Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят так:
|
Действия учителя. | Действия ученика. |
- 1. Информирует о новых знаниях, объясняет.
- 2. Организует осмысливание учебной информации.
- 3. Организует обобщение знаний.
- 4. Организует закрепление учебного материла.
- 5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения
| - 1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание.
- 2. Осмысливает, углубляет понимание учебного материала.
- 3. Обобщает усвоенный материал.
- 4. Закрепляет изученное путем повторения.
- 5. Применяет изученное в упражинениях, заданиях и пр.
|
Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени.
Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев.
Проблемное обучение
При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.
Этапы проблемного обучения таковы:
|
Действия учителя. | Действия ученика. |
- 1. Создает проблемную ситуацию.
- 2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой.
- 3. Организует поиск гипотезыпредположительного объяснения противоречий в материале, ситуации
- 4. Организует проверку гипотезы.
- 5. Организует обобщение результатов, получение выводов и их применение
| - 1. Осознает противоречия в изучаемом явлении.
- 2. Формулирует проблему.
- 3. Выдвигает гипотезы, объясняющие противоречия, причины явления.
- 4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т. д.
- 5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания
|
Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.
Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто. Как видно, такая модель обучения восходит к методам системы Д. Дьюи (обучение через делание). В 60-е годы ее вариант — обучение через исследование — разрабатывал Дж. Брунер. В России это делали И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, М. М. Махмутов и др.