-№ 1.-С.93−96.
  231. Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: 1978—304с.
  232. .Г. О гуманистической составляющей высшего образования / Б. Г. Юдин // Alma mater Вестник высшей школы 2004 — № 5.-С.З-5.
  233. Н.А. Современные тенденции в обучении английскому языку. / Н. А. Юнусова // Наука и практика. Диалоги нового века: материалы конференции. г. Набережные Челны. 2003 С.80−82.
  234. И.Я. Эстетика как философия искусства. / И. Я. Яковлев: тез. выст. и докл. 20−21 окт. 1999 г. СПб., — С.95−96.
  235. Byram М. Zarate G. Definitions, Objectives and Assessment of Socio-Cultural Competence. Stasbourg: Council of Europe (Council for Cultural Cooperation), 1994, 32 p.
  236. Byram M., Esarte-Sarries V. Investigating Cultural Studies in Foreign Language Teaching. Clevedon, Philadelphia, cop. 1991. — XI. — 219 p.
  237. Jennings В., Previtt K. Applying for Humanities N. V. L., 1985. p. 127−129.
  238. Lado R. How to compare two cultures // Culture Bound /Ed. by ValdesJ. M. Cam.: CUP, 1986.-p. 52−63.
  239. Levi-'Strauss C. Keine Kultur Kann in longerer Isolierung leben. Bonn, Deutsche UNESCO kommission, UNESCO — Dicnst, Vol. 30, Nos. 1−2, 1983. — p. 14−17.
  240. Palmer H. The Principles of Languages study. 1921.
  241. Murphy R. Essential Grammar in USE. Cambridge University Press, 1990.-259p.
Заполнить форму текущей работой